Социальный проект «Умелые руки – чудесные звуки» разработан активистами ДО «Республика МЫ» КОУ «Исилькульская школа-интернат». Проект предполагает создание своими руками комплекта народных шумовых инструментов из дерева для оснащения кабинета ритмики. В процессе реализации проекта находят решение ряд задач: во-первых, у детей формируется навык общественно-полезного поведения, во-вторых, они получают опыт командной работы; в-третьих, повышается общий уровень культуры школьников.
Проект я является прикладным, краткосрочным, реализуется в рамках школы. КОУ «Исилькульская школа-интернат» располагает необходимыми трудовыми и инструментальными ресурсами для реализации проекта. Спонсорская помощь нужна для приобретения материалов, фурнитуры.
Проект разбит на 11 этапов, на каждом из которых реализуются собственные задачи. Однако условно все этапы можно разбить на 3 группы: подготовительная, практическая, итоговая.
Проект занял 1 местов районном конкурсе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umelye_ruki-chudesnye_zvuki.doc | 84.5 КБ |
Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат»
Социальный проект:
«Умелые руки – чудесные звуки»
Автор: Алексеенко Арина,
8 класс
Руководитель: Ерофеева Наталья Алексеевна,
Социальный педагог, куратор ДО.
г. Исилькуль
2016 год
Содержание:
Введение | 3 | |
Основная часть | 4 | |
Этапы реализации проекта | 6 | |
Заключение | 9 | |
Введение.
Проблема социализации детей и подростков актуальна в любое время. Особенно остро она звучит для детей, обучающихся в адаптивной школе-интернате. Причин несколько: во-первых, относительная закрытость образовательного учреждения; во-вторых, ограниченность коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью; в-третьих, доля семей находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации превышает средний показатель по общеобразовательным учреждениям и др.
Выбирая конкретный проект, который бы соответствовал определению социальный, мы, кроме общих, установили к нему ряд собственных требований. По нашему мнению, с учетом специфики нашего образовательного учреждения, проект должен быть:
Проект, который мы выбрали для реализации, предполагает создание своими руками комплекта народных шумовых инструментов из дерева для оснащения кабинета ритмики. Таким образом, его цель: Изготовление комплекта народных музыкальных инструментов для оснащения кабинета ритмики.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Основная часть.
Социальная значимость проекта имеет несколько граней.
Во-первых: воплощая в жизнь нашу идею, ребята участники проекта, члены детского объединения «Республика МЫ» приобретают качественно новый личный опыт. Успех реализации проекта зависит от того насколько четко каждым участником будет составлен план собственных действий в соответствии с планом реализации проекта в целом. Например, для того чтобы сделать один музыкальный инструмент нужно приобрести материал, изучить технологию изготовления, подготовить рабочее место, проконсультироваться со специалистом, изготовить, раскрасить его. Кроме того, необходимо распределить роли в коллективе: кто будет изготавливать ложки, а кто трещотки, кто будет сверлить, а кто раскрашивать, в каком порядке будет проводиться работа. Таким образом, дети приобретают навыки практического проектирования, движения к конкретной цели через поэтапную реализацию задач.
Реализация конкретных задач, в свою очередь, требует вступления в контакт с различными группами людей: сверстниками, педагогами, наставниками, спонсорами, что, несомненно, повышает степень социализации подростков, уровень межличностных взаимоотношений, совершенствует коммуникативные навыки.
Во-вторых: продукт, который мы получаем в результате успешного осуществления проекта, имеет практическое значение. Музыкальные инструменты, которые мы изготовим самостоятельно, будут использованы для оснащения кабинета ритмики. Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно-отсталых детей посредством музыкально-ритмических действий.
На уроках ритмики дети не только слушают музыку и выполняют под нее разнообразные движения, но и играют на простейших музыкальных инструментах.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, воспитывает дружелюбность.
Самостоятельно изготовить музыкальные инструменты для школы будет гораздо дешевле, нежели покупать готовые. Кроме того, есть возможность варьировать их комплектацию по мере необходимости. Таким образом, участники проекта, вкладывая собственные силы и изыскивая средства для его реализации, помогают образовательному учреждению значительно сэкономить.
Выбирая проект, мы приняли решение ограничить его масштаб рамками образовательного учреждения, так как это первое подобное мероприятие, задуманное нашим детским объединением. При этом мы заложили возможность расширения рамок проекта в перспективе. То есть, при успешном воплощении в жизнь проекта «Умелые руки – чудесные звуки» в 2016 году, мы будем готовы предложить новый проект по этому же направлению, но отличающийся методами воплощения и расширенной территорией реализации.
Следует отметить, что казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» располагает такими необходимыми ресурсами для успешной реализации проекта как: специально оснащенные столярные мастерские, высококвалифицированные педагоги трудового обучения, дети-участники детского объединения «Республика МЫ» имеющие навыки работы с древесиной.
По своему виду наш проект задуман как прикладной, однако составляя план его реализации, подбирая методы воплощения идеи в жизнь, мы обнаружили в нем признаки и информационного, и исследовательского труда. Но, принимая во внимание то, что дети, обучающиеся в нашей школе – это дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и основным направлением учебно-воспитательного процесса является социализация воспитанников через трудовое обучение, доминирующим видом и все-таки будет прикладная деятельность.
Этапы реализации проекта.
период | этап | цель | ответственный |
ноябрь |
| Изучение общественного мнения (в рамках ОУ) и определение актуальной социальной проблемы. | Совет Республики |
Организационное заседание Совет Республики | Обсуждение выбранных вариантов | Совет Республики | |
декабрь |
| Привлечь членов ДО (члены артелей мастеров и художников, педагогов-руководителей артелей, преподавателей трудового обучения и изобразительного искусства, администрацию ОУ) | Ерофеева Н.А., Совет Республики |
январь |
| Определить цели и задачи проекта, исходя из материальных возможностей ОУ с учетом предполагаемых привлеченных средств. | куратор ДО |
январь |
| Определить основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Составить план работы. Обучить членов проекта. Избрать инициативную группу проекта, команду независимых экспертов (из числа взрослых) | куратор ДО, председатель Совета Республики |
февраль |
| Составить смету проекта, определить источник доходов. | инициативная группа, куратор ДО |
февраль |
| Определить критерии оценки продвижения проекта на разных этапах | инициативная группа, независимые эксперты |
декабрь-февраль |
| Информировать школьную и иную заинтересованную общественность (спонсоров, представителей культурного сектора муниципального р-на) о степени социальной значимости проекта, о возможностях его продвижения и продолжения. | инициативная группа, совет республики, куратор ДО |
декабрь-февраль |
| Найти и установить деловой контакт с лицами, обладающими реальными возможностями обеспечить материальную часть проекта. | инициативная группа |
февраль |
| Установить деловой контакт со спонсорами. Составить договор. Получить средства. | инициативная группа |
февраль-июнь |
| Реализовать практическую часть плана: непосредственно изготовление своими руками старинных музыкальных инструментов. | куратор ДО |
июнь |
| Повести стилизованную выставку. Подготовить отчет о реализации социального проекта. | инициативная группа |
Смета расходов (предварительная):
Статья затрат | Сумма | |
1 | Материал основной (древесина) | 40 тыс. руб. |
2 | Материалы дополнительные (жесть, тесьма и др.) | 2 тыс. руб. |
3 | Лакокрасочные материалы | 5 тыс. руб. |
4 | Элементы декора (блестки, пайетки, бисер и др.) | 3 тыс. руб. |
ИТОГО | 50 тыс. руб. |
Заключение.
Итак, подготовительный этап проекта завершен, что позволяет сделать некоторые выводы.
На данный момент, нам удается реализовывать проект в соответствии с планом. Этому способствует то, что выбирая направление проектной деятельности, мы четко представляли свои реальные возможности, потому правильно поставили цели и задачи. При этом, нам удалось максимально использовать имеющиеся в школе ресурсы: столярные мастерские, большое количество уроков трудового обучения (у нас оно профильное) и факультативов по деревообработке, четверо (!) преподавателей столярного дела. В результате сегодня мы имеем не только по 1 демонстрационному образцу всего ряда музыкальных шумовых интересов, но и некоторые из них в полном комплекте.
К сожалению, не все наши ожидания оправдались в полной мере. Например, на стадии планирования мы предполагали несколько большую активность общественности школы. На практике все подготовительные работы (определение необходимых ресурсов, разработка системы оценивания, контакты с потенциальными спонсорами и т.д.) легли на плечи актива детского объединения. Мы справились, но, конечно, предполагали охватить большее количество участников. Проанализировав сложившую ситуацию, мы пришли к выводу, что наш социальный проект был недостаточно широко освещен в рамках нашего же учреждения. Т.е. недостаточно отработан пункт 7 плана реализации проекта.
Это же обстоятельство можно посчитать причиной недостаточного участия спонсоров в мероприятии. Но так как сроком исполнения нашего проекта мы запланировали июнь 2016 года, и потому у нас еще есть время рассчитывать на дополнительные финансовые вливания. Кроме прочего, наш проект участвует в конкурсе социальных проектов реализуемых в рамках программы «Инициатива» союза детских объединений «Патриот» Исилькульского района Омской области. Проект победивший в конкурсе получает грантовую поддержку от комитета по делам молодежи муниципального района. Мы считаем, что у нашего проекта есть все шансы победить, так как он уже признан самым оригинальным и кроме того является единственным прикладным из 13 представленных на рассмотрение.
Рисуем акварельное мороженое
Мать-и-мачеха
О путнике
Привередница
Колумбово яйцо