Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения.
Цель данной работы является изучение внутренней мотивации обучающихся в ОГАПОУ «Валуйский колледж» методом анкетирования и сравнение полученных результатов с успеваемостью студентов. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме «Познавательная мотивация»,
- подготовить методики по изучению мотивации учащихся,
- провести исследование,
- сравнить полученные результаты с успеваемостью учащихся,
- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Предметом нашего исследования явилось изучение внутренней мотивации обучающихся ОГАПОУ «Валуйский колледж» и определение ее влияния на успеваемость.
Объект исследования – обучающиеся ОГАПОУ «Валуйский колледж» (с 1 по 4 курсы).
В качестве гипотезы мы предположили, что внутренняя мотивация в течение жизни обучающегося изменяется и влияет на его успеваемость в учебном учреждении.
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательная мотивация Её влияние на успеваемость обучающихся | 60.41 КБ |
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Исследовательская студенческая работа
на тему:
«Познавательная мотивация.
Её влияние на успеваемость обучающихся
в ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Разработчики: студенты группы МД – 131
Долженко Е., Худобина А., Бутенко М.
Руководители:
Сергеев А.В., заведующий медицинским отделением,
Томарева И.Н., преподаватель профессиональных модулей
Валуйки, 2016г
Введение
Студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед учебным учреждением стоит задача по формированию и развитию у обучающегося положительной внутренней мотивации к учебной деятельности.
Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения.
Цель данной работы является изучение внутренней мотивации обучающихся в ОГАПОУ «Валуйский колледж» методом анкетирования и сравнение полученных результатов с успеваемостью студентов. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме «Познавательная мотивация»,
- подготовить методики по изучению мотивации учащихся,
- провести исследование,
- сравнить полученные результаты с успеваемостью учащихся,
- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Предметом нашего исследования явилось изучение внутренней мотивации обучающихся ОГАПОУ «Валуйский колледж» и определение ее влияния на успеваемость.
Объект исследования – обучающиеся ОГАПОУ «Валуйский колледж» (с 1 по 4 курсы).
В качестве гипотезы мы предположили, что внутренняя мотивация в течение жизни обучающегося изменяется и влияет на его успеваемость в учебном учреждении.
Обзор литературы
Ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация обучающихся, так как результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивации.[8]. На протяжении всего обучения обучающегося в учебном учреждении учебная деятельность является ведущей, и, следовательно, тема формирования мотивации, побуждающих её, представляет интерес для изучения.[1].
Как известно мотивация может быть внутренней или внешней [6]. Внутренняя мотивация – это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренняя мотивация в отличие от внешней никогда не существует до и вне самой деятельности. Когда речь заходит о демотивированности, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, т.е. снижение ее внутренней мотивации.[7]. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте[2]. Важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности обучающихся, и следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы[3].
Существует семь показателей, или признаков, субъективного состояния внутренней мотивированности в деятельности обучающихся и взрослых:
а) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что в данный момент делаешь;
б) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая их сознания посторонние мысли и чувства;
в) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности;
г) четкое осознание того, насколько хорошо, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности;
д) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
е) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро, «летит»;
ж) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле.
Следует отметить, что залогом успешного обучения в учебном учреждении является формирование у учащихся внутренней мотивации, так как внешняя может изменяться по независящим от нас причинам[5].
Описание работы
Так как для успешного обучения в учебном учреждении у обучающихся должна быть сформирована внутренняя мотивация, мы решили выяснить, какая мотивация развита у обучающихся нашего колледжа.
В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа:
Методики исследований
Для изучения направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ОГАПОУ «Валуйский колледж» мы использовали методику для обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету (Приложение 1).
Результаты диагностики
В ОГАПОУ «Валуйский колледж» количество обучающихся на начало 2015-2016 уч.года составило 679 человек [10]. Из них с 1 по 4 курс обучающиеся педагогического отделения – 158 человек, многопрофильного отделения – 191 человек, медицинского отделения – 330 человек.
В диагностике приняли участие 559 обучающихся ОГАПОУ «Валуйский колледж» с 1 по 4 курсы, из них на педагогическом отделении – 140 студентов, на многопрофильном отделении – 175 студентов, на медицинском отделении - 244 студента.
Педагогическое отделение:
Специальность 44.02.01 Преподавание в начальных классах
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09. 2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
11 | 25 | 20 | 16 | 4 | Старокожева Е. И. |
21 | 23 | 20 | 18 | 2 | Фёдорова О. А. |
31 | 24 | 20 | 15 | 5 | Елдынова Н. Д. |
41 | 26 | 26 | 17 | 9 | Сафонова Л. А. |
Всего | 98 | 86 | 66 | 20 | Отсутствовало - 12 |
Внутренняя мотивация | 86 | 39 (45,35%) | 13 (15,12%) | Всего - 52 | |
Внешняя мотивация | 86 | 27 (31,40%) | 7 (8,14%) | Всего - 34 |
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09.2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
14 | 25 | 22 | 8 | 14 | Ерыгин Г.А. |
Всего | 25 | 22 | 8 | 14 | Отсутствовало - 3 |
Внутренняя мотивация | 22 | 7 (31,82%) | 2 (9,09%) | Всего - 9 | |
Внешняя мотивация | 22 | 1 (4,55%) | 12 (54,55%) | Всего - 13 |
Специальность 53.02.01 Музыкальное образование
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09. 2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
2 муз. | 11 | 10 | 4 | 6 | Копылова Е. Н. |
3 муз. | 9 | 9 | 4 | 5 | Корнева О. В. |
4 муз. | 15 | 13 | 8 | 5 | Морозова Н. В. |
Всего | 35 | 32 | 16 | 16 | Отсутствовало - 3 |
Внутренняя мотивация | 32 | 15 (46,88%) | 9 (28,13%) | Всего - 24 | |
Внешняя мотивация | 32 | 1 (3,13%) | 7 (21,88%) | Всего - 8 |
Многопрофильное отделение:
Специальность 39.02.01 Социальная работа
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09. 2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
12 | 25 | 23 | 12 | 11 | Журавлева Е. Н. |
22 | 26 | 23 | 9 | 14 | Гиндин А. С. |
32 | 24 | 22 | 13 | 9 | Швец Н. А. |
42 | 20 | 18 | 10 | 8 | Жирова Е. Н. |
Всего | 95 | 86 | 44 | 42 | Отсутствовало - 9 |
Внутренняя мотивация | 86 | 27 (31,40%) | 19 (22,09%) | Всего - 46 | |
Внешняя мотивация | 86 | 17 (19,77%) | 23 (26,74%) | Всего - 40 |
Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09. 2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
13 | 25 | 23 | 19 | 4 | Гашкова В. Г. |
23 | 25 | 24 | 6 | 18 | Крюкова А. Ю. |
33 | 22 | 20 | 9 | 11 | Беляева Т. А. |
43 | 24 | 22 | 9 | 13 | Крапивина И. Р. |
Всего | 96 | 89 | 43 | 46 | Отсутствовало - 7 |
Внутренняя мотивация | 89 | 28 (31,46%) | 18 (20,22%) | Всего - 46 | |
Внешняя мотивация | 89 | 15 (16,85) | 28 (31,46) | Всего - 43 |
Медицинское отделение:
Специальность 34.02.01 Лечебное дело
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09. 2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
ЛД-11 | 26 | 18 | 14 | 4 | Болотина З. И. |
ФС-221 | 19 | 15 | 8 | 7 | Страхова О. В. |
ФС-231 | 29 | 22 | 20 | 2 | Кирилова О. С. |
ФС-241 | 23 | 17 | 17 | 0 | Овсянников П. Н. |
Всего | 97 | 72 | 59 | 13 | Отсутствовало - 25 |
Внутренняя мотивация | 72 | 30 (41,67%) | 5 (6,94%) | Всего - 35 | |
Внешняя мотивация | 72 | 29 (40,28%) | 8 (11,11%) | Всего - 37 |
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09.2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
СД-11 | 25 | 21 | 12 | 9 | Иванова Е. А. |
СД-12 | 25 | 21 | 13 | 8 | Назаров Г. Ю. |
МД-121 | 24 | 20 | 9 | 11 | Дробышева Т. А. |
МД-122 | 24 | 19 | 7 | 12 | Яковенко Н. М. |
МД-131 | 30 | 22 | 20 | 2 | Томарева И. Н. |
МД-141 | 26 | 13 | 8 | 5 | Пугачева Л. Н. |
МД-142 | 16 | 16 | 6 | 10 | Негода З. Ф. |
Всего | 170 | 132 | 75 | 57 | Отсутствовало - 38 |
Внутренняя мотивация | 132 | 65 (49,24%) | 24 (18,18%) | Всего - 89 | |
Внешняя мотивация | 132 | 10 (7,58%) | 33 (25,00%) | Всего - 43 |
Специальность 33.02.01 Фармация
Группа | Кол-во студентов | Куратор | |||
всего на 01.09.2015 | приняли участие | принявших участие, обучающихся на «4» и «5» | принявших участие, обучающихся на «3», «4», «5» | ||
ФМ-121 | 15 | 11 | 4 | 7 | Лепетюха Н. Н. |
ФМ-131 | 24 | 14 | 9 | 5 | Серебряков А. М. |
ФМ-141 | 24 | 15 | 10 | 5 | Горбенко А. Г. |
Всего | 63 | 40 | 23 | 17 | Отсутствовало - 23 |
Внутренняя мотивация | 40 | 17 (42,50%) | 9 (22,50%) | Всего - 26 | |
Внешняя мотивация | 40 | 6 (15,00%) | 8 (20,00%) | Всего - 14 |
Обработанные результаты видны на диаграммах:
Уровень развития у обучающихся внутренней мотивации по группам (чел):
По результатам диагностики выявлена внутренняя мотивация:
- на педагогическом отделении из 140 опрошенных у 85 студентов,
- на многопрофильном отделении из 175 опрошенных у 92 студентов,
- на медицинском отделении из 244 опрошенных у 150 студентов.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что с 1 по 4 курсы, у большинства обучающихся нашего учебного учреждения развита внутренняя мотивация (327 обучающихся имеют внутреннюю мотивацию из 559 человек, принявших участие в исследовании).
232 обучающихся имеют внешнюю мотивацию. Это не значит, что она «плохая». Но она зависит не от самого ученика, а от внешних обстоятельств, а они, как известно, не постоянны. А, следовательно, вообще может исчезнуть.
Уровень развития у обучающихся мотивации по колледжу (%):
Затем, мы решили проверить, влияет ли направленность мотивации на успеваемость учащихся. С этой целью сначала изучалась успеваемость тех учащихся, у которых развита внутренняя мотивация. Для этого сравнивались оценки за последнее полугодие.
Получили следующие результаты:
Педагогическое отделение:
Многопрофильное отделение:
Медицинское отделение:
Из диаграмм видно процентное соотношение внутренней мотивации между студентами, обучающимися на «4», «5» и «3», «4», «5», что говорит о влиянии внутренней мотивации на успеваемость студентов. Необходимо отметить, что обучающиеся с внутренней мотивацией достаточно стабильно обучались на протяжении первого полугодия 2015-2016 учебного года.
Результаты исследования показали, у большинства студентов, обучающихся на «3», «4» и «5», выявлена внешняя мотивация, но хорошисты и отличники тоже имеют внешнюю мотивацию.
Для сравнения мы решили изучить успеваемость и у тех обучающихся, у которых развита внешняя мотивация. С этой целью, также сравнили оценки за 1 первое полугодие 2015-2016учебного года.
Были получены следующие результаты:
Педагогическое отделение:
Многопрофильное отделение:
Медицинское отделение:
Надо сказать, что у студентов, у которых развита внешняя мотивация успеваемость постоянно менялась с лучшей на худшую и наоборот (на основании текущих оценок).
Общая картина по отделениям ОГАПОУ «Валуйский колледж» следующая:
Педагогическое отделение:
Многопрофильное отделение:
Медицинское отделение:
Выводы
1. Внутренняя мотивация напрямую зависит от успешного обучения студента в колледже: чем выше внутренняя мотивация, тем лучше и стабильнее успеваемость обучающегося.
2. Внутренняя мотивация обучающегося имеет место изменяться в период обучения в колледже.
Результаты исследования могут рассматриваться:
1) как показатель эффективности (качества) применяемой преподавателем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);
2) как показатель способности преподавателя активизировать мотивационную сферу обучающихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);
3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
Библиографический список
1. http://www.childpsy.ru/upload/dissertations_1999.htm
2. http://www.openclass.ru/knowledgedbs/28429
3. http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page15713.html
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984.
5. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989.
6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
9. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 7 - 9)
10. http://www.val-colleg.ru
Приложение № 1
Тест-опросник на выявление мотивации
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
∙ верно – (+ +);
∙ пожалуй, верно – (+);
∙ пожалуй, неверно – (–);
∙ неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
Вы студент, обучающийся в группе ___________
Вы учитесь на «4», «5» ______
Вы учитесь на «3», «4», «5»______
1. Изучение предметов в колледже даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемые предметы мне интересны, и я хочу знать как можно больше.
3. В изучении предметов в колледже мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует преподаватель.
5. Трудности, возникающие при изучении предметов, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении предметов в колледже, кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя.
11. Изучаемый на уроках материал с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими однокурсниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к урокам, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны сколледжными предметами.
18. Предметы в колледже даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы большинство предметов из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предметов. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предметов.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
∙ 0–10 баллон – внешняя мотивация;
∙ 11–20 баллов – внутренняя мотивация
Повезло! Стихи о счастливой семье
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Ворона
Самый богатый воробей на свете