В своей работе ученица рассматривает актуальные проблемы детей, обучающихся вокалу, а также исследует , насколько положительно влияет вокалотерапия на организм человека. В работе представлен собственно разработанный небольшой комплекс упражнений, помогающий юным вокалистам преодолеть трудности во время пения.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_problemy_dyhaniya.docx | 654.37 КБ |
XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Человек и его здоровье»
Проблемы дыхания у вокалистов школьного возраста и пути их устранения
Выполнила
Нефедова София,
ученица 4Б класса
МБОУ Школы №123
Советского района
г.о. Самара.
Научный руководитель
Михеева Мария Андреевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №123
Самара 2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Устройство голосового аппарата и принцип его работы …………5
Глава 2. Проблемы и дефекты, связанные с дыханием при пении …………..7
Глава 3. Вокалотерапия как возможность лечения болезней пением ………10
Глава 4. Помощь при нарушениях дыхания и голоса. Система упражнений. 12
Заключение …………………………………………………………………….. 17
Список используемой литературы и интернет – ресурсов …………………...18
Введение.
Не секрет, что в последнее время стало очень модным быть артистом эстрады, петь со сцены. Многие ребята мечтают о карьере певца и идут учиться в музыкальную школу, участвуют в кастингах различных шоу-программ. Но, к сожалению, помимо способности чувствовать ритм, быть эмоционально восприимчивым к настроению и жанру музыки, нужно обладать крепким здоровьем. И в этом нет ничего удивительного: начиная заниматься вокалом, почти каждый юный певец сталкивается с такими проблемами, как «тусклым» звучанием голоса, дефектами дикции и тембра, голосовыми «зажимами» и так далее.
Часто эти проблемы устраняются умелым преподаванием учителя и упорным трудом поющего. Но, порой, трудности в пении связаны с некоторыми болезнями. В таком случае, прежде всего, нужно вылечиться, а уж потом приступать к занятиям.
Гипотеза. Я задумалась: а что, если здесь есть и обратная связь: то есть, какие-либо дефекты можно вылечить пением?
Я решила разобраться в этом и изучить проблему дефектов в пении и пути их устранения, а также узнать, есть ли возможность вылечиться при помощи пения?
Задачами своей работы я считаю:
При успешном решении поставленных задач я должна прийти к цели своей работы: доказать, что регулярные занятия вокалом устраняют дефекты голоса и оказывают существенное влияние на здоровье школьников в целом.
Для написания своей работы я пользовалась следующей литературой:
Глава 1. Устройство голосового аппарата и принцип его работы.
Человеческий голос является результатом
координированной работы
всего голосового аппарата.
Мануэль Гарсиа
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух выталкивается легкими и встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.
Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Связки у низких голосов длиннее, чем у высоких. Голосовые связки образуют звуковую волну. Для того, чтобы человек произнес звук или слово, необходимо участие губ, языка, мягкого неба. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Усиление звука достигается работой резонаторов. В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. [1] Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет силу звука, динамические оттенки, тембр, высоту.
Схема голосового аппарата
1.Гортань
2.Надгортанная полость
3.Подгортанная полость
4.Трахея и бронхи
5.Полость рта
6.Носовая полость
7.Мягкое нёбо
8.Твердое нёбо
9.Язык
10.Задняя стенка глотки
11.Второй (певческий) рот.
Рис.1
Гортань у детей расположена высоко. Она в 2 - 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до 5 лет вокальных мышц нет, только к 11-12 годам они оказываются полностью сформированными.[4]
Глава 2. Проблемы и дефекты, связанные с дыханием при пении.
Безупречные голоса, абсолютно лишённые каких бы то ни было дефектов, в реальной жизни абсолютная редкость. Почти все вокалисты, так или иначе, имеют недостатки звучания голоса. Обычно встречаются следующие недостатки:
Все эти недостатки связаны с проблемой дыхания при исполнении.
Гнусавость голоса
Пение «в нос» – очень распространённый недостаток. Гнусавость может появиться как результат заболевания (следствие заложенности носа). В таком случае следует сначала пройти полный курс лечения.
Также гнусавость может появиться из-за отсутствия певческого навыка, вялой нёбной занавески. Она должна находиться в приподнятом положении, но у некоторых, особенно у неопытных певцов, нёбная занавеска может провисать. По причине этого звук начинает проходить через нос.[3]
Качание и тремоляция голоса
Что такое качание и тремоляция? Это такое отклонение, когда голос вокалиста «льётся» не гладко и ровно, а "качается" между соседними звуками, дрожит, пульсирует. В основном, данная проблема присуща певцам в возрасте, но может встречаться и у юных исполнителей. Тремоляция по своей природе – это вибрация.
Вибрация голоса определяется и классифицируется по двум ключевым характеристикам: скорость и размах.
Размах представляет собой степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний голоса в секунду.
Если голос вибрирует с частотой 6-7 колебаний в секунду, то такая вибрация будет называться вибрато.[6] Вибрато присуще хорошему вокалу, такая вибрация красиво звучит и придаёт исполнению яркость и гармоничность.
Однако же если скорость вибрации не соответствует величине в 6-7 колебаний (больше или меньше), то это уже недостаток, который требует исправления.
Если скорость вибрации составляет больше величины вибрато, то появляется тремоляция («барашек»), а если скорость меньше - качание звука.
Причины появления таких недостатков самые разные: это как заболевания голосового аппарата, так и возрастные изменения.
Если же ваше здоровье в норме, а проблема существует, то, вероятно, причиной будет что-то из перечисленного ниже:
Тихое пение
Тихий и слабый звук возникает по следующим причинам:
Фальшивая интонация
Причины появления фальшивой интонации могут быть разнообразными. Неточное интонирование может быть результатом простуды, заложенности носа, проблем с горлом. Тогда самое главное – пройти курс лечения.
Физическая слабость, усталость, переутомление и мутация тоже могут стать причиной фальшивого исполнения. Надо укреплять здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.
Другие причины, которые могут быть исправлены в процессе обучения:
Глава 3. Вокалотерапия как возможность лечения болезней пением.
О целебной силе голоса нашим предкам было известно с древних времен. Самые главные запевалы в сёлах отличались крепким здоровьем. Поющие люди более спокойны, чем те, кто не поёт. Индийские йоги заметили, что некоторые звуки благотворно влияют на нервные центры и помогают при определенных болезнях. [2] Когда человек поёт, он прекрасно себя чувствует, у него укрепляется нервная система, а потому и общаться с ним одно удовольствие. Каждый звук создаёт в нашем теле тончайшие вибрации, которые оздоравливают весь организм и постепенно избавляют от многих заболеваний. Например, звуки "ОМ" активизируют работу всего организма, распевание "М-М-М" мощно воздействует на сердце. Протяжные звуки "ОМ-М-М" помогают при учащённом сердцебиении, “МИ” помогает при головной боли; звуки "ХИ" произносятся при нарушениях щитовидной железы.
В 1913 году, благодаря выдающемуся невропатологу и психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву, в науке появилось понятие вокалотерапия. Он создал комитет по изучению целебных свойств пения и доказал, что пение очень полезно.
Бехтерев В.М. Рис.2
В.М. Бехтеревым было доказано, что при пении человек посылает вибрации своего голоса не только во внешнюю среду, но и всему своему телу. Эти вибрации оказывают позитивное воздействие на органы и системы, укрепляют тело и улучшают состояние организма при таких заболеваниях, как артрит, гастрит, вегето-сосудистая дистония.[2]
Другой плюс в пользу пения – управление дыханием. Делая глубокий вдох и длинный выдох, мы снабжаем кислородом весь организм, а, значит, улучшаем кровоснабжение. Поэтому вокалотерапия адресована и тем, у кого есть сбои в дыхании – хронический бронхит, бронхиальная астма.
Одно из главнейших воздействий песни на человека – эмоциональное. В этом отношении занятия по вокалу нужны тем, у кого есть «внутренние зажимы», тем, кто не уверен в себе. Постоянное нахождение в стрессе часто у школьников является следствием заниженной самооценки. Скрываемые негативные чувства могут служить причиной возникновения язвы желудка. Также пение помогает вылечивать заикание, так как причина «звуковых остановок» нередко – психологическая.[5]
Как видно, пение может помочь при абсолютно разнообразных недомоганиях, хотя не стоит забывать о том, что вокализм не может заменить полноценное медикаментозное лечение, а может только ускорить выздоровление.
Глава 4. Помощь при нарушениях дыхания и голоса. Система упражнений.
В практической части своей работы мне необходимо узнать, какие проблемы при пении существуют у моих друзей по музыкальной школе и постараться помочь им, применив разработанный мной комплекс упражнений для дыхания.
Мой комплекс должен быть универсальным, то есть и устранять имеющиеся дефекты и недостатки в пении, и, одновременно, помогать избавиться от возникающих болезней.
Прежде, чем продумывать упражнения, я провела анкетирование среди ребят, в котором задавала следующие вопросы.
а) першение и боль в горле;
б) нехватка дыхания;
в) сиплость голоса;
г) недостаточная сила и громкость голоса;
д) кашель;
е) фальшивая интонация;
ж) другое ( назовите).
3. Как вы пытались решить проблемы дыхания и голоса?
4. Считаете ли вы, что вам необходима постоянная помощь в преодолении проблем при занятиях вокалом?
По результатам анкеты, из 22 опрошенных мною человек все (100%) отметили, что сталкивались с проблемами в дыхании. Уточнённые данные по вопросу №2 приведены в следующей таблице:
№ | Проблемы при звукоизвлечении | % столкнувшихся с проблемой | Количество человек |
1. | першение и боль в горле | 50% | 11чел. |
2. | нехватка дыхания | 37% | 8 чел. |
3. | сиплость голоса | 32% | 7 чел. |
4. | недостаточная сила и громкость голоса | 23% | 5 чел |
5. | кашель | 95% | 21 чел. |
6. | фальшивая интонация | 64% | 14 чел. |
7. | другое (качание, тремоляция, дефекты дикции, зажимы и т.д.) | 37% | 8 чел. |
Таблица 1.
82% ребят ответили, что не пытаются решать свои проблемы при пении самостоятельно, а целиком полагаются лишь на рекомендации педагогов во время урока по вокалу, но все бы они хотели уметь делать простые упражнения в домашних условиях, позволяющие улучшить качество исполнения вокальных произведений.
Так как важнейшей составляющей пения является дыхание, то главное здесь - научиться правильно дышать при исполнении. Вдох должен быть активным, глубоким и бесшумным, а выдох - ровным и длительным. Используем для тренировок любые упражнения из дыхательной гимнастики. Я же придумала весёлые вокальные упражнения в стихах.
Гнусавость и сиплость голоса можно исправить пропеванием звуков «У» и «О». Они тренируют и укрепляют нёбную занавеску, которая как раз отвечает за чистоту звука. Ваши губы должны быть очень активными, рот должен раскрываться широко.[7] Для достижения этой цели я придумала такое упражнение.
Вы-со-ко мо-ё дуп-ло,
В нём и су-хо, и теп-ло.
Чтобы исправить фальшивое интонирование, надо, безусловно, развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении; развивать музыкальный слух: мелодический, внутренний, гармонический. Хорошо помогает пение упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации). Для этого можно использовать любое подходящее стихотворение и пропевать его на одной ноте. Например:
Дер-жу ча-сы в ру-ках,
И-дут ча-сы вот так:
Тик-так, тик-так!
Затем повышать или понижать свою песенку на полтона. Повторять желательно по возможности всего своего диапазона. Это упражнение также развивает чувство ритма, расширяет диапазон голоса. Петь надо сначала с постоянным сопровождением инструмента, затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента. Только при пении a cappella вы сумеете научиться держаться в тональности.[8] Это очень развивает самоконтроль певца и слух.
Для исправления тихого пения нужно использование твёрдой атаки звука (пропевание согласных) и мягкой атаки звука (пропевание гласных) на crescendo.
Тра – та – та, тру – ту – ту
Ду-доч-ку в ру- ках дер-жу.
Я ее не вы-пус-каю,
Луч-ше гром-че я сыг-ра-ю.
Для исправления тремоляция и качания, когда голос дрожит и пульсирует, необходимо петь колыбельные с закрытым ртом, заменяя слова звуком «М».
Пусть те-бе прис-нит-ся сон,
Пусть хо-ро-шим бу-дет он.
Глаз-ки креп-че зак-ры-вай
И ско-ре-е за-сы-пай.
Свои упражнения я попробовала выполнять с ребятами из младшей группы хора на переменах в течение двух месяцев. Затем провела контрольный опрос.
Рис. 2
Результаты опроса показали, что 36 % детей, по их словам и по словам их родителей, стали увереннее чувствовать себя при исполнении вокальных произведений, 33 % уже с лёгкостью пропевают более длинные музыкальные фразы и не жалуются на нехватку дыхания, 20 % стали петь громче, а 11 % ни разу за этот период времени не кашляли и не жаловались на боли в горле.
Это доказывает, что регулярное выполнение упражнений на дыхание и на тренировку голоса позволяют постепенно избавиться от большинства дефектов и недостатков в исполнении, а также укрепляют здоровье в целом.
Таким образом, я считаю, что в ходе работы над своей темой я выполнила все поставленные задачи и достигла поставленной цели.
Заключение.
Голос – уникальный естественный «встроенный» музыкальный инструмент, который дан природой каждому человеку. Он обладает огромным диапазоном – от разговора и пения до шёпота и крика. И более совершенного музыкального инструмента, идеально подходящего для человека, чем его собственный голос, просто не существует
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Поэтому хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, чаще всего, долгожители.
Придуманные мной вокальные упражнения – это, конечно, только самое начало интересной работы. В дальнейшем мне бы хотелось расширить и усовершенствовать свой комплекс, чтобы петь лучше и реже болеть самой, а также помогать своим друзьям.
Список используемой литературы и интернет – ресурсов.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Мальчик и колокольчики ландышей
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"