В проектно-исследовательской работе ученицы 11 класса Семеновой Анны рассмотрены основные причины самоубийст подростков, факторы риска, влияющие на развитие суицидального поведения. Приведен анализ статистических данных по проблеме. Кроме этого, ученица совместно с руководителями проекта подготовила рекомендации для родительских собраний в 5-11 классах, которые были предложены родителям школы в течение учебного года.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semenova_anya.docx | 233.63 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №953»
Проект по теме:
«Корреляция суицидального поведения с подростковым периодом в жизни человека»
Работа ученицы 11 класса
ГБОУ Школа №953
Семеновой Анны
Научный руководитель: Кононова Татьяна Владимировна
Рецензент и соруководитель: педагог-психолог Новик Елена Евгеньевна
Москва, 2016 год
Оглавление
Самоубийство — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире совершается более 800 тысяч самоубийств.
Что может быть проще при возникновении сложно жизненной проблемы, чем простой штрих на запястье или пачка снотворного «на ночь»?
Многие дети и подростки думают именно так.
Вы можете заметить у своих детей шрамы на запястьях, депрессивные записи в соц. сетях или потухший взгляд, но знаете ли вы, что при этом делать?
Что вы должны знать, чтобы вовремя увидеть суицидальные наклонности своего ребенка и максимально снизить риск самоубийства?
Возможно, что моя проектная работа сможет помочь многим родителям быть в курсе и помочь своим детям справиться с этими трудностями вместе.
Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых по законам первобытнообщинного строя жили люди.
В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.
В древней Греции право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве, вызвала лишь осуждение. В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек, в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.
Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Точнее, в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душой мог распоряжаться только тот, кто ее дал – то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление.
В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством». В 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку, совершив самосуд, они уходили от наказания. В 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.
Первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Дэвид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился опубликовать свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий.
Поскольку отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными. Постепенно во всем мире стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц.
Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес парасуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.
По мнению некоторых специалистов, у большинства неудавшихся самоубийц существует очень высокая вероятность повторной попытки самоубийства. По официальной статистике 1 из 100 человек, предпринявших попытку суицида, повторит ее в течение года.
Среди причин самоубийств выделяют следующие:
Стоит отметить, что большая часть этих факторов затрагивает именно подростков, как людей с неокрепшей психикой и восприятием мира, что говорит о том, что, по идее, именно они должны быть в группе риска. Но рассмотрим также статистику самоубийств, выделив основные факторы риска.
Рассматривая представленный график 2010 года можно сказать, что суицидальное поведение характерно больше для сельского населения, что было для меня неожиданно. Можно предположить, что в России это связано с низким уровнем жизни в селах и маленьких городах.
По данным следующей таблицы за 2008 год можно увидеть, что подростковый суицид имеет большую популярность именно в России. По таблице видно, что он превышает в два раз Польшу, которая стоит на втором месте в рейтинге.
На представленном графике можем увидеть статистику совершенных самоубийств детьми и подростками в России за 2012 год. По представленным данным можно сделать вывод, что самый «опасный» возраст это 14-18 лет.
На графике ниже можно увидеть данные ЮНИСЕФ на 2010 год, на основе которых сделаем выводы, что динамика самоубийств не имеет тенденции на повышение ни среди девушек-подростков, ни среди юношей-подростков.
Изучая материалы по своему проекту, мне удалось найти статистику, связывающую возраст с количеством смертей от самоубийств, которая опровергает мой тезис о том, что именно подростки наиболее склонны к суициду. По статистике и у мужчин, и у женщин, проявивших суицидальное поведение, преобладает средний возраст. Возможно, что это связывается с такими факторами, как, например: кризис среднего возраста, неспособность прокормить семью, потеря работы, разочарованность жизнью и подобное этому.
К факторам, влияющим на уровень самоубийств в обществе, некоторые авторы относят:
Так же выделяют медицинские факторы и психические заболевания, из-за которых так же возможны попытки самоубийства. Отдельно следует рассмотреть депрессию, как фактор риска.
Депрессия — психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте 10—16 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. Общая распространённость депрессии в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %.
Любая депрессия состоит из трех компонентов – расстройства настроения, вегетативных нарушений и усталости.
Первый компонент депрессии имеет отношение к изменениям настроения - печальное подавленное настроение длится больше двух недель. При депрессии появляется тусклое восприятие окружающего мира, все вокруг кажется серым и неинтересным. Присутствуют перепады настроения в течение суток – утром настроение может быть хорошим, но ухудшаться к вечеру.
Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. Как правило, такими факторами являются нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства. Для некоторых личностей сам акт самоубийства как символ (или просто как неудавшийся акт) может быть символом слабости.
Прочные семейные и социальные связи снижают вероятность суицида. Наличие детей, особенно для женщин, а также беременность являются сильными факторами снижения риска. Религиозные убеждения и, в особенности, участие в религиозной деятельности, гиперответственность, наличие творческих планов, а также боязнь физического страдания часто снижают вероятность совершения акта самоубийства. Существенную роль играют поддержка родных и близких; понимание своих семейных обязанностей; полная занятость; наличие психологических навыков преодоления (например, способность переживать утрату, потерю или унижение), подвижность психики и наличие оптимизма.
Именно поэтому я считаю, что представленный мною в приложении материал важен для родителей, для того, чтобы суметь поддержать своего ребенка в трудной жизненной ситуации, где ему это просто необходимо.
8 (800) 200-01-22
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики — важная часть стратегии профилактики. Основным критерием лечения и профилактики самоубийств является формирование антисуицидальных факторов личности, которые впоследствии препятствуют развитию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.
Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся в том числе и в учебных заведениях.
Таким образом, я выделила основные факторы, влияющие на развитие суицидального настроения у человека, и представляю рекомендации для родителей, которые могут помочь предотвратить летальный исход ситуации. Также я опровергла гипотезу, в которой высказывала мнение о том, что суициду более подвержены подростки. Действительно, подростковый период – период первой волны самоубийств, но большее количество приходится на вторую волну – средний возраст. Зато можно сказать, что молодые люди более склонны к импульсным (демонстративным) видам суицида и на них больше влияют различные личностные факторы. Вторая же гипотеза скорее подтвердилась, поскольку 15% процентов депрессий заканчивается именно суицидом.
Дмитрий Леонтьев. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.
Шадина М.Е. Самоубийства среди детей и подростков.
Сорокин. Самоубийство, как общественное явление.
Бердяев Н. О самоубийстве.
Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей.
Кэррол Э. Изард. Психология эмоций.
http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/history.htm
http://www.ya-roditel.ru/parents/helpline/
http://www.who.int/ru/
Приложение
Памятка для родителей по профилактике суицида у подростков
(подготовлена к родительскому собранию в 5-11 классах)
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать. В его биологической сути изначально заложено – выжить и избежать ситуаций, ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок – вот это уже настораживает.
Как утверждает Всемирная Организация Здравоохранения, в мире от самоубийств погибает больше людей, чем от войн и терроризма. И число их растет, сравните: если в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тысяч человек, то в 2000 г. – уже около 1 млн. человек. Каждый год в России от суицида гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях: в 2006 г. покончили с собой 42 855 человек, в 2007 году погибло 41 329 человек (данные Научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского). За последние 15 лет число самоубийств среди подростков от 15 до 18 лет увеличилось в 2 раза.
На сегодняшний день этот вопрос стал очень остро. Для многих подростков характерна некая внушаемость, подражание; стремление быть похожим на кого-то просматривается не только в манере одеваться, но и в поведении, в решении каких-то ситуаций. Видя то, как окружающие озабочены ситуацией, сколько эмоций, обвинений, обсуждений, т. е. внимания вокруг факта самоубийства, склонный к суициду подросток может рассматривать этот вариант как решение своих проблем.
Почему же подростки пытаются покончить собой? Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения? Какие дети могут совершить такой поступок?
Все эти причины объединяет одна самая главная: это глубокое чувство отчужденности, непонимания и одиночества человека, так как ни среди сверстников, ни среди взрослых не нашлось ни одного, кто был бы способен понять его переживания.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может до них достучаться? Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению и воспитание ориентировано в основном на внешнее благополучие. «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков – они всегда правы.
Упрекая ребенка, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Родителям следует понимать: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это кстати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Но случаются варианты, когда подросток приходит к попытке суицида не в порыве импульсивности, а путем долгих обдумываний.
Почему они все-таки выбирают этот вариант как решение?
Специалисты утверждают (и что самое интересное, в этом их поддерживают сами пострадавшие, т. е. дети, имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой».
Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда кончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.
Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Поведенческие признаки
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде – стать неряшливым;
– в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
Что делать?
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Басня "Две подруги"
Волшебная фортепианная музыка
Цветение вишни в лунную ночь
Тупое - острое
Как нарисовать китайскую розу