Материал тредставляет собой сообщение по истории Забайкальского края. рекомендуется использовать на уроках Забайкаловедения и классных часах, посвященных изучению родного края.
Вложение | Размер |
---|---|
Основание Забайкальского края. Сообщение | 27.98 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» город Чита
РЕФЕРАТ
Основатели Забайкальского края
ученицы 4а класса
МБОУ СОШ № 17
Цукановой Анны
Я решила выбрать эту тему, потому что мне интересна история Забайкалья. А именно про П.И.Бекетова, потому что мы должны брать с него пример. Он основал много сибирских городов, противостоял множеству врагов с других земель. В школе мы проходили основателей Забайкальского края и ездили на разные конкурсы, олимпиады, викторины. Я узнала много о Бекетове и основателях других городов. И все же мне захотелось узнать обо всем этом еще больше: о том, как они жили, где и в какой семье родились, какие совершили подвиги, получили награды, где и от чего погибли и многое другое.
Бекетов Пётр Иванович (родился ок. 1600–1610 г. умер ок. 1656-1661) землепроходец, из служилых людей. Дата рождения точно не установлена. Ближайшие предки П.И. Бекетова принадлежали к слою провинциальных детей боярских. В 1641 г. сам Петр Бекетов в челобитной указывал: «А родители, государь, мои служат тебе... по Твери и по Арзамасу по дворовому и по выбору». Бекетов – старинная фамилия, образованная от прозвища предка. Фамилия Бекетов происходит от мирского некалендарного имени предка-основателя рода – Бекет или Бекета. Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий, то есть передавались потомкам зачастую в неизменной форме, но существовали и прозвища, происходящие от крестильных имен.
Пётр Бекетов с 14 лет был стрельцом. На службу Государеву поступил в 1624 году в стрелецкий полк. Что сподвигло его на решение проситься на вакантное место стрелецкого сотника в дальний Енисейск, неизвестно. В Сибирь был направлен в 1627 году. В 1628 году он был отправлен енисейским воеводой к забайкальским бурятам, чтобы обложить их ясаком.
Триста лет назад, перед приходом русских, коренного населения бурят и эвенков насчитывалось в Забайкалье всего несколько тысяч человек. Эвенки, кроме даурского племени, жили родовым строем и занимались охотой и рыболовством. Общественный строй бурят имел более высокий уровень. Он носил характер классового расслоения. У родовой знати имелись рабы. В введении хозяйства также были изменения: буряты перешли от охоты к скотоводству и даже к зачаткам земледелия (возделывали просо). На территорию, где расположен современный Забайкальский край, русские проникли с двух сторон — с севера и с запада. Одним из первых русских, проникших в Забайкалье, был Максим Перфильв, поиск которого способствовал сбору сведений об эвенкийском племени дауров и о реке Амуре.
Бекетов справился с заданием успешней, чем его предшественник Максим Перфильев, собрал богатый ясак да к тому же стал первым человеком, преодолевшим ангарские пороги. Здесь, на бурятской земле, Бекетов построил Рыбинский острог.
В 1631 году Бекетов снова послан из Енисейска в далекий поход. На сей раз во главе тридцати казаков предстояло пройти до великой реки Лены и закрепиться на её берегах. Известный историк Сибири восемнадцатого века И.Фишер расценивал эту "командировку" как признание заслуг и способностей человека, достаточно много сделавшего для государства. Весной 1632 года отряд Бекетова уже был на Лене. Недалеко от впадения в неё реки Алдан бекетовские казаки срубили небольшую крепость. Этот острог сыграл непреходящую роль во всех дальнейших открытиях, стал для России окном на Дальний Восток и Аляску, в Японию и Китай. Деятельность Петра Бекетова в Якутии на этом не заканчивается. Будучи "прикащиком" в Якутском остроге, он отправлял экспедиции на Вилюй и Алдан, основал в 1632 году Жиганск, в 1636 году - Олекминск. После того как на смену ему прибыл И.Галкин, наш герой вернулся в Енисейск, откуда в 1640 году повез в Москву ясак на 11 тысяч рублей. В Москве Бекетов получил чин стрелецкого и казачьего головы.
В 1641 году Петр Бекетов был пожалован головством в Енисейском остроге среди казаков.
В 1652 году, снова из Енисейска, П.И.Бекетов, "коего искусство и прилежание были уже известны", опять выступил в поход к забайкальским бурятам. Выйдя на устье Селенги Бекетов с товарищами заложил острог Усть-Прорва. В следующем году Бекетов двинулся вверх по реке Селенге и её притокам Хилку и Чикою до озера Иргень.
О том, что Чикой был обследован казаками-землепроходцами, говорит тот факт, что к моменту основания Красного Чикоя (1670 год) для селенгинских казаков было известно не только место впадения реки Чикоя в Селенгу, но и его истоки. А это можно было узнать только во время первой экспедиции Бекетова. Правда, сразу на Чикое не было заложено острога или поселения. В этом не было особой надобности. Но Чикой с Хилком в XVII веке служили средством продвижения русских в Восточное Забайкалье, а позже — постоянным средством их связи и обмена между Западным и Восточным Забайкальем. Об этом говорит и то, что происхождение слова «Чикой» имеет не бурятское или эвенское происхождение, а русское. Слово «Чикой» русские произносили в те времена «чуку» или «чика» и оно означало реку, берущую начало в Чуку, т. е. в гольце Чукондо. Позже голец стал называться Сохондо. Название, видимо, родилось в момент строительства Селенгинского острога в устье Чикоя.
В середине октября 1653 года у озера Иргень казаки поставили Иргенский острог, положивший начало городу Чите. Глубокой осенью, перевалив через Яблоновый хребет, его отряд из 53 человек спустился в долину р. Ингоды. Путь от Иргеня до Ингоды пройденный Бекетовым в дальнейшем стал частью Сибирского Тракта. Поскольку от мороза Ингода встала, то в районе нынешней Читы было заложено Ингодинское Зимовьё.
В ноябре 1654 года 10 казаков отряда Бекетова во главе с Макимом Урасовым достигли устья Нерчи-реки, где заложили Нелюдский острог (ныне Нерчинск). Была составлена "роспись" и "чертеж Иргеню озеру и иным озёрам на Килке-реке (р. Хилок), которая пала из Иргень-озера, и Селенге-реке, и иным рекам, которые пали в Витим-реку из Иргеня-озера и из иных озёр". В Шилкинском остроге Бекетов "со товарищи" пережили тяжелую зиму, не только страдая от голода, но и сдерживая осаду взбунтовавшихся бурят. К весне 1655 года, наладив отношения с бурятами, отряд был вынужден оставить острог и, чтобы не погибнуть от голода, уйти на Амур.
В марте 1655 года бекетовцы сражались с маньчжурами при Кумарском остроге, имевшими против 500 служилых русских людей 10-тысячное войско. Эти последние сведения мы уже узнаем из «Отписки» Степанова. Документ датирован апрелем 1655 года. В Енисейск Бекетов не вернулся, надо думать что, скорее всего, он сложил свою голову на Амуре. Имеются и другие сведения его смерти, но они сомнительны.
Данные разных авторов о жизни атамана расходятся. В столице Сибири - г.Тобольске с Бекетовым встречался ссыльный протопоп Аввакум, отправленный туда в 1656 году. В своей книге "Житие протопопа Аввакума..." он пишет, что, будучи в Енисейске, П.Бекетов вступил в конфликт с "огнепальным" протопопом с целью защитить от анафемы своего подопечного, после чего "...из церкви пошед умре горькою смерти зле...".
И.Э.Фишер называет гораздо более позднюю дату, когда П.И.Бекетов был ещё жив. По его данным, после скитаний по Амуру, в 1660 году Бекетов возвратился в Енисейск через Якутск и "привёз с собою немало соболей, которые ему служили защитою к отвращению наказания, коего за оставление острога опасался".
Там же, в Тобольске, с Бекетовым встречался и Юрий Крыжанич, серб, католический священник, сосланный в Сибирь в 1661 году. "Я лично видел того, кто первый воздвиг крепость на берегах Лены", -- написал он. 1661 год -- это самое позднее упоминание имени Бекетова в исторической литературе.
Если позволить себе предположить, что ни один из наших "информаторов" не ошибается и не лжёт, то выходит, что конфликт Бекетова с Аввакумом, которого вернули из ссылки в Москву в 1661 году, произошел в самом конце "сибирской эпопеи" последнего, а Юрий Крыжанич видел Бекетова незадолго до его смерти. Все данные сходятся, и получается, что в 1660 году Бекетов из Енисейска отбыл на службу в Тобольск, где в 1661 году и встретился и с Аввакумом, и с Крыжаничем. Таким образом, можно считать хотя бы приблизительно установленной дату смерти человека, так много сделавшего для закрепления Российского государства на его восточных рубежах. Неизвестна, к сожалению, дата рождения основателя Читы. Но если предположить, что в 1628 году ему было не менее тридцати лет (никто не поставил бы неопытного юнца во главе серьезной экспедиции), то в 1661 году он был уже стариком, так что смерть от потрясения, вызванного серьезным конфликтом, не кажется удивительной.
В переписной книге Енисейского уезда 1669 г. среди продавцов земли названа вдова сына боярского Петра Бекетова. Возможно, после гибели мужа она уехала обратно за Урал, почему мы и не находим потомков Петра Ивановича в служилой среде Енисейска.
О том, что Петр Иванович Бекетов был человеком выдающимся, имеются свидетельства многих авторов. П. Словцов пишет о нем: "Служака со рвением". Г. Миллер отмечает дипломатические и полководческие таланты сотника. Даже протопоп Аввакум, человек крайне строгий в оценках людей, называет его "лутчим сыном боярским", а о конфликте с ним пишет: "Ещё душе моей горе есть...". И.Фишер, один из первых историков Сибири, вообще не стеснялся в восторженных оценках личности и деятельности Петра Бекетова.
И вправду, сколько дипломатического таланта, военной хитрости, достойной Одиссея, человеческого мужества проявил он за долгий срок служения России! И сколько силы духа нужно было иметь ему, человеку семнадцатого века, старику, чтобы остановить анафему из уст "огнепального" протопопа в главном храме Тобольска - анафему в адрес человека, которого Бекетову было поручено всего-навсего охранять!
В Сибири кровавые распри не прекращались ни на час. И хотя больших войн не велось, мелких стычек "за ясак", то есть за пушнину, хватало с избытком. Православные священники и шаманы не успевали провожать погибших в мир иной. И только диву даешься, как мог Бекетов "с сотоварищи" выживать в сечах, где никакой "огненный бой" не мог порушить элементарный закон численного превосходства. А выживал потому, что в основе тактики Бекетова и его дружины лежал вековой опыт казачества. Он включал и рукопашный бой, и меткую стрельбу, но главное – прочную оборону, высокую по тем временам маневренность отрядов, умелое использование местности и, конечно, знание тактики противника. И хотя не любил Петр Иванович славословие в свой адрес (иначе бы о нем сохранилось больше информации), слава о его непобедимости шла впереди, чем немало способствовала успехам.
Имя Петра Ивановича Бекетова не кануло в лету. Его помнят и чтут, как в Сибири, так и в Забайкалье. Образ и дела замечательного землепроходца Бекетова нашли свое отражение в народных сказаниях, фольклоре. Более трех с половиной столетий минуло с той поры, когда в поисках даурской землицы вступили в наш край казаки-землепроходцы Бекетова. Много воды унесла с той поры матушка Шилка к неохватному Амуру. Но если бы чей-то досужий ум задался целью выдумать судьбу беспокойную и подверженную постоянным опасностям, то он должен был бы признать, что жизнь Петра Ивановича Бекетова удивительней и опасней, и беспокойней любой придуманной судьбы. Уж такой он был человек!
В центре Читы, на невысоком земляном холме, стоит необычный памятник. И хотя он носит собирательный образ, горожане знают, - памятник посвящен землепроходцу Петру Ивановичу Бекетову.
.
О чем поет Шотландская волынка?
Рисуем осенние листья
Сказка "Морозко"
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году