Исследовательские работы
Вложение | Размер |
---|---|
karpova_d_10_kl.doc | 246 КБ |
Управление
Образования администрации
Ардатовского муниципального района
V районная научно – практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»
Выполнила: Карпова Дарья Андреевна
ученица 10 класса
МБОУ «Низовская СОШ»
Ардатовского района Республики Мордовия
Руководитель:
Клементьева Зоя Викторовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Низовская СОШ»
Ардатовского района Республики Мордовия
2013 г.
Содержание стр.
1.Введение.----------------------------------------------------------------------------3-5
2.Основная часть -------------------------------------------------------------------5-39
2.1. Сценарий свадьбы-------------------------------------------------------------6-33
I)сватовство-----------------------------------------------------------------------------6-9
II)приготовления к свадьбе----------------------------------------------------------10-14
III)свадьба в доме жениха-----------------------------------------------------------14-21
IV)свадьба в доме невесты----------------------------------------------------------21-24
V) приезд свадебного поезда к невесте-------------------------------------------24-28
VI)свадьба в доме жениха после венца-------------------------------------------28-32
2.2. История мордовской свадьбы на основе произведения
М.Е.Евсевьева «Мордовская свадьба».----------------------------------------32
2.3. Действующие лица в мордовской свадьбе.------------------------------33-36
2.4. Сходство некоторых мордовских свадебных обрядов и
причитаний с русскими.----------------------------------------------------------36-37
2.5 Современная свадьба в с. Кученяево Ардатовского района.-------37
3. Заключение--------------------------------------------------------------------------38
4. Список использованной литературы.----------------------------------------39-40
5. Приложения
План
1.Введение.
2.Основная часть
2.1. Сценарий свадьбы:
I)сватовство
II)приготовления к свадьбе
III)свадьба в доме жениха
IV)свадьба в доме невесты
V) приезд свадебного поезда к невесте
VI)свадьба в доме жениха после венца
2.2. История мордовской свадьбы на основе произведения
М.Е.Евсевьева «Мордовская свадьба».
2.3. Действующие лица в мордовской свадьбе.
2.4. Сходство некоторых мордовских свадебных обрядов и
причитаний с русскими
2.5 Современная свадьба в с. Кученяево Ардатовского района.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложения.
Введение
Сейчас, живя в наше непростое время, всё больше хочется знать о культуре своего народа, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили, какие соблюдали обычаи и традиции.
Я для себя выбрала тему для исследования «Свадебный обряд ». Почему же мой выбор остановился на обряде? А потому, что обряд - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности. В основе обрядов - реальные заботы крестьянина о большой продуктивности его труда, хорошем урожае, общем благополучии, слаженной семейной жизни, правила поведения человека в той или иной ситуации. Обычно обряд происходит в определенное время и в определенном месте, включает набор определенных поступков, сопровождается словесным текстом.
Поскольку обряды выполняли жизненно важные функции, то каждый раз в момент их исполнения они осознавались как очень нужные, необходимые и по-своему актуальные. В них в той или иной мере отражалась бытовая жизнь народа, его мировоззрение.
Целью моей работы является попытка исследовать, насколько мордва сохранила свои обычаи в наши дни; попытаться сделать выводы и понять, чем отличается современная свадьба от свадьбы прошлого? Сохранились ли традиции?
задачи:
Методы исследования:
- Анализ произведения М.Е. Евсевьева «Мордовская свадьба».
- Анализ и обобщение использования обрядового материала моего населённого пункта М. Евсевьевым в своём произведении.
- Сравнение современной свадьбы от свадебных обрядов прошлого.
Гипотеза: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обряды и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие».
Актуальность выбранной темы: Каждый человек, живущий в настоящее время должен понимать и принимать историческую ценность традиций народной вековой культуры и должен бережно сохранять их для следующих поколений.
Практическая значимость: Тема по – настоящему богата и увлекательна в реализации исследовательской потребности. Мне было важно воссоздать колорит прошлых веков и почувствовать разницу с современностью. Потому что и по сей день, эта тема является очень актуальной и позволяет ощутить атмосферу праздника
Свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания такой важной составляющей общества, как семья, сформировавшейся в ходе исторического развития.
Семья для человека – целый мир, это своего рода фундамент, на котором формируются его основные ценности, нормы, морали. В каждой семье есть свои традиции, праздники, обычаи. Но ни одна семья не обходится без самого яркого праздника – свадьбы. Именно на свадьбе рождается семья. И поэтому с этим праздником связано так много обрядов, которые представляют исключительная важность семьи и многообразие ее функций в жизни и обусловили сложность свадебного церемониала. Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает в себе существенный пласт устно-поэтического и художественного наследия народа, отражает его религиозные взгляды, древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы, а также музыкально-поэтический талант. Свадебный обряд и фольклор - ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом.
Надо отметить, что свадебные обряды у мордовского народа отличались большой сложностью и разнообразием, поэтому традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки.
Да, традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека, и плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.
Свадьба – наиболее яркое событие в жизни каждого человека. Мордовские девушки и юноши готовились к вступлению в супружество с самого юного возраста. Посещая свадьбы односельчан, девушки старательно вслушивались в причитания невесты, запоминали слова, а потом, собираясь компанией, разыгрывали этот ритуальное действо по ролям. М.Е.Евсевьев сообщал: […Среди мордовских детей развита игра в свадьбу: собираются несколько девушек и парней в весенние праздники, выбирают из свой среды жениха, невесту и весь свадебный персонал и удаляются в луга или за гумна играть свадьбу…] (3, 53). С раннего возраста девушки начали себе готовить приданное.
Только семейная жизнь считалась естественным состоянием человека, мерилом его общественной значимости. Взрослые неженатые парни и незамужние девушки воспринимались обществом как нечто неполноценное, ненормальное и даже социально опасное. Более того, у мордвы, как и у многих других финно - угров, в прошлом сохранялась традиция устраивать «Свадьбу по умершему » для молодых людей, не успевших вступить в брак на этом свете: «Исполнители ролей невесты и жениха надевали подвенечные костюмы и шли вместе с похоронной процессией до кладбища». Символическое бракосочетание в некоторых мордовских сёлах бытовало ещё в конце 30-х годов ХХ столетия, а некоторые элементы дошли до нас.
Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и у мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.
Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народно - музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки.
Свадебные обряды мордвы - совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Свадебные обряды мордвы связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства и свойства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы.
У языческой мордвы были полигамные браки (многожёнство). По несколько жён имели князья и мурзы. Иногда 2 жены было у крестьянина. Случаи двоежёнства (бигамии) зафиксированы ландратскими переписными книгами 1-й четверти 18 в. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей (8-12 лет) на девушках 20 лет и старше. Учёные объясняют подобные браки экономическими причинами: богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу; родители невесты в тех же целях удерживали дочерей при себе как можно дольше.
2. Сценарий свадьбы
I. Сватовство – ладямо.
Остановившись выбором на известной девушке, родители жениха в один из «лёгких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты своему сыну; спрашивают родных - не знает ли кто из них каких-либо недостатков и пороков за этой девушкой. Тщательно обсудят все обстоятельства выбора и, по одобрению его всеми родственниками, начинают молиться-просить помощи в задуманном деле у вышнего бога (верешки паза), у бога домашнего (кудонь кирди), и предков (покштят - бабат). Во время моления перед иконами зажигается свеча, на стол, накрытый белой скатертью, ставится каравай хлеба, и солонка с солью. Во время моления наблюдается, чтобы дверь, окна, труба и даже печь были закрыты, иначе нечистая сила может проникнуть и помешать начатому делу. По окончании моления, хлеб и соль кладут в кошель и отправляются в дом невесты. Съедаются они на следующий день после пропоя: для этого собираются снова все родственники, жениховы — в доме жениха, невестины — в доме невесты; помолятся все вместе о присоединении новых родственников, и молитвенный хлеб делится по кусочку между всеми родственниками и съедается. После этого отступление, с которой либо стороны считается недопустимым.
Но обычно для предварительных переговоров с родными невесты сначала посылается один из родственников жениха (икельць яки) - вперед ходящий. Для этого выбирается обычно поздний вечер, когда народ успокоится, чтобы «чужие» не могли видеть его, перейти ему дорогу и невольно расстроить задуманное дело. Мордвин большое значение придает первому встречному и поперечному; по ним он определяет успех и неудачу своего предприятия. Хорошим признаком считается встреча с полными руками (пешксе кедь - полная рука) и дурным - встреча с пустыми руками (чаво кедь - пустая рука). Особенно неприятна встреча, когда встретившийся спросит: «куда идешь», в таком случае хоть ворочайся назад, - все равно успеха не будет. Многие, более суеверные, чтобы посланный имел успех, при выходе его, их дома бросают вслед ему старый лапоть со словами: «как мягок и слаб этот лапоть, пусть также будет мягко и слабо сердце родителей избранной нами девушки, чтобы выдали нам свою дочь».
В доме девицы посланный обязательно садится под матицу (местоприбывание домашнего бога), разговор начинает сначала о постороннем предмете, а потом незаметно переходит к цели своего посещения. Родители невесты, как бы рады не были такому предложению, в первое посещение отказывают сватьям. Иные это делают из-за одного обычая, но многие затягивают сватовство с той целью, чтобы как можно быстрее разгласилась новость о сватовство их дочери, и чтобы таким образом дать возможность и другим посвататься. Узнав об упрямстве родителей невесты, всякий отец, имеющий сына - жениха, подумает, не подходит ли она и его сыну и, после обсуждения этого дела с родными, тихонько засылает своего хожалого попытать счастья. Дело ещё более затягивается. Хожалые ни днём, ни ночью не дают покоя родителям невесты, каждый старается пересилить своего соперника. При этом хожалые нередко прибегают к разным северным способам: стараются похитить мочальную судомойку из дома невесты и, спрятав ее за пазуху, если хожалый женщина, или в карман, если он мужчина, стараются во время переговоров незаметно спутать ее, полагая, что этим можно запутать ум родителей невесты и легче уговорить их.
После продолжительных переговоров и совещаний с родными и дочерью, отец невесты соглашается, наконец, пригласить отца жениха для окончательных переговоров о цене и дарах. Родители жениха идут к невесте с вином и хлебом-солью, берут с собою несколько родных: если нет матери, то ее заменяет одна их близких родственниц. Цена, назначаемая за невесту, в разных местах различна; она пропорциональна дарам, которые невеста должна сделать родственникам жениха и одежде, которую отец невесты обещает справить своей дочери. В Симбирской губернии (ныне Ульяновский округ) цена за невесту не превышает 50 рублей, в Уфимской и Нижегородской губерниях она доходит до 200 руб. (В Нижегородской губернии, у терюшевской мордвы раньше высоко ценился «венец» - женский головной убор, украшенный серебряными монетами). При сватовстве вовсе не упоминается о приданом из скота, которое каждый отец дает своей дочери без уговора, по мере своего достатка, а именно от каждой породы скота в приданое дает по молодой матке; если отец невесты имеет пчел, то и из них дает одну или две колоды. По удачном окончании ряды (бывают случаи, что сваты не сходятся в цене и дарах, и свадьба расстраивается), сваты надевают рукавицы и бьют по рукам. После этого отец невесты собирает своих родных, и начинают молиться. Моление совершается так же, как и в доме жениха - просят счастья молодым. Молитвенный хлеб жениха, как уже сказано, оставляется на столе, а вместо него берется хлеб и соль из дома невесты. Родные невесты приходят на пропой каждый с караваем хлеба, а при уходе домой хозяин дает им по караваю своего хлеба. Хозяева и приглашенные ими родственники сидят, как гости, их угощают сваты принесенным вином. Во время этого угощения невеста с подругами сидит в чулане, покрыв голову фатой или шалью. Погуляв немного, отец жениха и все пришедшие с ним родственники отправляются в чулан для осмотра невесты и постановки на ней своей «метки»; но в дверях чулана загораживают им дорогу «урьваля ават» - две замужние женщины: обычно жена брата невесты и старшая замужняя сестра ее. Они становятся по обеим сторонам двери и требуют плату за пропуск. Каждый из жениховой родни наливает им по стакану вина и, опустив в него какую-нибудь монету, подает женщинам. Женщины выпивают вино, извлекают опущенную монету и пропускают сватов. В чулане невесту загораживают собою ее подруги. Отец жениха просит девушек указать ему купленную невесту. Подруги соглашаются сделать это только по получении некоторой суммы денег, коп.по 5-10 на каждую. Свекор и свекровь, если они первый раз видят свою сноху, внимательно рассматривают ее. Потом ставят на ней свою «метку», т. е. дарят ее: отец наливает стакан водки, опускает в него серебряную монету в рубль или полтинник, смотря по состоянию, и подносят невесте. Невеста отпивает немного и передает стакан допивать подругам, вынимает монету, а стакан возвращает свекру. Таким же образом свекор дарит и подруг невесты, опуская в стакан какую-либо монету... Свекровь или заменяющая ее родственница дарит невесте платок, серьги, кольцо и браслет. Платок накидывает ей на голову, серьги вдевает в уши, кольцо - на палец; при этом свекровь поет перед снохой. Затем перед будущей своей снохой свекровь высказывает, для какой цели она берет ее. Выйдя из чулана, свекровь поет перед матерью невесты.
После обряда «дарения» невесты, девушки отправляются к жениху на дом просить лошадей кататься по селу. Если сваты приезжие - в тот дом, где они остановились. Во время катания теперь поются русские песни. По возвращении с катанья девушки становятся в ряд перед сватом и в протяжном пении благодарят его за лошадей. По окончании этого пения девушки кланяются в ноги свату и уходят в чулан к невесте.
Невеста приготовляет дары жениху и родственникам его: жениху французский платок с узором, в один угол этого платка завязывает серебряную монету, в другой по диагонали кольцо серебряное или медное; свекру - штаны, свекрови -вышитую рубашку, крестной матери жениха - платки, прочим родственникам — портянки и кольца. Сначала выносят из чулана дары родственникам; выносят их женщины-родственницы невесты и, держа дары на руках перед сватами, поют. При пении присутствующим сватам передают назначенные им дары, кладут им на руки, а дары предназначенные отсутствующим родственникам, отдают свату для передачи последним. Получившие дары отдаривают невесту деньгами. Деньги кладутся на приготовленную для этого тарелку. Кроме того сват отдаривает невесту и за те дары, которые вручили ему для передачи отсутствующим родственникам.
Подарок жениху (платок) выносят из чулана подруги невесты. Взявши платок за 4 угла в развернутом виде, становятся перед сватом и в пении просят выкупить его для своего сына. Сват выкупает платок, кладет на него деньги от 50 коп.до 1 руб. Деньги передают невесте.
Примечание. В некоторых селениях бывшего Ардатовского уезда Ульяновской губернии при передаче платка жениху соблюдается следующая последовательность: после получения даров для отсутствующих родственников, свекровь встает со своего места и начинает петь.
После этого подруги выносят из чулана невестин платок и, взяв его за четыре угла, поют перед свекровью. После этого сваты допивают принесенное с собою вино, оставив лишь немного на дне бочонка, чтобы не возвращаться, домой с пустыми руками, и отправляются домой. Все женщины и девушки, присутствующие на пропое, с пением провожают их до дому или до квартиры их. В доме свата отдают платок жениху, допивают остатки вина и расходятся по домам. Вручая платок жениху, женщины поют.
II. Приготовления к свадьбе
1)Приготовление даров - Казнень анокстамо.
После пропоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Их этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с нее немало и должны быть все своей работы. Так, чтобы сыграть посредственную мордовскую свадьбу, невесте необходимо иметь для себя и для даров: от 10 до 20 вышитых женских рубах, столько же приблизительно мужских и значительное количество вышитых кокошников, полотенец, платочков с вышитыми каемочками. Такое множество даров нельзя, конечно, приготовить в короткое время между пропоем и свадьбой- недели в 2-3. Поэтому свадебные дары приготовляют постепенно, в продолжение нескольких лет. Между тем мордовская девушка весьма мало имеет времени для работы лично на себя: зиму и лето она наравне с прочими членами семьи работает на семью, на хозяйство, только в мае и июне месяцах, которые и называются по - мордовски «аштима ков ланго» - месяц сидения, т.е месяц безработный - девушка работает на себя. Без достаточного же количества холста и даров ни сама девушка, ни ее родители не согласятся играть свадьбу - е срамить же себя перед всем народом. Купить свадебных даров нельзя,- мордовские костюмы на базарах не продаются. Лишь в последнее время часть даров (мужские рубашки, головные платки) стали заменять покупными. Поэтому мордовские девушки весьма заботятся о приготовлении даров: они просиживают целые осенние ночи, нередко вышивают немудреные узоры на кокошниках и рубашках при лунном свете. В большие же праздники они по целым дням скрываются на сеновалах или огородах и работают. Но все же ей одной не справиться.
После пропоя к невесте начинают собираться на помощь подруги. Обычай этот так установился у Мордвы, что подруги считают это своим долгом и за весь свой продолжительный труд ничего не требуют от невесты, а довольствуются тем, что она подарит им на свадьбе. Обычно же она дарит им по шелковой ленте аршина 1,5 длиною. Впрочем, они получают еще некоторую сумму от поезжан за величание и за украшение их шапок разноцветными лоскутками.
2)Заучивание свадебных причитаний - урьнеме тонавтнима
Также озабочивают невесту и свадебные причитания, но они приобретаются гораздо легче, чем дары, и из-за них свадьба не может остановиться.
Свадебные причитания мордвы сочинены веками и неизменно устно передаются из одного поколение в другое. К ним мордовские девушки начинают прислушиваться с малолетства, - как только девушке исполнится лет 7-8, она уже исправно начинает посещать все свадебные вечеринки с причитаниями невесты и внимательно прислушиваться к ним, а потом при всяком удобном случае, упражняется в них: остается ли она одна дома, нянчит ли своего маленького брата - обязательно причитает. Большую пользу в этом отношении приносят девушка и куклы. На куклах у мордвы играется только свадьба. Здесь девушка, назначив каждой кукле известную роль, причитывает за невесту, поет за сваху, угощает гостей за хозяйку,- словом, делает все, что бывает на свадьбе. Наконец, среди мордовских детей развита игра в свадьбу: собираются несколько девушек и парней (в весенние праздники), выбирают из своей среды жениха, невесту и весь свадебный персонал и удаляются в луга или за гумна играть свадьбу. Но свадебных причитаний так много, что невесте, несмотря на долголетнюю подготовку, перед свадьбой еще многое приходится заучивать. Учительницами в этом случае являются свои снохи и недавно вышедшие замуж молодые женщины, которые хорошо еще помнят свою свадьбу и всегда охотно делятся своими знаниями.
3)Назначение дня свадьбы - чинь путума.
Рассчитавши, к какому времени все это можно приготовить, отец жениха, а иногда и мать с другими двумя-тремя родственницами отправляются к новому свату назначать день свадьбы, т. е. день приезда свадебного поезда за невестой. Этот обряд называется «чинь путмо» - назначение дня. В этот раз они приезжают прямо к свату, как уже знакомому и родному, привозят все уговоренное: вино, деньги и мед, который обязательно требуется, при всякой свадьбе для поминовения усопших; от уговоренной платы за невесту оставляется лишь несколько копеек, которые привозят с собой свадебный поезд. При приезде сватов, отец невесты приглашает всех своих родных попировать с новой родней и уговориться о дне свадьбы. При этом невеста опять дарит всех своих будущих родственников.
4)Начало причитаний (урьнеме серьгедема).
После назначения дня свадьбы, невеста начинает по вечерам причитывать-оплакивать свое девичество. В первый раз она начинает причитывать на середине двора, в глухую полночь. Выходит она на двор одна, тихонько от семейных. По общему заявления женщин- эта ночь, избранная для начала причитаний, проводится невестою в самых тяжелых размышлениях и душевных волнениях. Сон ни на минуту не смыкает глаз, невеста ежеминутно вскакивает с постели, боясь проспать первое пение петухов -время, когда ей начинать причитывать. С этого времени невеста, как бы окончательно убеждается, что ее выдают замуж, что она переходит в новую, для нее неизвестную жизнь, в новую семью, к чужому отцу, матери...
Как только петухи пропели, невеста встает и тихонько от семейных выходит во двор. Кругом пусто и темно, ею овладевает страх, она машинально становится на преднамеренное место(у задних ворот)и начинает причитывать; сначала слабо, тихо, а потом все более и более усиливая голос. Эта ночь по рассказам замужних, настолько тяжела для невест, что нередко случаются с ними нервные припадки. Во избежание этого они берут с собою подругу или замужнюю женщину, которые помогают ей начать причитывать,- «вайгель максыть»-голос подают. Обратившись к востоку, невеста начинает.
Потом невеста подходит к колодцу, обходит его три раза посолонь, после каждого обхода делает земной поклон колодцу и причитает.
От колодца невеста отходит к чистому месту («ванькс тарка»)-которое прежде имелось в каждом дворе и тщательно охранялось от нечистот. С этого места в прежнее время, а в некоторых местностях и теперь вызывают умерших предков и обращаются к ним со своими просьбами.
Здесь невеста также сначала делает земной поклон, а потом обращается к прадедам и прабабушкам. От чистого места невеста направляется к дому. К этому времени обыкновенно начинает заря заниматься; невеста обращается к заре. Потом обращается к жителям своей деревни. По окончании этих причитаний входит в сени. В сенях обращается к богу дома с такими же словами, как и к «Кардо сярко». Из сеней входит в избу и, остановившись у порога, причитает. Семейные, услыхав причитания на дворе, встают, зажигают огонь и, молча, сидят по разным углам, изредка всхлипывая. Как бы охотно ни отдавали замуж, в последние минуты ее всегда бывает жалко родителям и родным. Особенно, когда она плачет перед ними и произносит слова упрека. Невеста, как бы не замечая того, что семейные встали, причитывает. Потом подходит к матери и причитывает.
5)Вечерние причитания невесты. (Чокшне лангонь урнемат).
После вышеуказанного начала невеста начинает причитывать по вечерам.
На причитания собираются девушки, и молодые женщины со всего села, так что дом невесты во время причитаний всегда бывает полон до отказу. Взрослых мужчин на вечерних причитаниях не бывает, кроме своих семейных, которые, обычно, также стараются куда-нибудь уйти. Все гости во время причитаний молча стоят перед невестой м внимательно слушают, при чем многие при этом плачут. Невеста причитывает, сидя на подушке, на передней лавке; в руках держит белый холщевый платок, которым утирает слезы. Платок этот называется «лажамо паця»-горевой платок. В прежние времена, когда в памяти народа хранилось больше причитаний, невесты причитывали по 15 вечеров и более. Ныне число причитаний уменьшилось и ограничивается 2-4 вечерами, а в самое последнее время многие девицы по вечерам совсем не причитывают.
а) Первый вечер - васень чокшнэ.
б) Второй вече - омбоце чокшнэ.
в) Третий вечер - колмоце чокшнэ.
г) Четвертый вечер - нилеце чокшнэ.
д) Последний вечер - остатка чокшнэ.
Со следующего утра должна начаться самая свадьба.
6)Покупка даров - казнень рамсима.
В один из базарных дней сватья отправляются вместе с невестой на базар покупать дары. По окончании базара отец жениха обычно устраивает угощение сватьям. По возвращении с базара, как бы поздно это не случилось, к невесте собираются подруги и соседки смотреть дары. Невеста раскладывает дары по столу и причитывает.
7)Привоз ниток-сурень ускума.
Спустя несколько дней после сватовства свекровь привозит невесте шерстяные нитки для вышивания. Привозят обычно три небольших мотка: красного, синего и зеленого цвета. Вместе с нитками свекровь привозит каравай хлеба, курник, несколько штук сдобных лепешек (обычно 5 шт.) и 0,5 бутылки водки.
Если невеста в своем селе, все это приносится пешком, если в другом,- то привозится на лошади. В своем селе свекровь берет с собою в качестве провожатой девочку; в чужую деревню — в качестве кучера- мальчика. Привозят нитки обычно в праздничный день.
Невеста при входе свекрови бросает работу и уходит в чулан. Свекровь подносит ей вино и передает все привезенное. После этого сажают свекровь за стол и начинают угощать. Сначала допивают привезенное вино, а потом сватья выставляют своего. Перед уходом дарят свекрови рубашку, а девочке -платок. В этот раз ни песен, ни причитаний не бывает.
III.Свадьба в доме жениха- свадьба цёрань кудосо.
День печения пирогов.Прякань панема чи.
1)Постановка теста-чапаксонь теимась.
В доме жениха свадьба начинается печение пирогов для свадебного поезда. Накануне этого дня приглашают двух-трех женщин из родни затевать тесто для пирогов и приготовлять все необходимое для гостей: крошить лапшу, подсевать муку и т. п. Женщин этих называют стряпухами - (стряпчейть). Они остаются в доме жениха до конца свадьбы.
Тесто для пирогов затевается с особенным торжеством: квашня выносится из чулана на средину избы; стряпухи становятся вокруг квашни; к ним присоединяется мать жениха и другие женщины. Одна их них пучком зажженной лучины обводит нутро квашни (сувтасы), чтобы изгнать из нее нечистую силу; другая после этого наливает воды в квашню, третья кладет муки, четвертая - мешает закваску. Сделав все это, женщины с пением обходят три раза квашню посолонь. Впереди идет стряпуха с зажженной лучиной, за ней - все остальные -кто с кувшином, из которого лили воду в квашню, кто с лукошком, кто с мешалкой. После каждого оборота останавливаются и стряпуха, имеющая в руках мешалку, мешает закваску.
Во время обхода квашни стряпухи поют.
2)Приглашение на печение пирогов-прякань паньме евтнима.
В следующий день утром, т.е.в первый день свадьбы жених прежде всего приглашает девиц своей родни, чтобы послать их по деревне приглашать народ на свадьбу-печь пироги (прякань паньме евтнеме).
Девушки приходят на свадьбу в лучших нарядах. Стряпухи кормят их блинами и яичницей; затем сажают на переднюю лавку, а сами становятся перед ними в ряд и в пении просят их отправиться по деревне, приглашать народ печь пироги для свадебного поезда. При этом каждой девушке вручают по палке, с которыми те и ходят по деревне.
Девицы украшают свои палки лентами и отправляются по деревне приглашать гостей на свадьбу. Если деревня большая, они разбиваются на партии. Войдя в дом, они говорят: «урящ, прякань паньме моледе, тынь, леляй (или покштяй)- пиядо симеде, а тынь, эйкакшкеть, свадьбань ваномо». Девицам за приглашение родственники (а иногда и чужие) дают по яйцу.
Обойдя все село, девушки возвращаются к жениху, становятся у крыльца и поют. Стряпухи выходят навстречу девушкам с пивом и вином и, угощая их, благодарят за труд. Девушки выпивают поднесенное вино и входят в избу. Здесь сажают их за стол и кормят обедом.
3)Привоз свахи и сбор поезжан - свахань ускума и кудань пурнамо.
Пока собирается народ, жених вымоется в бане, нарядится в лучшие наряды, в пятки обувает по серебряной монете. Одну из них он дарит теще в доме невесты, когда последняя наденет на него рубаху, сшитую невестой, а другую — невесте, когда та будет разувать ему ноги в первый раз.
Нарядившись, закладывает пару лошадей и едет за свахой, если сваха в своей деревне или недалеко от нее. В дальнюю деревню за свахой ездят накануне свадьбы. В свахи всегда приглашается крестная мать; если ее не имеется или по какой-либо причине нельзя ей ехать в свахи (беременность, болезнь), то ее заменяет другая родственница жениха. Не может быть свахой вдова и девица.
Сваха лично извещается за несколько дней до свадьбы, чтобы она приготовила курник и орешки.
Вместе с женихом за свахой ездят молодые женщины и все девушки, приглашавшие печь пироги. С собой берут: штоф вина, ведро пива и каравай хлеба. Все привезенное ставится на стол и поступает в распоряжение свахи.
Перед отъездом за свахой женщины и девицы становятся перед отцом жениха и поют. Подъезжают к воротам свахи. Ворота открыты. Приехавшие, прямо въезжают во двор. На дворе поют. Сваха выходит на крыльцо и вводит гостей в избу. Получив согласие дедушки, привезенное вино, пиво и хлеб ставят на стол. Сваха наскоро наряжается, затем наливает рюмку вина и, обратившись лицом к переднему углу, начинает петь. Выпивает вино и делает земной поклон. Вторую рюмку подносит она свекру и поет перед ним. Свекор выпивает вино, а в стакан кладет коп.20-30 на расходы свахе. Третью рюмку сваха подносит свекрови. Перед нею поет. Кланяется ей в ноги. Также кланяется мужу своему и всем старшим в доме. Затем берет на руку разукрашенный разноцветной бумагой курник свой, и орешки и отправляется в дом жениха. На дворе она обращается к богу двора, чтобы он не испугался ее голоса. На улице - богу улицы. У ворот дяди – поет. Открывают ворота. Сваха въезжает во двор. На дворе и у крыльца поет. На крыльцо выходит мать жениха со стаканом вина; берет сваху под руки и вводит в избу. Сваха поет, бросает кольцо, в сенях поет. Катит кольцо, в избе поет. Обращается к хозяйке дома.
Мать жениха берет у свахи курник и орешки и до времени прячет в чулан.
Хозяева указывают свахе место на передней лавке у угла стола. Она кланяется им в ноги и садится на указанное место. С этого момента она делается руководительницей свадьбы.
4)Угощение гостей - гостень симдима.
После приглашения девушками начинает собираться с поноской «канцт марто». Поноска состоит в следующем: насыпается большая чашка муки или крупы, по краям укладываются яйца, сколько уместится, но в нечетном числе. На середину чашки ставится или небольшая чашечка скоромного масла, или кусок свинины или поросенок. Родственники, вместо чашки, муку приносят в лукошках.
С поноской на свадьбу ходят обычно женщины, мужчины приходят вслед за ними без приношения. С поноской мужчины ходят в том только случае, когда женщина из этого дома по какой-либо причине не может идти. Без приношения ходить на свадьбу в качестве гостя считается неприличным. На свадьбу все приносят в сыром виде и в нечетном числе. Нечетным числом указывается на то, что в доме не хватает человека для пары. Сырые продукты показывают на жизнь. На поминки - наоборот -все приносится в четном числе, и в печеном или вареном виде. Четным числом показывается, что в семье нет лишнего человека, все в четном числе, и умирать больше некому.
Пришедшего с поноской встречает хозяин и стряпухи. Стряпухи принимают приношение, а хозяин подносит ему чайную чашку вина. Гость прежде, чем выпить вино, помолится, чтобы благополучно прошла свадьба, удачной оказалась молодушка и пр. После этого сажают его с другими гостями и начинают угощать пивом. Пивом угощают обыкновенно молодые женщины из родни. Они все время должны петь перед гостями, хвалить их за участие в свадьбе, а хозяина свадьбы — за богатство. Поются при этом и несвадебные песни.
5)Печенье пирогов-прякань панима.
Когда соберется довольно гостей, стряпухи начинают печь пироги. Число пирогов в разных местностях бывает различно; в одних селениях поезд везет к невесте 9 пирогов; в других- 7 или только 5. Но пекут пирогов всегда больше, чем нужно для поезда. Пироги, испеченные сверх нормы, называются: «вачамо пацят»-пробные платки. Их подают на стол гостям для пробы - насколько удались свадебные пироги.
Каждый из пирогов имеет свое название и назначение.
1.Самый большой и важный из пирогов «Лувонь-кше»- имеет круглую форму с лубочным обручем вокруг – без лубка не выдержал бы, развалился бы. Начинка этого пирога из 12 слоев:
Нижний слой составляется из пшенной каши. Второй — из творогу, третий — из яичницы, четвертый – опять из каши, пятый - из творогу и т. д.
Верхний, т.е.12 слой, составляется из 4-х куриных яиц (нелупленых). На верхней корке «лувонь-кше» делаются разные украшения,- обычно конь с седоком или две голубки. В Ардатовском уезде делают четыре голубки и, кроме того, втыкают еловую ветку, украшенную цветной бумагой. Корку с украшениями и елку сваха привозит обратно домой - корку передает матери жениха, как спорину хлеба, а елку втыкает над постелью молодых, где она остается до тех пор, пока не затеряется. Лувонь - кше оставляется на столе свата, взамен невесты. Съедается он родными невесты после отъезда свадебного поезда.
Остальные пироги имеют продолговатую форму, начинены либо одним творогом или пшенной кашей. Отличают друг от друга пироги по сделанным на них значкам.
Второй пирог — по важности - «совамо-пряка»- входный пирог. Он облегчает вход поезжанам в дом невесты. Поэтому, как при входе в дом невесты, так и в дом родственника (урьвалянь кудо), куда невеста скрывается от поезжан - сваха держит его на руках. В доме родственника (урьвалянь кудосо) сваха ставит его вместе со своим курником и орешками на стол пред девицами. Уредев разрезает его пополам: одну половину отдает девицам, а другую - хозяйке дома.
Третий - «ава-ловцо»- буквально-материнское молоко. Приготовляется этот пирог на одном масле. Его отдают матери невесты за кормление дочери грудью.
Четвертый - «ванькс таркань пряка»- пирог для выхода на чистое место. С этим пирогом перед отъездом в дом жениха невесту выводят «на чистое место» прощаться с умершими предками.
В Саранском уезде этот пирог называется «атявань пола» - доля предков.
Пятый - «той пряка»- свадебный пирог. Над ним устраивается моленье в доме невесты по приезде туда поезда, и он делится между родственниками невесты.
Перед посадкой пирогов в печь, стряпухи просят печку-матушку испечь им пироги покрасивее. Когда пироги испекутся, стряпухи начинают вынимать их. К концу лопаты, которой вынимают из печи, привязывают несколько колокольчиков или бубенчиков; за лопату берутся все и начинают петь. По вынутии пирогов, стряпухи благодарят печку - матушку и складывают пироги на стол. Присутствующие выражают одобрение и начинается моление. Подле пирогов ставят горшок каши, солонку с солью, ведро пива и бутылку вина; перед иконами зажигают свечу.
После молитвы гостей кормят обедом. На каждый стол, прежде всего, подают по пробному пирогу «вачамо-паця»; затем подается лапша, жареный поросенок, яичница, каша и курник.
После обеда свадебные пироги выносят в амбар и складывают на том месте, где будет приготовлена постель для молодых.
6)Стол для поезжан - кудань столь.
Собираются поезжане. Каждый приходит с караваем хлеба. Когда соберутся все поезжане, сваха начинает торопить к отъезду. Выезд рассчитывается так, чтобы часам к 6-10 вечера прибыть к невесте. Перед выездом поезжан кормят обедом. За столом сваха садится с краю на передней лавке, рядом с нею садится жених. Общее число поезжан бывает различно,- от 5 до 17 и более. Соблюдается лишь одно условие,- чтобы число поезжан было нечетное.
Главным лицом в поезде считается сваха; она распоряжается всем поездом, отвечает за все в поезде; она называется хозяйкой поезда.
Вторым лицом по почету и важности в поезде является «уредев». Его обязанность -охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. Всякое кушанье и питье, поданные на стол, первым начинает есть уредев, он за столом потчует и других поезжан.
Ввод молодушки в дом уредева после свадьбы обставляется особыми церемониями: при входе в ворота или в калитку - она по обе стороны их кладет по кольцу. При входе в избу - тоже самое. Переднюю лавку покрывает белым холстом во всю длину.
Уредеву кланяется в ноги и дарит платок, а затем становится у лавки на левой стороне избы и стоит здесь неподвижно до конца гулянки.
Уредевом может быть всякий взрослый мужчина – женатый, холостой или вдовый.
За уредевом следует «покш-куда». Его обязанности – распоряжаться хозяйской казной. В доме невесты он ведет расходы за хозяина. Остальные поезжане все равны между собою, они называются «кудат».
Жених на свадьбе активной роли не играет: в доме невесты он сидит за столом, не ест, не пьет, ни слова не говорит. Делает только то, что заставляют его делать сваха и уредев.
После обеда сваха начинает торопить поезжан, чтобы поскорее запрягли лошадей. Поезжане расходятся по домам закладывать лошадей. По уходе поезжан, сваха обращается к стряпухам. Тем временем возвращаются и поезжане с запряженными лошадьми. Сваха, прежде чем ехать, осматривает поезжан, как они одеты. После осмотра поезжан сваха обращается к хозяевам,- просит благословить их в дальний путь.
Родители жениха благословляют поезд. Первым подходит под благословенье жених, после сваха, уредев, покш куда и прочие. После благословения все садятся на свою лошадь. Отъехав несколько сажен от двора, поезд останавливается. Уредев с иконой и с кнутом три раза обходит поезд.
7)Проводы поезжан - кудань ильтима.
Во время проводов поезжан девицы, обращаясь к жениховой лошади, поют.
По отъезде поезда собираются старухи и с разными яствами выходят на улицу, выносят блины, яйца, пирог, бутылку вина, ведро пива; на траве стелют скатерть, расставляют все принесенное и, обратившись лицом на восток, начинают молиться усопшим предкам.
1.День каши. Кашадо ярсамо чи.
Так называется последний день пребывания невесты в доме своих родителей.
В этот день собственно и начинается самая свадьба; в этот день в доме невесты родственницы угощают ее последний раз кашей. Каша в этот день приготовляется не только у самой невесты, но и в каждом доме ее родственников, откуда последние приносят ее к невесте в чашках.
Этот день и следующая ночь, которые невеста в последний раз проводит доме своих родителей, бывают для нее самыми тяжелыми. За это время она должна выполнить массу разных обрядов и безостановочно причитывать.
2.Девичья салма – тейтерень салмат.
После выхода невесты для причитаний встают и семейные. Мать затопляет печку и начинает готовить салму для угощения подруг невесты.
3.Приготовление дома для бегства - урвалянь кудонь вачамо.
После завтрака невеста отправляется с подругами искать места, где бы ей ночью укрыться от ногайцев-поезжан. Дом, куда должны ее увезти из дома отца от поезжан. Несмотря на то, что это сопряжено, бывает со значительными расходами со стороны хозяев, отказа в приеме невесты никогда не бывает. Обычай требует, чтобы в день свадьбы невеста сама явилась с подругами в этот дом и попросила об этом хозяев.
При входе на двор родственника невеста обращается к богу двора. Хозяйка дома выходит на крыльцо с хлебом-солью, целует невесту и вводит в избу.
Невесте в этот день некогда засиживаться. После блинов и высказанной благодарности, она тотчас же начинает собираться домой.
4.Едение каши - кашадо ярцамо.
По возвращении домой невесту начинают угощать кашей родственницы и знакомые, которые были приглашены на ее пропой. Из каждого дома приносят по чашке каши. В этот день невесте приносят от 15 до 30 и 40 чашек каши. Из каждой чашки невеста берет одну ложку, съедает небольшую частичку, а затем передает ее кому-нибудь из присутствующих. После приведенной благодарности, принесшая кашу дарит невесте медное кольцо.
5.Баня девичества - тейтерьксчинь баня.
Баня также является обязательной частью мордовской свадьбы. Обставляется она с особенной торжественностью,- в нее невеста ходит с многочисленными подругами, и по дороге все время причитывает.
Топят ее в одних местах подруги невесты, а в других - невестки. В девичью баню, невеста ходит с непокрытой головой. В баню ведут невесту подруги.
Белье невесты несут подруги. Кроме белья, подруги приносят в баню бутылку вина и закуски.
6.Топка бани девичества -тейтерьксчинь банянь уштума.
Церемония с баней начинается с ее топки. По окончании обряда с кашей невеста садится на свою подушку на передней лавке и начинает причитывать: просить мать -указать ей, кого послать топить баню.
Пока топится баня, подруги невесты с песнями отправляются к жениху за веником и мылом. Через некоторое время подходит к невесте истопница и сообщает, что баня готова.
7.Расплетание косы - пулонь калавтума.
Мать наливает рюмку вина и передает невесте. Подруга подходит, выпивает вино и начинает расплетать косу. Кисть с косы отдает невесте. С распущенными волосами невеста подходит к матери и, показывая ей свои волосы, причитывает. Мать перевязывает невесте волосы алой лентой. После этого мать уходит в чулан, чтобы приготовить дочери рубашку в баню. Невеста направляется за ней.
8.Передача накосника матери - аванстэнь кистючкань кадума.
Мать дает дочери рубашку. Перед уходом в баню, невеста передает матери на хранение свой накосник «кистючка».
9.Оставление подруги на месте девичества - тейтерьксчинь таркас ялганзо озавтума.
Отойдя от матери, невеста еще раз садится на свою подушку на передней лавке и причитывает. Вызываемая подруга садится на место невесты.
10.Поручения свои родителям и братьям при уходе в баню тетянстэнь-аванстэнь и урьвалянень баняс туемстэ наказонь максума.
Невеста при уходе в баню членам семьи дает следующие поручения:
отцу — съездить на базар и купить половых досок для гроба; матери поручает приготовить поминальные блины.
11.Отправление в баню - баняс туима.
Надавав поручения, невеста в сопровождении подруг и массы посторонних женщин и детей отправляются в баню.
12.Возвращение из бани - банясто мурдамо.
В бане невеста недолго остается, т. к. она накануне мылась вместе с семейными, а сегодня пошла лишь для того, чтобы выполнить обряд. Попарится немного, окатится свежей водой и начинает одеваться. При этом ей помогает урьваля ават и подруги. Навстречу ей мать выходит с хлебом - солью, подносит ей стакан пива и целует. Дома невеста садится на несколько минут на боковую лавку, где обычно укладывают умерших перед смертью. После этого невеста садится на свое место.
13.Заплетание косы - пулонь кодама.
После матери невеста обращается к брату, которому перед уходом в баню дано было приказание приготовить скамейку с балясинами. Брат приносит скамейку. Невеста сначала до трех раз отталкивает ее от себя, а затем садится. Подходит приглашаемая подруга, выпивает и вино и с причитаниями начинает плести косу. За уборку волос невеста благодарит подругу и дарит ей кольцо.
14.Укладка сундука - парень вачкамо.
Улучив свободное время, родственницы начинают укладывать сундук невесте. Покупает сундук обычно свекор. Первым кладут в сундук каравай хлеба - «шумбра кши». Потом кладут пять штук серебряных монет:4 по углам, пятую на средину, на каравай. Затем кладут принесенные родственницами лепешки,- по две штуки от каждой родственницы. На лепешки кладут принесенные лапти.
15.Прощание с улицей - ульцянь ильтима.
После этого невеста отправляется на улицу прощаться с улицей. С собой берет бутылку вина и закуски. Вино держит в руках одна подруга, закуску - другая. Вино получает от отца, а закуску - от матери. К этому времени к воротам обычно собираются подруги, и парни со всего села.
16.Девичий стол - тейтерень столь.
После прощания с улицей невесте остается выполнить еще одно дело - накормить подруг ужином и поблагодарить их за помощь, которую они оказали ей по приготовлению даров. После ужина невеста прощается с подругами - каждую из них подзывает к себе, дарит алой ленты аршина полтора, обнимает. После прощания подруги выходят на крыльцо ждать поезда, а невеста садится на свою подушку, опускает на стол голову и на время притихает.
17.Встреча поезжан - кудань сречамо.
Звуки колокольчиков и бубенчиков приближающегося свадебного поезда поднимают на ноги всю молодежь деревни, главным образом женскую половину ее; все бегут к дому невесты, чтобы посмотреть жениха, сваху и поезжан. В доме невесты поднимается суматоха,- народ стремится войти в избу; хозяева суетятся, приготовляются к принятию гостей; невесте на голову накидывают фату. Она садится на боковую лавку у чулана и начинает причитывать. Двое братьев ее бегут к воротам, чтобы задержать поезжан и получить с них полтинник за ворота. Пока «пкш куда» и «урьвалят» торгуются у ворот, сваха и подруги невесты одновременно поют.
Девушки, собрав с поезжан деньги, входят в избу и занимают места за столом. Место девиц на крыльце занимают стряпухи,- они проверяют, все - ли нужное привезено поезжанами. Если все в исправности, то стряпухи без спору пропускают.
В избе поезжане складывают привезенные припасы на стол. Курник свой и орешки сваха держит на руках. Поезжане выкупают у девиц места за столом и садятся. Жениха сажают на переднюю лавку в угол. Рядом с ним по правую сторону садится покш куда, по левую - сваха. Домашние приготовляются к молению: на стол рядом с пирогами ставят свой каравай с солонкой и горшок каши. Перед иконами зажигают свечу и начинают молиться, чтобы благополучно, без споров и неприятностей прошла свадьба, чтобы бог дал любовь новобрачным, чтобы наградил их детьми и пр. После молитвы поезжане садятся на свои места, хозяин дома начинает угощать их привезенными водкой и пивом.
2.Уход невесты в дом дяди-ладянь патянь урвалянь кудос туима.
Невеста обращается к урьвалям и просит их укрыть ее от ногайцев- «поезжан». Урьвали на подушке выносят ее на двор, сажают на приготовленную телегу и увозят вместе с подругами в дом дяди.
Хозяйка дома встречает невесту и вводит в избу. В избе она раздевается и ложится отдыхать. Подруги возвращаются к поезжанам, отбирают у последних шапки и расходятся по домам, чтобы их украсить цветными лоскутками. Когда девицы возвращаются, то поезжане выкупают у них свои шапки. Поезжане вместе со свахой отправляются в «девичий дом». Жених остается в доме родителей невесты. Его кормят стряпухи ужином и укладывают спать.
3.Приход поезжан в дом дяди-урьвалянь кудос кудань молима.
В переднем углу стол, накрытый белой скатертью. На столе каравай хлеба с солонкой. Вокруг стола сидят подруги невесты. Невеста отдыхает в чулане. Пред приходом свахи с поезжанами урьвали будят ее. После этого невеста встает и начинает умываться. Входит сваха с поезжанами. Сваха насыпает орешков в поставленную чашку, на чашку кладет курник свой, на курник медное кольцо и серебряный гривенник. Возле курника ставит бутылку водки и пирог. Кладет на стол копейку. За труды уредеву каждая девица на черен его ножа надевает по медному колечку.
Поезжане от себя кладут на курник копейки по 2, по 3. на этом девушки мирятся и просят уредева разрезать им курник. Уредев, собрав кольца, начинает резать: снимает верхнюю корку с украшениями и отдает девицам. Те кладут на нее кольцо и передают свахе. Сваха завертывает ее в платок и кладет за пазуху. Разрезанный курник, орешки и половину входного пирога девушки придвигают к себе и начинаю есть. После этого девушки встают из-за стола и уходят в чулан к невесте. Их места занимают поезжане. Хозяин дома начинает их угощать.
4.Дарение невесты-одирьвань казима.
Посидев немного за столом, сваха встает и в пении начинает просить уредева пойти с ней в березовую рощу, отыскивать помеченную березу и закрепить ее за собою, поставив на ней свою метку.
В дверях чулана стоят «урьваля ават», требуют выкупа за невесту. Сваха и уредев дают им по копейки 2-3. невеста сидит в чулане под покрывалом, окруженная подругами. Сваха подходит к ней и поет. Невеста встает и начинает причитывать. Сваха на шею невесты надевает гайтан с крестом из разноцветного бисера; на уши вдевает серьги; на руку надевает браслет; на палец надевает кольцо.
5.Возвращение поезжан в дом невесты-урьвалянь кудосто кудань мурдамо.
Одарив невесту, поезжане возвращаются в дом невесты. По возвращении в дом невесты сваха поет перед женихом, который оставался здесь.
По возвращении в дом свата, поезжан берут к себе в гости родственники невесты. Поезжане и сваха всю ночь гуляют, переходя от одного родственника к другому, при чем из каждого дома стараются украсть какую-нибудь мелкую вещь: ложку, вилку и проч. для доказательства окончательной победы невестиного рода.
6.Расставание с девичеством-тейтерьксчинь нолдамо.
После ухода поезжан и свахи, невеста выходит с подругами на двор «выпускать девичество». Перед выходом она обращается к подругам и просит их взять ее в последний раз по зеленому лугу погулять.
Подруги окружают ее и все направляются к выходу. Дома невеста проходит по половице. На дворе становится лицом на восток и причитывает.
После обращения к божествам вырывает со своей головы клок волос; затем вдевает волосы в кольцо и, омочив слезами, передает вместе с лентой своей сестре или подруге. Последняя - заплетает волосы в косичку и вместе с кольцом и лентой носит на косе до своего замужества. Невеста делает земной поклон и входит в избу.
7.Одевание невесты (под венец)-одирьвань орчавтума.
После расставания с девичеством «урьваля ават» начинают собирать невесту под венец. Прежде всего, они с причитаниями начинают расплетать ей косу. Распущенные волосы невеста показывает всем родным и подругам. Бабушка перевязывает волосы невесты лентой. После роспуска волос, урьваля ават начинают собирать невесту под венец.
Когда невеста совсем одета, встает со скамейки и, показывая свои наряды подругам, причитывает. После этого невеста начинает собираться в дом своих родителей.
8.Прощание невесты с домом дяди-урьвалянь кудо марто простямо.
Перед отъездом невеста прощается с домом дедушки и со всеми живущими в нем. С домом прощается следующим образом: на середину избы выдвигают стол, невеста берет в правую руку серебряную монету и три раза обходит вокруг него с причитаниями. После каждого обхода делает земной поклон.
Затем начинает прощаться с домашними. Сначала кланяется в ноги хозяину с хозяйкой. Они дают невесте наставления, как жить в чужой семье. Таким образом невеста прощается со всеми членами семьи и уезжает в дом своего отца.
9.Возвращение невесты в дом родителей-ладянь патянь тетянзо кудос мурдамо.
Урьвали на руках выносят ее на телегу. На телеге невеста обычно не садится, а едет стоя. Ее окружают подруги и урьваля ават. Когда невеста приезжает, мать выходит на крыльцо со стаканом браги. Невеста отпивает немного. По окончании причитаний мать вводит невесту в избу. В избе она проходит в чулан. В чулане окружают ее старухи и выводят на чистое место прощаться с предками. На месте моленья оставляют по кусочку от всех кушаний, взятых с собой, несколько капель вина и лоскутки холста в дар прадедам, прабабушкам.
10.Стол для поезжан - кудань столь.
Во время прощанья невесты с предками, поезжан кормят обедом. На стол подают сначала лапшу, потом жареного поросенка и кашу. Последним блюдом всегда бывает курник, который, прежде чем разрезать, поезжане должны выкупить.
11.Раздача даров-казнень явшима.
После обеда поезжанам раздаю дары. Дары раздают родственницы невесты, невеста в это время остается в чулане. Свахе дарят полотенце с вышитыми концами; уредеву и покш куда-белого холста по стольку, чтобы хватило им опоясаться. Остальным — холщевые платочки с красной каемочкой.
После раздачи даров поезжанам, невеста начинает дарить своих родственников. Для этого сажают их на переднюю лавку по два человека. Сначала сажают отца с матерью; в правую руку им дают по стакану вина, а на левую - кладут дары - рубашки. Невеста кланяется им в ноги. Родители дают ей наставления. Затем дарят крестного отца и крестную мать и остальных родственников.
12.Отъезд свадебного поезда в дом жениха-кудань мекев содамонь кудос туима.
После получения даров сваха посылает поезжан закладывать лошадей.
После раздачи даров своим родным, невеста в последний раз садится на свое место на передней лавке. Жених за углы подушки перетягивает ее к себе. Урьваля ават накидывают на колени им французский платок. Под платком жених берет невесту за руку. Это первое соединение жениха с невестой.
Урьвали подводят невесту к отцу и матери на благословенье. Отец передает ей икону. Невеста передает ее уредеву. После передачи иконы невеста обхватывает обеими руками отца с матерью и , заливаясь слезами, причитывает.
Урьвалят берут невесту на руки и выносят на двор.
Народу на проводы собирается сотни. Многие подруги и родственницы при этом плачут.
С невестой поезд отправляется прямо в церковь венчаться. После венца сваха заводит невесту в церковную сторожку, заплетает волосы ее в две косы, на голову надевает кокошник, покрывает фатой и отправляются в дом жениха.
У церкви невесту снимает обычно жених. Во время венчания поезжане смотрят – кто первый наступит на подножник - жених или невеста - кто первый наступит, тот и будет властвовать над другими.
VI.Свадьба в доме жениха после венца – свадьба цёрань кудосо венчамодо мейле
1.Возвращение свадебного поезда из церкви - венчамсто само.
На дворе поезд останавливается. Все слезают с телег и собираются у крыльца. У крыльца сваха вызывает родителей жениха встречать молодую. Родители жениха выходят на крыльцо,- отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой. Вместе с ними также выходит родственница в вывороченной шубе и шапке, в руках она держит сковородку с потухшими угольями и хмелем.
Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по - очереди сначала икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью входят в избу, а их место занимает медведь - родственница в вывороченной шубе. Она сначала осыпает молодую хмелем, затем к ногам невесты кладет сковороду с угольями, наблюдая, как она отталкивает сковороду.
По окончании этой церемонии молодых вводят в дом: впереди идет уредев, одной рукой ведет жениха за руку, а другой - веником подметает дорогу молодым, чтобы им под ноги не попалось наговоренное вещество и не испортило бы их; жених ведет за руку невесту, а невеста - сваху. При входе молодых в избу один из родственников делает несколько выстрелов в воздух, чтобы разогнать нечистую силу.
В избе молодые становятся перед накрытым столом, и все родственники начинают молиться: перед иконами зажигают свечу, на стол ставят горшок каши, каравай хлеба и разные кушанья.
По окончании моления, молодых и поезжан сажают за стол и начинают кормить обедом. Обоим молодым дают одну ложку и круто насоленную горбушку ржаного хлеба. От горбушки сначала откусывает молодой, а потом молодая. Затем тут же за столом молодым дают на руки ребенка (мальчика). Ребенка сначала подержит на руках молодой, потом передает молодой; молодая целует ребенка и возвращает матери. Молодой дарит ребенку семишник, а молодая — медное кольцо. После этого молодых уводят в чулан. Здесь «молодую» знакомят с печкой и кухонными принадлежностями. Здесь покормят молодых, а затем поведут укладывать в амбар или в конюшню.
Ведут их такой же цепью, как и в избу: впереди идет уредев, за ним жених, за женихом невеста, замыкает цепь сваха. В амбар идут стряпухи и все родственницы -кто несет пива, кто вина, кто пироги.
В амбаре молодых ждут постельницы - девицы, родственницы жениха. Молодые выкупают постель у девиц, и те покидают постель.
Их места занимают молодые. Старушки выдвигают перед молодыми сундук, раскладывают на нем принесенные припасы и начинают молиться. Потом начинают пить вино, сваха и уредев дают наставления молодым на счет супружеской жизни и выходят из амбара. Уредев запирает дверь на замок.
3.Песни свахи о своих приключениях при поездке за невестой - свахань морот одирьва мельга якамодо.
Уложив молодых, гости возвращаются в избу и продолжают пир. Сваха подносит гостям пиво и в пении рассказывает, как она ездила за молодой, какие препятствия на пути ей пришлось преодолеть. Угощение гостей с пением свахи продолжается до приезда горных.
4.Приезд горных - горноень само.
По отъезде невесты, родители ее собирают своих родных и начинают молиться о даровании счастья молодым и о присоединении новых родственников. Затем закладывают лошадей и все отправляются в горные.
У свата встречать горных выходят на крыльцо: родители жениха, сваха, уредев и все поезжане. Каждый из них подносит горным по стакану вина или пива, а затем вводят в избу и сажают за приготовленные столы.
Повеселев немного, горные начинаю требовать, чтобы показали им молодую.
5. Вывод молодых из амбара-содамонь утомсто таргамо.
Уредев, сваха и прочие родственницы жениха берут с собою ведро пива, бутылку вина и отправляются в амбар за молодыми. В амбаре происходит тоже самое, что и при укладывании молодых.
Молодых из амбара выводят такой же цепью, как и амбар их ввели.
Когда в доме несколько успокоится, молодых выводят из чулана. Они сначала делают общий поклон гостям, а потом начинают обносить горных пивом. Молодые сначала кланяются отцу с матерью. Отец дарит им деньги от 1 руб.до 5 руб. Мать дарит дочери шаль, а зятю - штаны; крестный- от 20 коп. до 1 руб; крестная дарит молодой -шаль, молодому -рубашку.
После поклонов горным с молодой снимают покрывало с головы. После снятия покрывала молодая начинает подносить пиво и раздавать дары родственникам своего мужа. Свекор и свекровь, получив дары, дают молодой наставления.
После поклонов и раздачи даров родственникам, молодая начинает подносить пиво и прочим гостям и посторонним зрителям, не исключая и детей.
6.Вывод молодушки на чистое место - ванькс таркас ливтима.
На следующий день после венца в доме жениха пекут блины для умерших предков, а затем старушки выводят молодую на чистое место - к передним воротам или на огород – для представления ее умершим предкам.
7.Стол для горных - горноень столь.
Если горные из того же села, откуда молодой, то для них в этот же вечер устраивают горный стол, а затем развозят по домам, а утром вновь собирают. Если же горные приезжие, то их оставляют до следующего вечера и горный стол для них устраивают в следующий день перед их отправлением домой.
Первым на обед подается обычно лапша со свининой, вторым — жареный поросенок, третьим - каша. Последним подается курник. На этот курник, прежде чем начать его есть, каждый из горных должен положить копейки две-три денег стряпухам за стряпню, без этого стряпухи не дадут его разрезать.
После обеда горные начинают собираться домой. Перед уходом горные в пении благодарят хозяев за угощение.
8.Моление лепешек-сюкоронь ознума.
Последним обрядом свадьбы является «моление лепешек»- «сюкоронь ознума». Это бывает обычно на третий день свадьбы. Невеста вынимает из своего сундука полотенце и большую чашку с лепешками, принесенный ей накануне отъезда родственниками. Чашку с лепешкам ставят на стол и начинают молиться.
По окончании моления лепешки делят по кусочку между всеми присутствующими.
После этого угощают поезжан последним обедом и свадьба кончается. Вручают поезжанам по караваю и те расходятся по домам. Сваху и уредева молодой отвозит домой на лошади.
9. Отгоски-мекев потамо.
Спустя неделю или две после свадьбы в праздничный день приезжают за молодой урьвалят и увозят ее гостить к отцу на неделю или более. Обычай этот называется «мекев потамо», что буквально значит - «пячение назад».После выполнения этого обычая молодушка получает право на посещение своих родителей и родных в любое время .
В назначенный срок за молодушкой едут свекор и свекровь, а иногда и муж ее. Провожать молодушку собираются ее бывшие подруги и родные. Молодушка в этот раз уже окончательно прощается с ними. Перед своим отъездом она посещает и тот дом, где укрывалась до своего отъезда от поезжан.
По возвращении домой молодая дарит свекру штаны, а свекрови - платок.
10.Выливание дрожжей -органь сявордума.
По окончании свадьбы в старину приглашали несколько человек почетных стариков выливать дрожжи.
Старики собирали дрожжи из пивных бочек и с хлебом-солью выносили их на чистое место в огород. Здесь раскладывали хлеб-соль и призывали покойников на последний свадебный обед, угощали их пивом и вином, а затем выливали дрожжи и возвращались домой - допивать остатки пива.
11.Баня молодушки - одирьвань баня.
В первую субботу после свадьбы молодая топит баню. Баня эта называется «одирьвань баня» - баня молодушки. В этой бане молодушка всем мывшимся с ней женщинам и детям дарит по медному кольцу, без этого ей не дают одеваться. При выходе из бани такое же кольцо она кладет на кожух и на порог - в дар хранительнице бани.
После свадьбы молодая несколько дней обедает отдельно от семьи в чулане.
За общим столом она начинает обедать, когда несколько привыкнет к семье, но за стол не садится, а ест стоя у стола, чтобы иметь возможность прислуживать сидящим за столом.
Молодая за стол начинает садиться только после появления у нее ребенка, или когда в доме взята другая молодая.
В первую пасху после свадьбы молодая дарит свекру и свекрови и уредеву по рубашке, прочим членам семьи: взрослым - платки, портянки, малолетним - кольца.
В первую же пасху молодую вводят в дома родных-род-племя показывают. Сначала ее берут к уредеву. Вместе с молодушкой к уредеву ходит и свекровь, с собой она берет каравай хлеба, на который кладет лепешку, а на лепешку «сюлгамо» и копейку денег. Все это при входе сверовь кладет на стол уредева.
Молодушка, войдя в дом уредева, останавливается на середине избы и кланяется на три стороны. Уредев берет ее за руку и сажает за стол.
К остальным родственникам молодую вводят уже без хлеба. После этого молодушка может ходить к родственникам и одна.
В первую масленицу молодушку выводят на масляничную гору - здесь парни на салазках скатывают ее с горы. Молодая за это дарит им кольца.
2.2.История написания произведения М.Е. Евсевьева «Мордовская свадьба »
Почти все приведенные здесь причитания, записаны со слов покойной матери М.Е.Евсевьева Ирины Петровны. Его мать взята была из села Атрати Алатырского уезда Ульяновской губ.Села Атрать и Кармалы отделены друг от друга сСурским лесом. По языку Атратьцы принадлежат к говору с конечной носовой н, а М. Кармалинцы с конечной в и й.
Его мать обладала недурным голосом и была любительница пения, была неграмотная, но грамоту любила. Во время записи причитаний ей было 43-44 года. Умерла она на 50 году жизни (в 1889 г.).
2.2 Действующие лица в мордовской свадьбе
а)Со стороны невесты.
1.Ладянь патя или чиянь патя-невеста, букв.просватанная старшая сестра.
2.Урьваля - провожатый невесты. Их на свадьбе бывает двое-родной брат невесты и двоюродный. Урьвали могут быть и моложе и страше 30 лет.
3.Урьваля-ава-жены урьвалей. Их на свадьбе бывает две. Должность эту обычно явочным порядком исполняют младшая сноха и замужняя сестра невесты.они обязательно должны быть замужними.
4.Горонойть-горные. Так называют родственников и родственниц невесты, которые след за нею приезжают к жениху в гости, как бы в погоню за ней.
б)Со стороны жениха.
1.Уредев-дружка. На эту должность назначается зять жениха. Уредев распоряжается всем поездом.
2.Сваха-сваха. На эту должность назначается крестная мать жениха. Ее обязанности-охранять невесту во время свадьбы от порчи.
3.Куда - поезжанин. В свадебном поезде их -от 3 до 19 и более. На должность покш куда назначается крестный жениха.
4.Содамо - зять. Первый визит к тестю он делает спустя некоторое время после свадьбы. Этот визит называется «содамокс совамо»-вхождение в зятья.
Родство.
Мордвин в былое время добывал себе жен путем похищения, а это он мог делать только из другого рода, из другой деревни. Мордвин и сейчас предпочитает брать себе жен из других деревень.
Мордва избегала брать жен от близких родственников еще потому, что верила, что дети от таких браков бывают уродами.
Православная мордва в отношении родства при браках подчиняется канонам православной церкви.
Возраст вступающих в брак.
Определенного возраста для вступления в брак у мордвы в старину не было. В общем, мордва женила своих сыновей очень рано - лет 8, 10 на 20-30 -летних девицах. В начале 18 века наименьший возраст жениха был установлен законом в 15 лет.
Цель женитьбы малолетних мальчиков на взрослых девицах была чисто экономическая: богатый отец старался поскорее женить своего сына, чтобы взять в дом новую рабочую силу. Родители девиц, наоборот, старались как можно дольше держать своих дочерей при себе.
В настоящее время мордовские парни обычно женятся при наступлении 18-летнего возраста.
Назначение имени молодушке-лемдина.
Обряд этот заключался в том, что невесте на другой день по приезде ее в дом жениха давали новое имя, которое она после этого носила в доме мужа до своей смерти. Имен, которые давались молодушкам, у эрзи было шесть: маз-ава (красивая женщина), аш-ава (белая женщина), пар-ава (хорошая женщина), веж-ава (младшая женщина), сырнява (золотая женщина),тятява (значение забыто). Самыми употребительными из них были первые четыре; причем, первые три давались старшис мнохам и в каком угодно порядке, а «веж-ава» - младшей снохе.
Венчание.
Главным актом брака, после которого разрыв становится невозможным, у крещеной мордвы считалось церковное венчание.
Первая встреча и знакомство молодых во многих местах до настоящего времени происходит без всяких церемоний и довольно грубо. Она происходит у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, приготовляется обычно для них в конюшне или амбаре. Туда жених приходит заранее, а затем туда же приводят и молодушку.
Количество жен.
В настоящее время мордвин,в силу церковного права, одновременно может иметь только одну жену.
В язычестве он мог жениться неограниченное число раз и одновременно иметь столько жен, сколько в состоянии был прокормить.
Время заключения браков.
У мордвы нет определенного времени для совершения свадеб. Она устраивает их в такое время, какое находит для себя наиболее удобным по хозяйственным или иным соображениям. Но в настоящее время она более всего устраивает свадьбы перед масленицей, строго соблюдая лишь, чтобы не венчать в день рождения жениха или невесты. Так, если жених родился в воскресенье, а невеста в пятницу, то в эти дни их нельзя венчать.
Положение женщины в мордовской семье.
Как было уже сказано, в отдаленном прошлом жены у мордвы добывались путем насильственного похищения девиц. В эту эпоху не могло быть , конечно, и речи о каких-бы то ни было правах женщины в семье: она была бесправной рабыней. Когда в последствии хищение сменилось покупкой, женщина тоже, как купленная вещь, не могла пользоваться ни личными, ни имущественными правами. Она наравне с мужчинами исполняла все работы. Своими трудами должна была обшивать и одевать своего мужа и детей, на что от общего хозяйства давались ей только кудель, лен на пряжу и незначительное количество шерсти на чулки и варежки. Деньгами она от семьи не получала ни копейки. Что касается приданого, данного ей на свадьбе отцом и родными в виде телки, поросенка и ягненка – то все это поступало в общее достояние семьи. В пользу женщины шли только те деньги, которые она выручала от продажи холста и собственных рукоделий. Этими средствами она и удовлетворяла все свои нужды на приобретение нарядов.
Такой бесправной она оставалась до Октябрьской революции. Только Октябрь освободил ее от бесправия и сделал равноправным членом не только семьи, но и государства.
2.4Сходство некоторых мордовских свадебных обрядов и причитаний с русскими.
В мордовской свадьбе встречается немало одинаковых обрядов с русскими и украинскими, например, встреча молодых в вывороченной шубе, обсыпание их хмелем, битье горшков и пр.
Имеют сходство с русскими и некоторые причитания невесты. Это обстоятельство наводит на мысль о заимствованиях друг у друга.
Свадебные обряды мордвы и причитания невесты так же древни, как и русские. Многие их них без сомнения существовали еще в те времена, когда русских и вблизи не было. Кроме того, соблюдение свадебных обрядов и исполнение причитаний является делом исключительно женским.
Но мордовские женщины и сейчас плохо владеют русским языком, а лет 50 и далее, они совсем не знали его. Между тем мордовская свадьба так сложна и причитания так многочисленны, что для заимствования их, кроме хорошего знания русского языка мордовской женщиной, потребовалось бы неоднократное личное участие ее на русской свадьбе. Мордовские женщины таких условий не имели, следовательно, не имели они и возможности заимствовать причитаний у русских.
В свою очередь и русские женщины по той же причине также не могли заимствовать свадебных обрядов и причитаний у мордвы.
Сравнение мордовских свадебных обрядов и причитаний с русскими показывает, что оригиналами являются как будто первые.
Возьмем битье горшков. Обычай этот практикуется и у русских, и у мордвы, но у последней он имеет совсем иное значение, чем у русских, а именно - отогнание нечистой силы. Производится оно у мордвы по окончании свадьбы. Хозяева берут в руки - кто палку, кто заслонку, кто пустое ведро и начинают бить глиняную посуду, ударять палками об стену, производить звон заслонками,- словом поднимают невообразимый шум в избе. Поезжане и засидевшиеся гости поднимаются со своих мест и выходят на улицу. Этим свадьба кончается и в избу после этого никто уже из посторонних не возвращается.
Такое же значение - напугать нечистую силу -у мордвы имеет обычай надевания вывороченной шубы и шапки при встрече молодых после венца. Женщина в вывороченной шубе у мордвы называется медведем. По понятиям мордвы нечистая сила, а равно и колдуны, которые имеют с ней связь, боятся медведя, поэтому мордва, чтобы злые духи не могли проникнуть в конюшни и хлева и вредить скотине, в старину держали в них медвежьи черепа. А те, у кого такого черепа не было, вводили на двор и в конюшни живых медведей, когда в село приезжали поводыри медведей, за что владельцам последних платили большие деньги.
Хмель - символ плодовитости и легкости. При обсыпании хмелем одни произносят: «пусть будет у молодой столько же детей, сколько на хмелю бывает шишек», другие: «пусть молодая будет так же легка в работе, как хмель».
2.5. Современная свадьба в с. Кученяево Ардатовского района.
Многое изменилось в жизни жителей нашего села с древнейших времён. Изменилась и свадьба: её обряды упрощены и сокращены, а причитания совсем оставлены. Радует то, что ещё сохранились действующие лица из старинной свадьбы: ряженные, кудава, покш куда, горнойть. В нашем селе есть ещё кудавань тарад, лувонь кши, которые до сих пор используются на современных свадьбах. Но , увы свадьбы уже становятся современнее и проходят вот по такому сценарию, которая состоит из 6 этапов:
Мы, молодое поколение очень мало знаем о самобытной культуре наших предков. Старые люди уходят из жизни. Поэтому нам надо по крупицам собирать и записывать этот материал.
Заключение
Данная исследовательская работа – ознакомление со свадебными обрядами мордвы. Мною был изучена литература по данной теме, основные этапы свадебной церемонии. Мордовские обряды, на мой взгляд, на современном этапе рассматриваются недостаточно. И мне показалось интересным узнать о мордовской свадьбе. Это представляет как научный интерес, так и практическую пользу. Она даёт возможность исследуемым ближе познакомиться с жизнью мордвы, с культурой , традициями , и наконец, с бытом .Свадьба, на мой взгляд, самое яркое впечатляющее событие в жизни женщины и мужчины. Мне показалось интересным всё. От свадебного мордовского наряда невесты и до застолья. Эволюция свадебного костюма с древнейших времён – до наших дней.
Несомненно, мордва утратила некоторые традиции за многие десятилетия, молодые могут видеться до свадьбы, невесту выбирают не по тому, насколько хорошо она работать в поле, но все же очень жаль, что нация теряет устоявшиеся веками традиции. Ведь любая нация, в том числе и мордва, не должны забывать многовековые обряды и ритуалы, хранить всё, что оставляет в наследство предыдущее поколение.
Я хочу, чтобы именно нынешняя молодёжь принимала мир во всём его многообразии, чтоб она была терпелива к нравам и обычаям своего народа.
Использованная литература
1. Аникин, В. П. Календарная и свадебная поэзия / В. П. Аникин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 122 с.
2. Ауновский, В. Этнографический очерк мордвы-мокши / В. Ауновский // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869. -С. 85-108.
3. Баранов, П. Н. Свадебный обряд мордвы-эрзи / П. Н. Баранов // ЭО. — М., 1910.-Кн. LXXXYI -KXXXYII, № 3-4.-С. 117-129.
4. Борисов, А. Г. Мордовская свадьба как историко-этнографический источник / А. Г. Борисов // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965. — С. 389-395.
5. Бузакова, Р. Н. Синонимы в книге М. Е. Евсевьева «Мордовская свадьба» / Р. Н. Бузакова // Вопросы мордовского языкознания. Саранск, 1977.- С. 32-41. (Тр. МНИИЯЛИЭ; вып. 57).
11. Варламов, П. Свадебные обряды в с. Резоватове Ардатовского уезда Симбирской губернии / П. Варламов // Симбирские губернские ведомости. — 1877. — № 48.
6. Девяткина, Т. П. Мокша - и эрзя-мордовские свадебные песни: уровни общности, субэтническая специфика: Восточно-финно-угорский контекст: науч. доклад на соиск. дисс. . д-ра филол. наук. На правах рукописи. / Т. П. Девяткина. Йошкар-Ола, 1994.-81 с.
7. Девяткина, Т. П. Мокшанские свадебные обряды и песни / Т. П. Девяткина. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1992. - 192 с.
8. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Живая старина. — СПб., 1892. Кн. 2, вып. 2. - С. 98 - 117; 1893. - Кн. 3, вып. 2. - С. 211 - 219.
9. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Новости и биржевая газета. СПб., 1891. - № 299.
10. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. М.: Центриздат, 1931.-311 с.
11. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959.-268 с.
12. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-384 с.
13. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. — Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1966. Т. 5. - С. 7-341.
14. Евсевьев, М. Е. Народные песни мордвы / М. Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. Саранск, 1961. - Т. 1. - 384 с.
15. Евсевьев, М. Е. Народные песни мордвы / М. Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. -Саранск, 1963.-Т. 2. -528 с.
16. Мордовская свадьба (в Алатырском уезде): Этнографический очерк // Волжский вестник. 1879. - № 12, 13. - С. 3-5, 4-6.
Интернетресурсы:
1.Библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/svadba-mordvy-povolzhya-obryad-i-folklor-istoriko-etnograficheskie-regionalnye-yazykovye-asp#ixzz2K2OuydC7
Пчёлки на разведках
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Ах эта снежная зима
Круговорот воды в пакете
Фокус-покус! Раз, два,три!