Про Шакура конокрада.
Вложение | Размер |
---|---|
Шакур конокрад. | 90.5 КБ |
МБОУ « Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри
Проект «Шакур – карак»
Выполнила:
Шамсутдинова Айгуль Рафилевна
Ученица 9 класса
Руководитель:
Хамидуллина Люция Мубаракшовна,
Гафарова Равиля
Рахимулловна
2015-2016г
Чуть более 80 лет назад по решению Верховного суда РСФСР были расстреляны 16 жителей тогда еще Свияжского кантона, признанные виновными во многих фактах хищения социалистической собственности и конокрадстве. Среди казненных был и 63 летний Шакур Рахимов, больше известный как Шакур –карак. Столь бесславно завершилась история печально знаменитой на все Поволжье банды Шакура, которого деревенские жители считали своего рода татарским Робин Гудом, а сотрудники уголовного розыска- хитрым и изворотливым преступником.
ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Массовые репрессии, затронувшие практически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней- эти испытания выпали на долю наших предков .Они жили в тяжелые годы. И очень многие воспоминания о тех годах до сих пор теребят их души .Я решила провести исследование материалов, касающихся личности Шакура Рахимова. Оказалось ,что интерес к нему не пропал до сегодняшних дней.
Родом он из села Чутеево, расположенного в Кайбицком районе Татарстана и граничащего с Чувашией. За шайкой Шакура в двадцатых годах охотилась целая армия советских милиционеров. И хотя в документах МВД республики и значилось, что "...на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке Карак", однако в народе его считают кем-то вроде Робин Гуда.
Много легенд ходит в народе о местном Робин Гуде - Шакуре Рахимове. Вот одна из них.
Жил в Чуваш Чутеево некто Василий Краснов. Имел мельницу, маслобойку и магазин. Сделал мостовую по центру улицы. В общем, был зажиточным и знаменитым по всей округе купцом. Шакур Рахимов с Василием был в добрых отношениях, частенько заезжал он к нему погостить. Так у этого Василия Краснова лошадей-то хватало. Ну вот Шакуру понравился один конь. Он и говорит: «Продай, Вася, коня, не то украду в течении месяца». А Василий: «Нет, Шакур! Этот конь мне самому очень нравится и ни за какие деньги я его не продам». В общем, поспорили. И Василий начал сам лично караулить конюшню по ночам. Сидит, ходит вокруг да около у ворот конюшни. Уже месяц почти проходит, все тишина. Как обычно, после ночной прилег поспать, да тут сыновья шум подняли: "Караул!.. Рысака нет!!!" Выбегает Василий во двор, смотрит, амбарный огромный замок висит на месте; открыл, а коня нет. Работнички Шакура Карака сделали подкоп сзади конюшни в рост лошади. Обули валенки коню и вывели его.
В общем, проиграл Василий спор. Встретились они с Шакуром, оформили купчую как положено.
«Шакур был очень справедливым, - вспоминают старожилы. Он крал только у богатых и помогал бедным. Но бывало и так: украдет у кого-то коня, а человек придет к Шакуру и докажет, что это его конь. Если лошадь узнает в пришельце хозяина, вор без разговоров вернет животное хозяину.
Каждый уважающий себя человек должен знать не только историю края, в котором он живёт и трудится, но легенды и предания о своих земляках, которые передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Думаю, я не открою Америку, если расскажу о Шакуре-караке, поделюсь своими познаниями о его жизни говорит - председатель районного суда Гузель Хаялиева.
Когда меня спрашивают, откуда я, в ответ слышу: «О, ты из Кайбиц, это же родина Шакур-карака!». Мало людей, кто не знает, что Чутеево, что около реки Кубня – родная деревня легендарного Шакура. Его имя знакомо каждому жителю республики, знают о нём и за её пределами, оно стало нарицательным. Шакур Рахимов (1861 года рождения) был главарём бандитов, которые орудовали в начале 20 века в Казанской губернии Цивильского уезда. Это была группа (её ещё называли шайкой), в составе которой были сыновья, родственники Шакура, люди преимущественно из бедных сословий. Она просуществовала более 70 лет. Свой промысел (конокрадство) он унаследовал от своего отца, даже прадеда и достиг в нём невиданных «вершин», став грозой всей округи. Количество краденых коней превышало мыслимые масштабы, он промышлял, говоря по-современному, во всех регионах России. Успеху способствовали хорошее вооружение и большая численность группы и несметное количество «средств передвижения», то есть хорошо откормленных и породистых рысаков. У Шакура было любимое выражение: «Шакур у своих не ворует и никогда их грабить не будет, он грабит за Волгой, где лежит большой капитал»
В музее МВД РТ есть стенд Шакуру Рахимову с обвинительным заключением и приговором под названием «шакуровщина», в нём есть такие строки:
«длительное время на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке «карак». «Дело Шакуровцев» рассматривалось в Верховном суде Татарстана под председательством тов. Немцова, народных заседателей - членов ТЦИК товарищей Ибрагимова и Рагс, представители гособвинения, секретарь тов. Соболев (из приговора ). Но интересен факт, что население Кайбицкого района считает его защитником бедноты, представляет в образе деревенского благодетеля, друга бедняков, крестьянского Соломона, к которому прибегают, как к мудрецу, за советом и помощью. Существует множество легенд и рассказов о Шакуре. Об одной из них мне хочется рассказать и читателям газеты. «Как-то раз пришли в село с обыском урядники и понятые. Они зашли в дом Шакура во время чтения намаза и, из уважения к обряду, не стали прерывать, а молча стояли в ожидании окончания молитвы (намаз читается, нараспев, вслух). Быстро сориентировавшись, Шакур, не прерывая молитвы, не меняя мотива, ритма, интонации, начал давать указания жене: «Жена-а-а, ту но-вую ло-шадь со звез-дой вы-ве-е-ди из са-а-ра-а-я че-рез за-а-дний дв-о-ор».
«Любовь» к лошадям, похоже, не угасает и в наши дни, только теперь орудуют уже другие конокрады. В моей судейской практике были случаи, когда из соседнего Батыревского района Чувашии на машинах за один «наезд» угоняли с конюшен по 4-5 лошадей. Но эта уже другая история.
Несколько лет назад я получил письмо от главы сельсовета села Чутеево Кайбицкого района с просьбой реабилитировать легендарного конокрада: «Это наш Робин Гуд». В местной школе сделали уголок, посвящённый этому человеку, где рассказывали и о его семье-говорит Кафиль Амиров прокурор Республики Т атарстан.
Я поднял из архива уголовное дело Шакур-Карака 1926 г. Этот человек создал вооруженную преступную группу, совершавшую кражи лошадей, товаров из сельских потребительских обществ. Всё это было доказано в суде. Мы его реабилитировать не могли.
Но я понял: Шакур-Карака действительно уважали в родном селе. Он был щедрым, к нему всегда можно было обратиться за помощью. Побывав в Чутеево, я узнал много интересных эпизодов из жизни этого человека. У Шакур-Карака было несколько сыновей. Он чувствовал, что его приговорят к расстрелу, и ближе к концу судебного процесса попросил судью о свидании с сыновьями. Кстати, старший сын Шакур-Карака тоже был на скамье подсудимых, но его оправдали. Шакур-Карак дал сыновьям напутствие: уехать из родного села, начать новую жизнь. И они его послушали. Старший сын стал заслуженным метростроевцем Москвы. Средний - министром строительства Узбекистана. Младший всю жизнь проработал на заводе в Куйбышеве.
Судьба человека не бывает только чёрной или только белой. Даже в самом закоренелом преступнике есть что-то хорошее, надо уметь это видеть.
Прошло много лет, но молва о нем не стихает. В Кайбицком районе Рахимова ласково называют «бабай». На ежегодном Сабантуе главный приз – памяти Шакура – присуждается победителю конных скачек. Найдены стихи и песни, посвященные Рахимову. Он был настолько легендарной личностью, что по известности в наших краях мог потягаться даже с Хаджой Насретдином, бухарским героем народного эпоса. Но, в отличие от Хаджи Насретдина, народная молва приписывает Шакуру не ловкость, а благородство и мудрость. Из исследований Ильсии Шакуровой родственницы Шакура Рахимова;
В деревне до сих пор рассказывается анекдот о том, что молодых подростков забрали в духовную семинарию для усмирения их духа, подкрепляя это пятирублевой стипендией. Через год - два, подсчитав, во сколько это выльется казне, Екатерина II решила снизить стипендию до трех рублей. Ребята собрали все свои пожитки и вернулись в деревню со словами: «За трешку пусть сама крестится!».
Но есть и другая история, которую рассказала мне бабушка. У Рахимова Шакура была русская сноха Даша (дочь мельника), которую пытались перевоспитать в правоверную мусульманку. Она, не выдержав всей строгости новых обычаев, убежала в соседнюю деревню. Четыре недели продолжались поиски, беглянку вернули, и долгие годы спустя, после ее смерти, в подвале нашли иконку и лампадку.
Я думаю, что этот эпизод еще раз доказывает, что если в человеке есть Вера, то ничто не в силах помешать его связи с Богом в той форме, которая ему наиболее близка.
«И так вышло в округе, что Чути оказалась единственной мусульманской деревней. В отместку самые бравые жители начали грабить близлежащие церкви». «Старожилы села считают, что именно эти события предопределили развитие традиции конокрадства». «Конокрадство как профессия передавалась по наследству от деда к отцу, от отца к сыну».
Шакур, будучи человеком неординарным, талантливым, получил не только самую яркую славу, но и самое жестокое наказание. Наш прадед, Садык хаджи, неоднократно пытался наставить Шакура на путь правоверного мусульманина, каковым сам являлся. Но ответ звучал приблизительно так: «Дело, унаследованное мной, нельзя прекратить в один день. Что суждено, то и будет. За все должна быть расплата»
«Шакур Рахимов – человек среднего роста, довольно упитанный энергичный старик с седеющими усами и небольшой бородой, по внешности он напоминает богатого башкира или татарина-торговца, одетого в серый татарский кафтан и тюбетейку, разрисованную вышивкой. Сидит молча, часто хмурясь, изредка перекидываясь парой фраз со своим соседом, худощавым и угрюмо-сосредоточенным татарином», – так описывает внешность нашего героя К.Т-ин, журналист газеты «Красная Татария», ведущий хронику из зала суда по делу «Шакуровщина».
«Шакур абзый был очень образованным, религиозным человеком, ходил в мечеть, не пропускал пятикратного намаза, часто цитировал суры, выделяя наиболее важные на его взгляд».
«Мне пришлось встретить очень пожилого татарина, в котором я узнала крестьянина Цивильского уезда, волость и деревню я уже забыла, по имени Шакур… В настоящее время Шакур уже сгорбился, в былое время это был высокий здоровый татарин, на базаре ходил не иначе, как с кнутом…».
В одном из дел написано, что рост Шакура Рахимова – 1 метр 30 см. Я была крайне удивлена. Посмотрела рост всех остальных следственно заключенных по этому делу – их рост был от 1,58 до 1,67 м. Бабушка говорит, что они все были крепкие, высокие, статные мужчины.
«Почему же шакуровская шайка долго не попадалась? Они хорошо организовали свое дело. Когда в деревню входили понятые, дети бежали предупреждать, женщины выгоняли скот, прятали имущество, переносили из дома в дом, даже сжигали».
«К концу гражданской войны страна, по характеристике В.И.Ленина, напоминала человека, избитого до полусмерти. Поволжье, в том числе и Татарская республика, не были единственными районами, по которым прошлась голодная смерть… В 1920 году в счет продразверстки из республики было вывезено более 10 миллионов пудов хлеба. Из уездов и волостей забирали хлеб подчистую, включая и семенной. Под угрозой оказался весенний сев. По предложению председателя Совнаркома РСФСР республике вернули 300 тысяч пудов зерна».
Зимой 1922 года голод принял еще большие масштабы. Пустели целые деревни. Во многих селах не осталось ни кошек, ни собак. В докладной записке начальника угрозыска АТССР Мухаметжанова Махмуда сказано, что «в деревню незаметно проникнуть не удалось по причине большого количества собак». Из этих слов я делаю вывод, что в деревне Чутеево народ от голода так не страдал. В республике участились случаи трупо- и людоедства. Об этом сообщали многочисленные телеграммы, донесения с мест. В январе 1922 года в республике голодало 2,4 миллиона человек. К этому же году относится и дело, с которым я работаю. Четвертый том следственного дела посвящен расхищению семян овса, гречки, гороха, льна. Приложены поименные ведомости-списки распределения семян среди населения деревни (кому 1 пуд, кому 2).
Почти все население грамотно, ставят подписи арабской вязью. Есть и родовые знаки (у кого вилы, у кого стремена, у кого три треугольника). Причем в деле факт расхищения семян не подтвержден. Указано на небольшие приписки и некоторые исправления. Видимо, когда эти документы подшивались к делу о Шакуровщине, предполагалось, что Свияжский кантон, будучи «гнездом бандитизма и конокрадства», должен был подвергнуться наглому грабежу со стороны Шакура и его шайки. Ведь в округе царит голод, а тут зерно осталось в целости и сохранности.
Позже мы встречаем очень много документов, подтверждающих, что это дело рассматривалось отдельно от дела о Шакуровщине, так как никакого отношения к Рахимову не имело.
В своем очерке из зала суда корреспондент К.Т-ин дает такую характеристику Шакуру Рахимову:
«Шакур не отрицает, у него есть достаток, но он готов делиться с бедняком своим избытком. Если верить тому, что о себе говорит Шакур, то перед зрителем встает образ деревенского благодетеля, друга бедняков, какого-то крестьянского Соломона, к которому односельчане прибегают во всех нужных случаях как к мудрецу, на совет которого можно положиться. Моя бабушка рассказывала: «Несмотря на засуху, продразверстку и голод, невспаханных, незасеянных полей в округе не оставалось. Не все люди могли себя обеспечить семенным зерном. Шакур никому не отказывал: давал зерно и лошадей на время посевной». «Шакур заходил в бедные дома, интересовался житьем - бытьем и уходил, ничего не говоря. А утром под дверями тех домов, которые обошел накануне Шакур абзый, находили кто один, кто два, кто три пуда зерна. За всю жизнь ни одного человека не обидел».
«В своей округе Шакур пользовался большим авторитетом, его банда, а насчитывались в ней десятки человек, никогда не крала у бедных. А вот беднякам лошадей, случалось, дарили. Помогал Шакур нуждающимся людям и продуктами. Оттого и чтят чутеевцы его память. Тем более что был случай, когда Шакур спас жизнь многим крестьянам в гражданскую войну. Говорят, умел он людей к себе расположить, слушались его. За советом приезжали со всех окрестностей, даже из Ульяновска».
Мой прапрадед, Садык хаджи, 14 месяцев провел в хадже и вернулся с полностью расстроенным здоровьем. В его отсутствие жена, Шарифжамал, вела торговые дела мужа. После возвращения из хаджа, во время поездки за товаром, с ним случился сердечный приступ, и он потерял и деньги, и товар. Вернувшись домой, предложил супруге на выбор: «Хочешь – продолжай дело, хочешь – закроем магазин. Я тебе мешать не буду, но и помощника из меня не получится».
Так прапрабабушка стала вдруг бизнес-леди. По тем временам, на зависть односельчанкам, у нее были лисья шуба, шаль, которая проходила через кольцо, совершенно немыслимые валенки ручной работы, кукморские, с узором, и ... наган. Раз в два года она выращивала племенного жеребца для казны, что приносило огромный доход. Его кормили и растили по определенной методике. За жеребцом присматривал соседский старик, тоже Садык, а его жена носила воду из колодца для семьи прапрабабушки. И за все годы, хоть бабушка и жила в самом чреве «бандитского гнезда», у нее ни разу не украли не то что лошадь – даже булавку!
Она привозила по 5-6 обозов товара из Казани, следила за нанятыми чувашами, а ночью плакала на печке от пережитого стресса. Утверждение, что Шакур грабил бедных и одиноких односельчан, по примеру нашей семьи, неверно, хотя, с точки зрения обнаглевшего бандита, наша прапрабабушка была самой подходящей мишенью.
Наши семьи относились друг к другу с почтением и уважением. Потому-то и не нашлось никого, кто бы дал показания против Шакура и его семьи, не было ни одного настоящего свидетеля. Удивительно, но у этого человека не было врагов: ни в родном селе, ни в округе. Даже корреспондент газеты «Красная Татария» попал под его обаяние.
«На Шакура ходили смотреть школьники как на легендарного героя- конокрада».
«Рахимов совершенно отрицает за собой всякую вину, наоборот, выставляет себя благодетелем деревенской бедноты».
Документ объясняет многое. Здесь явно виден социальный заказ. Агент ОГПУ Зариф Баширов был направлен со специальным заданием в деревню Чути. В первом томе дела «Шакуровщина» имеется его подробный отчет, более похожий на литературный опус, чем на объективный отчет. Так как он написан арабской вязью, то я смогла воспользоваться только переводом.
В этом отчете собраны все сведения о географическом расположении села, есть история его происхождения, история семьи Рахимова. Собраны все слухи негативного характера: о конокрадстве вообще, об односельчанах, о том, кто с кем общается, кто из волостного начальства бывает в селе, какие отношения сложились у председателя колхоза с Шакуром и его семейством. Так как у всех были дружеские отношения, то Баширов преподнес все в том виде, в каком это требовалось его начальству. Заказ был получен, и он выполнялся.
Шакур станет поводом для чистки милицейских рядов ТАССР. Красочно описанное «убийство комсомольца Даминова», кочующее из произведения в произведение, – «бандитская расправа». На самом деле это единственное убийство в селе в тот период. И вдруг в обвинительном заключении нахожу:
«Сын делегатки Даминовой Низамутдин Тимершин был убит в деревне Чутеи 25 мая 1925 года на почве попытки со стороны Низамутдина Тимершина УВЕСТИ ДОЧЬ известного вора-конокрада Салахутдинова Гильмутдина (Корсака)».
Во-первых, Рахимов Шакур тут вообще ни при чем. Во-вторых, дети Шакура тут тоже ни при чем. В-третьих, да, девушек в этом селе воруют, но парней, которые на воровстве попадаются, наказывают, временами, очень жестоко.
«Узнав об избиении своего сына, Даминова явилась к Председателю сельсовета с просьбой прийти на место происшествия. Он это сделать отказался».
Так при чем тут конокрады? Где тут Шакур? Похищение людей – не хуже конокрадства? Как можно защищать человека, который хотел похитить девушку и пойман на месте преступления? Как можно обвинять отца девушки только за то, что он по слухам – конокрад?
Здесь идет явная подтасовка фактов. Авторы постоянно путают фамилию убитого, факт убийства: где-то написано, что он был убит, где-то – что просто избит. Фамилия Даминов идет от того, что главным свидетелем в деле об убийстве была мать Низамутдина Тимершина, которая являлась делегаткой от села Чутеево (хотя непонятно, что за делегатка), но так как авторы ссылались на ее фамилию, то и сына называли в основном Даминовым. Поэтому я и привожу цитаты с разными фамилиями.
Почему я так детально рассматриваю вопрос об избиении Низамутдина Тимершина? Потому что во всех последующих документах, публикациях на тему «Шакуровщина», даже в книге Е. Сухова этому эпизоду придана политическая окраска. Придав единственному убийству вид жестокой расправы над комсомольцем Тимершиным, власти и средства массовой информации, освещавшие процесс, смогли убедить всех в том, что у Шакура «все руки по локоть в крови». Было страшно браться за исследование, так как все говорили именно эту фразу. Поэтому моя задача заключалась в том, чтобы найти доказательства «кровавых дел» Шакура. Взялась за работу, даже не предполагая, ЧТО найду в следственном деле. Я хотела взглянуть объективно на эту личность. А в том, что эта личность – интересная с исторической точки зрения, не сомневалась.
Веря в Советскую власть, а, может быть, и не очень-то в нее веря, Шакур Рахимов не мог даже в мыслях допустить того, что этот арест обернется годовым заключением и приговором к расстрелу. Ведь в то время за конокрадство не приговаривали к высшей мере наказания.
Тысячи людей, вооруженных топорами, вилами, косами, вышли на дорогу, по которой отряд красноармейцев вел арестованных. Повсеместно дорога перекрывалась, народ был готов разорвать отряд в клочья. Все ждали знака от Шакура. Он же разводил толпу рукой, и по этому проходу шли как арестованные, так и их сопровождение. Видимо, Шакур абы верил в правосудие.
Но попасть под арест легче, чем выйти на свободу. Вот что писала газета «Советская Татария» в материале под названием «Конец атамана» об успешно проведенной операции двух следователей – В. Панюкова и Е. Григорьева (публикации шли с 19 по 26 ноября 1967 г.):
Из документов, содержащихся в этом томе, видно, как медленно и тяжело шло следствие. Вот какое свидетельство я нашла в уголовном деле:
«Происшествия, имевшие место в последнее время в связи с известным вором Шакуром, привели меня в сильное волнение; они также способствовали упадку настроения среди крестьян окрестных с деревней Чутеи… В Казани мне один из интеллигентов сказал: «история вора Шакура не достигла тех размеров, как писали об этом в газетах. Низамутдинов, Ишимов, Бикчентаев невиновны, их обвиняют лишь левые коммунисты». Я понял, что некоторые интеллигенты даже хотят защищать их в организованном порядке» (из докладной записки свидетеля Зарифа Баширова).
В периодической печати однажды было высказано мнение о том, что Шакура и его «банду» обвинили неправомерно. В чем же обвинялся «король конокрадов» Шакур Рахимов? В обвинительном заключении, которое занимает 276 листов текста, идет перечисление всех дел, которые рассматривались в ходе следствия. В этом перечне есть самые разные обвинения: давал взятки, совершил кражи «носильного платья и домашних вещей», хмеля, эмалированных кружек из Ногаткинской больницы, есть упоминания об украденных лошадях – нет доказанных фактов самих краж. В ходе следствия ни одного действительно серьезного преступления раскрыть не удалось. Более того, ни следствие, ни масса допрошенных людей не смогли даже назвать ни одного такого дела. Грабежей, нападений, убийств, поджогов деревень и других бесчинств в данном деле не рассмотрено, что дает нам повод утверждать, что таковых не было. Доказательств обвинения Рахимова в том, что он являлся организатором, руководителем, разработчиком планов нападения, я тоже не обнаружила. Этот факт в обвинительном заключении просто констатируется. Складывается ощущение, что главная цель дела была не искоренение бандитизма, не поиск конокрадов, а борьба за чистоту рядов милиции и местных чиновников.
Многие документы не подписаны или подписаны арабской вязью, что означает, что подписавшийся не может прочесть протокола. На суде Шакур вел себя достойно, вызывая уважение у окружающих. Его уважали как следователи, так и надзиратели, судьи.
Устное свидетельство моей бабушки подтвердилось статьей С. Сиразиева «Шакур карак тэбесе». Там сказано о том, что русская сноха везла из Москвы «государственный документ», освобождающий Шакура Рахимова и его близких. Остается тайной, каким образом был раздобыт тот документ, подписанный первым лицом НКВД. Но документ был выдан, а за ним последовал телефонный звонок с приказом «срочно привести приговор в исполнение».
Моя бабушка была знакома с человеком, который находился в конвое Шакура. С его слов, исполнение приговора было срочным, спешным.
«17 декабря 1926 года. В этот день по всему Советскому Союзу началась перепись населения. К этому дню приведен в исполнение приговор Верховного Суда в отношении шайки Шакура-карака».
Всего по делу проходило 46 человек. Освобождены были 17 обвиняемых. Верховный суд приговорил к лишению свободы: на 1 год – три человека; 2 года – одного; 3 года – двоих; 4 года – одного; 5 года – троих; 8 лет – троих. К высшей мере наказания – расстрелу было приговорено 16 человек. Из приговоренных 32 человека были должностными лицами, 16 – хлебопашцы. Хлебопашцы – это жители села Чутеево. Самое суровое наказание понесли именно те 16 человек.
Странно, что должностных лиц, которые, казалось бы, никакого отношения к Шакуру не имеют, – в два раза больше.
В заключение своей работы хочу заявить о том, что категорически возражаю против того, чтобы Шакура Рахимова впредь называли «карак». Это никем не доказано!
Возводить его в ранг героев, называть его татарским Робин Гудом, идеализировать его поступки тоже не считаю корректным.
Истина об этой личности не открылась даже в те далекие годы многочисленным следователям. Возможно, они, имея определенную установку, и не пытались ее отразить. Власти считали, что этим расстрелом они ликвидируют банду. Но в статье «Шакуровщина» в газете «Красная Татария» от 5 января 1936 года я прочитала, что спустя 3 года после ликвидации Шакура и его «банды» в селе Чутеево была раскрыта и ликвидирована вторая вооруженная банда численностью в 35 человек, занимавшаяся грабежами и убийствами. Третья банда ликвидирована угрозыском в июле 1935 года. Всего арестовано 37 человек.
Банды появлялись независимо от того, был Шакур или нет. Возможно, если бы он не был расстрелян, в деревне и ее окрестностях было бы больше порядка. Он был ее хозяином и чувствовал ответственность за земляков.
Местные власти не пользовались авторитетом, потому что не могли улучшить жизнь крестьян из-за продразверстки, голода, налогов. Силой своего авторитета Шакур решал многие спорные вопросы, помогал бедным, страждущим. То, что при его жизни в окрестностях не оставалось невспаханных и незасеянных полей, означало, что люди не голодали. Он обеспечивал всех посевным зерном, лошадьми. Его можно даже назвать своеобразным «деревенским головой».
Моя работа является только начальным этапом исследования о Шакуре Рахимове. Я постаралась ознакомиться со всем доступным материалом, хранящимся в Национальной библиотеке и Национальном архиве РТ. Считаю, что необходимо продолжить работу: найти потомков Рахимова Шакура, обратиться к архивным материалам дореволюционного периода, архивам НКВД.
Через дальнейшее исследование личности Шакура Рахимова мы сможем лучше понять и оценить историю Татарстана 20-х годов XX столетия.
Использованная литература:
1. Иванова О.Россия конная держава. Огонёк, ноябрь 1928г
2. Лебина Н.Человек в истории России ХХ век Москва 2001 стр. 6
3. Мещерякова Л.Конец короля конокрадов. Сов. Тат. ноябрь 1982г
4.Нуруллина Р.,Сафиуллина Г Шакур карак кем булган? Татарстан яшьлере 13.06.1989г
Можно от Солнца уйти...
Рисуем тыкву
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Пейзаж
Как нарисовать ветку ели?