Исследовательская работа ученицы 11 класса
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskoe_obrazovanie_v_xix_veke.docx | 43.19 КБ |
Комитет образования и науки города Немана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
поселка Жилино
Женское образование в XVIII – XIX веке
Выполнил:
Гзирян Алина, обучающаяся 11 класса
МБОУ СОШ пос. Жилино
Руководитель:
Луста Елена Андреевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ пос.Жилино
г. Неман, 2015 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возникновение женского образования в конце XVIII – первой половине XIX века……………………………………………….………..………….4
Глава 2. Смольный институт Благородных девиц…………………………….8
Вывод…………………………………………………………………………..13
Библиография……………….............................................................................14
Введение
Долгое время в России женщины не могли получать высшее образование. Государство не видело в этом цели исходя из установившихся стереотипов о неспособности женщин к обучению. Считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. Но в конце XVIII века наступает время, когда начинает осознаваться необходимость создания системы высшего женского образования. Женщины получают возможность учиться, но содержание обучения еще долго оставляло желать лучшего.
Актуальность нашей темы заключается в том, что изучение становления системы высшего женского образования, неразрывно связан с вопросом о положении женщины в русском обществе того времени и до сих пор не утратил своего значения. Борьба женщин за предоставление им высшего образования может рассматриваться как один из факторов, характеризующий общий рост народного самосознания, а также как результат неизбежных экономических, политических и социальных изменений в жизни страны, которые являлись неотъемлемой частью истории России.
Увидеть схожие черты, выявить новые тенденции и все это для того, чтобы извлечь исторический урок из данного примера.
Объектом нашей работы выступает высшее женское образование второй половины XVIII – первой половины XIX века. Предметом является образовательная деятельность Смольного института благородных девиц.
Целью мы обозначим – рассмотрение характерных черт и особенностей обучения и жизни воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Задачи состоят в следующем:
Глава I. Женское образование в XIX веке
Женское образование второй половины XVIII века связано с именем императрицы Екатерины II, именно она начала проводить ряд реформ, связанных с женским образованием. В основу системы женского российского образования положены рационалистические и гуманистические принципы, заимствованные из воззрений Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В этот период была озвучена на государственном уровне идея о всеобщем образовании девушек дворянского происхождения. В связи с этим в 1764 году в Петербурге открывается Воспитательное общество благородных девиц или Смольный институт. Сам институт должен был сочетать педагогические новации Запада с ментальной традицией России.
Замысел создания Воспитательного общества благородных девиц принадлежал Ивану Ивановичу Бецкому. Иван Иванович Бецкой - общественный деятель и педагог, который до 1762 года жил преимущественно за границей, где изучал просветительские и педагогические идеи французских энциклопедистов Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, а также Д. Локка, Я. Коменского. В 1762—1779 являлся личным секретарем императрицы Екатерины II. Ему принадлежит инициатива создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений.
12 марта 1764 года Екатериной II принято «Генеральное учреждение о воспитание обоего пола юношества». Целью Екатерины II и И.И. Бецкого было «произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века».[1]
Был открыт Смольный институт, затем в Петербурге и Москве начали создаваться несколько десятков пансионов для девушек. Также начала развиваться юридическая основа образования. В 1766 году принят указ об учреждении народных училищ, в которых можно было проводить обучение без разделения классов по половому принципу. Указом 1775 года в городах и селениях были обязаны создаваться народные элементарные школы, в которых разрешалось учиться девочкам. Уставом 1786 года был открыт доступ к образованию для девочек из самых широких слоев населения, которые могли поступать в малые и главные народные училища.
Но хотя и проводились реформы женского образования, быстрого роста обучающихся девочек быть не могло. В силу того, что были сильны традиции, считалось непристойным посылать девочек в школы и, тем более, со смешанным обучением.
Итак, обучение девушек во второй половине XVIII века было направлено на их просвещение. Екатерина II проводила политику равенства полов и считала, что женщины тоже должны иметь право на образование. Но в конце XVIII века угасали просветительские идеи императрицы Екатерины II. Основные задачи женского образования резко меняются на воспитание из девушек добрых хозяек и верных супруг.
В первой половине XIX века были проведены две реформы женского образования, которые, по существу, можно назвать контрреформами Екатерининских реформ. Эти реформы связаны с именем Марии Федоровны, супруги Павла I, которая провела их на пороге XIX столетия, а позднее с реформами Николая I.
На пороге XIX столетия женская школа была выделена из созданных систем образования и управления образованием и стала предметом опеки нового созданного ведомства, возглавляемого Марией Федоровной и носившего название Ведомство учреждений императрицы Марии. Первоначально Ведомство носило название Воспитательного общества благородных девиц, которое в 1796 году возглавила Мария Федоровна, а официально так его назвали в 1854 году.
С самого начала своей деятельности на ниве женского образования Мария Федоровна приступила к его реорганизации, которая определялась тремя главными тенденциями:
Первая – окончательный отказ от основных идей, положенных Екатериной II и И.И. Бецким.
Вторая – антиреформаторский настрой по отношению к школьным реформам Александра I начала XIX столетия.
Третья – выделение среднего женского образования в самостоятельную образовательную «отрасль», не связанную с общей системой российского образования.
Это выделение женского образования из общей школьной системы произошло в два этапа. Фактически при Павле I, создавшем Ведомство императрицы Марии, и юридически при Александре I в «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 года. Этот устав знаменит в первую очередь всесословностью школы, он также создавал три новых типа учебных заведений: гимназии, уездные и приходские училища. «Первые два типа школ предназначались исключительно для лиц мужского пола и только в приходские училища разрешалось принимать девочек».[2]
Отгороженность женского образования от общей системы образования во многом и определила специфику ее развития, которой отличалось женское образование от общего реформаторского курса в образовании начала XIX века. На фоне всесословности образования для мужчин женское образование отличалось жестким сословным разграничением. Такая политика, проводимая Марией Федоровной, была, несомненно, ближе существовавшим тогда стереотипам общественного сознания в отношении женщин, нежели новая политика, проводимая Александром I. И если политика Александра I была направлена на изменение стереотипов общественного сознания, то Мария Федоровна вела линию на упрочнение этого сознания и укоренение сословных предрассудков.
Одна из центральных забот императрицы был строгий сословный отбор в разные женские учебные заведения. Императрица–мать не допускала «неблагородных» в благородные учреждения и строжайше сортировала девочек, принимаемых в учебные заведения.
При Марии Федоровне в первой четверти XIX века было открыто десять институтов благородных девиц. Пять из них находились в Санкт – Петербурге: Мариинский, Павловский, Елисаветинский и Патриотический институты и училище ордена святой Екатерины. Три в Москве: училище ордена святой Екатерины, Александровский и Елисаветинский институты. Два в провинции – Харьковский и Полтавский институты[3].
Кардинальным изменениям подверглось само назначение женского образования. Воспитательные екатерининские задачи были заменены на задачи, подготовить из воспитанниц хороших жен, матерей и хозяек.
В первой четверти XIX в. зародился ряд новых, важных тенденций в развитии среднего женского образования, которые полстолетия спустя, станут преобладающими. Увеличение числа и расширение географии женских учебных заведений, появление их в провинции. Начало участия общественной инициативы в деле женского образования – опять же в провинции. Постепенное размывание сословности и закрытого характера этих институтов – обучение в них не только детей дворян, появление «приходящих» учениц и «полупансионерок».
Глава 2. Смольный институт Благородных девиц
Смольный институт был рассчитан на 200 воспитанниц в возрасте от шести лет. Их обучали двенадцать лет, и при поступлении они должны были предъявить документ, подтверждающий дворянское происхождение родителей. В 1765 г. при институте было создано отделение для девушек недворянского происхождения – «училище для мещанских девиц» на 240 персон.
Воспитанницы в Смольном институте делились на «четыре возраста». «Первый возраст» от 6 до 9 лет преподавался Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, арифметика, рисование, «танцевание», музыка, шитье. «Второй возраст» от 9 до 12 лет к предметам в «первом возрасте» прибавляются история, география, некоторые практические сведенья о домашнем хозяйстве. В «третьем возрасте» от 12 до 15 лет добавляется преподавание словесных наук, архитектуры и геральдики. Весь «четвертый возраст» от 15 до 18 лет посвящен повторению изученного материала.
В Уставе все высокие нравственные качества предполагалось прививать детям личным примером педагогического персонала. Начальнице учебного заведения «…надобно во всем поступать с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером должна она ободрять всех прочих, к воспитанию и руководству молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения».[4] Главными качествами воспитателей должны быть умеренность, кротость и благоразумие.
На плечах классных дам лежала основная нагрузка. Они заботились о воспитании характера, успехах, поведении, манерах, гигиене воспитанниц. В дальнейшем классными дамами становились выпускницы института.
Воспитательная часть образования составляла главный предмет забот учредителей Воспитательного общества благородных девиц. Устав Смольного института включал в себя: физическое воспитание; физико-моральное; собственно моральное и дидактическое. Физико-моральное воспитание выстраивалось по принципу «праздность есть мать пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей». Собственно моральное воспитание основывалось на стремлении «удалять от слуха и зрения все, что хотя тень порока имеет»[5].
Устав не допускал и мысли о телесных наказаниях. Сами наказания были мягки и педагогичны: самой высшей мерой наказания было «пристыжать публичным выговором».
Курс обучения в мещанском отделении был значительно проще и прагматичнее. Преподавали Закон Божий, русский и один иностранный язык, арифметику, рисование, танцы и музыку. Особое внимание уделялось рукоделию и домоводству, которое имело практический характер. Воспитанниц готовили к исполнению обязанностей гувернанток, экономок.
Распорядок дня воспитанниц Смольного института, мы можем взять из «Устава воспитания двухсот благородных девиц…».
В Уставе не указано точного времени, когда и что делать, но написано, что вставать все должны в одно время. Завтрак, обед, и ужин в определенное время, но тоже не указано во сколько именно. Когда должны проходить уроки точного времени не указано, но говорится о том, что девушки также должны каждый день прогуливаться по саду и дышать воздухом. Сон воспитанниц зависит от их возраста «первому детскому классу спать дозволить 9 часов, второму – 8 часов, третьему 7 , а четвертому – 6 . И хотя все оне вставать должны в одно время, но спать ложиться по классам часом ранее»[6].
Говоря об учебе можно сразу сказать, что в «Памятных записках» Г.И. Ржевской не упоминаются, какие предметы преподавали им в XVIII веке и кто и как их преподавал. Но мы можем, опираясь на «Устав воспитания двухсот благородных девиц…» сказать, какие предметы должны были изучать воспитанницы. По «Уставу…» изучались: «исполнение закона и катехизм, все части воспитания и благонравия, российский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода, география, история, некоторая часть экономии, словесные науки и часть архитектуры и геральдики…»[7].
Конечно, воспитанницы также занимались и рукоделием. Их учили вышивать оборочки по белому батисту, а потом туфли по бархату. Учили шить белье и вышивать по канве. Но эти уроки были не частыми. И работы, которые выполнялись на этих уроках, подносились разным высокопоставленным посетителям, но конечно самые лучшие работы.
Так как день у воспитанниц был расписан с утра до вечера, то свободного личного времени практически не было. По вечерам, когда классная дама уходила к себе, начинались различные разговоры. Иногда же девушки, собираясь вокруг ночника, читали запрещенные женские романы.
Также в институте устраивались концерты, маскарады и театрализованные представления. На маскарады девушки сами шили костюмы, иногда же им присылали их родные. Надевая костюмы и маски, девушки могли высказать все, что хотели другой, и никто не узнает, так как подруги не выдадут ее и за это не накажут.
Ставили театрализованные представления, конечно по разрешению начальства выбирали пьесы. Девушки сами делали декорации, шили костюмы, писали афиши и билеты. На представления приглашались учителя, родители, начальство и попечители института.
В институтах складывались различные отношения между воспитанницами и учителями, воспитательницами и друг с другом. Эти отношения складывались различно из-за общественного статуса и каких-либо качеств характера человека.
Начнем с того как относились к начальницам. Если посмотреть на начальниц Смольного института в то время, когда обучалась Г.И. Ржевская, они немного отличаются, в особенности, княгиня Анна Сергеевна Долгорукова. Хотя Глафира Ивановна и утверждала, что не может оценить или осудить ее, но все-таки пишет: «Помню случай лично относившейся ко мне, который обнаружил ея неспособность занимать это важное место, вследствие чего ее осыпали милостями, чтобы склонить отказаться от должности» [8]. Эти слова показывают, что отношение к этой начальнице были далеко не теплыми. А вот о следующей начальнице у нее положительные высказывания.
«Г-жа Лафон, с редким умом управлявшая заведением в течение 30 лет, утвердила на прочных основах принятую систему питания. Она всецело предалась делу. С дальновидностию наблюдавшая за общим порядком, она выказывала большую деятельность в частых распоряжениях. С свойственною ей предусмотрительностью она предупреждала злоупотребления. Твердо и бдительно следя за тем, чтобы все лица, которыя должны были содействовать успеху ея предприятия, добросовестно исполняли свои обязанности, она как бы воспитывала их прежде, нежели удостоить своим доверием»[9].
Отношения у воспитанниц друг с другом были очень разные. Отношения воспитанниц в Смольном институте при Г.И. Ржевской были хорошими. «Между нами царило согласие: общий приговор полагал конец малейшим спорам. Обоюдное уважение мы ценили более милостей начальниц, никогда не прибегали к заступничеству старших, не жаловались друг на друга, не клеветали, не сплетничали, потому не было и раздоров между нами. В числе нас были некоторыя, отличавшияся такими качествами, что их слова служили законом для подруг. Вообще большею частию были девушки благонравныя и очень мало дурных, и то считалось оне таковыми вследствие лени, непослушания или упрямства. О пороках же мы понятия не имели»[10].
Отношения в институте не ограничивались только отношениями «наставница» и «ученица». У каждой воспитанницы были подруги и свой круг общения с другими воспитанницами.
Девочек, которые были дружны между собой, назывались «кучкою». И если в «кучке» у одной из девочек был день рождения, то ее подруги собирали подарки и ставили их на столик именинницы. По числу подарков можно было определить любовь подруг. В свою очередь именинница устраивала небольшой праздник, накрывала на стол и угощала своих подруг.
Мы посмотрели на внутреннее устройство Смольного института благородных девиц. Узнали, что день у воспитанниц был четко регламентирован, но они не только учились, у них было время на развлечения. Устраивались театрализованные представления, бал-маскарады, также выезжали из института по приглашению императрицы. Выяснили, какие были взаимоотношения между воспитанницами и преподавателями, классными дамами и друг с другом. Отношение воспитанниц к преподавателям и классным дамам зависело от характерных черт личности.
Вывод
Таким образом, во второй половине XVIII века у женщин появляется уникальная возможность получать высшее образование. Важно понять, что обучаться могли далеко не все желающие. Главным образом ученицами женских учебных заведений становились девочки, принадлежащие к дворянскому сословию. В рассматриваемый нами период – вторая половина XVIII – первая половина XIX века, политика в области женского образования велась в сторону ужесточения сословных рамок. При номинальном существовании мещанского отделения при Смольном институте места для девочек не дворянского происхождения были сокращены до крайних пределов или вообще отсутствовали. Таким образом, на лицо сословный характер женского образования рассматриваемого нами периода.
Содержание образование вытекало из интерпретации женской природы и женского предназначения в обществе. Задачей женщины по-прежнему оставалось домашнее хозяйство, пределы ее деятельности не распространялись дальше домашнего очага. Однако, уже сам факт зарождения системы женского образования уже подготовил почву для дальнейшего его развития. Пусть и ограниченное число женщин, но уже имело возможность получения образования и дальнейшего его применения, например, в преподавательской деятельности, в качестве учительницы в сельской школе или гувернантки.
Библиография
[1] Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества// История педагогики в России: Хрестоматия/ Сост. С.Ф. Егоров – 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С 101-104.
[2] Усачева Р.Ф. Новые тенденции в развитии женского образования в первой четверти XIX века// Образование в современной школе. – 2001.-№ 11.- С.63-70.
[3] Усачева Р.Ф. Новые тенденции в развитии женского образования в первой четверти XIX века/ Образование в современной школе. – 2001.-№ 11.- С.63-70
[4] Устав воспитания двухсот благородных девиц…//Антология педагогической мысли России XVIII век/ Сост.И.А. Соловков – М.: Педагогика, 1985. С.160-178.
[5]Усачева Р.Ф.Создание женских учебных заведений в России в XVIII веке// Образование в современной школе. -2001.-№11.-С.63-70.
[6] Устав воспитания двухсот благородных девиц…//Антология педагогической мысли России XVIII век/ Сост.И.А. Соловков – М.: Педагогика, 1985. С.160-178.
[7] Устав воспитания двухсот благородных девиц…//Антология педагогической мысли России XVIII век/ Сост.И.А. Соловков – М.: Педагогика, 1985. С.160-178.
[8]Ржевская Г.И. Памятные записки// Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2003. С. 35-66.
[9] Ржевская Г.И. Памятные записки// Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2003. С. 35-66.
[10]Ржевская Г.И. Памятные записки// Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2003. С. 35-66.
Цветок или сорняк?
Фильм "Золушка"
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Компас своими руками