Настя решила участвовать в региональной научно-практической конференции творческих работ " Исследователь 21 века" Московской области. Тема ееиработы " Молодежные субкультуры". В своей работе Настя раскрыла сущность основных молодежных субкультур, высказала свое отношение кним. Но главное то, чтот она провела опрос в старших классах об отношении учащихся к субкультурам и сделала анализ этого опроса в форме диаграмм.
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ молодежных субкультур | 44.25 КБ |
Московское областное отделение общероссийского движения творческих педагогов
«Исследователь»(МОО ОДИ)
Комитет по образованию Талдомского муниципального района
МОУ СОШ №3 г.Талдома
Пятая открытая региональная научно - практическая конференция
творческих работ учащихся Московской области
«Исследователь 21 века»
Тема проекта: «Молодёжные субкультуры».
Автор: Паршикова Анастасия
Класс:11
Руководитель: Куцеволова Ольга Борисовна
22 апреля 2016 года
Введение
Я принадлежу к поколению, которое живёт в очень интересное время. Наша историческая эпоха характеризуется высокой динамикой развития. Это можно увидеть в разных аспектах жизни общества: в науке и культуре, в сфере производства нужных, а порой и, напротив, вредных для человека вещей и продуктов питания. Но наиболее ярко динамичность общественного развития прослеживается в сфере межличностного, межнационального и межгосударственного общения.
С помощью интернета, газет, телевидения и радио мы в любой момент можем узнать самые последние новости из любой точки земного шара, пообщаться с представителем любой национальности и любой страны на любую тему. Казалось бы, такой уровень развития современного общества даёт возможность каждому найти своё место в мире, место, где человеку будет комфортно, где он сможет получить наибольшее развитие всех лучших качеств личности.
Но всё не так радужно в нашем современном обществе. Множество проблем, о которых говорится повсюду, так и остаются нерешёнными. Это голод в некоторых странах; агрессия, как в обществе, так и у отдельных его членов по отношению друг к другу; политические системы большинства государств далеко не идеальны, что порождает протест в определённых группах людей; помимо прочего возрастает количество военных конфликтов между государствами.
На фоне всего этого всё большую роль в жизни общества играют молодёжные субкультуры. Ища и не находя идеального места для себя, подростки и молодёжь объединяются в группы с определёнными внутренними правилами и порядком. Такое объединения даёт иллюзию защищённости от несовершенств внешнего мира, в отличие от «внутреннего» мира субкультуры, к которой молодой человек или подросток себя причисляет.
Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда становится интересной жизнь не только тех сверстников, что живут рядом, но и ребят из других населённых пунктов и стран.
Выяснилось, что всё большее количество подростков относят себя к той или иной молодёжной субкультуре, становятся неформалами. В чём причина этого? Таким образом, возникла проблема, которую я захотела исследовать. Меня заинтересовало, насколько распространены молодёжные субкультуры в мире и как к ним относятся подростки.
Практическая направленность исследования заключается в том, что оно поможет молодым людям познакомиться с существующими в настоящее время молодёжными движениями, оценить современную ситуацию в мире, а также даст возможность выбора своего пути. Кроме того, подросток сможет избежать негативного влияния со стороны той или иной субкультуры, ознакомившись с её особенностями.
Данная работа поможет мне расширить собственный кругозор по исследуемой теме, научит преодолевать языковой барьер в общении с зарубежными сверстниками.
Цели исследования:
средство их самовыражения.
Задачи:
Объект исследования: молодёжные движения.
Предмет исследования: роль субкультуры в жизни человека.
Основная часть
В наше время каждый подросток пытается понять своё предназначение в этой жизни, поэтому он ищет пути самовыражения. Одним из таких путей является определение себя к каким-либо сообществам, направлениям, субкультурам. О них я и хотела бы рассказать.
Само слово субкультура появилось сравнительно недавно. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Они, как правило, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Развиваясь, они вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Субкультурные атрибуты, ритуалы, являются устойчивыми образами поведения, а также ценности, которые хоть и отличаются от таковых в господствующей культуре, но с ними связаны.
Иногда подростки имеют какие-нибудь увлечения, к примеру, спорт, музыка, фильмы, книги, сериалы, рукоделие, искусство. Исходя из предпочтений, создаются так называемые фэндомы (англ. fandom — любители, поклонники, болельщики) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
В ходе своего исследования я решила провести опрос среди учеников 9-11-х классов. Он состоял из пяти простых вопросов, которые в большей степени раскрывают отношение учеников к неформальным сообществам:
Итоги были таковыми:
Первый вопрос позволил узнать мне процент учеников, состоящих в каких-либо субкультурах. Их оказалось ничтожно мало. Что не могло бы меня не радовать, ведь, как я считаю, не стоит загонять себя в какие-то рамки. Человек должен быть индивидуальностью, личностью, а субкультуры являются группами таких “индивидуальностей”.
Второй вопрос показал, что многие из учеников считают, участие в неформальных группах - это желание выделиться из толпы, также ученики отметили и все предложенные варианты, актуальными остались предположения, что тем самым человек пытается изменить свой стиль жизни и влияние компании, друзей.
Затем я поинтересовалась как реагируют ребята на представителей субкультур в обычной жизни: радуются ли они, встретив родную душу, пугаются, сторонятся… Итоги были таковыми: большую симпатию вызывают реперы, паркуристы, рокеры и хиппи; отвращение вызывают такие субкультуры как панки, скинхеды, растаманы; школьники не заметят на улице городов хиппи, готов, рокеров и эмо.
Четвёртый вопрос показал отношение молодёжи к различным субкультурам. Большинство ответило: «Это несерьёзно, просто подростковое баловство». В какой-то мере да, потому что я считаю, что большинство подростков, приобщаются к субкультурам, не получая достаточного внимания со стороны семьи и друзей, а также под напором моды «быть неформалом». Большинство ребят просто вырастают из этого “увлечения”, поэтому истинных неформалов ничтожно мало; 23% школьников нейтрально отнесутся к своему сверстнику-неформалу. «Безусловно “За”» выбрали только 11% учеников, что означает, ребята с ответственностью относятся к таким рода вопросам.
Последний вопрос звучал так «Оцените деятельность перечисленных субкультур». Я у ребят спросила, какие субкультуры носят созидательный характер, а какие разрушительный, какие развивают человека как личность, а какие эту личность убивают? Результаты оказались неоднозначными: созидательными субкультурами ребята определили хиппи, реперов, растаманов и рокеров. Разрушительный характер был причислен скинхедам, панкам, эмо и готам. К развивающему характеру школьники отнесли паркуристов, реперов, рокеров, растаманов. А готы, эмо, панки и, заметьте, хиппи! Стали субкультурами, разрушающие личность. Как-то странно видеть одну и ту же субкультуру в двух колонках, причем противоречивых! Поэтому я решила побольше узнать о взглядах хиппи на жизнь.
Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.
Хиппи верят в то, что:
По-моему всё очень даже неплохо, я бы отнесла хиппи к созидателям. Мне симпатична эта субкультура. Наверное, каждый знает о публичных политических акциях Джона Леннона совместно с Йоко Оно. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Надев белые пижамы, украсив свой гостиничный номер цветами, Джон и Йоко сидели в кроватях и говорили о мире. Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним. И входил. Телевидение, фотографы, газетные репортеры дневали и ночевали в номерах Леннона в Амстердаме и Торонто. Они не сходили с экранов телевидения, с первых страниц газет и журналов. И вместе с сенсацией в мир непроизвольно просачивался их призыв положить конец агрессии во Вьетнаме.
Хиппи это, наверное, одна из тех положительных субкультур, которая учит людей терпимости, призывает любить друг друга и выступает против любых военных действий.
В наши дни существуют сотни субкультур, но откуда это всё пришло? С чего зародились такие непохожие друг на друга сообщества? Существует, так называемое, генеалогическое дерево субкультур.
Ведь, для многих не секрет, что некоторые субкультуры появились из других неформальных течений. К примеру, всем известные готы сформировались в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Среди сегодняшних представителей этой субкультуры можно условно выделить два крупных направления — к первому относятся готы, предпочитающие музыку «традиционных» жанров (готик-рок, пост-панк, дарквэйв), ко второму — поклонники EBM, дарк-электро и подобных стилей, имеющих с изначальной готикой мало общего; различие во вкусах привело к тому, что у представителей этих двух течений возникли различные модные тенденции, часто они посещают разные клубы и фестивали, пользуются узко ориентированными Интернет-ресурсами — соответственно, и понимание «готики» у них может быть почти противоположным.
В свою очередь панки берут своё начало в 1960-х годах, когда под влиянием The Beatles и The Rolling Stones, когда стало появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл. Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем: красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез»(mohawk). Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты (преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями), так же зачастую делают их сами и т. п. Многие панки делают татуировки. Зачастую носят рваные, протёртые джинсы; прицепляют к джинсам цепи от собачьих поводков, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп и анти-политическими фразами. Готы, гранж, инди, хардлайн, сайкоббили эти субкультуры вначале были тесно связаны с панк-субкультурой, но в дальнейшем стали отдельным. Казалось бы, родственные субкультуры, а идеология у каждого своя. Готы превозносят нигилизм, отчаяние, отчуждение воодушевленность культом смерти и иными «тёмными» темами, а также мрачный внешний вид. Гранж – поколение X, которые носят неряшливые, фланелевые рубашки, порванные джинсы, длинные волосы, обувь фирмы Converse или Dr. Martens, отличаются отчуждением, отчаянием, нигилизмом и анти-сексизмом. А представители движения сайкоббили носят косухи, джинсы, замысловатые, красочные татуировки, в общем, стиль 1950-х годов.
В поиске ответов на мои вопросы я задумалась: «Как же относятся к субкультурам знаменитые люди? Ведь, некоторые из них тоже причисляют себя к каким-либо неформальным движениям». И нашла я песню под незамысловатым названием «Хипстер» всем известной группы БИ-2. Песня о моде на индивидуальность и как это смешно выглядит, когда индивидуальности становятся массой. Исполнители подшучивают над обобщённым понятием «хипстер» в своей песне и говорят, что к этому понятию можно отнести любую субкультуру. В этой песне они доносят до слушателей: главное в жизни это чувство меры, нужно чувствовать эту особую грань (золотую середину) и не погрязть в субкультуре с головой.
Лично я считаю, что в субкультурах нет ничего плохого, пока это не заходит за рамки морали и государственных законов. Ведь в конституции (глава 2. Права и свободы человека и гражданина; статья 44; пункт 2.) сказано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Это право спокойно можно отнести к понятию «субкультура», так как я говорила выше, субкультура разнится по своим ценностям с господствующей культурой, но с ней связана. А участники таких сообществ имеют свои клубы, «сходки», флэш-мобы, которые можно по праву считать учреждениями культуры и участием в культурной жизни.
На своём примере я хочу опровергнуть обыденное мнение, что все субкультуры несут только вред и разрушают личность. Я учусь в самой обычной сельской школе Талдомского района, я люблю учиться и узнавать что-то новое, окончила девятый класс с красным аттестатом. И это всё при условии, что я слушаю рок-музыку. Я не причисляю себя к неформалам, но уважаю рокеров за их песни, песни со смыслом. Некоторым эти песни помогают в трудных моментах жизни, других заряжают положительными эмоциями, а третьих эти песни воодушевляют на подвиги. Благодаря рок-музыке я научилась играть на гитаре и теперь могу с лёгкостью сыграть понравившуюся песню. Рокеры, как считают обыватели, это пьяницы и драчуны. Но это совсем не так: «В любое стадо может затесаться поганая овца». В целом это люди, которые сплочены одним духом. Они едины и знают цену дружбе. Именно поэтому символическая «коза», которую многие люди старшего поколения принимают за сатанизм, означает своеобразный охраняющий жест. Два пальца из кулака (указательный и мизинец) - подняты. Это также приветственное значение «U» - «единство». Если публика показывает это, значит, она приветствует и музыкантов, и всех кто вокруг, как своих.
В начале 2000-х годов в России появилось эмо-движение. Тинейджеры отращивали чёлки, красили их в ярко-розовый цвет, носили сумки через плечо, на которых были рассыпаны разноцветные значки. Выражение эмоций — главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых парнях и девушках.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный(преобладает в образе эмо; его предпочтение может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью) и розовый(отражает радостные моменты;это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Недавно, год или два назад появилось даже высказывание: «Верните мой 2007», оно означает грусть по тем годам, по ушедшей юности, по школьным временам.
Время идёт, человек взрослеет, меняются взгляды, меняются мысли. История показывает нам, что со зрелостью человека проходит его увлечение субкультурами, для него становится важным становление себя как личности, духовный рост и пожертвование себя миру для благих целей. И вот уже беззаботные хиппи стали строителями, экономистами, управляющими, а бесшабашные рокеры превратились в педагогов, водителей и ученых. У них теперь другие заботы… В будущем они заботливо будут присматривать за внуками, а косухи и цветастые рубахи станут напоминанием о бурной молодости. Но есть и такие, для которых юношеское увлечение стало делом всей жизни. В наши дни на сцене выступают множество рокеров из категории «кому за…». В России старейшим рокером можно по праву считать советского и российского рок-музыканта, гитариста Германа Ивановича Фирсова. Родился он 7 февраля 1936 года в лесопункте Красный Луч Сегежского района Карельской АССР. Он пишет песни для рок-группы «Всё» (сочиняет тексты, играет на электрогитаре, поёт). Является старейшим и одним из первых хэви-металлистов в России. Я горжусь этим человеком, ведь, он в свои 79 лет не утерял юношеского запала и продолжает заниматься любимым делом. Такие люди подают пример молодёжи, радуют их новыми песнями, удивляя неповторимым соло на гитаре, и на байках уходят под покров ночи.
Субкультуры – часть истории каждой страны. В России зарождение неформальных движений возникло в 1940-х годов прошлого века. Советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. Сначала это были стиляги, потом неформальную волну подхватили хиппи. В 1960-1970 годов XX века половина советской молодёжи повязывали головы лентой и называли себя «дети цветов». В 1980-х годах страну охватила рок-волна. Талантливые музыканты создавали свои группы и пели песни о свободе, любви и мыслях, тревожащих их сердце. «Кино», «Машина времени», «Аквариум», их песни до сих пор любимы как старшим поколением, так и нынешним.
Заключение
Я, создавая этот проект, узнала множество интересных фактов о различных субкультурах, оценила их мировоззрение и могу с уверенностью сказать, что каждая субкультура имеет право на существование и любой подросток имеет право на самовыражение, вступая в неформальные сообщества.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма./ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. – СПб, 2008 Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия Г.А. СПб, 2004 Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с. Щепанская Т.Б. – Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34 – 85. Интернет-ресурс: Субкультура// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс) http://www.list7i.ru//Антонита Кобзист //Субкультура рокеры
Снежный всадник
Лупленый бочок
Кто грамотней?
Попробуем на вкус солёность моря?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"