В ходе проекта рассмотрено влияние использования наушников на здоровье школьника. Составлены рекомендации по безопасному использованию наушников.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 813 КБ |
zashchita_proekta.doc | 200.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.81 МБ |
МКОУ Таловская СОШ
Исследовательская работа
«Жизнь в наушниках».
Работу выполнила:
ученица 9 «Б» класса
МКОУ Таловская СОШ
Мироненко Ксения
Руководитель:
Леонтьева
Надежда Васильевна
2012 год
Содержание:
1. Актуальность работы.
2. Цели и задачи.
3.Теоретическая часть:
4. Практическая часть:
5. Вывод.
6. Рекомендации по применению наушников.
7. Источники.
1.Актуальность:
Очень часто, практически в любом месте, можно повстречать человека в наушниках.
Одни используют их в рабочих целях, другие смотрят фильмы, слушают музыку, чтобы не мешать окружающим. В наушниках проходит утренняя пробежка, подростки в них даже учат уроки.
Наушники, безусловно, стали одной из неотъемлемых частей жизни человека. Правда, очень низкий процент населения знает о том, как звук, доносящийся из наушников, сказывается, впоследствии, на их слухе. По данным Всемирной организации здравоохранения, прослушивание громкой музыки через наушники регулярно в течение 1-2 лет может привести к снижению порога слышимости на 20-30%, и восстановить слух будет сложно. На улице, в транспорте, спортклубах можно увидеть массу людей, преимущественно молодых, с выражением на лице «ушел в себя» и «затычками» в ушах. Они стали главным объектом исследования американских врачей.
Результаты не утешают: у таких меломанов все чаще диагностируют стремительное снижение слуха, которое раньше было присуще лишь пожилым. Хотя возрастные изменения слуха начинаются лишь после тридцати, постоянная звуковая атака неумолимо омолаживает этот показатель. Специалисты связывают это с «жизнью в наушниках» и любовью к шумным дискотекам. Тугоухость гораздо чаще встречается у горожан, нежели у жителей сел — ведь город буквально наполнен шумом». Неужели восприятие ушами различных звуков так губительно?
Меня, наверное, как и многих, заинтересовал этот вопрос, и я решила исследовать данную тему, с целью выяснить какое влияние оказывает использование наушников на человека. И попытаться разработать рекомендации по грамотному использованию наушников.
2.Цели:
Задачи:
3. Теоретическая часть.
Звук
Звук, в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.
Есть довольно простой наглядный пример, с помощью которого можно проще объяснить, что такое звуковая волна: опустим поплавок на воду, вместо поплавка можно использовать бумажный кораблик, спичечный коробок или кусочек пенопласта. Недалеко от поплавка бросим в воду камушек, из той точки, куда мы бросим камушек, начнут расходиться волны. Посмотрим на наш поплавок – он будет колебаться вверх-вниз, показывая, как ведут себя частицы воды на поверхности. Благодаря сходству в движении частиц воздуха и воды, чередующиеся сжатия и разряжения в воздухе называют звуковыми волнами.
Когда звуковая волна достигает какую-либо точку пространства, частицы вещества, до этого совершавшие упорядоченные движения, начинают колебаться, а любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно выполнять работу, то есть оно обладает энергией.
Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Распространением звука в виде волн занимается обширный раздел физики, называемый акустикой.
Чтобы услышать звук, необходимы:
Громкость звука
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Громкость звука принято характеризовать уровнем звукового давления, измеряемым в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела. Например, звуку звонка будильника соответствует уровень звукового давления примерно 80 дБ, двигатель самолета- порядка 140 дБ. Такой громкий звук вызывает у человека болевые ощущения в ухе.
Частота звука
Частота звука измеряется в герцах, то есть в количестве колебаний за одну секунду. Более интенсивные колебания (тысячи колебаний в секунду) измеряются в килогерцах. Человеческое ухо воспринимает частоту звука как высоту тона: чем интенсивнее колебания воздуха, тем выше звук. Ухо среднестатистического человека способно улавливать частотные колебания от 20 герц до 20 килогерц. Музыканты воспринимают звук в чуть большем диапазоне 16 герц - 22 килогерца. Частотный диапазон, улавливаемый человеческим ухом, условно делят на три части: нижний звуковой диапазон, средний и верхний.
0 - 16 Гц Инфразвук
16-70 Гц Басы
100-120 Гц Мидбас (средние басы)
500 Гц - 1 кГц Нижнесредние частоты
4,5-5 кГц Средние частоты
5- 10 кГц Средневысокие частоты
10 - 20 кГц Высокие частоты ("верха")
16 - 22 кГц Ультразвук.
В характеристиках аудио устройств обычно указывается воспроизводимый диапазон частот: то есть, звуки, какой частоты может воспроизводить данное изделие.
Слух. Строение уха.
Слух - это восприятие звуковых колебаний органами слуха. Совокупность слышимых и неслышимых звуков напоминает спектр солнечных лучей, в котором есть видимая область – от красного до фиолетового цвета, и две невидимые – инфракрасная и ультрафиолетовая. Именно по аналогии с солнечным спектром получили названия звуки, не воспринимаемые человеческим ухом – инфразвук и гиперзвук.
Наш орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (см. приложение 1). Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Основная функция наружного уха- определение направления звука. Слуховой проход, представляющий собой сужающуюся внутрь трубку длинной 2 сантиметра, предохраняет внутренние части уха от повреждений и играет роль резонатора. Слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой- мембраной, которая колеблется под действием звуковых волн. Именно здесь, на внешней границе среднего уха, и происходит преобразование объективной, то есть звуковой волны в субъективное её ощущение.
Непосредственно за барабанной перепонкой расположены между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя, с помощью которых колебания передаются внутреннему уху. Там, в слуховом нерве, они преобразуются в биоэлектрические сигналы.
Малая полость, где находится молоточек, наковальня и стремя, наполнена воздухом и соединена с полостью рта евстахиевой трубой. Благодаря последней поддерживается одинаковое давление на внутреннюю и внешнюю стороны барабанной перепонки. Обычно евстахиева труба закрыта, а открывается лишь при изменении давления (при зевании или глотании) для выравнивания его, если у человека евстахиева труба блокирована, например, из-за простудного заболевания, то давление не выравнивается и человек ощущает боль в ушах.
При передаче колебаний от барабанной перепонки к овальному окну, которое является началом внутреннего уха, энергия первоначального звука как бы концентрируется в среднем ухе. Это осуществляется двумя способами, в основе которых лежат хорошо известные принципы механики. Во - первых, уменьшается амплитуда, но одновременно увеличивается мощность колебаний. Здесь можно провести аналогию с рычагом, когда для поддержания равновесия к большему плечу прикладывается меньшая сила, а к меньшему - большая. С какой точностью осуществляется такое превращение в человеческом ухе, видно из тог, что амплитуда колебаний барабанной перепонки равна диаметру атома водорода, а молоточек, наковальня и стремя уменьшают её в три раза. Во –вторых, и это более существенно, концентрация звука обуславливается разностью диаметров барабанной перепонки и овального окна внутреннего уха.
Сила, действующая на барабанную перепонку, равна произведению на площадь барабанной перепонки. Эта сила через молоточек наковальню и стремя воздействует на овальное окно, с противоположной стороны которого находится жидкость. Площадь овального окна в 15 – 30 раз меньше площади барабанной перепонки, поэтому и давление на него в 15 – 30 раз больше. Кроме того, благодаря среднему уху давление на овальное окно превышает почти в 90 раз первоначальное давление, действующее на барабанную перепонку. Это очень важно, поскольку дальше звуковые волны распространяются уже в жидкости. Не будь увеличения давления, звуковые волны вследствие эффекта отражения не смогли бы проникнуть в жидкость.
Молоточек, наковальня и стремя имеют крошечные мышцы, которые обеспечивают защиту внутреннего уха от повреждений при воздействии сильных шумов. Внезапные очень интенсивные звуки могут разрушить этот защитный механизм и вызвать серьезные повреждения уха.
Слуховой аппарат человека - необычайно сложный механизм. Особенно в той части, которая начинается с так называемого овального окна- порога внутреннего уха. Звуковые волны здесь уже распространяются в жидкости (перилимфе), которой наполнена улитка. Этот орган внутреннего уха, действительно напоминающий улитку, имеет длину 3 см и по всей длине разделен на две части. Звуковые волны, попавшие на овальное окно улитки, доходят до перегородки, огибают её и далее распространяются почти к тому же самому месту, где они впервые коснулись перегородки, но уже с другой стороны.
Перегородка улитки, по сути дела, состоит из основной мембраны, очень тонкой и упругой вблизи овального окна, но становящейся толстой и вялой ближе к хвосту улитки. Звуковые колебания создают на поверхности основной мембраны волнообразующую рябь, при этом гребни для каждой данной частоты лежат в совершенно определенных участках мембраны. Высокочастотные звуки создают максимум колебаний на том участке основной мембраны, где она больше натянута, то есть вблизи овального окна, низкочастотные же звуки - на хвостовую часть улитки, где основная мембрана толстая и вялая. Этот механизм позволяет объяснить, как человек выделяет тоны различной частоты.
Механические колебания преобразуются в электрические в специальном органе (органе Корти), размещенном над верхней частью основной мембраны и представляющем собой набор из 23,5 тысяч «мясистых » ячеек, расположенных вдоль длины органа четырьмя рядами. Над органом Корти находится похожая на заслонку текториальная мембрана. Оба эти органа погружены в эндолифму и отделены от остальной части улитки мембраной Рейснера. Волоски, растущие из ячеек органа Корти, почти пронизывают поверхность текториальной мембраны. Основная мембрана, на которой находится орган Корти вместе со своими волосистыми ячейками, как бы шарнирно подвешена на текториальной мембране. При деформации мембраны между ними возникают касательные напряжения, которые изгибают волоски, соединяющие две мембраны. Благодаря такому изгибу и происходит окончательное преобразование звука - теперь он уже закодирован в виде электрических сигналов. Изгибы волосков играют в некотором роде роль пусковых механизмов для электрохимических реакций в ячейках. Они и являются источником электрических сигналов.
Путь звука
Ухо - орган слуха и равновесия, в его функции входит восприятие звуковых волн и движений головы. Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо концентрирует звуковые волны и проводит их к внутренним структурам. Звуковые колебания вызывают колебания барабанной перепонки и трех крошечных связанных с ней костей (среднее ухо). Энергия звуковых колебаний усиливается в среднем ухе и передается во внутреннее ухо.
В плотной кости внутреннего уха находятся два чрезвычайно чувствительных образования: улитка, собственно орган слуха, и вставленный в нее перепончатый лабиринт - один из источников нервных сигналов в центральной нервной системе, благодаря которым поддерживается равновесие тела.
В улитке находятся тысячи крошечных похожих на волосы ячеек, которые соединены с волокнами слухового нерва. Под действием звуковых волн ячейки улитки вырабатывают электрохимические сигналы, которые направляются через акустический нерв к головному мозгу. Мозг принимает нервные импульсы и формирует звуковой образ.
Влияние использования наушников на здоровье школьника.
В среднем обладатель мр3-плеера включает музыку на уровне свыше 80 дБ. Наушники усиливают громкость еще на 7-9 дБ. Это значит, что вероятность получить глухоту возрастает в несколько раз. Причем заядлые плеероманы знают: при длительном звучании музыки периодически возникает желание добавить громкость, потом еще и еще... Со временем требуется большая «доза» звука. Неудивительно — ухо адаптируется к ней и воспринимает как норму. К сожалению, нормой она никак не является.
Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. Для такого потока звуков волосяные клетки во внутреннем ухе не приспособлены и, при отсутствии пауз для отдыха, они отмирают. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно – подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом».
Напомним, что человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а так же среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от громких кратковременных звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. После кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьёзно, и восстановление их становится невозможным.
3. Одной из самых распространённых реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является тиннитус – звон или шум в ушах, который слышит только сам человек. Тиннитус – это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.
Причиной так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет. Данная болезнь, как следует из названия, заключается в громком звоне или гуле (в зависимости от частот, за которые отвечают поврежденные сенсорные ячейки) в голове. Иногда этот звук может быть весьма громким (кажущаяся громкость может достигать уровня в 90 дБ)
4. Как показали исследования в области человеческого слуха, использование наушников при занятиях спортом также может быть опасно. При интенсивной физической нагрузке кровь отливает от головы к нагружаемым конечностям, и уши становятся намного более уязвимыми для громкого звука. Специалисты утверждают, что при занятиях спортом риск получения акустической травмы увеличивается вдвое!
5. Существует ещё вопрос выживания человека в наушниках на улице большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а слух – в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссёров. Разумеется, эти миры не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несётся трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого «раздвоения» можно просто упасть на ровном месте.
Практическая часть
Анкетирование:
Пользование | Количество человек | Количество человек в % |
Пользуются постоянно | 62 | 96 |
Не пользуются | 3 | 4 |
Время пользования (ч) | Количество человек | Количество человек в % |
Менее 1 | 10 | 16 |
1-3 | 40 | 65 |
4-7 | 12 | 19 |
Цель использования | Количество человек | Количество человек в % |
Прослушивание музыки и разговор поскайпу | 60 | 97 |
Аудирование | 2 | 3 |
Использование | Количество человек | Количество человек в % |
Используют | 16 | 26 |
Не используют | 46 | 74 |
Влияние здоровью | Количество человек | Количество человек в % |
Головная боль | 10 | 16 |
Звон в ушах | 2 | 3 |
Не влияет | 53 | 96 |
Количество человек | Количество человек в % | |
Да | 34 | 52 |
Нет | 31 | 48 |
Громкость прослушивания | Количество человек | Количество человек в % |
Максимальная | 21 | 34 |
Средняя | 39 | 63 |
Минимальная | 2 | 3 |
Методика «Кольца Ландольта»
В своем исследовании мы использовали тест «Кольца Ландольта», который позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность и точность умственной работоспособности, темп и объем переработки мозгом зрительной информации. Материал для работы представляет собой изображения колец с разрывами, которые соответствуют определенному времени на циферблате часов: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12.
№ | Общее количество просмотренных знаков | Количество пропущенных знаков | Количество ошибок | |||
Тишина | Музыка | Тишина | Музыка | Тишина | Музыка | |
1 | 293 | 339 | 6 | 6 | - | 2 |
2 | 238 | 283 | 12 | 13 | 1 | 6 |
3 | 260 | 311 | 7 | 2 | 44 | 52 |
4 | 352 | 320 | 9 | 11 | 8 | 30 |
5 | 244 | 278 | 4 | 3 | - | 1 |
6 | 202 | 280 | - | 2 | - | - |
7 | 256 | 332 | 2 | 9 | - | - |
8 | 258 | 359 | 6 | 6 | 2 | 4 |
9 | 196 | 432 | 15 | 33 | 1 | 2 |
10 | 239 | 320 | - | 6 | - | 1 |
11 | 229 | 320 | 4 | 3 | - | 3 |
12 | 267 | 324 | 4 | 4 | - | 3 |
13 | 163 | 157 | 2 | 3 | 3 | 3 |
14 | 113 | 123 | 1 | 3 | - | - |
15 | 136 | 136 | - | 9 | 1 | - |
Количество пропущенных знаков
при использовании наушников:
Вывод: Неграмотное использование наушников наносит вред слуху школьника и значительно снижает его работоспособность.
Рекомендации или как слушать безопасно
Чтобы сохранить «слышимость» до глубокой старости, медики советуют: 1.Отказаться от наушников (а если совсем невмоготу — предпочесть крупные, а не ушные «вкладыши», агрессивные к слуховому нерву).
2.Регулировать звуковые нагрузки.
3. Отрегулировать частоту звучания. Практически все модели плеера имеют эквалайзеры, с помощью которых можно выставить безопасные для уха частоты. Более того, некоторые производители оснащают свою продукцию функцией безопасной простушки, которая автоматически определяет оптимальный уровень частот. Если ее нет, учтите, что безопасный показатель громкости — примерно 60% от максимума.
4. . Время звучания. Оно может варьироваться в зависимости от возраста, состояния здоровья, специфики работы и громкости. На безопасной частоте, в правильных наушниках и с качественной техникой можно позволить себе одно-, двухчасовое наслаждение любимой музыкой. Чем громче звук, тем меньше должно быть время прослушивания.
5. Огромное значение имеет тип наушников. Крошечные вкладки, которые вталкиваются непосредственно в ухо, безусловно, удобны, но губительны для слуха. Апофеоз миниатюрности и опасности — наушники, которые затыкают уши, как пробки. Тогда орган слуха полностью изолируется от внешнего мира, а мощный звук направляется непосредственно к внутреннему уху. Поэтому лучше выбирать наушники в виде накладок, которые не затыкают уши и обеспечивают более щадящее проникновение звука.
6. Учитывать состояние здоровья. При некоторых заболеваниях — невритах, вегетосусосудистой дистонии, головокружениях, гипертонии такая игрушка, как плеер, может ухудшить самочувствие.
7. Заметив снижение слуха, немедля отправляться к врачу: только он может выяснить причины и назначить лечение.
Когда стоит уменьшить звук и обратится к доктору?
Основные симптомы болезней, связанных с повреждениями слуха:
• Звон или шум в ушах
• Сложности в понимании человеческой речи
• Заметная приглушенность звуков
• Сложности в понимании речи в шумных местах или комнатах с плохой акустикой.
Источники
1. Биология. Человек – Батуев А. С., Кузьмина И. Д., Дрофа,1999.
2.Биология. 8 класс, Драгомилов А.Г, Маш Р.Д. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2010 год.
3.Физика, 8 класс. Громов С.В., Родина Н.А. Москва «Просвещение», 1999 год.
4. Детская энциклопедия – Афанасенко Е. И., Благой Д. Л., Просвещение, 1966.
5. Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта. – СПб, «Иматон», 1996.- 30 с.
http://power-point-ppt.narod.ru/fizika/fizikapptz/ppt-audio-zvuki-na-temu-po-fizike.htm
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=3459&showentry=23744
http://www.stereohead.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=29
http://www.stereohead.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=298
http://referat.ru/referats/view/23781
Очень часто, практически в любом месте, можно повстречать человека в наушниках.
Одни используют их в рабочих целях, другие смотрят фильмы, слушают музыку, чтобы не мешать окружающим. В наушниках проходит утренняя пробежка, подростки в них даже учат уроки. Наушники, безусловно, стали одной из неотъемлемых частей жизни человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, прослушивание громкой музыки через наушники регулярно в течение 1-2 лет может привести к снижению порога слышимости на 20-30%, и восстановить слух будет сложно.
Хотя возрастные изменения слуха начинаются лишь после тридцати, постоянная звуковая атака неумолимо омолаживает этот показатель. Специалисты связывают это с «жизнью в наушниках» и любовью к шумным дискотекам. Неужели восприятие ушами различных звуков так губительно?
Меня, наверное, как и многих, заинтересовал этот вопрос, и я решила его исследовать.
Тема проекта: «Жизнь в наушниках».
Для определения целей и задач исследования мы провели анкетирование. Анкетирование проводилось в 6-9 классах, число опрошенных -65 человек.
Результаты анкетирования представлены на экране.
Результаты анкетирования помогли определить цели и соответственно задачи проекта.
Цели:
Задачи:
Следующим этапом работы было изучение теоретического материала, в том числе и из Интернета. Начали с того, что выяснили, что такое звук. Звук, с точки зрения физики — упругие волны, распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; с точки зрения биологии — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.
Чтобы услышать звук необходимы:
3.Диапазон волн с частотой от 16 Гц до 20 кГц (звуковые частоты, т.е. воспринимаемые ухом человека)
Слух- это восприятие звуковых колебаний органами слуха. Каково строение уха и каким образом мы воспринимаем звуки?
Наш орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Ушная раковина благодаря своей воронкообразной форме способна улавливать и концентрировать звуковые волны. Слуховой проход играет роль резонатора. Звуковые колебания вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются на среднее ухо. Три миниатюрныe косточки 4 - 6 (самые маленькие кости в человеческом теле) в среднем ухе передают движения от барабанной перепонки к овальному окну. Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление воздуха с обеих ее сторон. Это обеспечивается благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. Энергия звуковых колебаний усиливается в среднем ухе и передается во внутреннее ухо. В плотной кости внутреннего уха находятся два чрезвычайно чувствительных образования: улитка, собственно орган слуха, и вставленный в нее перепончатый лабиринт - один из источников нервных сигналов в центральной нервной системе, благодаря которым поддерживается равновесие тела.
В улитке находятся тысячи крошечных похожих на волосы ячеек, которые соединены с волокнами слухового нерва. Под действием звуковых волн ячейки улитки вырабатывают электрохимические сигналы, которые направляются через акустический нерв к головному мозгу. Мозг принимает нервные импульсы и формирует звуковой образ.
или
Звуковые волны, распространяясь в пространстве в виде локальных сжатий и разрежений упругой среды, которую представляет собой воздух, достигают ушной раковины человека. После определенной спектральной обработки, которую производит ушная раковина, выделяя те или иные частотные диапазоны, звук попадает в слуховой канал, который является волноводом, передающим звуковые колебания на барабанную перепонку. Под влиянием звука барабанная перепонка начинает вибрировать, а вместе с ней вибрирует и тонкая косточка, прикрепленная к ней. Две другие косточки, соединенные с первой, осуществляют усиление этих вибраций и их передачу к так называемой улитке — основному детекторному элементу внутреннего уха. Внутри улитка наполнена жидкостью, через которую звуковые вибрации передаются на чувствительные волоски, преобразующие вибрации в нервные импульсы, поступающие в слуховой отдел головного мозга. При этом за различные сегменты частотного диапазона отвечают различные группы чувствительных волосков. Высокочастотные звуки детектируются элементами, расположенными ближе к улитке, а низкие частоты — более удаленными.
Каким же образом использование наушников может повлиять на слух человека?
2) Громкость звука зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Громкость звука принято характеризовать уровнем звукового давления, измеряемым в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела. Потенциально вредным шумом является плеер на средней громкости (110 дБ). В среднем обладатель мр3-плеера включает музыку на уровне свыше 80 дБ. Наушники усиливают громкость еще на 7-9 дБ. Это значит, что вероятность получить глухоту возрастает в несколько разЧеловек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. Для такого потока звуков волосяные клетки во внутреннем ухе не приспособлены и, при отсутствии пауз для отдыха, они отмирают
Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т. н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на "почетном" втором месте — низкие. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. После кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным.
3) Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является субъективный тиннитус — звон или назойливый шум в ушах, который слышит только сам пациент. Тиннитус — это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Причиной так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет.
4) Как показали исследования в области человеческого слуха, использование наушников при занятиях спортом также может быть опасно. При интенсивной физической нагрузке кровь отливает от головы к нагружаемым конечностям, и уши становятся намного более уязвимыми для громкого звука. Специалисты утверждают, что при занятиях спортом риск получения акустической травмы увеличивается вдвое!
5) Существует ещё вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, — в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несется трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого "раздвоения" можно просто упасть на ровном месте.
А влияют ли наушники на качество выполняемой домашней работы? (ссылка на анкетирование) Для ответа на этот вопрос мы провели исследование работоспособности учащихся по методике «Кольца Ландольта». Материал для работы представляет собой изображения колец с разрывами, которые соответствуют определенному времени на циферблате часов: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12. Учащимся предлагалось вычеркнуть те или иные кольца чертой в тишине и при пользовании наушниками в течение 2 минут. Результаты следующие (работа со слайдами).
Подводя итоги работы, можно сделать вывод о вредном влиянии наушников на слух и работоспособность школьника. А можно ли слушать музыку безопасно для здоровья? Чтобы сохранить «слышимость» до глубокой старости, медики советуют:
1.Откажитесь от наушников (а если совсем невмоготу — выбирайте правильные наушники). Крошечные вкладки, которые вталкиваются непосредственно в ухо, безусловно, удобны, но губительны для слуха. Апофеоз миниатюрности и опасности — наушники, которые затыкают уши, как пробки. Тогда орган слуха полностью изолируется от внешнего мира, а мощный звук направляется непосредственно к внутреннему уху. Поэтому лучше выбирать наушники в виде накладок, которые не затыкают уши и обеспечивают более щадящее проникновение звука.
2.Регулируйте звуковые нагрузки и частоту звучания.
3.Давайте своим ушам отдыхать.
4.Бросьте курить: курение вдвое повышает опасность снижения слуха после длительного шумового воздействия.
5.Заметив снижение слуха, немедленно обратитесь к врачу.
Методика «Кольца Ландольта»
В своем исследовании мы использовали тест «Кольца Ландольта», который позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность и точность умственной работоспособности, темп и объем переработки мозгом зрительной информации. Материал для работы представляет собой изображения колец с разрывами, которые соответствуют определенному времени на циферблате часов: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12.
Учащимся предлагалось вычеркнуть те или иные кольца чертой в тишине и при пользовании наушниками в течение 2 минут.
Был проведён анализ полученных результатов.
С помощью формул рассчитываются следующие показатели:
1) А – коэффициент точности выполнения задания
М
А = ---------, где
N
М – количество вычеркнутых букв;
N – общее количество знаков, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте.
2) Р – коэффициент умственной продуктивности
P = A·S, где
S – общее количество просмотренных знаков.
Показатели коэффициентов точности оценивают уровень высшего анализа
зрительной информации, умственной продуктивности (в условных единицах)
концентрацию произвольного внимания.
Для оценки объема и скорости переработки мозгом зрительной информации
производится расчет по другим формулам:
1) Q – объем зрительной информации
Q = 0,6·S (бит), где
0,6 – средний объем информации, приходящийся на один знак;
S – общее количество просмотренных знаков.
2) S1 – скорость зрительной информации
Q – 2,8·n
S1 = -------------------, где
T
2,8 - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак;
n – количество пропущенных колец;
Т – время выполнения задания в секундах.
Слайд 1
По данным Всемирной организации здравоохранения, прослушивание громкой музыки через наушники регулярно в течение 1-2 лет может привести к снижению порога слышимости на 20-30%, и восстановить слух будет сложно.Слайд 2
«ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ»
Слайд 3
«ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ»
Слайд 4
«ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ» Цели : Выяснить, каким образом влияют наушники на слух человека . Определить, влияют ли наушники на работоспособность школьников. Выяснить , можно ли слушать музыку в наушниках безопасно для здоровья? Задачи : Изучить теоретическую информацию. Провести анкетирование учащихся по использованию ими наушников. Провести исследование для определения влияния наушников на работоспособность. Сделать вывод о влиянии наушников на здоровье и работоспособность школьников. Разработать рекомендации по грамотному использованию наушников.
Слайд 5
Теоретическая часть: Что такое звук? Строение органа слуха – уха. Как мы воспринимаем звуки? Влияние использования наушников на здоровье школьника.
Слайд 6
Практическая часть: Анкетирование учащихся. Исследование работоспособности учащихся по методике Ландольта .
Слайд 12
С точки зрения физики: звук – упругие волны, распространяющиеся в какой – либо упругой среде и создающие в ней механические колебания. С точки зрения биологии: звук –восприятие звуковых колебаний органами слуха. Что такое звук?
Слайд 13
Чтобы услышать звук необходимы: Источник звука. Упругая среда между источником звука и ухом. Диапазон волн с частотой от 16 Гц до 20 кГц (звуковые частоты).
Слайд 16
Путь звука Наружное ухо 1-ушная раковина 2-наружный слуховой проход 3-барабанная перепонка
Слайд 17
Путь звука 4-молоточек 5-наковальня 6-стремечко Среднее ухо
Слайд 18
Путь звука 8-вестибулярный аппарат 9-улитка 10-слуховой нерв Внутреннее ухо
Слайд 20
Ушная раковина является основным естественным механизмом локализации звука в пространстве При использовании наушников форма ушной раковины практически не участвует в локализации звука «ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ»
Слайд 21
Громкость звука К потенциально вредным шумам относится плеер на средней громкости (110 дБ)
Слайд 22
«ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ» Чтобы начать терять слух, достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 дБ, повредит свой звуковой аппарат за несколько лет.
Слайд 24
Реакцией на длительное и сильное шумовое воздействие является тиннитус - звон или шум в ушах. При занятиях спортом риск получения акустической травмы увеличивается вдвое. Возникает проблема с ориентацией в пространстве. «ЖИЗНЬ В НАУШНИКАХ»
Слайд 25
Откажитесь от наушников!!! Ведь здоровье дороже. Если не смогли отказаться от наушников, выбирайте крупные наушники в виде накладок, а не ушные «вкладыши». Рекомендации или как слушать безопасно для здоровья
Слайд 26
Рекомендации или как слушать безопасно для здоровья Регулируйте звуковые нагрузки и время: Правильные наушники, безопасная частота (60% от максимума) – 1 час в день. Для большей части наушников-вкладышей время безопасного прослушивания снижается ровно вдвое. Чем громче звук, тем меньше время для прослушивания.
Слайд 27
Рекомендации или как слушать безопасно для здоровья Давайте своим ушам отдыхать. Бросьте курить : курение вдвое повышает опасность снижения слуха после длительного шумового воздействия. Заметив снижение слуха, немедленно обратитесь к врачу.
Слайд 28
Методика «Кольца Ландольта »
Слайд 30
Количество пропущенных знаков при использовании наушников
Флейта и Ветер
Почему Уран и Нептун разного цвета
Браво, Феликс!
О чем поет Шотландская волынка?
Земля на ладонях. Фантастический рассказ