Явление радиоактивности было открыто в 1896 году французским ученым Анри Беккерелем. В настоящее время оно широко используется в науке, технике, медицине, промышленности.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_bogachyov_n.doc | 127.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
(143080, Московская область, Одинцовский район,п.Барвиха,д.41)
«Радиация.В чём опасность?».
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности.
Выполнил:
Богачёв Никита Дмитриевич 9 Б класс
Руководитель:
Богачёва Светлана Владимировна
п.Барвиха
2013
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение ………………………………………………………………………………3
2. Облучение человека источниками излучения……...…………………………...4 - 6
3. Опасность техногенного и последствия заражения…………………………….7 - 9
4. Заключение……………..…………..……………................................................10 – 12
5. Список литературы……………………………………………..……………….......13
6. Приложения
Введение
Явление радиоактивности было открыто в 1896 году французским ученым Анри Беккерелем. В настоящее время оно широко используется в науке, технике, медицине, промышленности. Радиактивные элементы естественного происхождения присутствуют повсюду в окружающей человека среде. В больших объемах образуются искусственные радионуклиды, главным образом в качестве побочного продукта на предприятиях оборонной промышленности и атомной энергетики. Попадая в окружающую среду, они оказывают воздействия на живые организмы, в чем и заключается их опасность. Для правильной оценки этой опасности необходимо четкое представление о масштабах загрязнения окружающей среды, о выгодах, которые приносят производства, основным или побочным продуктом которых являются радионуклиды, и потерях, связанных с отказом от этих производств, о реальных механизмах действия радиации, последствиях и существующих мерах защиты. Невозможно, нецелесообразно отказываться от достижений человечества: атомной энергетики, химической отрасли промышленности… Необходимо правильно понимать, как воздействуют новые виды техники на окружающую среду, и разработать систему взаимодействия с ней человека. Специалисты отмечают, что современный человек мало подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, которые предъявляет сейчас состояние окружающей среды. Современный человек слабо вооружен знаниями в области экологических взаимодействий разного уровня, их влияния на здоровье человека.
В ходе моего исследования я выяснил, что радиация окружает нас везде и всегда, с самого раннего детства и до глубокой старости, поскольку радиоактивные нуклиды есть даже в человеке .Воздействие радиации на организм может быть различным, но почти всегда оно негативно. В малых дозах радиационное излучение может стать катализатором процессов, приводящих к раку или генетическим нарушениям, а в больших дозах часто приводит к полной или частичной гибели организма вследствие разрушения клеток тканей. Но в тоже время боязнь радиоактивности ничем не оправдана, потому что без радиации жизни на земле не может быть.
Открытие радиоактивности было началом новой эпохи в физике. Изучение этого явления дало возможность понять строение атомов и атомных ядер, открыть законы ядерных превращений; оно позволило человеку вызывать ядерные реакции, создавать искусственные радионуклиды. В дальнейшем ученые научились использовать энергию атома в самых разных целях: в медицине и для создания атомного оружия, для производства энергии и обнаружения пожаров. И это привело к увеличению дозы облучения, как отдельных людей, так и населения Земли в целом. Источники излучения, созданные деятельностью человека, называются техногенными. А техногенная радиоактивность это фактор, искусственно созданный человеком.
2. Облучение человека естественными источниками излучения
К естественным источникам радиации относится: космическое излучение и радиоактивные вещества, содержащиеся в почве (уголь, гранит), атмосфере, воде. Большинство из них таковы, что избежать облучения совершенно невозможно. Уровень естественной радиации для конкретной местности мы называем природным фоном. Стоит ли бояться воздействия естественной радиации? Наверное, нет. Ведь это фактор естественной окружающей среды. На диаграмме 1 показан вклад естественных источников в облучение человека.
Научно-технический прогресс обусловил увеличение дозы природного фона за счет широкого применения радиоактивных элементов. Источник ионизирующего излучения специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктам этой деятельности называется техногенным.
Источников техногенного происхождения еще меньше, чем естественных.
На диаграмме 2 показан вклад в облучение человека от различных источников.
Мы видим что последствия, связанные с радиационным воздействием от техногенных источников, можно считать, что лежат в области пренебрежимого, или приемлемого риска. А основную долю облучения население получает от естественных источников радиации. Так же существенный вклад вносит медицинское облучение при обследовании и лечении пациентов.
При исследованиях действий ионизирующего излучения и его практическом применении необходимо тщательно измерять дозу воздействия.
- Поглощенная доза. Поглощенной дозой называется энергия ионизирующего излучения, поглощенная в облучаемом веществе.
3. Опасность и последствия техногенного заражения.
Главное свойство любой опасности – ее возможность при определенных условиях и обстоятельствах, но не 100% обязательность. Можно сказать, что опасность является причиной возникновения реального вреда, ущерба.
Для живых организмов вред (ущерб) – это, прежде всего потеря здоровья или самой жизни, ухудшение качества жизни.
Для общества и окружающей среды – это различные экономические потери в настоящее время и в будущем, разрушения, загрязнения и порча имущества, ландшафтов, социальная напряженность и т.п.
В этом смысле: опасность – это возможность вреда, ущерба, а вред, ущерб – это реализовавшаяся опасность. Опасность переходит во вред, когда возможность становится действительностью, что случается чаще всего в различных авариях, при потере контроля за технологией или ситуацией, либо может накапливаться постепенно в результате суммирования (набора «дозы») при длительном нахождении в опасных условиях.
Общество без рисков является утопией. Все виды человеческой деятельности (или отсутствие деятельности) несут с собой некоторый риск, хотя многие риски могут удерживаться на весьма низком уровне. Некоторые виды деятельности приемлемы для большинства, даже если риски от них не были снижены насколько это разумно достижимо. Однако не все риски являются приемлемыми и воспринимаются обществом как неизбежные. Если риск от облучения космическими лучами в обычной жизни человека является абсолютно неизбежным, то риск от транспорта следует снижать до разумно достижимого уровня. Отдельные виды деятельности не принимаются обществом, поскольку риск от них считается неоправданно большим, несмотря на последующие выгоды, даже после разумных усилий по снижению риска.
Если сравнить риск, которому подвергаются работники в различных отраслях то, атомная энергетика стоит почти на последнем месте.
На протяжении всей жизни человек сталкивается с большим количеством опасностей.
Основной риск для здоровья связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком легких вследствие курения и автокатастрофами. В то же время население страны обеспокоено промышленным загрязнением и связанным с ним риском заболевания раком. Эта опасность, по мнению большинства ученых, сильно преувеличена, все виды загрязнений могут вызывать, а вернее способствовать возникновению около 5% случаев рака.
В МАГАТЭ в 1982 году обсуждался вопрос о том, что «..информирование населения является важным аспектом всего аварийного планирования, чтобы не допустить перерастания незначительного инцидента в «катастрофу» и предотвратить ненужные «опасения». При этом отмечено, что, «…поскольку специалисты не приучены быстро, просто и исчерпывающе отвечать на вопросы населения, необходимо развивать меры, формирующие правильные представления населения об относительной степени опасности радиационных аварий»
Русский адмирал Макаров, писал: «Человек так создан, что он пойдет на смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к этому не привык». Относительный риск разного вида можно сравнить, сравнивая потерянные дни жизни при различных опасностях .
Интересно мнение военных психологов о радиационном факторе, высказывавшееся в 60-х годах: «Радиоактивное заражение особенно сильно может влиять на психику потому, что оно непосредственно не воспринимается органами чувств. Даже мнимая опасность, особенно угроза радиоактивного заражения, действует на психику как реальная, а иногда даже сильнее! Она может породить групповое чувство тревоги и может вызвать нежелательные реакции».
Среди органов чувств человека природа не предусмотрела аппарат, сигнализирующий о присутствии радиации, ее уровнях и мере грозящей опасности. Отсутствием у населения, особенно проживающих в районах, примыкающих к объектам атомной энергетики, достаточно знаний о характере радиации и ее биологическом действии, обусловили формирование психологической напряженности, а у части населения-чувства боязни и даже страха (радиофобии).
Неполная информация, недомолвки, неточности и даже противоречия в публикациях и сообщениях средств массовой информации способствуют её поддержанию, а также распространению всевозможных слухов и домыслов, порой самых невероятных и фантастических, далеких от действительного положения дел, которые в какой-то мере отражают сформировавшийся у части населения дефицит доверия к официальной информации.
Для того чтобы ясно представить реальную опасность радиации, необходимо знать дистанцию между естественным (природным) фоном и уровнями её воздействия, при которых могут возникнуть вредные эффекты. У людей сформировалось мнение: «Раз есть, значит плохо!»- вот и вся нехитрая философия. Для трезвой же оценки кроме «есть радиация» необходимо знать «сколько есть» и какой ее уровень соотносится с доаварийным фоном и опасными пределами. Тем более, что многие люди и представления не имели, что они вне всякой аварии ежечасно, ежедневно облучаются, с момента своего рождения и до конца дней своих, в условиях так называемого естественного (природного) радиационного фона.
Многие люди и сейчас не очень представляют себе, что становясь за экран рентгенаппарата, при обычном исследовании желудка или легких они за один раз получают дозу не меньшую, чем работник АЭС за целый год. Но это привычно не пугает.
Перспективы развития атомной энергетики напрямую связано с пониманием населения, а в особенности молодых людей, тех опасностей, которые несет радиация.
Часто возникают невероятные предположения и слухи, которые сеют тревогу среди людей.
Уровни и дозы ионизирующего облучения в настоящее время.
Оценка доз, получаемых человеком от естественных источников ионизирующего излучения, имеет особое значение, поскольку это излучение вносит наибольший вклад в коллективную дозу, которое получает население всего земного шара.
Естественные источники излучения можно классифицировать следующим образом:
а) внешние источники внеземного происхождения (то есть космическое излучение) и источники земного происхождения (то есть радионуклиды, присутствующие в земной коре, строительный материалах и в воздухе);
б) внутренние источники – природные радионуклиды, поступающие в организм человека.
Виды облучения очень сильно зависят от деятельности человека и поэтому весьма разнообразны. Радионуклиды поступают в организм с вдыханием воздухом, а их концентрация внутри помещений зависит от конструкции здания, используемых строительных материалов и вентиляционных систем, а это означает, что соответствующие дозы изменяются с изменением методов и практики строительства.
Облучение, связанное с использованием радиации в медицине.
Рассматривается доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации. В одном из докладов приоритет отдается оценки генетически значимой дозы. Было признано, что наибольший вклад в генетически значимые дозы дает рентгенодиагностика. Как показал анализ, более 80% генетически значимой дозы приходилось на долю только шести процедур.
Профессиональное облучение.
Приводимые в сообщениях дозы были определены по показаниям индивидуальных дозиметров, так и от его калибровки. Эти зарегистрированные дозы зависят от местоположения дозиметра на теле человека, и при анализе приходится допускать, что они распределены равномерно по всему организму. Численность персонала, подвергающегося профессиональному облучению, не соответствует число лиц, подвергающихся радиационному контролю, при этом разница зависит от правил радиационного контроля.
Анализ показал, что средние зарегистрированные дозы для большинства работников, подвергающихся облучению, находились в диапазоне от 2000 человек до 6000 человек в год, однако для некоторых работников сферы промышленной радиографии они достигали 27000 человек в год. Годовая доза облучения экипажей сверхзвуковых самолетов оценивалась приблизительно в 1 бэр.
Рак.
Была обсуждена гипотеза о зависимости между дозой и заболеваемостью раком и было отмечено, что соматические эффекты менее вероятны при низких мощностях дозы, чем при высоких, используемых в экспериментах.
Коэффициент риска заболевания раком может быть представлен так:
а) индивидуальная вероятность заболевания радиогенным раком данной локализации (или вероятность смерти) на единицу дозы;
б) коллективный ущерб. Последний может быть выражен либо как ожидаемое число летальных исходов (или число заболеваний) в облученной популяции, либо как уменьшение числа людей из-за смерти от рака на единицу коллективной дозы.
Ядерные взрывы.
Важнейшие радионуклиды, вносящие вклад в оценку ожидаемой дозы для различных районов земного шара в результате всех проведённых до сего времени испытаний в атмосфере излучение будет происходить с очень малой мощностью дозы на протяжении тысячелетий.
Обзор основных аварий и происшествий в 80-х годах.
1983 г. Конституенс, Аргентина. Аварийный скачок мощности реакторов при проведении работ по модификации активной зоны.
1983 г. Сьюдад – Хуарес, Мексика. Источник, содержащий кобальт-60, попал в партию металлолома. Произошло загрязнение грузового автомобиля, обочин дорог и произведённого из этого металла продукций.
1884 г. Мохаммедия, Марокко. Источник с иридием-192, который использовался для радиографической проверки сварочных швов на строительной площадке, выпал из крепления экранированного контейнера и упал на землю. Источник заметил прохожий, который подобрал его и отнес домой. Вся семья в составе восьми человек погибла от чрезмерно высоких доз облучения в очень высоких дозах.
1986 г. Чернобыль, Советский Союз. Авария на атомной электростанции привела к немедленной гибели в результате взрыва двух человек из состава эксплуатационников. Примерно 145 пожарных и работников аварийных служб заболели острой лучевой болезнью и 28 из них умерли на протяжении 3-х месяцев после аварии. В общей сложности погибли 30 человек: один работник погиб от механического повреждения и еще один от ожогов. Местное население было эвакуировано, никто из них не получил высоких доз. Широкая дисперсия радиоактивных материалов привела к облучению в низких дозах в основном население западных районов советского союза и других европейских стран.
1987 г. Жоана, Бразилия. В жилом районе был размонтирован источник с цезием-137, в результате чего радиоактивному облучению подверглись 240 человек, госпитализировано 54, умерло 4.
Заключение
В заключение своей работы я сделал следующие выводы и хочу дать простые рекомендации:
1. Помните что, многие химические элементы вообще и радионуклиды в частности при попадании в организм извне распределятся в нем не равномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах вследствие предопределенных генетикой биохимических процессов. Например, в щитовидной железе накапливается йод, в печени – кобальт, цезий и плутоний, в яичниках калий, кобальт и цезий, в легких – полоний, радон и плутоний, в почках – цезий, в костной ткани – стронций и радий. К сожалению, организм не только «не отличает» стабильные нуклиды от радиоактивных, запуская их все по «привычным» биохимическим цепочкам, но и «путает» химически сходные элементы. Например, в костной ткани осаждается не только необходимые для жизни стабильный кальций, но и крайне радиотоксичные изотопы стронция-90, радий-226 и плутоний-139, что ведет к неминуемому переоблучению одной из более радиочувствительных биосубстанций – красного косного мозга. Такие органы и называют критическими по тому или иному избирательно поглощаемому радионуклиду. Есть радионуклиды, которые распределятся в организме более или менее равномерно (калий-10, цезий-137)
2. После консультации с врачём применяйте йодную профилактику, используйте таблетки, содержащие йодный калий. Помните, что это позволяет снизить парциальную дозу от йода-131 в десять раз.
3. Помните, что образ жизни человека непосредственно влияет на получаемую им дозу ионизирующего облучения. Курильщики получают дополнительную дозу облучения по сравнению с некурящими. Концентрация в легочных тканях курильщика одного из токсичных естественных радионуклидов – полония-210 – почти в 3 раза (в среднем) выше, чем у некурящего. Соответственно выше и доза. Кроме того, курильщики получают большую при прочих равных условиях дозу за счет облучения радоном и продуктами его распада из-за повышенной адсорбции радона смолистыми отложениями в дыхательных путях и легких. Так что курение – привычка вредная.
4. Помните, что хотя внешнее α-излучение вполне безопасно, так как поглощается наружным слоем кожи, но чем меньше находишься в поле прямых солнечных лучей, тем лучше. Защита от данного излучения есть комбинация 2-х факторов: времени и расстояния.
Работа над данной темой была для меня очень интересной. Она позволила собрать много разнообразного материала по теме. Мы попытались изложить материал таким образом, чтобы его можно было использовать в школьной программе и при проведении внеклассных мероприятий. Если нам это удалось, то свою цель мы можем считать достигнутой.
Список литературы
1. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М: Просвещение. 1995г.
2. Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения, биологическое воздействие. – М: Чистые пруды. 2005г.
3. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2т. – М: Мир . 1983г.
4. Мецлер Д. Биохимия. В 3т. - М: Мир. 1980г.
5. Мусия Я. Биохимические основы патологических процессов. – М: Медицина. 1982г.
6. Радиация. Дозы, эффект, риск. – М: Мир. 1988г.
7. Родионов А.И., Клушин В.Н., Горочешников Н.С. Техника защиты окружающей среды. – М: Химия. 1989г.
8. Тимашев С.Ф. Роль химических факторов в эволюции природных систем // Успехи химии 1991г.- Т.60.-Вып.II.-С.2292-2331
9. Фримантл М. Химия в действии : В 2т.-М: Мир. 1991г.
10. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия г=на нашей планете. – М: Мысль.1990г.
11. Химия окружающей среды /Под редакцией Дж.О.М.Бокриса. -М: Химия. 1982г.
12. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. –М: Мысль.1991г.
Приложение №1. «Цепочка поступлений вредных веществ в организм человека».
Поступление ---Атмосфера ---Поверхность Земли ---Пища ---- Ткань ---- Доза
Приложение №2. «Долгоживущие радиоактивные материалы и их период полураспада».
Стронций – 90 | Период полураспада 28 лет |
Цезий – 137 | Период полураспада 30 лет |
Углерод – 14 | Период полураспада 5700 лет |
Приложение 3.
Анкета – опросник
Дорогой друг!
Просим тебя принять участие в этом социологическом опросе. Это исследование необходимо для
изучения отношения школьников к проблемам, связанным с радиацией.
Заполни таблицу со сведениями о себе (возраст, пол).
Внимательно прочитай вопрос и выбери те ответы, которые ты считаешь верными .
В квадрате рядом с правильным ответом поставь галочку V
Если ни один из вариантов ответов тебя не устраивает, то ты можешь написать свой собственный
вариант ответа
1. Где работают твои родители?
в торговле
на АЭС
на стройке
в больнице
в школе, детском саду
в государственном учреждении
нигде
2. Как ты считаешь, что может служить
источником радиации?
космическое излучение
строительные материалы
целебные радоновые воды
аппарат рентгенографии
урановая руда
уголь низкого качества
все выше перечисленное
3. Твое отношение к радиации можно сформулировать так:
это фактор естественной окружающей среды
это фактор, искусственно созданный человеком
от неё лучше держаться подальше
она опасна в определенных дозах
пусть ей занимаются профессионалы
это не опасней электричества
другое (укажи)
4. Как ты думаешь, что опаснее для здоровья?
вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)
проживание вблизи АЭС
работа на АЭС
аварии на дорогах
криминогенная обстановка в городе
природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, тайфуны)
другое (укажи)
5. Откуда ты получаешь информацию о работе АЭС?
от преподавателей
из публикаций в газетах и журналах
из телевизионных передач
от родителей, родственников, знакомых
из официальных сообщений служб АЭС
из интернета
другое (укажи)
6. Кем бы ты хотел стать в будущем?
работником АЭС
медиком
строителем
военным
учителем
артистом
другое (укажи)
Анализируя результаты социологического опроса, проведенного в 9 классах ,можно сказать, что школьники, как и взрослые мало информированы о проблемах использования атомной энергии. Практически по всем вопросам, больше половины учащихся ответили “нет” и “не знаю”.
Возможно, тот страх и радиофобия, возникшие после Чернобыльской катастрофы, оставили неизгладимый урон на подсознании человека. Дети настроены оптимистично, но им недостает понимания и самостоятельности в поиске информации. Некоторую радость вызывает то, что большинство знают о мирном атоме, и о космической индустрии, а вот больше всего проблем вызвал вопрос, о том «как вы считаете АЭС необходима»? Люди затруднялись на него ответить.
Поэтому данный проект необходим, для представления общей картины атомной энергетики и развитие ее внедрения в нашу жизнь и экологию, а также информированности школьников и родителей.
Можно от Солнца уйти...
Вода может клеить?
Алые паруса
Каргопольская игрушка
Что такое музыка?