Проектно-исследовательская работа «Афганская война на страницах школьных учебников» знакомит с проблемой изложениям учебного материала по Афганской войне и направлен на разработку рекомендаций по изучению данной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_afganskaya_voyna.doc | 544.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Афганская война на страницах школьных учебников»
Авторская группа:
Руководитель:
Ильютченко Ольга Евгеньевна, учитель истории, первая
квалификационная категория
МОУ «СОШ №11с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Железногорск
2016г.
Содержание:
1. Введение 3
2. Исследования учебного материала в учебниках истории за 9,11 классы 4
3. История Афганской Войны 8
4. Интервью ветерана войны 13
5. Рекомендации по изучению данной темы для школьных
учебников 17
6. Заключение 20
7. Список литературы и ресурсное обеспечение 22
8. Приложение 23
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была Афганская война.
Эта тема актуальна, так как проектно-исследовательская работа «Афганская война на страницах школьных учебников» знакомит с пробным изложением учебного материала по Афганской войне и направлен на разработку рекомендаций по изучению данной темы.
Гипотеза: Учебный материал по Афганской войне в школьных учебниках представлен в недостаточном объеме.
Объект исследования: Афганская война.
Предмет исследования: Форма содержания учебного материала в школьных учебниках.
Цель: Разработать структуру изложения учебного материала по Афганской войне в школьных учебниках.
Задачи:
Методы исследования: Анализ теоретического материала, синтез, обобщение, сравнение, интервью, моделирование.
Критерии анализа исследуемого материала:
Для того чтобы понять, насколько современные старшеклассники осведомлены об Афганской войне, необходимо обратить внимание на учебники, по которым обучающиеся изучают материал.
Анализ учебного материала, связанного с Афганской войной.
Учебник «История России XX- начало XIX века» 9 класс/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брондт – Москва Просвещение 2014 г.
В § 46 «Политика разрядки: надежды и результаты» выделен маленький пункт «Афганская война».
Изучая данный материал, мы обнаружили лишь дату начала войны 25 декабря 1979г., а о конце было несказанно ни слова. Ввод советских войск объясняется авантюрой брежневского руководства. Армия была введена в Афганистан решением узкого круга лиц советского руководства (Политбюро). Даже некоторые члены правительства узнали о причинах вмешательства во внутренний конфликт в Афганистане лишь из газет, что уж говорить о народе.
Авторы упускают ключевые моменты Российской истории, не рассматривая причины, цели, задачи и итоги Афганской войны.
Кроме того, нет ни одного примера военных операций, за столь длительный промежуток времени. Множество участников войны, получили высшую степень отличия «За совершение исключительного подвига и выдающиеся заслуги перед государством и народом», получив знак особого отличия – «Золотая Звезда». И несмотря на почетное звание героя, не один из них не был упомянут в параграфе учебника.
А сколько людей отдали свои жизни за необдуманное решение Брежнева? Наше участие названо «Братская помощь» Афганистану, которая обошлась нам в 14.000 погибших советских солдат, 35.000 раненных и 300 человек, пропавших без вести – такие данные предоставили нам авторы учебника.
Отсутствует иллюстративный материал (не представлены схемы, карты, фотографии), которые помогают лучше усваивать материал учащимся.
Вопросы в конце параграфа не посвящены этой войне.
Таким образом, проанализировав учебный материал, мы заметили лишь поверхностные данные. Авторы называют Афганскую войну «Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства».
Учебник «История конец XIX века – начало XXI века» 11 класс/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров – Москва «Русское слово»
2014 г.
В§ 49 «Международные отношения:
от разрядки к завершению «Холодной войны» в пункте «Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг.», нам представлены 2 абзаца, посвященные Афганской войне. Указана дата начала войны (декабрь 1979 год) и дата окончания войны (1989 год).
В данном материале ввод советских войск объясняется результатом переворота, в ходе чего к власти пришла группа офицеров и радикально настроенных интеллигентов. Они заявили о своей приверженности идеям социализма и обратились к СССР за помощью.
Нет информации о событиях войны, военных операциях. Отражены только негативные последствия принятых действий.
Во-первых, как и сказано в предыдущем изученном материале число жертв достаточно большое: 14 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены и вернулись на Родину инвалидами.
Во-вторых, пострадала советская экономика и усилилось подспудное брожение в обществе.
Кроме того, конфликт в Афганистане негативно сказался на положении Советского Союза. В США была “заморожена” ратификация Договора ОСВ-2, так как члены ООН осудили действия СССР, сочтя их агрессией.
США и СССР столкнулись с одним и тем же противником − исламским фундаментализмом. Это произошло в результате того, что правящие круги провозгласили афганских моджахедов ”борцов за веру” – борцами за свободу, и оказали им помощь деньгами и оружием.
Однако в 1989 году СССР всё же вывел свои войска из Афганистана. Это сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы и ГДР.
Из иллюстративного материала представлена лишь небольшая фотография под названием «Советские войска в Афганистане», которая показывает движение советских танков по Афганской земле. Схемы и карты отсутствуют.
В конце параграфа имеются вопросы по обострению советско-американских отношений, куда можно отнести и вопросы по Афганской войне и ее влияние на международные отношения.
Итак, проанализировав учебный материал, нами было замечено, что он представлен очень скудно.
Мы еще раз убедились, что информация по Афганской войне в школьных учебниках представлен в недостаточном объеме.
Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.
Причины войны:
Цель войны:
События войны:
Вывод советских войн из Афганистана:
Изменения во внешней политике советского руководства в период «перестройки» способствовали политическому урегулированию ситуации. 14 апреля 1988 г. при посредничестве ООН в Швейцарии СССР, США, Пакистан и Афганистан подписали Женевские соглашения о поэтапном мирном решении афганской проблемы. Советское правительство обязалось до 15 февраля 1989 г. вывести войска из Афганистана. США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.
В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов. Это событие не принесло мира, так как различные группировки моджахедов продолжали бороться за власть между собой.
Потери:
По уточнённым официальным данным, безвозвратные потери личного состава советской армии в Афганской войне составили 14 427 человек, КГБ — 576 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести. В ходе войны было раненых — 49 984, пленных — 312, интернированных — 18 человек. Ранения и контузии получили св. 53 тыс. человек. Значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались от последствий тяжелых ранений и травм. Эти лица, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.
Итоги:
Во-первых, в Совете безопасности были выдвинуты требования осудить Советский Союз за неспровоцированную открытую агрессию против независимой страны.
Во-вторых, Конгресс США отказался от обсуждения договора ОСВ-2 до тех пор, пока не прекратится агрессия. Временно были заморожены все двусторонние переговоры и визиты на высшем уровне, передача передовой технологии; предлагалось наложить запрет на продажу зерна, ограничить американские и европейские кредиты.
В-третьих, Соединенные Штаты отказались от дипломатического признания нового правительства Афганистана, к этому отказу присоединились страны НАТО.
Улучшение боевого опыта и боевой подготовки. Были испытаны многие виды оружия. В самом Афганистане было подготовлено большое количество подразделений местных внутренних войск, частей Министерства государственной безопасности.
Экономические убытки исчисляются десятками миллиардов рублей. В связи с тем, что была установка ЦК КПСС для Афганистана ничего не жалеть, только по линии Министерства обороны за годы войны на различную безвозмездную помощь было израсходовано более 12 млрд. руб., 8 млрд. инвалютных рублей - по тем временам довольно значительная сумма. Эти затраты оказали существенное влияние на состояние советской экономики.
Вот уже минуло 27 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Но в сердцах, в прошлом совсем юных, а теперь уже взрослых мужчин, выполнявших там свой воинский долг, живы и боль утрат, и воспоминания тех лет. Война— это наверное самое страшное, что может произойти с человеком в его жизни. Она несёт людям много горести, слёз, переживаний. Война оставляет после себя очень глубокие и неизлечимые шрамы на душе.
В доказательство всего вышесказанного мы взяли интервью у участника Афганской войны Сопнева Александра Васильевича. Человек, испытавший весь ужас войны на себе, прошедший через множество испытаний и преград, согласился рассказать нам о своей военной жизни.
—Когда вы призывались в ряды советской армии?
—Я был призван в ряды советской армии 7 ноября 1984 года. Попав на границу Афганистана, прошел учебный центр, и в феврале 1985 началась моя военная жизнь.
—Участвовали ли вы в боевых действиях?
—На протяжении всей службы, мне приходилось участвовать в том или ином мероприятии, связанное с боевыми действиями. Будь то боевая операция по проческе местности, будь то охрана своего подразделения.
—Помните ли вы свой первый бой?
—Я был призван в Афганистан в город Шиберган. Когда было распределение, я попал отдельно ото всей заставы в город Андхое. В марте намечалась боевая операция в городе Ташкурган, в которой я принял участие. 8 Марта 1985года, когда все поздравляли своих детей, жен и матерей, состоялся мой первый бой.
Бой оказался для меня напряженным по многих параметрам. Во-первых, это моё первое сражение. Я не ожидал такого напора, а только видел в фильмах. У нас не было задачи показать себя, свой героизм. Состояние нервозности, неуверенности, непонимания того, что происходит. Я даже не могу сказать как и когда закончился этот бой, но по моим ощущения он длился очень долго и отложился в памяти на всю мою службу, и даже жизнь.
—Как начался Ваш первый бой?
—Мы сидели на посту, старослужащий спрашивал о моей жизни до войны. Вдруг над нашими головами засвистели пули и мы поняли, что на нас напали. Я даже не знал, что делать и куда стрелять. Я понимал только одно: нужно
разумно использовать патроны.
— Война длилась десять долгих лет. А сколько времени вы там провели?
— Я пробыл в Афганистане 22,5 месяца.
—Пройдя через все испытания, которые «приготовила» вам война, нашли ли вы ответ на вопрос: «Каковы причины Афганской войны на ваш взгляд?» — Я пришел к выводу, что причиной войны стал геополитический конфликт великих держав того времени США и СССР.
—Почему вывели войска?
— Я считаю, что в тот момент мы немножко предали то правительство, которое в нас нуждалось. Может быть Афганистан и стал частью политической игры, но сам вывод войск в тот момент был большой ошибкой.
«Мы уходили молча из Афгана,
Мы покидали тот далёкий Свет,
Где каждая дорога без изъяна
В воспоминаньях пережитых лет…»
Мне хотелось бы, что бы эта война отложилась в памяти многих людей. Что бы эта память было крепче, чем гранит.
—Как вы считаете, каков итог войны для СССР?
— Когда мы пришли из Афганистана, многие кричали, что мы убивали. Большинство людей не правильно восприняли Афганскую войну. Не нужно верить тем людям, которые не имеют отношения к войне. Они не вкладывали частичку себя, они только слышали какие-то разговоры. Мы честно выполнили свой долг, мы великая страна и как любая сильная держава мы не могли отказать, когда нас попросили о помощи.
— Как вы считаете, почему о столь продолжительной войне мало упоминается в школьных учебниках? Должно ли молодое поколение более подробно изучать эту страшную войну, которая унесла огромное количество молодых жизней?
— Любое событие, которое произошло в той или иной стране должно рассматриваться со всех сторон. Об этой войне сказано не так уж много и причиной является конфиденциальность многих материалов. Большая часть документов в КГБ была уничтожена. В настоящее время по крупицам собирают информацию об Афганской войне.
— Какие советы Вы можете дать новому поколению по изучению данной темы?
— Я думаю, самый лучший совет — встреча с людьми, которые прошли войну в Афганистане, ведь они как никто другой смогут передать все чувства и переживания, которые им пришлось испытать на себе.
Проанализировав материал учебников и, выслушав точку зрения ветерана Афганской войны, мы пришли к выводу, что школьники должны изучать Афганскую войну в полном объеме, и хотели бы дать рекомендации по изучению данной темы.
Интерве́нция — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет. Следует помнить, что роль СССР сводилась только к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии, СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана.
Афганская война является частью холодной войны. Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
На наш взгляд, одним из ключевых событий является штурм дворца Амина 27 декабря 1979. Целью этой операции было устранение президента Афганистана Хафизулла Амина. Несмотря на то, что в военном плане операция была проведена успешно, сам факт убийства главы государства стал трактоваться западными странами как свидетельство советской оккупации Афганистана, а следующих руководителей ДРА (Кармаль, Наджибулла) руководство этих стран называло марионеточными лидерами.
Следует выделить 4 апреля 1986г – начало операции по разгрому базы Джавара. Итогом которой стало крупное поражение моджахедов.
К ключевым событиям можно отнести 23 января 1989г. – начало последней войсковой операции «Тайфун» в Афганистане. За время операции погибло всего несколько советских солдат; Было разрушено несколько десятков кишлаков, погибло более 1000 мирных жителей. Итоги. Несмотря на большое количество человеческих потерь, Афганскую войну нельзя называть ошибкой. Люди воевали не за славу, а отдавали интернациональный долг Родине. Мы должны уделять внимание этой войне и помнить наших героев. Для того, чтобы лучше и более точно быть осведомленным и знать об этой войне, нужно беседовать с ветеранами , ведь они как никто другой смогут передать всю ту атмосферу, всю ту жизнь, которой они жили столь долгое время.
В наших школьных учебниках Афганская война должна изучаться в полном объеме, начиная с причин и заканчивая итогами. Как известно войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война не исключение. Она долго ещё будет напоминать о себе - пока живы матери, потерявшие детей, пока болят раны воинов. А мы не должны забывать тех, кто вернулся и тех, кто не вернётся уже никогда. Мы обязаны сделать выводы из той войны, извлечь уроки и сделать все для того, чтобы подобное больше не повторилось никогда.
6.Заключение.
За все долгие годы, что шла кровавая война в Афганистане, мы знали о ней до обидно мало. И лишь после вывода «ограниченного контингента» из Афганистана в печати стали появляться первые крохи правды об этой десятилетней войне, ставшей таинственностью своего происхождения в ряду военных действий века. Как всякая крупномасштабная военная компания, она потребовала немалых человеческих жертв, колоссальных материальных затрат. И все там было, как на любой войне: героизм и подлость, плен и карьеризм, предательство и безграничное братство, спасшее не одну человеческую жизнь.
В наше время не забыты герои той войны. Они честно выполняли свой интернациональный долг. Солдаты не выбирают войну. Они выполняют приказ. Наверное, военные действия, это всегда уже вынужденная мера, когда не остается больше никаких аргументов. Возможно, советским войскам удалось, хоть немного приостановить кровопролитие в этой стране на тот момент времени.
Память о погибших в Афганской войне жива, она нужна всем нам. В городах России бывшие солдаты, служившие в Афганистане, объединились в общественные организации и ведут активную работу.
В нашем городе тоже существует такая организация воинов-интернационалистов. Они проводят большую работу в Железногорске по патриотическому воспитанию молодого поколения. По их инициативе разбит сквер в честь ребят, выполнявших свой интернациональный долг в разное время, где установлены тумбы с именами наших земляков, отдавших свои жизни, защищая интересы Родины. Также в молодом городе находится Афганский источник, который был реконструирован в 2008 году. Руководители общества «афганцев» активно участвуют в жизни города, проводят памятные мероприятия. Около МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов», которая находится по адресу: улица Воинов-интернационалистов д.1,планируется установить памятник «Железногорскому Алеше».
Говорят, «есть что-то безнравственное в разглядывании чужого горя и чужих подвигов», но ведь без этого нельзя — это наша общая боль и наша история. Нельзя не говорить о тысячах ребят, не вернувшихся домой, о тысячах невест, не дождавшихся своих любимых, о тысячах матерей, которые годами надеялись на чудо. Всё это урок и напоминание для будущего поколения, для нас. Это наша история, наша жизнь, наш опыт, который мы будем применять в будущем и он нам даст возможность надеяться, что мы все-таки вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны.
7. Список литературы и ресурсное обеспечение.
Сопнев Александр Васильевич — ветеран Афганской войны.
Фото 1. Фото 2. БТР на обслуживании.
Сопнев Александр Васильевич.
Фото 3.Учебная застава Фото 4. Копка траншеи
Наше исследование.
Фото 5. Беседа с Ветераном Афганской войны.
Фото 6. Интервью ветерана войны
Фото 7. Книга памяти в сквере Фото 8. Железногорский союз совета Воинов-интернационалистов. Ветеранов Афганистана.
Фото9. Железногорский союз совета Ветеранов Афганистана.
Фото 10. Афганский источник.
Фото 11. Сквер Воинов-интернационалистов
Фото 12. Российский союз ветеранов Афганистана.
Фото 13. Книги, посвященные Афганской войне.
Фото 14. Музей воинской славы.
Фото 15. Боевая экипировка.
Фото 16. Символика музея воинской славы.
Фото 17. Военная форма служащего.
Рисуем тыкву
Рыжие листья
Пятёрки
Знакомые следы
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"