Учебно-исследовательскую работу выполнила ученица 4 класса Аветсян Алина. Научное направление: филология.
Объект исследования- фразеологизмы русского языка.
Предмет исследования - происхождение, значение и использование фразеологизмов в речи.
Цель исследования: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и их родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_v_nashey_rechi.doc | 88 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ «Сыропятская СОШ»
XLVII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Фразеологизмы в нашей речи»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: филология
Выполнила:
ученица 4 кл.
МБОУ «Сыропятская СОШ»
Аветисян Алина Леонидовна
Научный руководитель:
МБОУ «Сыропятская СОШ»
Иванова Ирина Загитовна
Омск - 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1. Что такое «фразеологизмы»?.........................................................4
2. Как появились фразеологизмы?……………….…………………5
3. Значение устойчивых сочетаний слов.…………………………..6
4. Результаты анкетирования
на тему «Фразеологизмы в нашей речи»……………………….….7
Заключение ………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………10
Приложение 1. Анкета «Фразеологизмы в нашей речи»………..11
Приложение 2. Буклет «Фразеологизмы со словом «нос»………12
Введение
Как известно, основной способ общения между людьми – это речь. Часто, чтобы выразить свои чувства, отношение к чему-либо, простых слов бывает недостаточно. И тогда на помощь могут прийти средства выразительности языка - фразеологизмы. К сожалению, в наше время речь многих людей отличается бедным словарным запасом. В ней часто отсутствуют фразеологизмы. В начальной школе на изучение данной темы отводится всего 4 урока. Этого очень мало для осознанного применения в своей речи устойчивых выражений и обогащения своего лексического запаса. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
Объект исследования- фразеологизмы русского языка.
Предмет исследования - происхождение, значение и использование фразеологизмов в речи.
Цель нашего исследования: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и их родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, обобщение результатов.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели несколько источников: словари, энциклопедии, Интернет - порталы.
Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением».
Вот какое определение дано в «Гуманитарном словаре» (2002г.)
Фразеологизм (фразеологическая единица, фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматических категорий.
В «Большой Советской Энциклопедии» (1969-1978 г) есть следующее определение этого понятия:
Фразеологизм- фразеологическая единица, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переносно-образным), не выводимым из значения составляющих Ф. компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления.
А вот на портале razumniki.ru мы нашли следующее определение:
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Таким образом, мы выяснили, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе значат совсем не то, что они же значат по отдельности. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (например: ем яблоко, ем конфету, учу уроки, сделал уроки). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой».
Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы: 1) русского происхождения; 2) заимствованные из других языков.
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Ярким примером таких фразеологизмов являются следующие устойчивые сочетания: за пояс заткнуть, где раки зимуют, калачом не заманишь.
Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Вот примеры фразеологизмов из русских народных сказок: битый небитого везет, Кащей Бессмертный. Существуют устойчивые выражения, образованные от пословиц: гоняться за двумя зайцами – от пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»; без царя в голове («несерьезный человек») от пословицы: «Свой ум - царь в голове».
Происхождение некоторых фразеологизмов связано с русскими древними ремеслами. Так, например, от столяров ведут начало фразеологизмы: без сучка, без задоринки, снять стружку. От сапожников -два сапога пара, сделаны на одну колодку.
Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них: слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»; мартышкин труд (И. Крылов) - «напрасный, суетливый труд»;
В русской фразеологии есть немалое количество фразеологизмов, которые пришли к нам из других языков. В основном, это выражения, связанные с греческой мифологией: например выражение авгиевы конюшни, имеющее значение «запущенное помещение или трудно устранимый беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни царя Авгия.
Таким образом, рассмотрев пути происхождения устойчивых выражений, мы пришли к следующим выводам:
-фразеологизмы издавна использовались в речи людей;
- происхождение фразеологизмов связано с традициями, обычаями, ремеслами русских людей;
-многие фразеологизмы пришли в нашу речь из устного народного творчества, литературных произведений, греческой мифологии.
Живут-поживают слова отдельно друг от друга, и каждое слово имеет своё лексическое значение. А в какой-то момент эти слова сливаются в одно неделимое сочетание, слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом. Вот значения некоторых фразеологизмов:
«Во всю Ивановскую». В Москве есть колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам звонили во все тридцать колоколов. Здесь же глашатаи (дьяки) оглашали разные указы, распоряжения и прочие документы. Чтобы всем было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Отсюда звонить (или кричать) на всю Ивановскую, т.е. очень громко.
«Впросак попасть». Просак - это барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Попасть впросак - это значило искалечиться, лишиться руки. «Попасть впросак» – попасть в беду, неловкое положение.
«Где раки зимуют». В старину раков люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку -считалось делом очень трудным. Выражение «Я ему покажу, где раки зимуют» употреблялось как угроза: покажу то, чего не знает никто.
«За пояс заткнуть». По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью как мужской, так и женской одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтобы не мешали работе; ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники - топор и т. д. Таким образом, затыкали за пояс что-либо только мастеровые люди. Отсюда начали говорить «заткнуть за пояс» - превзойти кого-нибудь в работе, умении мастерстве.
«Калачом не заманить». Русские до 17 века ели ржаной хлеб (как бедные, так и богатые). Из пшеничной муки лишь на праздник пекли калачи и считали их большим лакомством. «Калачом не заманишь» - никакими лакомствами, обещаниями не заманишь.
«На воре шапка горит». Выражение происходит от старинного русского анекдота. На базаре искали вора и никак не могли найти. Люди обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!». Один из людей и схватился за голову. Он и оказался вором. «На воре шапка горит» - преступник выдаёт себя своим поведением.
После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам 3, 4 классов нашей школы и их родителям понятие «фразеологизм», какие фразеологизмы они знают, используют ли их в речи. Нами были разработаны анкеты для учащихся начальной школы и их родителей (см. Приложение). В анкетировании приняли участие 30 учащихся.
На вопрос: «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?» ответили:
-«да» - 22 уч-ся (73%);
-«нет» - 8 уч-ся (27%).
На вопрос: «Какие фразеологизмы вы знаете?» 23 человека (76%) перечислили более одного устойчивого сочетания слов. Чаще всего называли выражения «спустя рукава» - 18 уч-ся ( 60%), «бить баклуши»-11 уч-ся(37%).
Используют фразеологизмы в своей речи 19 уч-ся (63%). Были перечислены следующие фразеологизмы: ни свет ни заря, голодный как волк, встать не с той ноги, делать из мухи слона, ломать голову и др.
В анкетировании приняли участие 25 родителей уч-ся.
На вопрос: «Какие фразеологизмы Вам известны?» ответили 23 человека (92%). Они назвали от трех до десяти фразеологизмов.
На вопрос: «Какие фразеологизмы Вы часто используете в своей речи?» 3 человека (12%) ответили, что не используют; 22 человека (88%) назвали более двух фразеологизмов. Примеры часто используемых фразеологизмов: как рыба об лед, выйти сухим из воды, яблоку негде упасть, как снег на голову, с луны свалился, в рубашке родился, семь пятниц на неделе, выносить сор из избы, заварить кашу, черт ногу сломит и др.
Таким образом, мы выяснили, что большинство участников анкетирования (83%) знают фразеологизмы и используют их в своей речи (74%) (см. Диаграмму 1)
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
В то же время анкетирование показало, что есть ребята, которым не знакомо понятие «фразеологизм», часть учеников не могут их назвать или знают очень мало устойчивых сочетаний слов и, как следствие, не используют их в речи.
Заключение
Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, мы:
Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли. Так же можно отметить, что фразеологизм - это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка. Красивая правильная речь — несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.
Список литературы
1. «Веселая грамматика». Задания и игры для младших школьников. Автор-составитель Вакуленко Ю.А. 2011
3. Жуков А. В., Жуков В. П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». - «Просвещение», 1989.
4. Ожегов С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.
5. Плёнкин Н. А. «Стилистика русского языка в старших классах». - М: «Просвещение», 1975
6. Краткий справочник русского языка (под ред. Леканта)
8. Шанский М.Н. «Фразеология современного русского языка», 1985г.
Wikipedia.org
razumniki.ru
Приложение 1
Анкета « Фразеологизмы в нашей речи» (для учащихся)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета « Фразеологизмы в нашей речи» (для родителей)
Уважаемые родители! Мы проводим исследование по теме
«Фразеологизмы».
Ответьте , пожалуйста, на вопросы анкеты.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо за участие в анкетировании!
"Разделите так, как делили работу..."
Рукавичка
Любимое яичко
Самодельный телефон
А теперь — мультфильм