Проектная работа учащихся 10 класса , выполненная на французском языке, защищенная во Французскои Институте и переведена учащимися на русский язык для " Проектной недели" в школе и в СЗАО
Вложение | Размер |
---|---|
article_sur_les_recherches_faites.docx | 1.8 МБ |
konechnyy_variant_2.docx | 756.81 КБ |
le_voyage_avec_matisse.pptx.ppt | 2.71 МБ |
Департамент Образования города Москвы
ГБОУ “Школа с углубленным изучением французского языка №1286”
Открытая Межрайонная конференция
проектных и исследовательских работ
Номинация: конкурс «В науку шаг за шагом»
Вид работы: исследовательский проект
Секция: МХК, искусство, литература
Тема: «Произведения Анри Матисса – культурный мост между Россией и Францией»
Авторы: Овсеенко Алена Сергеевна;
Балабан-Ирменина Ирина Алексеевна
11 «лБ»
Руководитель работы: Парфенова Любовь Николаевна
Москва
2016
Содержание:
I. Проблематика………………………………………………………….3
II. Введение………………………………………………………………4
III. Музей Матисса в Ницце…………………………………………….5
IV. Биография……………………………………………………………6
1. Детство и юность………………………………………………6
2. Начало творчества……………………………………………..6
3. Академия Матисса и его последователи……………………..7
V. Сергей Щукин………………………………………………………..9
VI. История любви………………………………………………………11
VII. Исследовательская работа…………………………………………13
1. Пушкинский музей…………………………………………….13
2. Загадка портрета……………………………………………….18
VIII. Наследие…………………………………………………………...20
IX. Заключение………………………………………………………….21
Приложения……………………………………………………………..22
Источники……………………………………………………………….27
I.Проблематика работы.
Цель нашего исследования – доказать, что произведения Матисса стали «культурным мостом» между Россией и Францией.
Поэтому сначала мы задались вопросами: возможно ли найти произведения, созданные Матиссом под влиянием русской культуры, и конкретизировать ее роль в творчестве этого деятеля искусства? Каково происхождение картин Матисса, которыми мы можем любоваться в музеях России?
Мы попытаемся доказать нашу гипотезу: произведения Матисса тесно связаны с русской культурой, и следствие этой связи можно увидеть во многих музея различных стран мира.
Проблематика позволяет сформулировать гипотезы, а исследовательская работа дает возможность ответить на поставленные вопросы по-разному, но аргументировано.
Для того чтобы точно раскрыть тему нашего исследования в полном ее объеме, надо обратиться к теме наших изысканий.
II.Введение.
Почему же Анри Матисс сопровождает нас в этом исследовании?
Анри Матисс. Что мы представляем, когда слышим это имя? Картины, богатые красками и резкостью тонов? Некий образ француза, привнесшего немалый вклад во французскую живопись?
Зачастую, когда мы говорим о Матиссе, мы не представляем конкретного человека, со своей собственной, особенной судьбой, мы представляем то, что он оставил нам, как память о себе. При этом именно его жизнь, насыщенная событиями, путешествиями, знакомствами с разными людьми, привнесшими свой вклад в творчество великого художника, сотворила его искусство, которым мы можем наслаждаться в музеях почти любой страны мира.
Изучая жизнь Анри Матисса, мы нашли много фактов, наглядно показывающих, что он был напрямую связан с Россией более чем с другими странами, и в нашей работе мы хотим отразить этот «мост», связавший Францию и Россию благодаря жизни и творчеству этого великого художника.
Всё началось с моего путешествия в Ниццу несколько лет назад. Тогда мне удалось посетить музей Матисса.
Я получила много впечатлений от созерцания его творчества. Картины Матисса мне показались необычными, ведь раньше я никогда не сталкивалась с художниками-фовистами. Все картины, которые я там увидела, были яркими, красочными, запоминающимися. Мне и моим коллегам стало интересно узнать больше о жизни и творчестве этого человека.
III.Музей Матисса в Ницце.
Этот музей является одним из самых ярких отголосков того «моста», что связал Россию и Францию – две страны близких нашему сердцу.
Основанный в 1963 году, музей Матисса занимал второй этаж генуэзской виллы XVII века, в то время как на первом этаже расположен археологический музей. Впоследствии в 1989 году другой археологический музей был создан в соседнем городе, и музей Матисса подвергся реконструкции и расширению.
Следующий период в жизни музея начался в 1993 году, когда к нему была добавлена новая аллея.
На данный момент в нем находится разнообразная коллекция различных произведений, созданных рукой Матисса во время его проживания в Ницце между 1917 и 1954 годами, а так же работ, предоставленных его наследниками.
Коллекция музея содержит произведения всех периодов творчества Матисса и всех техник, которыми пользовался художник (68 набросков и картин гуашью, 236 рисунков, 218 гравюр, 57 скульптур, 14 иллюстрированных книг, витражи, керамика, гобелены). Ее особенность состоит в сохранении совокупностей предметов (187), иногда состоящих из многих и разнообразных работ художника. Также интерес этой коллекции состоит в представлении эволюции таланта Матисса, начиная с его первой картины 1890 года «Натюрморт с книгами» и заканчивая одной из самых последних композиций гуашью на бумаге «Цветы и фрукты» (1952-1953 гг.).
Временные экспозиции меняются каждый год, а также проводятся циклы конференций и просмотры художественных фильмов.
IV.Биография.
IV.1.Детство и юность.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в последний день 1869 года в городке Ле Като-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. Наверняка не последнюю роль сыграла в судьбе мальчика его мать: обладая артистической натурой, она, помимо работы в семейной лавке, занималась изготовлением шляпок и расписывала фарфор.
После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции по удалению аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, - вспоминал позже Матисс, - я почувствовал себя в раю...»
IV.2.Начало творчества.
Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Гюставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбером Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Идеи мастера, считавшего, что главное в живописце - его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса.
Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».
Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Уильяма Тернера. Наряду с большой работой над картинами Матисс посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья: на рубеже двух веков у художника рождаются два сына – Жан и Пьер.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты.
IV.3. Художественная академия Анри Матисса.
На открытие собственной академии Анри вдохновили друзья. Сара Стайн и Ханс Пуррман не только уговорили его давать уроки, но и арендовали для этого помещение. В 1907 году Анри Матисс начал преподавать в старинном монастыре Couvent des Oiseaux («Птичья обитель») на улице Севр. На этой же улице у Матисса была вторая мастерская.
Анри вел занятия для студентов из многих стран Европы, причем делал это совершенно бесплатно. Он осознано отказался от денежного вознаграждения, чтобы в случае, если он решит прекратить занятия, деньги не стали бы для него преградой.
Очень скоро художественная академия Матисса стала одним из самых крупных и процветающих учебных заведений. Несколько десятков учеников открывали в себе творческую жилку под руководством французского мастера. С некоторыми из них у Анри сложились дружеские отношения: переписка на протяжении нескольких лет тому подтверждение.
Когда количество студентов перевалило за пятый десяток, Анри Матиссу пришлось найти другое помещение. Им стал пустующий женский монастырь Sacré Cœur («Святого сердца»). Сюда он вместе с женой и детьми переехал в декабре 1907 года. Через некоторое время этажом выше поселились и его ученики: Патрик Генри Брюс, Ханс Пуррман, Ольга Меерсон и Мария Васильева. Может это и был тот первый предвестник в «строительстве моста культуры» между Россией и Францией? С февраля 1908 года все занятия проходили уже в новом помещении. (См.приложение №1)
Карьера Анри набирает обороты. Он уже не успевает уделять достаточно времени и собственному творчеству, и преподаванию. В июне 1910 года он решил закрыть художественную академию.
В этот период друзья познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Эта встреча стала первым камнем «моста», впоследствии составившим культурную связь между двумя странами.
V.Сергей Щукин.
История о том, как Анри Матисс, поначалу маргинальный художник, благодаря финансированию русского фабриканта Сергея Щукина превратился в Великого Матисса...
28 марта 1909 года русский фабрикант Сергей Щукин отправил из Москвы телеграмму в Париж, подтверждая заказ на два больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка», художнику Анри Матиссу. Это дата должна занять почетное место в истории искусства ХХ века и одновременно — в истории российско-французского культурного диалога, который, впрочем, и составляет существенную часть этой истории.
Поездка в Москву. В первый день Матисса в Москве (1911 год, октябрь) С.Щукин привел его в дом Морозова. На следующее утро Щукин организовал встречу корреспондента московской газеты «Время» со своим гостем, который изложил цели своего творчества, объясняя предпосылки своей работы, а также признался, что полюбил с первого взгляда русские иконы. Это интервью задало тон всему визиту. Матисс сразу стал знаменитостью. Люди стремились пообщаться с ним.
Энтузиазм, с которым встречали Матисса повсюду, был взаимным. Он заявлял, что только в Москве он встретил настоящих ценителей искусства и всей мировой культуры, получивших прекрасное образование, истинных знатоков истории и современности искусства, способных поддерживать последние достижения в искусстве модерн, и он повторял снова и снова, что богатое прошлое России сделало их способными понимать будущее. Иконы, покорившие его с первого взгляда, принадлежали И.С.Остроухову, чья коллекция была одной из лучших в России. Приехавший с Щукиным на обед к Остроухову, Матисс весь вечер любовался иконами, заявляя затем, что «только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж». Находясь под сильным впечатлением, он не мог уснуть всю ночь. И.С.Остроухов пригласил его посетить Третьяковскую галерею и показал ему залы с иконами. (См.приложение №2)
«Я потратил десять лет в поисках того, что ваши художники открыли в четырнадцатом веке», - сказал Матисс в тот день.
Позже он писал: «Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник художественных исканий... Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства... чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».
Но нет смысла искать влияние иконы на Матисса, его не было. Манера французского мастера сформировалась еще до этой поездки. Но только здесь он увидел воплощение своих идей в культурном прошлом России.
Таким образом, два революционных («Танец» и «Музыка») полотна не только изменили лицо современной живописи, они также сделали Матисса — впервые в его жизни — материально обеспеченным человеком. А стало быть, художником, который мог быть независимым в своем творчестве. Сейчас мало кто помнит, что этим француз обязан С.Щукину, который заплатил за два полотна совершенно несообразную сто лет назад сумму: 27 тысяч франков. Щукин был не просто покупателем картин Матисса, он заказывал многие из его работ. В этом отношении его можно считать соавтором замысла этих произведений. В живописи Щукин ориентировался исключительно на собственную интуицию, оказавшуюся гениальной. Своей дочери он однажды объяснил, какими соображениями руководствуется: «Если, увидев картину, испытал психологический шок, — покупай ее». Матисс скажет о Щукине: «Он всегда выбирал только самое лучшее».
VI.История любви
Лидия родилась в Томске в 1910-м, в годы революции и Гражданской войны осталась сиротой, затем с родственниками по материнской линии попала сперва в Харбин, затем в Париж. Там, еще плохо зная французский язык , в 1932-м случайно на автобусной остановке узнала от своей подруги о возможности подработать в качестве помощницы в мастерской одного художника, трудившегося тогда над созданием большого живописного полотна. Им был Анри Матисс, девушку звали Лидия Делекторская. С этого момента и до последнего вздоха великого мастера они провели вместе без малого четверть века.
Складывается впечатление, что Матисса тянуло к России всей душой.
Сегодня уже сложно сказать, когда он по-настоящему обратил внимание на русскую девушку, вскоре ставшую его музой. Возможно, после завершения одного из своих самых внушительных панно «Танец», для помощи в работе над которым Матисс и нанял Делекторскую. (См.приложение №3)
Вскоре понадобилась сиделка для мадам Матисс. Ею стала Лидия. Постепенно художник разглядел в этой юной молчунье ее природную грацию, благородство осанки и ясный профиль, лицо, увидев которое один раз, трудно забыть. Так сиделка превратилась в модель, которая долгие годы, ежедневно, помимо исполнения всех своих уже ставших привычными в этом доме обязанностей, по три-четыре часа позировала Матиссу. За это художник платил ей вполне достаточное жалованье, на праздники дарил сделанные с нее же рисунки, иногда продавал понравившиеся Лидии работы «по рыночной цене».
Как-то незаметно Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь.
За двадцать два года они и расставались-то всего на несколько дней.
Он боготворил и обожал ее со всей той страстью, на которую был способен большой художник. Для нее это не было ни жертвой, ни болезненным проявлением чувства неразделенной любви, ни возможностью сделать карьеру, ни даже средством зарабатывания денег, хотя никакого другого дохода у Делекторской не было. Никогда не любившая громких фраз, она всегда просто, но настойчиво очерчивала свою роль в жизни Матисса – «друг и помощница». «Мне это просто подходило», - скажет она позже, и это не будет преувеличением или ложной скромностью. Просто необычная сегодня, но столь естественная для них форма существования двух чутких, тонких и хорошо воспитанных людей – художника, боявшегося «спугнуть» свою Музу, и модели, боготворившей своего Мастера, который невольно, но бесцеремонно разделил ее жизнь на «до» и «после».
«До» – это почти стершееся из памяти русское детство, сиротство, чужая страна, жизнь впроголодь. «После» – это Он и его Искусство, постепенно, по капельке, «пропитавшее» всю ее жизнь. Искусство, которое переполняло ее настолько, что она просто не могла владеть им одна.
После смерти Матисса Лидия Николаевна прожила еще 44 года в Париже. У нее больше никого никогда не было, и вся ее жизнь была посвящена только памяти художника. Она издала его работы – два огромных фолианта по полторы тысячи страниц в каждом, создала музей на родине художника в Ле Като-Камбрези, помогала организовывать все выставки художника, была главным специалистом по Матиссу во всем мире. Делекторская вела почти нищенскую аскетическую жизнь, экономила каждую копейку, но при этом у нее были картины Матисса, которые она могла бы продать за миллионы. Однажды во время ее посещения одного из замков Франции , для туристов озвучили сумму , за которую он был приобретен новым хозяином. Сумма поразила всех своей внушительностью. Делекторская невольно вспомнила цену проданной на аукционе картины Матисса , которая превышала стоимость замка, но расстаться хотя бы с одним из творений Мастера , да еще за деньги, для нее было сродни предательству. Ни одной картины, ни единого рисунка или скульптуры ею не было продано. Все они были подарены музеям Москвы и Санкт-Петербурга. Это еще сильнее укрепило связь между творчеством французского художника и русским ценителем.
В конце концов Лидия Николаевна оставила себе только рубашку Матисса, с которой она просила ее похоронить, и одно бальное платье, которое ей когда-то подарил художник. Лидия Николаевна даже просила не указывать имя дарительницы, чтобы оставаться для посетителей музеев анонимным лицом.
Делекторская покончила с собой в 98-м (16 марта), когда ей было 88 лет: Лидии не хватало человеческого тепла, участия людей, которые были вокруг нее, обыкновенного доброго слова, да и миссия ее земной жизни , казалось ей исполненной до конца. Последнее является нашим предположением.
Похоронили Л.Н.Делекторскую в г.Павловске под Петербургом, а в Париже, на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, так и осталась пустой могила с уже поставленной по распоряжению самой Лидии Николаевны надгробной плитой, на которой, чтобы не быть никому в обузу, она заранее проставила дату своего рождения и прочерк, оставив свободным лишь место для года смерти. Там так и осталась пустота – знак несостоявшегося погребения, символ вечной жизни ради Искусства и… Любви.
Что может связать крепче, чем любовь, и укрепить возводящийся «мост», соединяющий две культуры? В начале 2015 года на выставке в Голландии была представлена сорочка, которую Матисс расписал для Лидии. Интерес был ошеломляющий, как открытие неизвестной страницы жизни Матисса, соединявшей Францию и Россию.
Если «фундамент моста» был заложен в 1911 году С.Щукиным, то он укрепился любовью русской девушки Лидии Делекторской и Анри Матисса, а продолжением его стали экспозиции работ Анри Матисса в Эрмитаже в Санкт-Перербурге и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Портреты Делекторской, выполненные с такой любовью Матиссом, можно увидеть во многих музеях мира.
VII.Исследователькая работа.
VII.1.В Пушкинском музее.
Как оказалось, картины и скульптуры Анри Матисса встречаются очень часто, в разных уголках мира, они представлены в музеях и на выставках множества стран. И остаются актуальны и по сей день. Например, его картины много лет остаются одними из самых дорогостоящих.
В Москве, при посещении одного из филиалов Пушкинского музея можно так же обнаружить произведения Матисса. Будучи повторно поражены яркостью красок, четкостью линий, игрой света и тени и, как всегда, нестандартным подходом к изображению реальности, мы решили углубиться в изучение биографии художника и пути развития его живописи.
«Мастерская художника ( Розовая мастерская)»
(См.приложение №4)
Благодаря заказам и покупкам Щукина художник смог уже в 1909 году арендовать, а затем и купить дом в Исси-ле-Мулино под Парижем, где было создано произведение мастера «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Картина относится к группе так называемых «симфонических интерьеров» (греческое слово «симфония» означает созвучие); подобным термином обозначают сложное взаимоотношение красок и всех элементов в картине. Произведение «Мастерская художника» стало первым «симфоническим интерьером» Матисса. Ведущая роль в симфонии красок принадлежит розовому цвету, который заливает почти все пространство интерьера, то сгущаясь почти до красноты в изображении пола, то становясь более нежным, достигая прозрачности акварели, в изображении стены. Желтым цветом художник обозначил восточный ковер на полу. Расположенный наискось, он, не разрушая плоскости картины, вызывает иллюзию глубины комнаты. Звучным аккордом врывается в розово-охристую гамму картины зеленая ширма с наброшенной на нее синей тканью, находя себе цветовые повторения в пейзаже за окном. На самом деле стены мастерской Матисса были белыми, но в зависимости от колористической задачи композиции они могли получать разную цветовую тональность, при помощи которой живописец вводил зрителя во власть своих эмоций. Кроме предметов, свидетельствующих об увлечении Востоком, Матисс изобразил и созданные им произведения. Слева представлены бронзовая декоративная фигура, картина «Роскошь II», полотно «Девушка с зелеными глазами», справа — гипсовая модель, барельеф «Спина» и срезанный рамой картины фрагмент панно «Танец». Все эти предметы раскрывают перед нами ателье художника как арену творческого труда. Превращаясь в пластические знаки, они представляют «скрытый» монументальный автопортрет Матисса. Трудно отнести «Мастерскую художника» к какому-то определенному жанру: сам Матисс такого рода произведения называл «интерьер-натюрморт». Сопоставление предметов живой и неживой натуры превращается у Матисса в некую знаковую систему: так, орнамент на синей драпировке заменяет собой живые цветы, будто вырастающие из вазы, стоящей перед ширмой, находя затем себе продолжение в арабесках зелени за окном. Художник не копирует, а поэтизирует среду, в которой он творит, находя новые средства выразительности. «Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать, — писал Матисс, — даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи... Точность не есть правда».
«Букет цветов в белой вазе» (ок.1909г.)
(См.приложение №5)
Летом 1909 года Матисс работал в Ковальере, небольшом городке на берегу Средиземного моря. Здесь он исполнил ряд холстов, включая и эту картину. От других холстов того же года его отличает быстрота исполнения: пятна жидкой краски местами наложены прямо на загрунтованный холст, без подготовки.
«Синий кувшин»
(См.приложение №6)
В начале 1890-х годов в произведениях Матисса становится заметно увлечение живописью Поля Сезанна. Уже в том, как при помощи краски в натюрморте «Синий кувшин» художник выразительно лепит объем предметов, ощущается близость картины к сезанновским натюрмортам. Цвет перестает зависеть от света, он действует самостоятельно, став основой построения картины.
«Настурции. Панно «Танец».
(См.приложение №7)
«Танец» - одна из самых динамичных и экспрессивных картин Матисса. Все объекты в комнате находятся в тесном взаимодействии друг с другом, например, изображение вазы, стоящей на полу, переносит фигуры танцующих как будто бы на стену. Здесь автор использует свой излюбленный эффект картины в картине, разрушая границы между реальным и воображаемом миром. Отдельно следует отметить цветовую гамму картины, небольшое разнообразие цветов и оттенков, позволяет легче воспринять ее концепцию.
«Статуэтка и вазы на восточном ковре»
(См.приложение №8)
К этапу зрелого фовизма относится картина «Статуэтка и вазы на восточном ковре». В теме натюрморта с коврами и вазами, ставшей впоследствии любимой в живописи Матисса, художник находит специальный композиционный принцип: ковер спускается сверху на некую поверхность, и линия его изгиба в пределах плоскостной композиции дает ощущение глубины пространства. В колористическом и ритмическом решении натюрморта ковру принадлежит основная роль. Превращая его в плоское декоративное панно, сверкающее красными тонами, художник, тем не менее, объемно изображает расставленные на ковре предметы: белая ваза, кружка, большой глиняный сосуд, восточный кувшинчик с длинным узким горлом то выступают, то вновь погружаются в яркие краски ковра. Среди предметов Матисс изобразил созданную им гипсовую модель скульптуры «Мадлен I», впоследствии отлитую в бронзе. Эффекта декоративного равновесия художник достигает не только пятнами чистого цвета, но и четкими контурами, переданными выразительными линиями.
«Палитры»
(См.приложение №9)
Как часто встречаются в музеях и выставочных залах не просто работы, созданные для созерцания, а такие повседневные для художника вещи, как палитры? На самом деле очень и очень редко. Но Пушкинский музей обладает и такими редкостями. Представьте себе, этих кусков дерева касались руки Анри Матисса, перед нами на витрине лежит тот шаг, который отделяет простые краски, которые есть в любом доме, от композиции, искусства, шедевра.
Изучив картины, представленные в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мы увидели, что картины Анри Матисса следуют тем же принципам, о которых говорил художник при оценке русских икон : «Всюду та же яркость и проявление силы чувства». То есть влияние русского искусства неоспоримо.
VII.2.Загадка картины
(См.приложение №10)
Но кроме самих работ, нас ждали и некие загадки. К примеру, среди прочитанных нами сборников как русских, так и иностранных, есть два, в которых данные о картинах различны. К примеру, под репродукцией одной и той же картины в одном издании написано частная коллекция, а в другом – Эрмитаж.
Как выяснилось, этому есть достаточно простое объяснение. Стоит опять вспомнить о Лидии Делекторской, которая как раз таки изображена на этой картине. После смерти художника картины, ранее принадлежащие Матиссу, а теперь ей, она постепенно передавала в дар музеям. К примеру, только благодаря Л.Н. Делекторской, Эрмитаж стал обладателем двадцати шести законченных станковых листов Матисса, которые впервые наглядно позволили сопоставить две основные грани его творчества - рисунок и живопись. Передавать картины в фонд России Лидия начала еще при жизни художника (с его позволения, конечно), при этом единственным ее желанием было сохранить в памяти людей, в том числе русских, образ великого художника.
В изданиях, выпущенных до смерти Делекторской, произведения, ей принадлежавшие, значатся как принадлежащие частной коллекции, но после – уже как находящиеся в Эрмитаже, куда и были ею подарены.
Стоит отметить, что, как бы не отводила от себя Лидия Делекторская внимание, ее помнят, как великого человека, который хоть и оставался в тени Анри Матисса, но преумножил и сохранил его творчество бескорыстно, что отчасти заслуживает уважения не меньше, чем заслуги самого художника. Ей посвящают выставки, например, в 2002 году в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой были представлены дары Лидии Николаевны музею. В экспозиции было представлено более двухсот различных произведений искусства, книг, фотографий, архивных документов, мемориальных предметов. В том числе две палитры художника, вышитые блузы, части костюмов и украшения, в которых Делекторская позировала Матиссу; фотоаппарат, с которым художник ездил на Таити, резиновый мячик, которым он в конце жизни тренировал руку, и другие предметы. К выставке подготовлено одноименное издание, посвященное памяти этой удивительной женщины. В 2005 году в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные в дар, и насчитывала более ста экспонатов из собрания музея.
VIII.Наследие.
Продажи.
Картины Матисса продаются по высоким ценам и по сей день. Картина "Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах" ("Les coucous, tapis bleu et rose", 1911) из коллекции модельера Ива Сен-Лорана была продана в 2009 на аукционе Christie's за 32 миллиона евро, сообщается на сайте аукционного дома. Эта сумма стала рекордной для работ Матисса, и почти в два раза превысила предварительную оценку в 18 миллионов евро.
Одна из самых значимых и дорогих работ - портрет Матисса "Одалиска. Голубая гармония", оцененный в 15-20 миллионов долларов, был продан за 33 миллиона долларов в 2007.
Но самой дорогой работой Матисса стала не картина, а скульптура — бронзовая «Обнаженная женская фигура со спины IV». Этот рельеф вошел в десятку самых дорогих скульптур мира, но при этом ни одно полотно мастера не попало даже в топ-50 самых дорогих картин.
IX.Заключение.
Подводя итог всей нашей работы, нужно сказать, что Анри Матисс не только талантливый художник, но и человек с глубоким внутренним миром. В его жизни большое место занимала Россия, она затронула две самых важных линии судьбы Матисса – это творчество и личная жизнь. Для художника одно без другого существовать не может, Лидия Делекторская нашла отражение в его творчестве и образ ее , запечатленный много раз Матиссом «украшает» лучшие музее мира . Возможно именно поэтому русский коллекционер Сергей Щукин, заметив отголоски русской души в полотнах художника, помог талантливому человеку обрести популярность не только во Франции, но и далеко за её пределами. В настоящее время в лучших музеях мира вы можете увидеть и оценить картины несравненного Матисса. Несмотря на многочисленные путешествия, на протяжении всей жизни он был связан с Россией невидимой нитью, крепнущей с годами, и сейчас, исследовав многие аспекты жизни художника, изучив его работы, мы с уверенностью можем сказать, что Анри Матисс – это «художественный мост» между Россией и Францией.
Публикуется без приложений ( фото учащихся )
Приложение №10.
Источники.
http://www.musee-matisse-nice.org/
http://www.theartstory.org/artist-matisse-henri.htm
http://.artcyclopedia.com/.../matisse_henri.html
http://www.art.com/.../id.../henri-matisse-posters.htm
http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/matisse/
http://www.brainyquote.com/.../h/henri_matisse.html
http://www.linternaute.com › Dictionnaire
http://www.guggenheim.org/new-york/.../bios/919
http://www.westwing.ru/Matisse
Aragon HENRI MATISSE, ROMAN - Луи Арагон «Анри Матисс», роман, перевод с французского Л.Зотовой , Москва, «Прогресс», 1981
Paymond Escholier « MATISSE, CE VIVANT ». Paris.1956. Раймон Эсколье
« Матисс», Серия « Жизнь в искусстве», перевод на русский язык, примечание, послесловие «Искусство», 1979
М.В.Зубова, Графика Матисса, Москва, «Искусство», 1997
Volkmar Essers «Henri Matisse 1869-1954 Master of Colour», Benedikt Taschen, 1990
Слайд 1
Voyage avec Henri Matisse Fait par Ovséenko Alena et Balaban-Irménina Irina, élèves de la 10 «lB» de l’école municipale 1286 de MoscouСлайд 2
Henri Émile Benoît Matisse
Слайд 3
Notre plan: Qu’est-ce que c’est qu’un voyage? Pourquoi est- ce que nous avons choisi ce thème? Nos objectifs. Une courte information sur la vie d’Henri Matisse. Les recherches à Moscou. Les conclusions.
Слайд 4
Voyage, c’est naître et mourir à chaque instant. © Victor Hugo
Слайд 5
Le musée Matisse de Nice
Слайд 6
Musée national d'Henri Matisse ( Le Musée Matisse) est situé dans le jardin de l'Arena de Cimiez presque au centre de Nice. Il a été ouvert en 1963 dans le bâtiment de la villa génoise du XVIIe siècle (Villa Des Arènes), au rez-de-chaussée qui abrite le Musée archéologique. En 1993, le bâtiment a été rénové, les œuvres archéologiques déplacées vers le sous-sol, et un musée a pris toutes les 18 chambres de la villa. Maintenant, il renferme 68 peintures, 236 dessins, 95 photographies, 57 sculptures et 14 livres du grand artiste dont la vie est étroitement liée à Nice. Le musée peut être appelé en toute certitude l'exposition- biographie d’ Henri Matisse, car en dehors de ses œuvres y sont exposées des centaines choses préférées par Matisse et qui nous racontent sa vie.
Слайд 7
Nature morte avec des livres (1890)
Слайд 8
Fleurs et fruits (1952-1953)
Слайд 9
Thèmes de la recherche 1. Pourquoi est-ce que les œuvres de Matisse est un pont culturel et artistique entre la France et la Russie? 2. Lors de sa vie il entreprend de nombreux voyages qui seront des sources d’inspiration: France, Algérie, Italie, Allemagne, Maroc, Espagne, Etats Unis, Tahiti, Russie.
Слайд 10
MOTS-CLÉS Voyage, Arts, Musée Pouchkine, Musée Matisse, Délectorskaya, Chtchoukine, Icône russe
Слайд 11
La biographie
Слайд 12
Les dates Henri Émile Benoît Matisse est né le 31 décembre 1869 à la ville de le Cateau-Cambrésis dans le nord de France. En octobre 1891 il est entré à l’Académie Julian. Il a ouvert une académie d’art en 1908. Il a visité Moscou et il a fait connaissance avec S. Chtchoukine en 1909. L. Délectorskaya est devenue son modèle et son assistante en 1932. Mort le 3 novembre 1954 (84 ans) à Nice.
Слайд 13
Académie de l’Art Henri Matisse en France
Слайд 14
Les étudiants de l’Académie Pierre Dubreuil, qui devient plus tard un véritable artiste rare et un excellent graveur, Greta Moll, Dardel, Revoll, Heiberg – étudiants de nombreux pays y compris la Russie.
Слайд 15
Les icônes russes ont beaucoup influencé Matisse par une image plate de couleurs bien vives.
Слайд 16
“ Le Chant du rossignol”
Слайд 17
Sergueï Ivanovich Chtchoukine
Слайд 18
Chtchoukine est l’un des premiers qui a apprécié le talent de Matisse. Le 28 mars 1909 il a envoyé un télégramme de Moscou à Paris pour confirmer à Matisse la commande pour deux grands panneaux «La Dance» et «La Musique». En 1914, la collection de Chtchoukine contenait 37 toiles de Matisse, sans compter les panneau «La Dance» et «La Musique».
Слайд 19
La Danse (1909)
Слайд 20
Musique (1910)
Слайд 21
Lydia Délektorskaya
Слайд 22
Elle est née à Tomsk en 1910. A cause de la guerre Lydia a déménagé en France. En 1932 elle a fait connaissance avec H. Matisse et devenue sa muse pour presque 22 ans. Après la mort du peintre en 1954 Déléctorskaya revenait à plusieurs reprises en Russie et elle a confié les toiles de Matisse aux musées russes. En 1998 Lydia est morte à Paris; enterrée à St Pétersbourg .
Слайд 23
La première œuvre collective. La Danse (1931-1933)
Слайд 24
«Vous voulez savoir si j’étais “femme” de Matisse? Oui et non. Dans le sens physique et matériel de ce mot, non. Mais quant à l’état moral, plutôt oui, et même plus que oui, parce que durant 20 ans j’étais la lumière de sa vie, et lui, il était le seul but de mon existence».
Слайд 25
Musée des Beaux-Arts Pouchkine
Слайд 26
Statues et vases sur des tapis orientaux. Et autres tableaux vénitiens (1908)
Слайд 27
Bouquet de fleurs dans un vase blanc (1909 )
Слайд 28
Cruche bleue (1901-1904)
Слайд 29
Palettes de Matisse
Слайд 30
Capucines et panneau «La Danse» (1912)
Слайд 31
L'Atelier rose (1911 )
Слайд 33
Matisse est un pont artistique entre l’art français et l’art russe. Les voyages de Matisse ont formé ses goûts et ses préférences dans la peinture. L’achat des tableaux de Matisse par le mécène russe comme la reconnaissance de son talent. Le séjour en Russie est une période fructueuse dans la détermination de sa carrière du peintre. La rencontre avec l’intelligence et le charme de Lydia Délétorskaya a bouleversé sa vision du monde. Dans les meilleurs musées du monde entier on peut admirer les œuvres incomparables de Matisse.
Слайд 34
Les valeurs des voyages
Слайд 35
nous fait réfléchir sur le rôle de l’art et sur le sens de notre existence. nous donne la possibilité de nous faire de nouveaux amis. nous donne l’expérience énorme. fait perfectioner le talent et nos connaissances. est la raison des succès des grandes personnalités. Le voyage:
Слайд 36
Ce voyage nous: a changés a donné le goût de découvrir en voyageant a émerveillés, a fascinés a fait réfléchir sur le sens de la vie a influencés et a aidés à choisir notre avenir a fait grandir
Слайд 37
Sitographie http://www.musee-matisse-nice.org/ http://www.theartstory.org/artist-matisse-henri.htm http://.artcyclopedia.com/.../matisse_henri.html http://www.art.com/.../id.../henri-matisse-posters.htm http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/matisse/ http://www.brainyquote.com/.../h/henri_matisse.html http://www.linternaute.com › Dictionnaire http://www.guggenheim.org/new-york/.../bios/919 http://www.westwing.ru/Matisse
Слайд 38
Aragon HENRI MATISSE , ROMAN-, Луи Арагон «Анри Матисс , роман, перевод с французского Л.Зотовой , Москва, «Прогресс», 1981 Paymond Escholier « MATISSE, CE VIVANT ». Paris .1956 .Раймон Эсколье « Матисс», Серия « Жизнь в искусстве», перевод на русский язык, примечание , послесловие «Искусство», 1979 М.В.Зубова, Графика Матисса, Москва «Искусство» 1997 Volkmar Essers “ Henri Matisse 1869-1954 Master of Colour” , Benedikt Taschen, 1990
Соленая снежинка
Композитор Алексей Рыбников
Л. Нечаев. Яма
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Пятёрки