Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
краеведческая исследовательская работа | 79 КБ |
МОУ Мордово-Белоключёвская средняя
общеобразовательная школа
Вешкаймского района, Ульяновской области
Директор: Ажина А.Г.
Телефон ОУ: 884243555530
Краеведческая конференция обучающихся
«Ульяновская область – край родной»
Краеведческая исследовательская работа
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Номинация «Великая Отечественная война»
Автор: Хохлов Сергей
Ученик 9класса
Контакты: 89372714831
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Решетова Светлана Александровна
Контакты: 89021229370
2015 год-2016 учебный год
Оглавление
1. Введение – 2 - 4 стр.
2. Основная часть – 4 - 9 стр.
3. Выводы – 10 стр.
4. Заключение – 10 - 11 стр.
5. Источники - 12 стр.
6. Приложения 13 – 19 стр.
I. Введение
Актуальность
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее можно, только сравнив его с прошлым.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым, сейчас. Моя работа актуальна, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как цветы.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда НЕ ЗАКАНЧИВАЛОСЬ. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру? Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель проекта:
1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.
2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Задачи проекта:
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы работы над проектом:
Предполагаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости в отдельности за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;
- понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире;
- проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел;
- формирование высокой ответственности, осознание гражданского и патриотического долга, воспитание и развитие чувства неравнодушия у ребят;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- создание условий для преемственности поколений.
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.
II. Основная часть
Тема детей и войны является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы.
А мне эта тема очень близка, потому что мой дедушка тоже ребёнок войны, поэтому я с моими одноклассниками взялся за эту работу. Мы разработали план.
План работы
Этапы | Сроки | Задачи и содержание деятельности |
Организационно-диагностический | Сентябрь – октябрь 2014 | – выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; |
Практический | Ноябрь 2014 – май 2015 | – поисковая деятельность; |
Обобщающий | Сентябрь-октябрь 2015 | – обобщение итогов работы; |
Свою работу мы начали с поисковой деятельности. Мы обратились к учителю истории Коченяевской школы Новиковой Т.И. Она много лет создавала школьный краеведческий музей и, конечно же, у неё был список детей войны, проживающих в с.Коченяевка. Получив этот список, мы организовывали встречи с людьми, о которых говорят: «Детство, опалённое войной».
Мой дедушка, Хохлов Дмитрий Елексеевич родился 17 октября 1945года. У него было послевоенное детство. Но, как говорит дедушка, тогда все жили одинаково, поэтому ему не казалось его детство тяжелым. Мой прадед, Хохлов Алексей Александрович , 1915 года рождения не попал на фронт из-за болезни, поэтому, может быть, их семье было немного легче.
В 1952 году он пошел в школу, окончил семилетку и поступил в училище, потом учился заочно в техникуме. С 1965 по 1968 служил в рядах Советской армии. В 1969 году женился, родилось трое детей: Олег, Александр, Елена. Мой дедушка всю жизнь работал. Начал он работать токарем, потом работал водителем, механиком, начальником мастерской. Дедушка не любит рассказывать о себе, ему кажется, что ничего интересного или героического не было в его жизни, но я горжусь своим дедом! (приложение №1 стр.13, приложение №2 стр.14 )
Из воспоминаний Борисовой Елизаветы Ивановны: «Я родилась 27.08.1933г. Мне было 8 лет, когда отца забрали на войну. Мама осталась с 3-мя маленькими детьми и с престарелыми бабушкой и дедушкой. Работать начала рано с 8 лет, собирали в поле колоски, вязали варежки, носки и отправляли на фронт. Жали серпом рожь, пшеницу. Когда мне исполнилось 10 лет, работала вместе со взрослыми готовили дрова, работала на торфяных работах. Страшно вспоминать то время, но ведь тогда все дети так работали. Мы думали только о Победе».
Слушая Давыдкину Марию Васильевну, удивляешься, как люди в то суровое время не очерствели душой. «02.1937 г. Отца взяли на войну на 40 дней, еще не было 1941 года. Мы с матерью остались 3: я, сестра с 1939г и еще сестра. Жили мы в прогале. Мама загородит нас на столе, я была за главного, нянчила их. Мама выйдет во двор пилить дрова и меня с собой берет, сунет пилу в две руки, а сама плачет, а почему плачет, я не знала, вот и пилим. А пила была как бритва, мужиков нет, точить некому. Ездили за дровами на больших деревянных салазках. В гору поднимали все вместе, ездили гурьбой на 3-х, 4-х салазках. Как поднимем в гору, там уже наши матери зовут каждый к себе кушать. У кого похлебка, у кого тыква пареная, брюква или свекла. Была у нас женщина за мужика, она и соху сделала. Матери наши возили соху, и мы помогали, а эта женщина соху толкала. Были усады по 40 соток, и пшеницу сажали, и рожь, и просо. Перед нами в двухэтажном доме была и школа, и был детдом. Конечно, были дети, ходили по огородам и наши родители их не ругали, самих у матери было трое и с детдома взяла девчонку. У соседей тоже была семья большая, они двоих тоже еще из детдома взяли. В школе учились с нами дети разных возрастов. Когда в пионеры нас посвящали, у матерей не было денег даже на галстуки. Мы тайком ходили к бабушке-инвалидке молиться, из- за нас ее посадили на 7 лет.
Копали, сажали картошку вручную. Мама плачет: « Идите поиграйтесь». А как я ее одну оставлю, сестренку нянчила третью. Были у нас бахчи, где теперь пруд. В колхозе сажали капусту, огурцы, тыкву, морковь. А соседка баба Вера, баба Мария были бахчовщицами и брали нас на работу, поливали, пололи. Мы стали постарше, тоже ходили в колхоз полоть вместе со взрослыми горох ворочать. Пололи просо. Конечно, нашим родителям было тяжело. Потом пришло сообщение, что отец пропал без вести (приложение№3 стр.15) Мама вместе с сестрами отца ездила в Ахматово к мужику, с которым вместе воевал отец и расспрашивали его. Позже маме дали справку о получении льгот (приложение №4 стр.16) В колхозе работали за палочки на разных работах, дояркой.
А потом после тяжелой операции на почках меня поставили работать на легкий труд телятницей, где все вручную. Были, конечно, привесы, зарабатывала почетные грамоты за высокие трудовые показатели, за самоотверженный труд и выполнение социалистических обязательств 1980, 1983, 1986, 1988 годов. В 1980 году награждена знаком «Ударник 10-той пятилетки».
На отца им пришло извещение, что он пропал без вести. Я попробовал в интернете найти информацию о Борисове Василии Степановиче. Мне удалось узнать, что он пропал без вести в декабре 1941 года. Официально об этом составлен документ в марте 1942 года.(приложения№5 стр.17, приложение №6 стр.18, приложение№7 стр.19)
Слушаю уже седых и больных людей и вижу, как наворачиваются у них слёзы от воспоминаний. И все они, заканчивая свой рассказ, говорили, словно сговорившись: «Тогда все так жили, ничего такого я не сделала (не сделал), вот солдатам нашим досталось. Всё можно вытерпеть, лишь бы не было больше войны».
Смотрю на этих людей и думаю: «Точно сказал поэт: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче б не был в мире гвоздей!».
А что мы можем сделать для них? Мы поздравляем их с праздниками, оказываем им посильную помощь, слушаем их, учимся у них любить Родину.
К 70-летию Великой Победы в Ульяновске был открыт памятник детям войны. Мы заинтересовались, а сколько же уже открыто подобных памятников? И узнали, что таких памятников много! И это радует. События военных лет все дальше уходят в историю, все меньше остается живых свидетелей тех событий, поэтому сегодня важен каждый факт того страшного времени, необходимо сохранить память и о тех, кто из-за войны раньше времени расстался с детством.
Архивные материалы.
Из архивных источников, находящихся в школьном музее, я узнал, когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, ребята района в нём приняли самое активное участие. Нетрудно представить, какую радость подарки доставляли воинам – фронтовикам. Как правило, каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Так же я узнал, что в первые дни войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали– не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.
Все эти примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.
Интервью учащихся
На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.
«О войне я знаю в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни».
«О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Неслужебное здание», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть и первую, и вторую часть этого кино. В нём настолько по-настоящему показывается жизнь того времени, что иной раз бросает в дрожь. К тому же. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и заставляет любить то место, где мы живём - Нашу Родину».
«Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже немало лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»
Исходя из данных опроса можно сделать вывод, что мои сверстники владеют некоторой фактической информацией но, мало знают о чувствах, эмоциях детей войны, которые пережили эту страшную пору.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо.
III. Выводы
Через исследовательскую работу я понял, что:
1. Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы ВОв в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.
2. Дети, подростки несли все тяготы жизни не ради славы или награды, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по нашей земле, т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.
3. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОв, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время Вов характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.
IV. Заключение
Память – наша история. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
В своей работе мне хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы я положил воспоминания старожилов нашего села. В выполнении работы мне помогали: учитель истории Новикова Т.И., мои одноклассники и, конечно же, мои земляки – дети войны.
Эту работу я намерен продолжать дальше, потому что в наследство от наших дедов нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Источники
5. Обобщенный банк данных «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/default.htm
Рукавичка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Простые новогодние шары из бумаги
Привередница