Исследовательская работа о влиянии компьютерных игр на развитие младших школьников
Вложение | Размер |
---|---|
petryahina_v_kompyuternaya_igra_kak_pokazat_usp-ti_ml_shk-v.doc | 332 КБ |
Х I V ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Психология»
Компьютерная игра как показатель успеваемости учеников 3 «Б» класса
Выполнила:
Петряхина Вера
ученица 3 класса Б
МБОУ СОШ № 27
Красноглинского района
Научный руководитель:
Пыжова Н.В.
учитель начальных классов
Самара, 2013 г.
Оглавление
Исследование влияния компьютерных игр на успеваемость учеников 3 «Б» класса
Глава 1. Классификация компьютерных игр
Глава 2. Определение успеваемости
Глава 3. Проведение исследования
Глава 4. Результаты исследования
Введение.
Я очень люблю играть в компьютерные игры. Большинство моих друзей тоже готовы пожертвовать чем угодно, чтобы родители разрешили им поиграть. Неужели компьютерные игры мешают школьнику учиться? Как часто можно проводить за компьютером своё свободное время и влияет ли это на снижение успеваемости? Эти и многие другие вопросы не дают мне покоя вот уже третий год. Поэтому я и решила провести исследование этой важной, на мой взгляд, проблемы.
В настоящее время в литературе встречается неоднозначное мнение по поводу влияния компьютерных игр на развитие ребенка [7].
По мнению одних учёных, компьютерные игры зачастую выглядят в глазах родителей как бесполезные растратчики времени, которые, к тому же, оказывают негативное влияние на умственное развитие. Также, некоторые люди и организации считают, что компьютерные игры делают детей агрессивными, анти–социальными и даже буйными.
С другой стороны, огромное количество учёных имеют совсем другие данные, которые говорят о том, что сегодняшние виртуальные развлечения положительно влияют на развитие детей и человека в целом, они считают, что игры обучают детей мышлению на высоком уровне, развивают умственные способности ребёнка и навыки, применимые в реальной жизни.
Если проблема влияние компьютерных игр на здоровье и поведение ребенка изучена в достаточной степени, то взаимосвязь между успеваемостью младших школьников и типом компьютерной игры мало изучена. Интересно, в какие игры играют мои одноклассники?
Цели и задачи исследования.
Целью моего исследования являются:
Задачи:
Исследование влияния компьютерных игр
на успеваемость учеников 3 «Б» класса
Глава 1. Классификация компьютерных игр
В настоящий момент в интернете достаточно подробно представлена классификация компьютерных игр [6].
Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам:
3D–шутер – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия. Врагами часто являются: бандиты и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры.
Аркада – игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс почти не меняется в течение игры.
Симуляторы – игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным оборудованием или техникой (в основном военной).
Менеджеры – игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни.
Стратегии – игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной.
Приключение – игра, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Ролевые игры – это игры, основными признаками которых можно назвать следующие:
У главного героя есть некоторое количество параметров, которые определяют его силу и способности. Все параметры надо совершенствовать.
На сегодняшний день развития компьютерных технологий уже не разделяют жанры Приключение и Ролевые игры. Обе эти группы относят к одной – «Приключения».
Музыкальные игры – это игры, которые строятся на взаимодействии игрока с музыкой. Сюжет же может быть любой, от головоломок до ритмоигр.
Традиционные и настольные – это компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия».
Игры классифицируют и по другому признаку - по количеству игроков.
Одиночные – это игры, рассчитанные на игру в одиночку против компьютера.
Многопользовательские – это игры, рассчитанные на игру нескольких человек по локальной сети или Интернету.
Массовые онлайновые – это массовые игры по Интернету.
Глава 2. Определение успеваемости
Другая составляющая моего исследования – успеваемость. Толковый словарь Ожегова определяет ее как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [2].
В электронном словаре по психологии успеваемость – это степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах [8].
Таким образом, мы выделили 3 уровня успеваемости:
Глава 3. Проведение исследования
В связи с поставленными задачами я со своими родителями разработала анкету следующего содержания (Приложение №1).
В качестве основных были включены следующие параметры:
Преимущественно нас интересовал вид игр, а также успеваемость по предметам гуманитарных («Русский язык» и «Литературное чтение») и точных («Математика» и «Информатика») наук.
Как дополнительный критерий, я анализировала время, проведенное за компьютером в будни и выходные, с целью исключения ошибок при анализе среднего показателя времени.
В связи с рекомендациями офтальмологов, ребенок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 1 часа в день без вреда своему здоровью, поэтому за наименьший показатель взят именно этот период времени [4].
Разработанная анкета была предложена для заполнения ученикам 3 «Б» класса. Баллы по предметам были проставлены на основании итоговых данных за 1 четверть. Всего было проанкетирован 31 ученик. Все с интересом отнеслись к заполнению анкет и с нетерпением ждали результатов.
Глава 4. Результаты исследования
Результаты анкетирования приведены в Таблице 1, которая является сводной по всем анализируемым показателям. Фамилии и имена учеников были заменены порядковыми номерами во избежание негативного отношения одноклассников к результатам анкетирования. Результаты исследования по «Литературному чтению» и «Информатике» оказались не однородными и закономерности не выявили, в то время как «Русский язык» и «Математика» показали явное соответствие.
Анализ временного критерия показал, что время, проведенное за игрой в компьютер в выходные дни, не является диагностичным, поскольку ученики с разной успеваемости проводят примерно одинаковое количество времени, более двух часов. (Приложение 2).
С другой стороны, время, проведенное за компьютером в будние дни у «хорошистов» и «отличников» менее двух часов, в то время как «троечники», играют более двух часов. (Приложение 3).
Наиболее распространёнными типами игр в нашем классе являются «Аркады», «Менеджеры» и «Приключения», а наименее популярными «Симуляторы» и «Стратегии».
Анализ взаимосвязи между видами игр и уровнем успеваемости показал следующие результаты:
1) Ученики, играющие в аркады, являются «отличниками» и «хорошистами». С другой стороны, увлечение играми вида «Приключение», свойственно «троечникам». (Приложение 4);
2) Многопользовательские игры, являются ведущим видом игры у учащихся с «высоким» и «средним» уровнями успеваемости, в то время как, увлечение играми одиночного характера, свойственно ученикам с «низким» уровнем успеваемости. (Приложение 5).
Таблица 1.
№пп | Жанр | Количество игроков | Время будни | Время выходные | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Информатика |
1 | 3D–шутер | Многопользовательские | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 |
2 | Менеджеры | Массовые | 1 | 1 | 3 | 5 | 3 | 3 |
3 | Приключение | Одиночные | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
4 | Приключение | Одиночные | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 |
5 | Приключение | Одиночные | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
6 | Аркада | Одиночные | 1 | 2 | 4 | 5 | 4 | 5 |
7 | Аркада | Одиночные | 1 | 1 | 4 | 5 | 4 | 5 |
8 | 3D–шутер | Многопользовательские | 1 | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 |
9 | Аркада | Многопользовательские | 1 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 |
10 | Симуляторы | Одиночные | 1 | 1 | 4 | 5 | 3 | 4 |
11 | Аркада | Многопользовательские | 1 | 2 | 5 | 5 | 4 | 5 |
12 | Приключение | Многопользовательские | 1 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
13 | Стратегии | Многопользовательские | 2 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 |
14 | Приключение | Многопользовательские | 1 | 1 | 4 | 5 | 3 | 5 |
15 | Приключение | Многопользовательские | 2 | 2 | 4 | 5 | 3 | 4 |
16 | 3D–шутер | Одиночные | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
17 | Аркада | Одиночные | 1 | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 |
18 | Аркада | Многопользовательские | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
19 | Приключение | Многопользовательские | 1 | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 |
20 | 3D–шутер | Многопользовательские | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
21 | Ролевые | Массовые | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
22 | Симуляторы | Массовые | 2 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 |
23 | Менеджеры | Многопользовательские | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 |
24 | Аркада | Массовые | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
25 | Аркада | Многопользовательские | 1 | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 |
26 | Менеджеры | Многопользовательские | 1 | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 |
27 | Приключение | Многопользовательские | 2 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 |
28 | Симуляторы | Одиночные | 1 | 1 | 3 | 5 | 3 | 3 |
29 | Менеджеры | Одиночные | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 |
30 | 3D–шутер | Одиночные | 1 | 1 | 3 | 5 | 3 | 3 |
31 | Приключение | Одиночные | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Заключение.
На основании нашего исследования мы установили наличие взаимосвязи между видом игры и успеваемостью.
У детей с низким уровнем успеваемости ведущими видами игр являются одиночные приключения, в то время как многопользовательские аркады в большей степени присущи ученикам с высоким и средним уровнями успеваемости.
В отношениях времени, проведенным за компьютерными играми и успеваемостью выявлено, что «троечники» играют больше двух часов.
Эти результаты могут соотноситься с исследованиями ученых и экспертов в области компьютерных игр, которые утверждают следующее:
Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой «Ребенок и компьютер» [1].
Свои выводы я могу сформулировать следующим образом:
«Если хочешь хорошо учиться, то»:
Предполагаем, что выбрав тот тип игры, который свойственен детям в высокой успеваемостью, в качестве основной для детей с низкой успеваемостью, мы тем самым повысим показатель успеваемости у последних. Но для этого необходимо провести дополнительное исследование. Основным его содержанием должно стать введение в их компьютерную игровую деятельность сетевых (многопользовательских) аркадных игр (интернет игр).
Список литературы.
Приложение №1
Анкета
Фамилия и Имя___________________________________________________
Класс__________________
________________________________________________________________
Приложение №2
Зависимость между уровнем успеваемости и временем игры за компьютером в выходные дни.
Русский язык
Математика
По вертикали:
1 – менее 1 часа;
2 – от часа до 2-хчасов;
3 – более 2-х часов
По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:
«высокий» (зеленый),
«средний» (красный),
«низкий» (синий).
Приложение №3
Зависимость между уровнем успеваемости и временем игры за компьютером в будние дни.
Русский язык
Математика
По вертикали:
1 – менее 1 часа;
2 – от часа до 2-хчасов;
3 – более 2-х часов
По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:
«высокий» (зеленый),
«средний» (красный),
«низкий» (синий).
Приложение №4
Зависимость между уровнем успеваемости и жанром компьютерной игры.
Русский язык.
Математика.
По вертикали:
Вид игр.
По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:
«высокий» (зеленый),
«средний» (красный),
«низкий» (синий).
Приложение №5
Зависимость между уровнем успеваемости и видом игры по количеству игроков.
Русский язык.
Математика.
По вертикали:
Вид игр.
По горизонтали – количество учеников с уровнем успеваемости:
«высокий» (зеленый),
«средний» (красный),
«низкий» (синий).
Петушок из русских сказок
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Композитор Алексей Рыбников
Кто самый сильный?