В работе представлены судьбы первых Новомучеников Российских и Новомучеников Смоленской области
Вложение | Размер |
---|---|
novomuchenniki_rossiyskie.pptx | 1.32 МБ |
material_k_prezentatsii.docx | 40.49 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова Работу выполнила ученица 8 класса Кулинич Юлия Руководитель: Бодунова Марина Владимировна 2016 год НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕСлайд 2
Икона святых н овомучеников и исповедников Российских Новомучениками в современной традиции Русской православной церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность Вере в XX веке.
Слайд 3
Собор Новомучеников и Исповедников Це́ркви Ру́сской (до 2013 года Собор новомучеников и исповедников Российских ) - это название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года . Празднуется он 7 февраля ( 25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Слайд 4
Царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров . Почитается как первый по времени новомученник Российский. 31 октября (ст. ст.) ( 13 ноября н.ст.) 1917 года был арестован большевиками, отведён на царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году . 13 ноября –день памяти.
Слайд 5
Митрополи́т Влади́мир (в миру Васи́лий Ники́форович Богоявле́нский ) - первый мученик из числа архиереев. 25 января 1918 г. расстрелян в Киеве Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик . 25 января по юлианскому календарю – день памяти .
Слайд 6
22 августа 1918 года был арестован и отправлен в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. Мака́рий , епископ Вяземский (в миру Михаи́л Васи́льевич Гне́вушев ) В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.
Слайд 7
Священномученик священник Владимир Преображенский Уроженец села Троицкое Смоленской губернии. В 1929 году был арестован и приговорен к 3 годам лагерного заключения. 22 августа 1936 года был вновь арестован. Расстрелян 31 декабря 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря. Погребен в общей безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви . 18 декабря – день памяти.
Слайд 8
Архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) - епископ Православной Российской Церкви; с 1927 года архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Приговорён Тройкой при Смоленском УНКВД к высшей мере наказания. Расстрелян 8 декабря 1937 году в Катынском лесу около Смоленска. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2001 году .
Слайд 9
Храм Новомучеников и исповедников Российских в Смоленске — это высокая пятиглавая белая церковь на улице 25 сентября.
Слайд 10
Используемая литература и интернет – ресурсы. М.Ю. Андрицова , Д.В.Валуев, Т.П. Довгий.История православной культуры земли Смоленской. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Смоленск, 2002. Протопресвитер М.Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилл , 1949. БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/...Ak* http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...531 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_(%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2) http://drevo-info.ru/articles/13671471.html http://www.voskres.ru/podvizhniki/angelina.htm
Слайд 11
! СПАСИБО ЗА внимание !
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова
НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ
Работу выполнила ученица 8 класса Кулинич Юлия
Руководитель: Бодунова Марина Владимировна
2016 год
НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ
Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. Среди них великое множество архиереев, священников и рядовых мирян, которые в годы Великой Российской смуты, начавшейся в 1917 году, пытались остановить кровопролитную гражданскую войну. Которые стремились спасти от разрушения и поругания храмы и монастыри, православные святыни. Новая власть, особенно в первые годы своего существования, с небывалой жестокостью распавлялись с духовенством и с теми из верующих, кто имел мужество поднять свой голос против Церкви. Многие из них были убиты, посажены в тюрьмы, отправлены в лагеря и ссылки.( слайд 2)
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
На сегодня в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек. Это очень пёстрая по составу группа людей: мужчины и женщины, взрослые и дети, архиереи, священники, монахи, царская семья, дворяне, крестьяне, рабочие, писатели, учёные. Объединяет этих людей то, что они остались верны своей совести и Христу до конца. (слайд 3)
Остановимся лишь на нескольких именах.
Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о. Иоанн участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани, во время которого произнёс проповедь, призывая народ к спокойствию. 31 октября (ст. ст.) ( 13 ноября н.ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, и священники были арестованы. Отец Иоанн пытался протестовать, но получил несколько ударов по лицу, был отведён на царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста.
Американский журналист Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли весь мир» писал:
Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех — торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян |
В приложении к своей книге он же писал:
Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, несколько священников организовали крестный ход по улицам, причём обращались к гражданам с речами и уговаривали их поддерживать законную власть, то есть Временное правительство. Когда казаки очистили город и на улицах появились первые красногвардейцы, то, по рассказам очевидцев, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, отец Иоанн Кочуров, был арестован и расстрелян раздражёнными красногвардейцами |
Есть и другая версия гибели отца Иоанна, озвученная собирателем сведений о пострадавшем духовенстве протопресвитером Михаилом Польским: «8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей». Однако она не подтверждается документами и воспоминаниями свидетелей.
По просьбе прихожан, 4 ноября был погребён в усыпальнице под Екатерининским собором.
4 декабря 1994 года был канонизирован как священномученик Архиерейским Собором Русской православной церкви[.
В результате археологических раскопок на месте Екатерининского собора в 2006 году были обнаружены фрагменты человеческих костей, о чём, как об обретении мощей священномученика Иоанна, было объявлено в день празднования памяти святого — 13 ноября 2008 года, — когда останки, до того хранившиеся в алтареСофийского собора в Пушкине, были вынесены для поклонения. (слайд 3)
25 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира - это был первый мученик из числа архиереев.
Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Ранее монахами Лавры, подстрекаемыми архиепископом Алексием, был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал. Затем Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.
Имевшаяся в лавре наёмная охрана — «специальная милиция» — набиралась из всяких проходимцев и не выполнила своих обязанностей по защите монастыря, чем фактически потворствовала разбойникам, чьё нападение заняло не больше 20—25 минут и было рассчитано исключительно на внезапность и решительность. Преступники очень спешили, опасаясь, что их разоблачат и схватят. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание швейцара монах Фёдор подслушал обрывки разговора между Владимиром и пришедшими солдатами — речь шла о деньгах. По свидетельству очевидцев, в комнатах господствовал «полный хаос… всё ценное ограблено, в том числе и деньги, но сколько именно, неизвестно». Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки (122 996 рублей и 278 419 рублей процентными бумагами) хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу с митрополитом. На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.
Свидетелями произошедшего были личные келейники, прислужники, секретарь Владимира и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в том числе прежний наместник Амвросий, епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии и епископ Фёдор (Лебедев). Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно», и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее«не их и не её дело»[17].
29 января 1918 года для отпевания тело митрополита было перенесено в Великую Успенскую церковь Лавры. ( слайд 5)
Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали и многие другие.
Для Смоленской епархии, как и для всей Русской церкви, после большевистского переворота 1917 года, также наступили страшные времена.
22 августа в Вязьме был арестован бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), проживавший на покое в Иоанно-Предтеченском монастыре. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговорённых к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с чётками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.
Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный, седой «преступник» - лицо явно духовное, у него «захолонуло» сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается сердце твое - твори волю пославшего тебя». Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он сказал своему врачу: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости...».
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти)[4].
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.( слайд 6)
В этот же период, в условиях «красного террора», происходят аресты и убийства священнослужителей практически во всех районах Смоленщины.
Священномученик священник Владимир Преображенский
Владимир Григорьевич Преображенский родился в 1873 году в селе Троицкое Смоленской губернии. Известно, что священный сан он принял до 1917 года. Служил в одном из сельских храмов Смоленской области.
Из протокола допроса священника Владимира Преображенского от 25 декабря 1937 г.:
- Вы обвиняетесь в принадлежности к контрреволюционной группе церковников, принадлежа к которой, систематически проводили антисоветскую работу. Дайте ваши показания по этому вопросу.
- Ни к какой контрреволюционной группе церковников я не принадлежал и считаю, что такой группы, как мне известно, вообще не существует.
- Дайте показания о вашей прошлой контрреволюционной деятельности.
- Я считаю себя виновным только в том, что я религиозный человек. Политически я целиком стою на платформе сов.власти. Никакой контрреволюционной работы я никогда не проводил и меня арестовывали и ссылали только за то, что я верю в Бога.
- В квартире, где Вы квартировали, имело место проведение религиозных обрядов или нет?
- Нет, ничего не проводилось.
- Следствие располагает данными, что с приездом Вас в пос.Орловку оживилась религиозная деятельность среди население, и это оживление связано с вашей деятельностью. Дайте правдивые показания.
- Я ничем не способствовал усилению религиозной деятельности в пос.Орловка. В квартире Тетерина Василия Матвеевича после моего приезда два раза собирались старухи и пели духовные стихотворения. Но я, немного послушав их пение, ушел из квартиры. Ушел также и во второй раз. Я слыхал, что так же собирались и пели и до моего приезда в Орловку.
- При обыске у Вас изъяты Вам принадлежащие стихи контрреволюционного содержания. Кем они были написаны и для какой цели?
- При обыске у меня изъяты три стихотворения, два из них "Сон ссыльного иерея" и "Дума старого пастыря в ссылке" написаны лично мною, "Орленок" списан - не знаю где. Я лично не нахожу, чтобы эти стихи были контрреволюционного содержания. Я писал о своих личных думах и переживаниях. Хранил их как собственные произведения, а "Орленок" как память о своем убитом сыне. Эти стихи никому я не распространял, если не сказать, что одно из них "Дума пастыря в ссылке" я послал своему старшему брату. Больше ничего показать не могу.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов .
С 1 ноября 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский.
Арестован 11 ноября 1936 года, вместе с девятью другими священнослужителями обвинён в антисоветской пропаганде и в участии в деятельности контрреволюционной группы. Был приговорён к ссылке в Караганду, в которой пробыл полгода. Затем следствие по его делу было возобновлено, и из лагеря архиепископа отправили этапом в последнее место его служения – Смоленск. Здесь местные власти (тройка при НКВД по Смоленской области) вынесли святителю смертный приговор. Священномученик расстрелян 8 декабря 1937 году в Катынском лесу около Смоленска. ( слайд 8)
Храм Новомучеников и исповедников Российских в Смоленске — это высокая пятиглавая белая церковь на улице 25 сентября.
Свое название церковь получила в честь Святых новомученников и исповедников Церви Русской — группы святых Русской Православной церкви, погибших или подвергшихся гонениям после революции 1917 года.
Камень в основание храма Новомучеников и исповедников Российских был заложен в парке 1100-летия Смоленска 28 августа 1994 года, однако строительство затянулось на 7 лет... 25 сентября 2001 года храм во имя Новомучеников и исповедников Российских был торжественно освящен.
Пятиглавая каменная церковь в русско-византийском стиле построена по проекту смоленского архитектора Н.В. Хорчева. Синие с золотом купола белоснежного храма хорошо сочетаются с изумрудными гранитными плитами, украшающими основание церкви Новомученников. На первом этаже, под лестницей, ведущей к дверям храма, вынесен ритуальный магазин и помещение, где верующие могут набрать святой воды. Внутреннее помещение храма достаточно аскетично: пятиярусный золоченый резной иконостас на красном фоне и белые стены, без росписей, на которых расположены иконы, порой, достаточно редкие для нашего города - «Св. Пантилеймон», «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Св. Матрона» и др.
Церковь Новомучеников примечательна тем, что она стала первым храмом, возведенным в городе за 170 лет! В День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских в феврале сюда приезжает много паломников.
( слайд 9)
Используемая литература и интернет – ресурсы.
Мальчик и колокольчики ландышей
Зимний лес в вашем доме
А теперь — мультфильм
Бабочка
"Портрет". Н.В. Гоголь