Сегодняшние подростки много времени уделяют прослушиванию музыки: дома, в школе, на улице, но не знают о пользе или вреде своих предпочтений, поэтому было решен провести исследование на данную тему и определить влияние музыки на человека. Музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_ee_vliyanie_na_cheloveka_vvedenie.docx | 34.21 КБ |
презентация "Музыка и её влияние на организм человека" | 1.83 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Учебно-исследовательская работа
на тему: «Музыка и ее влияние на организм человека».
Выполнила : Акимова Анастасия
учащаяся эколого-биологического
объединения
Руководитель: Бредихина М.В.
педагог дополнительного образования
2016
Содержание.
Введение.
Актуальность: Сегодняшние подростки много времени уделяют прослушиванию музыки: дома, в школе, на улице, но не знают о пользе или вреде своих предпочтений, поэтому я решила провести исследование на данную тему.
Цель: определить влияние музыки на человека
Задачи:
Предмет исследования: учащиеся моей школы.
Объект исследования: эмоции и умственная деятельность школьников.
Гипотеза: классическая музыка положительно влияет на организм и умственную деятельность человека, а рок-музыка – отрицательно.
Методика проведения работы.
Основная часть.
1. История применения «целебных» свойств музыки в разные времена.
Музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла информацию по этой теме. И следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет ежедневно интересуются более 2000 человек.
Музыка появилась давно. Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их боевой дух. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Аристотель разработал учение о мимесисе — представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса — очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой.
Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Например в XIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. В XVIII веке лондонский врач Ричард Броклесби написал свои "Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней», предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
Не так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий организм. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость».
2. «Исцеляющая и разрушительная» сила музыки.
2.1. Разрушающая сила рок музыки.
Одновременно с положительным влиянием музыки на живой организм, врачи установили, что музыка определенных жанров может быть опасной для жизни!
В середине 20 века у человечества возникло повальное увлечение рок-музыкой. Ученые установили, что этот стиль скорее вреден, чем полезен. Такая музыка снижает интеллект, зомбирует человека, вызывает подобие наркотической зависимости. И эту музыку ученые назвали «музыкой-убийцей» (или «музыкальной наркоманией»).
Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку).
«Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Аквариумная рыба, подвергнутая воздействию рок-музыки с одновременным миганием света, умерла и всплыла на поверхность.
Причина такого влияния рок-музыки в том, что используются сверхгромкие звучания, которые, по проведенным исследованиям, оказывают разрушительное воздействие на любой живой организм.
На концертах рок-музыки громкость звучания достигает 110–120 децибел, хотя предел допустимого 85 децибел. Регулярное и длительное воздействие шума свыше 85–90 децибел приводит к неизлечимым заболеваниям ушей. Наукой доказано, что человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет.
У современной молодежи появилось новое увлечение – слушать музыку через наушники от плейера или сотового телефона. Ученые установили, что, постоянно слушая плейер, можно получить ряд заболеваний. 100 децибел достигает звук в наушниках, включенный на полную громкость.
Современная музыка в стиле рок, хип-хоп, металл основывается на звуках низкой – неестественной – частоты. Исследования показывают, что такие звуки оказывают негативное воздействие на человека. Также опасны ультразвуки, которые издают рок-инструменты при длительной игре.
При сочетании большой силы звука, низкой частоты и жесткого ускоренного ритма в организме человека происходят необратимые процессы:
1) Упадок сил, депрессия, нарушение пульса, расстройство работы нервной системы и эндокринных желез.
2) В мозгу идут биохимические реакции, аналогичные принятию морфия.
3) Выделяются стрессгормоны, которые уничтожают часть информации мозга, в результате чего происходит деградация личности.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения.
4) Возможны повреждения внутренних органов и тканей, кровоизлияния, отеки, артриты.
На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха, памяти. Известны случаи, когда во время концерта группы «Пинк Флойд» на открытом воздухе в соседнем озере всплыла оглушенная рыба. И, конечно, факты самоубийства после рок-концертов, драки и разбои уже никого не удивляют. Разрушительное действие также оказывает постоянное увлечение клубной дискотечной музыкой, рэпом, техно-музыкой, это ведет к духовной деградации и наносит урон организму.
2.2. «Исцеляющая» классическая музыка.
Музыка, которая основана на звуках высокой (естественной) частоты – классика, народная, духовная и др. влияет на человека благотворно, вызывая радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, снимают мышечное напряжение и производят баланс внутренних органов. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному, здоровому биению сердца.
Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты положительного влияния классической музыки на интеллект:
1) повышение уровня речевых и читательских навыков,
2) улучшение литературных и математических способностей,
3) улучшение памяти, концентрации внимания,
4) улучшение моторной координации.
Исследования проведенные японским врачом Масару Эмото показали, что под воздействием классической музыки кристаллы воды имеют правильную форму и четкую структурную связь и полностью разрушаются при звучании рока. Но если человек на 2/3 состоит из воды, то что же происходит с нашим здоровьем, если мы постоянно слушаем рок-музыку?
Гармоничные мелодии в буквальном смысле перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии, достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.
Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;
Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это - проводник между космосом и землей;
Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу;
Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему;
Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность;
Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости;
Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление;
Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему;
Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение;
Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки;
Цимбала – уравновешивает печень;
Балалайка – лечит органы пищеварения;
Труба – лечит радикулит.
3. Практическая часть – изучение влияния рок-музыки и классики на школьников.
После анализа большого количества информации я приступила к практической части своего исследования.
Для начала, я решила провести анкетирование среди школьников и выяснить, какую музыку они предпочитают, какой вид своей деятельности сопровождают прослушиванием музыки и как долго непрерывно могут слушать свои любимые мелодии (Приложение 1).
Всего было опрошено 68 школьников разного возраста и пола. Всех опрашиваемых я разделила на группы соответственно возраста: 7-10лет, 11-13 лет и группа 14 лет и старше. В группах было по 16,20 и 32 опрашиваемых соответственно. По итогам анкетирования больше половины школьников от 7 до 10 лет предпочитают энергичную музыку классике. В следующей возвратной группе музыкальные предпочтения разделились пополам. А среди школьников старших классов классическую музыку любят слушать всего лишь 11 человек.
Проанализировав результаты анкетирования, видно, что большинство детей и подростков музыкой сопровождают уборку, игры и время прогулок. Радует то, что при выполнении домашнего задания слушают рок- музыку лишь 4 человека из всех опрошенных (Приложение 2).
Следующим этапом моего исследования было наблюдение за собственным самочувствием после прослушивания музыки разных стилей. В течение недели ежедневно я прослушивала разную музыку и отмечала изменения своего настроения и состояния организма (Приложение 3).
Пронаблюдав, можно заметить, что когда слушаешь музыку в стиле рэп, джаз повышается активность, настроение улучшается и эта музыка бодрит.
При прослушивании классической музыки повышается концентрация, уходит напряжение, становишься спокойнее.
Тихая и спокойная фоновая музыка расслабляет, умиротворяет.
При прослушивании рок-музыки хочется активно двигаться, но при долгом прослушивании эта музыка вызывает диссонанс и повышает агрессивность.
С детьми начальной школы (7-10 лет) я провела эксперимент по выражению эмоций полученных после прослушивания рок-музыки и классики путем рисования. В течение 15 минут дети слушали подобранные композиции и затем рисовали рисунок.
Просмотрев детские работы, видно, что после прослушивания классической музыки дети использовали светлые краски, рисунки несут добро и свет. После прослушивания рок-музыки краски на рисунках стали более яркие и добавилось много насыщенных, темных цветов (Приложение 4).
Ученики старшего звена участвовали в эксперименте по определению влияния музыки на умственные способности.
МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ.
Выводы.
Оценив результаты анкетирования школьников можно сказать, что музыкальные предпочтения опрашиваемых разнообразны. Лишь 6% респондентов сопровождают выполнение домашнего задания музыкой. А ведь учеными доказано, что рок-музыка оказывает негативное воздействие на концентрацию и внимание. И эти же выводы доказывает эксперимент, проведенный со старшими школьниками. По результатам проведенного эксперимента видно, что рок-музыка снижает уровень
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
http://www.musicandi.ru/arhiv/musicandi/v5/
Слайд 1
Влияние музыки на человека.Слайд 2
ЦЕЛЬ: определить влияние музыки на человека ЗАДАЧИ: изучить информацию по выбранной теме провести анкетирование среди учащихся провести эксперимент по определению влияния различных стилей музыки на умственную деятельность учащихся проанализировать полученные данные
Слайд 8
Бехтерев В.М.
Слайд 10
Шум дБ Шум леса 10-24 Приготовление пищи на плите 40 Разговорная речь 45-60 Детский плач 80 Шум работы разнообразного офисного оборудования, пылесоса 80 Шум интенсивного уличного движения 80 Шум работающего мотоцикла, поезда 90 Шум ремонтных работ 100 Звук танцевальной музыки в ночном клубе 110 Автомобильный гудок 120 Шум пролетающего самолета 140 Смертельный для человека уровень шума, звук взрыва 200 Уровень шума разных звуков в дБ
Слайд 15
Анкета. Пол : М Ж Возраст :_________________________________________________________ Какую музыку предпочитаете слушать больше: рок или классику?_________________________________________________________ Сколько времени в день уделяете прослушиванию музыки ?__________________________________________________________ Какую деятельность сопровождаете музыкой и какой ?____________________________________________________________ Как вы думаете, влияет ли музыка на организм человека, умственную деятельность?_____________________________________________________ __________________________________________________________________
Слайд 16
Результаты анкетирования.
Слайд 17
Результаты самонаблюдения.
Слайд 18
Эксперимент.
Слайд 19
Результаты эксперимента.
Слайд 20
Выводы.
Слайд 21
Заключение .
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как нарисовать ветку ели?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Лиса Лариска и белка Ленка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью