Профессиональная компетентность учителя – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. В счтатье раскрываем вопрос обучения в рамках ФГОС нового поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
averyanova_m.s._statya_formirovanie_psihologicheskoy_kompetentnosti.docx | 22.27 КБ |
Маргарита Сергеевна Аверьянова, студентка 31 группы
Руководитель: Ю.А. Осалихина, преподаватель
ГБПОУ «МППК», п. Мишкино
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПМ 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
«Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл).
По мнению А.И. Мищенко, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Поэтому профессиональная компетентность выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм [2].
Профессиональная компетентность учителя – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [1].
Модель профессиональной компетентности учителя представлена как единство его теоретической и практической готовности, объединяющее педагогические умения в четыре группы:
Мы считаем, что связующей нитью в представленной модели профессиональной компетентности являются психологические знания и умения педагога, а именно, его психологическая компетентность.
Психологическая компетентность – это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. В самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную и совместную деятельности, осуществляющему профессиональные взаимодействия [5].
Актуальность формирования психологической компетентности будущего учителя можно сформулировать через ряд проблем, которые возникают в младшем школьном возрасте - нарушение познавательной деятельности, недостаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, тревожность, акцентуации характера, проблемы в общении, адаптации и социализации детей. В этих условиях детям и их родителям сложно разрешать возникающие трудности в обучении, межличностных отношениях, общении без дополнительной психологической информации Особенно остро это наблюдается в сельских школах, так как в некоторых из них отсутствует педагог-психолог. Поэтому классному руководителю начальной школы необходим определенный багаж психологических знаний и опыта работы с разными категориями детей и семей для того, чтобы способствовать разрешению вышеназванных трудностей [4].
Мы проанализировали Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности и выяснили, что психологическая составляющая подготовки квалифицированного учителя начальных классов достаточно объемна и охватывает практически все профессиональные модули. Этот факт отражен в общих и профессиональных компетенциях, касающихся психологической деятельности учителя начальных классов:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК. 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
В профессиональный модуль 03 Классное руководство входит:
- междисциплинарный курс 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
- подготовка к летней практике;
- летняя практика;
- практика классного руководителя
В результате изучения профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство, студенты должны иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
Также студенты должны уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- вести диалог с родителями (лицами их заменяющими);
- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- анализировать процесс и результат работы с родителями.
Психологические знания студентов должны отражать:
- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- особенности процесса социализации младших школьников;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- основы делового общения;
- способы диагностики результатов воспитания [3].
На междисциплинарном курсе вместе с преподавателем мы изучаем такие теоретические понятия психологического характера как адаптация, социализация, коллектив, общение младших школьников, социально неадаптированные дети, диагностика, методы диагностики, индивидуально – психологические и возрастные особенности детей, уровень воспитанности, деловое и педагогическое общение.
На лабораторных и практических занятиях по курсу мы составляем тезаурус по теме «Адаптация младшего школьника к условиям начального общего образования», определяем стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину, подбираем игры и упражнения на сплочение коллектива, учимся использовать психологические методики для выявления детей с девиантным поведением и индивидуальных особенностей младших школьников, составляем план работы с социально-неадаптированными детьми и их родителями (законными представителями), выявляем уровень воспитанности младших школьников и ищем пути решения педагогических ситуаций по проблемам общения.
Практика классного руководителя и летняя практика предполагает непосредственное общение с детьми младшего школьного возраста и их родителями (законными представителями), предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе, изучение особенностей школьников с помощью разнообразных методов диагностики, определение стадий развития коллектива, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, изучение особенностей семейного воспитания. Для выполнения коммуникативной, диагностической и коррекционной работы студентам необходимо учиться быть толерантными, обладать организаторскими и коммуникативными способностями, любить детей, обладать чувством эмпатии и уметь ставить себя на место другого человека. В связи с этим, мы считаем, что формирование психологической компетентности является неотъемлемой частью подготовки будущих учителей начальных классов.
Список использованных источников:
Новый снимок Юпитера
Рисуем ананас акварелью
Щелкунчик
Компас своими руками
Дымковский петушок