Актуальность социализации студентов - будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа объяснятся тем, что юноши и девушки являются студентами 15 – 20 лет, этот период является наиболее сенситивным периодом для ориентации на нравственные идеалы, формирование целей и жизненных позиций, профессиональной направленности, осознания определенных жизненных принципов, поступков.
Опытно-экспериментальная работа вляюния различных условий на процесс профессионального становления будущих педагогов.
Вложение | Размер |
---|---|
shpilevskaya_o.v._pedagogicheskie_usloviya_sotsilizatsii_studentov.docx | 115.54 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Мишкинский профессионально-педагогический колледж»
Педагогические условия социализации студентов - будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа как социально-педагогическая проблема
Исследовательская работа
Шпилевской Олеси Вячеславовны,
студентки 31 группы.
Направление:
Девиз:
Руководитель:
Осалихина Ю.А.,
социальный педагог
Мишкино 2015
Содержание
Введение | 3 |
1. Теоретические основы понятия социализации личности в аспекте гуманитарных наук | 5 |
2. Исследование степени социализации студентов – будущих учителей начальных классов | 8 |
2.1 Констатирующий эксперимент | 8 |
2.2 Формирующий эксперимент | 10 |
2.3 Контрольный эксперимент | 14 |
Заключение | 16 |
Список использованных источников | 17 |
Приложение | |
1. Сборник диагностических методик «Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания», 2012г. | |
2. Сертификат РИС ИРОСТ, 2012г. | |
3. Влияние различных факторов на процесс социализации личности | |
4. Общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах | |
5. Воспитательные программы, реализуемые в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мишкинский профессионально – педагогический колледж» | |
6. Результаты социализации студентов – будущих учителей начальных классов ГБПОУ «МППК» |
Введение
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенная учебным заведением. Ведущей для этой группы является учебно-профессиональная деятельность, направленная на приобретение социально и профессионально значимых знаний, умений и качеств личности. Основополагающий фактор этого периода жизни молодежи – социально-профессиональное развитие.
Социализация студентов – будущих учителей начальных классов имеет важное значение, так как в настоящее время развитие социально-экономических и политических отношений требует подготовки современного педагога, который не только владеет навыками профессионального самовыражения, но и обладает потребностью постоянного развития способностей к самостоятельному целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности и прогнозированию результатов, то есть обладающим определенными профессиональными компетенциями, потребностью и навыками самокоррекции. Это дает возможность педагогу действовать разумно в различных профессиональных и житейских ситуациях.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [9].
В системе непрерывного педагогического образования особое значение имеют учреждения среднего профессионального образования, которые являются неотъемлемым звеном в подготовке будущих учителей начальных классов и решают определенные задачи социализации студентов – будущих учителей начальных классов. С помощью определенных педагогических условий, то есть совокупности применяемых природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание, обучение, формирование личности [12], можно сделать процесс социализации студентов более эффективным и целенаправленным, то есть профессионально обусловленным.
Актуальность социализации студентов - будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа объяснятся тем, что юноши и девушки являются студентами 15 – 20 лет, этот период является наиболее сенситивным периодом для ориентации на нравственные идеалы, формирование целей и жизненных позиций, профессиональной направленности, осознания определенных жизненных принципов, поступков [15].
Мы считаем, что проблема социализации студентов актуальна и в нашем колледже, поэтому тема нашего исследования «Педагогические условия социализации студентов - будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа как социально-педагогическая проблема»
Объект исследования: процесс социализации студентов – будущих учителей начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия, созданные для социализации студентов – будущих учителей начальных классов.
Цель исследования: изучение степени социализации студентов – будущих учителей начальных классов и выявление эффективности педагогических условий, необходимых для успешной социализации студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие социализации в аспекте гуманитарных наук;
- провести диагностику степени социализации студентов – будущих учителей начальных классов отделения ПССЗ Мишкинского профессионально-педагогического колледжа, проанализировать полученные результаты;
- выявить эффективность педагогических условий, необходимых для успешной социализации студентов – будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социализация студентов - будущих учителей начальных классов, будет осуществляться успешно, если соблюдены определенные педагогические условия в учебно-воспитательном процессе колледжа.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, тестирование, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
1.Теоретические основы понятия социализации личности в аспекте гуманитарных наук
Как указывают многие ученые, в центре внимания психологов, педагогов, философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети ХIХ века. Социализация трансформировалась к середине ХХ века в самостоятельную междисциплинарную область исследований [10]. Ученые в области социальной педагогики отмечают, что автором термина «социализация» применительно к человеку стал американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, трактовав его как «развитие социальной природы или характеристика индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [9].
В настоящее время проблему социализации личности изучают философы, социологи, криминологи, этнографы, педагоги и психологи.
До 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели ввиду развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследований, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.
В социальной педагогике социализация трактуется как: социализация (от лат socialis – общественный) – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [8]. Так, Ф.А. Мустаева определяет социализацию как процесс развития человека во взаимодействии его с окружающей средой, миром [10]. А.В. Мудрик отмечает, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему связей, а с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, этот подход акцентирует внимание на том, что человек в процесс социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей [9].
Педагогами рассматриваются и другие подходы к понятию социализации. Л.И. Аксенова говорит о социализации как о многогранном процессе усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения [1].
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова рассматривают социальное становление как процесс, в течение которого человек осознает себя как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования, самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе [3].
В педагогике социализация рассматривается как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, образования реально существующих отношения в качества личности. Она осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучения, воспитания) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ) [5].
В психологии социализация – это процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющихся иногда разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [11].
В советской психологии проблема социализации рассматривалась как воспитание в институализированных образовательных системах, но в настоящее время предметом ее изучения становятся и процессы, протекающие вне официальных структур, в частности, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах. Л.С. Выготский рассматривает социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историческая концепция развития человека). Социализация близка, практически тождественна «окультуриванию» как присвоению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. [14].
Социологический подход к проблеме социализации имеет свои особенности. Термин «социализация» определяется как социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла [7].
Гидденс Э. говорит о социализации, как о процессе, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт [4].
А.И. Кравченко, соглашаясь с Э. Гидденсом, говорит о том, что у низших животных нет поколений, поскольку поведение «молодых» представителей вида более или менее идентично поведению «взрослых». Но, продвигаясь выше по эволюционной лестнице, можно увидеть, что высшие животные должны учиться соответствующим способам поведения. А.И. Кравченко определяет социализацию как процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания [7].
В.Г. Харчева говорит, что под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Она отмечает, что подвижность социальных систем (от человека до общества) дает право рассматривать процесс социализации с точки зрения периодов (циклов), которые имеют свою специфику и обусловлены различными факторами [17]. Таким образом, с социологической точки зрения, социализация – это не только приобретение социальной, экономической самостоятельности человека, но и формирование его личности.
С философской точки зрения, социализация (от латинского socialis – общественный – это процесс подготовки человека к полноценному общественному бытию. Она включает в себя духовную подготовку, усвоение знаний и ценностей, норм и принципов жизни в обществе [6].
В философии социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей. Традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды. Средствами передачи опыта является язык и определенные результаты человеческой деятельности [16].
Таким образом, понятие социализации многоаспектно и в каждой науке трактуется по-разному. Но, в наиболее общем значении, при изучении философской, социологической, психологической и социально - педагогической литературы, можно отметить следующие общие моменты: социализация - это всегда процесс; социализация происходит на протяжении всей жизни человека – от рождения до старости; социализация осуществляется во взаимодействии личности и социальной среды; социализация - это не только усвоение уже имеющегося общественного опыта, но и культивация своих жизненных ценностей личности; социализация связана как с личностным, так и с профессиональным становлением человека.
Проблема социализации студентов – будущих учителей начальных классов рассмотрена нами в аспекте создания определенных педагогических условий в образовательной организации, в соответствии с которыми каждый из студентов получает определенный социальный и профессиональный опыт.
2. Исследование степени социализации студентов – будущих учителей начальных классов
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель: выявить у студентов – будущих учителей начальных классов исходный уровень степени социализации.
Задачи:
Место проведения: ГБПОУ «МППК».
Время проведения: 24 сентября 2012 года.
Участники эксперимента: 18 студентов 31 группы отделения ПССЗ.
Метод: Методика «Изучение степени социализации студента» (Приложение 1, с. 17, Приложение 2).
Программа эксперимента. Результаты исследования определялись следующими параметрами:
- адаптивность - свойство, позволяющее системе приспосабливаться к внешним для нее требованиям и тем самым обеспечивать себе самосохранение и возможности успешного развития в дальнейшем [18].
- автономия - стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения [19].
- социальная активность - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении [5].
- нравственность - тенденция произвольно, по внутреннему убеждению, а не по принуждению или в силу необходимости вести себя в согласии с моральными требованиями, принятыми в обществе [5].
Анализ результатов, выводы.
Профессия педагога относится к типу профессий «Человек – Человек», что определяет ее специфику – взаимодействие с разными группами населения – школьниками, их родителями, коллегами по работе, специалистами в микросоциуме. Эффективность этого взаимодействия определяется высокими адаптационными качествами, социальной зрелостью, самостоятельностью в действиях и поступках, социальной активностью, высоким уровнем нравственности. Чтобы изучить уровень сформированности этих качеств, совместно с социальным педагогом колледжа, мы провели тестирование в группе студентов – будущих учителей начальных классов и выявили количественные результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты исследования степени социализации студентов
специальности 050146 Преподавание в начальных классах
(по данным констатирующего эксперимента, количество респондентов - 18 чел.)
Тестирование проводилось в период адаптации студентов нового набора к условиям жизнедеятельности в колледже, поэтому низкий уровень составил 28%, высокий уровень присущ 22%, а преобладающим уровнем стал средний - 50%. Это обусловлено тем, что у студентов была возможность познакомиться между собой, а также привыкнуть к требованиям, которые предъявляет классный руководитель, педагогический коллектив в колледже. Но, привыкание к новым условиям происходит индивидуально у каждого студента, и занимает определенное время. В целом, общий уровень социальной адаптивности находится в пределах нормы.
Новые условия обучения, проживания, общения влияют и на уровень автономности личности, поэтому низкий уровень составил 22%, высокий уровень – 28%, средний уровень – 50%. Считаем, что данные показатели связаны с возрастными особенностями студентов, так как в 15 – 17 лет возрастает необходимость в выражении своей собственной точки зрения, формированию собственного мировоззрения, самостоятельности и принципиальности.
Социальная активность студентов в колледже связана не только с каждодневным обучением, но и включением во внеурочную и проектную деятельность, что стимулирует их к ответственности, планированию своих действии и поступков, осознанию важности происходящих событий. Низкий уровень социальной активности составил 16%, это студенты, которые сомневаются в выборе внеурочной деятельности, высокий уровень – 28%, студенты, которые сразу включились в дела группы и колледжа, средний уровень является преобладающим – 56%, студенты «пробуют» свои силы в различных делах и считают это необходимостью.
Уровень нравственности в группе нового набора не является стабильным и распределен по-разному: низкий уровень нравственности – 6%, высокий уровень – 44%, ярко выражен средний уровень – 50%. Проявление нравственности необходимо педагогу для ежедневного разрешения определенных педагогических ситуаций, общения и совершенствования своей педагогической культуры, поэтому, считаем, что данные показатели должны увеличиваться в строну высокого уровня с каждым годом обучения студентов.
Таким образом, на первом этапе исследования осуществлялся теоретический анализ проблемы социализации студентов – будущих учителей начальных классов, изучалось ее состояние в педагогической практике в соответствии с несколькими критериями: социальная адаптивность, автономность, социальная активность, нравственность. В ходе констатирующего эксперимента выявлена начальная степень социализации студентов 11 группы. Основные методы, используемые на данном этапе работы: теоретические - анализ философской, психологической, социально - педагогической литературы, построение гипотезы, прогнозирование, анализ количественных показателей; эмпирические - тестирование.
2.2 Формирующий эксперимент
Цель: выявление эффективности педагогических условий, влияющих на успешность процесса социализации студентов – будущих учителей начальных классов.
Задачи:
1.составить модель социализации студентов – будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе колледжа;
2.проанализировать целесообразность и эффективность педагогических условий, созданных в колледже для социализации студентов – будущих учителей начальных классов.
Место проведения: ГБПОУ «МППК».
Время проведения: 2012 - 2015годы.
Участники эксперимента: 18 студентов отделения ПССЗ.
Описание хода эксперимента.
Социализация – сложный, непрерывный процесс развития человека на протяжении всей его жизни, который происходит через влияние различных факторов (Приложение 3). Одним из факторов социализации студентов – будущих учителей начальных классов является учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации, в который включает в себя определенные педагогические условия.
В справочной литературе «условие» понимается как:
- обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
- правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
- обстановка, в которой что-нибудь происходит [20].
В педагогике «условие» рассматривается как совокупность примененных природных, социальных, внешних и внутренних воpдействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [12].
С точки зрения педагогики, педагогические условия – один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие [20].
Нами составлена модель социализации студентов – будущих учителей начальных классов посредством влияния определенных педагогических условий (Таблица 2).
Таблица 2
Модель социализации студентов – будущих учителей начальных классов посредством создания педагогических условий в ГБПОУ «МППК»
В соответствии с данной моделью, на процесс социализации студентов влияют следующие условия:
- включение студентов – будущих учителей начальных классов в многогранное интерактивное взаимодействие в рамках учебно-воспитательного процесса, активизирующее личностно-профессиональную социализацию путем формирования профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным Государственным стандартом (Приложение 4), а также освоения всех видов учебных и производственных практик – учебно-полевой, практики показательных уроков, психолого-педагогической, подготовки к летней практике, практики пробных уроков. В соответствии с этим процессом, студенты – будущие учителя начальных классов начинают позиционировать себя с профессиональной точки зрения, учатся находить наиболее эффективные решения в различных педагогических ситуациях, приобретают навыки общения с младшими школьниками, учатся отстаивать свое мнение, развивают профессионально значимые качества – толерантность, педагогический такт, гуманизм, пунктуальность. Таким образом, студенты выступают не только как объекты социализации, развиваясь и приобретая практический опыт самостоятельно, но и как субъекты социализации по отношению к младшим школьникам и их родителям.
- активизация у студентов – будущих учителей начальных классов самостоятельной поисковой активности через включение их в научно-исследовательскую деятельность в разных ее формах. В рамках данной деятельности работает весь педагогический коллектив колледжа. Совместно с руководителями, студенты являются участниками научно – практических конференций разного уровня – внутриколледжного, областного, всероссийского, международного, а также различных конкурсов на актуальные темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Научно-творческая работа помогает студентам приобрести практический опыт и возможность сравнить и проанализировать уже имеющиеся результаты с новыми, научиться обобщать материал, делать выводы, анализировать, использовать разнообразные источники информации – справочную литературу, учебники, журнальные статьи, интернет – ресурсы, а также представлять свои работы заинтересованной аудитории.
- развитие творческих способностей студентов - будущих учителей начальных классов через реализацию воспитательных программ колледжа. Воспитательные программы в колледже реализуются в течение 4 лет, это позволяет отследить динамику роста и развития определенных качеств и черт поведения у студентов. В настоящий период реализуется 8 программ, каждая из которых соответствует определенному направлению и имеет свою цель и задачи (Приложение 5). Содержание воспитательных программ отражено на сайте http://mppk.ucoz.ru в разделе «Воспитательная служба». В рамках данной деятельности студенты включаются в воспитательный процесс и участвуют в разнообразных традиционных делах и мероприятиях колледжа, к таковым можно отнести праздники, торжественные линейки, конкурсы, классные часы, тематические недели. В результате реализации воспитательных программ, студенты раскрывают свои таланты, показывают творческие способности и открывают для себя новый мир общения с искусством, так как, являясь участниками многих интересных дел, студенты учатся вести себя на сцене, овладевают ораторским искусством, искусством самопрезентации, что будет необходимо в будущей педагогической деятельности.
- формирование у студентов восприимчивости к новой деятельности, творческой активности и мотивационно - ценностному отношению к педагогическому творчеству через вовлечение студентов во внеурочную и проектную деятельность колледжа. Студенты – будущие учителя начальных классов практически с начала своего обучения в колледже заняты волонтерской деятельностью в молодежном объединении «Молодая Гвардия», которое создано в рамках первичной профсоюзной организации колледжа. Волонтерство позволяет студентам участвовать в разнообразных делах на благо колледжа, района и области – акциях, флеш-мобах, конкурсах, проектной деятельности. Важное место в данной работе занимает взаимодействие с Государственным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения по Мишкинскому району». Специалисты Центра приглашают волонтеров для организации и помощи в проведении различных мероприятий с несовершеннолетними детьми. Студенты, в свою очередь, приобретают опыт взаимодействия с семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, в том числе, с детьми из замещающих семей, так как современному педагогу необходимо иметь определенный опты с данной категорией несовершеннолетних детей.
- учет личностных потребностей и мотивов студентов для создания комфортной психолого-педагогической среды через институт классного руководства. Классный руководитель, общаясь со студентами, выполняет разнообразные функции: социально-защитную, организационно-координирующую, коммуникативную, диагностическую, целеполагающую, планирование, аналитико-прогностическую, контрольную, коррекционную [13]. С первого дня нахождения в колледже, он является наставником для студентов, формирует коллектив, вникает в жизненную ситуацию каждого студента, является для группы информатором в отношении различных дел и мероприятий колледжа, района, области. Своим примером, классный руководитель показывает, как необходимо вести себя в различных ситуациях, сплотить коллектив, разрешить конфликтные ситуации, создать ситуацию успеха для каждого из студентов группы. Студенты под руководством классного руководителя учатся планировать свое время для активной деятельности и отдыха, контролировать свое поведение в колледже и за его пределами, совместно проводить общеколледжные мероприятия, включаться в дела своей группы.
- формирование профессионально значимых качеств через взаимодействие студентов внутри группы, коллектива. Еще одним педагогическим условием, на наш взгляд, является взаимодействие в группе, так как ежедневное общение студентов друг с другом накладывает определенный отпечаток на их дальнейшее педагогическое общение. Этому способствует формирование определенных традиций в группе, например, поздравление с днем рождения каждого из студентов группы, совместная организация и проведение мероприятий в колледже, проведение субботников, посещение районных мероприятий, посвященных знаменательным датам, выполнение обязанностей и поручений, определенных группой. Общаясь в коллективе, студенты приобретают опыт отстаивания своей точки зрения, разрешения конфликтных ситуаций, учатся действовать совместно, уважать друг друга, проявлять толерантность и чувство справедливости.
Эффективность реализации рассмотренных педагогических условий мы обобщили в таблице результатов участия студентов в разнообразных видах деятельности, подтвердив их информацией из районной газеты «Искра» (Приложение 6). Для создания и реализации педагогических условий работает как коллектив педагогов, так и коллектив студентов, так как целенаправленный и эффективный процесс социализации состоит не только в передаче социального опыта, но и познания культурных ценностей в индивидуальной деятельности каждого студента. Мы считаем, что целенаправленная социализация студентов происходит в колледже благодаря созданным педагогическим условиям, которые являются эффективным средством создания положительного образа педагога, а также таких необходимых ему профессиональных качеств, как социальная адаптивность, автономность, социальная активность, нравственность.
2.3 Контрольный эксперимент
Цель: выявить у студентов – будущих учителей начальных классов исходную степень социализации.
Задачи:
Место проведения: ГБПОУ «МППК».
Время проведения: 9 марта 2015 года.
Участники эксперимента: 18 студентов отделения ПССЗ.
Анализ полученных результатов.
Мы считаем, что результаты, полученные нами в контрольном эксперименте, являются положительными по всем критериям социализации, количественные показатели отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования степени социализации студентов
специальности 050146 Преподавание в начальных классах
(по данным контрольного эксперимента, количество респондентов - 18 чел.)
Сравнительный анализ результатов, полученных в констатирующем и контрольном эксперименте, мы отразили в сводной таблице показателей степени социализации студентов – будущих учителей начальных классов (Таблица 4).
Таблица 4
Сводная таблица показателей степени социализации студентов
Год | Критерий | Уровень | Критерий | Уровень | Критерий | Уровень | Критерий | Уровень | ||||||||
В, % | С, % | Н, % | В, % | С, % | Н, % | В, % | С, % | Н, % | В, % | С, % | Н, % | |||||
Социальная адаптивность | Автономность | Социальная активность | Нравственность | |||||||||||||
2012 | 22 | 50 | 28 | 28 | 50 | 22 | 28 | 56 | 16 | 44 | 50 | 6 | ||||
2015 | 17 | 67 | 16 | 28 | 56 | 16 | 28 | 56 | 16 | 72 | 28 | 6 | ||||
Уменьшение | 5 | - | 12 | - | - | 6 | - | - | - | - | 22 | - | ||||
Увеличение | - | 17 | - | - | 6 | - | - | - | - | 28 | - | - |
Сравнительный анализ социальной адаптивности показал, что низкий уровень снизился на 12%, высокий также снизился на 5%, а средний, преобладающий уровень, повысился на 17%. На третьем курсе профессионального обучения студенты анализируют свою деятельность с педагогической точки зрения, они «примеряют» на себя роль педагога на практике пробных уроков, поэтому уровень социальной адаптивности увеличился в положительную сторону.
Анализ автономности показал, что низкий уровень уменьшился на 6%, высокий уровень не изменился, а средний уровень увеличился за счет низкого на 6%. Таким образом, уровень автономности, то есть самостоятельности, ответственности в поведении и поступках студентов – будущих учителей начальных классов, увеличился в положительную сторону и соответствует формированию профессионально значимых качеств студентов.
Уровень социальной активности студентов не изменился. Мы считаем, что это связано с их выбором на первом курсе, когда каждый из студентов группы, выбрал определенное занятие в колледже, в общежитии, так как начальный уровень социальной активности был приобретен ими еще на стадии получения общего образования. Каждый из студентов отслеживает результативность своей деятельности (учебной и социальной) с помощью портфолио.
Анализ нравственных качеств показал, что наибольшее положительное увеличение произошло именно в этом критерии, потому что педагогу необходимо быть морально и духовно нравственным, так как он является не только объектом, но и субъектом социализации по отношению к младшим школьникам. Низкий уровень не изменился, средний уровень снизился на 22%, высокий уровень увеличился на 28%. Считаем это закономерным, так как с каждым годом получения профессионального образования студенты – будущие учителя начальных классов, приобретают знания, умения и практический опыт в общении с детьми разных социальных категорий, становятся опытнее, умеют высказывать свое мнение, действовать в соответствии с высоконравственными принципами.
Исходя из полученных результатов, мы можем сказать о том, что степень социализированности студентов увеличивается в положительную сторону и этому способствуют определенные педагогические условия, созданные в ГБПОУ «МППК».
Таким образом, гипотеза о том, что социализация студентов - будущих учителей начальных классов, будет осуществляться успешно, если соблюдены определенные педагогические условия в учебно-воспитательном процессе колледжа, подтвердилась.
Заключение
Социализация студентов – будущих учителей начальных классов имеет важное значение, так как в настоящее время развитие социально-экономических и политических отношений требует подготовки современного педагога, который не только владеет навыками профессионального самовыражения, но и обладает потребностью постоянного развития способностей к самостоятельному целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности и прогнозированию результатов, то есть обладающим определенными профессиональными компетенциями, потребностью и навыками самокоррекции.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [9].
Мы считаем, что проблема социализации студентов актуальна на уровне получения профессионального образования, и с помощью определенных педагогических условий, можно сделать этот процесс студентов более эффективным и целенаправленным, то есть профессионально обусловленным.
В своей работе мы выявили и проанализировали степень социализации студентов – будущих учителей начальных классов на в первый и третий год обучения, а также выявили эффективность педагогических условий, влияющих на процесс социализации студентов – будущих учителей начальных классов. К ним можно отнести следующие: включение студентов в многогранное интерактивное взаимодействие в рамках учебно-воспитательного процесса, активизирующее личностно-профессиональную социализацию путем формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО, а также освоения всех видов учебных и производственных практик; активизация у студентов самостоятельной поисковой активности через включение их в научно-исследовательскую деятельность в разных ее формах; развитие творческих способностей студентов через реализацию воспитательных программ колледжа; формирование у студентов восприимчивости к новой деятельности, творческой активности и мотивационно - ценностному отношению к педагогическому творчеству через вовлечение студентов во внеурочную и проектную деятельность колледжа; учет личностных потребностей и мотивов студентов для создания комфортной психолого-педагогической среды через институт классного руководства; формирование профессионально значимых качеств через взаимодействие студентов внутри группы, коллектива.
Таким образом, гипотеза о том, что социализация студентов - будущих учителей начальных классов, будет осуществляться успешно, если соблюдены определенные педагогические условия в учебно-воспитательном процессе колледжа, подтвердилась.
Список использованных источников
Рисуем тыкву
Лепесток и цветок
Цветок или сорняк?
Как Снегурочке раскатать тесто?
Зимний лес в вашем доме