Данная работа является результатом деятельности краеведческого кружка.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 59 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа села Оркино
Петровского района Саратовской области»
выполнили: учащиеся 9 класса
Воронин Максим, Скупов Дмитрий
руководитель: учитель истории Плакина Е.В.
с. Оркино
2016 год
Существует множество источников познания (информации), в том числе легенды и предания.
ЛЕГЕ́НДА один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.
ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем устной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве).
У нас появился интерес: какие секреты хранит время, как жили люди, во что верили. А помочь нам смогут легенды и предания нашего края.
Историю жизни края можно изучить по легендам и преданиям. Легенды и предания являются великой тайной прошлого. Все эти села и деревни имеют глубокие корни и интересную историю. Наше село не является исключением. Как и у любого народа, имеющего свои легенды и предания, таковые есть и у нас. В своей работе мы хотели бы поделиться информацией, найденной нами при изучении истории образования села.
Цель нашей работы – пропаганда изучения исторических сведений села Оркино, быта и культуры населяющего его народа.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Поиск информации о существующих легендах и преданиях мордвы –эрзя. 2. Обобщение полученной информации.
Источником получения информации послужил Мордовский этнографический сборник Алексея Шахматова. Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1929 гг). Русский языковед, исследователь русского летописания, академик (1897), профессор (1909). В 1905-06 гг. изучал диалекты двух эрзянских сел Саратовского уезда – Сухого Карабулака (Арчилова) и Оркина. В 1910 году выпустил «Мордовский этнографический сборник», ставший сенсацией в широких научных кругах.
Сборник содержал предания, обычаи, сказки, пословицы, поговорки, песни, рассказы, письма, очерки звуковых особенностей местных диалектов. Его исследовательская деятельность была высоко оценена императорским географическим обществом.
История села.
С.Оркино основано в 1712 году. Население 650 человек. Расположено на Юго-Востоке Петровского района в урочище одного из истоков р.Чардым в 47 км от г.Петровска. А.Н.Минх в 1910 году дал следующее описание села: «Оркинские дачи представляют первую гористую местность, разделены на южную и северную части широкою и плодородною долиной, в которой лежит село.
Южная часть оркинских дачь представляет собой ряд параллельных хребтов, тянущихся с запада на восток, перерезанных глубокими оврагами и долинами…. Северная часть оркинских дач не менее гориста».
Повсюду горы и горные склоны, за весьма редкими исключениями, покрыты лесом и лесной порослью. Здесь растут преимущественно дуб, береза, осина и липа, затем вяз, клен, неклен, рябина и ива. По оврагам – ивняк, ольха и во множестве терновник и орешник. В лесах водятся волки, лисы, белки и зайцы. Из птиц много куропаток и тетеревов.
Коренное население с. Оркино – мордва, но откуда они пришли не помнят. Называют они себя Эрьзя. По генеральной ревизии 1745-47 г.г. уже показана деревня Оркина Петровского уезда, заселенная мордвой из Пензенского уезда деревень Мачима и Садома.
Шахматов дает три варианта названий: Рождественское, Кучугуры и Оркино. Жители села настаивают на последней версии.
Существует предание, что пришедший сверху мордвин Орька, облюбовав эти места, выпросил у правительства позволение поселиться здесь, с несколькими семьями других мордвов: полагают, что это было в начале XVIII века. Узнав о привольном житье Орьки и его товарищей, пришло к нему еще несколько мордовских семей из верхних деревень: Козловки, Еремовки, Сарайкина и поселились на месте нынешнего Оркина отдельными хуторами и дворами. Имя Орьки перешло впоследствии к образовавшемуся селению, которое правильно должно называться – Орькино. До сих пор есть в селе несколько семей, носящих фамилию первого засельщика – Ортины, Орькины.
А.Н.Минх, исследуя мордву села Оркина, отмечал: «…сеют они пшеницу, овес, ячмень, просо, гречу и особенно много подсолнечников; картофель сеется на своих полях и в огородах…». Кроме полеводства оркинские крестьяне занимались усадебным земледелием. Большое развитие получило огородничество. Из огородных культур мордва разводила свеклу, морковь, капусту, огурцы, репу, редьку, лук. В первой половине XIX века важнейшим продуктом питания стал картофель.
Садоводство было развито слабее, фруктовые сады появились лишь в конце XIX века. По замечанию А.А.Шахматова , «…сначала в с.Оркине совсем не было садов. Прежде всех рассадили яблоневый сад Богомоловы, а после все остальные стали рассаживать каждую весну и каждую осень, кто сколько успеет.
По замечанию А.Н.Минха, на юге прямо напротив села находится возвышенность – Самодурова панда, у подножия которой расположен фруктовый сад, орошаемый естественным источником одного из южных отрогов Самодуровой.
Важное место в хозяйстве мордвы занимали скотоводство и птицеводство, основной целью которых было получение продуктов питания: молока, масла, мяса, а также шерсти и меда.
На месте нашей деревни были некогда разбойничьи притоны. От старожил известно, что есть описание одного места, где жил Стенька Разин. Это место и теперь можно хорошо узнать: огромная гора, похожая на дверь, называется Каменный двор. Посреди ее бугор, на нем дубовый лесок, посреди леса березы, из-под берез – родник. Вот там и жили разбойники. Вокруг Каменной горы есть еще две, называются они – Караульные горы. Разбойники в этих горах подкарауливали проезжих. Увидев путника, разбойники дергали за цепь, к концу которой были привязан колокол. Звук колокола слышали их товарищи и были готовы к нападению. Чуть дальше есть овраг – называют его Банным. Там у разбойников была баня, туда ходили мыться. Существует предание о кладе. В землянке, где жил Стенька Разин есть три чана. В одном медь, в другом серебро, в третьем – золото. На среднем чане расстелен ковер – самолет. На нем лежит икона Божьей Матери, перевернутая ничком, на иконе – пистолет. Это все положил Стенька Разин и сказал: «Кто хочет быть на моем месте и взять мои грехи и блаженствовать с моим добром. пусть возьмет пистолет в правую руку, а икону в левую и прострелит икону прямо в сердце. И тогда станет делать, что хочет. И деньги возьмет, и самолет, но душа его будет на Стенькином месте». А сам Стенька не умер, его проклял Бог, он живет в лесу, в таком месте, куда никто попасть не может, земля его за его грехи не принимает, а Бог не принимает его душу. Он и лежит на боку на каменистой земле. Когда садиться солнце, собираются к нему из леса змеи, лягушки и всякие гады, и начинают его высасывать. С восходом солнца остается от него только душа и кости. За день тело его опять нарастает, и так он будет мучиться до конца света или когда кто-нибудь возьмет икону и прострелит ей сердце, возьмет деньги и тогда после своей смерти станет на его место.
Есть еще одна легенда, когда не было нашего селения, в этих местах жили разбойники и жила с ними девушка. Когда рядом стали населяться села, они решили оставить это место и уйти подальше. Решили и собрались, а ту девушку оставили в землянке, заперев ее там. Но эту девушку любил их атаман, и вот он решил выпустить ее. Под предлогом того, что атаман забыл в землянке что-то важное, он вернулся, выпустил девушку и наказал ей идти в русское село, найти хорошего парня и выйти замуж. Также, атаман открыл ей тайну сокровища землянки. И сказал ей: «Если тебе будут нужны деньги, отправь мужа в землянку, пусть он отопрет ее и возьмет, сколько надо, но сама в землянку не входи – будет тебе погибель».
С этими словами атаман выпустил девушку и ушел сам. А девушка пошла в указанное ей деревушку, под названием Лох, устроилась к одному богатому мужчине в работницы, а потом вышла замуж и ушли они жить в Орькину деревню. Жили он хорошо, ни в чем не нуждались. Нужны им были деньги, поедут они к землянке, возьмут, сколько им надо и опять живут, ни в чем не нуждаясь.
Существует еще одна легенда, как христианство пришло в мордовский народ. Мордва изначально были язычниками, почитали своих богов и праздновали свои праздники. Когда село разрослось, мордву заставляли креститься насильно. Велели накупить икон, мордва накупили иконы Николая и стали называть его русским Богом. Но, не смотря на то, что иконы были в каждом доме, молиться мордва на них и не собиралась. Тогда священник с пономарем что придумали: сам священник входил в дом к человеку, а пономарь прятался в углу, где висела икона. Священник входил в дом и спрашивал хозяина, молится ли он и члены его семьи русскому Богу. Хозяин отвечал, что молится, а пономарь из-за угла и говорил: «Нет!». Тогда священник брал с хозяина штраф 5 рублей, за то, что он не молится. Так происходило каждый раз. Что же сделал один человек? Он взял и выколол иконе глаза. Когда священник пришел в очередной раз и увидел испорченную икону, он наложил на хозяина дома штраф в 25 рублей и заставил купить новую икону. Потом опять пришел проверить, спрашивает: «Молишься?», Тот отвечает: «Молюсь». А пономарь опять из-за угла «Нет». Тогда священник наложил опять штраф в 15 рублей. Хозяин дома в сердцах взял и выкинул икону во двор. Во дворе у него кормились три свиньи. Он взял и бросил икону им под ноги. Когда священник пришел вновь и не увидел иконы, он стал расспрашивать хозяина, куда она делась. Тот стал отказываться, говорить, что не видел и тогда священник под страхом штрафа в 100 рублей выпытал следующий ответ: «А кто ее знает? Чай я ее не держу, у нее своя Божья воля, куда задумает – туда и пойдет. Я с Богом не хожу и не знаю, куда он ушел. Дети вчера видели, по двору ходил, а куда делся – не знаю. Пойдемте - поищем». Стали они икону искать, и тут священник увидел краешек иконы в загоне для свиней. Вытащили ее, и вот какое объяснение получил священник: «Как он к свиньям попал – не знаю. Ночью шел, наверное, домой, да спьяну двери перепутал и попал к свиньям. А им что, они свиньи, вот и затоптали». Священник стал возмущаться, как же он смеет клеветать на икону, ведь она из дерева, и только расписана по образу человеческому. На что хозяин ответил: «А почему же, если она деревяшка, на меня клевещет, что я ей не молюсь?» С того дня священник с пономарем перестали ходить по дворам. Понемногу народ стал признавать христианских Богов и начал молиться им.
Не смотря на то, что мордва приняли христианство, еще долго люди верили в разную нечисть, окружающую их повсюду. Так, например, долгое время после крещения, мордва верила в существование юртавы. Это существо похоже на русского домового, только оно женского рода. Ее также как и русские домового переносили из старого дома в новый, а если у хозяина не было дома, и он строил свой первый дом, то юртаву делали. А делали ее так. Собирались ночью знахарки старушки, находили кремень, брали черную курицу, в середине двора вырывали ямку, в ямке резали курицу и выпускали туда ее кровь и при этом молились, прося рождения юртавы доброй к своему хозяину и скоту, чтобы она не допускала козней других юртав и сама по дворам не ходила. В ямку, на кровь клали хлеб, соль, мясо, молоко сливки, накрывали кремнем. И вот из этого, по преданию, рождалась юртава. Кто хотел ее увидеть, должен был в ночь на Ивана Купалу сесть под бороной и смотреть на свою лошадь. Если юртава любит свою лошадь, она будет за ней ухаживать, чистить, заплетать в косу гриву и хвост, а если не любит – то и гриву оборвет, и хвост вырвет, а если хозяин так и не продаст эту лошадь, то и опрокинет ее спиной в колоду, что было губительным для лошади. Еще юртаву можно было не только увидеть, но и услышать. Если у хозяина случается какая-то беда, то юртава станет вопить, предупреждать, а если ее рассердить, то и самого хозяина ощиплет.
Автор стихотворения:
Кузнецова Вера Петровна –
ветеран педагогического труда,
учитель русского языка и литературы
Оркинской школы
Средь равниной Саратовской области
Есть село, все в сиянии гор.
Здесь потомки живут вольной вольности
Предки с Разиным брали топор.
Здесь веками с нуждой вел сражение
Терпеливый мордовский народ…
…Здесь природа сама сходна с песнею
Вот лесистый запев, косогор
И леса, словно хор, стеной тесною
Загляделись в небесный простор.
Прекрасная химия
Волшебная фортепианная музыка
Лавовая лампа
Серебряное копытце
Филимоновская игрушка