Переход к новым социально-экономическим отношениям, пересмотр требований к профессиональному работнику вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества. Нарождающийся новый хозяйственный механизм создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.
Одним из важных выборов в жизни любого современного человека является выбор будущей профессии. Она должна соответствовать индивидуальным особенностям, быть интересной, высокооплачиваемой, а также, человек должен иметь возможности карьерного роста.
Цель данной работы - изучение возможности социально-личностного развития студентов Сергиевского губернского техникума специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» во время обучения и возможность карьерного роста после окончания техникума.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vahtina_a.o.doc | 155.5 КБ |
« Социально-личностное развитие студентов
специальности « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»»
Подготовила:
Студентка ГБПОУ СПО
«Сергиевский губернский техникм»
Специальности 38.02.01
22 группы
Вахтина А.О.
Научный руководитель:
Чиннова Т.В.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности профессии бухгалтер
1.1. О профессии бухгалтера
1.2. Что делает бухгалтер
1.3. Зарплата бухгалтера
1.4. Плюсы и минусы работы бухгалтером
Глава 2. Профессиональное самоопределение как основа выбора будущей профессии
2.1 .Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраст
2.2. Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте
2.3. Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся
Глава 3. Исследование личностных особенностей обучающихся.
3.1..Особенности студентов «Сергиевского губернского техникума».
3.2. Исследование индивидуальных особенностей личности обучающихся.
Заключение.
Введение
Переход к новым социально-экономическим отношениям, пересмотр требований к профессиональному работнику вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества. Нарождающийся новый хозяйственный механизм создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.
Одним из важных выборов в жизни любого современного человека является выбор будущей профессии. Она должна соответствовать индивидуальным особенностям, быть интересной, высокооплачиваемой, а также, человек должен иметь возможности карьерного роста.
Цель данной работы - изучение возможности социально-личностного развития студентов Сергиевского губернского техникума специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» во время обучения и возможность карьерного роста после окончания техникума.
Гипотезы исследования:
- обучение по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» дает возможности для социально-личностного развития студентов;
- студенты, обучающиеся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» осознают возможности, которые дает их профессия на 2 курсе обучения.
Задачи исследования:
3) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;
4) проверить на практике поставленные гипотезы.
Объектом исследования послужили студенты 1 и 2 курса ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум», специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
В работе применялись следующие методы и методики исследования:
1. изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение;
2. изучение мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте;
3. проведение анкетирования студентов данной специальности «Возможности профессии бухгалтер».
Глава 1. Особенности профессии бухгалтер
1.1.О профессии бухгалтера
Слово «бухгалтер» в переводе с немецкого языка дословно означает «держатель книги». Закрепилось оно в 1498 году, когда император Максимилиан I назначил Христофора Штехера «бухгалтером», а сама профессия появилась еще раньше.
В настоящее время бухгалтер является массовой и востребованной профессией. Семинары по бухгалтерскому учету и электронным торгам сегодня очень популярны. Ни одна организация, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы, не может обойтись без специалиста по учету своих материальных и нематериальных активов и экономическому планированию. Однако требования, которые работодатели предъявляют к соискателям этой должности, постоянно растут. Бухгалтер начисляет зарплату, рассчитывает себестоимость продукции, определяет оптимальный размер кредита, занимается расчетами с контрагентами и минимизацией налоговых платежей.
На успех в профессиональной карьере могут рассчитывать только те, кто готов постоянно совершенствовать свои знания и умения, и к тому же умеет выстраивать отношения с людьми. Бухгалтер должен постоянно быть в курсе изменений, происходящих в бухгалтерском и налоговом законодательстве, поскольку от него во многом зависит общий финансовый результат деятельности предприятия. К тому же работа бухгалтерских и финансовых служб постоянно находится под контролем государственных органов. Это требует искренней заинтересованности во всем, что касается жизни фирмы, и по-настоящему творческого отношения к делу. К подбору кандидатуры на должность бухгалтера подходят очень ответственно, так как этот человек получит доступ к конфиденциальной информации, а избавиться от него будет очень затруднительно.
Небольшим организациям выгоднее привлекать бухгалтера на условиях аутсорсинга. В связи с этим появились фирмы, которые специализируются на предоставлении услуг по ведению бухгалтерского учета сторонним организациям.
Что делает и чем занимается бухгалтер? В общих чертах обязанности выглядят следующим образом:
Обязанности, которые возлагаются на бухгалтера, во многом зависят от специфики деятельности компании (банковское учреждение, промышленное предприятие, госучреждение).
Для трудоустройства на должность бухгалтера желательно закончить ВУЗ по соответствующей специальности. Зачастую, начало карьеры молодого специалиста начинается с должности помощника. Это позволяет на практике увидеть все тонкости работы и отшлифовать полученные в университете знания.
Некоторые, прочитав отзывы о работе бухгалтера, думают, что это не престижная, малооплачиваемая профессия. На самом деле все как раз наоборот: квалифицированный специалист всегда востребован на рынке труда, при этом, может претендовать на очень высокую зарплату.
Образ занудного бухгалтера был сформирован в начале 90-х годов на заре раннего капитализма постсоветских стран. В те времена открывалась масса небольших фирм, которые брали на работу практически любого желающего, мало-мальски знакомого с бухгалтерским учетом. Сегодня это высококвалифицированный специалист, который не только должен ориентироваться в законодательстве, но и владеть знаниями работы с программами (1С, Excel, Access).
Размер заработной платы зависит от нескольких факторов: практического опыта, разноплановости заданий, ответственности, сферы деятельности компании. В крупных городах зарплата стартует с 800 долларов, 2-4 года работы автоматически увеличивают ее в 2 раза. Главный бухгалтер строительной компании может получать около 3 000 долларов, многое зависит от региона. Несомненным плюсом станут знания международных стандартов учета.
Преимущества:
Недостатки:
Карьера бухгалтера, обычно, начинается с должности помощника или специалиста по определенному участку работы. По мере приобретения практического опыта и выполнения более широкого круга заданий, растет квалификация, вплоть до главного бухгалтера.
Бухгалтер занимается различными делами: начисляет заработную плату работника, ведет постоянный учет материальных ценностей, проводит расчеты себестоимости продукции, рассчитывает количество отчислений в налоговые органы, пенсионный фонд, а также многое другое. Узнать сколько бухгалтеров должно быть на предприятии в можете узнать здесь.
Обычно каждый бухгалтер специализируется и проводит одну из функций, которые предусматривает бухгалтерский учет, однако ориентироваться этот специалист должен во всех направлениях бухгалтерского учета.
Работу бухгалтера контролируют работодатель с одной стороны и налоговые органы, а также министерство финансов с другой стороны. Именно поэтому профессиональный бухгалтер должен разбираться не только в цифрах, но и в особенностях законодательства. Главный бухгалтер обязан разбираться и контролировать финансовую деятельность предприятия, знать каким образом каждая из заключаемых сделок будет влиять на баланс предприятия, как она отразится в отчетности и многое другое.
Хорошие бухгалтеры обязательно должны отличаться скрупулезным отношением к каждой мелочи, быть аккуратными, внимательными, сосредоточенными на работе, ответственными, а также человеку, который решил стать бухгалтером должна нравиться монотонная работа.
Для того, чтобы работать бухгалтером, необходимо иметь среднее и высшее специальное образование. В учебных заведениях будущим бухгалтерам преподают основы статистики, анализа хозяйственной деятельности, экономику, методики составления отчетных документов и многое другое.
Глава 2. Профессиональное самоопределение как основа выбора будущей профессии
2.1.Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраста
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение подразумевает собой выбор будущего места работы, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Е.А.Климов сделал классификацию профессилнального самоопределения и выделил три его основания «хочу», предполагающее учёт желаний и склонностей человека, «могу», представляющее его реальные возможности и перспективы, «надо», составляющее потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны производства и общества.
Согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности.
Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается также в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой.
Результатом процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии оказывают педагоги учебного заведения; предполагается необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
2.2.Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте
Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Эта необходимость основывается на потребности подростков в логике личностного и социального развития.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Практика исследования показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным. В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходима педагогическая поддержка.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Рассмотрим, на что ориентируется старшеклассник при выборе профессии. Одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству старшеклассников.
Таким образом, профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
2.3.Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся
Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
В выборе профессии очень важна профессиональная консультация, так как подавляющее большинство старшеклассников затрудняется в выборе профессии. Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.
Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовывать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)
Существует два способа выбора профессии. Один – метод «проб и ошибок», другой – изучить себя и свои интересы и склонности, личностные особенности. Сделать наиболее правильный выбор можно, продвигаясь по второму пути с помощью профессиональной ориентации, которая включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В ходе работы с теоретическими источниками были выявлены сущность понятия «профессиональное самоопределение» и особенности его формирования. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации.
А также была проанализирована сущность профессии «бухгалтер» с точки зрения актуальности. Были выявлены преимущества и недостатки данной профессии, рассмотрены обязанности бухгалтера и возможности карьерного роста.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме профессионального самоопределения молодёжи. Это связано с тем, что правильность выбора будущей профессии важна не только для самого ученика, но и для общества.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Глава 3. Исследование личностных особенностей
обучающихся
Результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Потенциальному студенту нужно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, а главное – свои способности и склонности. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров. В этом случае на помощь приходит психодиагностика, которая позволяет молодому человеку «познакомиться с собой», формирует мотивы самопознания, саморазвития, проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.
3.1.Особенности студентов
«Сергиевского губернского техникума»
ГБПОУ СПО «Сергиевский губернский техникум» является единственным учреждением среднего профессионального образования в Сергиевском районе. Основная масса наших студентов (СПО) обучается в 3 корпусах техникума, расположенных в центре с.Сергиевск, остальные - в группах, открытых на базе НПО.
Наш техникум – это учебное заведение, которое в данной момент реализует 14 учебных программ, среди которых:
1. подготовка специалистов сельского хозяйства (ветеринары, технологи);
2. подготовка преподавателей начальных классов и воспитателей;
3. Подготовка специалистов правоохранительных органов;
4. подготовка специалистов в сфере экономики и бухгалтерского учета;
5. подготовка технических специалистов ( автомеханики, дорожники и др.).
Для студентов техникум создает оптимальные условия для реализации их права на получение образования, способствует социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях и способности к самореализации, уделяя особое внимание, в том числе и адаптации к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Основная часть обучающихся - подростки 16-20 лет, которые получают образование по очной и заочной форме обучения ( на базе 9 и 11 классов)
Особенностью является и тот факт, что в одной группе обучаются студенты с большой разницей в возрасте: например, в некоторых группах есть 15 и 20-летние; работающие и неработающие; состоящие в браке и несемейные люди; юноши, отслужившие в рядах ВС, обучавшиеся в профессиональных учебных заведениях и отчисленные по разным причинам, т.е уже имеющие негативный опыт получения профессии. Получение профессионального образования после окончания школы планируют не все обучающиеся в силу различных обстоятельств, в том числе, материальных затруднений.
3.2. Исследование индивидуальных особенностей личности
обучающихся
В начале учебного года, по мере поступления обучающихся, куратором групп проводится анкетирование с целью изучения их профессиональных намерений. Это обусловлено тем, что обучающиеся приходят из разных школ, с разным уровнем подготовки, перерывом в учёбе, разными возможностями и запросами.
Объектом исследования нашей работы являются студенты 1 и 2 курса ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум», обучающиеся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»
В ходе экспериментального исследования профессиональных намерений мы получили следующие результаты: из 41 студента 1 и 2 курса в анкетировании приняли участие 41 человек (100%), из них 3 (7,5%) юноши и 38 (92,5%) девушки ( 19 чел – 2 курс и 22 чел 1 курс) :
1.Довольны выбором профессии – 38 (92%)
2.Хотят изменить место учебы – 2 (4%)
3.Хотят перейти на другую специальность- 2 (4%)
4.Знают о возможностях своей профессии- 20 (48%)
5.Планируют получать высшее образование – 35 (85%)
6.Планируют получать высшее образование экономиста- 33 (80%)
7.Выбрали ВУЗ – 18 (44%)
8.Планируют работать по специальности- 36 (88%)
9.Считают, что бухучет помогает развиваться как личность – 39 (95%)
10.Считают, что за время обучения стали более внимательными, терпеливыми, дисциплинированными – 40 ( 97,5%)
11.Умеют (или частично умеют) составлять карьерограмму бухгалтера – 23(56%) . Из них студенты 2 курса – 16 (84%) , студенты 1 курса – 7 (32%)
12.Умеют (или частично умеют) составлять психограмму бухгалтера – 28 (68%) .з них студенты 2 курса – 19 (100%), студенты 1 курса 9 (40%)
Исходя из полученных данных видно, что большая часть студентов (92%) довольна выбором своей профессии, однако часть студентов (2%) хотят перейти на другую специальность либо сменить место учебы.
Анкетирование показало, что меньше половины студентов (48%) имеет достоверные знания о возможностях, которые дает их профессии.
88% обучающихся планирует работать по специальности, а так же 80% хотят повысить свой уровень образования и получить высшее образование по специальности.
Кроме того, большинство студентов (95%) считают, что за время обучения они стали более внимательными и дисциплинированными , научились логически мыслить и активно развиваются как личности.
В отличии от студентов первого курса, второкурсники имеют четкое представление о возможностях, которые дает их профессии. Кроме того, благодаря учебной и производственной практике, студенты знают точный список обязанностей бухгалтера и уже имеют представления о режиме работы и особенностях их профессии.
Исследование показала, что к концу 1ого курса «отсеевается» та часть студентов, которая сделала неправильный выбор профессии либо из-за своих индивидуальных особенностей не может( или не хочет) продолжать обучение по данной специальности.
На мой взгляд, именно благодаря большому количеству практики и самостоятельным заданиям студенты-бухгалтера могут познать тонкости их профессии и сделал для себя вывод, правильно ли они выбрали будущее занятие.
По результатам нашего исследования мы определили, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились:
В ходе обучения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» студенты не только изучают ведение бухгалтерского учета на предприятии, а еще учатся логически мыслить и рассматривать проблему со всех сторон; становятся более внимальными и требовательными; повышается общий уровень дисциплинированности и работоспособности. Также у студентов данной специальности отмечен интерес к таким дисциплинам как: правоведение, философия, обществознание, психология. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения студент развивается как личность.
Кроме того мы установили, что выпускники школ ( будущие студенты) не имеют достаточного количества достоверной информации о профессии бухгалтер. Почти 30% студентов оказались не готовы продолжать обучение по данной специальности. Таким образом, осознание особенностей и возможностей данной профессии студенты узнают на втором курсе обучения.
Литература и интернет-источники:
1.Андреева Г.М.; Социальная психология. М.,2004
2.Дубровина И.В. Психология, М, Дрофа,1996
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006
4..Коваленко Г.Н., Кузнецова Т.Л и др. Диагностика в системе профориентации. Омск, 2006
5. http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html 6. Лытнев Н.А, Малявкина Л.И ; Бухгалтерский учет. Определение и основные задачи бухгалтеского учета 7. Ефимов В.В, Туманова А.Н; Внутренний аудит качества и самооценка организации, Ульяновск 2007. Приложение 1. Анкета «Возможности профессии бухгалтера
|
Три орешка для Золушки
Заколдованная буква
Пчёлы и муха
О чем поет Шотландская волынка?
Ласточка. Корейская народная сказка