Игра по материалам устного народного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
igra_schastlivyy_sluchay.docx | 50.92 КБ |
муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области»
Интеллектуально-познавательная игра
«Счастливый случай»
(по материалам устного народного творчества)
Разработал педагог дополнительного образования
Крыгина Ольга Алексеевна
Щигры-2016
Цель: формировать у обучающихся интерес к устному народному
творчеству.
Задачи: - выявить знания учащихся русских народных сказок, былин,
пословиц, загадок, песен, истории и культуры;
- развивать интерес к русскому устному народному творчеству;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
Участники: обучающиеся МКУ ДО «Дом пионеров и школьников
г. Щигры»
Место проведения: актовый зал МКУ ДО «Дом пионеров и школьников
г. Щигры»
Оборудование: стол, куб с разноцветными сторонами, музыкальный центр,
диск с записями русских народных песен.
ХОД ИГРЫ
( Звучат русская народные песни.
К столу выходят ведущие игры – учащиеся детского объединения
« Наследие», в руках они держат разноцветный куб)
Ведущий 1:То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой -
Край родной навек любимый,
Где найдёшь ещё такой.
Ведущий 2: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выяснить, что вы знаете об устном народном творчестве нашего края, нашей страны.
Ведущий 1: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери, и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям.
Ведущий 2: Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Ведущий 1: Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество. Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
Ведущий 2: И сейчас мы предлагаем вам принять участие в интеллектуально-познавательной игре «Счастливый случай».
Ведущий 1: Для этого мы разделимся на шесть команд по цветовой гамме. Каждый из вас возьмет только один жетон, и какого цвета он окажется, в той команде вам и быть.
(под русскую плясовую идёт формирование команд)
Ведущий 2: Ну вот, наконец, наши команды сформированы, и мы представляем вам компетентное жюри, которое подведёт итог игры.
(идёт представление жюри)
Ведущий 1: Друзья, перед вами куб. Посмотрите на него внимательно. У него цветные стороны. Цвета этих сторон будут определять направление вопросов. Например, «Зелёная сторона» - «Сказки и былины», а значит, и вопросы будут по сказкам и былинам. «Синяя сторона» - «Народный календарь». «Оранжевая сторона» - «История и культура русского народа». «Фиолетовая сторона» - «Загадки». «Жёлтая сторона» - «Пословицы и поговорки». «Чёрная сторона» - « Русские народные песни».
Ведущий 2: Но на нашем кубе есть точки – это номер вопроса. А теперь слушайте внимательно условия игры. По очереди каждая команда бросает куб, таким образом, определяет сторону (какой цвет будет вверху куба), например «Жёлтая сторона» - «Пословицы и поговорки», а теперь уточняем вопрос. Эта же команда бросает куб. Например, выпало три точки, значит третий вопрос.
Ведущий 1:Если команда отвечает правильно, даётся 1 очко. Если вопрос повторяется, то команда перебрасывает куб. Отследить последовательность вопросов нам поможет данная таблица. Повторяющийся вопрос будет закрыт.
« Сказки и былины» | «Народный календарь» | «История и культура русского народа» | «Загадки» | «Пословицы и поговорки» | « Русские народные песни» |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Ведущий 1:Надеемся, что вы блеснёте знаниями. Жюри учитывает не только правильность ответов, но и товарищеское отношение в команде и умение вести себя во время игры.
Ведущий 2:Ну, что ж, если вам всё понятно, тогда мы начинаем игру.
«Зелёная сторона» - « Сказки и былины»
1. В какой русской сказке от брошенной шапки вся избушка закачалась?
( Иван - крестьянский сын, сказка « Бой на Калиновом мосту»)
2. Что за конь: «…одна шерстинка серебряная, другая золотая, бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздри пламя пышет»?
(Сивка-Бурка)
3. Где смерть Кощея Бессмертного?
(дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)
4. Кто побывал в подводном царстве у царя Водяника?
( Садко)
5. Кто из богатырей сразился с Тугарин-змеем?
(Алёша Попович)
6. Кто стал сад посещать, золотые яблоки воровать?
(Жар-птица, сказка « Иван Царевич и Серый Волк)
«Синяя сторона» - « Народный календарь»
1. Когда бывают «Крещенские морозы», «Рождественские морозы»?
(19 января, 7 января)
2. Когда весеннее равноденствие и как в народе называют этот день?
(22 марта, «Сороки», «Кулики»)
3. Какой месяц называли « травень»?
(май)
4. В старину люди говорили: « Начало февраля погожее (с большими снегами, морозное)- жди весну …?
(пригожую, раннюю, ясную)
5. Май холодный – год …
(хлеборобный)
6. Про какой июньский день говорили: «Солнце на зиму, лето на жару»?
( 25 июня - солнцеворот)
«Оранжевая сторона» - «История и культура русского народа»
1. Какое национальное дерево России?
(берёза)
2. «И в светлицу входит царь…», « В низенькой светёлке огонёк горит…». Что такое светлица или светёлка?
(девичья комната)
3. Назовите полюбившийся всему миру сувенир земли русской?
(матрёшка)
4. Назовите традиционные русские народные инструменты.
(рожок, свирель, жалейка, балалайка)
5. Какой русский город называли городом мастеров?
( Тула – город оружейников, самоваров, пряников)
6. Назовите четыре блюда русской кухни.
(Щи, блины, каша, пироги)
«Фиолетовая сторона» - «Загадки»
1. По какой дороге полгода плавают, полгода ходят?
( по реке)
2. В печке огня не страшусь и воды не боюсь.
( горшок)
3. На улице столбом, а в доме скатертью
( дым)
4. Рассыпался горох на тысячу дорог.
(звёзды)
5. Ржёт жеребец в пригороде, а слышен аж в Ново-граде.
(гром)
6. Шуба нова, а на подоле дыра.
(прорубь)
«Жёлтая сторона» - «Пословицы и поговорки»
1. Продолжите: «Доброе слово лучше…»
(мягкого пирога)
2. Продолжите: « Петь хорошо вместе, а …»
( говорить порознь)
3. Продолжите: « Не откладывай на завтра, то…
( что можно сделать сегодня)
4. Продолжите: « Новых друзей наживай, а…»
(старых не теряй)
5. Продолжите: « Где больше двух…»
(говорят вслух)
6. Продолжите: «Горек обед без…»
(хлеба)
«Чёрная сторона» - « Русские народные песни»
1. Исполнить куплет или припев песни «Коробейники»
2. Исполнить куплет или припев песни «Во поле берёза стояла»
3. Исполнить куплет или припев песни «Посею лебеду на берегу»
4. Исполнить куплет или припев песни «В деревне - то было Ольховке»
5. Исполнить куплет или припев песни «Ой, ты полюшка-пораня»
6. Исполнить куплет или припев песни «Калинка-малинка»
Ведущий 1: Вот и подошла к концу наша интеллектуально-познавательная игра « Счастливый случай». Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы много знаете о русском устном народном творчестве. А что скажет по этому поводу наше жюри.
( идёт подведение итогов игры и награждение победителей)
Ведущий 2:Друзья, сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства.
Ведущий 1: И надеемся, что после нашей игры ваше знакомство с русским устным народным творчеством продолжится.
Ведущий 2:Большое спасибо всем участникам!
Используемая литература
1. Координационный Совет Смоленской и Орловской пионерской организации. К живым истокам
(репертуарно-тематический сборник), Орел,1992,-87с.
2. Методический бюллетень (специалистам системы дополнительного образования) Выпуск 2.
Шафоростова В.В. – Курский областной ИПК и ПРО, 2003. – 180с.;
3. Сборник загадок: Пособие для учителя \ Сост. М.Т. Карпенко. –М.: Просвещение, 1988.-80с.;
4. Традиции предков – в новый век. Сб. сценариев. Курск, ОДНТ, 2007, -84с..
Музыка космоса
Без сердца что поймём?
Дымковский петушок
Мост Леонардо
Чайковский П.И. "Детский альбом"