В ходе практической работы научиться изготавливать дымковскую игрушку в домашних условиях
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_dymkovskoy_igrushki_v_domashnih_usloviyah.docx | 509.57 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждении «Гимназия №24»
Научная конференция младших школьников « Мы открываем мир»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
Изготовление дымковской игрушки в домашних условиях.
Подготовила:
ученица 2 «А» класса
Савкова Ксения
консультант: Пронина С.А
Магадан 2016г.
План:
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Понятие " Дымковская игрушка"………………………………………4
3. История происхождения дымковской игрушки………………………5
4. Основные темы, типажи в творчестве мастериц игрушек из глины, особенности росписи по глине. ………………………………………………6
5. Технология создания изделий…………………………………………..7
6. Вывод………………………………………………………………………8
7. Библиография……………………………………………………………...9
8. Приложение 1……………………………………………………………..10
9. Приложение 2……………………………………………………………...11
10.Приложение 3……………………………………………………………...12
11. Приложение 4……………………………………………………………..13
12. Приложение 5……………………………………………………………..14
1.Введение.
Во время летнего отдыха в г. Кирове я посетила Музей Дымковской игрушки. В какое удивительное место попала я! Передо мной открылся мир дымковской игрушки - мир сказочно нарядных, красивых и выразительных глиняных фигурок. Тут и
« Утки-марфутки бережком идут,
Уточек-марфуточек купаться ведут».
« Инди-инди-индючки,
Похожие на сундучки.
Сундучки не простые,
Красивые, красные, золотые».
А барышни- щеголихи, загадочные и лукавые, веселые и улыбчивые, в пышных ярких одеяниях, раскрашенных узорами, каких я раньше никогда не видела. Меня очень заинтересовало, как из глины можно создать такую красоту в домашних условиях!
Это определяет актуальность исследования данной темы.
Объект исследования– дымковская игрушка.
Чтобы начать свое исследование я выдвинула гипотезу: дымковскую игрушку возможно сделать в домашних условиях.
Цель работы: в ходе практической работы научиться изготавливать дымковскую игрушку в домашних условиях.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную, учебную литературу.
2. Раскрыть понятие « Дымковская игрушка»
3. Познакомиться с историей происхождения данных изделий.
4. Узнать основные темы и типажи в творчестве мастеров дымковской игрушки, особенности росписи по глине.
5. Изготовить в домашних условиях глиняные фигурки по специальной технологии и расписать их.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
2.Понятие «Дымковская игрушка»
Для этого я изучила немало литературы. В толковом словаре узнала, что игрушки –это вещи, служащие для игры, забав, развлечений. В другой литературе вычитала: «Дымковские» от названия заречной слободы Дымково близ города Вятка, ныне Киров. Но самое главное, мне стало известно, что дымковские игрушки – один из русских народных глиняных художественных промыслов и очень старинных. Им более четырех столетий!
3.История происхождения дымковской игрушки.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником в честь славянского Бога Весны и Солнца- Ярилы. К этому празднику женщины лепили глиняные игрушки- свистульки. Они были в виде коней, баранов, уток, козлов, индюков. Обжигали их, раскрашивали. Делали сначала для детей, а потом и для взрослых. Под свист свистулек народ гулял на ярмарках, плясал, пел, веселился. Это даже стали называть « свистопляской». Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Позднее праздник потерял значение, а промысел остался. Гончарные изделия слободы Дымково стали частью народного творчества, а глиняная расписная игрушка особым видом народного искусства.
4.Основные темы и типажи в творчестве мастериц, особенности росписи по глине.
Игрушки в слободе делали семьями. Это изделия ручной работы. Мастера и мастерицы никогда не повторяли одни и те же узор, краски подбирали гармонично. Двух одинаковых работ не бывало. Поколениями воспитывались потомственные мастера в освоении дымковского ремесла: фамилии Кошкиных, Пенкиных, Широковых и многих других остались в истории дымковской игрушки известными, прославленными. Какие же темы раскрываются в данном творчестве? Это, конечно, в первую очередь, тема труда. Фигурки хлеборобов, пахарей, рыбаков, удачливых охотников; эта тема была связана с мужчиной, он же всадник на коне, воин- защитник, гусар. Да и просто разудалый кавалер. Женщина трудилась дома, поэтому с ней раскрывается тема материнства. Фигуры детей рядом с матушкой, нянюшкой, вот композиция с изображением , как хлеб печет в печи бабашка, как несет на коромысле ведро с водой красавица. Как она прядет и т.д.
Тема « Масленицы » праздника дала возможность создать образы веселой тройки коней, мчащихся по хрустящему снегу. Типажи героев и героинь разнообразны: «Барыня с самоваром», « Гуляние у пруда» барышень с кавалерами . Тема сказок тоже интересно раскрыта, вот Снегурочка, вот Курочка ряба, Колобок, Медведь и Маша. А современные мастерицы воспевают героев сказок А.С. Пушкина: Лукоморье, « кот ученый», « русалка на ветвях», няня поэта Арина Родионовна и т.д.
Роспись игрушек исполнялась по белому меловому грунту, мел разводили на молоке. Излюбленные краски - зеленые, оранжево- желтые, красные, голубые. Орнамент чаще- это круги, точки, полости, клетка.и.т.д.
Расписные дымковские игрушки веселы и задорны, в них и добрая насмешливость, и наивность, и чувство юмора. Сегодня нить традиций не прерывается, а сохраняется. О традициях, узорах, методиках росписи можно говорить много.
5.Технология создания изделий.
Для изготовления дымковской игрушки в домашних условиях мне понадобилось следующее:
-красная глина;
-водоэмульсионная краска;
-краски-гуаши, акварель;
- кисточки, простой карандаш;
- домашняя печь с духовкой.
Моя работа проходила в несколько этапов: сначала я изучила роспись дымковской игрушки, потом я сделала рисунки барышень в расписных костюмах.Затем лепила из глины фигурки, согласно технологии.После просыхания обжигала в печи, на кухне, дома. Через день покрыла водоэмульсионной белой краской в два слоя. Когда краска подсохла, яна просохшие фигурки нанесла цветные орнаменты гуашью.
6.Вывод.
В ходе нашей работы мы:
1.Проанализировали научную литературу.
2.Изучили технологический процесс;
3.Изготовили дымковскую игрушку в домашних условиях.
Проведенная работа позволила доказать, что дымковскую игрушку может сделать не только специалист, но и даже школьник в домашних условиях.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило справедливость выдвинутой гипотезы.
В целом исследовательская работа имела личностную и познавательную значимость для меня.Работая над данным исследованием, я познакомилась с удивительным игрушечным миром, где есть место Прошлому и Настоящему, где живут Добро и Мудрость. Сегодняшняя слава дымковских игрушек далеко перешагнула границы нашей страны. Созданная для игр четыре столетия назад, глиняная забава стала предметом искусства. Через дымковскую игрушку мастерицы рассказывают всему миру о том, что вечны ценности жизни. Такие, как труд, семья, родина, красота, родные края. Поэтому я назвала свою работу словами искусствоведа Надежды Менчиковой:
«От поля и речки.
От дома и печки»
В дальнейшем дымковские игрушки можно использовать, как красивый подарок для родственников или друзей.
7. Список литературы.
1. С.И. Ожигов. Словарь русского языка. Издание 17-е. М. 1985г.
2.И.Богуславская. Русская глиняная игрушка. Искусство . Ленинградское отделение. Л., 1975г.
3. Л.К Розова. Дымковская игрушка.ьМ. 1972г.
4.Н.Н. Менчикова. Н.П. Борнякова- мастерица дымковской игрушки. Каталог работ. Г. Киров 2011г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Мороз и заяц
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Тигрёнок на подсолнухе
Машенька - ветреные косы
Ласточка. Корейская народная сказка