Работа учащихся 11 в класса, гуманитарный профиль.
Вложение | Размер |
---|---|
Прикладная направленность преподавания математики | 1.76 МБ |
Слайд 1
Классические размеры русского стихосложения. Выполнили: Бойко Дарья, Кожанов Антон , Худяков Максим, учащиеся 11в класса МБОУ СОШ № 15 города Мичуринска учитель математики Пенина Татьяна Ивановна. 2015 год.Слайд 2
«Проверил я алгеброй гармонию» Пушкин А.С. Можно ли с точки зрения математики обосновать, почему русских классических размеров только пять? Предмет исследования: классические размеры русского стихосложения. Цель работы: продемонстрировать своеобразие формально-теоретического подхода к теории русского стихосложения на примере определения размера стиха.
Слайд 3
Реформаторы русского стиха. Твердиаковский Василий Кириллович (1703-1769) Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Слайд 5
В истории русского стихосложения 1730-1740 годы были переломными: на смену силлабическому стиху утверждался стих силлабо-тонический. Тредиаковский , истинный филолог, но с математическим образованием, почувствовал возможности русского языка. Ломоносов, гениальный представитель точных наук, будучи прекрасным поэтом, отстаивал теоретически более строгие правила, ограничивающие поэзию унылыми рамками «идеальных» стоп. С середины XVIII века, благодаря реформе Тредиаковского в области стихосложения и упорядочению Ломоносовым грамматики, синтаксиса и стилей русского языка, сложилась благоприятная обстановка для бурного развития поэзии. Время показало жизненность силлабо-тонической системы стихосложения, созданной Тредиаковским и Ломоносовым. А самый древний критерий всего живого на Земле - выживаемость.
Слайд 6
Математическая модель русского стихосложения Разобьём стихи на строки, строки – на слова, состоящие из слогов. Один из слогов каждого слова является ударным. Зафиксируем два натуральных числа n и k , где k≤n . Отметим в каждой строке слоги с номерами k, k+n , k+2n… Эти слоги считаются сильными слогами ( n, k ) размера . С трока подчиняется ( n, k ) размеру, если выполняется условие, впервые высказанное лингвистом Р.Якобсоном в 20-х годах XX столетия, а затем изученное и развитое в стиховедческих работах математика А.Н.Колмогорова. Если некоторое слово содержит хотя бы один сильный слог ( n, k ) размера, то и его ударный слог является слогом ( n, k ) размера. Другими словами: если ударный слог некоторого слова не является сильным, то это слово вообще не содержит сильных слогов.
Слайд 7
Классические размеры Название Перевод с греческого Размер Хорей Плясовой (2,1) Ямб (2,2) Дактиль Палец (3,1) Амфибрахий Двоякократкий (3,2) Анапест Обратный (3,3) Классическими размерами русской поэзии по определению являются двухсложные и трёхсложные размеры. Таким образом, классических размеров пять.
Слайд 8
Двусложные размеры Ямб: Я помню чудное мгновенье… Унылая пора очей очарованье… Хорей: Буря мглою небо кроет… Царь с царицею простился…
Слайд 9
Трёхсложные размер Дактиль: В мире есть царь, этот царь беспощаден… Дня не проводит Мазай без охоты… Амфибрахий: Есть женщины в русских селеньях… Савраска увяз в половине сугроба… Анапест: Выдь на Волгу, чей стон раздаётся… Что ты жадно глядишь на дорогу…
Слайд 10
Но почему классическими являются только двустопные и трёхстопные размеры, ведь в математической модели размера - ( n, k ) n может быть любым натуральным числом? Этому есть и математическое объяснение. Числа 2 и 3 - простые, значит, их нельзя разложить на множители, то есть они являются устойчивыми системами. Поэтому данные размеры и являются классическими.
Слайд 11
Если n =1, то 1 не является ни простым, ни составным числом. В размере (1,1) все слоги сильные. Читать такие стихи - это скандировать их. Если n =4 или n =6, то имеем составные числа 4 и 6, которые можно разложить на простые множители. Полученные таким образом системы не будут устойчивы. Если n =5, где 5 является простым числом, то такой размер является самостоятельным. Но особенность русской речи такова, что в среднем мы делаем одно ударение на каждые три – четыре слога. Таким образом, классических размеров пять: два – двустопных и три - трёхстопных.
Слайд 12
«В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой замыкались» Пушкин А.С. В своём проекте мы рассмотрели историю создания силлаботонического стихосложения, так как нас заинтересовало то, что основателями этой системы были люди, первоначально получившие математическое образование, а затем применившие полученные знания для проведения реформ в русской поэзии. Мы показали, как можно создать и исследовать математическую модель. Нами был использован арифметический (с помощью чисел и свойств чисел) подход к изучению русского стихосложения на примере работы А.Н.Колмогорова.
Слайд 13
Как в детстве на исходе декабря Пронзает душу свежий запах ели. Нет, видно, говорят совсем не зря, Что жизнь сложней придуманной модели. Ю.И.Гильдерман Науки могут использовать математические выводы, но отнюдь не сводятся к ним. Будем же радоваться бесконечной неизведанности мира, в котором кроме строгих теорем есть волшебная сила слова и неуловимая тайна вдохновения.
Слайд 14
И закончить свой проект мы хотим стихами Архиепископа Иоанна (Шаховского): И оставляет Русь молчанье, И слова голос всесвятой Творит над Русью начинанье Стихов поэзии простой…
Слайд 15
Литература. М. Ломоносов, А. Сумароков, В. Тредиаковский «Стихотворения. Письма» Москва. Издательство «Просвещение», 1999год. Д.Д. Благой «История русской литературы XVIII века» Москва. Учебно-педагогическое издательство, 1955 год. Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии» Москва. Издательство «Мир знаний», 1977 год. А.Н.Колмогоров « Матемитика – наука и профессия» Москва. «Библиотека Квант», 1985 год. Е.Холшевников «Основы стиховедения», «Русское стихосложение». Издательство «Ленинградский Университет», 1972 год. А.Г.Мордкович «Алгебра. 7 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство «Мнемозина», 2009 год.
Галка в чужих перьях
Попробуем на вкус солёность моря?
Хитрость Дидоны
Нарисуем попугая цветными карандашами
Цветение вишни в лунную ночь