ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ – ПОКРОВИТЕЛЬ РУССКОГО ВОИНСТВА»
ТЕЗИСЫ
Бизяева Анастасия Андреевна,
ученица 8а класса МБОУ гимназии г. Советский,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Тюменская область
Актуальность
В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовного просвещения. Приобретая новые знания по истории православия в России, мы лучше узнаем культуру собственного народа. В школьный курс «История Отечества» включено несколько часов, связанных с историей Русской Православной Церкви. Необходимость более близкого знакомства учеников с историей христианства очевидна в школах гуманитарного направления, гимназиях, где ребята на серьезном уровне изучают историю, литературу, мировую художественную культуру. Возникает потребность в дополнительной учебной информации для учащихся.
В процессе работы над темой я приобрела новые знания об истории Отечества через изучение истории святых Русской православной Церкви, познакомилась с моральными и этическими нормами православного русского общества.
Считаю, что мой проект имеет практическую направленность и социальную значимость для гимназии, так как использование представленных в нем материалов на классных часах, собраниях и занятиях дополнительного образования поможет предотвратить разрушение морального и физического здоровья молодого человека.
Знание о русских святых и христианстве разовьет невосприимчивость к представителям тоталитарных сект и групп, предотвратит разрушение морального здоровья школьников. В целом, это приведет к духовному оздоровлению подрастающего человека, благодаря высокому нравственному потенциалу, который несет в себе личность русского святого Георгия Победоносца.
Паспорт проекта
Название проекта | «Георгий Победоносец – покровитель русского воинства» |
Цель, основные задачи проекта | Цель: 1. Помочь подрастающему поколению приобрести новые знания об истории Отечества через изучение истории Христианства. 2. Увеличить численность людей, знающих историю и увлекающихся ею. Задачи: 1. Привлечь современного подростка к сохранению памяти о русских святых деятелях во времена Древней Руси, за счет внедрения в программу воспитательной работы мероприятий на данную тему. 2. Познакомить детей и взрослых с историей жизни и деяниями определенной личности, в данном проекте св. Георгия Победоносца. 3. Изучить литературу и разработать сценарии мероприятий с учетом возраста детей по ознакомлению с православными праздниками в России, связанных со святыми деятелями Руси. 4. Провести мероприятия в рамках деятельности программы школьного самоуправления.
|
Руководитель проекта | Лодягина Ирина Владимировна – учитель истории МОУ гимназии г. Советский |
Автор проекта | Бизяева Анастасия – учащаяся 8а класса МОУ гимназии г. Советский |
Предполагаемый результат | Если у меня получится привлечь внимание сверстников к проблеме изучения культуры своего и другого народа, то ребята будут более терпимы к другим национальностям, а значит - межнациональных конфликтов будет меньше. Знание о русских святых и христианстве разовьет невосприимчивость к представителям тоталитарных сект и групп, предотвратит разрушение морального здоровья школьников. |
Список литературы:
1. Архиеп. Филарет (Гумилевский). История Русской Церкви. М., 2001.
2. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999.
3. Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения.// Вопросы экономики. М., 2001.
4. Русская Православная Церковь в современной России. М., 2001. Кн.2.
5. Тимофеевич А.П. Божии люди. М., 1995.
6. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_istorii_nastya.doc | 717.5 КБ |
rayonnyy_konkurs_issledovatelskih_proektnyh_i_tvorcheskih_rabot.ppt | 525.5 КБ |
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………….…….3
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность…….…………………………………………………………..4
Цели и задачи проекта………………………………………………………4
Этапы работы над проектом………………………….…………………….5
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
2.1.Биография Георгия Победоносца….………………………….……….6
2.2.Некоторые факты и деяния Георгия Победоносца……..…………….7
2.3. Храмы и ордена, посвященные Георгию Победоносцу………….….9
2.4.Даты Христианских праздников, связанных с Г. Победоносцем…..16
2.5.Поговорки, приметы, связанные с Г. Победоносцем…………….….17
2.6..История герба Москвы……………………………………………….21
2.7.Схожесть между Г. Жуковым и Г. Победоносцем……….…….……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………..……23
Паспорт проекта
Название проекта | «Георгий Победоносец – покровитель русского воинства» |
Цель, основные задачи проекта | Цель:
Задачи:
|
Руководитель проекта | Лодягина Ирина Владимировна – учитель истории МОУ гимназии г. Советский |
Автор проекта | Бизяева Анастасия – учащаяся 8а класса МОУ гимназии г. Советский |
Предполагаемый результат | Если у меня получится привлечь внимание сверстников к проблеме изучения культуры своего и другого народа, то ребята будут более терпимы к другим национальностям, а значит - межнациональных конфликтов будет меньше. Знание о русских святых и христианстве разовьет невосприимчивость к представителям тоталитарных сект и групп, предотвратит разрушение морального здоровья школьников. |
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовного просвещения. Приобретая новые знания по истории православия в России, мы лучше узнаем культуру собственного народа. В школьный курс «История Отечества» включено несколько часов, связанных с историей Русской Православной Церкви. Необходимость более близкого знакомства учеников с историей христианства очевидна в школах гуманитарного направления, гимназиях, где ребята на серьезном уровне изучают историю, литературу, мировую художественную культуру. Возникает потребность в дополнительной учебной информации для учащихся.
Цели проекта:
Приступая к работе я ставлю перед собой следующие цели:
Задачи проекта:
И буду пытаться решить следующие задачи:
Этапы работы над проектом
Этапы | Содержание работы |
1. Организация работы | а) определение темы; |
б) разработка основных идей проекта; | |
2. Планирование деятельности | а) анализ проблемы; |
б) определение возможных источников информации; | |
в) определение формы, в которой будет реализован проект; | |
г) определение сроков окончания проекта и представления его к защите | |
3.Реализация проекта | а) поиск, сбор и анализ информации; |
б) разработка макета проекта; | |
в) контроль и коррекция учителем промежуточных результатов | |
4.Защита проекта | а) объяснение результатов работы; |
б) публичное выступление (в классе, на конкурсе и др.) |
1. Разработка основных идей проекта.
Провести исследования по данной теме
1.1. Найти биографию святого.
1.2. Найти интересные факты из жизни и деяния св. Георгия Победоносца.
1.3. Описать и назвать храмы и ордена, посвященные и названные в его честь.
1.4. Найти даты Христианских праздников.
1.5. Найти поговорки, приметы, связанные с Георгием Победоносцем.
1.6. Рассказать об истории герба России.
5. Выявить схожесть между Георгием Жуковым и Георгием Победоносцем.
II. Основная часть
Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Родился он в городе Бейруте (в древности – Берит), у подножия Ливанских гор. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Юношей он поступил на военную службу, его храбрость и мужество были замечены императором Диоклетианом (284-305), и в 20 лет Георгий был принят в стражу императора со званием комита - одного из старших военачальников. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Георгий открыто считал себя христианином. Во время гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный чин и стал исповедником христианства. На вопрос императора, каковы же дела Христовы, Георгий ответил: «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности назвали Победоносцем. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, приказал начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Георгий творил многочисленные чудеса - исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников, за что был подвергнут изощренным пыткам и был обезглавлен в Никомедии около 303 года.
1.2. Некоторые факты и деяния Георгия Победоносца
1) Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников
В честь славного великомученика Георгия жителя Лидии построили храм.
Один из прихожан - Мануил, особо почитавший память святого Георгия и посещавший храмы однажды пошел на престольный праздник в церковь архистратига Божьего Михаила в Хонях и понес туда деньги, пожертвованные верующими для этого храма. Юноша не смог добраться к вечеру до деревни Анатоликон для ночлега, и, увидев в лесу костер, он вышел к нему и попал в убежище к разбойникам. Пока мать расспрашивала его о деньгах, муж и сын были на охоте. Она заперла его в пещере, и в это время пришли с охоты сын и муж. Жена все им рассказала, Мануил подслушал их разговор и стал просить святого Георгия помочь ему. Сын и отец разбойников повели Мануила, якобы, до города Хоня, чтобы отдать пожертвования, но они подвели его к речке и решили утопить, чтобы отобрать деньги. Мануил снова стал молить святого Георгия помочь ему. И в тот же миг появился всадник на коне, сбросил мужчин в реку, подхватил Мануил и довез прямо до города Хони. Св. Георгий наказал Мануилу, чтобы в своем городе он рассказал всем о случившемся.
В этот же день св. Георгий появился в укрытии разбойников и застал там их жену. На весь ее вертеп и на нее саму с неба сошел огонь и спалил все. А Мануил о происшедшем рассказал всем и остаток жизни прожил в покаянии, вере и любви, славя и благодаря Господа нашего Иисуса Христа и его угодника великого страстотерпца Георгия.
2) О коне, пожертвованном воином святому Георгию
Некий всадник прибыл в город Лидду в то время, когда тысячи воинов собрались перед отправкой в поход. Всадник подъехал к храму великомученика Георгия, подошел к мраморной колонне с образом святого и попросил избавить себя и своего коня от всех опасностей войны. И пообещал, если останется невредимым, то в дар преподнесет своего коня. Помолившись он вышел из храма и отправился в поход. Множество воинов погибло во время войны, а сам всадник и его конь остались целыми и невредимыми. После похода он вернулся в Лидду и поблагодарил Господа Бога за помощь, но вместо коня преподнес двадцать солидов, столько же, сколько стоил его конь. Он вышел из храма, сел на коня, но конь стоял не двигаясь. Всадник возвратился в храм и доложил еще десять солидов. Снова вернулся, но конь продолжал стоять. Он продолжал добавлять сумму, но вскоре догадался и решил все же отдать коня. Возвратясь к коню, он сдвинулся с места, и всадник повел его в храм. Из рассказа блаженного Аркульфа мы можем заключить, что обет, данный Богу, свят, и всякое его нарушение по своему усмотрению является большим грехом перед Богом. Поэтому никакую замену или выкуп недопустимо делать без благословения священника, и только как решит и оценит священник, так и должно быть.
3) О сарацине, пустившем стрелу в образ святого Георгия
Знатный сарацин в сопровождении своих друзей вошел в храм и увидел священника, молящегося перед иконой великомученика Георгия. Он удивился, со злобой достал лук и хотел прострелить эту икону, однако стрела уклонилась и вонзилась в руку самому Сарацину. Его рука немедленно опухла и появилась невыносимая боль. Побоявшись смерти и из любопытства об иконе, он послушался рабынь и позвал священника. Священник рассказал Сарацину всю историю о Георгии и об Иисусе Христе.
Сарацин спросил о том, как бы вылечить руку. Священник посоветовал поставить икону около постели рядом поставить лампаду и утром намазать руку маслом из лампады с глубокой верой в бога и чувством раскаяния. Утром сарацин поступил так, как ему посоветовал священник. Боль и опухоль и, правда, быстро прошли. Сарацин расплакался, попросил священника его крестить. Ночью он был крещен и следующим утром убит его сарацинцами. Так, благодаря чудесам великого страстотерпца Георгия, знатный сарацин принял Святое Крещение, совершил подвиг исповедничества за Христа и принял мученический венец.
4) Чудо Георгия о змие
В Сирофиникийской стране при граде Бирите, стоящем над великим Сирийским морем неподалеку от города Лидды, где погребено было тело святого Георгия, в большом озере появился змий, по облику напоминавший дракона. Ужасный и страшный змий часто выходил из воды, нападал на людей и скот и жадно пожирал их. Горожане пытались одолеть змея, но все было безрезультатно. Однажды они собрались у царя, чтобы решить эту проблему. Царь, поклонявшийся идолам, решил отправлять каждый день из одной семьи по жребию сына или дочь. И побежал в конце отправить и свою дочь на съедание змею. Шел день за днем и пришла очередь царю отправлять свою дочь. Она вышла на берег озера и с ужасом ждала змея. Вдруг появился великомученик Георгий. Он расспросил ее, почему она здесь стоит. Она все ему объяснила, но сказала, чтобы он уходил и не погиб вместе с ней. Вода в озере забурлила, и змий выплыл, а бесстрашный воин, потрясая копьем, поскакал к змию, ударил его в открытую пасть и прижал голову к земле. Принцесса привязала змия к веревке и пошла с ним в город. Испугавшийся царь сказал Георгию, что если он убьет змия, то все будут веровать в Иисуса Христа. Тогда святой Георгий вытащил сверкающий меч и на виду у всего города отсек дракону его поганую голову. Люди с радостными криками вытащили мерзкий труп за город и там сожгли его. После этого горожане уверовали в бога и приняли святое крещение. На том месте, где святой Георгий убил змия, была построена церковь его имени, и при ее освящении случилось новое чудо. Из алтаря забил источник живой воды, исцеляющий всякую болезнь у всех, с Верой в Господа нашего, Иисуса Христа и светлого воина Георгия Победоносца.
1.3. Храмы, иконы и ордена, посвященные Георгию Победоносцу
Знак отличия Военного ордена — наградной знак к ордену св. Георгия для нижних чинов с 1807 по 1917 годы за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля. Знак отличия ордена св. Георгия являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. С 1913 года в статуте закреплено официальное название — Георгиевский крест. До 1913 года кроме официального имел и другие неофициальные наименования: Георгиевский крест 5-й степени, солдатский Георгиевский крест, солдатский Георгий («Егорий») и др.
Орден святого Георгия Победоносца
Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) - высшая военная награда Российской империи. В расширенном смысле - всеохватывающий комплекс отличий офицеров, нижних чинов и воинских подразделений.
Учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя и упразднён в 1917 году после Октябрьской революции. Имел четыре степени отличия. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой, высшей степенью ордена - всего 23 человека, из них только четверо стали кавалерами всех 4 степеней. А также 2 возложения на себя знаков ордена 1-й степени: императрицей Екатериной II по случаю учреждения ордена и императором Александром II по случаю празднования 100-летнего юбилея ордена. Второй степени ордена были удостоены 125 человек. С 2000 года орден Святого Георгия — военная награда Российской Федерации.
Храм св. Георгия Победоносца в Москве на Поклонной горе
Храм возведен в 1993-1995 гг. к 50-летию победы в Великой Отечественной войне (арх. А. Т. Полянский) в парке Победы на Поклонной горе на средства правительства Москвы. Первый камень в основание храма заложил Святейший Патриарх Алексий II. Иконостас работы А. Чашкина выполнен в художественно-производственном объединении «Софрино», бронзовые барельефы - З. Анджапаридзе, З. Церетели, мозаичные иконы - Е. Ключарева. Освящен 06.05.1995 Святейшим Патриархом Алексием II.
Святыня - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, дар Иерусалимского Патриарха Диодора г. Москве (перенесена в храм 04.09.1998). При храме - детская воскресная школа. Духовно просвещает детский психоневрологический интернат. К храму приписан храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе (Мемориальный музей Отечественной войны 1812).
Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде
Свято-Юрьев монастырь — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. До 1918 года имел статус первоклассной обители.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском
Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.
Церковь св. Георгия Победоносца в Львове на Украине
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца — церковь в Львове. Единственный в Львове пример архитектуры в византийско-романском стиле, характерном для Буковины. С 1992 года храм временно является кафедральным собором Львовской епархии Украинской православной церкви.
Церковь святого великомученика Георгия Победоносца в Купчи
Храм Святого Георгия Победоносца посвящен подвигу российских воинов, сражавшихся за пределами Родины. Церковь расположена около монумента воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979 - 1988 годах. 17 декабря 1999 года был освящён нижний храм во имя Рождества Христова, в нём стали проводиться регулярные службы. К началу 2003 года вчерне закончено строительство и внутренняя отделка верхнего храма во имя Святого Георгия Победоносца. 19 февраля 2003 года настоятельница Горненского монастыря игуменья Георгия передала в дар храму частицу святых мощей великомученика Георгия Победоносца. 11 октября 2004 г. на всех трех куполах храма были установлены новые позолоченные кресты работы мастера художественной ковки Е.И. Мирчука.
Церковь св. Георгия Победоносца на Псковской горе в Москве
Первое письменное упоминание о храме на этом месте датируется 1462 годом.
В 1535 году это место (где стоит храм) называлось Псковской горой — по поселению мастеров-пищальников (артиллеристов) из Пскова. Церковь получила название: "Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем" — в связи с находившимся рядом Государевым тюремным двором.
Нынешний храм построен в 1657-1658 гг. В него была включена часть его предшественника.
Статуя св. Георгия Победоносца в Москве
Символ Москвы - Св. Георгий Победоносец, поражающий змия, украшает сферообразный купол ТЦ «Охотный ряд» в центре Манежной площади.
Икона Георгия Победоносца
На иконе Святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на придании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Великомученик Георгий особенно почитается верующими на Руси.
Икона святого Великомученика Георгия Победоносца
Икона находится в Александро-Невском соборе в Париже.
Надпись на дарственной дощечке гласит: "В память русских легионеров, павших на французском фронте от общества попечения о Русском Легионе во Франции".
Икона была сооружена в память русских воинов экспедиционного корпуса, принявшего в 1917 г. название Русского Легиона Чести, погибших на французском фронте в 1916-1918 гг. На иконе под стеклом солдатский Георгиевский крест с бантом и французский крест.
1.4. Даты Христианских праздников, связанных с Георгием Победоносцем
Праздник 6 мая - День Святого Георгия Победоносца
Святой великомученик Георгий Победоносец родился в Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Отец его принял мученическую смерть за веру Христову, когда Георгий был еще ребенком; мать по смерти мужа переселилась на свою родину, в Палестину, где у нее было большое имение, и воспитала сына в строгом благочестии. Здесь молодой Георгий поступил на службу в римское войско.
Образованный, красивый и очень храбрый, он вскоре был замечен имп. Диоклетианом (284-305) и быстро достиг высоких воинских званий. Георгий сделался одним из приближенных к императору (который не знал, что тот исповедует христианство), но тяготился своим положением при Диоклетиане — лютом гонителе христиан. В это время на совете Сената император предоставил своим наместникам полную свободу в расправе над христианами: дозволялось сжигать их книги, разрушать церкви, а самих их отдавать на мучения.
Узнав об этом, Георгий стал готовиться к смерти: раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов — и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто исповедал себя христианином и призвал Диоклетиана прекратить жестокие истязания христиан. Ошеломленный император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей жизни и, по обычаю римлян, принести жертву богам. На это последовал решительный отказ. Тогда разгневанный Диоклетиан приказал бросить святого в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. Георгий стойко переносил страдания и благодарил Бога.
На следующий день Диоклетиан вновь призвал храброго юношу к себе и попытался убедить его отречься от христианства, а когда это не удалось, велел колесовать Георгия. Мученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Во время этой страшной пытки юноша не издал ни одного стона. Сначала он громко славил Бога, потом тихо молился и, наконец, умолк.
1.5. Поговорки, приметы, связанные с Георгием Победоносцем
Декабря - день Юрия (Егория) холодного. Это - день памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием и вторые именины которого приходятся на 6 мая (Юрий теплый).
С этим днем связана известная пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Когда-то на Юрия крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому, о чем заранее сообщали своему помещику на Михайлов день. Многие весь год ждали Юрьева дня, чтобы использовать данное им право. Но указом Бориса Годунова крестьяне были лишены этого права, с того времени и пошла поговорка о бабушке и Юрьевом дне с многочисленными вариантами: «Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла».
Считалось, что с Юрьева дня по деревням начинают бродить волки за добычей. В это же время забираются в свои берлоги медведи на зимнюю спячку.
После Юрия холодного люди, по обычаю, выходили к колодцам «слушать воду». Если неслышно было плеска воды - это предвещало теплую зиму.
1. Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора.
2. На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
3. Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.
4. Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
5. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
6. Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
7. Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре.
8. С Юрия осеннего до Юрия весеннего.
9. Крепки ряды Юрьевым днем.
10. Мужик болит и сохнет по Юрьев день.
11. Уговор - делу родной брат.
12. Уговор дороже денег.
13. До слова крепись, а давши слово - держись.
14. Егорий с мостом, Никола с гвоздем.
15. На Руси два Егорья: холодный да голодный.
16. К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожами, конопатят окна и погреба.
17. Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня.
18. В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая, послышатся звуки - ожидай сильных вьюг и морозов.
19. С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам.
20. Что у волка в зубах, то Егорий дал.
21. Юрий на порог весну приволок.
22. Егорий землю отмыкает.
23. Пришел Егорий, и весне не уйти.
24. Егорий храбрый зиме ворог лютый.
25. Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор.
26. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.
27. Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
28. Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
29. Егорий из-под спуда зеле ну травку выгоняет.
30. На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный
31. Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Николай будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
32. Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы.
33. До святого Юрья корм есть и у дурня.
34. Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса.
35. Егорий с ношей, а Никола с возом.
36. Егорий с кузовом, Никола с возом.
37. Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
38. Егорий с теплом, а Никола с кормом.
39. Егорий с водой, а Никола с травой.
40. В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастет.
41. На Егорья мороз - будет просо и овес.
42. На Егорья мороз - под кустом овес.
43. На Егорья мороз - гречи хороши.
44. Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени.
45. Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит.
46. Юрий росу спустил.
47. Гони животину на Юрьеву росу.
48. На Егорья роса - будут добрые проса.
49. На Юрья роса - не надо коням овса.
50. Будь здоров, как Юрьева роса.
51. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
52. Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
53. На Юрья дождь - скоту легкий год.
54. На Юрья снег - рожай на гречу, на Юрья дождь - гречи нерод.
55. На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
56. Егорий - ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
57. Юрий починает полевые работы, Юрии и кончает.
58. Ранний посев ярового - с Юрья.
59. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея
60. Яровое сей до Егория.
61. Не хвались на Юрьев день лосевом, хвались на Николин травою.
62. Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний.
63. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия.
64. Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому.
65. Сей просо с Егорья, кончай Николой.
66. С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.
67. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь.
68. Кукушка кукует до Егория - скот падёт.
69. Кукушка до Егорья - к неурожаю и падежу скота.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макари преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом.
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
1.6. МОЛИТВА БЛАГОДАТНОМУ ПОКРОВИТЕЛЮ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ПОБЕДОНОСЦУ ГЕОРГИЮ
Великий Георгий, Предстатель небесный,
Целитель всех нужд и печалей, и ран!
Ты - Русской Державы Защитник чудесный,
Ты - слава героев и вождь христиан.
Твое, Божий Воин, прославлено имя
Величьем страданий во имя Христа;
Своею любовью, делами своими
Ты всех покоряешь святыне Креста.
Услышь нас, молящихся, грешных собратий,
Гонимых, позоримых русских людей,
Разрушь злой совет инородческих ратей,
Избавь нас от козней продажных вождей.
Видна Тебе лютая наша тревога,
Ты знаешь, что многих корысть увлекла
И многие наши забыли про Бога
И стали рабами кромешного зла.
Рассей, о Георгий, соблазны измены,
Взыщи обезумевших блудных сынов
И к нам возврати их из вражьего плена,
Спаси, вразуми их, о Воин Христов!
Мы молим Тебя на коленях, рыдая -
Явись, Благодатный Герой, с небеси
С чудесным советом к Царю Николаю
И с Ним усмири всяк язык на Руси!
О сжалься, Георгий, над Русской Державой
И прежнюю силу подай Ты ей вновь
И снова затепли с немеркнущей славой
В сердцах наших веру, надежду, любовь!
Лев Катанский
(Впервые опубликовано 23 апреля 1906 г. в газете "Русское знамя")
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот. Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы - сойди с ворот!
И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы.
М. Цветаева. 12 мая 1918 г.
Почитание святого началось в V веке, распространившись сначала в Европе, а с X века и на Руси. Духовное поклонение святому воину, покровителю и ангелу известных на Руси государственных деятелей нашло отражение в генеалогии правящего клана киевских, владимирских, а затем и московских князей. В каждом из десяти поколений московских Рюриковичей, начиная с внука Александра Невского московского князя Юрия Даниловича до князя Георгия, рано умершего младшего брата Ивана IV Грозного, встречаются личные имена Георгия или Юрия. Теологическое почитание страстей и праведной жизни святого Георгия нашло отражение в основании городов его имени, в наименованиях монастырей и храмов, расположенных на юге и северо-востоке Руси.
Великий князь киевский Ярослав Мудрый (в крещении Георгий) основал в Новгородской земле город Юрьев (он же Дерпт, ныне Тарту - в Эстонии), построил Юрьевский монастырь в Новгороде, церковь в Киеве. Великий князь Киевский и Владимирский Георгий Владимирович Долгорукий построил город Юрьев, основал несколько церквей во имя великомученика Георгия. С X века образы мученика-воина присутствовали в храмовых росписях, книгах, летописях, на иконах. Почитание святого в Москве стало традиционным.
К началу XX века в Москве было 11 храмов и приделов в церквах во имя великомученика Георгия Победоносца. Светское почитание. Изображение всадника с атрибутами воинской славы (щит, меч, копье), на ранних (начиная с XII века) печатях удельных и великих князей уже можно отождествлять с именем святого Георгия. Эта древняя эмблема Москвы, изображающая всадника, поражающего копьем дракона, известна со 2-й половины XIV века по печати Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия I Донского. Печать в древности представляла собой аллегорическое воплощение державное, символ государственной власти, высшим представителем которой был князь. Его юридическая власть и воля скреплялась печатью.
На первых печатях московской чеканки (середина-конец XIV века) присутствует всадник. Как правило, он изображен с дополнительными атрибутами государственного могущества своего владельца. Меч, крест, сокол, щит, конь -именно эти внешние атрибуты наиболее ярко характеризуют личность и общественную значимость князя - военного и политического руководителя средневекового государства. Печатями имели право пользоваться только высшие духовные иерархи и светские правители. В XV веке образ "сокольника", не имевший еще персонифицированной привязки, сменился на более приземленный образ "воина-Егория". Теперь рядом с фигурой воина пишется светское или церковное имя ее владельца. В 30-е годы XV века воин, попирающий копьем змия - почти полный слепок с иконографического сюжета о святом Георгии, впервые появляется на монетах. По-видимому, одно из наиболее ранних изображений пришло в Москву с Юрием Дмитриевичем - отцом Дмитрия Шемяки. Удельный князь Звенигородский, он ненадолго захватил Москву и согнал с престола племянника, великого князя Василия II Темного.
Несмотря на тяжкие политические последствия переворота, вызвавшего затяжную усобицу в семье московских Рюриковичей и физические страдания самого московского князя (вскоре лишенного зрения), перенос на монеты понятного для москвичей символа «пришелся ко двору», надолго закрепился в торговой практике столичного града.
В 1464 году мастер Василий Ермолин установил большой белокаменный горельеф - конную статую святого Георгия над проездными воротами Фроловской (Спасской) башни Кремля. Полутораметровый скульптурный образ Георгия Победоносца в конце века, после реконструкции Кремля, был принесен в церковь его имени. В настоящее время он хранится в Третьяковской галлерее.
2010 год - год 65 - летия Победы в Великой Отечественной войне. Про таких людей, как Георгий Константинович Жуков (1896-1974), обычно говорят: "У него талант от бога". И действительно, кто бы мог подумать, что мальчик из крестьянской семьи, закончив всего 3 класса школы, получит возможность в 1915 году поступить в школу унтер-офицеров и проявит чудеса храбрости в Гражданской войне? Окружающие поражались его безошибочной интуиции, умению мгновенно оценить обстановку и принять единственно верное решение. Особенно этот талант раскрылся во время Великой Отечественной войны, когда Иосиф Виссарионович Сталин доверял Георгию Жукову (к тому времени уже заместителю верховного главнокомандующего) вести самые ответственные участки боевых действий; возможно, в этом была даже доля суеверия, поскольку все больше и больше людей начинали считать, что одно только появление Жукова на том или ином участке фронта способно принести победу. Так, именно Жуков зимой 1942-1942 годов координировал ход военных действий под Сталинградом, в результате чего было уничтожено более 300 тысяч немцев. Человек-легенда, 24 июля 1945 года Жуков принимал Парад Победы, когда к Мавзолею было брошено 200 трофеев - немецких знамен.
Так к образу Георгия Победоносца, поразившего змея, добавился не менее героический образ его тезки, Георгия Жукова, победившего фашизм.
В первоначальный замысел автора было заложен тот факт, что памятник будет установлен непосредственно на Красной площади, и лицо маршала будут обращено в сторону памятника Минину и Пожарскому. Однако вмешалось ЮНЕСКО. Поскольку, Красная площадь, как памятник истории и архитектуры мирового значения находится под охраной этой организации, то она «не подлежит никаким дополнениям изменениям».
Несомненным достоинством скульптуры я является его портретное сходство, весьма точная передача волевого характера полководца, одного из главных героев Великой Отечественной войны. Многие отмечают некоторую схожесть композиции с изображением Георгия Победоносца, «попирающего змия», изображение которого помещено на пьедестале.
В мае 2007 года, к празднованию 860-летия Москвы, памятник был отреставрирован.
Слайд 1
Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский 628240, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра, г. Советский, ул. Киевская, д. 26а Творческий проект Автор: Бизяева Анастасия, 14 лет, 8 «а» класс МОУ гимназия г. Советский Руководитель: Лодягина Ирина Владимировна, учитель истории, МОУ гимназия г. Советский г. Советский 2011 г. Георгий Победоносец- покровитель русского воинстваСлайд 2
Введение В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовного просвещения. Приобретая новые знания по истории православия в России, мы лучше узнаем культуру собственного народа. В школьный курс «История Отечества» включено несколько часов, связанных с историей Русской Православной Церкви. Необходимость более близкого знакомства учеников с историей христианства очевидна в школах гуманитарного направления, гимназиях, где ребята на серьезном уровне изучают историю, литературу, мировую художественную культуру. Возникает потребность в дополнительной информации для учащихся.
Слайд 3
Цели проекта: Приступая к работе, я поставила перед собой следующие цели: Помочь подрастающему поколению приобрести новые знания об истории Отечества через изучение истории Христианства. Увеличить численность людей знающих историю и увлекающихся ею.
Слайд 4
Задачи проекта: И попыталась решить следующие задачи: Привлечь современного подростка к сохранению памяти о русских святых деятелях во времена Древней Руси, за счет внедрения в программу воспитательной работы мероприятий на данную тему. Познакомить детей и взрослых с историей жизни и деяниями определенной личности, в данном проекте св. Георгия Победоносца. Изучить литературу и разработать сценарии мероприятий с учетом возраста детей по ознакомлению с православными праздниками в России, связанных со святым деятелем Руси. Провести мероприятия в рамках деятельности программы школьного самоуправления.
Слайд 5
По ходу создания проекта я постаралась и в итоге у меня получился проект, состоящий из: 1. Биография Георгия Победоносца. 2. Интересные факты из жизни и деяния св. Георгия Победоносца. 3. Храмы и ордена, имеющие описания и названные в честь Великомученика Георгия. 4. Христианский праздник, описанный во всех подробностях. 5. Множество поговорок, примет, связанных со святым. 6. История герба города Москвы. 7. Также выявлена схожесть между Георгием Победоносцем и Георгием Жуковым.
Слайд 6
Заключение В процессе работы над темой я приобрела новые знания об истории Отечества через изучение истории святых Русской Православной Церкви, познакомилась с моральными и этическими нормами православного русского общества. Считаю, что мой проект имеет практическую направленность и социальную значимость для гимназии, так как использование представленных в нем материалов на классных часах, собраниях и занятиях дополнительного образования поможет предотвратить разрушение морального и физического здоровья молодого человека. Знание о русских святых и христианстве разовьет невосприимчивость к представителям тоталитарных сект и групп, предотвратит разрушение морального здоровья школьников. В целом, это приведет к духовному оздоровлению подрастающего человека, благодаря высокому нравственному потенциалу, который несет в себе личность русского святого Георгия Победоносца.
Слайд 7
Спасибо за внимание!
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Зимовье зверей
Зимняя сказка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рыжие листья