Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 116.5 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Образовательный комплекс дизайна и технологий» (ГБПОУ ОКДиТ)
Проект по теме: ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ МОСКОВСКИХ ШКОЛ
Выполнен учащимися 11 «А» класса ГБПОУ «Образовательный
комплекс дизайна и технологий»:
Прокушенковой Полиной, Гусевой Марией
Руководитель проекта: учитель физики ГБПОУ ОКДиТ
Бондаренко Ирина Александровна
Научный консультант: к.п.н., ассоциированный сотрудник ИП РАН Прокушенкова Ольга Игоревна
МОСКВА 2015
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: цель, задачи и методы исследования………………………………………………………….. 3-5
ГЛАВА 1. Проблема смысложизненных и ценностных ориентаций подростков……………………………………………………………...5-9
1.1. Особенности подросткового возраста…………………………. 5-6
1.2. Проблема смысложизненных и ценностных ориентаций в психологии …………………………………………………………….. 6-9
ГЛАВА 2. Результаты исследования и их обсуждение …………. . 9-13
ВЫВОДЫ и ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………… 13.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… .. 13-15
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего «Я», - эти мечты оправданы ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да - то какое? (В Франк., 1917, с.7)
Согласно результатам опросов, в современной России проявляются две кардинально противоположные тенденции:
Первая характеризуется тем, что большинство россиян, вне зависимости от возрастной принадлежности, отдают приоритет ценностям индивидуализма, что противоречит традиционной ориентации русского народа на «общее» (Ю.В. Стригунов, 2009; Н.А.Журавлева, 2013). Причина этой тенденции – в искусственном насаждении западных ценностей (индивидуализма, конкуренции, потребительства и др.) на фоне углубляющегося духовного кризиса общества. Привитие ценностей индивидуализма часто становится причиной возникновения серьезных личностных расстройств (Т.А.Флоренская,1991), пренебрежительного отношения к русской культуре и русскому языку, недостаточности развития чувства патриотизма (Н.Д. Никандров, 2010).
Вторая тенденция характеризует рост, возрождение и признание традиционных православных ценностей, обеспечивающих единство нации и ее силу (Е.Мизулина, 2012; Матушка Феодила, 2012). К этим ценностям традиционно относят: «жертвенное служение людям и Отечеству», «самоотверженность и сострадание», «способность видеть в каждом человеке равного себе», «преобладание коллективного над индивидуальным» (Н.Д. Никандров, 2010).
В связи с противоречивыми явлениями, происходящими в национальном сознании, нам стало интересно узнать, какие ценностные и смысложизненные ориентации являются приоритетными для подростков? Каково содержательное наполнение ими психологической категории «смысл жизни»? Что влияет на формирование ценностно-смысловой сферы старшими школьниками? Поиску ответов на эти вопросы и был посвящен наш проект.
Цель проекта: изучить смысложизненные и ценностные ориентации подростков московских школ.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловой сферы подростков.
Гипотеза: у подростков преобладают ценностные ориентации индивидуализма, направленные на реализацию индивидуальной жизненной стратегии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
Методологической основой исследования явились субъективно - деятельностный подход к личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.С. Братусь), исследования зарубежных (Э.Фромм, В.Франкл, А. Маслоу) и отечественных (Е. Трубецкой, А.И. Введенский, В.Э. Чудновский, Л.Б. Шнейдер) психологов.
Методы исследования: для реализации задач использовался комплекс методов исследования, включающий в себя: анализ литературы, анкетирование (тест В.Э.Чудновского для определения смысложизненных ориентаций, анкета «Ценностей и веры» для определения личностного отношения к предельным ценностям и смыслам), опрос, методы математической обработки.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с января 2014 года по март 2015 года. На первом этапе – осуществлялся теоретический анализ проблемы смысложизненных ориентаций у подростков, подбирались психологические методики, разрабатывался опросник для изучения социальных представлений подростков о предельных смыслах и ценностях. На втором этапе проводилось пилотажное исследование, на третьем – производилась обработка и анализ его результатов, формулировались выводы, происходило оформление проекта.
Выборка. В исследовании приняло участие 126 чел в возрасте 12 - 17 лет – школьники 6-11 классов школ ГБПОУ ОКДиТ и ГБПОУ №409 г. Москвы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНЫХ и СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
1.1. Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст (12-17 лет) – возраст поиска смысла[1]. Это время, когда происходит становление характера, обнажаются и заостряются слабые стороны личности, перестраиваются отношения к миру, себе, окружающим людям, активно формируется мировоззрение (Д.А.Авдеев, с.64). Взрослеющий ребенок впервые задумывается над вопросами: В чем смысл моей жизни? Кто я? Куда иду? К чему я стремлюсь? Что собой представляет окружающий мир и другие люди? Поверхностные ответы: «Я сын-дочь своих родителей» не могут удовлетворить его, так как его душе требуется нечто-то большее (А.Я.Варга, с.123) – душа ищет духовных смыслов и духовного фундамента (Д.А.Авдеев, с.65-67).
Важную роль в этот период играют родители. Ценностное определение в кругу близких людей помогает найти ответ на вопрос о смысле жизни, как ключевой ценности, неразрывно связанной с бытием человека, усвоить основные правила и нормы поведения, сформировать отношение к окружающему миру. Если родители ведут благочестивую жизнь, то своим личным примером могут научить детей, как поступать в ситуациях нравственного выбора, ориентируясь на голос совести – важнейший регулятор нравственного поведения (М.И.Воловикова, 1997). Если же подросток растет в неблагополучной семье с противоречивыми ценностными ориентирами, он нередко попадает под влияние неблагоприятных, случайных факторов. В результате у него формируются деструктивные ценностные установки, неуверенность в себе, беспомощность, склонность к психическим, психосоматическим и социальным недугам (А.Л.Журавлев, 1996, Л.М.Семенюк, 1996; А.В. Юревич, 2012; В.Е. Семенов, 2011).
1.2. Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций в психологии. Ценностно-смысловую сферу человека образуют два основных компонента – ценностные ориентации и система личностных смыслов (смысложизненные ориентации) личности.
Ценностные ориентации – важные элементы внутренней структуры личности (когнитивные структуры сознания), которые закреплены жизненным опытом, совокупностью переживаний, «являют собой психологическое основание для решения вопроса о смысле жизни» (П.Е. Разумовская,2012). К основным из них относят: прагматические, альтруистические, терминальные и инструментальные.
Система ценностей – сложная, многомерная, иерархичная структура, образующая призму восприятия внешнего и внутреннего мира человека, характеризуется направленностью личности на те или иные ценности (Б.Г.Ананьев, 2008). Эту систему венчают высшие ценности, функция которых – продуцирование высшего смысла (Д.А. Леонтьев, 1998). К высшим ценностям традиционно относились ценности общинные, коллективные, опора на которые обеспечивает целостность национального сознания, поддерживает единство нации и ее силу (Gusfield, 1967).
Традиционными ценностями русского народа во все времена являлись (табл.1. Приложения): соборность и ее компоненты (единство, свобода выбора в пользу добра, любовь), патриотизм, верность слову, кодекс чести, самопожертвование, солидарность, честный труд на благо Родины, семьи и личное благо, благотворительность или помощь нуждающемуся ближнему (Н.Д.Никандров,2010). Истоки этих ценностей берут свое начало в христианстве – именно оно принесло в Русское государство «смыслообразующий фактор», «задало новый уровень государственного мышления» (В.Краснова, 2015).
Христианская система ценностей, опирающаяся на евангельские Заповеди любви не только к ближнему, но и к дальнему, «становится русским духом и русской духовной основой», русский народ – народом христианским, т.е. консолидированным на основе единой системы ценностей (П.Кузенков, цит. по В.Красновой, 2015). Осознание общей святыни – Бога как «абсолютной основы сил добра, разума и вечности, ручательства их торжества над силами зла, бессмыслия» и служение Ему (Франк В., 1917), явилось той духовной основой, на которой «общерусскому, общеправославному удалось пересилить индивидуальное и региональное» (П.Кузенков, цит. по В.Красновой, 2015).
В противоположность традиционным православным ценностям, западные ценности, связанные с личной жизненной стратегией каждого конкретного индивида, имеют самый низкий статус в мире (Husrington, 1993). Попытка привить их приводит к потребительству, расчетливости, своекорыстию, индивидуализму, конкуренции, стремлению к власти любой ценой, внутренней раздробленности, неверию в собственные силы, пренебрежительному отношению ко всему традиционному, недостаточному уровню развития чувства патриотизма (Н.Д. Никандров, 2010).
Каждый человек постоянно шаг за шагом выстраивает собственную иерархию ценностей и смыслов, которая может меняться в течение жизни (особенно в периоды кризисов) под воздействием различных факторов.
Система личностных смыслов (смысложизненных ориентаций) определяет общий подход человека к миру и себе, представляет собой динамическое образование, обладающее определенной структурой и иерархией (П.Е. Разумовская, 2011), предполагает наличие разных уровней смысла (С.М.Франк, 1917; В.Ф. Марцинковский, 2013): возвышенного (или Сверхсмысла), абстрактного и обыденного (Табл.2, Приложение).
Сверхсмысл – смысл Вселенной, бытия, истории, трансцендентный смысл, который познается не только рациональными, но и иррациональными средствами, «поднимает, окрыляет» человека (В.Франкл). Этот смысл «…должен мыслиться …как некое вечное начало» (С.Л.Франк, 1917). Его открытие требует от человека усилий. Индикатором этого открытия является совесть. Когда человек способен прислушиваться к голосу совести и поступать в соответствии с ним в ситуациях нравственного выбора, он служит нравственному закону, чем утверждает Высший смысл главным в своей жизни. Это становится возможно «…только в случае признания Бога, бессмертия души или продолжения личного существования за пределами земного бытия», так как «…полнота смысла достигается только соотнесением с безусловным трансцендентным началом, подлинным Источником и Полнотой Жизни» (А.И. Введенский, 1896).
Абстрактный смысл появляется тогда, когда человек начинает задумываться о своем истинном предназначении и только ставит вопрос: «Кто я? Зачем живу?», но не нашел пока на него ответа.
Бытийные смыслы – это смыслы ситуативные, социально-личностные и эгоцентрические (см. табл.2, Приложения). Им соответствуют ценности бытийного уровня – семья, здоровье, родственная и дружеская коммуникация, достижение высокого уровня доходов, карьерный рост, свобода, личная независимость. По мнению С.Л.Франка, «искать смысл жизни в материальном мире (в земных делах, целях, удовольствиях и пр.) бесполезно, так как невозможно «отыскать абсолютный смысл в эмпирической жизни или до конца «осмыслить» ее» (С.Л.Франк, 1917). Человек вместо «абсолютного смысла хочет успокоиться на каком-то относительном, мирском – бессмысленном смысле».
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализируя полученные результаты (анкета В.Э.Чудновского – основана на прямом ранжировании списка ценностей), было установлено, что 86,5% подростков смогли дать определение смысла жизни. Из них раскрыли свой собственный смысл жизни – 66,6%. Подавляющее большинство из них (61%) считают наличие смысла жизни важным для человека и убеждены, что смысл жизни меняется с возрастом (73,8%). Изменение собственного смысла жизни зафиксировано у 61% учащихся.
Анализ теста В.Э.Чудновского включал:
1) оценку соотношения «традиционных смыслов», направленных на коллективное и «ценностно-смысловых ориентаций, реализующих индивидуалистскую стратегию» (направленность на ценности западного образца). Было установлено, что у подростков «традиционные смысложизненные ориентации» преобладают над индивидуалистскими. Так для 67,86% школьников приоритетными оказались познавательные, социально-ориентированные и культурные смыслы, а также смыслы семьи и продолжения рода. Индивидуалистская направленность была выявлена у 28,5% респондентов (ориентация на «личный успех», «самосовершенствование», «развлечения»). Содержательное наполнение ими «традиционных» смысложизненных ориентаций было следующим:
● Социально-ориентированные смыслы жизни (включая смыслы семьи и продолжения рода) – 48,9%: «Семья и друзья», «Радость жизни и улыбки близких тебе людей», «Помогать другим, быть доброй», «Создать семью и жить с нею хорошо», «Сделать жизнь других лучше», «Возвысить правосудие», «Сделать полезное для будущих поколений», «Сделать близких счастливыми», «Помогать людям», «Чтобы всем было хорошо», «Чтобы другие были счастливы и здоровы», «Жить ради другого», «Оставить после себя что-то важное», «Оберегать семью и друзей, помогать им», «Быть полезным человечеству – занять достойное место в мире», «Трудиться на благо других»;
● Культурные 3,96% – «Музыка», «Искусство – процесс создания картин», «Создание шедевров искусства»;
● Познавательные 18,64% – «Поиск фундаментальных принципов природы, позволяющих познать разум», «Познание всего мира», «Сильное продвижение в науке», «Поиск истины и познание», «Познавать все окружающее в этом мире».
Содержательное наполнение смыслов индивидуалистской направленности было таковым:
● Эгоцентрические смыслы (7,9% школьников): «Заработать много денег, а потом отдыхать», «Просто жить, а потом умереть», «Жить в свое удовольствие», «Всех пережить», «Доказать всем и себе, что я чего-то стою», «Брать от жизни все по максимуму», «Жить как хочется», «Получать удовольствие», «Достичь того, что хочу», «Брать от жизни все».
●Смыслы «Самосовершенствования и личного успеха» – 20,6% школьников: «Устроиться на хорошую работу», «Заработать много денег и продвинуть баскетбольную команду», «Стать первоклассным баскетболистом», «Достичь высокого уровня владения велосипедом», «Хорошо закончить школу», «Стать чемпионом мира по кикбоксингу», «Получить хорошую профессию, работу», «Устроиться на престижную работу», «Получить достойное образование», «Ни от кого не зависеть», «Стать успешным в будущем», «Поставить цель и добиваться ее».
2) оценку соотношения разных уровней смыслов в ценностно-смысловой структуре подростков: «Сверхсмысл»-«абстрактный смысл»-«бытийный смысл». Установлено, что большинство личностных смыслов школьников относятся к бытийному уровню (60,5%), четверть (25,3%) – к абстрактному, 14,2% – к высшему («Сверхсмысл»).
Содержательное наполнение смыслового уровня «Абстрактный смысл» было следующим: «Стремиться к лучшему», «Доказать себе, что нет ничего невозможного», «Найти и исполнить свой смысл», «Обрести свой смысл жизни», «Просто жить, а потом умереть», «Рождение, жизнь, старость смерть», «Смысла нет», «Смысл – это цель», «Найти свое счастье», «Жить с верой в хорошее», «Достигать разные цели», «Цели, которые я хотела бы достичь», «Поиск себя», «Достичь того, что ты хочешь», «Деятельность, которой можно было бы довольствоваться», «Радость, счастье, любовь, мир», «Жить и радоваться жизни», «Жить и радоваться каждой мелочи», «Жить, наслаждаться жизнью, радоваться каждой минуте, любить, делать ошибки», «Радоваться каждому дню», «Я жизнерадостная девочка», «Радоваться жизни», «Найти свое счастье в жизни», «Поиск себя», «Это цель жизни», «Поставить цель и добиваться ее», «Цели, достижения, результаты», «Достигать новых вершин, ставить новые цели», «Жить и осуществлять цели», «Смысл это внеземное, неизвестное человеческому разуму», «Познание смысла и его исполнение», «Смысл – это сама жизнь, дорога длиною в жизнь».
Уровня «Сверхсмысл»: «Приносить пользу людям, трудиться на благо других», «Быть полезным человечеству», «Прожить жизнь хорошо, чтобы попасть в рай», «Быть доброй, помогать другим», «Духовное и умственное самосовершенствование, обретение внутреннего равновесия», «Сделать жизнь других лучше», «Возвысить правосудие», «Сделать что-то полезное для будущих поколений», «Помогать людям», «Делать так, чтобы всем было хорошо», «Поиск истины, познание», «Деятельность, которой можно было бы гордиться», «Поиск фундаментальных принципов природы, позволяющих познать наш разум», «Сильнее и лучше изменить развитие человечества», «Создать мир между людьми», «Познавать как можно больше в этом мире», «Жить с верой в хорошее», «Самосовершенствоваться, оставить после себя след».
Особенности ценностно-смысловой сферы, выявленные в ходе проведения теста В.Э.Чудновского, свидетельствующие о приоритете традиционных (альтруистических) ценностей и смыслов над индивидуалистскими (прагматическими), были подтверждены результатами опроса по анкете «Ценности и вера».
Так, у подростков был зарегистрирован более высокий рейтинг ценностей «семьи», «здоровья» (что свойственно большинству россиян), а также «чистой совести» и «душевной гармонии», и низкий – «материального благополучия» (приоритетный для большинства россиян) и «развлечений». Важно подчеркнуть, что низкий рейтинг «материального благополучия» сочетался с более высоким рейтингом – «душевной гармонии» и «чистой совести», что может свидетельствовать о том, что к материальному достатку подростки относятся не как к цели, а как к результату жизни по совести. Это согласуется с православным мировоззрением и православным отношением к ценностям.
Преобладание традиционной нравственной направленности сознания также подтверждают ответы школьников на вопросы: «Верите ли вы в существование духовного мира, духовных законов, Бога?» и «Что вам нравится больше – принимать подарки или дарить их?» На первый вопрос дали утвердительный ответ 70% школьников, что доказывает существование у них идеи Бога, поддерживающей основу православной системы ценностей (которую они могут сознавать или интуитивно чувствовать). На второй – 50 человек (ок.40%) ответили «дарить» (т.е. отдавать, жертвовать), 40 человек (ок. 32%) школьников – «получать» (т.е. брать).
Факторами, влияющими на формирование ценностно-смысловой сферы подростков, выступают (приведены от более значимого к менее значимому – чем ниже среднее арифметическое, тем выше рейтинг фактора-ценности): пример родителей (249), собственный жизненный опыт (273), общение со сверстниками (423), чтение литературы (432), воздействие средств массовой информации (481), общение с педагогами (524). Следует подчеркнуть, что роль факторов «Общение со сверстниками» и «Общение с педагогами» снижается от 6 к 11 классу, а значимость фактора «Пример родителей» растет (с 8 класса он занимает первое место). Это отчасти противоречит тенденции переходного возраста – переориентации общения со старшими (родителями, учителями) на сверстников, но свидетельствует о высоком авторитете родителей у подростков. Значимость фактора «Собственный опыт» для формирования ценностно-смысловой сферы стабильно высока с 8 по 11 класс.
ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Табл. 1 Традиционные православные и западные ценности
Традиционные ценности | Западные ценности |
1. Самопожертвование и жертвенность – способность жертвовать личным ради ближнего | 1. Потребительство – жизнь во имя наживы, потребления, развлечений |
2. Соборность – духовное единение людей | 2. Конкуренция |
3. Солидарность – способность разделять с другими трудности. | 3. Индивидуализм – личная жизненная стратегия индивида |
4. Справедливость – заслуженное распределение ценностей. | 4. Расчетливость и своекорыстие |
5. Патриотизм – вера в Россию, готовность трудиться ради нее во имя единства и целостности нации. | 5. Материальное благополучие, развлечения |
6. Свобода – свобода выбора добра, свобода от греха. | 6. Вседозволенность – свобода для низкого и высокого, вытеснение нравственных вопросов в область бессознательного |
8. Семья – любовь к ближним, верность, забота. |
Таблица 2. Уровни смысла (С.Л.Франк, 1917, В.Ф.Марцинковский, 2013)
Уровни смысла | Типовое наполнение содержания |
1. Возвышенный смысл – связан с направленностью к вечности, предельной грани смысла, раскрываемого в рамках религиозной философии через построение отношений с Богом как конечной цели | «Приносить пользу обществу, счастье другим, активно действуя в жизни», «Познавать мир, себя, других, развиваться, самосовершенствоваться», «Оставить след на Земле», «Умножать красоту природы, искусства, гармонию», «Творчество», «Свобода в выборе высокого», «Религия», «Стать человеком с большой буквы», «Жить в гармонии с миром», «Опыт, жизненная мудрость», «Достойно прожить жизнь и достойно встретить смерть», «Любовь к Родине, патриотизм» и др. |
2. Абстрактный смысл | «Ставить цель и добиваться ее», «Найти свое место в жизни», «Реализовать мечты», «Жить ради жизни, судьба», «Стимул, то, ради чего человек живет», «Поиск смысла жизни», «Смысла нет». |
3. Обыденный смысл - на этом уровне вопрос о смысле жизни не ставится, человек живет бытийными смыслами. | ●Ситуативный смысл – «Приобретение материальных ценностей, животных, новых навыков», «Учеба – сдать сессию, окончить школу и пр.»; ● Социально-личностный смысл – «Счастливая семья», «Родительство», «Забота о близких», «Друзья, общение», «Интересная работа», «Материальная обеспеченность», «Любимый человек – любовь между мужчиной и женщиной», «Дом, дерево, ребенок – стереотип», «Жить весело, радостно, получать удовольствие», «Здоровье, долголетие», «Спорт», «Стабильность», «Хобби»; ●Эгоцентрический смысл – «Бери от жизни все!», «Известность», «Деловая карьера», «Личный успех», «Общественное признание, уважение», «Смысл жизни в самой жизни». |
[1] Возраст 29-33 года – «Я меняю смысл», 45- 55 лет – «Я теряю смысл», но должен открыть смысл предельный, экзистенциальный, трансцендентный, божественный. В этот период человек переживает проблему конечности жизни, что усугубляется потерей родителей. В пожилом возрасте нередко происходит утрата смысла жизни.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем акварельное мороженое