В работе рассказывается история сельской школы. Собран биографический материал об отдельных выпускниках, воспоминания учителей и выпускников разных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_2016.doc | 156.5 КБ |
Движение «Отечество-2016»
Номинация «Образование»
Тема: «Большая история маленькой школы».
Автор:
Потапова Полина Александровна
ученица 7 «а» класса
МКОУ СОШ № 2
Адрес:
356180, Ставропольский край
Труновский район
с. Труновское
ул. Пролетарская 21
Руководитель:
Тарасова Валентина Ивановна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 2
телефон:8 962 4961485
с. Труновское 2016
Содержание
Введение. Методика исследования…………………………………. 3
2.1Первый этап. Из истории образования в селе………………….. 5
2.2. Школа в годы войны……………………………………………. 6
3. Третий этап. Маленькая школа - взлетная полоса большого будущего
3.1. Все профессии важны, все профессии нужны………………… 8
3.2. Есть такая профессия - Родину защищать…………………….. 11
3.3. Люди в белых халатах, низко Вам поклониться хотим……… 13
3.4. Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно
преклонить колено…………………………………………. 15
3.5.Нам песня строить и жить помогает……………………………. 17
Введение
С 1936 года начинает отчёт история самой первой средней школы нашего района. Школа.… Какое огромное значение имеет она для людей. Здесь для каждого открывается мир знаний, закладываются основы взрослой, самостоятельной жизни, рождаются и передаются из поколения в поколение традиции. Школа выпустила в большую жизнь тысячи своих выпускников. Они принадлежат разным поколениям, но можно выделить общее, что их объединяет. Каждый выпускник- это частица маленькой сельской школы, которая стала взлетной полосой большого будущего.
Мне захотелось узнать историю своей родной школы в которой я учусь, учились мои родители, бабушки и дедушки и рассказать эту историю своим одноклассникам.
Цель:
показать что школа даёт прекрасный старт для будущей жизни своим выпускникам.
Задачи:
1. Обобщить материала об истории нашей школы.
2. Собрать биографический материал об отдельных выпускниках школы. Проследить, как в их жизни пригодились навыки, полученные в школе.
3. Использовать полученный материал для пополнения фондов школы и Зала боевой славы.
4. Пропагандировать собранный материал среди учащихся и односельчан.
Хроника:
В своей работе я изучаю 30-е годы истории края и села в период коллективизации, и раскулачивания.
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, системным подходом, реализованным в ходе поисковой работы.
Ведущими методами выступают следующие:
- теоретический: анализ исторической литературы;
-эмпирический: встреча со старожилами села, сбор и обработка воспоминаний, работа с архивными документами.
Научная новизна состоит в том, что до этого момента никто не занимался систематизацией данных по истории школы, хотя она сыграла большую роль в развитии не только села, но и каждого её выпускника.
Методы исследования
Исследовательский материал к теме "Большая история маленькой школы" я начала собирать в 2015 году. В первую очередь нужно было изучить историю становления системы образования в нашем крае, обратиться краеведческому материалу, к архивным материалам нашей школы, к архивным материалам Зала боевой славы, семейным архивам, материалам периодической печати.
Интересными стали встречи с жителями села, которые очень много рассказали о своих одноклассниках, поделились накопленными сведениями о них. Удивительными и незабываемыми стали встречи с родителями выпускников, которые много лет назад окончили нашу школу. Поразило, с какой любовью и уважением говорят бывшие ученики о школе и своих учителях. Со многими, которые живут за пределами села, удалось поговорить по телефону. Подспорьем в сборе сведений стал интернет.
Предполагается продолжить работу по дальнейшему сбору материала.
Практические результаты исследования
Собранный материал может быть использован в качестве регионального компонента на уроках истории, литературы, при подготовке внеклассных мероприятий, на классных часах .
Обзор литературы
Во многих учебниках истории, в том числе региональных, большое место отводится вопросам развития образования. Богатый материал по этой теме содержится в учебных книгах под редакцией В.П.Невской "История Ставропольского край от древнейших времен до 1917 года", Кругова "Ставропольский край в истории России", которые неоднократно переиздавались. Авторы рассказывают о становлении системы образования и подготовке учителей, о первых церковно-приходских и воскресных школах, о первой гимназии, духовной и учительской семинарии, о развитии современной системы образования. Особенно интересны, показались статистические данные, помещенные в книге А.Твалчрелидзе "Ставропольская губерния". Работая с архивными материалами периодической печати, находим интересные статьи в районной газете «Нива» (например статьи В.Я.Яковенко, очерки, статьи, письма выпускников школы, работников школы, её учащихся: Худоконенко Т.Т., Беленникова В.И., Подольской М.И., и других), ) в газете "Родина" (статья Б. Кучмаева), В "Ставропольской правде" (статья А.Моногарова), в буклете "Труновское. Всему начало здесь в селе моём родном".
2. Результаты исследования.
2.1. Первый этап. Из истории образования в селе.
Всегда с интересом познаешь, как шло развитие образования в нашем государстве, которое всегда нуждалась в образованных людях. Они нужны были для развития торговли, экономики, управления страной, установлением отношений с другими странами. Изучая историю, понимаешь, каким богатством награждены сегодня мы – возможностью получать разностороннее образование с детства и до старости.
Были времена, когда образование было доступно для избранных. Бурное строительство школ началось в XIX веке. За этот период в нашем крае было создано 578 учебных заведений, в начале XX века их было уже 816. «Народное образование из года в год прогрессивно развивается – указывалось в отчете губернского статистического комитета за 1898 год – при таком ходе дела можно надеяться, что в скором времени двери школы откроются для всех детей школьного возраста».(1) Открылись учебные заведения и в нашем селе Терновском. А. Твалчрелидзе сообщал, что в селе было три училища: одноклассное М.Н.П., одноклассное церковно-приходское и школа грамотности. В училище обучалось 53 мальчика и 8 девочек. В церковно-приходском училище было 46 мальчиков и 12 девочек, при том что в селе было около 10 тысяч жителей.(2) В училище был один учитель. Из исторической справки, составленной Сюмаковым И.Г., узнаем, что в школе учились не более 1 – 3 лет, и на этом образование завершалось. Учились только отдельные крестьянские дети, в основном дети зажиточных. Основная же масса крестьянских детей оставалось неграмотными. Желающих учиться было больше, чем могли вместить небольшие школы. Были случаи, когда детям отказывали в приеме из-за недостатка места, но ученики просили принять их, соглашаясь, всё время стоять, лишь бы разрешили ходить на занятия. Не пугали учеников большие расстояния до школы, которые приходилось преодолевать в любую погоду. В церковных школах обучали арифметике, письму, истории, основам географии. Большое внимание уделялось пению, готовили регентов для церковного хора. Девочек обучали различным видам рукоделия, а мальчикам давали навыки столярного, сапожного дела, знакомили с основами огородничества.
Все значительно изменилось в 30-е годы XX века. В 1937 году на Ставрополье грамотное население составляло 98,7%, все дети обучались в неполных и средних школах.(3) В 1936 – 1937 году в селе Труновском была построена первая в районе средняя школа. В ней насчитывалось 14 классов с общим количеством учащихся 380 человек. Учительский коллектив составлял 14 человек. В школе были оснащены кабинеты биологии, физики, химии. Первый выпуск учащихся 10-го класса состоялся в 1939-1940 учебного года. Было выпущено 12 человек. В числе первых выпускников школы были учащиеся: Шелудченко Л.М.(впоследствии стала врачом), Дудова В.А. (стала учителем русского языка), Ефимов И.И.(зав. магазином), Пшеничный Ф.И., Караченцева А., Горбачева Н. (Приложение….).
В 1940- 1941 учебном году было построено и сдано в эксплуатацию новое здание средней школы. Со второго полугодия школа разместилась в двух зданиях. В это время школа, по-прежнему остававшаяся единственной средней школой в районе, сильно разрослась. В ней насчитывалось около 500 уч-ся, 22 класса. Учительский коллектив состоял из 28 человек (директор Сбойчаков В.И.). В школе были кабинеты: биологический, химический, физический.
В 1941 году состоялся 2-ой выпуск учащихся 10 классов в количестве 24 человек.
2.2. Второй этап. Школа в годы войны.
Моя родная школа пережила годы оккупации. Домашова Анна Васильевна вспоминала о выпускном вечере и о том, что на 23 июня намечалась экскурсия в город Ставрополь, но 22 июня началась война. Многие учителя с оружием в руках пошли сражаться с ненавистным врагом. Среди них Зиборов Петр Иванович, Боченин Иван Григорьевич, Лободин Константин Михайлович, Завгородний Николай Федорович, Ловянников Дмитрий Иванович, Шейкины, Габилая И.С., а также учащиеся: Черкашин В., Еремин П., Кузнецов М., Ерыгин., Апальков С., Горбанева Н., Лукьянова В., Глушко А., Чуйков П. и другие. Не все вернулись домой, отдав свою жизнь за Родину: Головко А., Евлев В., Колесников А.
Учителя и ученики старших классов принимали активное участие в уборке урожая 1941 года. Силами учителей района читались лекции, доклады, были даны концерты художественной самодеятельности. Школьники организовали сбор теплых вещей в фонд Красной Армии и сбор средств на танковый взвод «Труновский колхозник». Учителя села Труновского внесли 9620 рублей. Примеру последовали многие старшеклассники. Инициативу учителей горячо поддержали колхозники колхоза имени Трунова, которые внесли на создание танкового взвода 35 тысяч рублей. Всего для этой цели было собрано свыше 200 тысяч рублей.
Третий выпуск уч-ся (Синицына В., Трунова Л., Фисенко М. - учителя средних семилетних школ) состоялся в те тревожные дни 1942 года, когда враг стоял на пороге Кавказа. В период оккупации школа была разграблена и превращена в казарму.
С первых же дней после освобождения Труновского района от фашистов, учителя совместно с учащимися взялись за восстановление своей школы.
Во втором выпуске газеты "Красный партизан" от 17 мая 1945 года есть заметка "Работа средней школы после освобождения села". В этой заметке говорится о том, как учителя и ученики восстанавливали школу, которую привели в негодность "Озверелые захватчики во время своего хозяйничания в селе. Фашисты уничтожили богатейшую школьную библиотеку, физический, химический, биологический и военный кабинеты, спалили мебель"
Тяжелое это было время. В школах не хватало оборудования, письменных принадлежностей, учебников, наглядных пособий, ощущался острый недостаток в педагогических кадрах. Чаплыгина Н.А., которая в 1941 году училась в 5 классе, рассказывала: «В классе было 17 человек. Условия обучения были очень плохими: парт не было, вместо стульев скамейки, писали на газетных листах между строчек. Эти листы сшивали, Писали чернилами, зимой они замерзали, и мы их долго отогревали. Учебников было очень мало, а если и были, то на них приходилось по 3-4 человека. Начинались уроки с 8-ми часов утра. Учились в утреннюю смену, так как вечером было темно, ведь электричества не было. В школе кормили кашей (мамалыгой) и из-за этого хотелось учиться, ведь был ужасный голод, есть было нечего, а в школе хоть кашей кормили.». Ее рассказ как бы уточняет Клинникова Алла Ивановна: « В школу ходить было не в чем. В семьях, где было много детей, ходили в школу по очереди, потому что имели одну пару ботинок на всех. В школе писали на газетах, так как тетрадей не было, книг не хватало. Училась я в «маленькой» школе (так ее называли). В каждом классе была печь, которую топили соломой, но все равно было холодно, даже чернила замерзали. Дети сидели за партами одетые. Полы в школе были деревянные, но не крашенные, поэтому мыли их вениками. Дети в классе были разного возраста от 6 до 10 лет, первая учительница была Компанцева Роза Сергеевна. С 1943 года я училась в средней школе, так называемой «большой». "В районной газете "Красный партизан" от 6 февраля 1949 года в статье "Нет заботы о здоровье детей" рассказывалось "В Труновской средней школе учащиеся 1-4 классов занимаются в холодных классах. В январе температура не превышает 6 градусов тепла, а перед началом занятий в отдельных классах доходит до 0 градусов. Это сильно отражается на здоровье детей, мешает их нормальной учёбе. Дети часто болеют".
В эти годы в школе работали преподаватели: Ловянникова А. П., Пинчукова О. А., Яновская Е. Д., Шенцев В. П., Полуянова А. П., Гнесюк П. И.».
С благодарностью вспоминает и перечисляет своих учителей Тарасова Таисия Ивановна: Мезенцев Александр Дмитриевич - учитель географии, Касаткина Анна Ивановна учитель арифметики, Боченин Иван Григорьевич- учитель русского языка, ( директор школы - Никитюк Степан Васильевич).
Директор школы № 2 (№7) в 1944году был - Лернер Леонид Яковлевич, Завучем - Воробьев Михаил Семенович.
С первых дней освобождения села от оккупации школа была восстановлена силами учителей и учащихся. Несмотря на то, что в школе занятия начались с первого февраля 1943 года, учебные программы были пройдены.
Ученик старались учиться хорошо, и отлично, считали это своим патриотическим долгом. По решению РК ВЛКСМ было выделено 7 отличников учёбы нашего района для получения комсомольской стипендии. Первым в районе получил её комсомолец-отличник, ученик 8 класса Труновской средней школы Шульга Пётр- один из лучших учеников школы. 20 апреля в торжественной обстановке на общешкольном собрании секретарь РК ВЛКСМ Горельская и заведующий РОНО Воробьёв вручили Шульге стипендию за 3 месяца в сумме 300 рублей.
В 1945 году в школе начались экзамены на аттестат зрелости. В газетной заметке сообщается "21 мая в празднично убранных классах в первый день десятиклассники сдавали письменный экзамен по литературе. Для сочинений были даны темы "Легенды в песнях раннего Горького", "Образ русской женщины в произведениях Н.А Некрасова, "Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью". Первую тему избрали 7 человек, вторую -четыре. Грамотно, чётко, красиво, с большим чувством написали сочинения Ловянникова Валя и Косарева Валя, их работы оценены пяти баллами." По получению аттестата зрелости перед каждым учеником открывалась широкая дорога в жизнь. Маленькая сельская школа стала взлетной полосой в большое будущее. Четвертый выпуск учащихся (в числе человек) состоялся в 1945 году. Из 10-го класса школы были выпущены Ловянников В., Косарева В., Серых Л (в будущем учителя средних школ), Булавинова А. (будущий фармацевт), Косарева Н.
________________________________________________________________
1. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь: книжное издательство, с. 44, 2001.
2. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Под редакцией Н.Д.Судавцова. Ставрополь, ИПКРО, 1996.
3. А. Твалчрелидзе. Ставропольская губерния. Ставрополь, 1991.
3. Третий этап. Маленькая школа - взлетная полоса большого будущего
3.1. Все профессии важны, все профессии нужны.
После Великой Отечественной войны вопросу образования уделяли большое внимание, значительно шагнуло вперед народное образование. Возросла сеть школ, увеличилось число учителей. За 80 лет Труновская средняя школа много пережила: и трудные военные годы, послевоенное строительство, плодотворные 50-80 годы, сложные годы перестройки, новшества сегодняшнего времени. Развитие школы шло под руководством инициативных, требовательных к себе и подчиненным директоров: Михаила Ивановича Писарева (1928-1936), Зиборова Петра Ивановича (1936-1937), Сбойчакова Владимира Ивановича (1940-1941), Гнесюка Петра Семёновича (1945-1950), Рябовой Лидии Андреевны (1957-1958), Михайленко Ивана Петровича (1958-1966), Горюнова Николая Егоровича (1966-1985), Белёвцевой Любови Ивановны (1985-1989), Спиридоновой Раисы Акимовны (1989-1991), Попенко Владимира Михайловича (1991-2006), Иванько Елены Владимировны (2006-2015), Тищенко Ольги Алексеевны с апреля 2015 года.
Многое легло на плечи директоров школы и коллектива учителей. Приходилось ремонтировать здание, налаживать учебный и воспитательный процесс. В школе работали различные кружки. Активно работали школьная комсомольская и пионерская организации.
Весело беззаботно проходили школьные будни для учеников. Особое место в жизни ребят занимала трудовая деятельность. Опыт, приобретенный на пришкольном участке и в школьной производственной бригаде, пригодился многим выпускникам, подготовил их к нелегкому, но нужному труду земледельца, воспитал уважение к труду хлебороба, механизатора, животновода, определила выбор профессии многих выпускников нашей школы.
Многие выпускники нашей школы трудятся в родных хозяйствах колхозе "Родина" и "Терновский". О каждом из них можно написать историю. Но есть среди тружеников такие, на которых стараются равняться многие.
50 лет проработал на полях родного села Данилов Алексей Дмитриевич. С детских лет его родители учили - к работе относится ответственно, добросовестно. Он всю жизнь следовал этому совету. Получив профессию тракториста, пришел работать в колхоз "Терновский»" Сколько же землицы переворотил старейший механизатор, вполне можно в книгу Гиннеса заносить, он, наверняка знает каждую кочку на всех поля хозяйства. Свой богатейший опыт Алексей Дмитриевич передал молодым механизаторам.
За свой многолетний труд награжден многочисленными наградами, орденом «За заслуги перед Отечеством II степени».
Совсем мальчишкой пришёл работать в это же хозяйство Казачков Юрий Викторович. С первых дней работы он старался добросовестно и ответственно относиться к труду. Эти качества он перенял у своего учителя автодела Чернолихова Василия Алексеевича. У своего учителя многие мальчишки переняли любовь к дороге и баранке. Своих учеников он учил быть не только на «ты» с автомобилем, но и людьми честными, трудолюбивыми. За многие годы работы Юрий Викторович стал лучшим комбайнером хозяйства, неоднократно становился победителем жатвы, передовик производства сегодня является управляющим одного из отделений хозяйства.
Богатый урожай выращивают наши выпускники на полях родного Ставрополья. Одна из них Пилюгина Нина Николаевна – агроном с многолетним стажем. Богатейший опыт в производстве, использование высококачественных семян, применение новейших технологий помогают добиться высокой урожайности. Мастерство и ответственность снискали ей уважение коллег и работников колхоза. Не уступает своему учителю агроном Баранников Николай Николаевич. Молодой агроном зарекомендовал себя инициативным, ответственным, неординарно мыслящим и высокопрофессиональным работником. Его уважают и ценят в колхозе за преданность общему делу, глубокие агротехнические знания по выращиванию сельскохозяйственных культур, умение находить общий язык с механизаторами.
Экономистом хозяйства стала одна из лучших выпускниц нашей школы Чуйкова Ирина Александровна. В школе она была активисткой, победителем предметных олимпиад, ассистентом школьного знамени, окончила школу с золотой медалью.
Самые разные профессии выбрали выпускники нашей школы. Был в истории школы класс, который слыл самым дружным в годы учёбы в школе и таковым остаётся и по сей день. Большая заслуга в этом принадлежит первой учительнице ребят Черкашиной Глафире Михайловне, которая не рассталась со своими питомцами после окончания начальной школы, а пошла с ними дальше, окончив институт и став учителем русского языка и литературы и классным руководителем. Многие выпускники этого класса получили прекрасные профессии. Лазарева (Епринцева Вера Ивановна) детский врач нашей поликлиники и добрый ангел-хранитель для многих маленьких жителей села Труновского. Должиков Иван Васильевич- видный адвокат, работает в г. Ставрополе. Новиков Александр Михайлович- в прошлом видный комсомольский работник района, а сегодня востребованный фотограф, мастер своего дела. Интересную и редкую профессию получил Должиков Владимир Иванович. После окончания восьмилетки, он решил продолжить образование в средней школе и попал в класс к Черкашиной Г.М. Здесь юноша подружился со всеми своими одноклассниками. Особенно ему понравилась отличница Фисенко Елена. После окончания средней школы прошёл службу в армии, потом вернулся в родное село и работал трактористом в совхозе, электросварщиком в сельхозтехнике. Но всё время мечтал об учёбе в Москве. Поступил в МИФИ ( Московский инженерно-физический институт). После окончания института дипломированный специалист начал работать на атомной электростанции в городе Обнинск, а затем перевёлся на АЭС в Волгодонск. Объединенная энергетическая система Северного Кавказа, в которую включена Волгодонская АЭС, обеспечивает энергоснабжение 11 субъектов Российской Федерации. К этому времени он женился на своей однокласснице Фисенко Елене, которая закончила Таганрогский радиотехнический институт и приехала у мужу в Волгодонск. С тех пор они работают вместе на атомной электростанции: он - физиком-атомщиком, она программистом.
Интересную профессию выбрал выпускник 1972 года Пшеничный Григорий Васильевич. Любовь к расследованиям появилась ещё в школе. С увлечение принимал активное участие в туристических походах, с любопытством слушал на уроках географии , которые вёл Коленчук Николай Филлипович, рассказы о геологических экспедициях и открытиях. Очень хотелось самому что-то открыть. После окончания школы он успешно сдал экзамены в Ленинградский горный институт имени Плеханова на геолого-разведывательный факультет. В 1977 году с дипломом горного инженера был распределён на Дальний Восток и сразу попал в морскую экспедицию. Затем была работа в Якутии, 15 лет работал в Карелии: поиск золота, алмазов, молибдена, олова, меди- почти вся таблица Менделеева скрывается в подземных недрах Карелии. В 1990 году Пшеничному Г.В и его товарищам удалось открыть ещё одно месторождение золота- в Костамукше, которое сейчас начинают активно осваивать. И когда у него спрашивают, что надо, чтобы стать геологом, он отвечает: "Чтобы стать хорошим геологом, требуются такие качества, как наблюдательность, умение анализировать информацию, для работы в экспедициях- физическая выносливость, готовность преодолевать сложности походной жизни, а главное любить дело, которое ты делаешь". Много неизведанных прежде тропинок и дорог пришлось пройти Григорию Васильевичу почти через всю нашу огромную страну, но родное село и любимую школу не забывает. Собирается присутствовать на вскрытии письма-обращения к школьникам 2017 года, замурованном пока в стене школы, так как был участником его закладки.
Есть среди выпускников нашей школы и такие, которые трудятся в вузах. Малыхин Фёдор Тимофеевич- кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней Ставропольской государственной медицинской академии, врач-терапевт.
Вильдяевае (Харьковская) Наталья Ивановна, закончила школу с золотой медалью, окончила Новочеркасскую государственную академию, защитила диссертацию по экономике, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры Экономики водного хозяйства Новочеркасской мелиоративной академии.
Трофимов Максим Сергеевич. Окончив школу в1977 году, поступил в СГУ на юридический факультет. В 2002 году окончил его с красным дипломом, поступил в аспирантуру на этом же факультете. В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию. Припадает на юридическом факультете – доцент кафедры муниципального права юридического факультета СГУ. На встрече выпускников сказал удивительные слова: «Спасибо родной школе, всем учителям за тот багаж знаний, который они мне дали. Став взрослым, работая в институте, я могу с уверенностью сказать, что так тепло и трепетно как в школе, о человеке больше никто, никогда и нигде не заботится».
Ловянникова (Азарова) Валентина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Ставропольского государственного университета.
Савенко Григорий Петрович запомнил школьные годы теплым отношением классного руководителя Труновой Валентины Васильевны, уроками истории, алгебры, весёлыми вечерами, викторинами, в которых принимал активное участие. После окончания школы окончил исторический факультет Ставропольского педагогического университета. Активно занимается общественной деятельностью на факультете, является старшим преподавателем кафедры археологии и региональной истории Ставропольского государственного университета. Кандидат исторических наук.
3.2. Есть такая профессия – Родину защищать
Много лет наша школа была районной базовой площадкой по военно-патриотическому воспитанию школьников. Большую работу в этом направлении проводили учителя физкультуры и военного дела. Надолго остались в памяти многих мальчишек и девчонок веселые и серьёзные игры "Зарница", "Орленок", смотры песни и строя, встречи с удивительными людьми, посвятивших себя военной профессии. Один из наших выпускников, ставший военным, Пучков В.В. вспоминает: "Для проведения игры "Зарница" создавался штаб, в который входили учителя и ученики. Очень серьезно и до мельчайших подробностей разрабатывали мы план движения «синих», и «красных» армий: где будет находиться лагерь, путь следования войск, вооружение (как правило это были деревянные автоматы, сделанные мальчишками на уроках труда, снаряды - ватные шарики). Четко определяли действия разведки, санитаров, кухни. Главным командиром игры был военрук Лободин В.Н.. До чего же интересно было! Ни раз мы побеждали в районных играх, защищали честь района в крае». Своему любимому делу посвятил себя Лободинов К.М., ветеран Великой Отечественной войны. Своим ребятам он прививал любовь к Родине, учил быть настоящими патриотами и защитниками. Не случайно его сын Лободин Н.К. стал летчиком-штурманом. За четверть века подполковник освоил пять типов самолетов. Накопленный им опыт, знания, профессионализм ни раз помогали ему с честью выйти из сложных ситуаций при выполнении военных заданий.
Наш выпускник Обрывко В.Г., посвятивший себя военной профессии, 11 лет прослуживший на Байконуре в военно-космических войсках, рассказывает: "Спортивными были все мальчишки. Легкая атлетика была самым любимым занятием. Обожали уроки военного дела, которые проводил Лободин К.М.Всегда подтянутый, спокойный, уверенный в своих силах он вызывал восхищение у всех мальчишек. Хотелось равняться на своего учителя, именно благодаря ему, мы с братом Яковом определились в выборе профессии и об этом не жалеем. Всю свою жизнь мы посвятили защите Отечества. Мой старший брат Обрывко Яков Георгиевич после окончания школы поступил в Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. Служил в разных регионах нашей необъятной Родины, сегодня продолжает службу в звании полковника в г. Москве" . Результат многолетней работы по военно-патриотическому воспитанию был высоким. Многие выпускники стали военными. Закаляясь на уроках физкультуры, развивая свою сноровку, силу, ловкость, мужество и стойкость рождались будущие офицеры Российской армии.
Коновалов Владимир Семенович, после окончания школы поступил в высшее Московское пограничное училище, которое закончил с отличием, затем поступил в академию имени Фрунзе, закончил его с отличием, был направлен в академию Генерального штаба. Генерал. Живет и работает в Москве.
Белевцев Владимир Иванович. Полковник в течение многих лет был заведующим кафедрой в Ставропольском училище связи. Сегодня работает в центре защиты информации Российской Федерации.
Чернолихов Александр Васильевич. В школе он был комсоргом, вечным инициатором добрых дел, весельчаком, душою класса. Заканчивая школу, Александр точно знал, куда будет поступать. Свою профессию он определил ещё в детстве. Его всегда манила профессия моряка своими тайнами и загадками. На следующий день, после школьного выпускного балла, юноша был уже в Севастополе. Сдав успешно экзамены, был зачислен курсантом высшего военно-морского училища. Успешно окончив его, был направлен на Север на атомную подводную лодку в качестве инженера-ядерщика. Александр вспоминает: « Знаете, какая была радость, что я, бывший ученик Труновской сельской школы, и вдруг управляю ядерной энергетической установкой». Порты в городах: Мурманске, Североморске, Петропавловск - Камчатском – стали местами приписки морского офицера Чернолихова Александра Васильевича. Морской офицер – капитан II ранга совершил походы в район Атлантики, Средиземного моря. Он больше десяти лет командовал подводной лодки.
Когда у него бывает долгосрочный отпуск, он непременно бывает в родном селе, встречается со своими одноклассниками.
Мазикин Иван Васильевич. В 1970 году окончил школу 10 «А» класс, классным руководителем был Куква Николай Иванович. Поступил в Севастопольское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1975 году. Одиннадцать лет служил в Краснознаменном Северном Флоте на атомной подлодке в звании капитана второго ранга. Затем с 1986 года пять лет работал преподавателем в родном Севастопольском училище. Сейчас работает главным инженером энергетиком в колхозе «Терновский».
Могилинец Николай Николаевич. После окончания школы поступил в Новочеркасское военное училище связи. Служил в Монголии, Ростове-на-Дону. После службы поступил в Ленинградский педагогический институт. Несколько лет был председателем спортивного комитета Ставропольского края, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России по дзюдо, мастер спорта.
Соловьев Владимир Владимирович. Окончил высшее Ставропольское летное училище. Летчик-штурман. С 1980 года служил в Грозном, п. Ханкала ЧССР. Майор, командир звена, военный летчик инструктор первого класса.
Кононенко Александр Александрович. После окончания школы в 1995 году поступил в Санкт-Петербургскую военно-инженерную космическую академию по специальности метролог. Работает в Азербайджане на космической станции, майор.
Белозеров Сергей Борисович. После службы в рядах советской армии поступил в Московское высшее пограничное училище КГБ. Затем окончил военную академию. Сегодня полковник, начальник штаба Северо-Кавказского пограничного отряда. Служит в Черкесске.
Куква Александр Николаевич. В 1973 году окончил десять классов. Работал один год токарем в сельхозтехнике. В 1974 году был призван в армию. Служил в Миллерово Ростовской области, Германии, Оренбургской области. Из армии поступил в Новочеркасское военное училище связи. После его окончания был направлен на службу в Забайкальский военный округ. В Улан-Удэ служил командиром взвода, командиром роты, начальником связи ракетно-зенитного полка, старшим инженером по средствам связи дивизии. После перевода в Северо-Кавказский округ служил начальником связи военного комиссариата Кабардино-Балкарской республики. Ушел в отставку в звании подполковника. Награжден десятью медалями: «За отличие в воинской службе», «Медалью Жукова», «За боевое содружество», «За участия в спецоперациях», медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством II степени», юбилейными медалями.
Лотарев Василий Тимофеевич. В 1969 году окончил Труновскую среднюю школу №2. В этом же году поступил в старейшее в стране Ульяновское высшее командное танковое училище имени Ленина. По окончании и училища, в 1973 году, для дальнейшего прохождения службы был направлен в Группу Советских Войск в Германии (ГСВГ) – в г. Берлин. Служил в должности командира танкового взвода, секретаря комитета комсомола танковой части. Службу продолжал в Средней Азии, Чечне, Карачаево-Черкесской Республике. Полковник запаса.
Сегодня профессию военного продолжают многие выпускники нашей школы.
3.3. Люди в белых халатах, низко вам поклониться хотим.
Лечить людей, дарить им здоровье, возвращать радость жизни стало призванием для многих наших выпускников.
В 60-м году окончил нашу школу с отличием Ловянников Юрий Григорьевич сразу поступил в Ставропольский медицинский институт, всё больше увлекаясь военной медициной. На четвёртом курсе студент перевёлся на военно-медицинской факультет. Став военным медицинским работником, служил в Венгрии, Белоруссии, Ленинграде. Неоднократно приходилось спасать людей в военных госпиталях и за пределами Родины: в Чехословакии, Египте, Германии. В 1989 году Ловянников Ю.Г принимал участие в выводе советских войск из Афганистана. Он всегда стремился к самосовершенствованию, упорно шел вперед, поступил в Ленинградскую военно-медицинскую академию, окончил ее с отличием. Несколько лет работал военным хирургом, занимался наукой, защитил докторскую диссертацию. Он долгие годы заведовал одной их кафедр Саратовской военно-медицинской академии. Сейчас Юрий Георгиевич находится на заслуженном отдыхе. На пенсию вышел в звании подполковника.
В 1975 году после окончания школы Малыхин Ф.Т. поступил в Ставропольский медицинский институт. Кандидат медицинских наук, доцент медицинской Академии, декан сестринского факультета, заведующий геронтологическим отделением 3-й городской больницы, врач-кардиолог.
Хорошеньких Светлана Владимировна. После окончания школы поступила в медицинскую Академию г. Ставрополя, окончила его с отличием. Сразу поступила в медицинскую ординатуру. Сейчас работает в краевой больнице г. Ставрополя на кафедре физиолечебницы, врач-ординатор.
Со школьной скамьи определила свой выбор Епринцева (Лазарева) Вера Ивановна. После окончания Ставропольской медицинской Академии и ординатуры, приехала в родное село работать педиатром. Сегодня Вера Ивановна – один из лучших врачей нашего района. Это человек большого ума и огромной душевной доброты и щедрости. В любое время дня и ночи она готова прийти на помощь. Ее знают и любят в родном селе все большие и маленькие. Идут к ней за помощью и советом. Всегда спокойная, доброжелательная, уверенная в себе. За заслуги в охране здоровья и спасение жизни многих юных труновцев ей присвоено звание «Почетный житель села Труновского».
В течении нескольких лет в нашем селе работала детским педиатром Сидоркова (Копыстко) Елена Леонидовна. Ответственная, аккуратная, кропотливая в работе она заботилась о здоровье своих маленьких пациентов. Ее уважают односельчане, любят дети. Сегодня она работает педиатром в Москве.
Крашенинникова Лилия Алексеевна. В школе всегда была одной из лучших учениц. Ответственная, исполнительная, очень внимательная к своим одноклассникам. Она была любимицей класса. Ее добрые глаза, тихий, спокойный голос могли успокоить самых неугомонных. После окончания школы с отличием, в 1979 году, она поступила в Ставропольский медицинский институт. Окончив его, стала работать стоматологом в донской поликлинике. Лилия Алексеевна – врач от Бога. Успокоит, вылечит, даст полезный совет, она творит чудеса, излечивает не только зубную боль, но и страх перед стоматологическим кабинетом.
Отличным врачом неврологом стала одна из лучших учениц нашей школы Иванько Лилия Николаевна. Её любят больные, а она относится к ним с большим уважением и пониманием.
3.4. Учитель, перед именем твоим позволь смиренно приклонить колено
Дело своих любимых учителей, научивших быть мудрыми и терпеливыми, добрыми и отзывчивыми, честными и открытыми продолжили многие мальчишки и девчонки нашей школы.
В простой крестьянской семье Ярмош в селе Труновском 21 декабря 1938 года родилась девочка, ее назвали Таисия. В 1945 году, с шести лет, пошла в школу. Любознательная, старательная она сразу заявила о себе. Училась с интересом, особое предпочтение отдавала точным наукам, поэтому выбор был сделан уже в школе – учить детей самой мудрой науке - математике. Окончив школу с золотой, медалью в 1955 году поступила в Ставропольский педагогический институт на физико-математический факультет. После его окончания, в 1960 году, получив специальность, учитель математики и черчения, приехала работать в Труновскую семилетнюю школу №11.С 1964 года была назначена завучем этой школы, а в 1969 – директором. Десять лет работала учителем математики в Труновской восьмилетней школе № 9, три года была директором этой школы. Педагогический стаж Шаталовой Таисии Васильевны - 39 лет. За многолетний труд награждена грамотами Министерства Образования РФ, Ставропольского края. Отличник народного просвещения, ветеран труда.
Белевцева Любовь Ивановна после окончания школы поступила в Ставропольский педагогический институт на математический факультет. Окончив его, вместе с мужем поехала служить на Дальний Восток. После окончания службы приехали в родное село. Любовь Ивановна пришла работать в родную школу учителем математики. Трудолюбивая, добросовестная, отлично знающая свой предмет, она учила быть такими своих ребят. С 1985 по 1989 годы – директор нашей школы. 15 лет – была завучем школы. Своим педагогическим талантом, высокой квалификацией она заслужила уважение коллег, учеников, родителей. За свой труд неоднократно награждена грамотами Министерства Образования РФ, Ставропольского края. Отличник народного образования. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Иванько Елена Владимировна. Со школьной скамьи ее отличалась аккуратность во всем: учебе, делах, труде. Ответственная, принципиальная она никогда не прощала себе оплошность. Быть на высоте – это ее жизненный девиз. После окончания школы поступила в Минераловодческое педагогическое училище. Стала учителем начальных классов. Началась трудная, кропотливая работа. Первый ее класс был большим – 40 мальчиков и девочек, сорок пытливых глаз. Справишься с нами? – безмолвно и лукаво спрашивали они. Справится ли с нашими детьми? – с тревогой думали родители. Справилась! Класс получился большой дружный. На уроках строгая дисциплина, во внеурочное время куча интересных дел. И закрутилась веселая школьная жизнь. Одновременно с работой окончила Ставропольский педагогический институт. Продолжила работу учителем математики. Несколько лет проработала завучем по воспитательной работе. Своим трудолюбием, творческим подходом к делу заслужила уважение среди коллег, любовь детей и благодарность родителей. В течение восьми лет была отличным директором школы. Отличник народного образования, награжденная многочисленными грамотами.
Трунова Валентина Васильевна была выпускницей одного из самого большого выпуска. В 1979 голу школа выпустила своих 120 выпускников, среди них была одна из самых лучших – Клинникова (Трунова) Валя. Комиссар, так с любовью называли ее друзья, одноклассники. Два года она возглавляла школьную комсомольскую организацию, которая считалась одной из лучших в районе. Окончив школу, стала работать в ней старшей пионервожатой. Шесть лет она работала с пионерами школы. Пионерская дружина не раз занимала призовые места во многих районных смотрах. За это время закончила Ставропольский педагогический институт факультет русского языка и литературы. Продолжила работу в своей родной школе в качестве учителя по специальности. За многие годы творческой, плодотворной работы награждена грамотами. Отличник народного образования.
Абраменко Елена Николаевна выпускница 1966 года. В школе ее отличало от других неимоверное усердие, целеустремленность, трудолюбие. Свою детскую мечту, стать учителем математики, она сумела воплотить в жизнь. После окончания школы поступила в Ставропольский педагогический институт на математический факультет. Окончив его, пришла работать в свою родную школу учителем математики. Тридцать лет она отдала любимой работе. Ни один выпуск проводила она в большую жизнь. Каждого ребенка одаривая своей любовью и заботой, она для многих стала любимым учителем. Для коллег это верный и надежный друг, готовый выслушать, поделиться опытом работы, оказать помощь. За свое трудолюбие, творческий подход к делу она много раз награждалась грамотами. Отличник народного образования.
Лысенко (Белевцева) Валентина Васильевна и Алексеева (Шульга) Валентина Григорьевна. Две школьные подружки: активные, задорные, всегда спешащие на помощь, всегда в гуще школьной жизни, - такими они запомнились своим одноклассникам. Уже в старших классах они определили свою будущую профессию – быть учителем русского языка и литературы. После окончания школы обе поступили в Ставропольский педагогический институт. Успешно его закончив, начали трудиться в своем родном районе по специальности. Сегодня это одни из лучших учителей района, отличники народного образования.
Есютина (Хрипкова) Ольга Ивановна. Окончила школу с золотой медалью. После окончания Ставропольского педагогического института, с красным дипломом, начала свою трудовую деятельность учителем физики и математики в Безопасенской школе. За свою работу неоднократно награждалась почетными грамотами, отличник народного образования.
Трофимова Тамара Рондольфовна в школе была активисткой и отличницей. Окончив Ставропольский педагогический институт начала работать учителем русского языка и литературы. Её ученики учились быть такими же добрыми и отзывчивыми, как их учитель. Тамара Рондольфовна- человек творческий. Её ученики принимали участие во многих конкурсах, показывая отличные результаты. За её работу её присвоено звание отличник народного образования
Преподавателями в школах села трудятся выпускники разных лет. Учителями начальной школы стали: Серпан Людмила Владимировна, Криволапова Марина Анатольевна, Криволапова Инна Фёдоровна, Бородинова Лариса Петровна. Учителя истории Тарасова Валентина Ивановна, Рябоконева Наталья Алексеевна; биологии: Тищенко Ольга Алексеевна-сегодня она директор нашей школы, Саркисян Элина Эдуардовна, Беленникова Марина Игоревна, Трунова Елена Вкасильевна, технологии - Трунова Наталья Викторовна, ОБЖ- Ловянников Игорь Александрович, географии - Адоньев Сергей Васильевич.
3.5. Нам песня строить и жить помогает
Есть среди наших выпускников писатели и поэты, певцы и музыканты, работники культуры, библиотекари. Творческие, увлеченные, интересные люди.
Подольская Мария Ивановна.
Она не мечтала стать журналистом. В последние дни учебы в школе она поняла, что особенно любит читать и главное рассказывать другим о прочитанном. Выбор был сделан. Она поступает в Ростовское культпросвет училище. С дипломом библиотекаря пришла работать в Труновскую библиотеку. Более 40 лет она проработала в сельской библиотеке. Это преданный своему делу человек, патриот своего села, собиратель всего нового и передового. Мария Ивановна пользуется большим уважением своих земляков. Свой опыт она передала своей дочери Надежде Викторовне, которая знакомит с произведениями писателей подрастающее поколение, здесь проходят частые встречи с учениками школ села
Певцом родниковой сказки называют выпускника нашей школы 60-х годов Бахтинова Андрея Дмитриевича. Родился в большой и дужной семье. Здесь он черпал любовь к близким, к родному уголку, природе. Свои лирические стихи он стал писать уже в школе, в них жила и пела его душа. Его ровесники, односельчане с удовольствием читали и слушали его стихи, они многим очень нравились. Андрей Дмитриевич был скромным человеком, хорошим другом, по натуре романтиком и путешественником. Его стихи публиковались в районной газете «Нива», в газете «Молодой ленинец». Своими очерками и рассказами удивляет и радует еще одна наша выпускница Худоконенко Татьяна Тимофеевна. После окончания школы она выбрала профессию воспитателя детского сада. Инициативная, творческая, всегда с кучей новых идей, она была заводилой всех детских утренников. Ее любили малыши, с уважением относились родители. Сегодня Татьяна Тимофеевна принимает самое активное участие в жизни села, проводит творческие встречи, пишет очерки, рассказы о земляках, людях интересных профессий, жизненные истории. Ее работы часто печатают в газете «Нива».
Своими стихами радует нас Грищенко Валентина Васильевна. В детстве она часто бывала с отцом на пастбищах. Маленькая Валя наслаждалась красотой родной природы и пыталась в своих четверостишиях выразить это восхищение. Окончив электротехникум, оказалась в Северной Осетии. Заочно закончила институт, 20 лет работала инженером. И писала свои стихи. Она просто растворялась в них. Прожив 30 лет в Осетии, она всей душой стремилась домой, в родное село Труновское, поэтому так иного стихотворений посвящено малой Родине, Ставрополью, бескрайним нашим степям, Валентина Васильевна натура творческая. Она пишет стихи, басни, любит петь песни. Ее произведения печатаются в газетах г. Алагира, г. Владикавказа, в нашей газете «Нива»
Много стихов посвятил родному селу Белозеров Павел Дмитриевич.
Песня всегда волнует душу, она заставляет смеяться, грустить, задуматься. Лирические, народные, эстрадные песни исполняют участницы ансамбля «Калинушка», который был создан выпускниками нашей школы. С любовью и большой теплотой исполняют свой репертуар Крячкова Г.Ф, Идрисова Е.В., не один сельский праздник не обходится без их участия. Руководит работой сельского дома культуры тоже выпускница нашей школы Сидельникова Елена Алексеевна.
Необычной находкой для нас стало известие, что среди наших выпускников есть заслуженная оперная певица – это Петрова (Чернова) Зинаида Ивановна, выпускница 1960 года. В школе у этой девочки открылись способности петь. Ее удивительно красивый голос звучал на каждом школьном вечере, она была запевалой школьного хора. После окончания школы Зинаида решила поступать в музыкальный вуз. Преодолев огромный конкурс сто человек на место, она поступила в один из престижнейших вузов страны – Харьковскую государственную консерваторию. После ее окончания, Яркую, самобытную певицу приглашали оперные театры Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Воронежа. Но девушка поступает в новый Красноярский театр. Здесь она споет и сыграет свои самые лучшие вокальные партии. Затем вернется в Ставрополь. Помимо музыкального и высшего филологического образования, она успешно сочетает активную концертную деятельность с педагогической, читая лекции на факультете искусств в СГУ, участвует в научных конференциях.
Гордостью школы стала Унтевская Юлия, которая своими песнями радует жителей села.
Выводы
В ходе написания исследовательской работы удалось пополнить информацию об истории Труновской средней школы. Собран биографический материал об отдельных выпускниках школы. Знакомясь с воспоминаниями преподавателей и выпускников школы, удалось проследить, как в их жизни пригодились навыки, полученные в школе, увидеть, что действительно маленькая школа стала взлетной полосой большого будущего своим питомцам, продолжением большой истории, начавшейся в маленькой сельской школе.
В результате моей работы были выполнены поставленные задачи, сделана презентация. Собранный материал пополнил фонд школьного Зала боевой славы, используется в работе школьного клуба старшеклассников «Прометей», на основе этого материала разработано внеклассное мероприятие.
Источники
Список литература
1.1. Газета "Красный партизан" от 27.05.1945
1.2. Газета "Красный партизан" от 01.05.1945
1.3. Газета "Красный партизан" от 06.02.1949
1.4Воспоминания Ильтинской Л.П.
1.5. Воспоминания Куква Г.Н.
1.6. Воспоминания Тарасовой Т.И.
1.7.Воспоминания Должиковой Л.И.
1.8. Воспоминания Шенцева С.П.
1.9. Воспоминания Пшеничной В.А.
1.10. Воспоминания Чаплыгиной Н.А.
2.1. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь: книжное издательство, 2001.
2.2. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Под редакцией Н.Д.Судавцова. Ставрополь, ИПКРО, 1996.
2.3. А. Твалчрелидзе. Ставропольская губерния. Ставрополь, 1991.
Злая мать и добрая тётя
Знакомимся с плотностью жидкостей
Загадочная система из шести экзопланет
Весенняя гроза
В поисках капитана Гранта