«История возникновения мяча и игр с ним»
Секция Юные исследователи
Тип работы реферативно-исследовательская работа
Содержание работы соответствует заявленной теме. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет, цели работы, выдвинута гипотеза, а также перечислены методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточна грамотно и убедительно подтверждается материалами работы. Автор успешно использовал такие методы, как анализ, синтез, сравнение и статистические методы Материалы работы дают понять, что исследователь предварительно внимательно изучил теорию по данной теме, а затем на основе изученного провел анкетирование и сделал собственные выводы. Работа написана хорошим литературным языком. На достаточно научном уровне проведено исследование и сделаны выводы. Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки, так как может быть удачно использована на классных часах, и уроках физического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_myacha.doc | 591.5 КБ |
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЯЧА
И ИГР С НИМ».
Введение.
Актуальность данной темы в том, что у школьников отсутствуют систематические и целостные знания об истории развития физической культуры в целом и о возникновении мяча, упражнений и игр с ним. Современная молодежь погружена в компьютер компьютерные игры и очень мало знакома с подвижными играми на улице
Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств учащихся. Игры и упражнения с мячом способствуют развитию двигательной активности, развивают координацию, глазомер, ориентировку в пространстве, ловкость, быстроту реакций, нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для школьников. Давайте представим себе, как бы развивались эти качества школьников при отсутствии мяча.
И еще, следствием возникновения и развития мяча стало появление различных интересных и захватывающих видов спорта, использующих мяч. Сейчас трудно представить, если бы в современном мире не было бы футбола, баскетбола, волейбола, гандбола, водного пола, регби, тенниса, пин-понга, да и просто подвижных игр с мячом. Какой бы скудной и однообразной была бы физическая культура без мяча. Поэтому в программе по физической культуре, в разделе «Знания по физической культуре» для 2 классов целесообразно запланирована тема: «История возникновения мяча, упражнений и игр с ним».
Гипотеза.
Я предполагаю, что элементарные теоретические и практические познания об историческом появлении мяча, его развитии, изменении его качеств и свойств вызовут у одноклассников устойчивый интерес к подвижным играм и другим видам спорта и обогатят двигательный опыт.
Для решения данной проблемы я считаю необходимо исследовать историю возникновения мяча, упражнений и игр с ним.
Цель проекта:
Создать модель организации физкультурно-познавательной деятельности на основе игровых упражнений с мячом.
Задачи проекта:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, сравнительно-сопоставительное обобщение; поисково-творческий метод, анкетный опрос.
На уроке физкультуры Лидия Александровна раздала нам вопросы из истории мяча, и попросила на них ответить. Не смотря на то, что мы все очень любим, играть в мяч на вопросы мы ответить не смогли. Как оказалось, мы о нем мало, что знаем. Вопросы о мяче меня очень заинтересовали, и я решила узнать как можно больше о происхождении мяча, и играх с ним. В поиске материала я обращалась к разным источникам. Сайтам, к художественной литературе.
История развития мяча.
Как оказалось история мяча длинна и запутана. Сегодня назвать точного изобретателя этого «круглого чуда» не могут ни историки, ни сами спортсмены. Известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Трудно сказать, когда точно и где появился на свет мяч. Археологи повсеместно находят предметы, отдаленно напоминающие мяч, они датируются «махровыми» временами. И точно можно сказать лишь одно, мяч появился в глубокой древности, был любимым развлечением у самых разных народов и изначально использовался в религиозных обрядах. Однако древние источники утверждают, что очень скоро мяч стал забавой.
В ходе моих исследований я обнаружила, что мячи у разных народов были сделаны из разнообразных материалов и использовались по-разному.
В гробницах египетской знати и фараонов, датируемых 3500 г. до н.э., нередко обнаруживали среди многочисленных предметов мячи. Сделаны они были из кожи и набиты соломой. Рисунки, по которым ученые восстанавливали картины жития древних египтян, говорят о том, что мяч в Египте служил для веселых игр. Дети фараонов, а так же местной аристократии играли мячами. Более того, в Древнем Египте устраивались «футбольные» турниры. В египетском «футболе» каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мяч у них был из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками.
Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. А мяч из хрупкого песчаника можно было только осторожно перебрасывать друг другу — от удара о землю он мог разбиться.
В Древней Индии в третьем тысячелетии до нашей эры была распространена игра «катхи-ценду». Мяч в ней также как и в Древнем Египте гоняли битой. Так что эта игра наравне с египетской претендует на авторство хоккея на траве. В разных странах для изготовления мячей использовали различные материалы: мячи шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева.
Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру. Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.
У северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю, касаться мяча можно было только ракеткой. У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна. До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». В Японии, например, есть любимая игрушка — маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки — память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.
Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да, брали твердое незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и перебрасывали друг другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.
В Древней Японии также любили командные игры. Правда, правила запрещали мячу касаться пола, поэтому команды должны были перекидывать друг другу мяч руками, а забивали его также в ворота. Кстати, в игре тщательно следили за временем. Каждый гол должен был быть забит не позднее отмерянного песочными часами времени.
В Древней Греции имеющий форму солнечного диска мяч считался идеальным предметом, и по представлению греком должен был обладать магической силой. Здесь мячи делали из кожи, оболочку набивали перьями или мхом. Называли мяч «фоллисом». Маленькие фоллисы перекидывали друг другу руками, большие – использовали для игры в футбол. Например, спартанцы увлекались соревнованиями по перебрасыванию мяча с помощью рук и ног. Эта забава называлась «эпискирос».
Римляне наполняли кожаные мячи зернами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр. Но однажды, 2 тыс. лет назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Анциус, Проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на большой бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный веревкой, он висел над входной дверью для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стену, а он отскакивал. Тут Анциуса и осенило. Он купил пузырь, принес домой и обшил его кожей, получился мяч – легкий и прыгучий. Вот таким было открытие.
Также широко использовали Римляне мячи в медицине, врач выписывал упражнения, и больной должен был выполнять их в установленном порядке.
Британцы же настолько полюбили незнакомую ранее забаву, что в 217 г. в Дерби победили в матче самих римлян. Они же придумали новый вид мячей, оплетали конским или девичьим волосом овощи, потом приспособили для игр мочевой пузырь животного.
В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар. Еще в середине XX века у псковских девушек была любимая частушка:
Пущу мякчик по дорожке,
Пущая мякчик катится...
На Руси популярной была игра в лапту. Игроки, разделенные на две команды, бегали по игровому полю, перебрасывались мячом и «пятнали» им соперников.
Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая. С одним только исключением. Мяч для регби — овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.
В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей... мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.
Об истории мяча я нашла много информации. Но шло время, мячи менялись, становились ярче, удобнее, функциональнее. Шарообразная и эллипсообразная форма мяча позволяет ему легко катиться или лететь в любом направлении и на большие расстояния. Мячи стали более упругими, что позволяет им отскакивать от пола, стены придавая интерес игре, возможна регулировка упругости мяча.
Мои исследования показали, что каждой игре соответствует свой мяч по форме, размеру, весу, цвету, материалу. Наиболее распространены такие игры с мячом, как футбол, баскетбол, регби, теннис, настольный теннис, волейбол.
За победу в соревнованиях спортсменов награждают специальными кубками, в конструкцию которых входит мяч, а также, медалями с изображением мяча.
Все мальчики и даже многие девочки любят играть в футбол, но никто из них, я уверена, никогда не задумывался над тем, что существует памятник футбольному мячу. Например, такой памятник есть в городском саду города Харькова на аллее спортивной славы, а на стадионе «Химик» города Кемерова стоит памятник русскому хоккею с мячом.
В ходе моей работы, я провела опрос среди своих одноклассников:
«Какие игры с мячом у них самые любимые?» и «У всех ли есть дома мяч?».
«С кем чаще всего вы играете в мяч?»
На второй вопрос некоторые мои друзья ответили, что мяч есть не у всех, у большинства из них его нет.
А самые любимые игры – «Пионербол», «Футбол», «Лапта», «Вышибалы».
Оказалось, что в мяч мы играть любим, а игр знаем мало.
Меня заинтересовало, какие игры с мячом были в детстве у моих родителей, бабушки, дедушки. Побеседовав с ними, я выяснила, что они игр знают больше, чем я. Например, моя мама рассказала, что она с подружками играла в «Лапту», «Съедобное несъедобное», «Пионербол», «Хали – хало», «Штандер», «Картошка», «Калека», «Стенка», «Классики с мячом», «Я знаю», «В козла», «Одиннадцать». А бабушка с дедушкой, оказывается, обожали игру «Шар». Она похожа на лапту, но шар которым играли изготавливался только из ствола клена (чтобы звенел), его подбрасывали верх и отбивали шаравней (дедушка современной биты).
Узнав правила игр я решила своим одноклассникам предложить поиграть в некоторые из них. Вы не представляете, сколько восторга, интереса они вызвали. Ребята с удовольствием играли в «Картошку», «Хали-хало», «Стенка», «Пионербол» и т.д.
Ещё наши прабабушки делали мячи сами из старых сумок, набивали пенькой, т.е. конопляным волокном, конским волосом этот мяч не мог прыгать, он только катился.
Позднее появились мячи, сшитые из кожи, с резиновой камерой внутри, которую надо было накачивать с помощью насоса. Они состояли из множества полосок сшитых между собой, внутри которых находилась резиновая камера. Этот мяч накачивали, затем шнуровали.
Мячи для русского хоккея плелись из кордового жесткого волокна, в них играли в хоккей зимой на льду.
А мячи для большого тенниса появились в России в 60-е годы. Они представляли собой резиновую камеру, снаружи обтянутую войлоком.
Изучая историю мяча меня, заинтересовали мячи, сделанные из ткани, ниток. Я решила изготовить самостоятельно мячи, а также найти им применение в наше современное время.
Эти мячи можно применять на уроках физкультуры для метания вдаль, цель, а также для разнообразных подвижных игр.
Мячу посвящают гимны, песни, стихи, загадки. Самыми интересными мне показались такие:
Загадки:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в... (волейболе)
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)
Турнир идёт. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём.
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними? В … (Теннис)
Стихи:
В.Берестов
Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья.
Нет для мячика житья.
Н. Зубарева
Мяч под кресло закатился
И лежит там, затаился.
Как теперь в футбол играть?
Чем голы мне забивать?
Эй, довольно там валяться,
Мне пора тренироваться!
Вылезай-ка, хитрый мячик,
Здесь тебя заждался мальчик!
Я дружком тебя считал,
Без тебя мне скучновато!
Я бы сам тебя достал,
Жаль, что ручки маловаты!
А. Кузьмина
Прыгал мячик и скакал,
А потом он убежал,
По тропинке покатился
И назад не воротился
Я, везде его искал,
А потом искать устал,
Горько я расплакался,
Где же мячик спрятался?
Позову на помощь маму,
Пусть поможет поискать,
Может, закатился в яму,
Нужно мне его достать.
Е. Эрато
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка,-
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.
Т. Гетте
Говорит однажды мячик:
"Бьют меня,а я не плачу,
Улыбаюсь и скачу,
Как положено мячу!
Если вам в бочок ногой,
Вы, конечно, сразу: "Ой!"
Получив в бочок ногой,
Подставляю я другой.
Ну, ударьте по мячу!
Я заждался! Не шучу!"
Меня настолько заинтересовала история мяча, что я решила выступить со своим исследовательским проектом на классном часе. Ребята, настолько заинтересовались, что решили освоить старинные игры с мячом. Некоторым захотелось, как и мне сделать мячи своими руками, а еще нашлись дети, которые решили подробно изучить историю мяча.
Список литературы.
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. /Издательство «Академия», 2009.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. /Издательство «Радуга», 1982.
3. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта. / М., 1985.
4. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. /М., 1970.
Сайт интернета: http//www.ntennis-tatar.narod/ru/interes/ interes4.htm
Подвижные игры с мячом.
«Штандер»
Одна из самых популярных игр с мячом. Особенно стала ходовой в 20—30-е годы в связи с развитием пионерского движения в СССР: знали ее и любили играть во всех пионерских лагерях. В наше время это игра благоустроенных дворов.
Как водится, сначала выбирают голящего, потом рассыпаются по игровой площадке. Голящий (или водящий) подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих. Последний ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из убегающих. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» В таком случае все обязаны замереть — можно будет спокойно прицелиться и запятнать ближайшего. Запятнанный (а вслед за ним и другие «жертвы») выбывает из игры, отходит в сторонку и ждет, когда на поле останутся два-три игрока: дальнейшее продолжение игры теряет смысл, и все начинается с начала. Первый из выбывших становится голящим.
Во время игры складываются любопытные ситуации — тем она и привлекательна. Перед поймавшим мяч возникает альтернатива: или сразу бросить его, пытаясь засалить кого-либо из игроков (за это начисляют премиальные очки), или поступить более надежно — бросить мяч вверх и выкрикнуть кого-либо из играющих. Нужно учесть, что по правилам игры человек, бросивший мяч и не попавший ни в кого, тоже выбывает из игры (или ему начисляются штрафные очки). Игроки заранее договариваются, сколько можно заработать штрафных очков — перебравший выбывает. Если же игрок имел премиальные (призовые) очки, то он, хоть и бывал засаленным (или бросал мяч и не попал), не выходит из игры до тех пор, пока в ходе игры не лишится всех своих призовых очков.
Очень интересная ситуация возникает, когда тот, кого пытались запятнать, изловчится поймать летящий в него мяч: в этом случае он зарабатывает себе призовое очко и может тут же либо запятнать другого игрока, либо бросить мяч вверх и закричать: «Штандер!»
Сложность задачи перед играющим в том, что нужно ему от мяча убежать подальше, и в то же время не так далеко: надо успеть вернуться к мячу, если вдруг выкрикнут его имя.
Какие бы ситуации ни возникали, неизменным остается одно: если раздается «Штандер!», все должны замереть на своих местах. Игроку, в которого целятся мячом, разрешается уклоняться, приседать, подпрыгивать вверх и т. д., но сходить с места он не имеет права.
Название игры, по всей видимости, идет от слова «штандарт» (кавалерийское знамя, высоко взметающееся в небо на тонком древке). Идея полезности, силы, ловкости — вот что породило и самую игру, и ее название.
« Хали-хало»
Дети становятся в круг, считалкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. В некоторых вариантах этой игры нужно мячом попасть в водящего. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.
Хали-хало - это игра на смекалку, всем деткам весело и никто не обижается на водящего. Попробуйте со своими детьми поиграть в эту забавную подвижную игру.
«Картошка».
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
«Одиннадцать».
Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом: «Один!» Дальше мячиком перебрасываются, молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко: «Одиннадцать!» Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.
«Калека»
Игра потребует от ребят известной доли ловкости. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.
«Вышибалы».
Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре просторной площадки. Двое «выбивающих» с мячом располагались по краям площадки. В их задачу входило, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходил из игры. Труднее всего было выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом. Когда и его настигал мяч, игра начиналась сначала.
«Стенка».
Игроки становятся в шеренгу, друг за другом. У первого участника в руках был мяч. Смысл игры заключался в том, чтобы бросить мяч в стенку и отбежать в конец шеренги, а следующий игрок должен был поймать мячик. И так по очереди повторяли все дети. Если игрок не успевал поймать мяч, то выбывал из игры, а побеждал оставшийся последним.
Как нарисовать ветку ели?
Горка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Зимняя сказка
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым