учебный проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 131.47 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Починковский сельскохозяйственный техникум»
Особенности соревновательного метода в физическом воспитании
Учебный проект
Разработчик:
Субботина С.С., обучающаяся 151группы
Преподаватель ООД:
Каткова Т. Н.
Починки, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………...5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ………………………...17
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода…….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Соревновательный метод используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма – соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма – относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).
Актуальность работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод – основной объект работы.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.
Цель работы – исследовать особенности и теорию соревновательного метода.
Объектом работы является соревновательный метод в физическом воспитании.
Предмет работы – соревновательный метод в физическом воспитании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.
2. Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в физическом воспитании.
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
1. Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами, как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию
2. Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами – лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и другие. Также необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания, а именно, развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой.
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
3. Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Основные задачи эстетического воспитания при использовании соревновательного метода:
Существенно, что эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений, а определяются более всего тем, что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с этим способствует достижению идеала всестороннего гармонического развития личности. Хорошее здоровье – одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетическое восприятие.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
4. Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в соревновательных условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий могут быть постояннодействующими факторами формирования характера спортсмена.
Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену.
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена, являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдельных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств, спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе, и отношения, связанные со стремлением к лидерству. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем, чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
В занятиях соревновательного характера решаются задачи нравственного, умственного, эстетического и волевого воспитания за счет использования тренером определенных методов воспитания.
В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.
Метод убеждения заключается в том, чтобы донести занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо поступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.
В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.
Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и другие. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример тренера и другие .
Метод упражнения позволяет каждому преподавателю и самому занимающемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результат повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.
Надо не только разъяснять, но и постоянно упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Наглядный пример. Суть этого метода – целенаправленное воздействие тренера назанимающихся личным примером, а также другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если тренер пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся.
Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.
Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно, исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.
Степень наказания должна соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих .
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена .
1.2 ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА
соревнователь нагрузка упражнение атлетике
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Особенности соревновательного метода:
Соревновательный метод позволяет:
Достоинства соревновательного метода:
1. Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
2. Данный метод позволяет воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену и стимулировать развитие специальной тренированности.
3. Органическое включение соревновательного метода в процесс тренировки. В спортивной тренировке соревновательный метод используется в качестве избранных соревновательных упражнений – это те самые целостные действия, которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в том же виде, что и в условиях состязаний по избранному виду спорта. В спортивной тренировке баскетболистов это игры, характеризующиеся повышенной интенсивностью и возможностью периодического выключения из процесса игры. Соревновательный метод в условиях тренировки направлен непосредственно на решение тренировочных задач; также он позволяет моделировать собственно-соревновательные упражнения.
4.Формирование черт спортивного характера (необходимость предельного выявления своих возможностей и в то же время способность владеть собой в самых сложных ситуациях).
5. Фундамент тактического мастерства спортсмена.
Недостатки соревновательного метода:
1. Ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.
Таким образом, организацией деятельности в соревновательном методе является сопоставление сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований. Характер деятельности – соперничество и высокий эмоциональный фон стимулируют максимальное проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Особенности поведения занимающихся – наличие моментов противодействия, столкновения противоположно-направленных интересов создают условия формирования как положительных, так и отрицательных черт характера. Применение метода – собственно соревнования или в процессе физического воспитания (как один из специфических методов). Обязательное условие – физическая и психическая подготовленность занимающихся.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА
Использование соревновательного метода в тренировочном процессе оказывает значительное влияние на развитие определенных двигательных умений и навыков, тактическую и техническую подготовленность. Данный метод на тренировке может использоваться как в тренировочной игре, так и в отдельных упражнениях, характерных и нехарактерных для лёгкой атлетики.
Дозирование нагрузки при использовании соревновательного метода в учебно-тренировочном занятии по лёгкой атлетике будет рассмотрено на примере некоторых упражнений.
1 Использование соревновательного метода в тренировке низкому старту. Учащиеся под руководством преподавателя занимают стартовые места и по команде делают стартовый разгон на дистанции от 10 до 40 метров.
2 Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как обще-развивающими, так и специально развивающимися, характерные для лёгкой атлетики. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря – баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое. Например:
3. Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для лёгкой атлетики характерны такие игры как «салки», «гонки», «у медведя во бору» и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что соревновательный метод играет большое значение как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Задачи, которые были поставлены в начале написания работы, успешно решены. А именно, удалось обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей. Нужно отметить, что удалось показать как с помощью задач нравственного, эстетического, умственного и волевого физического воспитания происходит всесторонне воспитание личности. Особенно ярко некоторые из этих задач выражаются в занятиях соревновательного характера. Также в теоретической главе описаны особенности соревновательного метода, его достоинства и недостатки.
В работе также были описаны дозировки нагрузки при использовании соревновательного метода.
1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 2013 г.
2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт; 2011 г.
3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис. канд. пед. наук. -М., 2011.
4. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. - М.: Ленос, 2013 .
5. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2014 г.
6. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Вильчковский Э.С. Физкультура в школе. 2012.
7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 2011. - 256 с.
8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 2013.-375 с.
9. Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2015г.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем белые грибы пастелью
Пятёрки
Есть в осени первоначальной...
Заповеди детства и юности