Научно-исследовательская работа. Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».
Вложение | Размер |
---|---|
Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише» | 40.04 КБ |
Публичное выступление. Защита научной работы. | 13.65 КБ |
Презентация к защите | 1.15 МБ |
филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы № 17 –
Средняя общеобразовательная школа № 3
Научно-исследовательская работа
Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише»
Выполнила:
Гриценко Елизавета,
ученица 5 а класса
Филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3
Руководитель:
Толмачева Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы
г. Карталы, 2015 год
Содержание
Я только начала заниматься научными исследованиями и это моя первая работа. Но я с полной ответственностью могу сказать, что заниматься литературоведческим исследованием очень полезно по нескольким причинам:
Мой выбор пал на произведение Джека Лондона «Сказание о Кише», не только потому, что его интересно читать. Образ главного героя мне показался достаточно сложным и актуальным для нашего времени.Большинству ребят очень хочется повзрослеть, они стараются казаться взрослыми. Девочки начинают рано наносить макияж, а парни показывают свою мужественность в разговорах употребляя нецензурную лексику. По моему мнению, раскрытие образа главного героя поможет многим молодым ребятам понять, что значит быть взрослыми в столь раннем возрасте.
Степень изученности проблемы.
Я смогла найти только различные конспекты уроков по проведению «Сказание О Кише»: либо один урок, либо ряд уроков литературы с зарубежными авторами. Это позволяет говорить о том, что этому произведению мало уделялось внимания, а значит и тема моего исследования мало изучена. Из этого следует – она актуальна.
Цель моей работы: Раскрыть образ главного героя и при этом показать, каким образом можно в очень юном возрасте не просто казаться взрослым, а поступать, как взрослый человек.
Таким образом, задачами моего исследования стали:
Объект исследования: Главный герой (Киши).
Предмет исследования: Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише».
Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись сравнительно-литературоведческий метод, биографический метод, а также принцип избирательности и принцип целостности.
2.1 Интересные факты из биографии Джека Лондона
По моему мнению, Джек Лондон не только великий автор, но и очень интересный. В его честь назвали одно из озёр Дальнего Востока. Есть две версии названия этого озера.
Одна из версий говорит, что старожилы, проживающие близь этого озера, утверждают, что во время обнаружения озера, на берегу была найдена книга Джека Лондона «Мартин Иден» [10].
Однако есть и другая версия возникновения этого названия у озера. Существует версия, что многие геологи очень любили произведения Лондона. Есть убеждения, что целых два руководителя различных экспедиций хотели назвать какой-нибудь из географических объектов в честь этого автора. И в 1932 году геолог П.И. Скорняков, осуществил свою мечту и назвал в его честь одно из озёр северо-востока, дав ему имя Джека Лондона [10].
Как отмечает Лунина Ирина Евгеньевна в своей диссертации «Художественный мир Джека Лондона», «по данным проведенного в 1952 г. ЮНЕСКО исследования, Дж.Лондон был признан самым популярным писателем в Европе и России и самым «переводимым» писателем» [1].
Думаю, немало важно знать, что Джек Лондон – это его не настоящее имя. Настоящее - Джон Гриффит Чейни. Джек – это сокращение от Джона, так его называли самые близкие люди. Его мать вышла замуж за Джона Лондона, на тот момент малышу Чейни исполнился почти год. После замужества матери, Джона Гриффити Чейна все стали звать, как и его отчима, Джон Лондон [10].
Маленький Джек Лондон не понаслышке знал, что значит вести себя как взрослый. Работал мальчик не меньше взрослого мужчины. Он рано начал трудовую жизнь, которая была полна лишений. В начальной школе он продавал утренние и вечерние газеты. После окончания начальной школы стал работать на консервной фабрике простым рабочим, но работа оказалась слишком тяжёлой для мальчика, и он ушёл. После этого он нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско. После чего он был нанят матросом на шхуну, где впервые и побывал в море. Шхуна, на которую нанялся Джек была промысловой, она отправлялась к берегам Японии и в Берингово море. [10]
Я считаю, что именно такая разнообразная и трудовая жизнь Джека Лондона позволила ему написать одно из самых замечательных произведений, которое я анализирую в своей работе – «Сказание о Кише».
Но если бы Джек Лондон был необразованным матросом, то мы бы никогда не смогли читать его произведения. Именно поэтому, я думаю, что в моей работе стоит рассказать об образовании этого писателя.
Он самостоятельно подготовился и сдал все экзамены для того, чтобы поступить в Калифорнийский университет. Однако после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти. Весной 1897 года он отправляется на рудники, в то время это называли «золотой лихорадкой». Он уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898. Лондон испытал все «прелести» северной зимы. Золотом он не был осыпан, зато судьба подарила ему огромное количество встреч, думаю, что именно там он и повстречал нашего героя Киши [10].
Таким образом, Джек Лондон был человеком, который:
Я считаю, что именно перечисленные мною события его жизни позволили создать Лондону образ «Киши».
Рассмотрев термин образ в различных толковых словарях, я пришла к выводу, что в словарях под редакциями Ефремовой, Ожегова, Шведовой и Ушакова, есть общее и различное. Общим можно считать: облик, вид, подобие. Различным в этих толковых словарях – живое, отражение, идея, чувство, изображение, обобщение, отражение, тип, характер [2,4,5].
А в философском энциклопедическом словаре, на мой взгляд, даётся самое верное понятие образу: «результат отражения объекта в сознании человека» [7].
Таким образом, каждое определение дополняет и распространяет то общее, что дано в них. Я вывела своё определение образа, чтобы понимать, что я имею ввиду, говоря об образе Киши.
Образ – это результат отражения в сознании человека, облика, вида, подобия, которое является живым, обобщенным отражением идей, чувств и характера кого-либо.
Поскольку я рассматриваю не просто образ в произведении, а образ главного героя, то необходимо рассмотреть и дефиницию: главный герой.
Когда я искала определение этого термина, то столкнулась с проблемой. Именного этого словосочетания я не нашла. Очень часто встречается формулировка термина «герой», а также в литературоведческом словаре можно найти термин «литературный герой»:«одно из главных действующих лиц произведения искусства(в отличие от персонажа)» [6]. По моему мнению, это определение можно приравнять к искомому понятию «главный герой». В толковых словарях в определения слова «герой» находится указание на литературного героя. Общим в толковых словарях под редакциями Ожегова, Шведовой и Ефремовой является: главный, действующий, подвиги, лицо; а различное: необычный, вызывает интерес, воплощает черты эпохи [2,4].
Таким образом, термины литературный герой и главный герой произведения можно считать тождественными. К термину в литературоведческом словаре «литературный герой», для полного понимая необходимо добавить то общее и различное, что есть в толковых словарях. Получаем следующую дефиницию: главный герой – это главное действующее лицо произведения, которое является необычным, благодаря тому, что воплощает черты эпохи, в связи с чем вызывает интерес.
Произведение, в котором я буду рассматривать образ главного героя является сказанием, это указано в самом названии произведения: «Сказание о Кише». Получается, что сам автор с самого начала подразумевает знание этого слова. Это говорит, что нам просто необходимо рассказать о значении этого слова.
Значение этой дефиниции можно искать только в литературоведческом словаре. Так в словаре под редакцией Фриче, Луначарского говорится, что сказание подразумевает под собой несколько видов: исторические, житийные, апокрифические, поучения и повести [3]. Прочитав само произведение можно с точностью сказать, что оно относится к повести-сказанию. Повесть-сказание - это «обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести» [3].
Из всего выше сказанного следует, что в повести-сказании образом главного героя можно считать результат отражения в сознании человека вид, облик главного действующего лица в произведении.
2.3 Образ Киши
События, описанные в сказании, происходили у полярного моря, где жил главный герой. Он жил в игле. Иглу – это ледяной дом эскимосов, который имеет куполообразную форму [9].
Главным героем является мальчик Киши, которому 12 лет [8].
Его голос раздаётся на совете, несмотря на то, что таким маленьким было запрещено высказываться. Первый раз его голос раздался, потому что,когда они ели, мясо было жесткое старое и в нем было много костей.Потом голос Киша раздался в новь, потому что он гордился своим отцом. Мальчик отрыто, не боясь никого заявляет, что он сможет ходить на охоту и убивать медведей самостоятельно[8].
«Справедливость» [8] является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь[8].
Я составила таблицу доказательств, которые говорят о правоте охотников племени и обратные доводы и вот, что получилось:
Правота охотников | Обратные доводы |
Добывают мясо пригодное для питания | Мясо старое, жесткое и в нем много костей |
Маленький мальчик им не указ | Мальчик говорит правду, хоть и мал ещё |
Мальчик дерзко разговаривает с ними | У каждого из племени есть жена или дочь, а у его матери нет мужа, поэтому он говорит за него |
Таким образом, читатель должен понять и мальчика, который говорит, как взрослый мужчина и мужчин племени.
Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл»[8].
Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.
Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке толки о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, остался не вередимым, на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном [8].
Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом[8].
Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом [8].
Автор сообщает нам о том, что легенда о Кише пережила его самого. Это происходит, потому чтоон придумал ловкий способ, как охотится на медведя.
Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по честному, как и обещал, не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить» [8].
Я считаю, что Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.
Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.
Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.
Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.
Проводя своё исследование с целью изучения образа главного героя произведения «Сказание о киши», я познакомилась с терминами: образ, главный герой, сказание, также я вывела дефиниции наиболее полные, охватывающие все стороны этих определений. Я познакомилась с произведением и изучила литературоведческую терминологию.
Целью моей работы было раскрыть образ героя так, чтобы показать, как должен поступать подросток, если хочет, чтобы к нему прислушивались взрослые и считали его равным.
Я считаю, что цель достигнута. Основополагающими чертами главного героя являются:
Основными этапами взросления можно назвать следующие:
Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.
Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.
Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.
Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.
Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.
Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.
Таким образом, отвечая на вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш? Можно смело сказать, что он повзрослевший малыш. Ему пришлось повзрослеть, потому что отец рано умер, а маме нужна была помощь, нужно, чтобы она хорошо питалась. Именно поэтому Киши проходит все этапы взросления.
Проведя это исследование, я смогу познакомить большое количество учащихся не только с терминами, но и с образом главного героя «Сказание о Киши». Я смогу донести до них свою мысль, что накрашенные лица девочек и ругательства из уст мальчиков не делают их взрослыми. Я смогу подтвердить это на примере двенадцатилетнего мальчика по имени Киши.
https://www.livelib.ru/author/2082
http://all-biography.ru/alpha/l/london-dzhek-london-jack#ixzz42zJHOIQR
Защита проекта.
Уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается проект на тему «Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».
Цель работы состоит в изучении содержания и своеобразия произведения Джека Лондона прежде всего в аспекте восприятия и художественного отображения им образа главного героя.
В первой главе проекта говорится о Джеке Лондоне как об авторе книги «Сказание о Кише». Изучив биографические сведения об этом авторе были выделены следующие факторы, повлиявшие на содержание рассматриваемого текста:
Во втором параграфе проекта были рассмотрены термины, необходимые для литературоведческого анализа образа, а именно: главный герой, образ, сказание.
В третьем параграфе раскрывается образ главного героя в произведении «Сказание о Кише».
Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым. Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться ему.
Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.
Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.
Полученные новые знания позволят мне не просто раскрыть образ героя, при обсуждении этого произведения на внеурочной деятельности, но и показать ребятам, что значит быть взрослым.
Слайд 1
Гриценко Елизавета 5 а класс филиал МОУСОШ № 17 СОШ № 3Слайд 2
«Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише »
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Мост Леонардо
Простые новогодние шары из бумаги
Прекрасное далёко
Девочка-Снегурочка
Стеклянный Человечек