: Знакомство с многогранной личностью Толстого как человека, мыслителя и педагога; изучение основных аспектов жизни и творчества Толстого. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: показать самобытность и величие личности великого писателя земли русской; ознакомить с началом творческого пути Толстого, с его нравственным кредо, с его мучительными поисками смысла жизни; способствовать укреплению читательского интереса к его произведениям.
Вложение | Размер |
---|---|
anya-2016.rar | 908.71 КБ |
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Исследовательская работа на тему:
«Лев Толстой. На пороге вечности».
Кузьмина Анна Сергеевна
Ученица 7 класса
2016
Тема исследования: Лев Толстой. На пороге вечности.
Цель моей работы: Знакомство с многогранной личностью Толстого как человека, мыслителя и педагога; изучение основных аспектов жизни и творчества Толстого.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
показать самобытность и величие личности великого писателя земли русской; ознакомить с началом творческого пути Толстого, с его нравственным кредо, с его мучительными поисками смысла жизни; способствовать укреплению читательского интереса к его произведениям.
Этапы исследования:
1.Вступление.
2.Школа в Ясной поляне. Лев Толстой – великий педагог.
3.Азбука и учебные книги Льва Толстого.
4.Жизненное кредо Толстого.
5.Талантливый человек талантлив во всём!
6. Вывод.
7.Список использованной литературы.
Имя Льва Толстого знакомо мне с детства. Наряду с русскими народными сказками мама читала мне сказки и басни Толстого о лисице и журавле, о мудрой галке, о глупом ослике и о том, как журавль помог волку. Невольно я сравнивала эти сказки. Часто совершенно нельзя было отличать, так как писатель сумел передать и язык, и красоту, и содержание сказок устного народного творчества. И это не случайно. Мне известно, что с детства Толстой любил народ, любил свою няню, которая привила любовь к фольклору. Спустя годы Л.Н. Толстой писал: «Только с мужиками я вполне простой, т.е. настоящий человек».
И теперь, являясь ученицей 7 класса, я захотела больше узнать о творчестве Толстого, как один и тот же человек смог написать такие романы, как «Война и мир», «Анна Каренина» для взрослых, и такие сказки, рассказы, басни для детей? Что его подтолкнуло открыть школу и писать «Азбуку»?
Школа в Ясной Поляне. А знаете ли Вы о том, что Лев Толстой был ещё и великим педагогом? Наблюдения Толстого-писателя за поведением ребенка, подростка, юноши, и школьные опыты Толстого-учителя подсказали ему, что обучение - дело непростое. Он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, начинает интересоваться опытом разных стран.
В 1857 году Толстой предпринимает первое путешествие в Европу. А в 1860 году он вторично едет за границу. Он назвал эту поездку “путешествием по школам Европы”. Толстой посетил тогда Германию, Францию, Швейцарию, Англию, Бельгию. Свои впечатления от увиденного он выразил словами: “Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии”. Эта поездка окончательно утвердила желание иметь свою школу. В 1859 году Яснополянская школа распахнула свои двери навстречу первым ученикам.Лев Николаевич Толстой очень любил детей. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек и сам составляет азбуку, преподает не только литературу, историю, но физику, математику…
Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. “Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся”. Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.
Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей в Яснополянской школе не порицали. Толстой в своем отчете описывает случай, когда он наказал мальчика-вора, повесив на него позорную табличку. В результате мальчик не только не задумался над своим поведением, но и еще больше обозлился на всех учеников и вообще людей. И тут Толстой еще раз убеждается, что наказывать, публично унижать ребенка небезопасно. Наказание моральное или физическое всегда порождает агрессию. Агрессия, в свою очередь, ни к чему хорошему не приводит.
Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это делалось в большинстве других школ, напротив, рассматривалось как необходимая предпосылка успеха школьной деятельности.
Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя - во флигеле, который сохранился до наших дней. Это было небольшое помещение, куда дети могли приходить или не приходить.
Открывая свою Яснополянскую школу и содействуя организации школ по всей округе, Толстой мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Островских, Филаретов, Ломоносовых, которые кишат в каждой школе». Он был переполнен безграничной любовью к маленьким мужичкам, как именовал он крестьянских детей. Плодом этой любви и явилась «Азбука», над которой писатель трудился с огромным упорством.
Убедившись в том, что за десять лет протекших после прекращения журнала «Ясная Поляна», «не вышло ни одной книжки, которую бы можно было дать в руки крестьянскому мальчику», Толстой своими детскими рассказами восполнял этот пробел.
С «Азбукой» он связывал свои самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получать из нее первые знания и умения.
«Написав эту азбуку, мне будет спокойно умереть» - делился он своими мыслями».
Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «лев и собачка», «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Кавказский пленник».
Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, рассуждение, сказка, басня и др. Он пользовался не только известными литературными жанрами, но и открывал новые.
Половину учебных книг Толстого занимают басни. Им писатель придавал большое значение. В годы работы над «Азбукой» он усиленно изучал греческий язык. Его приводили в восхищение басни древнегреческого поэта Эзопа. Толстой решил перевести заново басни Эзопа и сделал это не стихами, а прозой. Переводя на русский язык басни Эзопа, Толстой старался передать простоту. Раздел сказок в учебных книгах Толстого менее обилен, чем раздел басен. Однако он очень разнообразен. Составляя его, Толстой широко использовал произведения знаменитых сказочников братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро. Как и басни Эзопа, писатель подвергал чужеземные сказки обработке, стремясь к тому, чтобы они были до конца поняты.
Третий раздел учебных книг Л.Н. Толстого составляют рассказы, написанные им для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Главный персонаж детских рассказов Толстого – крестьянский ребенок («Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов – любознательный, настойчивый мальчик Филиппок (рассказ Филиппок). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели – его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.
Процесс работы над детскими рассказами привел к тщательному обдумыванию и взвешиванию буквально каждого слова. Простота языка и всего художественного рисунка доведена здесь до кристальной ясности. Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Он умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогал им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он ставил перед собой задачу - расширить кругозор крестьянских детей, воспитать в них стремление к знаниям, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, своему народу. Внушить им отвращение к жадности, трусости, лжи, равнодушию, лени, зазнайству, невежеству. «Напрасно думают, что дети не любят морали, - писал Толстой. - Ребенок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в форме поучения, а как видимый и ощутимый результат; не слова, а действия являются руководящими принципами». Ни одну свою мысль Толстой не выразил в произведениях открыто, разве что в форме пословицы, в заглавии («Охота пуще неволи») или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать», «Знает кошка, чье мясо съела»). Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Книги для детей написаны писателем для Яснополянской школы. Сегодня они не теряют своей значимости, потому что учат добру, справедливости, милосердию. Особенно мне близки басни, которые несут в себе глубокий нравственный смысл, пробуждают в людях важные человеческие качества.
Смысл жизни Толстой видел в служении людям. В дневниковых записях писателя неоднократно повторяется мысль: «Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям». И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Талантливый человек талантлив во всём!
Льва Толстого давно уже нет, но интерес к его произведениям не уменьшается, а возрастает. Они привлекают читателя, заставляют задуматься над проблемами добра и зла, войны и мира, любви и дружбы, помогают жить с добрыми и красивыми помыслами. Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читая его произведения, погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.
Вряд ли найдётся человек, не знакомый с литературным творчеством Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы начинаем знакомиться ещё в дошкольном возрасте, а его роман `Война и Мир` переведён на десятки языков мира. Никогда не забуду, как первый раз плакала над сказкой-былью «Лев и собачка» или как краснела вместе с главным героем рассказа «Косточка».
Лично для меня Л.Н.Толстой, прежде всего русский писатель, оставивший нам огромное литературное наследие. Толстой помог мне научиться любить и понимать природу, видеть красоту в обыденном. Природа, по мнению Толстого, несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, например, войне. Сила жизни, вечное обновление, красота, поэтичность, величие, вечность и
Мне близок Толстой отрицанием войны, бессмысленной жестокости. Такое отношение к войне как к явлению противоестественному, противному человеческой природе, актуально и в наше время. Война - это горе, слезы. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу, чтобы повторились её ужасы. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится Чечня, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. И нашим современникам стоит поучиться у Толстого добру, миролюбию, человечности. Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.
Вывод: Исключительная роль в становлении детской литературы в России принадлежит Льву Николаевичу Толстому. «Азбука», «Новая азбука» и четыре «Русские книги для чтения» в свое время сыграли роль первой в нашей стране детской энциклопедии, из которой юные читатели получали не только поэтические, художественные впечатления, но и начальные сведения по истории, астрономии, ботанике, зоологии, физики, химии и другим наукам. Пока будет жить на свете русский язык, будут читать и «Азбуку» Толстого, и его четыре «Русские книги для чтения».
Список использованной литературы:
1.Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой — народный учитель. М., Учпедгиз, 1959.
2. Капитонова Л «Л.Толстой в жизни и творчестве», П.Т. Петербург, 1992 г;
3. Саакянц А. Страницы жизни и творчества. - М., 1986
4.Использовался текстовый редактор WORD, словари, справочники, научная литература.
Приложение:
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем лошадь акварелью
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рождественские подарки от Метелицы
Хризантема и Луковица