Без каких знаний не может жить человек? Можно ли жить без знаний процентов? Где в жизни применяются проценты? На эти вопросы должна ответить наша группа, работая над проектом. Наши исследования складывались из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации.
МБОО- Старокулаткинская СШ №1
Проект: «Математика в жизни человека».
Автор: - ученица 9 «Б» класса.
Руководитель: Г.А.Ахметова-учитель математики Старокулаткинской СОШ №1.
Цели проекта:
Изучить исторический и теоретический материал по теме «Проценты». Выявить практическое применение задач на проценты. Ответить на вопрос: « Без каких знаний нельзя прожить в современном мире?».
Без каких знаний не может жить человек? Можно ли жить без знаний процентов? Где в жизни применяются проценты? На эти вопросы должна ответить наша группа, работая над проектом. Наши исследования складывались из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации. В ходе реализации проекта познакомились с работой людей разных профессий, увидели новые профессиональные качества людей родного поселка, что поможет нам при выборе профессии. Пришлось решать много текстовых задач на проценты, что поможет нам при сдаче экзамена за курс основной школы и ЕГЭ по математике. Результаты работы оформили в виде презентаций, рефератов, буклетов, газет. Проект защищали перед родителями и учителями, в ходе защиты мы должны были продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы, рассказать о том, каким образом шла работа в группе и что было самым запоминающимся в ходе работы.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты, в настоящее время необходимы каждому человеку. Значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу). Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента.
Проценты и домохозяйки. Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, обычно составляемый на месячный срок.
Рассмотрим бюджет одной семьи, в которую входит 4 человека (мама, папа, дочь и сын). Мама и папа работают, дочь учится в школе, а сын учится в институте. У семьи есть кредит на машину.
Доход семьи:
Вид дохода | Деньги, руб. | Процент от общей суммы. |
Зарплата мамы | 8000 руб. | 35% |
Зарплата папы | 10000 руб. | 44% |
Детское пособие | 240 руб. | 1% |
Домашние животные | 3000 руб. | 13% |
Огород | 1500 руб. | 7% |
Общая сумма: 22740 руб. Вывод: Больше всего зарабатывает папа 44% от общей суммы, а меньше всего это детское пособие 1%.
Расход семьи:
Вид расхода | Деньги, руб. | Процент от общей суммы. | |
На питание | 4000 руб. | 17,6 % | |
На коммунальные услуги | 3000 руб. | 13 % | |
На одежду | 2000 руб. | 9 % | |
На нужды школьника | 2000 руб. | 9 % | |
На нужды студента | З000 руб. | 13 % | |
Кредит | 4000 руб. | 17,6 % | |
На мелкие расходы | 2000 руб. | 9 % | |
НЗ | 1500 руб. | 6,6 % |
Вывод: больше всего денег уходит на питание и кредит, а меньше всего на питание домашних животных.
Проценты в статистике. Рождаемость и смертность по Старокулаткинскому району за 6 лет (человек). Число родившихся по району (человек):
1985г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. | 2002г. | |
Число родившихся всего по району | 308 | 141 | 153 | 135 | 100 | 107 |
По поселку | 102 | 55 | 50 | 58 | 37 | 35 |
% от всего | 33 | 39 | 33 | 43 | 37 | 33 |
Село | 206 | 86 | 103 | 77 | 63 | 72 |
%от всего | 67 | 61 | 67 | 57 | 63 | 67 |
Поселок городского типа: село:
1985г. 308 - 100% 308 - 100%
Х=(102*100)/308=33% Х=(206*100)/308=67%
1998г. 141 - 100% 141 - 100%
Х=(55*100)/141=39% Х=(86*100)/141=61%
107:308*100=34,7%
Вывод: В Старокулаткинском районе в 1985г. число родившихся детей было больше, чем в 2002г., на 34,7%.
Смертность по району за 6 лет (человек).
2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | |
Число умерших всего | 215 | 235 | 298 | 313 | 275 | 304 |
Поселок городского типа | 57 | 55 | 78 | 78 | 65 | 74 |
%от всего | 26,5 | 23 | 26 | 25 | 24 | 24 |
Село | 158 | 180 | 220 | 235 | 210 | 230 |
Категории льготников Ульяновской области (в процентах). Общее число льготников в Ульяновской области-2779 человек.
2779 чел – 100%
1592 чел - х
2779 * X = 1592 * 100
Х = (1592 * 100) : 2779 = 57 (%)
2)Труженики тыла – 47 человек =2%
2779 чел – 100%
47 чел – х
2779 * х = 47*100 ; х= (47 * 100) : 2779 = 2 (%)
3)Реабилитированные – 7 человек = 0,25%
2779 чел – 100% 2779 * х = 7 * 100
7 чел – х
х = (7 * 100) : 2779 = 0,25%
4)Репрессированные – 1 человек =0,04%
2779 чел – 100% 2779 * х = 1 *100
1 чел – х х = 1 * (100:2779) = 0,04(%)
5)Ветераны труда Ульяновской области-
-1132 человек=40,7%
2779 чел – 100% 2779 * х = 1132 * 100
1132 чел – х х = (1132 * 100) : 2779 = 57(%)
Процент лесных пожаров в Старокулаткинском районе за 6 лет. Больше всего пожаров происходит в выходные дни.
Итак, современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость.
Данная работа позволила нам по-иному взглянуть на определение процента, известное из курса 5-го класса, на различные виды задач на проценты. В ходе работы мы вспомнили определение процента, закрепили навыки решения задач по теме «Проценты», познакомились с новыми видами задач по этой теме, узнали много нового и интересного о профессиях, посетили много организаций нашего поселка. Эта исследовательская работа поможет нам готовиться к выпускным экзаменам (ГИА и ЕГЭ) по математике, и при выборе профессии.
Свинья под дубом
Три загадки Солнца
10 осенних мастер-классов для детей
Красочные картины Джастина Геффри
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью