Мы знаем о взаимосвязи живой и неживой природы.Река Кабан протекает через наше село.На её берегах мы отдыхаем летом.Но мы не знаем, какое влияние оказывает человек на жизнь этой реки.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rab._reka_kaban.docx | 199.58 КБ |
Муниципальное казенное учреждение
«Отдел образования» Администрации
муниципального района Краснокамский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
на тему:
« Река Кабан и человек»
КамалиеваГульназАлмазовна
2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Новокабаново»
муниципального района Краснокамский район
Республики Башкортостан
Руководитель: Аюпова Лилия Насимовна
учитель начальных классов
с. Новокабаново
2013-2014 учебный год
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………..2
Основная часть………………………………………………………………….3-7
1 раздел. Географическое положение реки Кабан……………………………………………………………………………..3
2 раздел. Значение слова «кабан»……………………………………………...3
3 раздел. Растения, которые встречаются на берегу реки……………………3
4 раздел. Рыбы, которые обитают в реке………………………………………4
5 раздел. Экология реки………………………………………………………...4-6
6 раздел. Экологическая сказка………………………………………………...6-7
Заключение……………………………………………………………………....7
Литература……………………………………………………………………….8
Приложение……………………………………………………………………...9
1
Введение
Актуальность
Мы знаем о взаимосвязи живой и неживой природы.
Река Кабан протекает через село Новокабаново. На её берегах мы отдыхаем летом. Но мы не знаем, какое влияние оказывает человек на жизнь этой реки.
Цель исследования: Определение влияния человека на экологию реки Кабан через анализ информации для создания « Паспорта здоровья реки Кабан»
Задачи:
1. Определить географическое положение реки Кабан.
2. Выяснить, что значит слово «кабан» у разных народов.
3. Выяснить, какие виды растений встречаются на берегу реки Кабан
4. Выяснить, какие рыбы водятся в реке Кабан.
5. Выявить взаимное влияние реки Кабан и человека.
6. Сочинить сказку о реке Кабан.
Методы исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, получить информацию через интернет. Моя работа относится к теоретическим исследованиям.
Результаты исследовательской работы: составлен «Паспорт здоровья реки Кабан», который состоит из шести разделов и содержит информацию о влиянии человека на экологическую обстановку реки.
Практическая направленность исследования
В учебнике по предмету «Окружающий мир» нет сведений об экологических проблемах реки Кабан. Мы думаем, что ребята, которые изучают этот предмет, тоже хотят знать о том, как человек влияет на жизнь реки. Мое исследование поможет им в этом.
Проблема: Какое влияние оказывает человек на жизнь реки Кабан?
Гипотеза: Предполагаю, что человек оказывает некоторое влияние на жизнь реки Кабан
Тема работы: «Река Кабан и человек»
Объект исследования:река Кабан
Предмет исследования:география реки, история происхождения названия реки, растительный мир реки, животный мир реки, экология реки, сказка о реке.
Ожидаемый результат: определено влияние человека на экологию реки Кабан и создан «Паспорт здоровья реки Кабан»
2
2. Основное содержание
1 раздел.Река Кабан берёт начало из болота Аю (Аю сазы) . Она течет с востока на запад, разделяя село на две части. Её длина 8-10 километров, впадает в болото Давар. А дальше сливается с рекой Апаиш и впадает в реку Белую. Наша речушка небольшая и неглубокая.
В давние времена она называлась Таубакты. И вот в 1839 году 28 жителей деревни Кабан, называя себя башкирами, получили земельные паи и разрешение поселиться вдоль реки Таубакты. Переселенцы назвали свою деревню Новокабаново, а кто остался в прежней деревне стали называться старокабановцами. Со временем прежнее название реки забылось
и река стала называться по названию деревни река Кабан.
2 раздел. Я пыталась узнать, как произошло название реки и села.
Есть три варианта происхождения названия:
1)В нашей местности в достаточно большом количестве водились дикие кабаны;
2)Название реки могло произойти от названия деревни вТатарии, откуда изначально переселились люди на правый берег реки Белой.
3)В переводе с древнетюркского языка «каб» значит вырытый, выкопанный, а частичка «ан» означает река.
3 раздел. Вдоль берегов реки растут ивы, много камышей. На песчаных берегах растёт мать и мачеха, встречается фиалка трёхцветная. Также я встретила на берегу реки тростник, сусак зонтичный, горец. А ещё по берегам нашей реки растут полынь, пустырник, лапчатка гусиная, лопух.Эти растения являются лекарственными. Например, мать и мачеха поможет от бронхита, кашля, улучшает процесс пищеварения. Тростник является мочегонным и потогонным средством. Пустырник улучшает работу сердца, успокаивает нервы. Лопух является противоопухолевым растением, применяется для заживления ран. Из него получают репейное масло для улучшения роста волос. А ещё лопух применяют при гастритах, ревматизме. Полынь используют для улучшения пищеварения, как успокоительное при бессоннице и неврозах, для заживления ран. Фиалка трёхцветная поможет при аллергиях, диатезах у детей, при кашле, при болезнях почек как мочегонное растение.
4 раздел. С целью узнать, какие виды рыб встречаются в нашей реке, я расспросила своего соседа Башарова Ильдана, который часто рыбачит на нашей реке. Выяснила, что обитают в нашей реке ротаны, караси. А ещё я взяла интервью у старожила нашего селаШугаеповаНасимаГумеровича, который много знает о нашем селе, о его людях, истории села. Из его рассказая узнала, что ещё в 50-е годы прошлого века в нашей реке водились такие рыбы, как сазан, щука, окуньки, подлещики. Были также раки.В те годы колхоз организовал рыболовную бригаду. И ловили рыбу в больших количествах.
А сейчас в реке остались только ротаны, изредка попадаются караси. Из-за загрязнения водоема помутнела вода, и сократилось видовое разнообразие рыб.
3
5 раздел.На сегодняшний день проблема загрязнения водоемов является самой актуальной. Ведь из года в год количество загрязненных водоемов в республике растет, а все это по вине неответственных и невнимательных людей. Река Кабан пример к тому. Отчасти ухудшение экологического состояния реки произошло из- за сельскохозяйственной деятельности человека. Перекрывая ход реки, строя запруды, реке наносился вред. Она обмелилась, засорялись родники. В селе нет фабрик и заводов, но весной при таянии снега в реку попадают сельскохозяйственные отходы, мусор. Взрослые у рек моют машины. Люди отдыхают на берегу реки и оставляют после себя мусор. Неприятно, конечно, присесть на полянку, где уже что-то валяется. Ужасно, когда среди мягкой травы босую ножку подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки.
Может показаться, что это и есть главный вред от раскиданного повсюду мусора.
Но ученые смотрят на дело иначе. Что обычно остается на месте, где проводили время и веселились хорошие, в общем-то, люди? Обязательно остатки костра, стеклянные и пластиковые бутылки и банки, жестяные банки от консервов, обрывки бумаги и остатки еды.
Все это ведет себя по-разному и по-разному сказывается на жизни сообщества. Ну, прежде всего, остатки пищи. Они становятся легкой добычей муравьев, червей и даже мелких грызунов типа землероек и мышей. В общем-то, вреда от них нет, уже скоро от них не остается и следа.
Бумага — материал, который не встречается в природных условиях. Но те «кирпичики»-молекулы, из которых она сделана, встречаются и в живой природе. Поэтому бумага живет недолго и скоро (через 2-3 месяца) на земле от нее останется лишь еле заметный слой праха.
Консервная банка — более сложный случай. Она сделана из жести — очень тонкой листовой стали. Но сталь — это железо, которое легко разрушается на воздухе (появляется ржавчина) и при соприкосновении с пищей (тут уже могут образоваться совсем неполезные вещества).
Поэтому железо сверху покрывают тонким слоем лака или другого металла, не так легко поддающегося разрушению. Пока мы используем банку, это хорошо, но когда она остается лежать на полянке — не очень-то, ведь железо разрушилось бы примерно за год. Теперь же такая банка пролежит несколько лет. Частицы металлов разойдутся в слое почвы, потом будут поглощены растениями и потихоньку будут расползаться от места, где была оставлена банка. Полезно ли это? Скажем так, это в пределах нормы (если, конечно, банок не гора человеческий рост).
Стеклянная посуда — случай посложнее. Стекло — материал, который делается на основе песка (конечно, особенного) и некоторых добавок при очень высокой температуре. Материал это очень прочный. Археологи находят стеклянные сосуды, которым 4 тысячи лет. Считается, что время распада стекла — 10 тысяч лет. Но с другой стороны, это материал инертный, то есть с
4
окружающей средой он практически не взаимодействует. Так что опасно стекло
в основном для любителей побегать босиком. Может оно доставить и другие крупные неприятности: в солнечный день — выпуклая поверхность бутылки похожа на линзу, и солнечные лучи могут через эту линзу поджечь сухую траву или мох. Поэтому стекло в природных условиях — совершенно лишнее.
С бумагой, жестью и стеклом человечество знакомо уже сотни и тысячи лет. А вот такая удобная вещь, как пластик, появилась совсем недавно.И ваши родители, наверное, вспомнят те времена, когда таких удобных бутылок и пакетов еще не было.Они не бьются, ими нельзя пораниться. Но сколько они могут пролежать вот так на полянке? Примерно пять лет практически в первозданном виде и еще несколько лет в состоянии распада. И вот тут-то, как говорится, нас поджидает засада.
Пластики — это материалы, которые сделаны из таких «кирпичиков», которых нет в природе. И вот эти-то «кирпичики» совершенно чужды всему живому. Они могут оказать вредное влияние и на растения и на животных и на человека. Еще хуже, если пластик начинают жечь. От горения образуются очень вредные вещества — диоксины. Диоксины легко проникают в организмы растений и животных и приводят к заболеваниям. Никогда не стойте возле костра, в который могли положить пластик!
Ну а сам костер? Пока он горит, сколько вреда приносит! Горит трава, умирают насекомые, горит и верхний слой почвы вместе с полезными земляными червями. За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны, много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
Подумайте, стоит ли так глубоко ранить землю ради минутного удовольствия небольшой группы людей?
Во многих странах за разведение костров и разбрасывание мусора полагается огромный штраф. Наверное, не стоит дожидаться, пока все леса в окрестностях городов России будут завалены мусором и умрут из-за выжженной подстилки (а до этого уже не так далеко). Отдых на природе может принести огромное удовольствие и без пресловутых шашлыков. Ну а банки, бутылки и пакеты несложно забрать с собой и довезти до ближайшей свалки, откуда их увезут на мусороперерабатывающие заводы.Тогда и в следующий раз побывать на этом месте будет приятно.
Из года в год вода в реке загрязняется, гибнут рыбы и размножаются болезнетворные бактерии. О качестве воды в реке или озере можно судить по наличию и состоянию живых организмов. Много разнообразных видов растений и животных обитает в чистом водоеме. По мере загрязнения вод, некоторые организмы погибают, а некоторые – начинают усиленно размножаться. Например, массовое размножение мотыля, червей-трубочников, дафний указывает на сильное загрязнение водоема. В чистом водоеме живут и размножаются такие рыбы, как ерш, окунь, щука, голавль, жерех, раки.
5
Раки в нашей реке пропали , а это первый сигнал тревоги, воду чистой не назовешь. Также исчезли окуни, щука, подлещики. Вода в реке стала непригодна для питья.
В нашей реке теперь и купаться нельзя, так как вода не отвечает санитарным нормам. Всякий водоем обладает способностью к самоочищению. К огромной армии санитаров относятся бактерии, грибы, водоросли. Бактерии могут поглощать в сто раз больше вещества чем весят сами. Что же касается водорослей, то они еще, кроме того, обогащают воду кислородом. Все эти санитары легко справляются со своим делом, если в реку попадает немного сточных вод.
Но худо, когда в воде оказывается большое количество ядовитых веществ. Тогда погибают и сами санитары. Река теряет свою способность к самоочищению. Очищаться от вредных примесей водоемам помогают друзья из мира растений суши. Кроме того прибрежная зелень обогащает слой воздуха над водой; также кроны деревьев затеняют реку ветвями, и благодаря этому, уменьшается испарение воды.
6 раздел. Экологическая сказка.
Жила-была Река. Сначала она была маленьким ручейком. Все говорили: какая вкусная, чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую Реку.
Она очень любила путешествовать. И однажды река оказалась в селе, где жило много людей. Они обрадовались ей и попросили её остаться в селе. Река согласилась, на её берегах загорали люди, купались дети. Река поила всё село.
Шли годы. На её берегах построили ферму, из труб которой в Реку потекли грязные потоки. И вода в ней стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая река!»
Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку. И огородов в реку попадали вредные химикаты. Люди мыли свои машины на берегу Реки.
Покрылась Речка чёрной плёнкой. И совсем заболела. Решила она уйти от людей.
Растения, рыбы и животные очистили реку от грязи. И побежала она в край своего детства.
А жители села на другой день обнаружили, что остались одни без Реки. Не стало в домах света, воды. Нечем умыться, нечего попить. Остановилась жизнь в селе. Тогда самый старый и мудрый сельчанин сказал: «Дорогие односельчане! Я знаю, почему от нас ушла Река. Когда я был совсем маленьким, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и
6
помощницей, а мы относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речкуидолжны попросить у неё прощения.Может быть тогда она вернётся».
Люди долго искали Реку и нашли. Но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили они её вернуться, рассказали как им плохо без неё. Вернулась Река в село помогать его жителям.
А люди убрали весь мусор, очистили стоки фермы и даже выделили специальных учёных следить за её здоровьем. С тех пор в этом селе и Река живут дружно.
3. Заключение
В результате исследования были сделаны выводы:
1. Река Кабан берёт начало из болота Аю.
2. Слово «кабан» может обозначать животное, которое обитает в наших краях.
3. Много видов растений можно встретить на берегу реки Кабан.
4. Многие виды рыб, ракиисчезли из-за безответственных действий человека.
5. Здоровье реки и человека зависят друг от друга.
6. Зная особенности, характер и проблемы реки можно сочинить о ней сказку.
Моя гипотеза о том, что человек оказывает некоторое влияние на здоровье реки Кабан подтвердилась только частично, т. к. я сделала вывод, что влияние человека на экологическое благополучие реки имеет огромное значение.
«Паспорт здоровья реки Кабан» можно использовать ребятам со 2 по 4 класс на уроках окружающего мира как дополнительный материал.
Считаю возможным продолжить исследование по вопросам:
-Почему некоторые растения и животные реки становятся редкими?
- Что можно сделать, чтобы редкие растения и животные не исчезли совсем?
7
Литература:
Азнабаева Ф.Г.,Шафикова Г.Р. Природа и человек. – Уфа: Китап, 2012
Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана.- Уфа: Китап, 2009
Интервью со старожилом села ШугаеповымНасимомГумеровичем, с рыбаком-любителем Башаровым Ильданом. .
Материалы с сайтов Интернета.
Плешаков А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общебразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – 10-е изд. –М. : Просвещение, 2009.
Харисов М. Лекарственные растения. – Казань: Раннур, 1999
Шакирьянов М. Без үзебез-таулылар. – ГУП «Нефтекамский Дом печати»,2010
8
Приложение
Обитают в нашей реке | Обитают в чистых водоёмах |
Ротан Караси | Речной рак Окунь Щука Подлещик |
9
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Золотой циркуль
Рисуем лошадь акварелью
Любили тебя без особых причин...
Л. Нечаев. Яма