Эссе на конкурс "Защита прав потребителей"
Вложение | Размер |
---|---|
yamaleeva_kamilla_rustemovna_nizhnekamsk.doc | 35 КБ |
brovko_lada_vadimovna_nizhnekamsk.docx | 21.08 КБ |
petrov_ilya_gennadevich_nizhnekamsk.docx | 23.44 КБ |
Ямалеева Камилла Рустемовна, МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка», г. Нижнекамск, 11 «А» класс.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЧЕРАШНЕГО И ЗАВТРЕШНЕГО ДНЯ
Защита прав потребителей – это сфера имущественного оборота, имеющая большое значение для страны, в которой формируются цивилизованные рыночные отношения. Правовые преобразования в России, начавшиеся в начале 1990-х годов, впервые затронули одну из самых больших групп отношений, складывающихся на рынке товаров и услуг, - отношений с участием потребителей.
Оценивая ситуацию в потребительской сфере России 20-30 лет назад, трудно принять тот факт, что гражданин с его правами не рассматривался как полноправная единица потребительского общества. Производители рассчитывали на незнание и неосведомленность своих покупателей, которым, в свою очередь, приходилось искать выходы, и придумывать способы выявления нечестной политики производителей с их предложениями. На данный момент, потребитель в России обладает своими правами, которые оформлены и узаконены; он может обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям, к телевидению и интернету.
Но начать, пожалуй, стоит с потребителя вчерашнего дня. На памяти моих родителей еще остались времена, когда люди были вынуждены получать товар по талонам. То есть, у потребителей не было выбора между предложенными товарами: приходилось отдавать деньги за то, что есть и что дают. Но вместе с этим у потребителей было четко осознание того, что продукты, такие как хлеб и молоко были сделаны добросовестно, по ГОСТу, поэтому не возникали сомнения о качестве продуктов. Из интервью директора НИИ хлебопекарной промышленности, приведенного в газете «Аргументы и факты», я узнала, что раньше хлеб выпекался из 2 и 3-их сортов пшеницы. Сейчас же хотят отнести 5-ый сорт пшеницы к разряду продовольственных! Следовательно, в недалеком будущем, потребитель столкнется с низкокачественными продуктами.
Раньше не было такого объема информации, который сейчас буквально обрушился на покупателей. Федеральные каналы, огромные медиа площадки сети Интернет и телевидения вещают о том, какие продукты есть можно, а какие нужно обходить стороной (программа «ОТК», «Контрольная закупка»). В эфир запускаются провокационные телепрограммы, цель которых состоит в том, чтобы открыть глаза потребителю на правду. В недалеком будущем, потребителю не нужно будет консультироваться со специалистами или прибегать к помощи народных средств (проверка меда йодом, например). Покупатель буквально приумножит свои знания, в отличие от потребителя прошлых лет.
Потребитель вчерашнего дня не был привередлив. Он приобретал определенный товар, потому что это был единственный представленный товар. В будущем наличие товаров-субститутов и комплементов разнообразит набор предложений от производителей и заставит покупателя с большей ответственностью подходить к выбору товара.
С начала XXI века в нашей стране интерес изучению проблем защиты прав потребителей существенно возрос. Я думаю, этому способствовал накопленный практический опыт применения норм Закона о защите прав потребителей, в котором к этому времени дважды были внесены существенные изменения и дополнения (1996 г. и 1999 г.), появление новых видов торговли, услуг, а также осознание теоретических основ защиты прав потребителей в России.
Что же касается политики спроса и предложения в будущем, то тут можно лишь предположить и выдвинуть свои идеи. По моему мнению, изучение прав потребителя на уровне в школе необходимо. Обучение подрастающего поколения его правам в сфере рынка с другими, не менее важными законами и правами, позволит расширить их познания и кругозор, гарантирует будущее стремление к освоению своих свобод и прав. Люди следующего поколения должны быть осведомлены и вооружены в борьбе с неравноправием в области спроса и предложения.
Так же я могу предположить, что с развитием инновационных технологий, могут появиться различного рода приборы и устройства, мобильные приложения, с помощью которых покупатель сможет хранить и использовать информацию о нужных ему товарах (размеры одежды, состав продуктов, список правильно ориентированных покупок и т.п.). Это поможет быстро ориентироваться в необходимых ему товарах и услугах, не тратя пи этом свое драгоценное время.
Я думаю, что уже сегодня нужно искать новые подходы к решению многих актуальных проблем защиты прав потребителей, направленных на увеличение эффективности такой защиты, устранения противоречий, обеспечение правового баланса участников правоотношений с участием потребителей.
Бровко Лада Вадимовна, МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка», г. Нижнекамск, 9 «г» класс.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЧЕРАШНЕГО И ЗАВТРЕШНЕГО ДНЯ
С обманом и подделками товаров потребитель столкнулся, вероятно, с момента появления первых товарных рынков. Поскольку подделки товаров с правовой стороны представляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества, то до сих пор бытует такое изречение "не обманешь - не продашь". Но обман покупателя во все времена карался очень жестко.
Закон РФ «О защите прав потребителей» — закон Российской Федерации, призван регулировать отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). В ряде случаев ответственность за нарушение прав потребителей регулируется нормами гражданского и уголовного права.
Законы об обмане покупателей и продаже поддельных (фальсифицированных) пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах - во Франции, Италии, Бельгии, а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры наказания за обман покупателя и продажу поддельных (фальсифицированных) товаров - достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированных товаров, а также меры пресечения - лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение. В России же роль уголовного закона в системе законодательства о защите потребителей сегодня сведена к минимуму. В 2003 году была декриминализирована ст. 200 УК РФ «Обман потребителей». Напомню ее содержание: «Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, -наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет». Тем не менее, специалисты в области уголовного права настаивают на возвращении уголовной ответственности за обман потребителя, считая, что после утраты силы данной статьи уголовно-правовая охрана прав потребителей была ослаблена. В настоящее время среди норм УК РФ, применимых к защите прав потребителей относится статья 159 «Мошенничество».
Сейчас я вам расскажу о крупных мошенничествах в СССР, причем на уровне государственном. Первый пример, в индийский чай, расфасованный в СССР, всегда добавлялся грузинский чай низших сортов в количестве до 45% в зависимости от сорта. В молотый жареный кофе высшего сорта всегда добавлялся жареный цикорий в количестве 20%, в 1 сорт - 20% цикория и 20% жаренных винных ягод.
Доходы от реализации фальсифицированных товаров поступали в доход государства. Государство занималась мошенничеством, причем, крупным. Потребитель не может быть защищен граждан, если его права нарушаются государством.
На сегодняшний день действуют более двадцати подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей».
В будущем я предполагаю на рост числа представителей нового поколения покупателей – чувствительных к брендам, разбирающихся в модельерах, а также в этических и социальных нормах.
Наш потребитель будет хорошо знать и документы международного уровня. Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены «Руководящими принципами для защиты прав потребителей», принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
Петров Илья Геннадьевич, МБОУ «Лицей № 35», города Нижнекамска, 9 класс
КАК МНЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗНАНИЯ?
«Все мы стали солдатами на поле битвы за права потребителя,
вооруженными чековыми книжками в виниловых обложках
и стегаными кошельками».
ГиллианФлинн
Два главных персонажа действуют на экономической сцене - производитель и потребитель. Интересы их тесно сплетены. Конфронтация сочетается с сотрудничеством. То один, то другой обретает преимущество в этом вечном союзе. Производитель правит балом там, где у потребителя нет (или почти нет) свободы выбора или честной информации о товаре. Благополучие же человека как потребителя зависит от его собственного грамотного поведения, от существующих на рынке обычаев, от действующих законов. Поэтому потребитель должен быть грамотным. В этом ему поможет знание Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Разработка и принятие Закона происходили в сложнейших условиях, когда государство, не имея практического опыта в осуществлении защиты прав потребителей, не могло адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке товаров и услуг. В период возникновения стихийных рынков заниматься «предпринимательством» стали люди, не имеющие специального образования, опыта ведения предпринимательской деятельности и правовых знаний. Представители нового рынка всячески отказывались выполнять законные требования потребителей. Но с принятием Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана определенная правовая основа для формирования и реализации целенаправленной государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Закон так же закрепил механизм реализации прав потребителей, что принесло ему заслуженную популярность и быстро сделало одним из самых применяемых российских законов.
Продавцы и сегодня часто хотят нас «обвести вокруг пальца» или мы сами бываем наивными, очарованные красивой упаковкой или яркой рекламой товара, не замечая того, что тратим дополнительные деньги. Читая материал по данной теме в газете «Аргументы и Факты», я нашел интересную статью о муке, которая заставила меня задуматься о своих расходах. Привожу пример, обычная пшеничная мука первого сорта в бумажном пакете стоит 87–90 рублей за два килограмма. Точно такая же мука, но в твёрдой картонной упаковке стоит порядка 70 рублей за 850 граммов. Я произвел простой расчет и получил разницу примерно в 2,5 раза. Это был тонкий маркетинговый ход - упаковка сыграла свою роль. Получается, в зависимости от упаковки, производители накручивают цену в 2–3 раза (на 200–300%).
Потребителем можно манипулировать, навязывая ему с помощью рекламы такие товары и услуги, без которых он вполне мог бы обойтись.
В младших классах я прочитал все книги о Незнайке Николая Носова. В его произведении «Незнайка на Луне», мне понравилась цитата: «Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе». Получается, лунатик сам обманываться рад и старается не замечать этого. Но мы ведь не лунатики. Мы должны быть грамотными потребителями.
Воспитывать потребителя нужно не только с помощью закона, еще сильны и другие социальные нормы, например, мораль. Вот посмотрите, что я узнал об идеи открытия магазина самообслуживания. Предприниматель села Таштып в Хакасии начал продавать хлеб в лавке без продавцов. И к выпечке подошел нестандартно: печь стал не с помощью электричества, а в печи, на тепле, которое идет от дров. И закваска у него не дрожжевая, а хмелевая. Поэтому хлеб пышный, ароматный, не крошится, и несколько дней не черствеет. Рядом с полками прикреплен самодельный ящик – касса. Каждое изделие стоит 20 рублей. Все просто: на сколько взял, столько денег и положил. Поначалу покупатели дивились: надо же, сам взял – сам и расплачивайся. Сегодня привыкли: а что тут такого? Представители правоохранительных органов заверяли его, что доверять народу нашему не стоит. Разнесут лавку, и крошки хлеба не найдет. «Посмотрим», – сказал предприниматель. И оказалось – честный народ живет в Таштыпе! Редкие случаи, когда сальдо с бульдо не сходятся. Всякое бывает, ну нет у покупателя суммы без сдачи. Или денег с собой нет. В этом случае в ящик опускается записка, в которой указаны имя, сумма долга и срок, когда деньги будут возвращены. И возвращают! Тут еще и воспитательный момент: конечно, искушение есть, но вот побороли его жители села, себя стали больше уважать. Да и для предпринимателя – выгода прямая: продавцу зарплату платить не надо. Значит, в стоимость хлеба эти затраты не ложатся.
Сегодня потребителя в нашей стране защищает закон, множество нормативных актов и различные организации. Но закон сам по себе не может работать. Для того чтобы он работал, люди должны знать и постоянно грамотно им пользоваться. Среди множества защитников прав потребителей, главным является сам потребитель, вооруженный знаниями своих прав и добивающийся их соблюдения.
Принимая участие в олимпиаде по защите прав потребителей, обобщая знания, полученные при изучении Закона РФ, я думаю, что тоже участвую в его реализации.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Домик зимней ночью
Щелкунчик
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым