Проектная работа.Цель исследования привлечение внимания учащихся к картинам,посвящённым войне 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_borodinskie_chteniya_masalimova.docx | 705.17 КБ |
Тема: «ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ».
Содержание
2.На грандиозном полотне Рубо стр.
3.Простота и правда истории стр.
4.Исследования и разработки стр.
7.Список источников информации: стр.
Живопись - это одно из искусств, позволяющих переносить эмоции и чувства на бумагу. Ни для кого не секрет, что величайшие полотна знаменитых мастеров выставляются в фешенебельных художественных музеях: в Лувре или в Третьяковской галерее. Но немногим удаётся увидеть известные картины вживую - нет возможностей, а порой и интереса. Последнее особенно затрагивает молодое поколение. Казалось бы, интернет предоставляет все возможные виртуальные ресурсы для посещения именитых галерей в онлайн-режиме. Но многие живописью даже не интересуются, что очень печально. Тогда возникают вопросы о том, как обратить внимание моих сверстников к живописи, как вызвать их интерес?
Таким образом, первоначальной целью моего проекта являлось привлечение внимания учащихся к мировой живописи. Но затем мне стало ясно, что такой объем работы не вместится ни в одну научную диссертацию, а не то что в конкурсную работу. Я сузила рамки и взяла за объект своего исследования только русскую живопись. Но и это понятие вмещает в себя бесчисленные множества. Тогда я стала задумываться над тем, чего я ещё я хочу добиться созданием и реализацией своего проекта. Я вспомнила о том, что всегда не только актуально, но и необходимо: о воспитании патриотизма, любви к Родине и своей истории. Величайший пример стойкости и героизма русского народа - 1812 года, это ни для кого не секрет. А картин, посвященных этим событиям, немало написано талантливыми русскими художниками.
Итак, цель проекта была сформирована: привлечение внимания учащихся к картинам, посвященным войне 1812 года.
Для достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:
А посмотрим теперь на вторую часть картины, которую все замечают, но всё же не придают ей большого значения. Посмотрим на небо. Оно не напугано, оно не хмурится, оно спокойно как в любой другой день. Художник использует "тихую" цветовую гамму, в ней даже дым, уходящий ввысь, растворяется, сливается с небом. И уже понимаешь, что некоторые вещи действительно вечны. Нельзя не вспомнить отрывок из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого:
«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» (Л.Н. Толстой,"Война и мир", 2014)
Невообразимый контраст создаёт Франц Рубо на своей картине. Делает это он посредством визуального противопоставления "вечного" голубого неба и действия, которое под ним происходит. Такая композиция картины помогает смотрящему лучше понять не только задумку художника, но и способствует размышлению о том, что такое война и вообще все людские страсти и дела по сравнению с бесконечным небом, которое всегда будет таким же синим и спокойным.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, действуя как единый механизм, потому и картина посвящена подвигу всей русской армии (Франц Алексеевич Рубо, Фрагменты панорамы "Бородинская битва" http://www.museum.ru/1812/painting/rubo/index.html ). Несмотря на это в его панораме можно выделить несколько ярких эпизодов, таких как "Подвиг неизвестного героя" (см. приложение № 2) . Здесь изображён русский военнослужащий, окружённый неприятелями, с которыми он храбро сражается. Видны кровоподтёки на его лице и отсутствие головного убора, который он потерял в ходе боя. Мужество кирасира очень точно описал современный поэт Сергей Михайлович Маслов:
"На грандиозном полотне Рубо -
Созвездие волнующих сюжетов.
Вот, например, "Кавалерийский бой" -
Часами я могу смотреть на это!
Его фрагмент запомнил до седин,
Тот подвиг неизвестного героя -
Средь латников саксонских он один...
Видать, не доскакал, отстал от строя.
Быть может, конь усталый захромал,
Иль прикрывал отход солдата-друга,
И вот трагичный близится финал -
Уж грозные враги сомкнулись кругом...
Держись, солдат, ведь помощь так близка,
На выручку несутся эскадроны!
Но ослабела с палашом рука
И кровь с лица струится на погоны..."
(Подвиг неизвестного героя
Бородинская панорама - Сергей Михайлович Маслов http://www.stihi.ru/2014/01/31/8650)
В отличие от картины Рубо на своём холсте Верещагин детально прорабатывает каждого героя. Вырисовывает самые маленькие складки на одежде, блики солнца на ружьях и штыках, даже подошвы ботинок. В то время как Франц Рубо передаёт масштаб и размах события, Василий Васильевич делает упор на отдельных деталях, без которых, конечно, картина одной из самых кровопролитных битв девятнадцатого века не сложится полностью. Передний план картины пестрит красками, а задний план написан в одной сероватой гамме. Вне сомнения, художник хотел, чтобы смотрящим были внимательно рассмотрены люди на первом плане картины. Композиция картины такова, что он сразу привлекает к себе внимание. Всмотревшись ещё внимательнее, мы увидим французских солдат, приветствующих своего императора (Мельничук, "Верещагин Василий Васильевич. Живопись. Графика", 2013), приближающегося со свитой. Они восторженны, что выглядит очень нелепо. По-жестокому нелепо, потому что рядом лежат окровавленные трупы. Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это поэзия, которую видят, поэтому будет уместно привести строчки современного поэта, Ивана Есаулкова:
"Здесь всё во рву перемешалось:
Голов, рук, ног убитых хаос,
И лица их искажены
Гримасой страшною войны.
<...>
Уж смолк последний залп орудий.
Тела и каски, ядер груды -
Войны ужасные следы.
Французов редкие ряды
Уже редуты занимают,
И каски в воздухе мелькают,
И крик заглушит слабый стон, -
Там, вдалеке, Наполеон..."
(Иван Есаулков - В. В. Верещагин. Конец Бородинского сражения
http://www.stihi.ru/2014/11/19/7886)
Если сказать школьнику, что картины Василия Верещагина и Франца Рубо выполнены в очень сложной технике и что на них изображено одно из ключевых событий Российской история, то он либо уснёт, либо устремит свои глаза на говорящего с немым вопросом: "Ну и что?". Но если представить эту же информацию более интерактивно, вероятно, живопись вполне способна заинтересовать учащихся.
Чтобы понять, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке проекта, мне необходима была консультация специалиста. Поговорив со школьным психологом, я выяснила особенности этой возрастной группы:
Выяснив это, я составила список того, что должна была включать в себя моя интерактивная программа (урок):
Проанализировав полученную информацию, мной была разработана программа, соответствующая всем трём пунктам и названная "Говорящие картины". Это урок игрового формата, отчасти в форме диалога, предназначенный для показа в 5 классах. Он включает в себя:
Работая над данным проектом, я открыла для себя живопись с другой стороны. Ведь не научно-исторические факты о стиле художника, его биографии и поводе написания картины составляют её законченный образ в глазах смотрящего. Когда смотришь на картину, ты видишь и душу живописца, и глубину цветов, и все их оттенки, видишь как героя композиции в отдельности, так и настроение в целом. Из этого и складывается полное ощущение картины. Конечно же, кто владеет знаниями, то владеет миром, но не менее важно, на мой взгляд, уметь пропускать искусство через себя, уметь понимать его. Воспитание в детях любви к Отчизне и патриотизма также не может основываться на одной науке, на одних сухих фактах и датах. Нужно понимать, что за ними стоят реальные люди и события, которые обладают своим особенным, неповторимым духом.
В своей работе я постаралась совместить два вида познания - чувственное и рациональное, чтобы достичь своей цели: привлечения внимания учащихся к картинам, посвященным войне 1812 года. Изучая работы Василия Верещагина и Франца Рубо, я открыла их для себя не только с точки зрения истории, но и с чисто человеческой точки зрения. И я хочу поделиться этими открытиями с другими.
Название моего проекта - "Говорящие картины". Они могут рассказать не только о том, кто их создатель, когда их написали и при каких обстоятельствах, они могут поделиться своими эмоциями и переживаниями. Создавая данную работу, я хотела донести свою мысль о том, что с искусством не только можно, но и нужно говорить, чтобы понять его.
№ 1
№ 2 № 3
7. Список источников информации:
Новогодние гирлянды
Шелковая горка
Дымковский петушок
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Каргопольская игрушка