В данной работе очень много материала о числе 7, его магических свойствах. Число 7 встречается в стихах, сказках, пословицах и поговорках. Пока искали материал об этом числе, обнаружили очень много интересного о других числах.
Вложение | Размер |
---|---|
7_gotovo.docx | 97.67 КБ |
Когда я искала материал о числе 7, то обнаружила много интересного о других натуральных числах. Я собрала это в один материал и назвала тему своей части проекта
«О ВЕЛИКОЛЕПНОЙ СЕМЕРКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ»
Из истории возникновения числа семь.
История возникновения чисел уходит корнями в далекое – далекое прошлое. Когда в древности человек хотел показать, например, сколько у него детей, он брал мешок, и складывал в него столько камешков, сколько детей он имел. До этого считали на пальцах, после этого начали завязывать узелки на веревках. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. То есть система счета, а значит и история возникновения чисел ведут свой отсчет еще с древних времен, когда люди, по сути, жили в пещерах.
С очень давних времен людям свойственно было приписывать числам магические свойства – одни числа считали счастливыми, другие - несчастливыми. Причем и то, и другое – без всяких на то оснований. Это привело к тому, что числу приписывали магическое, волшебное значение, его представляли в виде некоторого таинственного духа.
Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы, почитали много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.
В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух “жизненных” чисел: три и четыре. Три человека – отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре – это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалось проявлением законченности и совершенства. Поэтому-то число 7, сумма тройки и четвёрки, воспринималось как священное.
В древней Греции с числом семь связывали представление о законченности и совершенстве. Может быть, поэтому его называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религия. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семь юношей и семь девушек. Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – плеяд, превращенных в созвездие.
В эпоху Средневековья загадочное число 7 широко использовалось в архитектуре. В деталях Кельнского кафедрального собора и доминиканской церкви в Регенсбурге можно увидеть “семерки”. На холмах и долинах Греции сохранились до наших дней развалины прекрасных зданий, созданных греческим народом в древности. Над развалинами древнего города Коринфа возвышаются семь колон, сохранившихся от храма Аполлона, построенного в VI веке до нашей эры. Колонны были непременной принадлежностью древних храмов и сооружений.
Число 7 считали и магическим потому, что человек воспринимает окружающий мир(свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове: два глаза, два уха, две ноздри, рот.
С давних пор число 7 имело разное символическое значение. Так, древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актёров (комических и трагических), древние римляне почитали семерых мудрецов.
Было установлено: период вынашивания потомства у человека длится 280 дней (7х40), у мышей – 21 день (7х3), у зайцев и крыс – 28 дней (7х4), у кошки -56 дней (7х8), у собаки – 63 дня (7х9), у львицы – 98 дней (7х14), у овцы – 147 дней (7х21).
Человек с первого предъявления обычно запоминает 7 понятий.
Число 7 в христианстве.
Числовые закономерности заложены во всей Библии.
– За семь дней произошло сотворение мира.
– Семь добродетелей: целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежда, смирение и вера.
– Семь смертных грехов: гнев, жадность, зависть, обжорство , похоть, гордыня, лень.
– Семь обращений и просьб в молитве “Отче наш”.
– Семь горных хребтов в чистилище.
– Семидневный пост и покаяние.
– Семь обязанностей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нём.
– Семь свечей в светильнике алтарном и семь в запрестольном.
– Седьмой день недели священный – воскресенье. Иисус Христос воскрес в воскресенье.
– В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи – голода.
– Над православными храмами часто семь куполов, символизирующих семь таинств: крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, венчание и елеосвящение.
– Великий пост у христиан длится семь недель.
Число 7 в истории.
Число семь встречается очень часто в исторических фактах.
– Рим построен на семи холмах.
– Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо.
– У вавилонян подземное царство окружено семью стенами.
– “Семибоярщина” в России в 1610–1612 годах. Принятое историками название переходного правительства из семи бояр летом 1610 года.
– Семилетняя война 1756–1763 годов. Крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, Индии, Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена.
– 7 стран Организации Договора о Коллективной Безопасности ОДКБ.
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
Число 7 в природе.
Большое значение, которое придается цифре 7, связано с Луной. В новолуние вся природа обновляется, даже мы с вами обретаем новые силы. Таков закон природы. От новолуния к новолунию Луна расточает свои силы, и мы крепнем вместе с ней; от полнолуния к новолунию она удерживает свою силу, готовясь вновь расточать ее, и из-за этого наши силы тоже тают.
Лунный цикл состоит из четырех фаз, каждая из которых делится на семь дней. Шумерийцы основывали на этом цикле свой календарь. Отсюда и возник месяц, состоящий из четырех недель по семь дней каждая; плюс дополнительные дни в конце каждого цикла, чтобы восполнить те дни, когда Луна на небе не видна. В Вавилоне каждый седьмой день, отмечающий конец определенной стадии лунного цикла, был посвящен Сину, богу Луны, и эти дни считались несчастливыми и опасными. Возможно, именно отсюда пошло понятие "субботы" – седьмого дня, в который надо отдыхать, ибо любые действия в этот день опасны.
Семь любых объектов представляют собой законченный цикл. Семь планет – это все существующие планеты (по крайней мере, до недавнего времени): Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.
– Семь дней составляют неделю.
– Семь звёзд в созвездиях Большая и Малая Медведица;
– Семь цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);
– “Семь вершин” – высочайшие горные вершины континентов:
Джомолунгма 8848 м. (Непал), Аконкагуа 6962 м. (Аргентина), Мак-Кинли 6194 м. (США), Килиманджаро 5895 м (Танзания), Эльбрус 5642 м. (Россия), Массив Винсон 4892 м.(Антарктида), Пунчак-Джая 4884 м. (Индонезия), гора Косцюшко 2228 м. (Австралия).
А теперь поговорим о самом известном применении числа 7.
Семь чудес света.
Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. Наверное, Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант “Семи чудес света”. Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: “семерка” считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом…
В свой труд “Семь чудес света” Филон Александрийский включил: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды Эфесской, Статую Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов.
От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого желтоватого цветов. Это пирамиды. Самая большая их них – пирамида фараона Хеопса – высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до н.э. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета.
Другое “чудо света” – висячие сады Семирамиды – находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора ІІ в 6 в. до н.э. для своей жены – царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок – шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведён цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колёса с кожаными вёдрами, подавая в висячие сады воду Евфрата.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим “чудом света”. Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до н.э. некто Герострат, желая прославиться, пожёг храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.
В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456г. до н.э. появился храм, посвящённый Зевсу – верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвёртое “чудо”. Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамлённое бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнётся, поднимется с трона и расправит могучие плечи. В Малой Азии в столице небольшого Карийского царства Галикарнасе (ныне турецкий город Бодрум) находилось пятое “чудо” – великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой, царицей Артемисией, в середине 4 в. до н.э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесён снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Её венчала четвёрка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово “мавзолей”.
В 3 в. до н.э. на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое “чудо”, известное под именем Колосса Родосского. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителей.
На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трёхъярусной башни достигала 135 м. На её вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям.
Пословицы и поговорки с числом 7.
“Пословицы, поговорки и загадки, связанные числом 7”.
В русских поговорках и пословицах слово “семь” часто выступает в роли слова “много”:
Загадки с числом 7.
Сказки с числом 7 в названии.
Это волшебное число широко использовалось мифах древнего мира и сказках разных народов: у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездия; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо; “Волк и семеро козлят”, “О мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина, “Семеро храбрецов” братьев Гримм, “Цветик– семицветик” В. Катаева, “Семь братьев” в обработке М. Афанасьева, “Семилетний стрелок из лука” саамская сказка, “Путешествие за семь морей”.
Число 7 в своих стихотворениях.
Поэт Г. Катуков
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел
Называются ковшом
И Медведицей зовут…
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
– Ты сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет –
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.
К числу 7 обращается в своих стихотворениях Мария Конопницкая
“Семь – число из самых лучших
Семь созвучий в перезвоне.
Для всего, что сердцу мило.
Авиньон в семерке черпал
Веру, истину и силу.
Семь ворот в стенах имел он,
Семь грехов свершалось за день
В добронравном Авиньоне…”
Ирина Гурина.
Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!
Семь зайцев на встречу скакали гурьбой:
– Грибы собираешь? Мы тоже с тобой!
По лесу зеленому зайцы бродили
И вместе с Семеркой грибы находили!
Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!
Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!
Евгений Шварц.
Кто со сцены нам поет,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это
Ясно всем!
* * *
В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.
К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться,
В звуки стали наряжаться.
* * *
Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.
* * *
Интересные задачи с числом 7.
В папирусе писца Ахмеса, который хранится в Лондоне, даются решения 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. Большая часть задач относится к арифметике. Среди них есть задача, связанная с числом 7: “В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос даёт 7 растений, на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?”. По этой задаче видно, что автора не интересует, о каких предметах идёт речь, однородны они или нет – ему важно только общее количество.
Прошло несколько тысячелетий со времён Ахмеса и в XIII веке итальянский математик Леонардо Пизанский, по прозвищу Фибоначчи, привёл в своей книге похожую задачу: “Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осёл несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?”.
И на Руси решались похожие задачи. В XIX веке в деревнях загадывали: “Шли семь старцев. У каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов. В каждом пироге по семи воробьёв. Сколько всего?”. А ведь это та же задача Ахмеса, которая прожила тысячелетия и дошла до нас.
деньги. Но вот беда: она забыла, сколько у неё было яиц. Вспомнила она только, что когда перекладывала яйца по 2, то оставалось одно яйцо. Одно яйцо оставалось также и при перекладывании яиц по 3, по 4, по 5, по 6. Когда же она перекладывала по 7, то не оставалось ни одного. Помогите колхознице сообразить, сколько в корзине было яиц. Ответ: 301 яйцо.
Пословицы, поговорки, крылатые слова с применением чисел (о числах)
Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы.
Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.
Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:
Пословица не даром молвится.
Глупая речь не пословица.
Пословица - всем делам помощница.
Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная правда". Михаил Шолохов назвал пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью".
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Много ли вы знаете пословиц, поговорок, крылатых выражений? Их бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа.
Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").
Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила - колючки.
Одному ехать - и дорога длинна.
Один битый двух небитых стоит.
Один блин и то пополам ломай.
Один в бороне, а все в стороне.
Один в море не рыбак, а без артели не моряк.
Один воин тысячу водит.
Один волк гоняет овец полк.
Один волк, да и тот в кусту голодный воет.
Один вор — всему миру разорение.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один говорит про горох, а другой про стручья.
Один другому не указ.
Один — дурак, а другой не разумен.
Один — за всех, все — за одного.
Один, как месяц в небе.
Один как пень, а другой как колода.
Один на стенку не пойдешь.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Один палец не кулак.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один пирога не съешь, одному и у каши не споро.
Один про Фому, другой про Ерему.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одним глазом спи, а другим стереги.
Одно горе не горе, как бы с два не было.
Одно дело делай, а другого не порть.
Одно зерно горсть дает.
Одно зерно пуды приносит.
Одно нынче лучше двух завтра.
Одно око, да видит далеко.
Одно слово кость ломит, другое — сращивает.
Одно ухо — и то глухо.
Одного бьют, а другому наветки дают.
Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.
Одного поля ягода.
Одного рака смерть красит.
Одного храбреца и тысяча трусов не заменит.
Одной ласточке не радуйся.
Одной рукой жни, а другой — сей.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одному глазом мигни, другого дубинкой подтолкни.
Одному ехать — и дорога долга.
Одному ехать не рука: дорога далека.
Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Одному и топиться идти скучно.
Одному и у каши не споро.
Одному кивнул, другому моргнул, а третий сам догадается.
Одному началу не два конца.
Одному не страшно, а двоим веселей.
Одному покориться, другому поступиться.
Одному потеха, другому не до смеха.
Одному с женою горе, другому вдвое.
Одному с женою радость, другому — горе.
Одному сбылось, а другому не удалось.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Два сапога - пара.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Дай дураку волю, а он две возьмет.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два горя вместе, третье пополам.
Два гроша — куча хороша.
Два Демида, а оба не видят.
Два друга — мороз да вьюга.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два дурака об одном уме.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два одному — рать.
Два раза не умирать.
Два сапога — пара.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.
Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
Из двух зол (выбрать) меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.
Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе
.
Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Три деньги в день — куда хочешь, туда и день.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Три жены имел, а от всех терпел.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Три сына, а сам в силе.
Трижды поп поет, а в четвертый аминь отдает.
Двум — любо, третий не суйся.
Двое дерутся — третий не суйся.
Две собаки дерутся — третья не приставай.
Два горя вместе, третье пополам.
Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была — не знаю, как бы пошла.
Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три -ярмарка.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).
От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.
С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.
Три грации. У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.
Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь. Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Челом — четырем, а пятому — помогай бог.
Четыре полы, а бока голы.
На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.
Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
Бешеной собаке и пять километров не круг.
Вперед взгляни один раз, оглянись пять раз.
Знать, как свои пять пальцев. (крылатое выражение)
Как собаке пятая нога. (крылатое выражение)
На три алтына торгу, а на пять – долгу.
На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.
Один улей - улей, а пять - пасека.
Пяти волков не так страшно, как льстивого злодея.
Челом - четырем, а пятому – помогай бог!
Шли двое - нашли пять рублей, семеро пойдут - много ли найдут.
Бог не дурак, любит пятак.
Шестое чувство.
"Шестерка".
Живому домок, а помер - шесть досок.
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь.
Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтоб таскала по шести.
На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.
Чем быть шесть дней мерином, лучше будь один день жеребцом.
Шесть досок да холстинки платок.
Семеро с ложкой - один с плошкой.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Одним махом семерых убивахом.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семь верст киселя хлебать.
Семь верст не крюк (...не околица).
Семь дел в одни руки не берут.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Одна лиса семь волков проведет .
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один пьет — семерым мошну рвет.
Один пашет, а семеро руками машут.
До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.
Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Друзей два, врагов восемь.
Не сосчитав, не говори "восемь".
Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит.
Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.
Девять человек - все равно что десяток.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Десятая вода на киселе.
Десять раз смеряй, один раз отрежь.
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Один умный десять безумных водит.
Один дурак бросит в воду камень — десять умных не достанут.
Дурак в воду камень кинет, а десять умных не вынут.
Избавишься от одного порока - вырастут десять добродетелей.
Один говорит - десять слушают.
Один умный десять безумных водит.
Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься.
Девять человек - все равно что десяток.
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Дорогой – пять, а прямо десять.
На одного стрелка по десятку загонщиков.
Один год десять лет заел.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Умный услышит раз, а догадается десять раз.
Чего не сделаешь один, сделают десятеро.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
Десять заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай.
Десять казней египетских.
В каббале число 10 соответствует Сфире Малкут на Древе Жизни. 10 — общее количество сфирот, размер Древа Жизни.
Сто голов — сто умов.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одним махом сто побивахом, а прочих не считахом.
Руки поборют одного, знанье - тысячу.
Один воин тысячу водит.
Одного храбреца и тысяча трусов не заменит.
Талантов тысяча, а сердца нет (японская).
У иноходца тысяча путей, у хитрого тысяча слов (русская).
Тот, кто учен, от тысячи бед защищен (татарская).
Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).
Литература.
Вода может клеить?
Груз обид
Соленая снежинка
Одеяльце
Сказки пластилинового ослика