При изучении русского языка в рамках освоения ФГОС на занятиях по внеурочной деятельности на курсе "К тайнам слова" обучающиеся создавали проекты "Энциклопедия одного слова". Выбирали слово и исследовали его историю, значение, жизнь слова в словарях и речи. Работа заинтересовала детей, защита проектовс успехом состоялась на научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
dozhd_proekt.doc | 96 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №52
Чкаловского района г. Екатеринбурга
Тема: Энциклопедия слова «Дождь»
Секция: лингвистика
Выполнила:
Саркисян Тамара Геворковна,
ученица 5-Г класса
МБОУ CОШ №52 Чкаловского района
г.Екатеринбурга
Руководитель: Панфилова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..……………………….………….…………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Слово дождь в истории языка и человечества…………….…….…………………6
Глава II. Слово дождь в устном народном творчестве и русской классической литературе……………………………………………………………………………………….9
2.1. Слово дождь и его лексическое значение…………………………………....................10
2.2. Слово дождь и слова-родственники (однокоренные)………………………………...11
2.3.Слово дождь и его синонимы…………………………………………………………….12
2.4. Слово дождь и его антонимы……………………………………………………………13
2.5. Слово дождь во фразеологических оборотах…………………………………………..14
2.6. Слово дождь в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в народных сказках, ……………………………………………………………………………..................................15
2.7. Слово дождь в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)……………………………………………………………………………………………16
2.8. Слово дождь в текстах художественной литературы……………………………….....17
2.9. Слово дождь в нашем творчестве…………………………………………………………18
2.10. Слово дождь в названиях картин и иллюстраций……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..……………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……...21
Приложение 1. Анкета для учащихся 5 классов………………………………………….......22
Приложение 2. ……………………..……………..…………..……………...............................23
ВВЕДЕНИЕ
Десятки миллионов людей всех возрастов, всерьёз изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в истолковании слов русского языка. «Толковый словарь» В. И. Даля занял почётное и прочное место в истории русской культуры. Это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших своё выражение в речи. Словарь Даля далеко выходит за пределы, которые ограничивают обычные филологические словари: он объясняет и предметы, характеризующие русский народный быт, и поверья, и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарём, а также даёт множество других этнографических сведений. Толкуя то или иное слово, В. И. Даль подбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Академик Грот, один из первых исследователей «Толкового словаря», вскоре после выхода книги писал: «Словарь Даля — книга не только полезная и нужная… это — книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела». Созданию словаря В.Даль посвятил свою жизнь.
В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь для одного слова, где будет помещена информация только об одном слове (его происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т.д.). Это будет энциклопедия одного слова.
Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, который максимально бы удовлетворял потребность в овладении культуры речи, помогал бы избежать языковых ошибок.
Для составления словаря одного слова мы выбрали общеупотребительное слово дождь. Наш интерес к этому слову возник давно, когда на уроках литературы мы изучали мифы разных народов мира.Слово это очень древнее. Нам интересно, как в литературе , культуре и в жизни человек воспринимает слово дождь, как это слово используется в речи. Мы провели анкетирование в своем классе и выяснили, что все знакомы с этим словом и даже сначала говорили: « Что про дождь спрашивать –о нём и так все известно!» , но окзалось по ррезультатам анкетирования, что ребята не только допускают ошибки в написании , но и почти ничего не знают о дожде. [Приложение 1]
Наш класс и дождь.
Было опрошено – 19 человек
1 вопрос: Напишите ЛЗ слова «дождь» -15
2вопрос: как слово «дождь» звучит в других языках? -5
3 вопрос: какие пословицы вам известны со словом «дождь»?-3
4 вопрос: какие загадки вам известны со словом «дождь»?-10
5 вопрос: какие народные приметы вам известны со словом «дождь»?-о
6 вопрос: какие фильмы вам известны со словом «дождь»?-1
Мы сделали вывод , что одноклассники не имеют слабое представления о слове «дождь», нужно его углубить и расширить.
Очень удобно, когда о чем – то можно узнать из одного источника. Создав словари одного слова, мы сможем рассмотреть его с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а затем, как живет слово в литературе (рассказе, стихотворении), фольклоре… Поэтому актуальность проблемы может быть определена необходимостью создания такого словаря.
Словари 21 века дают полноту информации. Один из вариантов словарей 21 века - это словарь одного слова.
Проблема: Нам всем с детства очень знакомо слово дождь, но мы не задумывались над его происхождением, над тем, как часто и в каком значении оно употребляется в разных сферах человеческой жизни.
Актуальность проблемы: Дождь как природное и языковое явление привлекает и завораживает людей с древности и по сей день. С древних времён дождь имел огромное значение в жизни природы и людей.
Дождь, как нечто за гранью понимания, быстро оброс в сознании древнего человека всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу дождя, люди нередко приписывали ему магические свойства. Они были уверены: их жизнь во многом зависит от дождя .
Естественно, дождь нашел своё отражение и в фольклоре, и в литературе, и в культуре народов мира. Сейчас мы рассмотрим жизнь слова дождь в разных аспектах.
Цели исследования: создание энциклопедии слова дождь.
Задачи:
Объект исследования: лексика, слово дождь
Предмет исследования: лингвистика
Методы исследования: анкетирование, работа с научной и художественной литературой, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что , изучив слово «дождь» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, мы создадим «Энциклопедию слова «дождь».
Практическая значимость состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к дождю как природному явлению, призвать бережно относиться к природе, прививать учащимся интерес к предмету «Русский язык» посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «дождь» в устном народном творчестве, в литературе и искусстве. Полученный исследовательский продукт «Энциклопедия слова «дождь» можно использовать на уроках русского языка в 5 6 классах в виде презентации при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
1)получить полное представление о происхождении и значении слова «дождь» и его жизни в языке.
2) передать эти знания другим ребятам
3) использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.
4) Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Основополагающий вопрос, на который мы хотим найти ответ: какие тайны несет слово? Что значит выражение «почтительное уважение к слову»? Мы хотим выяснить, справедливо ли утверждение И.И.Срезневского, что каждое слово может открыть нам многие тайны? Может ли обычное слово привести в далекое историческое прошлое?
Можно ли создать энциклопедию одного слова? Можно ли описать слово «дождь»? Что делает нашу речь яркой, образной, выразительной? Какие словари могут открыть если не все, то многие тайны слова? Есть ли у слова друзья и враги? Как чувствует себя слово среди других слов?
Глава I. Слово « дождь» в истории языка и человечества
Почему дождь дождем называют? Многие люди задумывались, почему дождь назвали дождем. Но не каждый знает, откуда слово родом слово «дождь».
Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из них приводят, в частности, этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «дождь» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий дождь» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust). Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе».
Есть и другая версия: дождь» – это видоизмененное « «даждь» (др.-слав. «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь-богу, позже благополучно перекочевавшее в молитву «Отче наш». Учитывая то, насколько люди в древние времена зависели от погодных условий, какой трагедией для наших предков мог обернуться засушливый и, как результат, неурожайный год, это объяснение выглядит вполне правдоподобным.
1.2. Лексическое значение
(Толковый словарь В.И. Даля) Дождь-вода в каплях или струях из облаков.
(Толковый словарь С.И.Ожегова) ДОЖДЬ, -я, м. 1. Атмосферные осадки в виде водяных
капель, струй. Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д.
льет как из ведра. 2. перен. О чем-н. падающем во
множестве. Искры сыплются дождем. Д. конфетти. *
Звездный (метеорный) дождь - появление в ночном небе
множества падающих звезд (метеоров). Сухой дождь -
обильное выпадение мельчайших частиц пыли во время
пыльных бурь. || увел. дождина, -ы, м. (к 1 знач.). || прил.
дождевой, -ая, -ое (к 1 знач.).
3.Слово дождь в сочетаниях с другими словами.
В устной и письменной речи слово «дождь» может приобретать разную окраску в зависимости от относящихся к нему прилагательных – они говорят о характере дождя, его особенностях.
Проливной дождь – сильный, обильный; обложной дождь – длительный, затянувшийся. Меланхоличный моросящий, почти незаметный, дождь навевает дремоту; шаловливый и теплый слепой дождь с солнечными каплями-искорками приносит веселье.
Мрачный грозовой дождь нагоняет ужас; резкий снежный дождь больно сечет лицо – так, что на глаза наворачиваются слезы.
Полосовой дождь – как зебра, играет с людьми: выглянул-спрятался, и не скрыться от него нигде, только прошел – и снова здесь…
Дожди – как люди, все они разные и не похожие друг на друга. Что же касается того, как именно идет дождь, то и здесь вариантов не меньше: он моросит, капает с неба, льет стеной, бежит ручьем…
Величаво и строго марширует прямой дождь, хлещет косой ливень, ложится извилистыми плетьми дождь в ветреную погоду, называемый в народе «косохлест» или «подстега». Течет бурными потоками по земле летний ливень, а мелкий осенний грибной дождичек почти полностью впитывается в сухую землю.
У каждого дождя – свой характер, и все они ведут себя по-разному. Интересный факт: в основных европейских языках, английском, французском и немецком, говорят просто «дождит» (в английском также – «дождь падает вниз»). В противоположность им, у славян дождь всегда – личность, «он», практически одушевленная сила, по-разному проявляющая себя. Поэтому для его описания и названия и употребляется столько различных слов.
4. Слова – «родственники».
Слова - родственники это однокоренные слова. Дождавшийся, дождить, дождевик, дождичек,
Дождавшись, дождь, дождевка, дождишко,
Дождаться, дождящий, дождемер, дождище,
Дождивший, дождевой, дождеприемник, дождливейший,
Дождило, дождевание,дождик, дождливость,
Дождись ,дождевалка, дождина, дождливый,
Дождит, дождевальный, дождинка.
5..Слово во фразеологизмах.
Любопытны и фразеологизмы с его участием: к примеру, для обозначения сильных, обильных осадков у нас употребляют выражение «дождь льет как из ведра», а в испанском языке – «идет кувшинами».
6. Слово в фольклоре. Пословицы и поговорки-
По капле дождь, по росинке роса.
Дождь как из ведра.
Идет дождь даст, он рожь.
Крупен дождь не спор.
С неба пришел,в землю ушел.
Шел долговяз в сырую землю увяз.
Стихотворения- Иван Бунин.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапно дождь косыми полосами.
Федор Тютчев.
Лил теплый летний дождь- его струи,
По листьям весело звучали.
7. Слово в живописи.
АлександрГригорьевичСтройло.
«Дождь прошёл»
АлексейКондратьевичСаврасов.
«После дождя»
АрхипИвановичКуинджи.
«После дождя»
9. Слово в музыке.
Леонид Агутин-« Дождь надоел»
Потап и Настя-« Лил дождь»
Юрий Карпенко – «Летний дождь»
10. Слово в других языках.
азербайджанский: yağış
армянский: անձրեվ
башкирский: ямғыр
белорусский: дождж
болгарский: дъжд
венгерский: eső
древнепрусский: aglō
жемайтский: lītos
итальянский: acquazzone
латгальский: leits
латинский: pluvia, imber, pluit
латышский: lietus
Заключение
Работая над этим проектом, мы изучили много самых разных источников. Интересно было работать со словарями, Интернет-ресурсами.
В заключение хотелось бы отметить, что
- мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.
- познакомились с этимологией слова дождь, его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова дождь в фольклоре, литературе и в живописи.
- поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с
2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.
3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.
4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.
5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983
6. http://zagadochki.ru/zagadki-pro-hleb-s-otvetami.html
7. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html
8. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hleb.html
9. http://hlebosol.info/raznoe/zametki/aforizm/
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F
11. http://sovmusic.ru/result.php?type=simple&searchterm=%F5%EB%E5%E1&searchtype=name&submit.x=0&submit.y=0
12. http://www.ufolog.ru/names/order/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2
13. http://istorya-familii.ru/story.php?name=%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81
14. http://belxleb.by/nacionalnye-nazvaniya-xleba/
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%E5%E1%EE%F0%EE%E1
16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1
17. http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/etimologija/pochemu-hleb-nazvali-hlebom
18. http://что-означает.рф/%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1
19. http://vslovare.ru/slovo/bolshoij-jentziklopedicheskiij-slovar/hleb
Приложение №1
1 вопрос: Напишите ЛЗ слова «дождь» -15
2вопрос: как слово «дождь» звучит в других языках? -5
3 вопрос: какие пословицы вам известны со словом «дождь»?-3
4 вопрос: какие загадки вам известны со словом «дождь»?-10
5 вопрос: какие народные приметы вам известны со словом «дождь»?-о
6 вопрос: какие фильмы вам известны со словом «дождь»?-1
Три загадки Солнца
Привередница
Мороз Иванович
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Мороз и заяц