Научно-исследовательская работа, занявшая призовое место на областной конференции проектно-исследовательских работ школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_chteniya.pptx | 2.38 МБ |
rol_chteniya_v_izuchenii_nauk.docx | 177.43 КБ |
Слайд 1
Роль чтения в изучении наук Автор: Кальсина Ксения, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 2 Научные руководители: Бережнова И.В., учитель истории и обществознания; Лыжина И.А., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Читать — означает «брать в долг », а сделать на основе этого открытие — значит «уплатить долг». Георг Кристоф Лихтенберг
Слайд 3
Результаты международного исследования PISA – 2014 Средний балл российских подростков по читательской грамотности (скорость, понимание текста, запоминание) составил 459 по 1000-балльной шкале, что ниже среднего показателя по странам.
Слайд 4
Цель: обосновать необходимость хорошей техники чтения для эффективного изучения школьных наук. Задачи: Изучить литературу по теме. Изучить и проанализировать навыки чтения у учеников 9 класса. Изучить и проанализировать требования государственных программ по литературе, истории и обществознанию, связанные с навыками чтения. Разработать рекомендации для школьников по улучшению читательской культуры.
Слайд 5
Результаты проверки техники чтения учеников 9 класса СОШ № 2
Слайд 6
Результаты анкетирования учеников 9 класса СОШ № 2 по вопросам работы с текстом
Слайд 7
Как вы проводите свободное время? Как часто вы читаете? Какие книги вы любите читать? По каким причинам вы обычно обращаетесь к классической литературе? По каким предметам вы читаете дополнительную литературу? Вопросы анкеты для учеников 9 класса СОШ № 2
Слайд 8
Результаты анкетирования учеников 9 класса СОШ № 2
Слайд 9
Результаты анкетирования учеников 9 класса СОШ № 2
Слайд 10
Результаты анкетирования учеников 9 класса СОШ № 2
Слайд 11
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
ГО «Александровск-Сахалинский район»
Направление: «Филология» (Литература)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Роль чтения в изучении наук»
Составитель: Кальсина Ксения Васильевна, 9 класс
Научные руководители:
Бережнова Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2
Лыжина Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2
Южно-Сахалинск
2016 г.
Оглавление
Читать — означает «брать в долг»,
а сделать на основе этого открытие
— значит «уплатить долг».
Георг Кристоф Лихтенберг
Знание ⎯ сила, а сила человека в слове, творящем и разрушающем мир. А истинность знания, точность его проверяется пониманием: насколько человек понимает то, что он говорит, настолько можно судить о его знании предмета.
Следовательно, сила человека ⎯ в понимании. Понимании себя, другого, социальных обстоятельств. Понимание ⎯ это настоящее искусство и наука. Но чтобы понятное и познанное не растерялось, нужно точно передать его.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни.
В настоящее время можно говорить о кризисе чтения в нашей стране. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения только 17% молодых людей называют своим любимым занятием чтение книг. Перестав читать, современная молодежь перестает анализировать, рассуждать, мыслить.
Накануне 2015 г. были обнародованы результаты (Program for International Student Assessment ) PISA-2014 (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) — это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, по которому российские школьники оказались, мягко говоря, далеко не самыми умными и грамотными по сравнению со сверстниками из других стран. Средний балл российских подростков по читательской грамотности (скорость, понимание текста, запоминание) составил 459 по 1000-балльной шкале, что ниже среднего показателя по странам (Приложение 1. Рис. 1).
Наши учителя истории и литературы выделили ряд проблем, связанных с чтением:
Эти проблемы тем более актуальны, так как ОГЭ и ЕГЭ включают, в том числе, задания, связанные с анализом различных текстов.
Изменить сразу сложившуюся ситуацию не представляется возможным, но убедить в том, что чтение – это основа развития личности, необходимо. Надо, чтобы молодежь задумалась над тем, что она теряет, отказываясь от чтения художественной, публицистической литературы.
Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Умения и навыки чтения имеют общеучебный характер, используемый при изучении любых предметов. Учителя давно заметили: если к концу начальной школы ученик все еще плохо читает, то при переходе на следующую ступень у него начнутся проблемы с оценками. И это неспроста, ведь скорость чтения является важнейшим из факторов, влияющих на успеваемость.
Речь идет о чтении в темпе разговорной речи со скоростью 120-150 слов в минуту. Именно такой темп дает наилучшее понимание текста. Почему так важна оптимальная скорость чтения? Объясним на примере. Скажем, если у девятиклассника скорость чтения составляет менее 60 слов в минуту, то такой ученик обречен на хроническую неуспеваемость. Арифметика проста: только для того, чтобы прочитать весь текст устного домашнего задания, размер которого в девятом классе (мы подсчитали!) в среднем составляет около 6,5 тысяч слов, такому ученику потребуется более двух часов. А ведь нужно еще выполнять письменные задания! Стоит ли после этого удивляться плохим отметкам?
Сейчас в школе только и слышишь о том, что современные дети совсем не читают книг. Говорят, что электронные носители вытесняют книгу и что уже одиннадцать миллионов человек заболели новой болезнью — интернетоманией. Говорят, что мы имеем совсем иной тип культуры, чем 15-20 лет назад…
В чём же дело? Почему не читают современные дети, хотя, наверное, понимают, что чем больше читаешь, тем больше и лучше развиваешься, тем больше знаешь и лучше ориентируешься в существующем мире.
Я задалась простыми вопросами: Как читают мои ровесники? Что они читают? Как влияет техника чтения на изучение школьных предметов?
Цель: обосновать необходимость хорошей техники чтения для эффективного изучения школьных наук.
Задачи:
Методы исследования: теоретические: изучение литературы, эмпирические: наблюдение, социологические: беседа, анкетирование, статистические: обработка данных.
Навык чтения — сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма. Он позволяет читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее (получать новые знания, выявлять причинно-следственные связи, осознавать идею текста, формировать собственное отношение к прочитанному, использовать полученную информацию с пользой для себя).
Полноценный навык чтения в жизни современного человека имеет существенное значение, ведь образовательная деятельность человека строится на основе чтения. Навык чтения, сформированный в начальной школе, — залог успешного обучения в средней школе, основа их самообразования в дальнейшем, средство ориентации во все нарастающем потоке информации. В период начального образования навык чтения является целью обучения родному языку и одновременно средством обучения на других уроках. Это отражено в документах ФГОС НОО, где программные требования к этому общеучебному навыку отражены в двух разделах: «2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметный результат)» и «2.4. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке».
При характеристике навыка чтения выделяют его качества (стороны) − правильность, беглость, осознанность и выразительность. Всё это и составляет основу техники чтения.
С точки зрения коммуникативной задачи выделяют такие виды чтения: поисковое, ознакомительное, просмотровое, изучающее.
Поисковое чтение предназначено для нахождения в тексте конкретной информации: цитат, формул, цифровых данных.
Ознакомительное чтение подразумевает беглый просмотр текста, фрагментарное его прочитывание, для того чтобы выявить в самом общем виде характер статьи или книги. Такое чтение предполагает понимание 70—75% основной информации, детали при таком чтении упускаются, нет установки на запоминание, важно понять текст в самом общем виде. Для такого чтения характерна высокая скорость — 150—180 слов в минуту.
Просмотровое чтение позволяет получить самое общее представление о тексте в книге, газете, журнале. Изучающее чтение направлено на развитие точного понимания всего текста, усвоение понятий (в научном тексте), полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов и событий художественного произведения, образов героев. Минимальная скорость такого чтения — 50—60 слов в минуту.
Программы по литературе нацеливает на формирование разных видов чтения в зависимости от задачи.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы направлено на достижение следующих многих целей, в том числе и:
Мы нашли в программе и требования к уровню подготовки выпускников. И в связи с нашей темой обратили внимание на следующие:
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
уметь:
Проанализировав программы по истории и обществознанию за курс основной школы, мы выделили следующие необходимые умения, связанные с чтением:
5 класс ⎯ выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа;
6 класс ⎯ выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний /документов/; рассматривать вопрос в развитии /например, развитие культуры/;
7 класс ⎯ излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план;
8 ⎯ 9 классы ⎯ подбирать доказательства к сформулированному выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников.
Изучив литературу по данному вопросу и побеседовав с учителями, мы решили исследовать навыки чтения у одноклассников. Было проведено анкетирование по вопросам работы с текстами учебников истории и обществознания (Приложение 2. Рис. 2).
Кроме этого, мы попросили Инну Александровну Лыжину, нашего учителя литературы, проверить технику чтения в 9 классе (Приложение 3. Таблица 1. Рис. 3).
Результаты анкетирования выявили проблемы понимания и интерпретации информации.
Менее половины учеников умеют аргументировать, классифицировать, оценивать информацию и делать вывод. Это мнение самих учеников, ну а по наблюдениям учителей можно смело эти данные уменьшить в 1,5 раза.
Мы провели также анкетирование по следующим вопросам:
Обидно, что чтение книг занимает всего лишь седьмое место. Читают одноклассники в основном 1-2 раза в неделю(42%), но, оказывается, есть и такие, кто не читает совсем (10%). Самыми популярными среди читающих стали такие жанры:
Стимулы обращения к классической литературе таковы:
Помимо программной литературы девятиклассники читают дополнительную литературу по предметам. Больше всего читать дополнительную литературу стимулируют такие предметы:
Таким образом, мы наблюдаем снижение уровня чтения. Одноклассники уделяют чтению мало времени. Свободное время проводят в интернете, общаются с друзьями, занимаются спортом и т.д. В основном, читают учебную литературу или художественные произведения по программе. Некоторые отдают предпочтение «развлекательной» литературе.
В результате проведения исследования мы выяснили, что проблема низкого уровня чтения и развития навыков работы с текстом действительно актуальна.
В последнее время существенную роль в формировании читательских предпочтений играет «развлекательная» литература: детективы, комиксы, боевики, романы о любви, общение в интернете.
На просьбу объяснить свои ответы, назвать причины, по которым чтение почти исключено из интеллектуальной жизни ребят, были получены следующие ответы: читать сегодня немодно, нет времени читать, глаза жалко, лень. На вопрос, почему предпочитаете черпать информацию из интернета, а не из книг, отвечали: «Интернет думать не предлагает, там готовые ответы, а книги…».
Такие вот мы получили материалы к размышлению. Мы поняли, что просто ответить на вопрос «Почему мы сегодня не читаем?» не получится. Наоборот, вопросов становилось все больше: действительно, почему? Может, место книги занял компьютер, и книга вскоре уйдет из нашей жизни? Какую роль играла книга в формировании человечества? Все ли сегодня отказались от нее? Читают ли сегодня в семьях? Каковы тайны этого действа – чтения, его этико-психологические особенности?
Чтобы ответить на такие вопросы, необходимо продолжить исследование, расширив его поле в разных направлениях. Что мы и предполагаем сделать в этом учебном году.
Ну а в результате этого исследования мы разработали рекомендации для одноклассников по развитию некоторых навыков чтения (Приложение 9).
Мы считаем, что чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, важное умение для учебы и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
Приложение 1
Рис. 1. Результаты международного исследования PISA – 2014
Приложение 2
Рис. 2. Результаты анкетирования учеников 9 класса МБОУ СОШ № 2 по вопросам работы с текстом (октябрь 2015 г.)
Приложение 3
Таблица 1. Результаты проверки техники чтения учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Код ученика | темп (кол-во слов в минуту) | правильность | выразительность | понимание и анализ | ||||
норма | выше | ниже | без ошибок | 1-2 ошибки | 3 и более ошибок | |||
1 | 150 | + | + | + | ||||
2 | 123 | + | + | |||||
3 | 105 | + | ||||||
4 | 132 | + | + | |||||
5 | 136 | + | ||||||
6 | 145 | + | + | + | ||||
7 | 98 | + | + | |||||
8 | 148 | + | + | |||||
9 | 152 | + | + | + | ||||
10 | 137 | + | ||||||
11 | 130 | + | ||||||
12 | 98 | + | ||||||
13 | 120 | + | + | |||||
14 | 117 | + | + | |||||
15 | 150 | + | + | |||||
16 | 130 | + | + | |||||
17 | 129 | + | + | |||||
18 | 140 | + | + | + | ||||
19 | 136 | + | + | |||||
20 | 100 | + | ||||||
21 | 121 | + | ||||||
22 | 138 | + | + | + | ||||
ИТОГО | 13 чел/59% | 5 чел/23% | 4 чел/18% | 15 чел/68% | 3 чел/14% | 4 чел/18% | 10 чел/45% | 10 чел/45% |
Рис. 3. Результаты проверки техники чтения учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 4
Рис. 4. Результаты анкетирования учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 5
Рис. 5. Результаты анкетирования учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 6
Рис. 6. Результаты анкетирования учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 7
Рис. 7. Результаты анкетирования учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 8
Рис. 8. Результаты анкетирования учеников 9 класса
МБОУ СОШ № 2 (октябрь 2015 г.)
Приложение 9
Приёмы развития навыков чтения
Самодельный телефон
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Л. Нечаев. Яма
Любили тебя без особых причин...
Ласточка