Данная работа была представлена на научно-практической конференции учащихся начальной школы "Первые шаги в науку" в секции "Человек и его здоровье".
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_vegetarianstvo.doc | 97 КБ |
ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
“ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ”
Секция « Человек и его здоровье»
« Вегетарианство: мода или закономерность?»
Выполнил:
Долгополов Михаил Петрович
ученик 4 “Б” класса
МБОУ СОШ №167 г.о. Самара
Научный руководитель:
Чумакова Марина Александровна
учитель начальных классов
Самара, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о вегетарианстве………………………………….5
1.1 Происхождение термина
1.2 Виды вегетарианства
Глава 2. История вегетарианства……………………………………7
2.1 Питание человека на этапе зарождения цивилизаций
2.2 Древние культуры и цивилизации, тенденции питания
2.3 Роль Л. Н. Толстого в развитии вегетарианства
Глава 3. Вегетарианство в мировых религиях……………………11
3.1 Мусульманство
3.2 Христианство
3.3 Иудаизм
3.4 Индуизм
Глава 4. Сравнение пищеварительной системы организма
человека и животных………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………….16
Список использованной литературы и интернет-ресурсов……..17
Введение.
В последнее время многие люди заинтересовались, а некоторые приняли вегетарианство. Вегетарианство стало общественным явлением. Наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Люди заинтересованы в сохранении своего здоровья. Меня заинтересовало вегетарианство, поэтому я решил рассмотреть его подробно. Я провел опрос среди взрослых и сверстников о том, как они относятся к вегетарианству, и получил следующие результаты. Из 50 опрошенных 100% знают или слышали о вегетарианстве, причем 8 % являются истинными вегетарианцами, 22 % придерживаются вегетарианства время от времени, остальные 70 % опрошенных не отдают предпочтения вегетарианству. Причины, по которым люди выбрали вегетарианство следующие:
Однако, несмотря на малую долю вегетарианцев среди опрошенных, желающих узнать больше о вегетарианстве и, возможно, стать приверженцем вегетарианства оказалось значительно больше- 34%.
Таким образом, опрос показал, что значительная часть всех респондентов имеет склонность или интерес к вегетарианству. Среди опрошенных, многие люди не знают, как принятие вегетарианства повлияет на их жизнь, не навредит ли это их здоровью. Другие с гордостью утверждают, что это очень полезно. Поэтому тема моей работы: «Вегетарианство: мода или закономерность?».
Гипотеза: является ли вегетарианство естественным для человека , или употребление продуктов животного происхождения жизненно необходимо человеческому организму?
Цель работы: установить истинную природу человека в сфере питания.
Задачи исследования:
Чтобы достичь поставленной цели я стал изучать литературу по теме, читал информацию на интернет-сайтах, форумах .
Глава І. Понятие о вегетарианстве.
1.1.Происхождение термина.
Вегетарианство (от лат. «вегетариус» — растительный) — это система питания, основанная на продуктах растительного происхождения. Вегетарианцем называют человека, который не ест мясо (включая мясо птицы), рыбу и других морских животных, а также продукты содержащие в себе что-либо из перечисленного.
Слово «вегетарианец», введенно в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества». Оно происходит от латинского vegetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании hoto vegetus, которое указывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово «вегетарианский» означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.
1.2.Виды вегетарианства.
Существуют разные виды вегетарианства, в значительной степени отличающиеся друг от друга.
И даже среди этих схем могут наблюдаться ощутимые различия в наборе продуктов, исключаемых из рациона.
Есть люди, которые называют себя вегетарианцами, но и при этом употребляют в пищу рыбу, мясо цыплёнка или даже мясо. Такие вегетарианцы в некоторых исследованиях получили название полувегетарианцы.
Глава ӀӀ. История вегетарианства.
2.1 Питание человека на этапе зарождения цивилизации.
История вегетарианства уходит своими корнями далеко в прошлое, еще в те времена, когда человеческая жизнь только зарождалась на планете Земля. Совершенно неоспорим тот факт, что первые люди были вегетарианцами, в силу того, что не умели добывать или обрабатывать мясо. Да и не было в этом нужды.
Антропологи утверждают, что человек попробовал мясо во время ледникового периода, ввиду отсутствия пищи растительного происхождения. То есть по возникшей жизненно важной необходимости. Именно тогда у людей сформировалась стойкая привычка к употреблению мяса. Однако впоследствии люди вернулись к растительным дарам природы.
2.2 Древние культуры и цивилизации, тенденции питания.
Одной из версией является, то что первыми в истории человечества мясо употребили в пищу жрецы древнего Египта, но это было скорее религиозная или магическая причина, нежели для насыщения. К тому же в Египте было весьма успешно развито земледелие и сельское хозяйство, а животных использовали скорее для помощи в выделки земли и получения шерсти. Изучая египетские рисунки, можно сделать вывод, что впоследствии египтяне включили в свой рацион мясные продукты, но их употребление считалось зазорным и низким. Благородные особы и приближенные ко двору не ели мясо, так как это пища бедняков. А знать Египта считала себя приближенными к богам, а боги мясо не едят.
Придерживались вегетарианской диеты и религиозные философы древней Греции. Их стремление к вегетарианству основывалось на любви к животным и на равенстве всего живого перед Всевышним. Принципы ненасилия стали основными в обосновании запрета на употребление мяса. И многие разделяли подобную точку зрения и примыкали к рядам вегетарианцев. Греческие воины масштабно отказывались употреблять мясо в еду, считалось наоборот, что мясо отнимает силы и мутит разум человека. К тому же стоит вспомнить, что самая полезная и богатая витаминами и микроэлементами каша, называется Геркулесовая, в честь великого воина древней Греции Геркулеса (Геракла).
Самым известным вегетарианцем из страны мифов и античности являлся Пифагор. Величайший математик и философ, был весьма почитаем . Возможно, что его к вегетарианству, толкнули познания в науке эзотерики, которым его обучили египетские жрецы. Пифагор основал свою школу и преподавал ученикам различные науки, помимо этого они занимались танцами, музыкой и физическими упражнениями, для поддержания тела в необходимом тонусе, но питались они исключительно растительной пищей. Обед учеников и их учителя был весьма скуден и небогат, и состоял из оливок, меда и хлеба. Ужин и того меньше. Именно с той поры пошло выражение, что «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». При этом тела их были совершенны и прекрасны. Когда Пифагору было 60 лет, в него влюбилась молодая красавица Феано, которая подарила ему впоследствии троих детей. Из этого можно сделать вывод, что не только духом был силен Пифагор, но и тело его и лицо были молоды и прекрасны, а мужская сила, не покинула до самой старости.
На востоке вегетарианство получило свое основное развитие. Первыми кто начал пропагандировать вегетарианство стали буддисты и джайнизмы древней Индии.
Религия индусов подразумевает строгое вегетарианство. Йоги считают, что, не исключив из своего рациона продукты животного происхождения, невозможно постичь истину, привести в гармонию дух и тело. Несмотря на то, что йоги питаются исключительно просто и не придают значения еде, они живут достаточно долго и можно только позавидовать их исключительному здоровью. Не стоит забывать и про монахов, живущих в храмах Будды. Те отличаются великолепной физической подготовкой и обладают богатырской силой. Стоит отметить, что великие мастера восточных единоборств, являются вегетарианцами.
В древнем Риме принципы вегетарианского питания не были широко распространены. Но после того как в Средние века Римская империя была христианизирована, то мясо практически исчезло из Европы, люди продолжали употреблять молочные продукты и яйца, но мясо отсутствовало в рационе европейцев. А в моменты, когда Европа постилась, то и их исключали из рациона.
В своей современной форме вегетарианство зародилось в Англии в Манчестере. Там в 1847 году было создано первое общество —”The vegeterian society”, которое отказалось от мяса, стала выпускать литературу, которая активно пропагандировала вегетарианство. Проводились целые семинары и собрания, куда могли прийти все желающие и приобщится к культуре употребления растительной пищи.
Многие великие личности, лидеры науки и культуры не только сами отказались от употребления мяса в пищу, но и активно утверждали и внедряли в общество вегетарианство, как основу здорового и нравственного образа жизни. Среди великих вегетарианцев были Леонардо да Винчи, Пифагор, Конфуций, Эйнштейн, участники группы «Битлз» Дж. Харрисон и Пол Маккартни, певец Майкл Джексон, писатели Герберт Уэллс и Марк Твен, Сократ, сатирик Задорнов, а также всемирно известный спортсмен и многократный чемпион мира по боксу Майк Тайсон. Джордж Бернард Шоу на вопрос, почему он стал вегетарианцем ответил: «Я не ем своих друзей».
2.3. Роль Л.Н.Толстого в развитии вегетарианства.
В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес русский писатель Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. До самой своей смерти Лев Толстой обладал отменной мужской силой и завидной памятью, был энергичен и работал не покладая рук. Многие диетологи относят это именно к соблюдению здоровой диеты. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны . Л.Н. Толстой склонил к вегетарианству своего друга Леона Винера, который приехав в Германию, создал там первое вегетарианское общество. Вся семья Толстого и его последователи продолжали придерживаться принципы вегетарианства и после его смерти.
«Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться — это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству».
Глава ӀӀӀ. Вегетарианство в мировых религиях.
Рассматривая развитие вегетарианства в истории человечества, я обратил внимание, что чаще всего он связано с религиозными представлениями. Я заинтересовался тем, как проявляется вегетарианство в основных мировых религиях.
3.1 Мусульманство.
Мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Употребление мяса в пищу, согласно Корану, не является обязательным, но и не запрещается, если воля человека настолько зависит от поедания мяса, хотя в Коране описываются несколько раз времена, когда человечество обходилось без мяса. На употребление мяса накладываются строгие ограничения, которые сегодня практически не соблюдаются. Аллах ниспослал людям скот для услужения, то есть как дар для облегчения жизни, и в то же время в этих строках присутствует намек на то, что кровь и мясо не принимаются Богом, а лишь выполнение воли Аллаха может принести нам пользу, то есть сам факт совершения жертвоприношения.
3.2 Христианство.
Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. Но отказ от мясной пищи в христианстве не приравнивается к вегетарианству. В христианстве существует понятие поста- духовного и телесного, последний и рекомендует воздержаться от пищи животного происхождения. Но пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей – чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным – с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он не достаточен для спасения.
3.3 Иудаизм.
В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Раввинский иудаизм в целом не рекомендует аскетический образ жизни и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Относительно пищи, это учение можно свести к заявлению, что «в будущем человеку придется отвечать перед Богом за все, что он видел и непопробовал» (это касается только кошерных продуктов). С другой стороны, согласно Талмуду, желательно, чтобы диета в основном состояла из не-мясных продуктов, и что человек был создан для вегетарианской диеты.
Некоторые места в Ветхом Завете толкуются, как поощрение применения мяса животных в пищу. Например, в Книге Бытия 9:03 говорится: «все движущееся, что живёт, будет вам в пищу».
Бытие 1:29 гласит: «И сказал Бог: вот, „Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу“». По мнению некоторых классических еврейских комментаторов Библии, это означает, что, согласно первоначальному плану бога, что человечество должно было быть вегетарианским, и что бог только потом дал разрешение человеку есть мясо из-за слабости человеческой природы.
3.4 Индуизм.
Одна из старейших известных религий, индуистская, всячески его поддерживает. Индуисты практикуют вегетарианство и стараются руководствоваться в своей жизни принципом ненасилия. Индуисты ценят жизнь животных, признавая связь, существующую между всеми живыми существами во Вселенной. Одной из характерных черт индуизма является почитание коров. По этой причине, большинство индуистов не употребляют в пищу говядину. Употребление в пищу других видов мяса и рыбы часто сводится к личным предпочтениям и вкусам.
Степень строгости следования вегетарианской диете среди индуистов зависит от многих факторов. Как правило, нарушение диетических норм считается в индуистском обществе оскверняющим и чревато негативными последствиями для семьи и кастовой группы. Употребление в пищу продуктов, считающихся нечистыми или просто неприемлемыми, негативно воспринимается среди индуистов.
Тесно связанная с индуизмом аюрведа и смежные дисциплины детально объясняют эффекты, получаемые в результате употребления в пищу тех или иных продуктов. Аюрведа уделяет внимание не тому, насколько правильно употребление определённого вида пищи с ритуальной точки зрения, а тому, какое влияние это оказывает на здоровье человека
Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто еще более последовательно.
Вывод: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.
Глава ӀV. Сравнение пищеварительной системы организма человека и плотоядных и травоядных животных.
Стараясь ответить на вопрос, кем на самом деле является человек: вегетарианцем или плотоядным, я изучил особенности строения пищеварительных систем организмов животных, хищников и растительноядных.
По результатам наблюдения я составил сводную таблицу.
Плотоядные. Имеют когти. | Травоядные. Не имеют когтей. | Человек. Не имеет когтей, но есть ногти. |
Нет пор на коже, тело охлаждается через язык. | Множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение. | Множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение. |
Острые резцы, предназначенные для разрывания мяса. | Тупые резцы. | Тупые и острые резцы. |
Неразвитые слюнные железы(нет необходимости в предварительном переваривании злаков и фруктов). | Хорошо развитые слюнные железы, необходимые для предварительного переваривания злаков и фруктов. | Хорошо развитые слюнные железы, необходимые для предварительного переваривания злаков и фруктов. |
Кислая слюна, не содержащая птиалина, необходимого для предварительного переваривания злаков и фруктов. | Щёлочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов. | Щёлочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов. |
Нет плоских задних зубов, необходимых для пережёвывания пищи. | Есть плоские задние зубы, необходимые для пережёвывания пищи. | Есть плоские задние зубы, необходимые для пережёвывания пищи. |
Сильная соляная кислота в желудке, необходимая для переваривания мышц и костей животных. | Соляная кислота в желудке в 10раз слабее, чем у плотоядных. | Соляная кислота в 10 раз слабее, чем у плотоядных. |
Длина желудочно-кишечного тракта только в 3 раза больше тела животного, что позволяет быстро выводить из организма гниющее мясо. | Длина желудочно-кишечного тракта в 6-10 раз больше длины тела; растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо, поэтому она может гораздо дольше находиться в кишечнике. | Длина кишечника в 6 раз больше длины тела. |
Вывод: сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для человека являются фрукты и сочные овощи. Но организм человека также приспособлен для употребления пищи животного происхождения. Его анатомическое строение, пищеварительная система и зубы отличаются от оных, как травоядных, так и плотоядных животных. Таким образом, человек по своей физиологии может принимать любую пищу, но так как он обладает разумом, свободой выбора, чего нет у животных, принимать вегетарианство или нет и в какой степени, личное дело каждого.
Заключение.
Исходя из проведенного анализа истории вегетарианства и представлений о вегетарианстве в различных религиях и национальных культурах, а также основываясь на мнении и личном опыте великих людей, можно утверждать, что вегетарианство имеет прочную нишу в системе питания человека. Оно позитивно во всех отношениях. Вегетарианство не возникло спонтанно, его корни уходят в далекое прошлое. Стремление людей к вегетарианству имеет закономерность, которая сложилась с историей развития человечества. И хотя нельзя утверждать, что физиология человека предназначена сугубо для вегетарианства, можно с уверенностью сказать, что вегетарианство способствует духовному росту человека. Принимая вегетарианство, каждый человек должен решить для себя: зачем? Слепое следование идее без морального осознания не принесет пользы.
Вегетарианская кухня представлена огромным количеством разнообразных, вкусных и питательных блюд, включающих в себя все без исключения необходимые организму человека питательные вещества в должном количестве для его нормальной жизнедеятельности и развития. Вегетарианство полезно для здоровья и абсолютно необходимо для нравственного становления личности. А следовать ему или нет каждый решает сам для себя.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Девочка-Снегурочка
Самодельный телефон
За чашкой чая
Есть в осени первоначальной...
Как Дед Мороз сделал себе помощников