Сегодня трудно найти человека, который не любит танцевать. Каждый день с экрана телевизора мы видим разнообразные танцевальные шоу. Танцы плотно входят в нашу жизнь. Поэтому я решила выяснить, какое место занимают наименования танцев в толковых словарях русского языка.
Тема исследования: «Сходство и различия наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой».
Актуальность исследования:
Считаю данную тему актуальной потому, что любые изменения, происходящие в русском языке, являются неотъемлемой частью культуры общества. Знакомство с названиями танцев, представленных в толковых словарях русского языка, поможет расширить знания о лексическом составе языка, а также углубить знания по русскому языку в целом. Данное исследование помогло найти интересное и неисследованное рядом с собой.
Цель: сравнить наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой с точки зрения частоты использования, а также их лексического значения.
Вложение | Размер |
---|---|
emelyantseva_issledovatelskiy_proekt.docx | 67.57 КБ |
Направление Филологическое (русский язык)
Номинация конкурса Исследовательский проект
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ НАИМЕНОВАНИЙ ТАНЦЕВ
В СЛОВАРЯХ В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой
Работу выполнила
Емельянцева Анна
ученица 6- В класса
МБОУ СОШДС № 15
г.Симферополь
Крым
Учитель
Коваленко Валентина Михайловна
Танец –душа, в ней каждое движение — слово
(Мата Хари)
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз.
(Фридрих Ницше)
Введение.
Русский язык- живой язык. В нём постоянно происходят изменения: появляются новые слова, а некоторые вовсе исчезают из лексикона. Это доказывает то, что язык обладает способностью быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, появлением новых слов или переосмыслением старых, он открыт для инноваций. А всякая инновация в языке - это интересное явление.
Сегодня трудно найти человека, который не любит танцевать. Каждый день с экрана телевизора мы видим разнообразные танцевальные шоу. Танцы плотно входят в нашу жизнь. Поэтому я решила выяснить, какое место занимают наименования танцев в толковых словарях русского языка.
Тема исследования: «Сходство и различия наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой».
Актуальность исследования:
Считаю данную тему актуальной потому, что любые изменения, происходящие в русском языке, являются неотъемлемой частью культуры общества. Знакомство с названиями танцев, представленных в толковых словарях русского языка, поможет расширить знания о лексическом составе языка, а также углубить знания по русскому языку в целом. Данное исследование помогло найти интересное и неисследованное рядом с собой.
Цель: сравнить наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой с точки зрения частоты использования, а также их лексического значения.
Задачи проекта:
Материал исследования:
При подготовке были использованы следующие методы:
Теоретический (работа с научной литературой, с электронными ресурсами)
Эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов)
Математический (построение графиков)
Гипотеза исследования:
Исследовав название танцев в толковых словарях русского языка, можно проследить развитие танцевального искусства.
Содержание:
Введение
Танец – древнейший вид искусства.
История танца.
Этимология слова «танец».
Сходство и различие наименований танцев в толковых словарях
В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой.
3. Заключение
1.Теоретическая часть
Танец — вид искусства, в котором образы создаются с помощью пластических движений и ритмически четкой смены положений человеческого тела. Своими корнями танец глубоко уходит в народное творчество. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением условий жизни менялся и танец. Пляски были очень распространены у народов древнего мир. В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения.
Происхождение и история танца
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец — основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак и др.) и Африки.
Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности. В годы средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи). В 15—16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены — морески, создавались трактаты и учебники Танцев. В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство танца обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль танца, этому способствовало появление специальной обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах.
Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн. Для основателей свободного танца танец стал особой философией. Айседора Дункан (1877—1927) мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».
Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела. Его сторонники искали источник возрождения в природе, призывали к естественности, освобождению человека от требований, налагаемых на него современной цивилизацией.
Влияние афроамериканского и латиноамериканского танца охватывает весь 20в. Эстрадный танец, поддерживаемый растущим интересом к джазу, перемещается из ночных клубов и театральных водевилей в американские мюзиклы и на концертные подмостки. В 1910 из Аргентины приходит танго. В середине 1920-х годов после пасодобля, пибоди и уан-степа стиль джаза «диксиленд» помог выйти на первое место чарлстону. Однако к концу десятилетия чарлстон надоел публике, и в 1930 новую сенсацию произвела кубинская румба.К концу войны из Латинской Америки пришла мамба. Постоянно рос интерес к такому танцу, как рок-н-ролл. Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем ча-ча-ча, пока в моду не вошел твист. Танцы 1960-х годов представляли собой сольные танцы, в которых партнеры танцуют на некотором расстоянии, не касаясь друг друга, а движения, рисунок и ритм у каждого может быть свой.
В конце XX-начале XXI века танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал и т.д., но именно как современное искусство,художественное высказывание он оформился недавно. Существуют и другие линии развития танца: становится спортом (спортивные и бальные танцы), становится частью терапии (танцтерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп и т.д.), но к современному искусству они не относятся.
Этимология слова «танец».
Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Оно было заимствовано из польского языка, только к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До этого употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Но понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном языке все наоборот. Слово «пляска» употребляется по отношению к народным танцам, а слово «танец» - к бальным и иным формам танцевального искусства.
Практическая часть
Сопоставительный анализ наименований танцев в словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремовой
- наименования танцев, которые частично меняют своё значение.
- наименования танцев, которые меняют своё значение.
- наименование танцев, которые не меняют своего значения.
- наименование танцев, которые вышли из употребления.
- наименование танцев, которые представлены только в словаре Т.Ф.Ефремовой
№ | «Толковый словарь живаго Великорускаго языка» — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. 1861 г | Слова́рь ру́сского языка́» — однотомный нормативный толковый словарь русского языка, созданный известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 1949 г. | Современный толковый словарь русского языка Ефремовой - самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника (около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц). Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI веков. 2000 г. |
Танок, танки мн. юж. зап. мск. (танец?) хоровод, игровые пляски, круг, улица. Танки водить. За селом танок собирается. Танцы м. мн. пск. навес, который ставят на Пасху, и где девушки собираются петь; перед ним водят танки. | ТАНЕЦ, -нца, м. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений Стр.644 | Танец -1. м. 1) вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. 2) ряд телодвижений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке. 3) музыкальное произведение в ритме и стиле таких телодвижений. | |
Танцева́ть, танцовывать, плясать, пуститься в пляс, ходить плясом. Медведь танцует, а человек пляшет. —Танец, род, вид пляски. Какой это танец? что за пляска, как зовут ее. Танцовый, танечный, к пляске относящ. Муж в шанцах, а жена в танцах. Ноги гнилы, так и танцы, немилы. Танцовальный учитель и танцмейстер м. —рша ж. Танцовщик, —щица, танцор, —рка, вообще, кто пляшет,или || плясун, плясунья по званию, ремеслу, балетчик, —чица. | ТАНЦЕВАТЬ, Исполнять танец; уметь исполнять танцы. Т. вальс. Легко танцует. Конь танцует под всадником (перен.: грациозно переступает с ноги на ноту. Стр.644 | Танцевать-а) исполнять танец (1*2), танцы. б) перен. неперех. идти, подпрыгивая, или стоять, переступая с ноги на ногу (о лошадях). в) перен. неперех. производить колебательные движения, качаясь, дрожа (о прикрепленных неодушевленных предметах). 2) а) неперех. уметь исполнять танец (1*2), танцы. б) быть артистом балета. 3) а) неперех. принимать участие в танце (1*2), танцах. б) исполнять партию в балете. | |
1 | Бал Балет - зрелище, составленное из плясок и немого действия. Ба Балетный- к такому представлению относящийся; бале́тчик м.—- чицаж. балетный плясун. Балетме́йстер -сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними. Б Бал | Балет, -а, мужской род 1. Искусство сценического танца. Классический б. 2. Театральное представление — танцы и пантомим Стр. 31 | Балет - Вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии. 2) а) Театральное представление, действие которого сопровождается музыкой, передается через танец и пантомиму. |
2 | Баланжа́ ж. арх. донынѣ сохранившаяся старинная (руская?) пляска. Бить баланжу́смл. выходить изъ себя, неистово кричать и метаться, бѣсноваться. Стр. 30 | --------------------------------------------- | ------------------------------------ |
3 | Вальс м. франц. вальц немецк. известная пляска или танец, где кружатся парами; | музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. Вальсировать, плясать вальс, кружиться попарно. | Вальс, -а, мужской род Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. Стр. 57 | Вальс -м. 1) бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) музыка к такому танцу. б) музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения. |
4 | Кадриль ж. фрнц. название общественой пляски, обычно в четыре пары. || Столько же и более пар, одинаково или сопасно наряженных. Стр. 303 | Кадриль, -и, женский род Танец из шести фигур, исполняемый чётным количеством пар, а также музыка к этому танцу. | Кадриль. 1) народный и бальный парный танец из шести коротких фигур, исполняемый четным числом танцующих пар. 3) устар. четное число кавалеров и дам на балу или маскараде, одетых в одинаковые маскарадные костюмы. |
5 | Канкан м.-один из неприличных танцев, изуродованная кадриль. Стр.303 | Канкан, -a, мужской род. Эстрадный танец быстрого темпа с высоким выкидыванием ног. Стр.215 | Канкан- м. 1) эстрадный танец, исполняемый в быстром темпе с высоким вскидыванием ног (первоначально - французский танец публичных балов). 2) музыка к такому танцу. |
6 | Мазурка - ж. народная пляска мазуров, мазовецких поляков, и напев к ней; Стр. 378 | Мазурка, -и, женский род Польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. | Мазурка. ж. 1) польский народный танец, получивший распространение в качестве бального. 2) музыка к такому танцу. 3) музыкальное произведение в ритме такого танца. |
7 | Сканда́к м. скандаче́к, пляска, один из приемов выступки народной мужской пляски: пяткой в землю, а носком вверх. Скандачка с носка.стр. 59 | --------------------------------- | ----------------------------------------------- |
8 | Полька ж. одна из общественных плясок. || Стр 502 | Полька
Стр.452 | Полька ж. 1) чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального. 2) музыка к такому танцу. 3) музыкальное произведение в ритме такого танца. 2 |
9 | Хоровод м. или харагод и карагод, южн. круг, танок, улица, собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями; Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Хороводить, -дничать, петь, ходить в хороводе. | Толпиться, шататься без толку взад и вперед; | *возиться с чем долго, нерешительно, тянуть дело. Хороводиться с кем, с чем, биться, возиться; знаться, водиться. Ватажиться, ходить гурьбой. Хороводник, охотник ходить по хороводам; - ница, девка коновод в хороводах, которая заводит, начинает. | -ник, -ница, коновод, зачинщик, затейщик, выдумщик. СТР.698 | Хоровод, -а, мужской род Народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца. Водить х. X. вокруг новогодней ёлки. Стр.709 | Хоровод - м. 1) а) старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. б) участники такого танца. 2) кольцо взявшихся за руки людей (играющих, танцующих и т.п.). 3 |
10 | ------------------------------------------ | Барыня, -и, женский род .Русская народная плясовая песня, а также пляска в ритме этой песни.Стр.33 | . Барыня,1) русская народная пляска, исполняемая в живом, задорном темпе. 2) музыка такой пляски. |
11 | -------------------------------------------- | Венгерка, -и, женский род. 1. Народный и бальный быстрый танец венгерского происхождения, а также музыка к нему. Стр. 61 | Венгерка, ж. 1) бальный парный танец, в основу которого положены движения и мелодия венгерского народного танца чардаша. 2) музыка такого танца. |
12 | --------------------------- | Гопак, -а, мужской род Украинская народная пляска, а также музыка в ритме этой пляски. Плясать гопака.Стр.113 | Гопак м. 1) Украинский народный танец. 2) Музыка к такому танцу. |
13 | -------------------------------- | Камаринская - народная плясовая песня | Камаринская ж. 1) русская народная плясовая песня. 2) музыка к этой песне. 3) |
14 | ------------------------------- | Краковяк, -а, мужской род. Польский народный быстрый танец, а также музыка в ритме этого танца. Стр.244 | Краковяк- |
15 | --------------------------------- | Лезгинка (знач. 1), -и, женский род .Быстрый кавказский народный танец, а также музыка к нему. | . ж. 1) быстрый кавказский народный танец. 2) музыка к такому танцу. |
16 | ----------------------------- | Менуэт, -а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Танец 16–17 вв., | Менуэт,-м. 1) старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов. |
17 | ------------------------------------- | Полонез, -а, мужской род Польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца. Стр.450 | Полонез,-м. 1) торжественный бальный танец-шествие, происшедший от польского народного танца. 2) музыка к такому танцу. 3) музыкальное произведение в ритме такого танца. |
18 | ---------------------------------------- | Танго, несклоняемое, средний род Скользящий парный танец, а также музыка в ритме такого танца. | Танго, ср. нескл. 1) а) старинный испанский народный танец. б) парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. 2) музыка к такому танцу. |
19 | ----------------------------------------- | Тарантелла, [тэ] -ы, женский род итальянский народный стремительный танец, а также музыка в ритме этого танца. Стр.644 | . Тарантелла- 1) итальянский народный танец в быстром темпе. 2) музыка к такому танцу |
20 | -------------------------- | Твист Твист, -а, мужской род Эксцентрический парный танец. Стр.645 | Твист [ муж. род ] Американский парный танец импровизационного характера, получивший широкое распространение в начале 60-х гг. ХХ в. |
21 | ----------------------------------- | Чардаш, -а и ЧАРДАШ, -а, мужской род. Венгерский народный танец со сменой медленных и стремительных движений, а также музыка в ритме этого танца. Стр.716 | . Чардаш,1) венгерский народный танец, состоящий из двух контрастирующих частей: медленной, патетической и сменяющей ее бурной, стремительной. 2) музыка к такому танцу. 3) |
22 | ------------------------------------------ | Фокстрот , -а, м. Быстрый парный танец, а также музыка в ритме этого | Фокстрот м. 1) парный танец свободной композиции, основанный на скользящих шагах (возникший в США в конце первого десятилетия хх в.). |
23 | --------------------------------- | -------------------------------- | Рок-н-ролл м. парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, отличающийся крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше (получивший широкую известность в середине 50-х гг. хх в.). |
24 | ------------------------------------- | --------------------------------- | Самба ж. народный бразильский танец экспрессивного характера с энергичными движениями бедер и частой сменой позиций танцующих. |
25 | ----------------------------------------- | ------------------------------------ | Жига |
26 | -------------------------------------- | -------------------------- | Буги-вуги м. нескл. 1) американский парный танец свободной композиции, исполняемый в умеренно быстром темпе. 2) стиль джазовой музыки. |
27 | ----------------------------------- | ----------------------------- | Мамбо м. нескл. 1) парный импровизационный танец латиноамериканского происхождения, экспрессивный по характеру, родственный ча-ча-ча и румбе |
28 | Румба - |
В словаре В.И. Даля представлены только 9 наименований танцев, все они названы плясками. Слово «танец» не используется. В.И.Даль при составлении словаря использовал гнездовой метод, поэтому, кроме наименования танца, представлены близкие по значению слова, а также - пословицы и поговорки, которые помогают раскрыть значение слова.
Например:
Хоровод м. или харагод и карагод, южн. круг, танок, улица, собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями; Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Хороводить, -дничать, петь, ходить в хороводе. | Толпиться, шататься без
толку взад и вперед; | *возиться с чем долго, нерешительно, тянуть дело.
Хороводиться с кем, с чем, биться, возиться; знаться, водиться. Ватажиться, ходить гурьбой.
Хороводник, охотник ходить по хороводам; - ница, девка коновод в хороводах, которая заводит, начинает. | -ник, -ница, коновод, зачинщик, затейщик, выдумщик. СТР.698
Балет - зрелище, составленное из плясок и немого действия.
Балетный- к такому представлению относящийся;
Балетме́йстер м. сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними.
Также в словаре В.И.Даля представлены два наименования танца, которые вышли из употребления в современном русском языке.
Это наименование танцев Баланжа и Скандак.
В словаре С.И. Ожегова представлены 22 наименования танца.
В конце XX-начале XXI века танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. И это нашло свое отображение в словаре С.И. Ожегова. Слово «танец» уже подаётся как искусство. (Искусство пластических и ритмических движений тела).
Также происходит деление танцев на народные, эстрадные и бальные.
Есть указание на то, какому народу принадлежит тот или иной танец.
Например:
Барыня, и, женский род. Русская народная плясовая песня, а также пляска в ритме этой песни.Стр.33
Чардаш, -а, мужской род. Венгерский народный танец со сменой медленных и стремительных движений, а также музыка в ритме этого танца. Стр.716
Тарантелла -ы, женский род. Итальянский народный стремительный танец, а также музыка в ритме этого танца. Стр.644
Менуэт, -а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Танец 16–17 вв.
В словаре Т.Ф. Ефремой представлено наибольшее количество наименований танцев. Всего мы нашли 28.Это можно объяснить тем, что это самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника (около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц). Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI веков.
Слово «танец», также, как и в словаре С.И. Ожегова, подаётся как искусство.
В словаре четко прослеживается деление танцев на народные, эстрадные и бальные, а также указывается их происхождение и даже темп исполнения.
Например:
Румба -
ж. 1) парный бальный импровизационный современный танец латиноамериканского происхождения, быстрого темпа, с характерными движениями бедер
Жига
ж. 1) старинный парный (у матросов - сольный) английский народный танец, позднее - быстрый и динамичный салонный танец.
Рок-н-ролл
м. парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, отличающийся крайней экспрессивностью.
В отличии от словаря С.И. Ожегова, в словаре Т.Ф. Ефремовой также подаётся информация о том, когда появился данный танец.
Например:
Словарь С.И.Ожегова | Словарь Т.Ф.Ефремовой |
Фокстрот м. Быстрый парный танец, а также музыка в ритме этого | Фокстрот м. 1) парный танец свободной композиции, основанный на скользящих шагах (возникший в США в конце первого десятилетия хх в.). |
Твист Твист, -а, мужской род. Эксцентрический парный танец. Стр.645 | Твист [ муж. род ] Американский парный танец импровизационного характера, получивший широкое распространение в начале 60-х гг. ХХ в. |
Сопоставительный анализ наименований танцев в словарях В.И.Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф Ефремовой.
1 . По лексическому значению:
Полностью совпадает лексическое значение наименований танцев во всех трех словарях - 2.
Вальс, Мазурка.
Словарь В.И.Даля | Словарь С.И.Ожегова | Словарь Т.Ф.Ефремовой | |
Вальс м. франц. вальц немецк. известная пляска или танец, где кружатся парами; | музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. Вальсировать, плясать вальс, кружиться попарно. | Вальс, -а, мужской род. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. Стр. 57 | Вальс -м. 1) бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) музыка к такому танцу. |
2.Совпадает в толковом словаре С.И.Ожегова и в словаре Т.Ф.Ефремовой – 9.
Тарантелла, Менуэт, Полонез, Лезгинка, Барыня, Камаринская, Венгерка, Гопак, Краковяк.
Словарь С.И.Ожегова | Словарь Т.Ф.Ефремовой |
Камаринская - народная плясовая песня | Камаринская ж. 1) русская народная плясовая песня. 2) музыка к этой песне. 3) |
Лезгинка (знач. 1), -и, женский род .Быстрый кавказский народный танец, а также музыка к нему. | . ж. 1) быстрый кавказский народный танец. 2) музыка к такому танцу. |
3. Меняет полностью лексическое значение – 1.
Канкан.
Словарь В.И.Даля | Словарь С.И.Ожегова | Словарь Т.Ф.Ефремовой |
Канкан м.-один из неприличных танцев, изуродованная кадриль. Стр.303 | Канкан, -a, мужской род Эстрадный танец быстрого темпа с высоким выкидыванием ног. Стр.215 | Канкан- м. 1) эстрадный танец, исполняемый в быстром темпе с высоким вскидыванием ног (первоначально - французский танец публичных балов). 2) музыка к такому танцу. |
4. Частично меняет значение -5
Балет, Кадриль, Полька, Хоровод, Кадриль.
Словарь В.И.Даля | Словарь С.И.Ожегова | Словарь Т.Ф.Ефремовой |
Кадриль ж. фрнц. название общественой пляски, обычно в четыре пары. || Столько же и более пар, одинаково или сопасно наряженных. Стр. 303 | Кадриль, -и, женский род. Танец из шести фигур, исполняемый чётным количеством пар, а также музыка к этому танцу. | Кадриль. 1) народный и бальный парный танец из шести коротких фигур, исполняемый четным числом танцующих пар. |
5 Полностью вышли из обихода – 2.
Баланжа, Скандак. Используются только в словаре В.И. Даля.
6 Наименование танцев, которые представлены словаре Т.Ф.Ефремовой:
Румба, Буги- вуги, Рок-н-ролл, Самба, Жига, Мамбо
7. По частоте использования:
Меньше всего наименований танцев представлено в толковом словаре
В.И. Даля - 9
Второе место занимает толковый словарь С.И.Ожегова - 22
Первое место толковый словарь Т.Ф.Ефремовой - 28
Заключение.
Итак, в работе мы попытались исследовать наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова,
Т.Ф. Ефремовой с точки зрения частоты использования, а также их лексического значения.
Знакомство с наименованиями танцев, представленных в толковых словарях русского языка, помогло расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; мы смогли найти интересное и неисследованное рядом с собой.
Исследуя полученные результаты, мы установили, что развитие танца нашло своё отражение в толковых словарях русского языка. Мы доказали, что, изучив наименования танцев в толковых словарях русского языка, можно проследить историю развития танцевального искусства. Как только общество меняло своё отношение к танцу, так эти изменения можно было заметить в словарях русского языка. Это чётко видно на примере слова «канкан».
Когда некоторые слова исчезали из общеупотребительной лексики, со временем они исчезали и из словарей. И наоборот, когда в обществе появлялись новые веяния, то они находили своё место в словарях. Это видно на примере латиноамериканских танцев.
Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что язык обладает способностью быстро реагировать на происходящие в обществе изменения появлением новых слов или переосмыслением старых, он открыт для инноваций.
Список литературы.
Цветение вишни в лунную ночь
Девочка-Снегурочка
Снеговик
Смекалка против Змея-Горыныча
Новый снимок Юпитера