В данной работе представлены исследования ученицы Ивановой Ксении старообрядческих обычаев села Красный Чикой Забайкальского края. Материал может быть использован на уроках по изучению родного края, внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
Информационный материал | 36.64 КБ |
Доклад к презентации | 23.84 КБ |
Старообрядцы | 2.63 МБ |
Старообрядцы — семейские — своеобразная группа русских, широко расселившаяся по Забайкалью от Селенги до Амура. Переселившись за Байкал более двухсот лет назад, семейские принесли с собой и отчасти сохранили до сих пор быт и одежду, которые несомненно имеют этнографическую общность с материальной культурой центральных русских и северорусских областей.
Семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Наиболее существенным отличием семейского комплекса являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.
Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в ней и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, "дутые" бусы, яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.
Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление народа к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. В костюме семейской женщины нашла отражение красота окружающей русской природы: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба.
Наряд семейской женщины в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости "добрый", т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые.
Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась "станушка" (низ) из грубой материи (иногда домотканой).
Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток, . Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.
Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.
На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду.
Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились.
Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями.
Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.
Головной убор девушки
Головной убор девушки состоял из платка, завязанного концами назад. В праздники, идя в молельный дом, на голову надевали повязки с бисерными кистями. Обыкновенно они надевались на "гумажку" - картон, вырезанный в виде кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки набрасывали шаль на спину. Получался красивый убор, напоминающий грузинский. В таком уборе девушки ходили гулять на Троицу, на Рождество, Новый год, Крещенье и другие большие праздники. Был он и головным убором невесты.
чка (или кича) в Красночикойском районе Читинской области (начиная от Урлука и далее на восток) делалась с полукруглым более широким очельем. Соответственно кичке и кокошник был с более широким передком, немного наклонный вперед.
Кичка в семейских селах Бурятии, а также в с. Харауз Читинской области одного типа - в форме небольшого копытца. Кичка по очелью украшалась пояской - полоской ткани с поднизью из бисера и селезневыми перышками (они назывались кучери). Без кички замужняя женщина не только не могла показаться "на люди", но "ее бы из избы выгнали".
Так называемые смеретные кички из сёл Тарбагатая, Большого Куналея и Бичуры имеют ту же подковообразную форму, что и чикойские кички. Для этих кичек шили не кокошник, а сорочку (сороку) из холста или покупной ткани.
Кокошник, составлявший праздничный убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме. Шили его с небольшим закругленным очельем. Кокошник богато украшали, его сплошь покрывали узором из серебряной или золотой нити или вышивали, оставляя просветы фона. Делали их особые мастерицы. Поверх кокошника повязывался шелковый платок - атлас - или тонкая кашемировая шаль, причем так чтобы было видно расшитое дно кокошника.
Позатыльник подвязывали сзади на кичку под кокошник. Шили его из бархата, парчи, шелка, украшали позументами или вышивали золотой нитью.
В обычные дни ходили семейские женщины в одной кичке, повязывая поверх нее шаль или платок.
Способ повязывания платков был разный: в семейских селах Бурятии тонкая большая шаль (или атлас) повязывалась по кичке в виде чалмы. Нередко, дополнительно для тепла надевали платок по подбородку, завязывая концы на затылке.
В Читинской области ( сёла Урлук, Кочон, Красный Чикой, Новосалия и др.) повязывали небольшой сложенный платок по очелью кокошника.
Необходимо упомянуть и о своеобразном женском семейском головном уборе, хранящемся в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Он сделан целиком из шкурки селезня. Черты сходства древних русских головных уборов с птицей отмечались много раз в этнографической литературе. Возможно, что убор из музея - не случайное явление, а пережиток какого-то древнего, имевшего особое назначение, убора.
енская прическа
Женщины залетали волосы в две косы, их укладывали под кичку.
Девушки и девочки заплетали одну косу. Девушки носили "косник" из разноцветных ленточек и тряпочек, который приплетался к косе.
Мужская одежда
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - китайской чесучи красного, синего, зеленого и желтого цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т.е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы. С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине груди считалось "за грех". Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с "ластовкой" (вставка под мышками)низко подпоясывалась широким кушаком. В конце ХIХ века были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи. Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой.
ояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятии и в некоторых селениях Читинской области.
Узкие пояса были суконные (т.е. шерстяные), из гаруса яркой расцветки и шелковые с узором – выбранные, в перебор. Их ткали на небольших кроснах - станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка – 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек. Основу большинства геометрических узоров на поясах составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр.
Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (мужские – более 2,5 метров) два раза обертывались вокруг талии. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди или сбоку. Более короткие пояса назывались пряжки.
Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором – перебором. По фону пояска - землице - располагали несложные геометрические узоры - косые кресты, крючки и т д. Так же ткали оборки к ичагам.
Кушаки (шириною иногда до 45 см длиною 2,5 м), служившие для подпоясывания верхней одежды, были шерстяные с цветными продольными полосами, общераспространенные в России, в том числе и в Сибири, они часто делались из товару (ткани), были фабричного или кустарного производства.
Штаны шили с широким шагом. Носили широкие штаны, шаровары, иногда цветные. Старинные шаровары собирались у поле: на шнуре: такое устройство их у семейских сохранялось дольше, чем у других русских, так как шить на пояске с застежкой (на пуговицу) тоже долгое время считалось грехом. Шаровары шили обычно из дабы, далембы, для праздника - из кашемира, а зажиточные крестьяне – из плиса. Кроились шаровары с круглым огузъем - четырехугольной вставкой между штанинами (калошами) или же с ластовицей - ромбовидной вставкой (перегнутой пополам).
На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ века появились "курашки" - картузы.
На ноги обували сапоги, унты, "боретки" и ичиги. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками. Зимой носили катанки и пимы, которые обували поверх унтов и ичигов.
Словарь «Элементы семейского костюма»
АНТАРИ – ожерелья из янтаря
АТЛАС – большой шелковый платок
БУЛАВКА – род броши, прикалываемая к атласу по нескольку штук
БУРС (барс) – вид шелка
ВАРЬГИ – варежки
ВЫБРАННЫЙ пояс – шелковый пояс с узором
ГОЛОШЕЙКА – мужская рубаха без воротника
ДАБА, ДАЛЕМБА – китайские ткани
ЖЕРЕЛОК (ОЖЕРЕЛОК) – ожерелье из жемчуга, нанизывалось на нитку и пришивалось к ткани в виде воротника
ЗАПОН – передник с грудкой
ЗЕМЛИЦА – фон пояса
ИЧИГИ – род обуви
КАЛОШИ – штанины
КОЛПАК – головной убор
КУКОЛКА – вплетаемая в косу девушек колоколообразная кисть из ткани, украшавшаяся бисером
КУЧЕРИ – селезневые перушки
ЛАПКИ – подвески на серьгах в виде птичьих лапок
ЛАСТОВИЦА – ромбовидная вставка между штанинами
ОБРЯДА – наряд
ОГУЗЬЕ КРУГЛОЕ – четырехугольная вставка между штанинами
ОПАШКА («носить на опашку») – носить одежду внакидку
ОПОЯСКА - пояс из куска бумажной материи
ОЧЕЛЬЕ – часть кокошника, прилегающая к голове
ПАРОЧКА – 3 нити основы тканого пояса
ПЕРЕБОР – узор
ПЕРЕХВАТ (одежда в перехват) – одежда, сшитая в талию
ПИНОЧКА – булавка для скалывания концов пояса
ПОЯСКА – полоска ткани с понизью из бисера и селезневых перушек
РАСШИВКА – соединительный шов, сделанный разноцветным гарусом
РЯСА – бисерная понизь в головном уборе
СВЕТЛЫЕ БУСЫ – фабричные бусы, часто – ёлочные украшения
СВЯТКИ – цветы, украшавшие головной убор невесты
СОРОКА (сорочка) – «смерётная» кичка
СТАН, СТАНОВИНА, СТАНУШКА – нижняя часть женской рубахи
СТРОЧЕННЫЕ КОНЦЫ – вышитые красной нитью техникой набора
СУКМАННЫЙ – шерстяной
СУКОННЫЙ пояс – шерстяной пояс
ТАТАРКА – круглая мужская шапка
ЧЕСУЧА – вид шелка
ЧЕХЛИК – верхняя часть женской рубахи
ШАЛЬ – кашемировый платок
ШЕЛКОВЬЕ – шелковая ткань
Обувь
Кожаная и меховая обувь семейских мало чем отличалась от общесибирской, в частности от обуви сибиряков Забайкалья.
На ноги обували сапоги, унты, "боретки" и ичиги. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали.
Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками. Зимой носили пимы, катанки.
Широко были распространены у семейских шерстяные чулки и носки, вязаные одной иглой вкруговую, без пятки. Вязаные на нескольких спицах чулки с пяткой появились позднее, чем у других представителей населения, и не имели большого распространения. Распространенные у сибиряков Приангарья, сшитые из ткани чулки для семейских не характерны.
Украшения
Для семейских характерно изобилие украшений. Семейские женщины носили брошки, бисер, цветы и перья на головном уборе. Кроме этого - серьги (медные, серебряные и золотые), брошки, кольца "печатки" (перстни с украшением или инициалами - с печатью), которые делали свои же "семейские" мастера. Грудь и шею украшали ожерельями, янтарями "корольками", бусами. Они как правило оригинальны, так как большею частью изготовлялись своими деревенскими мастерами и лишь частично покупались в городе.
Запонками скреплялась женская рубашка, а иногда и сарафан. Их делали круглыми, в середине с цветным стеклом и с узорным окаймлением из металла.
Так называемые булавки, напоминавшие брошь, молодухи прикалывали к атласу по нескольку штук. В центр булавки вставлялось цветное стекло, внизу были подвески из стеклянных бусин продолговатой бочкообразной формы.
Ношение колец, перстней было широко распространено, а иногда оно было даже обязательным. Перстни отличались от колец массивностью и наличием вставки из цветного стекла. Перстни-печатки имели квадратную плоскость - печатку из того же металла, на которой были выгравированы буквы или слова.
Браслеты (брушлеты) были менее распространены. Многие носили браслеты, которые по поверью облегчали работу при жатве.
Серьги были обычным украшением. В зависимости от имущественного положения, крестьянки приобретали медные, серебряные и даже золотые серьги. Форма их довольно разнообразна. Особенно характерны серьги с лапками; они состоят из двух металлических частей - верхней и нижней, в каждой - вставка из стеклышка одинакового или разного цвета, внизу подвески из того же металла в виде птичьих лапок, так называемые трипятушки. Их обычно 5-7 шт. на каждой серьге. К серьгам прикрепляли пушки из селезневого пуха.
Бусы носили в большом количестве и молодые и старые женщины, особенно в праздник (в 5-6, иногда до 20 нитей). Ожерелье из бус называлосьмонисто, корольки. Особенно ценилось ожерелье из 2-3 ниток янтарей (антари). Крупные янтари назывались добрые, или хунтовые (в фунт весом). Янтарь носили не только как украшение, но и "от болезней". Покупали янтарные бусы в городе.
Библиография
1. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. – 350 с.
2. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья : Опыт сравнительной характеристики. – Барнаул, 2001. – 51 с.
3. Бурятия : территория мира и согласия. – Улан-Удэ, 2003. – 214 с.
4. Выхристюк О.И. Методические указания по крою русского костюма старообрядцев Забайкалья / О.И. Выхристюк, Т.О. Теодорович. – Новосибирск, 1997. – 35 с. : ил.
5. Гусейнова Т.Н. К вопросу о сохранении костюма семейских Забайкалья во второй половине XIX - начале XX вв. // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указа Петра I). – Улан-Удэ, 2001. – Ч. 2. – С. 49-51.
6. Гусейнова Т.Н. Традиционный костюм семейских Забайкалья // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы Междунар. науч. симпозиума (28 июня - 5 июля 1998 г.). – Улан-Удэ, 1998. – Ч. 2. – С. 115-116.
7. Жалсараева Н.Б. Коллекция одежды старообрядцев Бурятии в этнографическом музее народов Забайкалья // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи : Материалы II междунар. науч. конф. (6-10 сент. 1999 г., Владивосток). – Владивосток, 2000. – С. 56-60.
8. Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001. – 606 с.
9. Лебедева А.А. Одежда одной из локальных групп русского населения Забайкалья (старообрядцев) // Из культурного наследия народов России: Сб. статей / Отв. ред. Т.В. Станюкович. – Л., 1972. – С.140-158. – (Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Сб. Музея антропологии и этнографии : Т. 28).
10. Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири // Этнографический сборник / БКНИИ. – 1962. – Вып. 3. – С. 17-26.
11. Маслова Г.С. Русская народная одежда Забайкалья (ХIX-XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 2 : Забайкалье. – Новосибирск, 1975. – С. 48-71.
12. Нестерова Н. Наряды в будни и в праздники // Тарбагатайская нива. – 2002. – 22 мая.
13. Одежда семейских // Байкальское небо. – 2004. - №4 (7). – С.17.
14. Охрименко Г.И. Женский костюм семейских XIX-начала ХХ вв. и его украшения // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. – М., 1969. – С. 189-220.
15. Охрименко Г.И. Я влюблена в русский костюм // Восточно-Сибирская правда. – 2001. – № 144. – 20 июля.
16. Очерки истории культуры Бурятии: В 2 т. Т. 1: Дооктябрьский период / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. БИОН / Гл. ред. Д.Д. Лубсанов. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1972. – 490 с.
17. Сахно М.В. Ткани и художественное оформление женского костюма забайкальских старообрядцев («семейских») XIX-начала ХХ веков // Отчет научно-теоретической конференции «Археология, этнография, источниковедение»: Тезисы докл. (3-6 апр. 1979 г, Иркутск). – Иркутск, 1979. – С. 86-87.
18. Семейские Забайкалья: Фотоальбом. – Улан-Удэ, 2001. – 18 с.
19. Семейские Забайкалья : история и современность: Библиогр. указ. – Улан-Удэ, 2001. – 56 с.
20. Серебрякова Р.А. Одежда семейских // Туристская Бурятия. – 2004. - №1 (3). – С. 8-9.
21. Сокровища культуры Бурятии. – СПб, 2002. – 320 с. – [Наследие народов Российской Федерации].
22. Тарусская М.Г. Коллекция расписной утвари и одежды семейского населения // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 2: Забайкалье. – Новосибирск, 1975. – С. 71-80.
23. Традиционный костюм семейских Забайкалья / М-во культуры Республики Бурятия ; Респ. центр народ. творчества ; Отв. за вып. Н.Г. Донсоронова ; Ред. В.Ц. Дашинимаева. – Улан-Удэ, 2002. – 20 с.
Чикойские говоры в деталях народных костюмов.
(Лексическая группа в одежде, говор чикойцев.)
(Сообщение к презентации)
Моя семья родом из Красного Чикоя. Я со своими родителями давно уже живу в городе, но летние каникулы я провожу у своей бабушки Диановой Валентины Васильевны и прабабушки?. Я обратила внимание на то, что уклад их жизни отличается от нашего уклада. Мне стало очень интересно почему они так одеваются и говорят. Беседы с родными, наряд у моих бабушек и дедушек пробудил во мне интерес к семейским. Кто это и что это?
И я начала своё исследование с рассказов моей бабушки и экспонатов музея в поселке.
Тема исследования – Быт и наряды семейских.
Объектом моего исследования стал костюм семейских Красно Чикойского района - моей малой родины.
Я провела анкету среди 6 классов и вот его результат:
По сути мои одноклассники ничего не знают о семейских . Только то, что есть такие в Забайкалье. Знают по слухам или от родителей, которые в корнях с семейскими. Желание узнать кто такие семейские есть у детей.
Старообрядцы – семейские – своеобразная группа русских, широко расселившаяся по Забайкалью от Селенги до Амура. Переселившись за Байкал более двухсот лет назад, семейские принесли с собой и отчасти сохранили до сих пор быт и одежду, которые имеют этнографическую общность с материальной культурой центральных русских и северорусских областей. Одежда семейских представляла ссвоеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае.
3.1 Женская одежда.
Наряд семейских женщин состоял из повседневной одежды и праздничного наряда.
На голове они носили кичку, платок, кокошкник.
Праздничный наряд семейских женщин состоял из рубашки, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на «проймах» (лямках). В будние дни темный одноцветный наряд . Без лент или с лентами и обязательно отличавшимися по цвету от сарафана.
Женская рубаха у семейских с прямыми поляками (прямая без разрезов), со слегка скошенными к запястьям рукавами и собранным воротом. К нему пришивался высокий воротник на половину отогнутый вниз. Рубаха застёгивалась на запонки. Рукава на запястьях украшались полосками.
Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло своё выражение стремление народа к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. В костюме семейской женщины нашла отражение красота окружающей русской природы: багрянец осеннего леса, весёлый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берёз, синева неба.
4 Детали костюма и их символы.
В основном символов на сарафане не было. Но всё ровно кое-что удалось найти.
К примеру: Если яркий цветной сарафан - значит зажиточно (богаче) женщина. Девушкам заплетали 1 косу. А если женщина замужем то заплетали 2 косы , и прятали под кичку. Говорят нельзя ходить замужней женщины простоволосой т.е не заплетенной с не покрытой головой.
Головные уборы
Головной убор девушки состоял из платка, завязанного концами назад. В праздники, идя в молельный дом, на голову надевали повязки с бисерными кистями. Обыкновенно они надевались на "гумажку" - картон, вырезанный в виде кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки набрасывали шаль на спину. Получался красивый убор, напоминающий грузинский.
Женщины заплетали волосы в две косы, их укладывали под кичку. Девушки и девочки заплетали одну косу. Девушки носили «косник» из разноцветных ленточек и тряпочек, которые приплетали к косе.
Для семейских характерно изобилие украшений. Семейские женщины носили брошки, бисер, цветы и перья на головном уборе. Кроме этого - серьги (медные, серебряные и золотые), брошки, кольца "печатки" (перстни с украшением или инициалами - с печатью), которые делали свои же "семейские" мастера. Грудь и шею украшали ожерельями, янтарями "корольками", бусами. Они как правило оригинальны, так как большею частью изготовлялись своими деревенскими мастерами и лишь частично покупались в городе.
3.2 Мужской костюм
Мужской костюм так же был повседневный и праздничный.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная -красного, синего, зеленого и желтого цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т.е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы.
Обувь
Кожаная и меховая обувь семейских мало чем отличалась от общесибирской, в частности от обуви сибиряков Забайкалья.
На ноги обували сапоги, унты, "боретки" и ичиги. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали.
Вывод.
Сейчас конечно редко кого увидишь в таких костюмах, но всё ровно есть такие люди, которые не бросят свои обычаи. Это очень интересно находится в таком костюме, ведь он без слов сможет рассказать кто ты есть на самом деле .
Если ты хочешь сохранить свои обычаи, то ты всё сделаешь ради этого. Наряды семейских до сих пор удивляю и привлекают своими яркими красками , необычными названиями , значением.
Со молодушки платок,
Со девушки венок,
С молодца- кудрявца
-Опоясочка.
Слайд 1
Чикойские говоры в деталях народных костюмов. Автор : Иванова Ксения ученица 6 класса А МБОУ «СОШ № 17» Российская Федерация город Чита Руководитель: Овсянникова Галина Михайловна Учитель русского языка МБОУ «СОШ №17» Высшая квалификационная категорияСлайд 2
Старообрядцы З абайкальского края. О дежда семейских Красного Чикоя .
Слайд 3
Красный Чикой
Слайд 4
Мои родные прабабушки
Слайд 6
Элементы женского костюма
Слайд 7
Женский костюм
Слайд 8
Повседневный наряд
Слайд 9
Женские головные уборы
Слайд 10
Украшения
Слайд 11
Мужской костюм
Слайд 12
Обувь
Слайд 13
Традиции семьи- традиции народа
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Алые паруса
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Шелковая горка
Дерево в снегу