Одним из важных показателем здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерение длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_nautska.docx | 183.46 КБ |
Оценка физического развития учащихся 5 классов
Ильина Надежда
Республика Саха (Якутия)
п. Нижний Куранах
Алданского района
МБОУ СОШ №4, 8 класс
Аннотация
Одним из важных показателем здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерение длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Объект исследования: учащиеся 5 класса
Предмет исследования: физическое развитие детей
Целью нашего исследования стало изучение физиометрических и антропометрических данных учащихся и определение уровня их физического здоровья
Задачи:
1. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности данной возрастной категории школьников.
2.Проанализировать общее развитие школьников путем физиометрических и антропометрических исследований.
3.Сформулировать выводы по данной теме.
Методы исследования:
-теоретический: изучить научно – методическую литературу
- практический: нахождение индексов, определяющих физическое развитие
-математической статистики.
Гипотеза : проведя исследования, я выясню, уровень физического развития и определение его гармоничности и отклонений от нормы у учащихся 5 класса.
Практическая значимость: полученный результат будет использован при составлении экологического паспорта школы
Оценка физического развития учащихся 5 классов
Ильина Надежда
Республика Саха (Якутия)
п. Нижний Куранах
Алданского района
МБОУ СОШ №4, 8 класс
Раздел 1. Физическое здоровье детей школьного возраста.
"Порывы, воля, а также желания
присущи даже новорожденным детям,
между тем как рассудительность и ум
появляются у них только с возрастом".
Аристотель.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), уровень заболеваемости и травматизма, оценку функционального состояния организма, соответствующую его возрасту.
Одним из важных показателем здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерение длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Правила физиометрических исследований.
Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют мышечную силу рук, становую силу, а также жизненную ёмкость лёгких (Ж.Ё.Л):
а) для оценки мышечной силы рук используется ручной динамометр. Можно воспользоваться динамометром, который имеется в физическом кабинете. Мышечная сила характеризует степень развития мускулатуры. Обследуемый стоит прямо, отводит руку вперёд и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель, отсчёт ведут 8 кг.
б) Ж.Ё.Л.(жизненная ёмкость лёгких) является показателем вместимости лёгких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Спирометр должен быть в оборудовании медицинского кабинета или кабинета биологии. Перед исследованием предполагается максимальный вдох и медленно выдохнуть в трубку воздух. Исследования проводят 2-3 раза, и фиксируется наибольший результат в литрах или мл. Точность измерения 50-100 мл. Мундштук после каждого обследования следует дезинфицировать в растворе воды.
Для оценки и характеристики физического развития, различных возрастно-половых групп учащихся класса, группируют показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки с указанием количества наблюдаемых мальчиков и девочек. При наличии приборов спирометра, динамометра определяют показатели Ж.Ё.Л. и мышечную силу левой и правой кисти.
Правила выполнения антропометрических измерений.
а) измерения желательно проводить в утренние часы, в одни и те же месяцы года. Учащиеся работают в парах. Исследуемый находится без верхней одежды и обуви.
б) при измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
в) окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди она проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.
г) масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.
Раздел 2. Методы исследования
Для выявления уровня физического состояния школьников использовался метод экспресс - оценки, включающий комплекс, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих определенные взаимосвязи с энергообеспечением организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемости: индекс Кетле, индекс Скибинского, индекс Шаповаловой, индекс Руфье, индекс Робинсона. Методика позволяет получить значения каждого индекса и интегральную оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от 6 до18 лет.
1. Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Имея данные роста и веса можно подсчитать ИМТ (индекс массы тела) Индекс Кетле:
ИК=
| Оценка в баллах | |||||||||
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | ||||||
дефицит массы | гармоничное(-) | гармоничное | гармоничное(+) | тучное | ||||||
д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |
10 | <=14 | 14,1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >=20 | |||||
11 | <=15 | 15,1-16,9 | 17,0-19,0 | 19,1-20,9 | >=21 | |||||
12 | <=16 | 16,1-17,9 | 18,0-20,0 | 20,1-21,9 | >=22 | |||||
13 | <=17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >=23 |
Верхняя граница нормы, т.е. величина с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведённых возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18 (16+2), для 9-10-летних – с 19 (17+2) и т.д.
Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Низкая оценка индекса говорит о недостаточном питании школьника или слабом развитии мышц, либо, наоборот, – об угрозе ожирения или ожирении.
Для данного исследования необходимы следующие величины: ЧСС (частота сердечных сокращений в минуту) и АД –артериальное давление, первая цифра.
Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:
ИР=
| Оценка в баллах | ||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||||
д | м | д | м | д | м | д | м | ||
10 | <=70 | 71-75 | 71-79 | 76-100 | 80-105 | 101-112 | 106-113 | >=113 | >=114 |
11 | <=70 | 71-80 | 71-77 | 81-100 | 78-102 | 101-114 | 103-110 | >=115 | >=111 |
12 | <=70 | 71-75 | 71-76 | 76-105 | 77-100 | 106-120 | 101-107 | >=121 | >=108 |
Низкая оценка индекса свидетельствует о нарушении деятельности сердечно -сосудистой системы.
3. Индекс Скибинского характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Для расчета Индекса Скибинского необходимо провести следующие замеры:
1. ЖЭЛ - жизненная емкость легких, определяется с помощью сухого или водяного спирометра.
2. ЧСС (частота сердечных сокращений в минуту)
3. Гипоксическая проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) - время задержанного дыхания на вдохе
Индекс Скибинского выглядит следующей формулой:
ИС=
Возраст | Оценка в баллах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | ||||||
д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |
10 | <=452 | <=651 | 453-629 | 652-733 | 630-984 | 734-898 | 985-1061 | 899-980 | >=1062 | >=981 |
11 | <=571 | <=651 | 572-721 | 652-789 | 722-1022 | 790-1090 | 1023-1172 | 1091-1240 | >=1173 | >=1241 |
12 | <=571 | <=769 | 572-681 | 770-934 | 682-1082 | 935-1265 | 1083-1282 | 1266-1430 |
|
|
Низкая оценка говорит о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии.
Для расчета формулы необходимы следующие параметры:
1. Измерение массы тела
2. Измерение роста
3. Количество наклонов или приседаний в минуту
ИШ=
Возраст | Оценка в баллах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | ||||||
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | |
10 | <=97 | <=113 | 98-112 | 114-127 | 113-153 | 128-156 | 154-168 | 157-170 |
|
|
11 | <=101 | =113 | 102-117 | 114-129 | 118-158 | 130-164 | 159-170 | 165-200 | >=171 | >=201 |
12 | <=114 | <=132 | 115-137 | 133-157 | 138-182 | 158-194 | 183-204 | 195-253 | >=205 | >=254 |
Низкая оценка индекса, кроме слабого развития двигательных качеств, силы, быстроты и выносливости, говорит о недостаточных функциональных возможностях кардио респираторной системы.
5. Индекс Руфье характеризует выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку.
Измеряем свой пульс за 15 секунд в покое(1Р). Далее приседаем или наклоняемся в течение 60 секунд. Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала через 15 секунд после нагрузки (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).
ИР=
| оценка в баллах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
9-10 | >=19,5 | 19,4-14,5 | 14,4-12,5 | 12,4-9,6 | <=9,5 |
11-12 | >=18,0 | 17,9-13,0 | 12,9-11,0 | 10,9-8,1 | <=8,0 |
Низкая оценка говорит о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно -сосудистой системы, что лимитирует физические возможности организма школьников.
Далее по таблицам каждому показателю дают оценку в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья школьника.
Уровень физического здоровья школьников | |
23-25 | Высокий |
19-22 | Выше среднего |
14-18 | Средний |
10-13 | Ниже среднего |
5-9 | Низкий |
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого учащегося.
Раздел 3. Ожидаемые результаты
В исследовании приняли участие 21 учащийся 5 класса из них:
Год рождения | Девочки | Мальчики |
2003 | 3 | - |
2004 | 8 | 8 |
2005 | - | 2 |
Результаты оценки по индексу Кетле:
Тип телосложения | ||||
дефицит массы | гармоничное(-) | гармоничное | тучное | |
Девочки | 1 | 1 | 6 | 3 |
Мальчики | 1 | 1 | 7 | 1 |
Результаты оценки по индексу Робинсона:
Деятельность сердечно – сосудистой системы | |||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |
Девочки | 3 | 2 | 6 | - | - |
Мальчики | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 |
Результаты оценки по индексу Скибинского:
Возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества | |||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Девочки | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 |
Мальчики | 6 | 1 | 3 | - | - |
Результаты оценки по индексу Шаповаловой:
Развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса | |||
Средний | Выше среднего | Высокий | |
Девочки | 4 | 4 | 3 |
Мальчики | 4 | 1 | 5 |
Результаты оценки по индексу Руфье:
Выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку | |||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Девочки | - | 1 | 1 | 4 | 5 |
Мальчики | - | 3 | - | 3 | 4 |
Далее по таблицам я каждому показателю дала оценку в баллах. После оценки каждого показателя в баллах рассчитала общую сумму баллов, которая и определила уровень физического здоровья школьников.
№ | ФИО | Индекс Кетле | Индекс Робинсона | Индекс Скибинского | Индекс Шаповаловой | Индекс Руфье | Кол-во баллов | Уровень здоровья |
1 | Ашурова Ирина | 1 | 3 | 3 | 5 | 2 | 14 | Средний |
2 | Губкин Даниил | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 18 | Средний |
3 | Гудзий Ангелина | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 21 | Выше среднего |
4 | Гудзий Екатерина | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 | 17 | Средний |
5 | Думанский Дмитрий | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 15 | Средний |
6 | Зорина Ксения | 5 | 5 | 2 | 3 | 5 | 20 | Выше среднего |
7 | Кайдалова Елизавета | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 23 | Высокий |
8 | Кайсаров Никита | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 | 17 | Средний |
9 | Козичев Александр | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 14 | Средний |
10 | Косоротова Александра | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 19 | Средний |
11 | Котелевский Данил | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 23 | Высокий |
12 | Миронова Виктория | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 16 | Средний |
13 | Островская Екатерина | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 | 15 | Средний |
14 | Пикус Данила | 5 | 3 | 1 | 4 | 4 | 17 | Средний |
15 | Попов Владимир | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 | 22 | Выше среднего |
16 | Попова Елена | 4 | 3 | 1 | 4 | 4 | 16 | Средний |
17 | Попова Екатерина | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 20 | Выше среднего |
18 | Савельева Софья | 1 | 4 | 3 | 5 | 5 | 18 | Средний |
19 | Серов Кирилл | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 11 | Ниже среднего |
20 | Таратухин Никита | 5 | 3 | 1 | 3 | 4 | 16 | Средний |
21 | Шевченко Александр | 5 | 2 | 1 | 5 | 2 | 15 | Средний |
Уровень физического здоровья школьников | |||
Мальчики | Девочки | Балы | Уровень |
1 | 1 | 23-25 | Высокий |
1 | 3 | 19-22 | Выше среднего |
7 | 7 | 14-18 | Средний |
1 | - | 10-13 | Ниже среднего |
- | - | 5-9 | Низкий |
В результате исследований я пришла к следующим выводам:
1. Согласно нормам Индекса Кетле 15 учащихся имеют гармоничное телосложение, 2 учащихся имеют тучное телосложение, с превышением массы тела, а у 2 учащихся дефицит массы тела.
2. Проблемы с деятельностью сердечно - сосудистой системы имеют двое учащихся, а высокий уровень имеют 4 учащихся
3. 8 учащихся имеют низкую оценку по индексу Скибинского, которая говорит о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии.
4. Ни один учащийся не имеет низкой оценки индекса Шаповаловой, что говорит о хорошем развитии двигательных качеств, силы, быстроты и выносливости и о достаточных функциональных возможностях кардио респираторной системы.
5.Согласно оценки по индексу Руфье не было выявлено низкого уровня, что говорит о хорошей работе сердечно - сосудистой системы после нагрузки.
6 Экспресс – оценка физического развития здоровья показала, что в классе есть 2 учащихся с высоким развитием здоровья, с низким уровнем нет ни одного учащегося, а основную группу 14 человек составляют учащиеся со средним уровнем физического развития.
7.Учащимся имеющим избыток или дефицит массы тела, проблемы с сердечно – сосудистой системы рекомендовано обратиться к специалистам.
Список использованных источников и литературы:
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Л. Нечаев. Яма
5 зимних аудиосказок
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Что общего у травы и собаки?