исследовательская работа "Школьный словарь прозвищ"
Вложение | Размер |
---|---|
isl._rabota.docx | 30.43 КБ |
bondarskaya_sosh_kuznetsova.pptx | 1.99 МБ |
1. Введение.
2. Возникновение прозвищ и их влияние на характер человека.
2.1. Из истории возникновения прозвищ.
2.2. Возникновение прозвищ в школьной среде.
2.3 Влияние прозвищ.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
Введение
Удивительные люди
Отзываются на кличку-
Позабыли имена!
Скажешь Рябчикову: «Витя!»
Он решит: других зовут
Ну, а «Рябчик» позовите
Витя сразу тут как тут
Помидоровой Татьяне
Скажешь: «Таня!» - тишина
«Помидора!» -сразу станет
Вся внимание она.
Коля-Бантик, Катя-Чудик,
Лена Струнова-Струна.
…Удивительные люди:
Позабыли имена!
В. Топтыгин
Прозвища – это второе личное имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте. Прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать человека. Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: от школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами. Нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвища не оглашаются прямо в отличие от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образными эмоциональными переживаниями. Прозвища отягощены различными добавочными значениями, поэтому они особенно интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении. В последнее время ономастика ( наука об именах) привлекает к себе все больший интерес лингвистов, однако отдельные ее области до сих пор остаются недостаточно разработанными. Таким мало исследованным видом в разряде антропонимов являются прозвища. Исследования современных прозвищ базировались преимущественно на диалектной лексике, и только в последние годы лингвисты обратили внимание на прозвища, бытующие в различных группах нашего общества. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ.
Нас, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Поэтому наше исследование посвящено изучению прозвищ. Сбор и классификация прозвищ по причине их происхождения, изучение их влияния на характер человека - это наше исследование. Исследования проведены в средних и старших классах: у кого из учащихся есть прозвища, причины их происхождения. Сколько процентов учащихся имеют прозвища и влияют ли прозвища на характер учеников. Сбор прозвищ проводился методом опроса. Следует иметь в виду то, что некоторые прозвища воспринимаются как обидные, поэтому информаторами, как правило, выступали не столько непосредственные носители прозвищ, сколько лица, не связанные с ними близкими узами.
Гипотеза: существует мнение, что прозвище - категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Цели исследования: изучение и классификация прозвищ, выявление их влияния на человека.
Задачи:
1.выявить возрастные особенности прозвищ;
2. определить причины, по которым даются прозвища;
3.сделать классификацию в соответствии с причинами возникновения прозвищ;
4. выявить отношение к прозвищам, влияние прозвищ на характер;
5. систематизировать собранный материал.
Были использованы следующие методы исследования:
получение и сбор информации: анкетирование, интервью
метод обработки ответов: сравнение, подсчет, анализ и обобщение данных
Этапы исследования:
1. Организационный этап: подбор и анализ литературы по теме исследования.
2. Основной этап: анкетирование, обработка результатов.
3. Заключительный этап: описание результатов проекта, оформление работы.
Возникновение прозвищ и их влияние на характер человека
Из истории возникновения прозвищ.
Все собственные имена произошли от имен нарицательных. Как это произошло? Исследователи говорят, что для этого необходимо заглянуть вглубь веков и проследить историю появления на Руси «простых русских имен».
Все знают о крупном событии конца X века – крещении Руси, имевшем место в годы проявления киевского князя Владимира Святославовича. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с византийской царевной Анной, способствовало упрочению международных связей Руси. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Имена эти назывались настоящими и записаны были в специальных книгах «Святцах». Что же представляли собой византийские имена? Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие имена по нарицательному значению. В список вошли древнеримские и древнееврейские имена. Если мы начнем рассматривать христианские (канонические) имена по значению тех слов, от которых они произошли, то сразу же заметим в них свои особенности. Почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Андрей – «мужественный», София – «мудрая». В римских также отмечается в людях хорошее: Виктор – «победитель», Валерий – «здоровый». Древнееврейские обращены к Богу: Михаил –«равный Богу», Илья – «сила Божья».
Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина. К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.
После революции, после отделения церкви от государства, начинается имятворчество. Люди стремились отразить революционные события, а также идеологию, настроения и атрибутику революции: Революция, Октябрина, Искар, Баррикада, Электрофикация, Трактор. В 30-е годы приходят имена, связанные с действительностью того времени. Это сложносокращенные имена: Юнарма (юная армия), Изольда (изо льда), Гертруда (герой труда). По названиям химических элементов и сплавов: Радий, Гелий, Сталь. Имена давались в честь героев книг, кинофильмов. Сейчас «основной костяк» - это русские имена. Стали возвращаться Егоры, Павлы, Насти, Дарьи.
А что же было раньше, до принятия христианства? Были же у русских имена? Безусловно, были. И самое интересное, что многие из тех старых до христианских имен, которые сохранились в летописях, в различных грамотах, очень похожи на прозвища, даваемые друг другу ребятишками: Рыжий, Хромой, Долговязый, Заика, Умник, Чудак, Забияка. Теперь нам эти имена кажутся смешными. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни.
Ожидают в семье ребенка: Ждан, Любим.
По порядку рождения детей: Первуша (первый), Шестак (шестой) Большак (старший сын), меньшак (младший сын).
Чтобы предохранить ребенка от действия злых сил, давали такие имена: Горе, Неудача, Захворай, Навоз, Собачье ухо.
Многие древнерусские имена, каким–нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун. Были и такие, которые отражали профессию, социальное положение: Богатой, Рыболов, Скоморох. Имена, указывающие на происхождение человека из определенной местности: Казанец, Мудрей. Были имена и прозвища, отражающие особенность образа жизни или речи человека: Пёсья Старость (один старик твердил эту фразу).
Эти русские имена с XV века начинают превращаться в прозвища.
Такова судьба антропонимов. Произошло превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.
Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в 50-70-е годы. В это время выходят одно за другим исследования, в которых прозвища уже не просто описывались, но и подвергались анализу. Все исследования можно разделить на 2 группы. К первой относятся те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие "прозвище". Ко второй, - те, в которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ
Возникновение прозвищ в школьной среде
Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы.
Сбор материала для исследования мы проводили в форме анкетирования и интервью. В рамках практического исследования было опрошено 150 человек учащихся 6-10 классов, родители и учителя. Были предложены следующие вопросы:
1. Укажите свой пол, возраст.
2. Есть ли у вас прозвище?
3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.
4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?
5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?
6. Как вы относитесь к прозвищам? Нужны ли они?
Были получены следующие данные: у 102 из 150 респондентов прозвища в тот или иной период жизни имелись, у 48 – нет.
По времени возникновения из 102 опрошенных 94 указали школьный возраст, 3 – до школы, 5 не смогли ответить на этот вопрос.
На вопрос, с чем связано было прозвище, 48 ответили, что с фамилией, 19 – с чертами внешности, 15 – с чертами характера, 12 – случайные.
По вопросу «Давали ли вы кому – нибудь прозвища?» было опрошено 98 человек: 68 – признались, что давали, а 30 человек ответили отрицательно.
По отношению к прозвищам было опрошено 102 человека, из которых 58 человека ответили – с юмором, 25 – обижались, 19 – не обращали внимания. Анализируя анкеты, мы заметили, что прозвища распространены в основном среди мальчиков, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10- 11-м— резко сокращается. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.
По тем прозвищам, которые ребята придумывают одноклассникам, товарищам, удалось отметить способы их образования.
Классификация школьных прозвищ учащихся.
1. Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Цыпа (Курочкин), Блоха (Блохина), Труха (Трушин), Суслик (Сулейманова), Симон ( Симонов), Яшка (Яшин), Дуб (Дубровин).
2. На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: Фея, Пудель, Тролль, Дюймовочка.
3. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Ходуля, Гарик, Шрек, Ленивый, Невидимка, Смешарик.
Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до пяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?
Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому. В отличие от имени, которое представляет собой желаемые для родителей качества ребенка и предполагаемые внешние данные, прозвище, хоть и не всегда, отражает реальные свойства и качества человека.
Влияние прозвищ на характер человека
По отношению к прозвищам было выявлено, что 58 человек относятся к ним с юмором, 25 – обижались, 19 – не обращали внимания.
Сравнивая полученные данные с данными статистики, мы определили, что прозвища имели более половины школьников, причем, 52% все – таки на прозвища обижались. На вопрос о значимости прозвищ 54% респондентов посчитали, что прозвища нужны, оговорив при этом, что они не должны быть обидными , 23,4% ответили отрицательно, а 12.6% ответили, что это для них значения не имеет.
Данный сравнительный анализ высветил проблему нежелания учащихся признаваться в наличии прозвищ и в негативном для них значении.
По мнению психологов, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и обмен прозвищами становится своеобразной игрой. В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей, в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. "Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным".
Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план. По мнению психологов, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя. Поэтому относиться к прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна. Прозвища отражаются на психике и могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь. Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что "уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано". Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.
….
Заключение
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно 32% процента, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе. К тому же мы согласны с мнением некоторых обучающихся в том, что прозвища действительно подчёркивают характерные черты, особенности фамилии, схожесть с кем-либо, в общении между подростками, друзьями употребление их удобно и интересно, некоторые прозвища способны побуждать к самообразованию и саморазвитию своих личностных качеств, поэтому искоренять привычку давать необидные, шуточные прозвища не надо, следует на их примерах прививать культуру общения. Конечно же, ни при каких условиях недопустимы прозвища – клички грубые и жестокие, которые порождает ненормальная, безжалостная среда, где нет взаимного уважения, сердечной близости между людьми, а есть лишь стремление унизить, оскорбить. Такие прозвища – клички – симптом тяжёлой болезни бескультурья, с которым надо бороться.
Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.
Выводы
-прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в научной литературе, и совсем не представлены в школьных учебниках русского языка.
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
- исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Список использованной литературы
Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983.
Журавлев А.Ф. Этнография в прозвищах // Русская речь. 2009. №3.
Карташева И.Ю. Прозвища как явления русского устного народного творчества.- М., 1985
Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. – М.: 1970.
Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1973. – 336с.
Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. - Л., 1985
Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!"- М., 1987.
Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий.- М., 1959.
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Бондарская средняя общеобразовательная школа Школьный словарь прозвищ Выполнила: Кузнецова Ангелина Научный руководитель: Теплякова И.Е. Бондари, 2016 годСлайд 2
Цели Задачи Изучение и классификация прозвищ. Выявление о влияние прозвищ на человека. С обрать и классифицировать прозвища , употребляемые в нашей школе. Провести анализ отношения к прозвищам.
Слайд 3
Методы исследования Анкетирование Интервьюирование Анализ Наблюдение
Слайд 4
Гипотеза Если прозвище возникло, Значит нужно не грустить, а Внимательно подумать и И потом все объяснить.
Слайд 5
Что такое прозвища? Прозвище- название, даваемое человеку по какой-либо его черте, свойству .(Ожегов) Прозвище- названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица . ( Ушаков)
Слайд 6
История возникновения прозвищ
Слайд 7
Прозвища в Древней Руси Завья Завьял , Балуш , Яруха , Батура , Некрас , Ненаш , Хвороша , Дорог, Ждан , Прибыток, Милуша, Докука, Урван, Первуша и т.д.
Слайд 8
Прозвища знаменитых людей
Слайд 9
Классификация школьных прозвищ
Слайд 10
Прозвища младших школьников
Слайд 11
Школьные прозвища старшеклассников От случайных обстоятельств
Слайд 12
Прозвища младших школьников
Слайд 13
Прозвища младших школьников
Слайд 14
Прозвища младших школьников
Слайд 15
Прозвища младших школьников
Слайд 16
Прозвища младших школьников
Слайд 17
Школьные прозвища старшеклассников По внешнему виду КРАСОТКА МАЛОЙ МЫШЬ КОЛОБОК
Слайд 18
Школьные прозвища старшеклассников От случайных обстоятельств КОМБИНАТОР ШЕФ НЕВИ-ДИМКА ДЕД БЛИН
Слайд 19
Школьные прозвища старшеклассников По национальности ХАЧ ГРУЗИН ЧУРКА ХОХОЛ
Слайд 20
Школьные прозвища старшеклассников По именам и фамилиям АЛЕХАНДР СЕРЫЙ ЕРМАЧИХА КУСОК ЯШКА ГУСЬ
Слайд 21
Есть ли у тебя прозвище?
Слайд 22
Как вы относитесь к прозвищам?
Слайд 23
Почему возникают прозвища?
Слайд 24
Как противостоять прозвищам? Прозвища младших школьников Никак не реагировать. Отреагировать нестандартно. Обсудить и посмеяться. Не поддаваться на провокацию. Не позволять собой манипулировать. Ответить тем же. Отговориться.
Слайд 25
Выводы Многие школьники имеют прозвища, иногда даже несколько. Прозвища действительно подчёркивают характерные черты, особенности фамилии, схожесть с кем-либо. Прозвища даются в разные периоды жизни и часто известны только классу или друзьям. Прозвища дают возможность развитию человеческой фантазии и словотворчеству. П розвища несут в себе отрицательную характеристику человека.
Слайд 26
Источники информации Словари русского языка (Ожегова, Ушкакова ) Карташева И.Ю. Прозвища как явления русского устного народного творчества.- М., 1985 Википедия https:// yandex.ru/images?uinfo=sw-1024-sh-768-ww-1007-wh-672-pd-1-wp-4x3_1024x768-lt
Рисуем белые грибы пастелью
Дымковский петушок
Кто должен измениться?
Мальчик и колокольчики ландышей
Привередница