Цель проекта: формирование целостных представлений о топливно-энергетическом комплексе России, об особенностях, проблемах, перспективах и факторах размещения энергоресурсов; о способах превращения энергии и развитии энергоэффективных технологий
Вложение | Размер |
---|---|
zaremskiy.docx | 319.09 КБ |
tehnicheskoe_zadanie_energetika.doc | 84.5 КБ |
2_trebovaniya_k_oformleniyu_tekstovogo_dokumenta.doc | 166 КБ |
3_kriterii_otsenki_dokumenta.doc | 33 КБ |
4_trebovaniya_k_oformleniyu_prezentatsii.doc | 42.5 КБ |
5_kriterii_otsenki_prezentatsii.doc | 32.5 КБ |
МАОУ «Средняя школа №8»
Межпредметный проект
«Энергетика России»
на тему
«Дрова»
Выполнил: Заремский Евгений
Проверила: Заремская Наталья Витальевна
Когалым
2013
Оглавление
Введение.
Основная часть.
Заключение 10
Источники информации: 11
Ведение.
Развитое государство – это государство, которое заботится о людях, развивает образование, здравоохранение. Развитое государство характеризуется, прежде всего, высоким уровнем жизни населения. Развитое государство- государство, которое с умом использует полезные ресурсы, регулирует их добычу, использует новые технологии.
Одним из главных факторов, определяющих уровень развития государства, является энергетическая система всей страны. На его развитие расходуется более 20% государственных денежных средств. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны ,он снабжает топливом и энергией все отрасли хозяйства, без энергии не возможен ни один вид хозяйственной деятельности человека, но и потому что этот комплекс является главным поставщиком валюты (40 % — такова доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте России).. С топливно-энергетическим комплексом напрямую связано благосостояние всех граждан государства поэтому, на мой взгляд, государство с сильной энергетикой можно назвать «развитым».
С развитием промышленности экономика государства улучшится. На сегодняшний день требуется много энергии, ведь в современном мире без неё мы не сможем прожить. Из-за нехватки энергии невозможна работа промышленных предприятий, транспорта, что в свою очередь может привести к более тяжелым экономическим проблемам, таким как безработица, инфляция. Я считаю, что с развитием энергетики решаются такие проблемы как:
-социальные (улучшается уровень жизни населения, появляются новые рабочие места);
-экономические (притоки в страну иностранной валюты).
Но из потребности человека в энергии вытекают экологические и сырьевые проблемы:
Ресурсы Земли не безграничны. Время идет, а потребность в энергии только увеличивается, а энергетические ресурсы истощаются. Чтобы энергетические ресурсы планеты не были совсем исчерпаны, сегодня интенсивно идет поиск нового вида энергии.
Основная часть.
Пожалуй, самый распространенный природный ресурс, из которого человек давно научился извлекать самую разнообразную пользу, - это дерево. Многие века дерево являлось основным строительным материалом, из него изготавливали домашнюю утварь и вырезали фигуры богов, с его помощью защищались от вражеских набегов, им топили жилища и обогревались.
Самый древний вид топлива, известный еще с незапамятных времен – это дрова.
Дрова — куски дерева, предназначенные для сжигания в печи или костре для получения тепла и света. (рис.1)
(рис.1).Дрова
Древесина в основном состоит из органических веществ – около 99% общей массы. Абсолютно сухая древесина в среднем содержит 49% углерода, 44% кислорода, 6% водорода, 0,1-0,3% азота. (рис.2)
(рис.2).Химический состав древесины.
После сжигания древесины остается ее неорганическая часть – зола, в состав которой входят калий, кальций, магний, натрий и др., и образуется ровно столько углекислого газа (СО2), сколько до этого было “потреблено” растущим деревом.
В последнее десятилетие рост цен на ископаемое топливо и очевидная опасность изменений климата, связанных с повышением содержания углекислого газа в атмосфере, привели к резкому росту интереса к использованию возобновляемых источников энергии, в том числе древесины.
1.2. «Зеленое золото» России.
Нефть часто называют «чёрным золотом», газ – «голубым». Лес можно назвать «зелёным золотом» России. Лес даёт человеку универсальное сырьё – древесину, которая применяется во всех отраслях промышленности.
Россия - крупнейшая в мире лесная держава. Леса занимают около 45% площади нашей страны, по обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых запасов древесины.
Лесистость Российской Федерации составляет 45,4%. Она неравномерно распределена по территории страны и зависит от климатических и антропогенных факторов. Наибольшие значения лесистости (более 80%) отмечены в подзоне средней тайги Пермской области, Республики Коми и Центральной Сибири. Малолесные районы (лесистость менее 1%) расположены в аридной зоне Европейской территории России (Республика Калмыкия, части Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей). (рис.3)
(рис.3).Расположение лесов на территории России.
Леса распространены там, где среднемесячные температуры июля превышают 10°С, а увлажнение достаточное или избыточное. У нас они сосредоточены в основном в восточных районах - в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также в Северо-Западном федеральном округе.
В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород, произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников, господствуют ценные хвойные породы
Поэтому, я считаю, логично именно древесину рассматривать как главный для России возобновляемый энергетический ресурс. Древесина никогда не исключалась из энергетического баланса страны.
Использование древесины для производства всей энергии составляет всего 0,4-0,5%, что не отвечает возможностям широкого использования этого возобновляемого энергоносителя на базе современных технологий.
1.3. Основные способы добычи, переработки древесины.
Традиционно древесина использовалась для строительства, производства бумаги, а в быту - для изготовления предметов домашнего обихода, утвари, орудий труда и как топливо. Сейчас на топливо идёт 1/3 получаемой древесины.
В XVIII в. лесные ресурсы были большим подспорьем в развитии металлургии в России. Много лесного топлива расходовали также солеварни, сахарные, мыловаренные и другие заводы.
В XX в. использовать древесину как топливо стали меньше, но она начала широко применяться в химической промышленности. Из древесных материалов получают искусственный шёлк, лаки, краски, спирт; они необходимы при производстве пластмасс и линолеума.
Первыми орудиями для валки леса были топоры. Русские умельцы владели этим инструментом виртуозно - им вытёсывали даже доски. На лесозаготовках топор служил основным орудием труда до середины XIX в., хотя ещё Пётр I издал указ "О приучении дровосеков к распиловке дров". На смену топору пришла сначала ручная пила, затем бензиновая и электрическая. И вот уже много десятилетий деревья только спиливают, но в русском языке так и остались слова "рубка", "вырубка", "лесоруб".
В течение многих веков человек, чтобы расчистить земельные угодья под пашни и пастбища, сжигал и вырубал леса. За это время площадь «легких планеты» сократилась почти на треть.
Одной из ведущих проблем, сказывающей отрицательно на рациональном использовании лесных ресурсов, является вырубка леса.
Последствия вырубки лесов:
1) Разрушается среда обитания для жителей леса (животных, грибов, лишайников, трав). Они могут полностью исчезнуть.
2) Лес своими корнями удерживает верхний плодородный слой почвы. Без поддержки почву может унести ветром (получится пустыня) или водой (получатся овраги).
3) Лес с поверхности своих листьев испаряет очень много воды. Если убрать лес, то влажность воздуха в данной местности уменьшится, а влажность почвы увеличится (может образоваться болото).
В связи с этим у меня возникает вопрос: значительное увеличение использования древесины как топлива - это благо или зло для страны, людей, леса и природы в целом?
Древесное сырье является единственным видом возобновляемого ресурса, в отличие от нефти, газа, угля . При разумном использовании этого сырья оно может обеспечить потребности современной цивилизации как в промышленной продукции (бумага, стройматериалы, мебель), так и в энергетическом топливе.
Я считаю, что развитие биотопливных технологий – это эффективный способ замены ископаемого органического топлива.
Россия располагает огромными биоресурсами, включая леса, открытые лесонасаждения, сельскохозяйственные и лесные отходы.
Биомасса может быть получена из лесных и сельскохозяйственных ресурсов, а также из отходов. Лесохозяйственные и деревообрабатывающие предприятия производят древесину, которая является крупнейшим источником твердой биомассы.
Современное интенсивное лесное хозяйство может обеспечить интенсивное использование древесных ресурсов без уничтожения леса.
В настоящее время для производства дров или биомассы выращивают энергетические леса, состоящие из быстрорастущих растений.
Выращиваются быстрорастущие культуры — эвкалипт, тополь, ива, и другие. Испытано около 20 различных видов растений — древесных, кустарниковых и травянистых, в том числе кукуруза и сахарный тростник. Каждые 4—7 лет деревья срезают, и годовой урожай может составлять около 7 тонн/гектар. Собранная биомасса используется для производства тепловой и электрической энергии, может служить в качестве сырья для производства жидких биотоплив.
В умеренной климатической зоне для энергетических лесов наиболее подходят разновидности быстрорастущих сортов тополя (волосистоплодного и канадского) и ивы (корзиночной и козьей), а в южной части Российской Федерации — акация и эвкалипта. Период ротации растений 6—7 лет.
Я считаю, что использование древесины в качестве топлива позволит :
Чтобы ответить на вопрос: « Является ли использование данного вида энергоресурсов энергетически выгодным по сравнению с другими видами энергоресурсов», я решил сравнить количество теплоты, выделяемое дровами и другими видами топлива. (табл.1)
Топливо | m, кг | q, Дж/кг | Q , Дж |
Дрова | 1 | 1,0 *107 | 1,0 *107 |
Каменный уголь | 2,7 * 107 | 2,7 * 107 | |
Нефть | 4,4*107 | 4,4*107 | |
Торф | 1,4 *107 | 1,4 *107 | |
Природный газ | 4,4*107 | 4,4*107 | |
Водород | 12*107 | 12*107 | |
Керосин | 4,6*107 | 4,6*107 |
Таблица 1. Сравнение количества теплоты, выделяемого при полном сгорании разных видов топлива.
Из таблицы 1 видно, что количество теплоты, выделяемое дровами меньше по сравнению с другими видами энергоресурсов, т.е. использования дров в качестве топлива не является энергетически выгодным по сравнению с другими видами. Но, тот, кто топит печь дровами, наслаждается самым здоровым теплом.
Преимуществом использования древесины в качестве топлива являются:
Дрова - это самое экологически сбалансированное топливо: при сжигании дерева выделяется ровно столько двуокиси углерода, сколько оно поглотило ее за всю свою жизнь. И не имеет значения: сожгли дерево, или оно сгнило в лесу - выделение углекислого газа остается одинаковым. Так что использование дров наносит минимальный ущерб окружающей среде.
Твердые частицы (кг/Гкал) | Безопорен (кг/Гкал) | Тяжелые металлы (10 -6кг/Гкал) | |
Газ | 0,004-0,017 | 0,057-0,129 | - |
Мазут | 0,2-0,4 | 0,046-0,69 | 1,1 |
Бурый уголь | 0,26-26,0 | 0,1600,67 | - |
Каменный уголь | 8,7-12,3 | 0,07-0,44 | 0,96-64,0 |
Торф | 3,8-11,4 | 1,0 | 0,8-3,1 |
Дрова | 8,07 | 1,36-4,95 | - |
Таблица 2. Выбросы вредных веществ при сжигании различных видов топлива (по данным ОАО "Промгаз").
Приведенные в таблице 2 данные показывают, что древесное топливо является экологически более чистым.
При этом золу от сжигания древесного топлива, возможно, использовать как минеральное удобрение, а шлаки от сжигания угля содержат тяжелые металлы и обладают хотя и слабой, но повышенной радиоактивностью.
Когда горит кусочек дерева, человек интуитивно чувствует, как освобождаются силы природы, которые деревья в течение 60, 80 или 100 лет своей жизни черпали из окружающего мира и накапливали в клетках.
Заключение.
В наше время запасы ископаемых видов топлива уже никому не кажутся бесконечными. Сжигания ископаемых видов топлива оказывают неблагоприятные последствия для окружающей среды - глобальное изменение климата, "кислые дожди", загрязнение окружающей среды, связанное с добычей и транспортировкой нефти и других горючих ископаемых, разрушение традиционной среды обитания коренных народов.
В то же время даже привычных возобновляемых энергоресурсов, которые можно использовать с поверхности земли, хватит для развития человечества еще на много поколений.
Использование в России древесных отходов не только меньше вредит окружающей среде, но и служит источником экономии средств, предназначенных для покупки топлива. Ресурсы древесных отходов оцениваются в 36 млн. м3 в год, что эквивалентно 59 млн. МВт/ч тепловой энергии, и позволяет заменить 7820 тыс. тонн мазута стоимостью $745 млн.
Не секрет, что человечество активно – и часто варварски – использует Землю. При этом мы не только забираем все, до чего можем дотянуться – мы еще и портим оставшееся.
Россия не должна пройти мимо биотоплива – страна должна научиться его производить, использовать, продавать.
Древняя индейская сентенция гласит: «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков». А что мы оставим своим потомкам?
Список источников:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F0%EE%E2%E0.
3. r-les.ru›lesa-rossii/vyrubki-lesov.html
4. zoopage.ru›stat.php?idstat=104
6. ru.wikipedia.org›.
Техническое задание
по организации и проведению межпредметного проекта «Энергетика России»
в 2014-2015 учебном году
Цель проекта: формирование целостных представлений о топливно-энергетическом комплексе России, об особенностях, проблемах, перспективах и факторах размещения энергоресурсов; о способах превращения энергии и развитии энергоэффективных технологий
Задачи проекта:
Задание:создать электронный документ, в котором было бы представлено исследование проблем для общества и окружающей среды, связанных с одним из видов энергоресурсов.
Участники проекта:
Исполнители - учащиеся 8-х классов
8А – Коробова А.А., Торгунакова Н.Н.
8В – Бударина Е.Н., Ачкасова Л.В.
8М – Заремская Н.В.
• Консультанты:
учителя информатики Коробова Ж.А., Чернов С.Л.
учителя русского языка и литературы Шарыгина Н.И., Обухова Н.Н.
Этапы проектной работы
Этап работы | Сроки сдачи работ |
Вводная конференция. Получение задания на работу | 17-18 декабря |
Создание текстового документа— реферата
| 02.02- 14.02.2015 |
Констатирующая проверка реферата | 16 февраля 2015 |
Создание презентации: электронного продукта с материалами проведенного исследования для представления на конференции — на уроках ИТК | 17.02.-15.03.2015 |
Констатирующая проверка презентации | 6 марта 2015 |
Проведение презентаций в классах | 10.03. – 20.03.2015 |
Конференция по итогам исследования в МАОУ «Средняя школа № 8» | 4 апреля 2015 — актовый зал |
Заключительная конференция в ГБОУ Гимназия №45 г. Москвы | 13 апреля 2015 |
Примечание: сроки работы могут быть изменены по инициативе руководителей работы.
Технические требования к проектной работе
1. Исследование необходимо провести по одному из нижеперечисленных видов энергетических ресурсов:
2. Требования к текстовому документу — реферату
Структура:
Введение
Основная часть (по исследуемому ресурсу)
Заключение
3. Содержательная часть реферата:
4. Требования к исследованию источников информации
5. Требования к электронному продукту для презентации
6. Требования к представлению на школьной конференции
7. Оформление списка литературы
1. Автор. Название книги. – Город (Первая(ые) буквы): Название издательства, Год.
Пример:
Сусанин И.И. Как правильно завести друзей. – М: Психологический вестник, 2008.
2. Автор. Название статьи // Название журнала. Год. Номер
Пример:
Сусанин И.И. Враг не пройдет // На страже Родины. 2008. №7
Автор. Название материала [Электронный ресурс] – Адрес ресурса
Пример:
Сусанин И.И. Враг не пройдет [Электронный ресурс] — http://sysanin.ru/articles/vrag.htm
«По материалам» тип источника (интервью, консультация, разговор, лекция, архивный документ), источник, дата
Пример:
По материалам интервью с Сусаниным И.И., 1.01.2008
Оформление ссылок
При указании источника информации в тексте на него должна быть оформлена ссылка, например, так: [2].
Номер ссылки, соответствует номеру источника в списке литературы.
Рекомендуемые источники информации
Литература:
Интернет-сайты:
http://www.lenta.ru/lib/14188975/ министр энергетики
Аспект по физике
Аспект географии
-геологического строения земной коры
- климатических условий в районе добычи топливных ресурсов
- энергетической целесообразности использования
- возможных экологических проблем при добыче и транспортировке
Аспект русского языка
Аспект информатики
МАОУ "Средняя школа № 8"
Межпредметная проектная работа "Энергетика России"
2012-2013 учебный год
Технические требования к оформлению текстового документа (реферата)
Титульный лист:
№ абзаца | Содержание абзаца | Название стиля | Основан на стиле | Шрифт | Абзац |
1 | Название образовательного учреждения | titul_1 | обычный | Arial, 14 пт | выравнивание: по центру |
2 | Тип проекта (Межпредметный проект) | titul_2 | обычный | Arial, 20 пт | выравнивание: по центру, интервал: перед: 200 пт |
3 | Название проекта («Энергетика России») | titul_3 | обычный | Arial, 20 пт | выравнивание: по центру |
4 | на тему | titul_3 | обычный | Arial, 20 пт | выравнивание: по центру |
5 | «Тема работы» | titul_4 | обычный | Arial, 28 пт, полужирный | выравнивание: по центру |
6 | Выполнил: Фамилия Имя, класс | titul_5 | обычный | Arial, 14 пт | выравнивание: по левому краю, отступ слева: 8,77 см, интервал: перед: 120 пт, после: 6 пт |
7 | Проверил: Фамилия Имя Отчество | titul_6 | обычный | Arial, 14 пт | выравнивание: по левому краю, отступ слева: 8,77 см, интервал: после: 6 пт |
8 | Город | titul_7 | обычный | Arial, 14 пт | выравнивание: по центру, интервал: перед: 200 пт |
9 | год | titul_1 | обычный | Arial, 14 пт | по центру |
Статья:
Назначение стиля | Название стиля | Основан на стиле | Шрифт | Абзац |
Для оформления заголовков статьи (названий структурных элементов статьи) | statya_zagolovok | Заголовок 1 | Arial, 14 пт, полужирный | выравнивание: по левому краю, интервал: перед: 12 пт, после: 6 пт |
Для оформления подзаголовков статьи | statya_podzagolovok | Обычный | Arial, 12 пт, полужирный курсив | выравнивание: по левому краю, интервал: перед: 12 пт, после: 6 пт |
Для оформления основного текста статьи | statya_abzaz | Обычный | Times New Roman, 12 пт | выравнивание: по ширине, интервал: перед: 12 пт, после: 6 пт |
Пример оформления титульного листа:
Критерии оценки многостраничного текстового документа (8 класс)
Оценка | Указания по оцениванию |
5 | Создан полностью структурированный документ надлежащего качества в соответствии с предъявленными требованиями. При этом при оформлении текста созданы и применены стили, соблюдена структура документа, создано автоматическое оглавление. В соответствии с требованиями оформлен список использованных источников информации, в тексте имеются ссылки на них. Допускаются незначительные, но обоснованные отклонения в параметрах форматирования. |
4 | Создан структурированный документ хорошего качества, в большей степени соответствующий предъявленным требованиям. При этом при оформлении текста создано и применено большинство требуемых стилей, имеются некоторые несоответствия при задании параметров форматирования, соблюдена структура документа, создано автоматическое оглавление. В соответствии с требованиями оформлен список использованных источников информации, в тексте имеются ссылки на них. |
3 | Создан многостраничный частично структурированный документ, при оформлении которого использованы некоторые стили, попытки их применения, либо применены соответствующие всем требованиям параметры форматирования текста без использований стилей, используются пустые строки, отступы и выравнивание выполнено вручную, оглавление создано вручную, нерационально размещены иллюстрации в тексте. Список использованных источников информации присутствует, но оформлен с ошибками, в тексте не указаны ссылки на источники информации. |
2 | Создана часть продукта/решения, при оформлении которой использованы некоторые стили или параметры форматирования, попытки их применения. Структура документа не соблюдена, оглавление отсутствует. Не оформлен список использованных источников информации. |
1 | Документ полностью не соответствует требованиям или не создан. |
!
Требования к оформлению презентации
При создании и оформлении презентации следует отталкиваться от цели ее дальнейшего использования.
Цель использования презентации по проекту «Энергетика России»: сопровождение устного выступления, его иллюстрация.
Структура презентации:
Рекомендации по созданию и оформлению презентации:
Представление информации | |
Содержание информации |
|
Расположение информации на слайде |
|
Шрифты |
|
Способы выделения информации | Следует использовать:
|
Объем информации |
|
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
|
Оформление слайдов | |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Критерии оценки компьютерной презентации, сопровождающей устный доклад (8 класс)
Оценка | Указания по оцениванию |
5 | Созданная презентация полностью соответствует содержанию и последовательности изложения материала. Информация, представленная на слайдах легко воспринимается зрителем: представлена в различных наглядных формах, оформлена в соответствии с требованиями. Отсутствуют грамматические и орфографические ошибки. Соблюдены авторские права (имеются ссылки на заимствованные материалы). |
4 | Создана презентация хорошего качества, в большей степени соответствующий предъявленным требованиям. Имеются незначительные неудачные моменты в размещении и представлении информации на слайдах. Отсутствуют грамматические и орфографические ошибки. Соблюдены авторские права (имеются ссылки на заимствованные материалы). |
3 | Созданная презентация частично соблюдены требования к оформлению. Использовано неудачное цветовое решение, информация представлена преимущественно в текстовой форме, перегружена анимационными эффектами, имеются грамматические и орфографические ошибки. Авторские права соблюдены частично. |
2 | Создана часть продукта/решения, при оформлении которой использованы соблюдены лишь некоторые требования к оформлению, информация плохо воспринимается. Структура презентации не соблюдена, не выполнен принцип наглядности (презентация практически является копией текстового документа). Не соблюдены авторские права. |
1 | Презентация полностью не соответствует ни структуре доклада, ни требованиям к оформлению или вообще не создана. |
Рисуем подснежники гуашью
Ворона
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Мороз Иванович
Знакомые следы