Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
alesya_-ardatov.docx | 82 КБ |
Оглавление стр.
1.Введение----------------------------------------------------------------------------3-4
2. Основная часть------------------------------------------------------------------4-18
1.Зарождение письменности.---------------------------------------------------4-5
2. Что такое «пиктография»?---------------------------------------------------5
3. Ученые, занимающиеся изучением знаков у мордвы.---------------5-6
4. Идеограммы.---------------------------------------------------------------------6-7
5. Родовой знак.Знаки собственности. Локализация знаков в декоре-8-10
5.1.Знаки собственности.---------------------------------------------------10-15
5.2. Условные изображения в знаках.----------------------------------15
5.3. Знаки на ритуальных предметах.----------------------------------16
5.4. «Тамга» - документ.----------------------------------------------------16
5.5. «Шайтанова рожа».---------------------------------------------------16-17
6. Береста и липовые дошечки.--------------------------------------------------17
7. Знаки мордовсковкого орнамента в национальной вышивке.------17-19
7.1. Отражение зооморфных мотивов в орнаментальных символах-19-23
3. Заключение---------------------------------------------------------------------23-24
4. Использованная литература-----------------------------------------------25
5. Приложения
I.Введение
Культура народа только тогда жива и плодоносна,
когда бережно сохраняются духовные,
нравственные устои и традиции.
Н.И. Меркушкин
Из чего состоит настоящее? То, в котором мы живем, то которое постоянно движется, изменяясь, оставляя за собой след прошлого, пробиваясь в будущее через множество препятствий и сложностей, накапливая опыт и силу. Что важнее для нас, жить настоящим, в отрезке реального времени? Или думать о будущем? А может изучать прошлое? Думаю, есть еще множество вариантов вопросов и ответов на эту тему. Мы забыли свое прошлое, память своих предков как не имеющего ни какого значения в современной жизни, а это является нарушением естества жизни, потому что человек без прошлого, это человек - без будущего. Прошлое является фундаментом, основой, на которой держится весь род, разрушив фундамент, получается шаткая безосновательная масса, которую можно
легко разрушить. .
Поэтому всем нам необходимо укрепить свой фундамент, изучить свое прошлое, принять самосознание своего народа, поверить в свои силы.
Мне очень хотелось изучить первоначальные данные о письменности мордвы, их родовые знаки и язык вышивок. Мордовские магические знаки – «пазава», «тешкс», «сёрма» - интересовали учёных ещё в XVII веке. Откуда они взялись, о чём рассказывают? Почему эти незамысловатые чёрточки, крестики, ромбы, которые ложатся то красной нитью на домотканую одежду, то еле заметной зарубкой на домашнюю утварь, так привлекают? Чтобы всё это изучить я выдвинула такие задачи:
1. Изучить зарождение письменности;
1. Рассмотреть условия использования древней письменности;
2. Изучить понятие Пиктограмма;
3. Изучить идеографическое письмо;
3.Изучение этнографического материала по вышивкам мордвы;
4.Проанализировать роль знаков в мордовском национальном костюме
5. Выявить особенности и национальное своеобразие пиктограмм и родовых знаков мордовского народа.
Цель:
- узнать больше о письменности, знаках, пиктограммах мордовского народа;
- узнать, сохранились ли они в наше время;
Методы исследования:
-Поисковый (подобрать материал в соответствии с темой исследования, используя научную литературу и интернет - ресурсы)
-Наглядный (наглядно изучить вышивку мордовского костюма 16 века, бытовые предметы, старинную одежду со школьного этнографического музея)
Исследовательский (выявить существование знаков в настоящее время)
Объект исследования: родовые знаки и пиктограммы мордвы на национальной вышивке и бытовой утвари.
Актуальность исследования: Мордовский народ, имея свой богатый язык, называет многие предметы, явления с принадлежностью к чему – либо и кому - то, своими именами. То же самое наблюдается и в письменности, родовых знаках и в языке вышивки. У древней языческой мордвы, не знающей в древности письменности, существовал огромный пласт знаков, которые использовались для повседневно-бытовой лексики. Они являются частью национальной культуры. Нам необходимо их изучить, знать и передать последующим поколениям.
Практическая значимость:
Данная работа может быть использована в качестве дополнительного источника на уроках истории родного края и во внеурочной деятельности краеведческой направленности.
Сегодня можно говорить о том, что в знаковой и орнаментальной терминологии нашли отражение представления эрзи и мокши о человеке, его взаимоотношениях с природой и обществом, о мире и космосе.
Издавна люди использовали их для обозначения и сохранения вначале родоплеменной, а затем семейной собственности. «Тешксы » ставились на участки леса, пашни, луга, тем самым говоря, что этот надел имеет своего хозяина, прочти «мету», она скажет, кто занял место.
В рамках небольшого исследования о семейных знаках сложно охватить всё многообразие и тем более её развитие в декоративно – прикладном искусстве. Но я попытаюсь в своей работе показать некоторые примеры знаков.
В настоящее время все мы владеем речью. У каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Для их подтверждения есть немало документов. Любой предмет быта, недвижимость, документы и материальную ценность мы можем обозначить своим именем и фамилией. Мне очень хотелось узнать, как и чем жили в древности наши предки? Чем обозначали свою принадлежность к роду и принадлежность чего – либо к себе? Какие существовали знаки для их обозначения? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в своём небольшом исследовании.
1.Зарождение письменности.
В современном мире, мы все привыкли к тому, что нас уже с самого раннего возраста знакомят с буквами, с алфавитом. Нас учат красиво писать буквы, потом складывать из них слова и предложения. И на протяжении всех школьных лет мы изучаем грамматику языка. Но откуда к нам пришла письменность?
Современная мордовская письменность создана на базе русского алфавита. Началом её возникновения считается середина XVIII века, когда стали переводить на мокшанские и эрзянские языки христианскую литературу. Были созданы словари, которые включали мордовский материал. Наиболее крупными из них являются: «Словарь языков разных народов» епископа И. Дамаскина, включающий более одиннадцати тысяч мордовских слов и «Сравнительный словарь всех языков и наречий, собранный десницею высочайшей особы», изданный в 1789 году в Петербурге и содержащей около 600 эрзянских и мокшанских слов. В 1884 году вышел первый эрзянский словарь, а в 1892 году - мокшанский. В 30-ые годы XIX века появляются и первые учебники мокшанской и эрзянской грамматики. Литературные языки мокши и эрзи начинают формироваться в начале XX века, когда стала выходить и оригинальная художественная литература.
Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв. Но уже на рубеже I и начала II тысячелетия до нашей эры началось формирование частной собственности, которую мордва, как и многие другие народы, обозначала особыми знаками. Этими знаками были «знамена», «тамги», «клеймы», «меты» (морд. тешкс), свидетельствовавшими о принадлежности обозначенного определёнными владельцами. Таковыми были меты на полевых загонах, на ушах домашних животных, «бортные знамена» и многие другие.
2. Что такое «пиктография»?
Кроме алфавитного письма, созданного на основе русской графики, у мордвы до 20-ых годов существовало пиктографическое письмо. Пиктографическое письмо – передача информации посредством рисунков, условных изображений, неалфавитных знаков. Пиктография – ( образован от латинского слова pictus – написанный красками и греческого слова Grapho – пишу) – рисуночное письмо, изображение предметов, событий и действий с помощью рисунков. Пиктографические знаки в основном сохранились на предметах традиционного быта, особенно на свадебных сундуках – «эрямо парь». Они изображали земледельческие работы, процесс изготовления тканей и т.д. Появление пиктографического письма на территории современной Мордовии относят к бронзовому веку (схематические рисунки на глиняных сосудах из Моревского кургана срубной культуры). Одним из образцов пиктографического письма XIX века является послание солдату Никите Колесникову (как полагают, мордвину) от родных из Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В нём сообщалось, что брат Никиты Фёдор (семейный знак – коса, личный – рука косы) приехал домой и через 3 дня (3 солнца) умер; жена его плачет, трое детей сидят без хлеба, просят Никиту прислать денег; племянница Никиты Цапля обручилась с Петром Колесниковым. Постепенно магия рисунка – пиктограммы превратилась в письменность. И в дальнейшем она помогала передавать свои мысли, заявлять о себе кроме собственного имени, ставить графический знак на собственности как клеймо.
3. Ученые, занимающиеся изучением знаков у мордвы.
История возникновения и функционирования знаков у мордвы привлекала делопроизводителей XVII века Д.Пушечникова и А. Костяева, ученых XIX –XX веков В.Н. Майнова, Н.Н. Харузина, П.Ф. Степанова, Б.П. Темногрудова и ряда других исследователей.
В.Н. Майнов, которым было выделено около 150 «сёрм», отмечал широкое бытование «народных мет или знаков, которые ставятся решительно на всех предметах, когда желают обозначить, кому именно они принадлежат». Но более поздние исследования, которыми занимались Н. Харузин и П.Д. Степанов, показали, что на самом деле знаков бытовало значительно больше.
Ранние знаки играли большую важную роль: они применялись чаще, кроме того, и значение, соединяемое с ними, было более шире, чем в настоящее время, когда они «сохраняются в большинстве местностей в качестве остатка старины и поддерживают лишь постольку, поскольку их нельзя заменить другим юридическим знаком собственности», - пишет Н. Харузин на рубеже XIX – XX веков.
Выполняя свою исследовательскую работу , я больше всего обращалась к материалам кандидата филологических наук, доцента Рогачёва В.И. «Семейные знаки народов Поволжья».
4. Идеограммы.
Идеограммы – стилизованные изображения животных, птиц, орудий труда, предметов быта и другие - широко использовались мордвой в качестве семейных или личных знаков собственности. (мокш. Тяшкст, эрз. Тешкст). Идеограмма – от греческого idea – идея, образ и грамма – письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Идеографическими знаками пользовались для передачи письменных сообщений. Как правило, знаки имели свои названия: «заячьи уши», «бараньи рога», «хвост орла» и другие. Многочисленные бортные «знамёна» зафиксированы в писцовых книгах XVII века. Сакральные, в основном сохранительные функции имели идеограммы на парях, домах, воротах, женской одежде.
Многочисленные идеограммы – родовые, семейные личные «знамёна» как знак собственности того или иного человека вырубались на деревьях в бортных «ухожаях» мордвы; эти тамги вместо подписи заносились в отказные книги XVII-XVIII веков. Важная информация о хозяйственном состоянии крестьян записывались идеограммами на специально ограненных палках, которые вели старосты, десятники и другие сборщики налогов. Соответствующая информация о количестве скота подворно насекалась на пастушечьих палках. В настоящее время остатки идеографии сохранились в сельской местности: на ушах домашних животных, таких как овцы, телята, коровы, козы, которые пасутся в общественных стадах.
У мордвы были также числовые знаки, которые употреблялись для записи налогов, на пастушьх палках и счётных бирках. Применяя десятичную систему исчисления мордва пользовалась в основном тремя знаками: 1,5,10. Но имелись знаки, обозначающие и довольно большие величины, например 1000.
I – вейке 1
II – кавто 2
III – колмо 3
IIII – ниле 4
/ - вете 5
| / - кото 6
||/ - сисем 7
|||/ - кавксо 8
||||/ - вейксэ 9
^ - кемень 10
| ^ - кемвейкее 11
||^ - кемкавтово 12
|||^ - кемколмово 13
||||^ - кемнилее 14
/^ - кемветее 15
|/^ - кемкотово 16
||/^ - кемсисемге 17
|||/^ - кемкавксово 18
||||/^- кемвейксэе 19
^^ - комсь 20
||||/^^^^- ниленькемень вейксэ 49
Изографическая культура эрзянского народа в широкой наглядности не дошла до наших дней. В глубине народной память о ней жива. Исследования эрзянской изографии сложный и противоречивый процесс, но необходимый, чтобы понять истоки национальной культуры. Большая часть тамг, идеознаков и рун схожи друг с другом, скорее по чисто внешним признакам. Скорее всего, некоторые из них могут иметь и общее происхождение. Фольклор доносит до нас сведения об использовании эрзянским народом изографии. Это подтверждается и археологическими материалами. Вероятно, первоначально эти меты служили знаками родовой собственности, а затем семейной.
5. Родовой знак. Знаки собственности. Локализация знаков в декоре.
Вопрос о семейных знаках непростой. Чаще всего знаки собственности наносились на предметы, которые имели «хождение» среди родственников и соседей. Это приспособления для валяния валенок, корыта для рубки капусты, ступы, пахталки, донца прялок, веретена и т.д. Известно, когда сыновья отделялись от отца и основывали свои хозяйства, то должны были выбрать свой знак, чтобы избежать имущественные недоразумения..Причём старший сын пользовался отцовским знаком, а младшие семейный знак лишь несколько видоизменяли.
Знаки могли изменяться самым разным образом: «вращаться » вокруг оси, перечёркиваться, удваиваться. Но обязательно сохранялась преемственность с исходной, отцовской метой.
Знак собственности замужней женщины обычно повторял знак мужа, но над ним проводилась кривая линия – «покрышка», обозначающая, что данный предмет принадлежит женщине из семьи, имеющий данный знак собственности.
Значение «тешксов» было различным. Например, волнистая линия представляет водную поверхность, вогнутая кривая линия – лодку, крест в середине круга – колесо, прямоугольник – дом.
Семейный знак, имеющий форму пророщенного зерна явно указывает на род хлебопашцев. Некоторые знаки указывают на обладателей кузнечным ремеслом, на охотников.
5.1 Знаки собственности в орнаменте
Многие символы орнамента на мордовской одежде напрямую связаны со знаками собственности, о чем говорит их название тешкс (букв. «мета», «тавро», «тамга»), родовой или фамильный знак, означающий принадлежность собственности к определенному клану. Тешксы или меты – знаки собственности имела каждая экономически самостоятельная мордовская семья. Ими отмечали имущество, скот, участки земли, леса, бортные ухожаи, бобровые гоны, рыбные ловли и т. д. После смерти крестьянина тешкс вырезался у основания могильного креста (см. Рогачев, 2003: 42-43). Знаки стали основой многих мотивов орнамента. На декоративно-прикладных изделиях имеются прямые указания на использование семейно-родовых тешксов в орнаментальных мотивах. Разнообразие форм геометрического орнамента у эрзи и мокши, вероятно, было вызвано тем, что на первоначальных стадиях оно развивалось из тешксов – родовых знаков. Изменяясь после своего назначения и технического выполнения, родовые знаки получили в своей форме характерное развитие, соединившись в орнаментальную вязь. Очертания знаков во многих случаях дают ключ к пониманию стилизованных мотивов орнамента. Надо сказать, что среди «тешксов», «тамг», «знамен», «рубежей», кроме изобразительных, значительно больше абстрактных мотивов, т. е. условно принятых знаков самого разнообразного (и произвольного) начертания, в которые вкладывали не менее значительный смысл, чем в изображение тотемного существа.
Учеными в XIX веке даны «сермы» знаки в виде условных изображений солнца, человека, лошади, быка, журавля, заячьей ноги. Скорее всего, многие знаки восходят ко времени неолита. Именно в тот период рисунок превращается в знак, получают идеограммы в виде кругов, спиралей, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных символов.
В период первобытного общества, вероятно, знаки имели религиозно – магический смысл. Лук, копья, стрелы были неотъемлемой частью жизни древнего человека, от них зависела удача на охоте, а значит благополучие рода. Поэтому оружие могло иметь насечки, знаки, которые по воззрениям наших предков, обладали магической силой. Возможно, знаки могли быть языческими культовыми символами. На использование мет в качестве священных знаков на религиозных праздниках указывает то, что в некоторых селах Мордовии вместо слова «тешкс» (знак) употребляется слово «пазава» (икона).
5.2. Условные изображения в знаках.
Сопоставление родовых знаков с отдельными орнаментальными мотивами с очевидностью указывает на идентичность или сходство тех и других. При выяснении того, что же было первично – знаки или орнамент, случайное ли это сходство или одни произошли от других, выяснилось, что знаки не являются копированием орнаментальных мотивов или их отдельных частей. Наоборот, часто тешксы являются первоэлементами орнаментальных мотивов и дают им названия. К примеру, диагональный крест стал основой для нескольких разновидностей орнамента. Такая же картина наблюдается и у других народов. Так, у марийцев при орнаментации женской рубахи в области лопаток наносили узор в виде небольших розеток, называемых тамка, т. е., тамга – знак родовой группы. Снохи в большой семье вышивали на своих рубахах знаки своих родителей, а не мужа. Ученые считают, что вероятной основой многих мотивов орнамента у коми на определенной стадии социально-экономического развития общества тоже служили тамги-пасы – знаки родовой и семейной принадлежности и собственности (Грибова, 1980: 155).
Замечено, что разнообразие форм орнамента вызвано тем, что на первоначальных стадиях он развивался из родового знака. Изменяясь после своего назначения и технического выполнения, родовые и семейные знаки получают в своей форме определенное развитие. Очертания знаков иногда дают ключ к объяснению стилизованных мотивов орнамента (Грибова, 1980: 155). Сравнивая число знаков – тешксов с числом основных орнаментальных мотивов, можно сказать, что первых было значительно больше (см. Рогачев, 2003: 97-104, 119-158).
5.3 Знаки на ритуальных предметах.
Наиболее древними являются знаки, наносимые на ритуальные предметы, могильные памятники «сюруй чувто», которые в дохристианские времена устанавливались вместо крестов, затем на кресты вплоть до 80-х годов XX века.Не трудно заметить религиозно – магическое значение этих родовых символов, каждый из которых, указывая на принадлежность креста, как бы говорил: «не трогай меня», тем самым сохраняя покой усопшего. Наносятся «тешксы», «пазавы» на крест при его подготовке. После того как крест подготовлен, прибиты крестовины, плотник по совету знающих пожилых людей, на расстоянии 100-110 см. от комлевого конца бревна, рисует знак и по контуру стамеской или топором наносит его окончательно. Ставились меты и на могильных камнях и плитах, которые встречаются в некоторых мордовских селах. Старожилы этих местностей так трактуют традицию устанавливать камни на могилах: «Умирая, человек уходит в мир иной, где проходит целый ряд испытаний, одним из которых является переход через бурную речку. По камням душе легче перейти на другой берег».
Орнамент, как известно, является структурой, образованной последовательным ритмическим повторением или чередованием одного или нескольких мотивов (фигур, знаков, изображений и даже композиций) на плоскости или поверхности предметов. Встает вопрос, может ли знак стать орнаментальным мотивом? Полевые материалы показывают, что может.
Часто на одних предметах (парях) весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом же случае – розеток, квадратов, ромбов. Вполне вероятно, что резчик, вышивальщица воспроизводили принятый в их роде традиционный орнамент, происхождение которого, может быть, когда-то восходило к древним родовым знакам.
Отдельные исследователи делают попытки установить, что же было первично – знаки или орнамент декоративного искусства, в каких взаимоотношениях находятся эти системы, совпадают ли терминологические обозначения и т. д.? Желание установить параллели в названии вышивки и знака приводят некоторых исследователей к попытке систематизации, сведения названия знаков и орнамента в единую таблицу. Таблица, составленная С.Д.Николаевым, предполагает существование тесных связей между знаком и орнаментом, указывает на «устойчивость родового знака в орнаменте» (Николаев, 1998: 120).
Проблематичен вопрос о том, что было первично – знак или орнамент? В вышеуказанном случае на первое место выносится название орнамента вышивки и лишь на второе название знаков, что, на наш взгляд, не совсем правомерно. Знаки не являются копированием орнаментальных мотивов. Но, по сути, многие из них являются элементной базой, составными частями орнаментальных мотивов при вышивании. Об этом, кстати, несколько ниже пишет и сам исследователь: «мордовское население могло использовать как сами тешксы, так и их возможные комбинации (отсюда, вероятно, и сложность орнаментальных мотивов, и «опрокинутый узор», «удвоенный узор», где есть изображения знаков собственности») (Николаев, 1998: 119).
Сопоставление семейных знаков с отдельными знаками орнамента с достаточной очевидностью указывает на идентичность, сходство тех и других.
Сама логика развития орнаментального искусства доказывает первичность и более древнюю природу знаков. Орнамент на одежде появляется относительно позже – в первой половине II тыс. н. э. Поэтому можно выдвинуть предположение о том, что вышивальщицы использовали сермы (знаки) и их всевозможные сочетания при орнаментации костюмов. Отсюда названия знаков перешедшие в терминологию орнаментальных мотивов, композиций в декоративно-прикладном искусстве: в вышивке, в выкладке бисером, в резьбе по дереву, в ювелирном искусстве. Так, к примеру, прямой и диагональный крест при их развитии, добавлении элементов дают различные орнаментальные мотивы (ромбический, прямоугольный и др.). Знаки в виде ромба, ромба с отростками, деревьев, треугольников, меандров, стилизованных зооморфных и антропоморфных изображений при ритмической организации в вышивке, резьбе по дереву позволяют реализовать в орнаменте соответствующие идеи.
Выделяемые крест, круг, шестилепестковая розетка, восьмилучевая звезда, зигзаг, спираль, волнистая линия и др. выступают как метафоры архаических воззрений на мир, религиозных верований. Состоящие из отдельных знаков, но выстроенные в соответствии с представлениями древних людей в крестообразный, ромбический, узелковый, круговой, спиралевидный орнамент выражали представления о космическом цикле, выраженном в сезонах года, этапах человеческой жизни. Так, часто встречающийся S, – образный знак (лилия – христианский символ чистоты) обнаруживает мотив ужа, «узла жизни». S, – образный, – зигзагообразный орнамент интерпретируются как символ воды, растительности, ужа. Спираль (орнамент, украшения, браслеты) означает «омут», «вихрь», «сильный крутящийся ветер», знак, связываемый с миром душ умерших, хтоническими персонажами, нечистью, а также плодородием и колдовством. Есть предположения, что мотивы символического сердца и лилии состоят из двух S - образных символов и их семантика восходит к двум святым ужам (Усочачевайте, 1998: 37-39). Таковы, к примеру, символы из с. Перхляй Рузаевского р-на РМ (см. Рогачев, 2003: 153) и, собранные В.И.Кирилловым (см. тешксы (символы).
Следует отметить, что часто основой орнамента служит совмещение различных знаков. Таковы, к примеру, прямой и диагональный крест в круге, мальтийский крест в круге, восьмилучевая звезда в квадрате и в круге, зигзаг в круге, треугольники, треугольнички и заштрихованные сегменты в круге, разделенном диагональным или прямым крестом. Довольно часты на пари стилизованные изображения человечков, разделенных вертикальной линией и заштрихованные «елочкой». В декоре практически невозможно увидеть упрощенный знак в том виде, в каком он наносился на предмет собственности. При использовании знака в орнаменте он всегда представал в усложненном виде. Материал (дерево, ткань, керамика), на который наносился орнамент, а также форма (круглая – пари, горшки, плоская – рубахи, головные уборы и т. д.) накладывали свой отпечаток на орнамент, усложняя его. Так, к примеру, вышивка по счету ниток предполагала геометрический орнамент, здесь невозможны были круги, спирали, дуги, полукружья, изогнутые спицы в круге и т. д., тогда как резьба по дереву на пари предоставляла для мастера более широкие изобразительные возможности. В резьбе по пари в полной мере развивались все виды орнамента. Форма пари предполагала непрерывный круговой, опоясывающий орнамент, состоящий из кружков, в различных сочетаниях изображающих солнце, колес со спицами – символов движения, жизни, дисков, спиралей, круглых точек, волнистых и зигзагообразных линий, кругов, кругового орнамента «елочкой», многолучевые фигуры и шестилепестковые розетки в круге и пр.. Поэтому можно утверждать, что в орнаментировании деревянных изделий, могли получить развитие знаки, представляющие как линейные геометрические, так и круговые, овальные формы, в вышивке же – только геометрические.
Знаков геометрической формы преобладающее большинство, поэтому с уверенностью можно говорить о том, что знаки дали начало значительному числу орнаментальных мотивов. В декоративно-прикладном искусстве мордвы немалое место занимали мотивы, связанные со свадьбой, как одним из наиболее значительных моментов в жизни человека. Среди предметов, имеющих ритуальный характер, можно выделить парь для приданого невесты. Он обычно изготовлялся отцом девушки или старшим братом к моменту свадьбы, а в некоторых местах (в Саранском уезде ) – покупался перед свадьбой свекром (Евсевьев, 1966: 182).
Парь – большая кадушка, чаще из липы, высотой 60 – 90 сантиметров, диаметром 40 – 70 сантиметров, предназначавшаяся для приданого. Изготовляли парь из дуплистой липы (дерева, по мордовским поверьям «чистого»), толщина стенок которой достигала от одного до четырех сантиметров (Мартьянов, 1971: 8). Парь из всех предметов домашнего обихода подвергался наибольшей художественной обработке, так как имел глубоко сакральное предназначение. Считалось, что невеста вместе со своим парем и приданым увозит не только память о безбедной жизни в родительском доме, но и свое будущее женское счастье. Отсюда понятно то, почему его называют эрямо парь и то, почему с такой тщательностью, с соблюдением всех магических обрядов складывались вещи невесты. Обычно это проделывалось в сенях, т. к. в избе укладывать сундук считалось недопустимым, потому что на потолке находилась земля, а между «двумя землями», по мнению мордвы, можно собирать только покойников, а живых людей нельзя – они не будут жителями («а улить эрицякс») то есть их брак не будет долговечным (Евсевьев, 1966: 182).
Парь, как предмет ритуального предназначения, покрывался соответствующими письменами, родовыми знаками, орнаментом, имеющим смысл благопожеланий в предстоящей семейной жизни. На крышке некоторых парей можно увидеть два знака, две линии судьбы женщины и мужчины, начинающиеся с двух параллельных линий, переходящих в зигзаги, которые снова плавно трансформируются в прямые, имеющие стреловидное завершение. Мужская линия обрывается раньше, тогда как женская линия судьбы идет чуть ли не до края крышки (ПМА: Фонды МРМИИ). Наиболее часто встречающиеся фигуры на паре – это изображение застежки – сюлгамо, женского нагрудного украшения, привесок, антропоморфных женских фигур.
Орнамент пари отличается включением в него мотивов, состоящих из изображений гребней, старинных мордовских женских украшений. Этнографы считают, что сюлгамо одно из наиболее часто встречающихся украшений. Своей формой оно напоминает женскую фигуру. Наряду с женскими фигурами встречаются изображения мужских (Мартьянов, 1971: 11-12).
Допускается то, что стилизованные безрукие фигурки в виде куколок, изображающих ребят, не что иное как пожелание новобрачным иметь детей (Мартьянов, 1971: 11-12) . Ученые считают появление подобных украшений вполне закономерным, так как парь – подарок к свадьбе, с которой начинается новая жизнь.
Иногда вместо антропоморфных фигур можно увидеть изображения снопов, которые наряду с кругами над полосой и горизонтальными елочками вполне могут символизировать пожелания счастья, богатства, плодородия (Мартьянов, 1971: 11-12).
Изображенный на паре знак в виде шести -, восьмилепестковой розетки, звезды в круге по своей семантике напоминает древнеарийское колесо о восьми спицах, символизирующее вечную жизнь. Данный знак по своему характеру также вполне уместен и укладывается в алгоритм свадебных пожеланий. Парь украшался большим числом различных солярных символов, изображающих различные состояния солнца, его влияние и связь с земледельческими занятиями. Часто встречающаяся шестилепестковая розетка издавна известна как символ Юпитера, знак-громовик. Он был довольно распространенным в славянской, а затем в русской среде именно в указанном значении. Иногда на старинных мордовских парях встречается изображение восьмилепестковой розетки в круге, восьмилучевой звезды, где пространство между лучами заполнено трехгранно-выемчатой резьбой. Этот символ по своей конфигурации и оформлению идентичен так называемым мандалам[1] обских угров (Шесталов, 1999: 5, 8-10) .
Условно стилизованное изображение человеческих фигур, женских украшений, гребней, родоплеменных и семейных знаков в орнаментации свадебного паря, играющего важную роль в жизни замужней женщины – явление не случайное. Парь, являясь хранилищем наиболее ценных с точки зрения сакральности вещей – ритуальной, праздничной одежды, своего рода материальной оболочки, предохраняющей женщину от порчи, предопределяющей ее успех или неудачу в жизненных начинаниях, имел магико-религиозное предназначение (отсюда – эрямо парь – «сундук жизни»), нес определенную ритуальную нагрузку в свадебном обряде. Об этом свидетельствует и укладка вещей в сундук, которая превращалась в исполненное глубокого смысла действо.
До укладки женских рубах парь очищался от вредоносной магии и нечистой силы «живым огнем», зажженной лучиной из чистого дерева – липы, обводили внутри по кругу, движению солнца, затем освящали иконой. Первое, что клали в эрямо парь – это специально испеченный, намоленный каравай хлеба – шумбра кши со словами: «Шумбрачи Паз максозо, шумбрасто-парсте Паз мерезэ эрямодо» («Чтобы Бог дал здоровья, чтобы Бог велел жить в добром здоровье») (Евсевьев, 1966: 183). Вслед за этим на дно пари клали пять серебряных монет (четыре по краям и одну в середине на каравай – (нечетное число символизировало незавершенность цикла, продолжение жизни); если это был сундук (так называемый горобия (эрз.), который вошел в употребление в конце XIX – начале XX века, то монеты клали по углам, а пятую посредине – на хлеб. Женщина, которая проводила глубокое по смыслу таинство, сопровождала свои действия словами: «Сия валдосо Паз мерезэ эрямодо, сюпавт улест» («Пусть Бог велит жить молодым при серебряном свете, чтобы были богаты») (Евсевьев, 1966: 183).
Значительное место при оформлении свадебной пари невесты занимает трехгранно-выемчатая резьба, как одна из наиболее древних разновидностей орнамента декоративно-прикладного искусства мордвы. Треугольник – как один из элементов этого узора, считают некоторые специалисты по орнаментации дерева, – мог обозначать вульву (женский детородный орган) (ПМА: Мастин; Тресидер, 1999: 211). Треугольник, как знак, является универсальной исходной формой для других, более сложных элементов. Так, фигура ромба при украшении паря образовывалась двумя рядами треугольных выемов, сходящихся длинными сторонами, а также двумя сомкнутыми рядами зигзагообразных линий. На отдельных парях трехгранно-выемчатая резьба в виде зигзагов покрывает значительную часть поверхности – в три, четыре ряда, отеленных друг от друга параллельными линиями.
Упоминаемый нами ромб в искусстве народов России довольно распространенный знак. Он встречается у русских, украинцев, белорусов, эстонцев, мордвы, коми, карел, хантов и манси. По своему происхождению этот знак уходит в глубины тысячелетий и связывается нами по смыслу с изобилием, благоденствием, плодородием. У всех этих народов ромбический орнамент вышивался на свадебном платье невесты, которое она носила в первый год замужества.
5.4.«Тамга» - документ
Характерным примером мордовского доалфавитного письма являются знаки и меты, которые ставились на бирках, палках пастухов и сборщиков налогов. На бирках определенными семейными метами и пиктографическими знаками отмечались владельцы дворов, число мужских и женских душ, площадь посевов, сумма налогов и др. Эрзя и мокша зарубками отмечали количество мужских душ, а точками – количество женщин. Такая система мет позволяла мордве заносить на палки любую информацию о хозяйственном положении села и считалась удобной для употребления.
Благодаря хорошо отлаженному делопроизводству в дореволюционной России до нас дошло значительное количество знаков, - говорит историк,- первыми исследователями знаков были приказные люди русской администрации, которым необходимо было иметь сведения о значении тамги в каждом случае (клятвенные, родовые, ясачные и пр.). Ясачные сборщики производили на месте подробный опрос относительно значения тамги. Выяснив смысл знака, они расшифровывали его на документе.
5.5.«Шайтанова рожа»
Для конца 16-17 века характерны изображения кружков, расположенных в различных комбинациях. Что же за кружочки изображали наши предки? Есть предположение, что они у суеверных крестьян обозначают изображение личины идола, которая получила название «шайтанская рожа». Возможно, кружочки, есть не что иное, как элементы сакрального знака «шайтанова рожа», на котором приносили клятву, обещая давать правдивые показания «по вере и шерти».
Тешксы, знамена, тамги, закрепляя собственность за той или иной крестьянской семьей, в представлениях мордвы, одновременно сохраняли ее, как бы доглядывали за ней и сторожили. Эти суеверия объяснимы. В древности любой знак вызывал священный трепет, тем более имеющий отношение к имуществу другого рода. Как же знак мог оберегать? Дело в том, что во многих знаках присутствует такой важный элемент, как «глаз». В отсутствии хозяина за происходящим следили «глаза», они «сторожили» собственность. Кстати, такой знак есть и на грудной части мордовской женской рубахи, на головном уборе, которые по замыслу вышивальщиц, выполняли функцию оберега, нейтрализовали сглаз, порчу. В суеверном сознании человека средневековья знак в виде «глаза» работал во много раз сильнее любых законов и кар. Недаром, у мордвы вплоть до 30-х гг. 20 века в ходу была поговорка: «Чужая мета руку жжет».
К сожалению, в настоящее время бытование семейных знаков отмечены весьма редко. Но собранные тешксы, тамги,сермы дают богатейшую информацию о древней жизни мордвы и соседних народов. Знаки могут рассказать еще о многом, надо лишь подыскать к ним ключик.
6. Береста и липовые дощечки
Самым ходовым материалом для письма у древних эрзян была береста. Использовали для этого древесный уголь, красную глину на животном жиру, режущий инструмент. Самым простым способом было царапанье знаков на бересте. Не всякий знак можно нанести топором на брёвнах, нелегко вырезать на палке, на колотых дощечках.
Уверенной рукой наносил предок ровные геометрические знаки, отличающиеся строгостью и лаконичностью. Береста хороша тем, что на желтоватом фоне знак, процарапанный острой палочкой, хорошо читается, не портится от воды и снега.
Единственный недостаток – при хранении скручивается и рвётся по длине. Поэтому народные мастера для «алфавита» выбирали липовые дощечки. В наборе они несли всю эрзянскую изографию, которой пользовались люди. Хотя о них нет прямых сведений, мужчины носили их в связке на поясе. Отсюда, возможно, их название «цёра».
Наборы дощечек со знаками были известны в эрзянских семьях. По ним учили детей. Необходимость в них была большая. Существовали ещё и знаки исчисления - всё это использовалось в хозяйственной и обрядовой деятельности. На бересте наносились молитвы к богу, а затем сжигали на жертвенном огне. Полотенца, с вышитой на них молитвой, развешивались на священном дереве. На коре дуба наносились ножом тексты - молитвы рода к Инешкипазу.
Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами и практической целесообразностью. Конечно же, основной функцией народной одежды была практическая, и в первую очередь соответствовала природно-климатическим условиям региона, в котором жил народ. Наряду с этим, в прошлом одежда выполняла и ряд дополнительных немаловажных функций. Костюм имел отличия локального характера: по его форме можно было определить, откуда родом человек. Кроме того, даже в пределах одного комплекса одежды существовали различия, определяющиеся возрастом владельца, а также функциональным назначением одежды. По составу и орнаментации костюма можно было выделить следующую возрастную градацию: 1) до 10 лет; 2) от 10 до 16 лет; 3) возраст девушки; 4) замужней женщины до 40 лет; 5) от 40 лет и далее.
В древности вышивка выполняла не только защитную и продуцирующую функцию, но и была признаком, указывающим на Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в умении декоративно сочетать различные фактуры. Время постепенно вносило в эту схему новые элементы. К середине XIX столетия многие орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.
Наиболее стабильно древние черты сохранились в обрядовой одежде, в частности свадебной, которая у любого народа является самой интересной в обрядовом плане принадлежность к той или иной родовой группе.
Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.
Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы.
Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.
Праздничная традиционная эрзянская одежда, которую готовили зимними вечерами, не только передавалась по наследству, но изредка отдельные ее элементы (особенно пулай, пулокаркс, головные уборы панго, сорока, вязаные узорные чулки, лапти-семерички и т. д.) изготовлялись на заказ или на продажу. Имеются случаи, когда подобные элементы традиционной женской одежды передавались в качестве подарка через отходников в места проживания мордвы Заволжья.
Высока вероятность того, что и мордовские вышивальщицы использовали сермы (знаки), в целом, семиологическую систему для кодирования религиозно-магической информации, т. к. вышивка в старину, прежде всего, выполняла функции оберега. В глубокой древности знаки, орнамент на одежде воспринимались как один из элементов защиты, противодействия невидимой опасности.
В особенной защите от порчи, нечистой силы, как считали суеверные люди, нуждались невеста, девушки брачно - свадебного возраста, поэтому их одежда украшалась всевозможными обереговыми символами, орнаментом, родоплеменными и семейными знаками. Потребность соединения элементов в непрерывную ленту создали соединительный ритм. Возьмем ли обшивку рукава, ворота, подола, – тут вышивка состоит из простых элементов, через промежуток чередующихся друг с другом. Это сомкнутая цепь ритмических ударов и интервалов, повторяющихся без начала и конца и образующих кольцо безопасности, кольчугу, защищающую от опасности» (Ручьева, 1930: 76).
Наблюдения за местом расположения вышивок на мордовских рубахах показывают, что они, как и у некоторых народов Поволжья, закрывают наиболее важные части женского тела: плечи, лопатки, шею, грудь.
Мордовские женщины наряду с вышивкой, которую наносили на ворот и на грудь, отмечали ромбами и углами лопатки (с.Шокша, Теньгушевский район). Такие же знаки можно увидеть и на старинной чувашской женской рубахе кёске – по обеим сторонам грудного разреза располагаются вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд-розеток. Особенно выделяется своей сплошной ковровой вышивкой мордовский женский костюм покай (праздничная или свадебная рубаха), который покрыт до середины груди сплошным орнаментом, состоящим из крестов, ромбов, треугольников, восьмиконечных розеток и т. д. Подобной же, состоящей из крестов и ромбов, вышивкой покрыт ворот старинной чувашской рубахи анат ёнчи.
Следует отметить, что вышиваемые на праздничных и подвенечных платьях знаки, были иными, чем на будничных рубахах. Богатыми знаково-орнаментальными мотивами украшались и головные уборы невест эрзянок и мокшанок.
Знатоки декора костюма предполагают, что каждый знак в прошлом был осмыслен и, возможно, сообщал понятия о связях человеческой земной жизни с мирами божественными и загробными. «Не исключено, – отмечают исследователи, – что микрокосмом этих связей представлялся дом» (Прокина, 1995: 492). В указанном нами случае, его символизировали ромб и крест, заключенные в треугольник.
Как сложна сама жизнь, так и сложна организация комплекса знаков, их сюжет и художественное исполнение. Идущие по краю подола «несчетные повторы знаков, черных точек на красном фоне заключали бесконечное движение вечное и непрерывное, как движение небесных светил, движение Земли, смена дня и ночи, времен года, поколений людей» (Прокина, 1995: 484).
Характерные автономные мотивы украшали разрез спереди «по всей видимости, это знаки – обереги. Их символика в прошлом выражала связь с духами – покровителями. Здесь также можно увидеть «мотивы стилизованных челноков, весел» (Прокина, 1995: 484). Нередко в рисунок входило изображение женской фигуры в ладье, символизировавшей культ богини воды – Ведь-авы, издревле почитаемой мордвой в качестве покровительницы деторождения.
Довольно интересно, в традиционной манере патриархальной старины, в виде конька крестьянской избы вышиты оплечье женской рубахи покай мордвы-эрзи Шенталинского района Самарской области . В вышивке оплечья женской рубахи покай мордвы-эрзи Кочкуровского района Республики Мордовия мы видим внутри крупного ромба совмещенные несколько ромбов меньшей величины, образующие своего рода глаз («сельме»), который, как бы оберегает женщину от порчи, нечистой силы. У родственных мордве марийцев идентичный знак носит название чызе орол, что в буквальном смысле означает «сторож грудей». По предположению этнографов, «Локализуясь на месте женских грудей, она (вышивка) явно предназначена охранить материнскую грудь» (Гаген -Торн, 1960: 213). Как мы видим на разном этническом материале, ромб, наряду с магией плодородия в указанных случаях имел обереговое значение, как знак, предохраняющий от порчи важные органы, необходимые для продолжения рода. Все сказанное позволяет нам утверждать, что ромб является универсальным полисемантическим символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знака благоденствия, изобилия, плодородия.
Немаловажно знать, что расположение вышивки имеет большое значение для понимания его функционального предназначения. Т.А. Крюкова убедительно показала, что у марийцев вышивка располагается, оттеняя наиболее важные части человеческого тела: грудь, сердце, идет к лопаткам (Крюкова, 1968: 21). У обских угров фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, чтобы «силу верхней части спины охранять, силу груди охранять» (Молданова, 1999: 79). У мокши для этих целей используется бисерная пелерина, сплетенная в виде сетки с ромбическими ячейками. Расположение символа плодородия, символа «матери-прародительницы» на плечах и груди женских рубах вполне соответствует защите тех участков человеческого тела, которые в хантыйской культуре считаются наиболее существенными» (Молданова, 1999: 79). Немаловажны и социальные функции вышивки, она отражает возрастные отличия, подчеркивая положение человека в семье, обществе. Если в исследованиях по орнаментике одежды родственных народов идти методом аналогии, то можно сказать, что локализация знаков во многом близка или даже полностью совпадает, подтверждая единую типологическую природу знаков, их семантику и функциональное предназначение.
Наиболее часто встречающиеся у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.
Ромб является универсальным полисемантическим символом, олицетворяющим плодовитость. Орнамент ромбического характера использовали на керамической посуде, в вышивке, на домовой резьбе. Прямой и косой кресты встречаются в декоративной резьбе по дереву, вышивке, ткачестве.
Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами и т. д.
В связи со значительными потерями в национальной культуре, исчезновением традиционных видов народного искусства, с утратой во многих районах этнической одежды ныне с трудом воспринимаются различия в национальной одежде одного и того же региона, тогда как в 20 годы XX века, по замечанию специалистов, в частности Н. Гаген – Торн. «На больших ярмарках в с. Рузаевка бывшей Пензенской губернии…жители совершенно безошибочно указывали, из какой деревни любая женщина, узнавая её по головному убору, расцветке, расположению и характеру вышивки на её одежде…».
Высока вероятность того, что мордовские вышивальщицы использовали «сёрмы», в целом семиологическую систему для кодирования религиозно – магической информации, так как вышивка в старину выполняла, прежде всего функции оберега.
В особенной защите от порчи, нечистой силы, как считают суеверные люди, нуждались невеста, девушки брачно – свадебного возраста, поэтому их одежда украшалась всевозможными обереговыми символами, орнаментом, родоплеменными и семейными знаками.
Национальный костюм уникален. Среди тысяч русских мордовских, чувашских и татарских крестьянских нарядов, хранящихся в областных музеях, вы не увидите двух одинаковых: то состав иной, то ткань, то вышивка. А главное – сотворено каждое из этих чудес не при помощи ткацко – вышивального станка, а безымянной рачительной хозяюшкой, неутомимыми искусными пальцами её охочих до красивой работы рук, тепло которых распространяется и на нас, вглядывающихся в орнамент. Нетрудно представить как согревала, как нежила подобная одежда тех, кому она была предназначена сто и более лет назад.
7.1. Отражение зооморфных мотивов в орнаментальных символах.
Академик Б.А.Рыбаков, неоднократно обращавшийся при реконструкции славянского язычества к аналогичным явлениям из жизни финноугров, отмечает «тяготение преданий о священных оленях (лосях) к финно-угорскому Северу» (Рыбаков, 1994: 56). Отмечается и то, что «глубокая древность и повсеместность культа небесных оленьих важенок-прародительниц едва ли подлежит сомнению, что поиск наиболее архаичного женского образа мы должны начать с тех вышивок, которые содержат изображение оленей или лосей» (Рыбаков, 1994: 475). В таком случае при расшифровке, приводимой А.Гейкелем вышивки, с определенной долей уверенности можно говорить о том, что изображение самки-лосихи, женщины и дерева сливаются в единой магии Земли, плодородия, живых существ, населяющих ее. Что касается широко распространенного культа рожениц (у славян), рожающих оленей, лосей (у финноугров), то у последних он сохранился лучше, и такие мотивы в декоративном искусстве проще, легче «читаются», т. к. охотничье-рыболовецкий быт у финноугров сохранялся дольше, а значит в этнической памяти лучше сохранялись мифы о лосях, оленях, медведях и других тотемных животных. Этнографами фиксируется их бытование вплоть до XIX века, отмечается, что к фратрии лося (оленя), медведя и др. принадлежали некоторые роды коми-зырян, пермяков, манси, удмуртов, мари – народов родственных к мордве. Об архаичном культе лосей, вполне вероятно, может говорить продолжительное бытование у некоторых групп мордвы и марийцев «рогатых» кичек и других подобных им женских головных уборов.
В коллекции головных уборов, составленных этнографом В.Н.Мартьяновым, при внимательном рассмотрении можно увидеть орнамент – ромб с продленными концами – стилизованную рожающую фигуру, показанную в виде распластанной «лягушки». Голова этого существа украшена рогами, руки – ветви раскинуты, ноги широко раздвинуты и из земного низа – чрева появляется существо, идентичное совершающему акт рождения, «плодородия». Средняя часть рожающей фигуры выполнена в виде полого ромба, освободившегося от плода. Центральной частью этой композиции являются чередующиеся крупные ромбы, с косыми линиями, образующими мальтийский крест – знак, символизирующий занятия скотоводством. Как видим, в орнаменте все выстроено в одну смысловую цепочку. Нет сомнений в том, что ношение «рогатых» кичек и изображение стилизованных рогатых существ (лосей), восходит к зооморфным мотивам, к культу живой природы. Таковы же рогатые кокошники северных коми-пермячек, напоминающие лоб рогатого существа, может быть быка (Грибова, 1980: 149). Орнамент «рога быка большого хора» (производителя) распространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях хантов Нижнего Приобья (Сязи, 2000: 91, 234). Орнамент куранц вой – «ногами обладающий зверь родовой» – означал лося, мотив узора «подземного зверя рога» был связан с мамонтом (Сязи, 2000: 113). О разнообразии финно-угорских орнаментов, связанных с животным миром, свидетельствуют названия «лосиные рога», «оленьи рога», первый узор из которых был более раскидистый и крупный (Сязи, 2000: 113, 234). Кстати, в документах феодального делопроизводства XVII века, касающихся мордовских территорий, часто встречаются названия «лосиный стан», свидетельствующие о существовании значительной популяции этих животных в регионе.
В орнаменте мордвы есть фигуры, называемые ватракш («лягушка»), в виде ромба с продолжениями, отростками. Они имеют аналоги у других финно-угорских народов. Ромб с полостью, от которой отходят отростки, встречается у хантов под названием супра, наварнэ – «лягушка», и с ним связано представление о счастье, изобилии (Молданова, 1999: 78). В русском народном орнаменте ромб с крючками имеет достаточно устойчивое название «лягушка», «жаба». Конфигурация узора «лягушка» абсолютно тождественна у русских Сибири, у южных групп ханты (Молданова, 1999: 78) и у мордвы. Ромб с крючками в верхней и нижней части является символом женского начала, плодородия, и появляется в искусстве многих народов мира на ранней стадии земледелия, связан с магией плодородия и со времен энеолита связан с представлениями о матери-прародительнице, которая мыслится и как мать природа, и как Великая Женщина-Мать.
Исследователи отмечают, что в мордовской вышивке «немало названий узоров, связанных с животным миром – птицами, насекомыми, животными, которые живут в местных лесах» (Белицер, 1973: 47). Характерной деталью является то, что узор чаще всего называется какой-либо частью животного, птицы, насекомого (например: лапа, ухо, глаз, крыло). Наиболее распространены названия нумолонь пиле – «заячье ухо», баранонь сюрот – «бараньи рога», сараз лапат – «куриные лапы», нимилявонь пилеть – «ушки бабочки» (Белицер, 1973: 47). Встречались узоры и с такими редкими названиями, как ватракш – «лягушка», «шинемь-сюлма-пацяня – «петли в следу куницы», тувонь кургинят – «поросячьи рыльца» (Спрыгина, 1928: 12). Кстати, аналогичные или близкие названия узоров, фигур декора, взятых из мира живой природы можно, увидеть у близкого к мордве финно-угорского народа Поволжья – марийцев, сравните: мукуш вуй могалтыш – «голова пчелы», мукшава тур – «узор пчеломатки» (Сепеев, 1975: 88).
Исследователь А.Ручьева придерживается этой же точки зрения, что некоторые элементы носят названия отдельных частей тела животных и птиц: нармунь сельме – «птичьий глаз», галань лапа, маци лапа – «гусиная лапа», нумолонь пиле – «заячье ухо» (Ручьева, 1930: 74). Приведенные примеры дают возможность предположить, что у восточных финнов, к которым относятся и мордва, продолжительное время связанных с миром живой природы и находившихся в лоне язычества, уже в древнейшем орнаменте встречались подобные формы».
Часто узор получал свое название по форме и месту расположения. Так, вышитые треугольники, которые располагались на подоле сзади назывались «гусиные лапы» – маци пильгть, а вышивка на подоле спереди по обеим сторонам разреза – пацянят – «крылышки» (Белицер, 1973: 53). Может быть, появление этой вышивки и ее название связано с тотемными птицами – лебедем или уткой, которых мордва с большой охотой и любовью отливала в виде стилизованных привесок (Шокшинский, Журавкинский, Старобадиковский могильники РМ), вырезала виде солонок, ковшей, братин, вышивала на рубашках, головных уборах. Возможно, это связано с устоявшейся мифологией мордвы, по которой утка является небесной птицей, сопровождающей солнце в ночное время по воде. По другому мифу, утка является священной птицей-жизнедательницей. По мифологии финноугров, дикая водная птица (демиург) дала жизнь и создала Вселенную. В эпосе «Калевала» сообщается о том, как она высидела 7 яиц, одно из которых, упав с колена богини воды Илматар-Каве, разбилось. Из неё появился мир.
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились
(Калевала, 1956: 4).
Этот мотив широко распространен и в мордовском фольклоре, где яксярго – «дикая утка», свила гнездо, снесла и высидела яйцо. Из её серебряного яйца появились земля и мир. По древнейшей финно-угорской мифологии утка создает земную твердь, раз за разом ныряя на дно и доставая в клюве землю.
По другой версии – мордва – народ, пришедший на Землю из созвездия Водной птицы. Может быть, согласно этому мифу в исторической памяти народа и название Млечного пути по-мордовски звучит как Мациень, Мацинь ки или Каргонь Ки («Гусиный путь», «Журавлиный путь»)? А может быть появление этой птицы в символике эрзи и мокши объясняется тем, что наш народ издревле проживает на территории покрытой такими большими и малыми реками, как Волга, Ока, Сура, Мокша, Цна, Инсар, Алатырь, Вад, Теша, Пьяна, Штырма, Кша, Семилей, озерами Инерка, Имерка, болотами-сарами, которых на заре становления этноса было множество. Вся жизнь, весь хозяйственно-экономический уклад народа были тесно связаны с водной стихией. Вода кормила, поила, закрывала неприятелю путь в глубь этнической территории, спасая от разора и смерти. Водная стихия явилась своего рода той природно-экологической нишей, частью ландшафтной зоны, которая обеспечила небольшому по численности народу безопасность и будущее. Образ водной птицы просто не мог не появиться в таких условиях. Отсюда так легко понимается этот знак, его семантика и столь пристальное внимание и частое обращение к нему мордовских женщин. В связи с этим нетрудно объяснить и появление такого мифологического существа, как Ведь-ава – покровительница воды. Часто стилизованное изображение этой богини мордовки вышивали на подоле рубахи спереди. Вода, водная стихия в вышивке, по преимуществу, изображались в виде волнистой или зигзагообразной линии. Для древних, в отличие от нас, было характерно системное, язычески опоэтизированное восприятие окружающего мира и понимание своей органической слитности с ним, что находило отражение в декоративном искусстве, в устной поэзии. Ведь-ава является одним из центральных в национальном фольклоре. Культу Ведь-авы можно отнести и то, что мордовская девушка ранней весной, в самое лучшее для вышивания время отправлялась на речку после половодья, устраивала озкс (моление), умоляла божество воды об изобретательности и счастье, обращалась к ней с просьбой помочь в поисках среди льдин красивого в своей неповторимости орнаментального мотива для своего подвенечного платья. Затем начинала искать необходимый узор на темном и крупном от половодья льду, на котором фантастическими линиями играют волны (Heikel, 1899: 25–26).
3.Заключение
Настоящее берет начало в прошлом. Мне хочется привести слова современника А.С. Пушкина, его верного друга, П. Чаадаева: «Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас». Я считаю, что достойное будущее есть только у тех людей, которые с уважением относятся к памяти своих предков. Только тогда может вырасти достойный культурный человек, любящий свою малую Родину. Выходит, что без кирпичика прошлого нельзя построить будущее. Люди должны чтить память не только своих прародителей, но и не забывать о тех, кто совершил в своей жизни много добрых и славных дел. Это люди, которые заботились, вели поиски, делали открытия в своих исследованиях старины и до нас донесли крупицы национальной культуры. Благодаря этим учёным, мы в настоящее время можем найти любой материал, который связывает нас с национальными корнями, богатой и самобытной культурой. Анализируя собранный материал по родовым знакам, я убедилась в том, что они возникли не на пустом месте, а являлась дальнейшим развитием достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводил себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Прослеживая изменения, происходящие в различные периоды, реконструируя древние пласты семейных знаков, можно получить наиболее полное и глубокое представление об этнической истории мордовского народа, эволюции его мировоззрения.
В заключении работы хочу отметить, что орнамент декоративно-прикладного искусства можно подразделить на несколько видов: антропоморфный, зооморфный, растительный, геометрический; возможно и другое деление – на пять групп: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный.
Обобщая все собранные мною данные, я пришла к выводам, что родовые знаки имели следующие функции:
1. передача информации;
2. фиксирование собственности;
3. охранительная, или функция оберега;
21 век – век реформ и революций не мог не отразиться и на семейных знаках. Всё чаще геометрическая фигура стала заменяться именными буквами: имя собственное плюс имя отца. Буквами расшивалось приданное невесты, обрядовые полотенца. Такие знаки сохранились и в нашем школьном этнографическом музее.
Я надеюсь, что материал, изложенный в моем небольшом исследовании, заинтересуют ценителей национальной культуры, привлекут их внимание к глубинным процессам формирования семантики символов декоративно-прикладного искусства.
Вывод: Характер и значимость вышивки изменились, если раньше вышивали мордовские национальные костюмы, полотенца. И в них передавался весь накопленный опыт, традиционные знаковые черты. То в настоящее время вышиваются в основном подарочные сувениры, наряд для национальной куклы, костюмы для выступлений. Знаки собственности сохранились лишь в музеях. В настоящее время меты (тешксы) сохранились лишь в деревнях при мечении скота. До сих пор существуют множество мет – и вплетение бирки в гриву, и выстригание на крупе цифр, но все они были недолговечными и ненадёжными.
Проведённое исследование расширило мои знания о знаковой системе и символах на вышивках мордовского народа. Давайте бережно хранить наше достояние, и заботиться о его выживании.
[1] Мандала – (mandala – древнеиндийск. rруг, диск, круглый, круговой и т. п.), один из сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ (Мифы народов мира. – М.: Сов. Энциклопед., 1982. – Т.2. – С. 100).
За чашкой чая
Л. Нечаев. Яма
Как нарисовать портрет?
Два Мороза
Пока бьют часы