Цель работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 997.29 КБ |
АННОТАЦИЯ
Цель моей работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Сегодня аутизм является проблемой мирового масштаба. Аутизм называют болезнью 21 века.
Методы, используемые в работе:
а) теоретический (изучение научно- популярной литературы, сбор информации через Интернет ресурсы, беседа, обобщение).
б) практический (наблюдение, опрос, анкетирование, составление буклета, памятки, презентации, видеоролика).
Я считаю, мне удалось достичь поставленной цели: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране. Во время работы над проектом я познакомилась с историей возникновения аутизма, раскрыла особенности поведения и развития детей с аутизмом. Выяснила причины возникновения аутизма и ответила на вопрос «Почему Аутизм назвали болезнью 21 века?». Рассмотрела пути помощи детям с аутизмом.
На разных этапах работы я использовала информацию с научных источников и сети Интернета. Основными источниками информации стали следующие сайты: https://www.change.org/, http://medportal.ru/enc/pediatrics/autizm/2/, http://medportal.ru/enc/pediatrics/autizm/2/.
В результате исследования взрослого населения нашего города и учащихся был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего распространения информации среди учащихся и педагогов школы. Поэтому в рамках Всемирного дня информации по проблемам аутизма были проведены мероприятия: радиопередача, открытое внеклассное мероприятие с показом презентации, видеоролика и художественного фильма о детях с аутизмом. Подготовлен информационный стенд, буклет и памятки для педагогов и учащихся.
Оглавление
Введение........................................................................................................................................4
Глава I. Теоретическая часть
1.1. История возникновения аутизма......................................................................................5
1.2. Особенности поведения и развития детей аутистов........................................................5
1.3. Аутизм – болезнь 21 века……………………………………………………………….6
1.4. 2 апреля - Всемирный день информации об аутизме………………………………….7
1.5. Знаменитые аутисты ……………………………………………………………………..8
1.6. Творчество аутистов……………………………………………………………………...2
Глава II Беседа со специалистами
2.1 Причины возникновения аутизма. ……………………………………………………….9
2.2. Пути и способы помощи детям с аутизмом ……………………………………...…..…9
Глава III. Практическая часть.
3.1. Опрос и анкетирование ………………………………………………………………..…10
3.2.Мероприятия, направленные на распространение информации о проблеме аутизма………………………………………………………………………………………….11
Заключение
Список источников информации
Приложение
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Дети дождя, или что такое аутизм? Я выбрала именно эту тему для исследования, потому что в наше время проблема аутизма становится все более актуальной, так как все чаще встречаются дети страдающие аутизмом. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 67 000 000 аутистов. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды. Аутизм называют болезнью 21 века.
Изучение данной проблемы весьма необходимо. Ведь для того, чтобы создать качественную и эффективную помощь таким детям, необходимо сначала разобраться в самом заболевании, в его причинах.
Гипотеза: могу предположить, что в нашем обществе остро стоит проблема аутизма, но мало кто знает об этом заболевании.
Цель моей работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения аутизма, выяснить значение термина «аутизм».
2. Раскрыть особенности аутичных детей, причины возникновения аутизма.
3. Ответить на вопрос «Почему «аутизм» назвали болезнью 21 века?».
4. Рассмотреть пути помощи детям с аутизмом.
5. Изучить степень информированности населения города, педагогов и учащихся по данной теме.
6. Создать презентацию и выпустить информационный буклет «Дети дождя» или, что такое аутизм?
7. Разработать памятку для учащихся и педагогов.
Объект исследования: детский аутизм.
Предмет исследования: особенности адаптации детей с аутизмом в обществе.
Научная новизна работы: состоит в том, что впервые в школе проведено исследование проблемы детского аутизма.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами школы для распространения информации о проблеме аутизма на классных часах.
Глава I. Теоретическая часть
1.1.История возникновения аутизма
Свое исследование я начала с изучения истории возникновения аутизма.
Термин АУТИЗМ происходит от латинского слова autos – “сам, погружения в себя, в свой внутренний мир [1].
Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями
Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан 1942 году, американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин[2].
Специалисты сегодня используют термин «расстройства аутистического спектра». Существует четыре вида аутизма [3]:
1.2. Особенности поведения и развития детей с аутизмом.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности и гениальности в отдельных областях знаний и искусства. Однако каждому ребенку с аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого состояния.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:
1.3. Аутизм- болезнь 21 века.
Следующая задача моей работы, узнать, почему аутизм назвали болезнью 21 века.
Используя глобальную сеть, я решила найти ответ на данный вопрос.
В последние годы, такой проблеме, как аутизм у детей уделяется все больше внимания. Тема аутизма широко освещается в СМИ, о нем не только говорят и пишут, но уже снимают кино.
Еще в 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм «Человек дождя», после показа, которого аутичных детей стали называть «дети дождя». Это самый известный художественный фильм о таких людях — обладатель 4-х «Оскаров».
Статистические данные:
1.4. 2 апреля - Всемирный день информации об аутизме.
В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества .
2 апреля во всем мире зажгутся синие огни. В этот день ежегодно организация Autism Speaks проводит масштабную акцию Light It Up Blue - "Подсвети синим". Синий свет на себя «примеряют» самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет — символ борьбы с аутизмом.
Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка-лента из разноцветных (основных чистых цветов — красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
1.5. Знаменитые аутисты.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор-Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники- Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница- Агата Кристи и д.р.
Известные аутисты современности: мультипликатор- Сатоси Тадзири; футболист – Лионель Месси; джазовый музыкант- Дарек Паравичини; математик - Григо́рий Перельма́н.
В народе это состояние часто называют «Болезнь гениев. Аутисты- саванты, как правило, наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали. Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления.
Самый известный аутист современности – основатель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс. В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Самый умный савант-аутист Ким Пик. В 16 месяцев маленький Ким Пик с первого раза запоминал все книги, которые ему читали родители. И он не позволял перечитывать эти книги заново - они уже хранились в его памяти! Он знает все дороги США и Канады, имена всех профессиональных спортсменов. Знает всех актеров и актрис и их биографические данные. Ким не мог в обыденной жизни обойтись без посторонней помощи, ему помогали чистить зубы, одеваться, подниматься по лестнице. Ему трудно давались социальные навыки, хотя знания приходили очень легко.
С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости, у которых страдают этим заболеванием дети: сын композитора К. Меладзе, сын оперной певицы А.Нетребко, сестра Н. Водяновой и т.д. Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни. В моей семье тоже живет такой ребенок - аутист, это мой брат ( см. Видеоролик «Мы просто такие…»
1.6. Творчество аутистов
Дети с аутизмом проявляют способности - к рисованию, музыке, конструированию, к сочинению стихов. Рисунки нарисованы детьми разного возраста, характера и темперамента. Их объединяет одно – аутизм - неумение общаться, оторванность от внешнего мира, погруженность в себя.
Подмосковье живет девушка - аутист Соня Шаталова с особым поэтическим талантом и недоступным для многих «здоровых» людей пониманием нашего мира. Соня не умеет разговаривать, она полностью изолирована от внешнего мира и неконтактна. У Сони тяжелая форма аутизма. Врачи говорили, о ее глубокой умственной недостаточности, пока семилетняя Соня не взяла в руки ручку. Выяснилось, что Соня умеет читать и писать (ее этому никто не учил), у нее абсолютная грамотность и фотографическая память.
Глава II. Беседа со специалистами.
2.1. Причины возникновения аутизма.
Следующим этапом работы была беседа с врачом-психиатром нашей больницы. Я решила задать врачу следующие вопросы: Каковы причины возникновения аутизма? Сколько аутичных детей в нашем городе?
Психиатр Захаров А. А. рассказал, что аутизм — это не болезнь, а тяжелое нарушение психического развития, с которым рождаются дети и живут всю жизнь. Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Различных теорий много, единого мнения не существует, но в целом наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности женщины и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а также генетические факторы.
Медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм, не существует, только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить данный диагноз.
Сегодня не существует медицинских препаратов, которые могут излечить аутизм. Аутизм не лечится, но он корректируется.
Статистические данные:
2.2. Пути и способы помощи детям с аутизмом.
Психолог И. Б. Солодкая рассказала, что существуют способы, методы и программы коррекции аутизма, которые помогают детям с РАС научиться общаться, осваивать навыки самообслуживания. Наиболее эффективные методы – это АВА терапия (поведенческая терапия), сенсорная интеграция, арт-терапия, песочная терапия. Помимо этого хорошо помогает терапия с животными: иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия, пет-терапия.
Во многих развитых странах дети с аутизмом имеют возможность обучаться в обычных школах, кроме этого, создаются и специальные комплексные учреждения, в которых ведется специальная развивающая и коррекционная работа.
Большинство детей - аутистов в нашей стране не ходят в детский сад и учатся специальных коррекционных школах.
Сейчас для детей с аутизмом разрабатывают специальный стандарт образования, чтобы они смогли учиться в обычных общеобразовательных школах. Новая схема обучения будет опробована с 1 сентября в 90 школах из 17 регионов.
В России информирование населения о проблеме аутизма пока развито плохо. Центры развития для детей с аутизмом в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Центр реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» является одной из первых организаций в России (с 1991 г.), занимающейся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими.
В Сургуте и регионе есть и частные, и муниципальные реабилитационные центры, например реабилитационный центр «Добрый волшебник».
Глава III. Практическая часть.
3.1. Опрос и анкетирование.
Для того, чтобы выяснить насколько информированы люди об аутизме мною был проведен опрос среди взрослого населения города, педагогов и анкетирование учащихся 4-х классов. (Приложение 1, 2 ).
Было опрошено 37 человек. Из них 17 чел. населения города и 20 педагогов. На вопросы анкеты ответили 45 учащихся 4-х классов.
Полученные данные опросника мною были подсчитаны и оформлены в диаграммы.65% опрошенных респондентов из населения и 85% педагогов относятся положительно к людям с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1, 2). 29% населения и 60% педагогов считают аутизм - заболеванием, ничего не знают об аутизме 59% населения и 15% педагогов (рис. 3, 4). Большинство опрошенных людей стали бы общаться с аутистами по 71% (рис. 5,6). Считают, что дети с ограниченными возможностями могут учиться в школах с другими детьми 59% населения и 75% педагогов (рис 7, 8.).
Проанализировав результаты опроса населения и педагогов были сделаны выводы:
Полученные данные анкет учащихся 4-х классов: 80% учащихся приняли бы в свой класс ребенка с особенностями в развития. Только 26% учащихся знают, что такое аутизм. 38% учащихся хотели бы учиться на некоторых уроках и факультативах с детьми с особенностями развития. 73% учащихся считают, что ребенок с особенностями в развитии (ОВЗ) может стать его другом.
Проанализировав результаты анкет, были сделаны выводы:
В целом школьники положительно настроены к сверстникам с особенностями развития. В ответах школьников отмечается определенная закономерность – если школьник знает об аутизме, то готов принять такого сверстника в класс и даже стать его другом. Если школьник ничего не знает о детях с аутизмом, то он сомневается в своем принятии человека с особенностями развития.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Большинство людей плохо знают об аутизме.
Следующая моя цель привлечь внимание людей через распространение информации о проблемах аутизма среди школьников и педагогов нашей школы.
3.2. Мероприятия, направленные на распространение информации о проблеме аутизма.
В целях распространения информации о проблемах аутизма, содействия социализации и полноценной интеграции в общество детей с расстройствами аутистического спектра нами была проведена информационная работа: радиопередача, посвященная дню распространения информации об аутизме, открытое внеклассное мероприятие с презентацией «Дети дождя», или что такое аутизм?, видеоролик «Мы просто такие…». Показ документального фильма о детях с аутизмом. Оформлен нформационный стенд, буклет и памятка для педагогов и родительской общественности.
Заключение
Проблема аутизма настолько серьезна, что многие просто не осознают всех ее масштабов. И, прежде, чем приступать к решению проблемы, эту проблему надо озвучить, чтобы ее осознали родители, педагоги, государство и родители обычных детей.
По ходу работы, изучая различные источники по теме исследования, я поняла, что:
Общество должно научиться принимать людей с нарушением способности к общению и социальному взаимодействию – они просто по-другому смотрят на мир. А родителям не стоит отчаиваться: их ребенок особенный, и надо найти подход к общению с таким необычным человечком.
Список источников информации
1.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный
2.Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999
3.Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Материалы сервера http://autist.narod.ru/bashina.HTM.
http://medportal.ru/enc/pediatrics/autizm/2/
http://med-info.ru/content/view/5207
http://www.autisminrussia.ru/html/autism.htm
http://yandex.ru/clck/jsredir?from
Приложение 1.
Результаты опроса населения города и педагогов МАОУ СОШ №4
Население -17 чел.
Педагоги – 20 чел.
Население -17 чел.
Педагоги – 20 чел.
Население -17 чел.
Педагоги – 20 чел.
4. Как вы считаете, дети с аутизмом могут учиться в школах с другими детьми?
Население -17 чел.
Педагоги – 20 чел.
Приложение 2.
Анкета для учащихся
1. Знаешь ли ты что такое аутизм?
А) Да Б) Нет В) Слышал(а), но не знаю
2. Принял бы ты в свой класс ученика с ограниченными возможностями, с аутизмом?
А) Да Б) Нет В) Возможно
3. Какая форма совместного обучения тебе больше всего нравится?
А) Учиться с детьми с особенностями развития в одном классе
Б) Учиться в разных классах, но общаться на перемене
В) Обучаться вместе на некоторых уроках и факультативах
4. Человек с особенностями развития смог бы стать твоим другом?
А) Да Б) Нет В) Возможно
Результаты анкетирования учащихся 4-х классов МАОУ СОШ №4
1. Знаешь ли ты что такое «аутизм»?
А) Да- 26%
Б) Нет- 35%
В) Слышал(а), но не знаю – 39%
2. Принял бы ты в свой класс ученика с особенностями в развития, с аутизмом?
А) Да – 80%
Б) Нет – 0%
В) Возможно – 20%
3. Какая форма совместного обучения тебе больше всего нравится?
А) Учиться с детьми с особенностями развития в одном классе – 33%
Б) Учиться в разных классах, но общаться на перемене – 29%
В) Обучаться вместе на некоторых уроках и факультативах – 38%
4. Человек с особенностями развития смог бы стать твоим другом?
А) Да - 73% Б) Нет - 2% В) Возможно - 25%
Приложение 3.
Мероприятия, посвященные Всемирному дню информации
о проблеме аутизма.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Давайте будем внимательнее и добрее!!!!!
Прекрасная химия
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Четыре художника. Осень
Именинный пирог
Ласточка. Корейская народная сказка