Данная работа заняла первое место в номинации "Юристы - литературные герои" на Республиканском конкурсе научных и творческих работ школьников «ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» г. Чебоксары, ЧГУ имени И.Н. Ульянова.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160.5 КБ |
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
«ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
«Знания плюс наблюдательность равно умозаключение»
Автор: Сигова Анастасия Арсентьевна,
ученица 7и класса
МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары
Научный руководитель:
Кумалякова Марина Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары
Чебоксары – 2014
Оглавление
Введение…………………………………………..…………………..….3 - 4
Глава 1. Сыщики – любители………….…………………………….....5 - 8
Глава 2. Сыщики - профессионалы……..……………………….…….9 -11
Заключение……………………………….………………………………...12
Библиографический список………………………………………………..13
Приложение
Введение
Он заходит в комнату, где было совершено преступление, внимательным взглядом сканирует её, проводит пальцами по ковру, нюхает пепел сожженной бумаги, смотрит в окно и произносит загадочную фразу, стремительно выходя на улицу: «Я знаю кто преступник, но мне нужно кое-что проверить». Так мог бы начаться любой детектив, в котором проводил бы своё расследование сыщик – профессионал. Мозг этого персонажа в процессе логических выкладок, опирающихся на наблюдения и знания, выдает умозаключения, которые выстраиваются в цепочку, раскрывающую самое запутанное преступление.
Актуальность темы исследования. Я думаю, что вряд ли найдется человек, не читавший в течение своей жизни детективных романов. И ни для кого не секрет, что в наше время в следственной практике есть масса профессий, которые помогают в раскрытии преступления: криминалисты, баллистики, трассологи, дактилоскописты, взрывотехники, но основным оружием следователя остаются его знания, наблюдательность, умение логически мыслить, образно представлять картину совершённого преступления. Эти качества общество всегда ценило и будет ценить не только в профессии следователя, но и в любой другой юридической профессии. Детективы же дают возможность потренировать своё «серое вещество», конечно если вы случайно не прочитаете последнюю страницу или друг не скажет, кто убийца. А если у вас получается раскрывать литературные преступления и вы улавливаете ход мысли сыщика-детектива, то может быть следователь, участковый, частный детектив, оперативник – это ваша будущая профессия?
Объект исследования – юристы – герои литературных произведений.
Предмет исследования – особенности профессионального мастерства.
Цель работы – изучить различные типы литературных персонажей детективного жанра. Основные задачи работы:
- изучить детективы на предмет исследования;
- систематизировать выявленные профессии (персонажи) по типологическим особенностям;
- организовать анкетирование среди учащихся среднего звена для сбора статистических данных об их знаниях детективной литературы.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу данной научно-исследовательской работы составили: поисковая деятельность, статистический приём – анкетирование, методы обобщения и анализа научной литературы и информации сети Интернет.
Источниковая база исследования. Если говорить о степени изученности данной темы, то можно выделить следующие книги: Шишкина Т. «Немного об Агате Кристи и ее героях», Тугушева М.П. «Под знаком четырех: о судьбе произведений Э.По, А.К.Дойла, А.Кристи», Балахонов В.Е. «Жорж Сименон, Жюль Мегрэ и другие». Монографий, где бы были исследованы и структурированы типологические особенности героев детективного жанра при изучении данной темы я не встречала.
Практическое значение. Я считаю, что фактический материал и основные теоретические положения работы могут применяться на уроках истории, обществознания, права, на внеклассных мероприятиях. Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части: две главы, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Сыщики - любители
Первую группу (тип) литературных героев можно назвать «сыщики». Самым известным литературным сыщиком является Шерлок Холмс (его назвали 18 человек из 30 опрошенных одноклассников). Он плод воображения великого английского писателя Артура Конан Дойля, который познакомил нас с ним в своём романе «Этюд в багровых тонах» в 1887 году. Считается, что прототипом легендарного Шерлока стал знакомый писателя – Джозеф Белл, который славился своей способностью обращать внимание на тончайшие детали и безошибочно определять характер человека.[1] Неоднозначность персонажа я могу объяснить цитатой из романа: «А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Он не хочет засорять голову знаниями, которые не нужны для его целей».[2] Я думаю, что именно в этой цитате раскрыта сущность Шерлока Холмса: во-первых, во всём нужен порядок, так как он дисциплинирует и помогает систематизировать все происходящее вокруг (причем беспорядок в лаборатории героя – это тоже система расположения предметов), четко видеть цель и добиваться её достижения; во-вторых, дедуктивный метод, который является инструментом героя, требует эстетической подпитки в виде игры на скрипке, долгих размышлений на диване, галантности по отношению к женщине. Кроме того, у Шерлока Холмса есть своя система ценностей и норм права, в некоторых вопросах расходящаяся с общественным мнением. На её основе он и выстраивает свои отношения с людьми, оценивает их мотивы и поступки. В этом и заключается его противоречивость, которая делает его особенным, уникальным.
Но первым литературным сыщиком - любителем был Огюст Дюпен, который появляется в рассказах Эдгара По «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо». Вот как описывает его автор: «Еще молодой человек, потомок знатного и даже прославленного рода, он испытал превратности судьбы и оказался в обстоятельствах столь плачевных, что утратил всю свою природную энергию, ничего не добивался в жизни и меньше всего помышлял о возвращении прежнего
богатства. Любезность кредиторов сохранила Дюпену небольшую часть отцовского наследства, и, живя на ренту и придерживаясь строжайшей экономии, он кое-как сводил концы с концами, равнодушный к приманкам жизни. Единственная роскошь, какую он себе позволял, - книги, - вполне доступна в Париже».[3]В этом отрывке мы не видим конкретного образа Огюста Дюпена, но знаем о его любви к чтению. Чем больше человек читает, тем больше его мышление пополняется различными образами, за которыми стоят разнообразные знания, чувства, представления. Именно это и помогает сыщику – любителю выстраивать ассоциативные ряды – это его метод расследования преступлений (чтение, наблюдательность, анализ).
Ещё один сыщик, о котором мне бы хотелось вспомнить, - это Эркюль Пуаро Агаты Кристи (в моем анкетировании его назвали 6 человек). Его, также как и Шерлока Холмса, можно назвать частным детективом (у этого бельгийского эмигранта, бывшего полицейского было детективное агентство). «Пуаро обладал весьма необычной внешностью. Ростом он был не выше пяти футов и четырех дюймов, однако держался всегда с огромным достоинством. Свою яйцеобразную голову он обычно клонил немного набок, а пышные усы придавали ему довольно воинственный облик. Внешний вид Пуаро был абсолютно безупречен; казалось, заметь и пятнышко на костюме, оно причинит ему больше страданий, чем пулевое ранение. И в то же время этот изысканный щеголь (который, как я с сожалением отметил, теперь сильно прихрамывал), считался в свое время одним из лучших детективов в бельгийской полиции. Благодаря своему невероятному чутью он блестяще распутывал самые загадочные преступления».[4]Во вполне четком внешнем описании Пуаро мы встречаем словосочетание «абсолютно безупречен», которое можно применить и к его внутренним качествам: завышенная самооценка, пунктуальность, аккуратность, продуманность в мелочах, склонность к драматической театральности, порядочность по отношению к судьбам других людей. Безупречность заставляет активно работать «серые клеточки»: отличная память фиксирует ценные мелочи преступления, которые должны сложиться в «карточный домик», если что-то не сходится, то нужно начать все сначала. Вот что говорит Пуаро о роли детектива: «Эксперты собирают факты, а роль детектива — разгадать преступление методом логической дедукции, правильно восстановить цепь событий, увязав их с уликами. Но превыше всего — понять психологию преступника».[5]
В данной главе, я рассмотрела лишь трёх сыщиков, которые, по – моему мнению, являются ключевыми в детективном жанре. Кроме острого аналитического ума, они имеют следующие общие черты:
Глава 2. Сыщики - профессионалы
Вторую группу (тип) литературных героев можно назвать «сыщики-профессионалы» - это действующие полицейские, занимающие определенные должности.
В сентябре 2014 года исполнилось 85 лет со дня появления такого литературного образа как комиссар Мэгре Жоржа Сименона. В книге французского литературоведа Жиля Анри «Кто вы, комиссар Мегрэ?» приведена краткая характеристика комиссара: «Мегрэ, Жюль Франсуа Амедей. Родился в Сен-Фиакре в 25 километрах от Мулена (департамент Алье). Единственный сын Эвариста Мегрэ, в течение 30 лет управлявшего замком Сен-Фиакр, одним из старейших владений на Луаре. Сирота к 19 годам. Изучал (не окончив курс) медицину в Нанте, где проживал у своей тётки. Внешние данные: рост 180 сантиметров, вес 110 килограммов. Женат на Луизе, уроженке Эльзаса, воспитанной в Париже у дяди и тётки; миловидна, хорошая хозяйка. Бездетен (дочь умерла новорожденной). Адрес: Париж-11, бульвар Ришар-Ленуар, 130, пятый этаж. Привычки: курит трубку, любит взъерошивать волосы. Не танцует, не играет в бридж, не водит машину, не любит сладкого. Произносит несколько слов по-немецки, понимает английский и бретонский. Излюбленные выражения: «Я ничего не думаю» или просто «Ничего». Трижды ранен на протяжении службы. Выйдя на пенсию, поселился в собственном домике в Мен-сюр-Луар».[6] Под данное описание мог бы подойти любой следователь – полицейский, но у Мэгре очень развита интуиция, которая в союзе с логикой даёт успешное расследование преступлений совершённых на его участке. Он также наделен особым даром чувствовать и понимать людей, загнанных в угол. Не пренебрегает и простой слежкой, но основная работа происходит у него в голове.[7]
Невозможно не вспомнить и наших знаменитых оперуполномоченных Глеба Жеглова и Владимира Шарапова, персонажей детективного романа «Эра милосердия» братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Конечно же, надо учитывать при рассмотрении данных персонажей особенность исторической эпохи – послевоенное время, в которой разворачивается сюжет романа. Эти персонажи делают одно дело – борются с преступностью, но разными методами: Жеглов предпочитает торжество справедливости любыми путями, а Шарапов выступает в первую очередь за законность.
Ещё мне хочется отметить в своей работе персонажа произведений Бориса Акунина – Эраста Петровича Фандорина, который, начиная службу в должность письмоводителя в сыскном управлении, поступает на службу в Третье отделение личной канцелярии императора и становиться одним из лучших сыщиков XIX века.
Фандорин обладает способностью выигрывать в азартные игры, он - везунчик. Его привычка нумеровать факты, говорит о стремлении к упорядочиванию, к систематизации. Его занятия интеллектуальными упражнениями в криминалистической науке и совместная деятельность с Шерлоком Холмсом подтверждают наличие у него аналитических способностей. В книге «Весь мир театр» есть строки, подтверждающие мои выводы: «Можно было не сомневаться, что Фандорина привлекут к этой работе в качестве независимого эксперта. Такое неоднократно происходило и прежде, если следствие заходило в тупик в каком-нибудь чрезвычайном деле, а уж дела экстренней и важнее киевского покушения вообразить невозможно. Тем более что Эраст Петрович с председателем совета министров был знаком — несколько раз по его просьбе участвовал в головоломных или особенно деликатных расследованиях государственного значения».[8]
В этой главе я рассмотрела сыщиков – профессионалов разных исторических эпох, но у них есть общая черта: желание раскрывать преступления не превращается в «просто работу», в рутину.
Заключение
В итоге моего научного исследования я пришла к следующим выводам:
Библиографический список:
1. http://uliki.mybb.ru/viewtopic.php?id=12 – Огюст Дюпен.
2. http://pravaya.ru/look/20361 - ЖЕГЛОВ ПРОТИВ ШАРАПОВА
3. http://all-akunin.ru- Творчество Бориса Акунина
4. http://bagira.nl/tayny-istorii/kto-vy-komissar-megre.html - Кто вы, комиссар Мегрэ?
5. http://virlib.ru/read/17/08265/0.html - Весь мир театр: роман Борис Акунин
6. http://whoyougle.ru/texts/detectives-in-literature - Знаменитые литературные сыщики
7. http://chitatel.ucoz.ru/index/ehrkjul_puaro_hercule_poirot/0-35 - Эркюль Пуаро
8. http://lib.ru/INOFANT/POE/Morgue.txt - Эдгар Аллан По. Убийство на улице Морг
9. http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-syischiki-v-mire.html - Самые известные сыщики в мире
10. http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_scarl.txt - Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах
11. http://modernlib.ru/books/kristi_agata/tainstvennoe_proisshestvie_v_staylz/read_2/ - Кристи Агата. Таинственное происшествие в Стайлз.
Приложение
№1. Шерлок Холмс
№2. Эркюль Пуаро
№3. Комиссар Мэгре
№ 4. Глеб Жеглов и Владимир Шарапов
№ 5. Эраст Петрович Фандорин
№6. Вопрос: «Любите ли вы читать/ смотреть детективы?»
№ 7. Вопрос: «Кого из знаменитых сыщиков можете назвать?»
[1] http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-syischiki-v-mire.html - Самые известные сыщики в мире
[2] http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_scarl.txt - Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах
[3] http://lib.ru/INOFANT/POE/Morgue.txt - Эдгар Аллан По. Убийство на улице Морг
[4] http://modernlib.ru/books/kristi_agata/tainstvennoe_proisshestvie_v_staylz/read_2/ - Кристи Агата. Таинственное происшествие в Стайлз.
[5] http://chitatel.ucoz.ru/index/ehrkjul_puaro_hercule_poirot/0-35 - Эркюль Пуаро
[6] http://bagira.nl/tayny-istorii/kto-vy-komissar-megre.html - Кто вы, комиссар Мегрэ?
[7] http://whoyougle.ru/texts/detectives-in-literature - Знаменитые литературные сыщики
[8] http://virlib.ru/read/17/08265/0.html - Весь мир театр: роман Борис Акунин
[9] http://bagira.nl/tayny-istorii/kto-vy-komissar-megre.html - Кто вы, комиссар Мегрэ?
Как нарисовать зайчика
Северное сияние
Рисуем подснежники гуашью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Снеговик