Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_traditsii_obryady_i_obychai_vstrechi_vesny_i_ptits.docx | 1006.57 КБ |
муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области»
Исследовательская работа
«Традиции, обряды и обычаи, встречи весны и птиц
в городе Щигры и Щигровском районе»
Выполнили: учащиеся детского объединение
«Наследие»
педагог дополнительного образования
Крыгина Ольга Алексеевна
Народная культура - это многовековой опыт народа, представленный через предметы искусства, труда и быта; это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако, в силу многих причин, большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены.
Плох тот народ, который не знает и не ценит своей истории, традиций и обрядов. И поэтому мы, учащиеся детского объединения «Наследие» МКУ ДО «Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области», определили тему данной исследовательской работы и поставили перед собой цель – изучить народные традиции наших предков.
Изучая на занятиях календарно-обрядовые праздники, мы столкнулись с фактом, что если с обрядами, связанными с православной церковью, мы ещё хоть как-то знакомы, то о праздниках, уходящих корнями в язычество, мы не знаем практически ничего. Поэтому, вначале исследования, в нашем объединении было проведено анкетирование, в результате которого выяснили следующее: на вопрос: «Какие народные праздники вы знаете?» ребята в основном правильно отвечали. Только три человека к народным праздникам причислили: День народного единства и Новый год. Более трудными стали для опрашиваемых вопросы: «Какие из народных праздников православные, а какие уходят корнями в язычество?», «Какие традиции и обряды, связанные с этими праздниками вы знаете?» Большинство ребят путали православные и языческие праздники, их обряды и традиции, или просто не знали их. Выяснялось, что из праздничных традиций и обрядов известны лишь такие, как колядки на Рождество, крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, обливание водой на Ивана Купала, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.
Проанализировав результаты анкетирования, мы решили обратиться к истории возникновения именно языческих народных праздников, к их традициям, обрядам и обычаям проведения.
Объектом исследования стали русские традиции и обряды, а предметом исследования – традиции, обряды и обычаи встречи весны и птиц в г. Щигры и Щигровском районе. Для этого нам необходимо было решить ряд задач:
- найти и изучить теоретический материал по теме исследования;
- собрать местный материал о старинных традициях встречи весны и птиц;
- создать сборник «Встреча весны» (обычаи и традиции, заклички и приметы).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящий момент создается ситуация, при которой через некоторое время современное и последующие поколения могут быть лишены ценнейшего достояния народной культуры, и тем самым может разрушиться духовная связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Вначале мы распределили обязанности между собой в группе. У нас были
разведчики, которые определяли места и способы сбора информации. Основной состав группы производил сбор информации и материала. Художники оформляли собранный материал.
Изучая историю родного края, мы узнали, что жизнь земледельца зависела от природы, и потому ещё в глубокой древности люди старались на неё воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, изобилие и семейное благополучие.
Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединился с календарём христианских праздников. Традиции и обряды передавались из поколения в поколение, христианские предания из уст в уста.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки – день встречи весны. Звался этот день ещё и как «Сороки».
А почему праздник Жаворонки стал называться «Сороками»? Конечно, не в честь белобоких сорок, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины – христиане, которые приняли мученическую казнь за веру. День их памяти празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику.
Есть легенда о жаворонке: « Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – жаворонка.» С этого момента можно было приступать к разным полевым работам, так как « жаворонок начал небо пахать»[1].
Работая по направлению «Возвращение к истокам», мы решили узнать, как проходила встреча весны в нашем городе и районе. Об этом мы спрашивали сторожил города, наших бабушек и дедушек, работали с литературой, посещали ОБУК «Курский областной краеведческий музей» - филиал Щигровский краеведческий музей, беседовали с пожилыми людьми.
Вспоминает Гамова Людмила Яковлевна - жительница
улицы Пролетарская:
« Родом я из деревни Кривцовка Щигровского района. День 22 марта у нас назывался – «Сороки». К этому дню в каждом доме выпекали из теста фигурки птиц – «жаворонков». Дети взбирались на крыши домов, сараев, на поленицы, на деревья и закликали весну:
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Полагалось «жаворонками» делиться с птичками: поклюют - голосистей запоют».
А в селе Теребуж Щигровского района весну закликали так:
( из воспоминаний Бобынцевой Евдокии Васелитовны)
«Лето, лето! Лето тёплое!
Жавороночки, перлетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела,
И суконки подрала ,
И лаптишки изорвала,
Ещё больше не спросила!
Жаворонки, жаворонки, летите!
Весну – красну скорее несите!»
Она же рассказала свой рецепт приготовления теста для выпечки «жаворонков»:
«Дрожжи измельчаю, кладу в миску, растворяю в тёплой воде. Затем всыпаю просеянную муку и замешиваю жидкое тесто (опару), которое посыпаю мукой, накрываю чистым полотенцем и ставлю в тёплое место для брожения на 2-3 часа.
Опара считается готовой, когда объём её увеличится втрое, и она начнёт опадать. В готовую опару вливаю остальную, но уже подсоленную воду, добавляю сахар, масло, высыпаю оставшуюся муку и хорошо вымешиваю. Полученное тесто посыпаю тонким слоем муки, накрываю чистым полотенцем и ставлю в тёплое место для брожения на два часа. Во время брожения тесто дважды обминаю.
А вот для сдобного опарного теста вместо воды беру молоко, добавляю яйца, а вместо растительного масла кладу сливочное. Когда тесто готово, леплю сорок жаворонков и выпекаю».
«Ребёнком, вспоминает Снегирёва Тамара Егоровна,
я жила с родителями в деревне Семёновка Щигровского района. Этот день мы называли - Кулики и закликали куликов. После исполнения закличек, головки «куликов» натыкали на солому, покрывавшую крыши хат, а остальное печево съедали и приговаривали: «Кулики, сани унесите, соху-борону принесите».
А вот жительница деревни Козловка, что под Щиграми, Лукьянова Эллия Ивановна вспоминала что: «В детстве, в этот день, мы выбегали рано босые на двор и старались перебросить через крышу хаты сорок щепочек. На Сороки мама пекла «жаворонков» с распростёртыми крылышками, как бы летящих и с хохолком. Вместо глазок вставляла гречку или уголёк. Печёных жаворонков насаживали на длинные палки и раздавали детям. Со звонким смехом бежали мы на пригорки и пели:
Весна красна, на чём пришла?
На жёрдочке, на бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
А мы весну ждали,
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тёплое лето.
И сбившись в кучу, что есть сил кричали:
Кулики-жавороночки,
Прилетите нам в ладонечки!
Кулики летят,
Жавороночки летят
Им головочки вертят.
Птичек съедали, а головки их отдавали скотине.
А ещё старые люди говорили, что если на Сорок Святых пал мороз, то урожай на просо. А вот гречу следует сеять, когда пройдут сорок морозов после Сорока Мучеников».
Ефанова Евдокия Фёдоровна, проживающей по ул. Чапаева
вспомнила такую закличку:
«-Кулю, весна. На чём пришла?
-На кнутику, на хомутику,
На сохе-бороне, на железной ноге.
- А что принесла?
- Двенадцать замочков, двенадцать ключиков.
Весну-красну открывать».
Из воспоминаний жителей нашего города – супругов Извековых Дмитрия Ивановича и Зинаиды Григорьевны,
проживающих на улице Курской: «Помним, что в детстве старые люди говорили так:
- Зима весну пугает, да сама тает.
- Жаворонки прилетели – весну благословили.
- Ранняя весна обманчива, поздняя верней.
А ещё помним приметы: гром ранней весной-перед холодом; грач на горе – весна на дворе; распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора».
А вот Волкова Клавдия Михайловна, проживающая в городе по улице Калинина вспоминала из детства такую веснянку:
« Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!»
Вспомнила она и народную примету: « Во что Сороки, во то и Петровки (День Петра и Павла)».
В ходе своего исследования мы встретились более чем с 15 жителями – старожилами нашего города. Мы пришли к выводу, что наша Курская земля богата народными традициями и обрядами. А традиции, обряды и обычаи, связанные с встречей весны и птиц в разных местах г. Щигры и Щигровского района имеют свои особенности, но в целом, они показывают уважительное, бережное отношение к природе, учат людей быть внимательными, наблюдательными.
Итогом нашей работы стал сборник «Встреча весны» (обычаи и традиции, заклички и приметы)
С целью сохранения традиций встречи весны и птиц в г. Щигры и Щигровском районе, мы решили рассказать о результатах своего исследования учащимся Дома пионеров и школьников г. Щигры. Своё выступление мы решили приурочить к празднованию Дня птиц, который ежегодно проводится 22 марта.
Библиография
1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., Просвещение,1986.-79с.
2. Традиции предков – в новый век. Сб. сценариев. / Под.ред. И. Евдокимовой, Л. Мнушкина, Л.Трофимовой – Курск, ОДНТ, 2007, - 84с.
3. Энциклопедия детского фольклора / Под.ред. Н. Астаховой – М., БЕЛЫЙ ГОРОД, 2008.-141с.
Интернет источник:
http://kras-kray.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=730:2015-03-20-12-00-03&catid=1:2012-09-12-16-51-56
[1]См.:http://kras-kray.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=730:2015-03-20-12-00-03&catid=1:2012-09-12-16-51-56
Нарисуем попугая цветными карандашами
Как нарисовать ветку ели?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Чья проталина?
Для чего нужна астрономия?