Географические особенности города Владикавказа по обе стороны реки Терек , и не могли сказаться на его градостроительном развитии. Наличие реки Терек по среди города ,влекло за собой построение капитальных мостов. Герасовой Л.захотелось больше узнать об истории возникновения мостов, и поделиться этой информацией со всеми.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mosty_glavnoe.docx | 57.46 КБ |
VIII Научная конференция учащихся ФНПУ СОГПИ
«По ступенькам науки – в будущее!»
Направление: Архитектура.
Название работы
Мосты Владикавказа
Автор работы
Герасова Лаура
Место выполнения работы
ГБОУ прогимназия «Эрудит», 4 класс
Научный руководитель
Елоева Нелли Гурамовна
учитель начальных классов
Владикавказ 2016г.
Оглавление.
1. Введение.
2. История образования мостов во Владикавказе:
2.1. Чугунный мост.
2.2. Деревянный мост (ныне Кировский).
2.3. Трамвайный мост (ныне Динамовский).
2.4. Горьковский мост.
2.5. Китайский мост.
2.6. Чапаевский мост.
2.7. Северный мост.
2.8. Красногвардейский мост.
2.9. Мостик в парке им. Горького.
3. План действия по реставрации Трамвайного моста.
4. Анализ данных, полученных при наблюдениях.
5. Выводы. Рекомендации.
6. Библиография.
1.Гипотеза.
Я задумалась над тем, что наличие посреди города Владикавказа реки, влечет за собой необходимость в возведении капитальных мостов, надежно связывающих между собой правую и левую части города. Мне захотелось больше узнать об истории возникновения мостов, и поделиться информацией с одноклассниками.
Цели и задачи работы:
1. Ознакомиться с архитектурой мостов во Владикавказе.
2. Выяснить, когда появились первые мосты во Владикавказе.
3. Выяснить знания учащихся о истории строения мостов во Владикавказе.
4. Выявить необходимость построения мостов.
5. Изучить рекомендации по реконструкции и улучшению состояния старых мостов.
6. Экскурсия.
МОСТЫ
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты.
Я строю их из пустоты,
Чтобы туда идти, где ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так тебя и не нашел.
Открыл глаза, а там обрыв,
Мой путь закончен, я пришел
Валентин Гафт
Введение.
Географические особенности месторасположения крепости, а затем и города Владикавказа - у подножия гор и по обе стороны реки Терек — не могли не сказаться на его градостроительном развитии. В частности, наличие посреди города реки являлось не только удачным ландшафтообразующим фактором, но и влекло за собой необходимость в возведении капитальных мостов, надежно связывающих между собой правую и левую части города.
По мере развития города, его промышленного уровня, увеличения торгового оборота, с ростом населения (в том числе и за счет переселенцев из разных районов России и из-за границы), активным функционированием почтовой связи, расширением городской застройки — строительство мостов становится одной из насущных задач властей города. Это было тем более необходимо из-за того, что гужевой транспорт постепенно вытеснялся автомобильным, а в 1904 году во Владикавказе была пущена первая трамвайная линия, для чего был возведен первый в России железобетонный мост для пробега трамвая с левого на правый берег реки Терек.
2.1. Чугунный мост.
Большим бедствием для города были наводнения, В результате проливных дождей, из-за потоков, деревянные мосты разрушались, и связь между левым и правым берегами нарушалась.
Открытие первого чугунного моста, названного в честь жены нового наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича - Ольги Федоровны - Ольгинским, состоялось 22 ноября 1863 года.
Чугунные конструкции были выполнены в Англии.
Длина моста - 52 метра, ширина - три сажени, на каменных быках. В те дни он, наряду с Александровским бульваром, стал главной достопримечательностью Владикавказа.
В 1860 году городские власти заказывают в Лондоне мост из чугуна, и в 1863 году во Владикавказе появляется первый капитальный мост из чугунных конструкций.на месте нынешней площади Штыба, более широкий, с двухполосным автомобильным движением,трамвайными путями и тротуарами. Мост является памятником инженерного искусства.
В отечественных учебниках владикавказский мост упоминается как образец технического совершенства конструкций мостов того времени, что неудивительно поскольку он был одним из первых железобетонных мостов такого типа в России. Он именовался трехпролетным железобетонным мостом со сплошными стенками. Чугунные конструкции памятника инженерного искусства были заказаны в Англии.
Наряду с архитектурным кружевом Александровского бульвара (ныне проспект Мира), Чугунный (Ольгинский) мост стал главной достопримечательностью Владикавказа. Во всём городе в то время было всего четыре мощеные улицы и двадцать немощеных.
В 1902 году во Владикавказ прибыли бельгийские и немецкие инженеры, которые приступили к постройке трамвая и укладке путей на Ольгинском мосту. Движение трамваев через мост открылось в 1904 году.
Освещение Чугунного моста.
Мост освещался газовыми фонарями, установленными на красивых литых чугунных опорах, которые сегодня можно видеть на территории города у старинных особняков
Фонари не сохранились. Их копии можно увидеть возле городского ЗАГСА на ул.Баллаева,7.
Современный чугунный мост.
Чугунный мост, великолепный памятник инженерного искусства середины XIX века, просуществовал в районе нынешней площади Штыба почти сто лет. Потом в 1958 году прошлого века его признали устаревшим, не подлежащим реконструкции и было принято решение почти вплотную к нему - несколькими метрами южнее - перебросить через Терек новый современный мост, тоже с чугунными конструкциями, по которому были уложены новые трамвайные пути.
Движение трамвая по новому мосту открылось 4 декабря 1958 года Старый же мост разобрали.
Нынешний Чугунный мост, после капитального ремонта в сентябре 1990 года, украшенный массивными барсами, стал таким же символом Владикавказа, как и прежний в свое время.
В Северной Осетии был объявлен конкурс на лучший логотип Владикавказа. 28 июля 2011г. в городской мэрии состоялась церемония их награждения. Лучшей работой стала скульптура барса, установленного на Чугунном мосту с видом на Столовую гору.
" Все это реально взято из пейзажа, и все это окружает каждого жителя Владикавказа - мост, украшенный с четырех сторон, скульптурами барсов на фоне гор, без которых нельзя представить наш город.
Главное, что такая композиция делает родной город узнаваемым", - раскрыла суть идеи победительница конкурса Екатерина Бубнова.
2.2.Деревянный (ныне Кировский мост).
Во Владикавказе одним из самых больших мостов был мост на улице Московской(ныне улица Кирова),выполненный из деревянных конструкций на каменных быках. Сейчас на этом месте сооружен мощный,современный двух- пролетныйжелезобетонный мост. Он соединяет центральную и заречную части города.
Капитальный железобетонный мост через Терек построен в 1940-е годы. Предназначен для автомобильного и пешеходного движения. Также через мост планировалась прокладка трамвайной линии, но проект осуществлен не был.
С 1977 по 2010 год по мосту осуществлялось движение троллейбусов.
Мост полностью состоит из железобетона, въезд и выезд с него украшают большие бетонные скульптуры льва и львицы, покрытые золотой краской. В непосредственной близости от моста находится стадион Динамо, осетинский театр, детская юношеская спортивная школа, городской планетарий, а также городской парк культуры и отдыха.
Сам мост на данный момент находится не в лучшем состоянии, и требует проведения ремонтных работ, на которые из бюджета республики уже были выделены средства. Однако до полного введения в строй всех полос нового Красногвардейского моста расположенного по улице Чкалова, нет возможности приступить к ремонту на Кировском мосту, для проведения которого потребуется полностью перекрыть на нем автомобильное движение, что может привести к коллапсу во всем городе.
2.3.Трамвайный мост (ныне «Динамовский», что находится по ул.Пашковского).
Полагаю, что далеко не все во Владикавказе знают: мост через реку Терек, называемый в народе «динамовским», что находится по ул. Пашковкого неподалеку от спортивного общества «Динамо», на самом деле является одним из первых железобетонных мостов в России и первым в нашей державе трех-арочным железобетонным мостом со сплошными стенками. Этому памятнику инженерного искусства уже более ста лет!
История у «динамовского» моста на самом деле знатная. Он был построен во Владикавказе (между прочим, восьмом городе России, освоившем трамвайное движение) в 1904 году бельгийской концессией, получившей подряд на строительство трамвайного парка в нашем городе. Для пробега трамвая через Терек бельгийская компания и построила надежный мост. Железобетон, в ту пору уже широко применявшийся на Западе, только-только вступал в сферу строительного производства России, можно сказать, делал свои первые робкие шаги. Тем и знаменательнее, что именно здесь (по свидетельству видного ученого в области мостостроения и строительной механики, академика АН СССР Григория Передерия) «был построен первый в России железобетонный трех-арочный мост пролетом 80 метров при длине каждого пролета 22,3 метра», – что и говорить, смелой конструкции и смелого пролета. Об этом же свидетельствует и строительная энциклопедия.
16 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту.
В 1936 году, в связи с реконструкцией трамвайной сети, движение трамваев через Трамвайный мост прекращено. С этого времени мост используется только для пешеходного движения.
Сейчас этот мост, закрыт на реконструкцию. Его открытие планируется только в 2018 году, после завершения всех необходимых ремонтных работ.
Его открытие планируется только в 2018 году, после завершения всех необходимых ремонтных работ.
За прошедшие годы мост заметно поизносился и требует ремонтно-реставрационных работ. Однако неравнодушных к истории и культуре своего края владикавказцев сегодня волнует тот факт, что исторический мост в столице Северной Осетии может быть снесен. И даже если на его месте появится новый, внешне полностью повторяющий облик прежнего, то за новоиспеченным мостом все равно уже не будет клубиться тот дымок истории, что так характерен истинным памятникам. Да, и самой истории, по правде говоря, тоже не будет. Новый мост – это новый мост и не более.
2.4. Горьковский мост (ранее «Кладки»).
Горьковский мост — пешеходный мост через реку Терек в городе Владикавказ. Расположен в центральной части города, возле парка культуры и отдыха имени Коста Хетагурова. На левом берегу мост выходит на улицу Коцоева. Является памятником инженерного искусства.
Мост на месте горьковского в том или ином виде существовал еще как минимум несколько сотен лет назад, так например, есть свидетельства о том, что на его месте в середине девятнадцатого века находился мост из дерева.На плане города Владикавказа 1911 года отмечен мост «Кладки». В 1939 году деревянный мост был значительно доработан и укреплен. Однако свой нынешний вид Горьковский мост приобрел в 1958 году прошлого столетия, при демонтаже располагавшегося примерно на километр выше по течению - Чугунного моста. Чугунный мост состоял из четырёх полос. После демонтажа Чугунного моста 2 пролета было перенесено на место Горьковского.
17 мая 1939 года на заседании Городского совета было принято решение о постройке нового пешеходного моста через реку Терек на месте существующих кладок в связи со строительством набережной.
В 1958 году был демонтирован четырех-пролетный Чугунный мост, находившийся в районе площади Штыба. Два пролета этого моста в том же году установили на месте бывших кладок. С тех пор за этим мостом укоренилось неофициальное название «Горьковский», т. к. на правом берегу мост находится в створе улицы Максима Горького.
С моста открывается прекрасный вид на городскую мечеть и огромное колесо обозрения расположенное в городском парке культуры и отдыха. К сожалению, массовая застройка набережной многоэтажными жилыми и коммерческими зданиями способствовала исчезновению живописного вида на горы расположенные на юге от моста, так например, практически не видна уже Столовая гора, прекрасный обзор на которую открывается практически со всех крупнейших центральных улиц города.
Горьковский мост "охраняют" грифоны.
Грифоны как мифические животные были известны с древних времен – в мифологии разных народов мира встречается упоминание о фантастических существах с телом и голой льва и белоснежными орлиными крыльями за спиной.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Во многих легендах грифоны были представлены стражами тайн, сокровищ и жизненных путей.
В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное.
Горьковский мост,по праву можно назвать "Мостом любви".Под тяжестью замков он обрушится ещё не скоро,но количество этих своеобразных признаний в "верности до гроба",прибавляется с каждым днём.
Каких только замочков здесь не увидишь!Самые красивые замки для "Моста любви" в форме сердечек.Раньше они висели в основном лицом к прохожим, а сейчас,очень многие повёрнуты в сторону Терека.
Ключи от замков, брошенные в воды Терека,наверняка можно увидеть на пляжах Каспийского моря,куда их уносит бурная река.
Интересно,как повлияла эта народная примета на крепость супружеских уз?
2.5.Мост на площади Революции по улице Пожарского.
Площадь образовалась во второй половине XX века в 1960 году. Первоначальное название площадь Китайских добровольцев — в честь китайских добровольцев, воевавших на стороне большевиков во время Гражданской войны на Северном Кавказе.
Позднее, в связи с ухудшением отношений Советского Союза и Китая, площадь получила наименование Площадь Революции — в честь Октябрьской революции 1917 года.
В 1960 году в центре площади установлена стела в честь китайских добровольцев воевавших за Советскую власть на Северном Кавказе. Автор памятника — архитектор А. И. Бтемиров.
Композиционной основой пространственной организации площади является геометрическая ось моста через реку Терек и улицы Пожарского по линии запад-восток, и геометрическая ось улицы Иристонской по линии север-юг. Мост предназначен для автомобильного и пешеходного движения. Центрально-осевой композицией окаймленного зданиями концентрического пространства площади является гранитный обелиск, водруженный на пересечении осей композиции.
2.6.Чапаевский мост.
Чапаевский мост — железобетонный мост через реку Терек в городе Владикавказ. Соединяет улицу Чапаева и улицу Калинина.
Железобетонный мост для трамвайного и автомобильного движения построен в конце 1950-х годов неподалеку от Северного моста. Движение трамваев по мосту открылось 4 декабря 1960 года. В связи с небольшой шириной моста (всего 10 метров), движение автомобилей изначально осуществлялось по трамвайному полотну. В 1993—1994 годах была проведена реконструкция моста. К основному мосту по бокам были пристроены еще два моста для автомобильного движения.
2.7.Северный мост.
Северный мост — пешеходный мост через реку Терек в городе Владикавказ, Северная Осетия, Россия. Соединяет улицы Олега Кошевого и Кольбуса.
Деревянный мост через Терек в северной части города построен в середине XX века. Предназначался для гужевого, автомобильного и пешеходного движения. После постройки Чапаевского моста используется только для пешеходного движения.
2.8.Красногвардейский мост.
Красногвардейский железобетонный мост Находится в южной части города в створе Красногвардейской улицы недалеко отГидроэлектростанции.
Капитальный железобетонный мост построен во второй половине XX века. Предназначен для автомобильного и пешеходного движения.
2.9. Мостик в парке имени Коста Хетагурова.
Парк имени Коста Хетагурова — любимое место отдыха владикавказцев вот уже более 150 лет.
Парк расположен в центре города. В нижней части парка расположен красивейший пруд с маленьким мостиком и островками. Можно отдохнуть на лавочке в тени плакучих ив. Полюбоваться прекрасными лебедями и уточками.
Можно взять в аренду катамаран и плыть вдоль берегов. И кажется, что это большое пространство, т.к. надо огибать острова.
А вечером испробовать вкуснейшего мяса на углях под шум Терека. Очень романтично!
В результате изученного материал, я разработала план действий по реставрации Трамвайного моста, который является исторической ценностью и не имеет аналогов в России.
3. План действий по реставрации Трамвайного моста.
1.Обратиться в администрацию города Владикавказа, для обследования моста известными российскими специалистами.
2. Взять во внимание массовые разрушения бетона и коррозию арматуры.
3.Обратиться к музейным старым фотографиям для восстановления моста в первоначальный вид.
4. Сохранить все размеры и архитектурные элементы моста.
4.Мои собственные наблюдения.
Я решила выяснить, что знают мои одноклассники об истории мостов Владикавказа.
Для этого мною был составлен опросник из 6 вопросов(См Приложение 1)
Проведено анкетирование одноклассников.( См. Приложение 2.)
Анализ полученных данных.
5.Выводы:
1. В процессе подбора информации было очень интересно узнавать факты и историю родного города.
2. Мы бродили по городу, фотографировались и открывали для себя новые красоты, которые раньше не замечали.
3. Благодаря этой работе, расширился мой кругозор.
4. Необходимо выделять из бюджета республики немало средств на содержание, эксплуатацию и реставрацию мостов Владикавказа и в тоже время сохранить их исторический облик.
5. Эта интересная тема меня сильно тронула. Может быть, когда я вырасту серьезно займусь этой темой, уже более в широком масштабе. Даже задумаюсь над выбором профессии в этом направлении.
Рекомендации:
1. Знать и расширять свои знания в области истории родного края.
2. Быть в курсе происходящих изменений облика нашей республики, города.
3. Быть патриотом своей Родины, республики, города.
4. Родители и педагоги должны нам больше рассказывать об истории нашего края.
5. А нам, детям, бережно хранить наши исторические ценности. Не ломать, не писать на них.
5. Библиография.
1. Цаллагов С. Ф. Книга-фотоальбом. Владикавказ — летопись в камне. — Владикавказ: дизайн-студия Веста, 2008. — С. 88—89 — С. 136
2. Тархов С. А. Владикавказскому трамваю – 100 лет. // Вестник ГЭТ России, 2004. — № 4 (61)
3. Таутиев К. У. Владикавказ – южный форпост России (1784—2014).
4. И. Короткий – федеральный журнал « Горец.»
5. Е.С.Щупец «История развития города Владикавказа: тенденции и особенности».
Приложение 1.
Опросник.
1.Сколько всего мостов во Владикавказе?
2. Почему Красногвардейский мост получил такое название?
3. Назовите первый мост появившийся во Владикавказе?
4. В честь кого был назван первый чугунный мост Владикавказа?
5. Назовите первый в России железобетонный трех- арочный мост со сплошными стенками.
6. Кто «охраняет» Горьковский мост?
Приложение 2.
Прекрасная химия
Как я избавился от обидчивости
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
О чем поет Шотландская волынка?
Нас с братом в деревню отправили к деду...